Использование иноязычного песенного материала для развития лексических навыков у студентов неязыковых направлений подготовки на занятиях по английскому языку
|
Аннотация 2
Введение 6
Глава 1 Теоретические основы обучения иноязычной лексике студентов неязыковых направлений подготовки с использованием иноязычных песенных произведений 8
1.1 Характеристика лексического навыка 8
1.2 Особенности обучения лексике студентов неязыковых направлений подготовки 12
1.3 Роль иноязычного песенного материала в обучении английскому языку 19
Глава 2 Методика обучения лексике с использованием иноязычного песенного материала 24
2.1 Развитие лексических навыков при работе с песней на иностранном языке 24
2.2 Критерии отбора иноязычных песен 28
2.3 Эксперимент по развитию лексических навыков с использованием иноязычного песенного материала 30
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Приложение А Текст песни «Creep» (Radiohead) 45
Приложение Б Текст песни «Just the way you are» (Bruno Mars) 46
Приложение В Текст песни «All of Me» (John Legend) 47
Приложение Г Тест для определения уровня развития лексических навыков по теме «Appearance» 48
Приложение Д Ключи к тесту для определения уровня развития лексических навыков по теме «Appearance» 49
Приложение Е Результаты тестирования для определения уровня развития лексических навыков по теме «Appearance» на констатирующем этапе 50
Приложение Ж Методическая разработка с использованием песенного материала Radiohead «Creep» для совершенствования лексических навыков студентов 51
Приложение И Ключи к упражнениям по песне «Creep» 53
Приложение К Методическая разработка с использованием песенного материала Bruno Mars «Just the way you are» для совершенствования лексических навыков студентов 54
Приложение Л Ключи к упражнениям по песне «Just the way you are» 56
Приложение М Методическая разработка с использованием песенного материала John Legend «All of Me» для совершенствования лексических навыков студентов 57
Приложение Н Ключи к упражнениям по песне «All of Me» 59
Приложение П Tест для определения уровня развития лексических навыков по теме «Appearance» на контрольном этапе 60
Приложение Р Ключи к повторному тесту для определения уровня развития лексических навыков по теме «Appearance» 61
Приложение С Результаты повторного тестирования на определение уровня развития лексических навыков по теме «Appearance» на контрольном этапе 62
Введение 6
Глава 1 Теоретические основы обучения иноязычной лексике студентов неязыковых направлений подготовки с использованием иноязычных песенных произведений 8
1.1 Характеристика лексического навыка 8
1.2 Особенности обучения лексике студентов неязыковых направлений подготовки 12
1.3 Роль иноязычного песенного материала в обучении английскому языку 19
Глава 2 Методика обучения лексике с использованием иноязычного песенного материала 24
2.1 Развитие лексических навыков при работе с песней на иностранном языке 24
2.2 Критерии отбора иноязычных песен 28
2.3 Эксперимент по развитию лексических навыков с использованием иноязычного песенного материала 30
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Приложение А Текст песни «Creep» (Radiohead) 45
Приложение Б Текст песни «Just the way you are» (Bruno Mars) 46
Приложение В Текст песни «All of Me» (John Legend) 47
Приложение Г Тест для определения уровня развития лексических навыков по теме «Appearance» 48
Приложение Д Ключи к тесту для определения уровня развития лексических навыков по теме «Appearance» 49
Приложение Е Результаты тестирования для определения уровня развития лексических навыков по теме «Appearance» на констатирующем этапе 50
Приложение Ж Методическая разработка с использованием песенного материала Radiohead «Creep» для совершенствования лексических навыков студентов 51
Приложение И Ключи к упражнениям по песне «Creep» 53
Приложение К Методическая разработка с использованием песенного материала Bruno Mars «Just the way you are» для совершенствования лексических навыков студентов 54
Приложение Л Ключи к упражнениям по песне «Just the way you are» 56
Приложение М Методическая разработка с использованием песенного материала John Legend «All of Me» для совершенствования лексических навыков студентов 57
Приложение Н Ключи к упражнениям по песне «All of Me» 59
Приложение П Tест для определения уровня развития лексических навыков по теме «Appearance» на контрольном этапе 60
Приложение Р Ключи к повторному тесту для определения уровня развития лексических навыков по теме «Appearance» 61
Приложение С Результаты повторного тестирования на определение уровня развития лексических навыков по теме «Appearance» на контрольном этапе 62
Лексические, грамматические и фонетические языковые навыки отвечают за восприятие лексической единицы в тексте, успешное выражение мысли и точное восприятие речи. Лексической единицей обозначается как слово, так и идиома.
