Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики посредством логоритмики 8
1.1 Особенности развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики 8
1.2 Возможности логоритмики в развитии у детей 5-6 лет эмоциональной лексики 13
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет эмоциональной лексики посредством логоритмики 17
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики 17
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 5-6 лет эмоциональной лексики посредством логоритмики 32
2.3 Оценка динамики уровня развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики 41
Заключение 54
Список используемой литературы 57
Приложение А Характеристика выборки исследования 59
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 60
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 62
Развитие речи - многоаспектный процесс, широко связанный с интеллектуальным развитием дошкольника. Речь - ключевая психическая функция человека. Благодаря речи создаются специфически человеческие способы общественного контакта. Эти способы способствуют развитию высших форм познавательной деятельности.
Особую важность и актуальность развитие эмоциональной лексики приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, возможности к рефлексии и умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. Значение эмоциональной лексики в дошкольном возрасте очень велико, как и при психической деятельности, так и при становлении личности ребенка. Эмоции обогащают психику яркостью и разнообразием чувств, делают ребенка более интересным и для окружающих, и для самого себя. Разнообразие собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее.
Исследованием процесса овладения эмоциональной лексикой родного языка в онтогенезе занимались многие заслуженные отечественные и зарубежные ученые, к их числу относятся Г.А. Волкова, Л.С. Выготский, A. Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Г.Д. Неткачев, Ж. Пиаже, Х. Штейнталь, Р. Якобсон. В отечественной педагогике использование логоритмики для развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики основывается на трудах таких ученых, как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, B. В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин. Эти авторы сформулировали базовые психолого-педагогические и методологические положения, позволяющие результативно работать с детьми 5-6 лет.
Логоритмика - это система речедвигательных игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логоритмика - помощь, которую педагоги могут оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики и недостаточным использованием логоритмики в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности логоритмики в развитии у детей 5-6 лет эмоциональной лексики?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 5-6 лет эмоциональной лексики посредством логоритмики».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики посредством логоритмики.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики.
Предмет исследования: развитие у детей 5-6 лет эмоциональной лексики посредством логоритмики.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики посредством логоритмики будет возможен, если:
• подобраны логоритмические игры с учетом показателей эмоциональной лексики и включены в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты;
• обеспечена поэтапная организация работы, включающая подготовительный, основной, заключительный этапы в соответствии с особенностями развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет.
Задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики посредством логоритмики.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию у детей 5-6 лет эмоциональной лексики посредством логоритмики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
• концепции возрастного развития детей 5-6 лет, описанные в трудах О.А. Карабановой, Г. Крайга, Ф. Райс, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона;
• результаты исследований об особенностях развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики М.М. Алексеевой, О.В. Дашкевич, Т. Гоббса, И.Г. Захаровой, Е.П. Ильина, В.К. Калина, Ю.Н. Кулюткина, М.И. Лисиной, Т. Рибо, Е.О. Смирнова, А.П. Усовой, О.А. Черникова;
• положения исследований о возможностях логоритмики в развитии у детей 5-6 лет эмоциональной лексики Л.И. Божович, Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, М.И. Лисиной, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ № 4 «Ивушка», с. Леонидово Сахалинская область. В данном исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что выявлены возможности применения логоритмики в целях развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании содержания работы с использованием логоритмики, которое может составить основу для более широких научных представлений о средствах развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранные логоритмические игры и поэтапная организация работы по развитию у детей 5-6 лет эмоциональной лексики посредством логоритмики может использоваться педагогами, учителями-логопедами в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (26 наименований) и 3 приложений. Текст работы содержит 3 таблицы, 11 рисунков. Текст бакалаврской работы изложен на 58 страницах. Общий объем работы с приложениями - 63 страницы.
В ходе изучения теоретических основ проблемы развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики посредством логоритмики нами установлено, что под термином «лексика» понимают всю совокупность слов отдельно взятого языка. Под эмоциональной лексикой понимают умение выразить свои эмоции, чувства, состояния, донести их до партнера по общению. Развитие эмоциональной лексики происходит путем обогащения словаря ребенка. Под обогащением словаря понимается изучение дошкольником неизвестных ему ранее, новых для ребенка слов. Данная работа идет параллельно с общим развитием ребенка. При этом необходимо обращать внимание на обогащение как пассивного, так и активного словаря. У детей 5-6 лет эмоциональная лексика развита слабо, им трудно объяснить, что чувствуют они сами или герои художественных произведений. Эмоциональная лексика детей данного возраста отличается фрагментарностью, выборочностью, неверным употреблением некоторых слов, оценка эмоций практически отсутствует. Логоритмика - это такие упражнения и игры, которые включают в себя одновременно речь и движение, и проводятся с целью коррекции речи. В процессе логоритмики развитие у детей 5-6 лет эмоциональной лексики происходит за счет прослушивания различной музыки. Так как содержание музыки стимулирует проявление различных эмоций, главная задача педагога в процессе логоритмики - помочь дошкольнику правильно выразить их, тем самым формируя эмоциональную лексику. Также любая сильная эмоция выражается человеком каким-либо движением - жестом, мимикой, иногда просто внутренним движением. Логоритмика позволяет выразить эти движения, осмыслить их, что также делает проявление эмоций более выраженным, а развитие эмоциональной лексики - интенсивным.