Низкая успеваемость студентов обусловлена отсутствием необходимости использования иностранного языка в повседневной жизни, также многие учащиеся сталкиваются с психологическими барьерами. Отсюда следует, что одним из важных факторов при развитии любых навыков является благоприятная среда и комфортная атмосфера.
Для развития лексических навыков, снижения стресса, повышения интереса и увеличения мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей на уроках английского языка эффективным будет использование иноязычного песенного материала. Песни и музыка передают эмоциональное состояние исполнителя, что в свою очередь влияет на более точное понимание текста. В дополнение, музыкальная композиция может отражать исторический опыт определенного народа и тем самым расширить кругозор студентов, увеличив познания ценностей другой для них национальной культуры через образцы стихотворного и песенного творчества.
Актуальность проблемы данного исследования обусловлена тем, что студенты неязыковых специальностей наиболее ярко выражают отсутствие интереса к изучению иностранного языка. Иноязычные песенные произведения поспособствуют увеличению мотивации, снижению стресса, эффективному усвоению учебного материала и развитию лексических навыков. Использование иноязычных песенных произведений на занятиях по английскому языку в своих работах изучали Попова Е.А., Кручинина Г.А., Крашенинникова Е.И., Жаркова Т.С., Блохина А.В. и другие.
Объект исследования - процесс развития лексических навыков.
Предмет исследования - использование иноязычного песенного материала для развития лексических навыков у студентов неязыковых специальностей.
Цель исследования - повысить эффективность развития лексических навыков у студентов неязыковых направлений посредством использования иноязычного песенного материала.
Задачи исследования:
1. Изучить и описать особенности обучения лексике студентов неязыковых направлений подготовки.
2. Актуализировать роль использования иноязычного песенного материала на занятиях по английскому языку.
3. Подготовить методическую разработку с использованием иноязычных песенных произведений.
4. Провести эксперимент по развитию лексических навыков с использованием иноязычного песенного материала у студентов неязыковых направлений подготовки.
Методы исследования: анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта, наблюдение, сравнение, обработка результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили труды таких авторов, как Е.И. Пассов, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Л.В. Щерба и другие.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования результатов исследования в организации практических занятий по английскому языку у студентов неязыковых направлений подготовки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Низкая успеваемость студентов обусловлена отсутствием необходимости использования иностранного языка в повседневной жизни, также многие учащиеся сталкиваются с психологическими барьерами. Отсюда следует, что одним из важных факторов при развитии любых навыков является благоприятная среда и комфортная атмосфера.
Для развития лексических навыков, снижения стресса, повышения интереса и увеличения мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей на уроках английского языка эффективным будет использование иноязычного песенного материала. Песни и музыка передают эмоциональное состояние исполнителя, что в свою очередь влияет на более точное понимание текста. В дополнение, музыкальная композиция может отражать исторический опыт определенного народа и тем самым расширить кругозор студентов, увеличив познания ценностей другой для них национальной культуры через образцы стихотворного и песенного творчества.
Актуальность проблемы данного исследования обусловлена тем, что студенты неязыковых специальностей наиболее ярко выражают отсутствие интереса к изучению иностранного языка. Иноязычные песенные произведения поспособствуют увеличению мотивации, снижению стресса, эффективному усвоению учебного материала и развитию лексических навыков. Использование иноязычных песенных произведений на занятиях по английскому языку в своих работах изучали Попова Е.А., Кручинина Г.А., Крашенинникова Е.И., Жаркова Т.С., Блохина А.В. и другие.
Объект исследования - процесс развития лексических навыков.
Предмет исследования - использование иноязычного песенного материала для развития лексических навыков у студентов неязыковых специальностей.
Цель исследования - повысить эффективность развития лексических навыков у студентов неязыковых направлений посредством использования иноязычного песенного материала.
Задачи исследования:
1. Изучить и описать особенности обучения лексике студентов неязыковых направлений подготовки.
2. Актуализировать роль использования иноязычного песенного материала на занятиях по английскому языку.
3. Подготовить методическую разработку с использованием иноязычных песенных произведений.
4. Провести эксперимент по развитию лексических навыков с использованием иноязычного песенного материала у студентов неязыковых направлений подготовки.
Методы исследования: анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта, наблюдение, сравнение, обработка результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили труды таких авторов, как Е.И. Пассов, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Л.В. Щерба и другие.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования результатов исследования в организации практических занятий по английскому языку у студентов неязыковых направлений подготовки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Знание английского языка с каждым годом становится более востребованным, что повышает его значимость как дисциплины. Конечной целью изучения иностранного языка является использование учащимися полученных знаний посредством успешной коммуникации. Соответственно, необходимо сформировать фонетические, грамматические и лексические навыки.
В данной работе изучены вопросы формирования и развития лексических навыков у студентов неязыковых направлений подготовки на занятиях по английскому языку с использованием иноязычного песенного материала.
Проанализировав научную литературу по теме исследования, выявлено, что лексика представляет собой важный элемент в системе языковых средств. К тому же, являясь строительным материалом языка, она требует тщательного и системного подхода.
Развитие лексических навыков наиболее успешно происходит при грамотном включении иноязычных песенных произведений в ход занятия. Наибольших результатов можно достичь при соблюдении установленных критериев отбора песни - ее воздействия на студентов, актуальности и методической ценности. Также эффективность использования песни на уроке иностранного языка заключается в постановке произношение, помимо этого тренируется и восприятие текста на слух.
По итогу проведенного эксперимента, который осуществлялся на протяжении трех практических занятий, отмечается положительное влияние использования иноязычного песенного материала на развитие лексических навыков у студентов. Так как современные учащиеся проводят большое количество свободного времени за прослушиванием музыки, зачастую не понимая смысла и содержания, полезными оказываются упражнения на корректное ее восприятие.
Отмечено, что использование песенного материала стимулирует мотивацию, способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.
Путем тестирования на контрольном этапе эксперимента были выявлены лучшие показатели у студентов экспериментальной группы, в ход занятия которой был включен иноязычный песенный материал. Исходя из полученных результатов следует, что 58% студентов экспериментальной группы получили высокий балл, в то время, как только 14% студентов контрольной группы смогли достичь подобного успеха.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты. Перспективой исследования может служить разработка учебно-методического пособия, включающего песенный материал и упражнения для развития лексического навыка по основным темам дисциплины «Иностранный язык» студентов первого курса ТГУ.
В данной работе изучены вопросы формирования и развития лексических навыков у студентов неязыковых направлений подготовки на занятиях по английскому языку с использованием иноязычного песенного материала.
Проанализировав научную литературу по теме исследования, выявлено, что лексика представляет собой важный элемент в системе языковых средств. К тому же, являясь строительным материалом языка, она требует тщательного и системного подхода.
Развитие лексических навыков наиболее успешно происходит при грамотном включении иноязычных песенных произведений в ход занятия. Наибольших результатов можно достичь при соблюдении установленных критериев отбора песни - ее воздействия на студентов, актуальности и методической ценности. Также эффективность использования песни на уроке иностранного языка заключается в постановке произношение, помимо этого тренируется и восприятие текста на слух.
По итогу проведенного эксперимента, который осуществлялся на протяжении трех практических занятий, отмечается положительное влияние использования иноязычного песенного материала на развитие лексических навыков у студентов. Так как современные учащиеся проводят большое количество свободного времени за прослушиванием музыки, зачастую не понимая смысла и содержания, полезными оказываются упражнения на корректное ее восприятие.
Отмечено, что использование песенного материала стимулирует мотивацию, способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.
Путем тестирования на контрольном этапе эксперимента были выявлены лучшие показатели у студентов экспериментальной группы, в ход занятия которой был включен иноязычный песенный материал. Исходя из полученных результатов следует, что 58% студентов экспериментальной группы получили высокий балл, в то время, как только 14% студентов контрольной группы смогли достичь подобного успеха.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты. Перспективой исследования может служить разработка учебно-методического пособия, включающего песенный материал и упражнения для развития лексического навыка по основным темам дисциплины «Иностранный язык» студентов первого курса ТГУ.