По итогам констатирующего этапа исследования можно заключить, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики 7 (35%) детей. Дети не могут верно назвать ни одно из предложенных эмоциональных состояний, ошибаются, на подсказку педагога не реагирует. Дети не демонстрируют умение верно отобразить мимику эмоции, заданной педагогом, не могут правильно соотнести эмоцию и интонацию. На вопросы, почему изобразили интонацию именно так, не отвечают, подсказки педагога не воспринимают. Дети не могут определить, какие эмоции испытывает человек на рисунке. Способны выделить некоторые признаки эмоций, но часто ошибаются в их интерпретации. Дети не упоминают об эмоциях в ходе рассказа по картинке. На вопросы педагога про эмоции не отвечают, на подсказки не реагируют.
Средним уровнем развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики обладают 11 (55%) детей. Дети может верно назвать от 1 до 3 эмоциональных состояний, ошибается, на подсказку педагога реагирует не всегда верно. Ребенок демонстрирует частично развитый умение верно отобразить мимику эмоции, заданной ему педагогом, верно отображает 2-3 эмоции, в остальных ошибается. Ребенок может правильно соотнести некоторые эмоции и интонации, но часто ошибается. На вопросы, почему он изобразил интонацию именно так, отвечает кратко, подсказки педагога воспринимает, но не всегда правильно интерпретирует. Ребенок в целом может выявить, какие эмоции испытывает человек на рисунке. Может выделить некоторые признаки эмоций, но периодически ошибается в их интерпретации. Ребенок редко упоминает об эмоциях в ходе рассказа по картинке, путает значение слов, обозначающих эмоции.
В контрольной группе обладают низким уровнем развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики 7 (35%) детей, у 11 (55%) детей диагностирован средний уровень и у 2 (10%) детей - высокий. Полученные результаты исследования обосновали необходимость разработки и внедрения содержания работы по развитию у детей 5-6 лет эмоциональной лексики посредством логоритмики.
Нами было экспериментально доказано, что процесс развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики посредством логоритмики будет возможен, если:
• подобраны логоритмические игры с учетом показателей эмоциональной лексики и включены в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты;
• обеспечена поэтапная организация работы, включающая подготовительный, основной, заключительный этапы в соответствии с особенностями развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет.
С помощью контрольного среза нами было установлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики стал ниже на 25%. Так, если на констатирующем этапе он был выявлен у 7 (35%) детей, то на контрольном - только у 2 (10%) детей. Средний уровень вырос на 15%, с 11 (55%) детей на констатирующем, до 14 (70%) на контрольном этапе эксперимента. Высокий уровень развития у детей 5-6 лет эмоциональной лексики на контрольном этапе поднялся у 2 детей, то есть на 10%, что свидетельствует об успешно проведенной нами работы.
Иначе дело обстояло в контрольной группе, где результаты практически не изменились. Низкий уровень был выявлен у 7 (35%) детей, средний уровень - у 11 (55%).
Проанализировав полученные результаты, можно констатировать, что разработанное и апробированное содержание работы по развитию у детей 5-6 лет эмоциональной лексики посредством логоритмики является результативным. Задачи исследования решены, цель достигнута, поставленная гипотеза доказана.
1. Алексеева М. М. Развитие связной речи в дошкольном возрасте. М.: изд-во РАО, 2019. 116 с.
2. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М. : Форум, 2017. 144 с.
3. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. СПб. : Каро, 2015. 192 с.
4. Богуш А. М. Обучение правильной речи в детском саду. М. : Дана, 2018. 212 с.
5. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 2018. 317 с.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2014. 174 с.
7. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением. СПб. : Фаст, 2014. 201 с.
8. Вербенец А. М. Использование моделирования в процессе развития познавательной активности у старших дошкольников // Детский сад: Теория и практика. 2021. № 3. С. 45-48.
9. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М. : Владос, 2012. 272 с.
10. Волошина Л. Н., Галимская О. Г. Формирование социального опыта дошкольников в спортивно-игровой деятельности // Культура физическая и здоровье. 2012. № 5. С. 69-73.
11. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Просвещение, 2019. 365 с.
12. Ерофеева Т. И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М. : Проф. образование, 2020. 296 с.
13. Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М. : Педагогика, 2015. 321 с.
14. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М. : «Академия», 2018. 256 с.
15. Зуева Т. Л. Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие. М. : Центр педагогического образования, 2013. 112 с.
...