Проведено экспериментальное исследование .
База исследования: Детский центр «Дино» города Санкт-Петербург.
Выборка: 15 детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми с дизартрией…………..6
1.1 Дизартрия как нарушение речи…6
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией………………8
1.3 Методика применения логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми с дизартрией ………12
Выводы по 1 главе………………………………………………………. 18
Глава 2. Практическая работа по диагностике и коррекции фонетико-фонематической системы у детей с дизартрией.20
2.1 Организация диагностики ……20
2.2 Результаты констатирующего эксперимента…………………….. 25
2.3 Описание коррекционной работы с использованием логоритмики, направленной на совершенствование фонетико-фонематической системы у детей с дизартрией…33
Выводы по 2 главе………………………………………………………. 38
Заключение………………………………………………………………. 40
Библиографический список ……………42
Приложение……………………………………………………………… 47
Процесс формирования связной речи детей дошкольного возраста – это одна из важнейших задач речевого воспитания детей. Это обусловлено тем, что формируется личность, развиваются коммуникативные навыки ребенка.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте» [Федеральные государственные образовательные стандарты].
На сегодняшний день среди речевых нарушений дизартрия занимает особое место, так как наблюдается неутешительная тенденция случаев ее возникновения у детей. Легкая степень дизартрии является одним из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения. При этом, перечисленные нарушения являются причиной недоразвития фонематического слуха и несформированности навыков звукового анализа.
Вопросы, связанные с использованием логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми как с нормативным речевым развитием, так и с дизартрией актуальны, и нуждаются в изучении. В настоящее время, по данным Е.Ф. Архиповой, Л.И. Беляковой, Т.Г. Визель, Т.Б. Филичевой и других, число детей, с нарушениями речи, в том числе и дизартрией, увеличивается.
Успешное обучение и воспитание детей с дизартрией в дошкольный период является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков. Однако, практика свидетельствует, что дети с дизартрией испытывают затруднения при усвоении программных требований дошкольной образовательной организации и оказываются плохо подготовленными к школе [Талипова, 2020]. Так, в частности у них может страдать звукопроизношение, связная устная речь. Поэтому необходимо искать наиболее эффективные средства коррекции речи детей с дизартрией, которые можно применять в процессе логопедической работы.
Цель работы заключается в теоретическом обосновании возможности коррекции определить фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями посредством логоритмики.
Объект исследования: логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми с минимальными дизартрическими нарушениями.
Предмет исследования: коррекционная логопедическая работа, направленная на преодоление нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детям старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
2. Рассмотреть логоритмику и специфику её использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
3. Изучить фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
4. Разработать план по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ, обобщение, систематизация; эмпирические: наблюдение, экспериментальный (констатирующий эксперимент), психодиагностический (сбор и анализ анамнестических данных, беседа), количественный метод (количественный анализ результатов), интерпретационные методы (качественный анализ полученных результатов).
Практическая значимость исследования состоит в разработке плана по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями. Результаты исследования могут быть полезны для организации коррекционной работы в условиях детского дошкольного учреждения.
База и выборка исследования: Детский центр «Дино» города Санкт-Петербург. В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Структура и объем работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 40 литературных источников и приложений. Материал изложен на ¬83 страницах.
К особенностям речевого развития детей с дизартрией относятся: трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов; трудности при словообразовании, недостаточное развитие активного и пассивного словаря; трудности при связном высказывании. Для связной речи детей со стертой формой дизартрии характерны как неосознанность и произвольность построения фразы, так и высказывания в целом. Несформированность развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии существенно влияет на уровень развития связной речи.
Структура логопедического воздействия при дизартрии носит непосредственно комплексный характер: корректировка звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза; становление лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания совмещается с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а порой и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
С целью выявления уровня развития фонетических и фонематических функций у детей с дизартрией было проведено исследование, в котором приняли участие 15 старших дошкольников. Для проведения обследования была составлена методика на основе исследований Н.М. Трубниковой.
Обследования состояния фонетико-фонематическое системы было проведено в трех направлениях:
1) обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата;
2) обследование звукопроизношения;
3) обследование фонематического слуха.
Осмотр органов артикуляционного аппарата дал следующие результаты: у тринадцати детей анатомическое строение без отклонений, у двух – короткая подъязычная уздечка. Девять детей набрали высший суммарный балл. Это говорит о том, что у них нет нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата. Наибольшие затруднения дети испытывали при выполнении проб на исследование двигательной функции языка, у пяти детей возникли сложности с выполнением заданий.
При обследовании фонетико-фонематической системы у детей с дизартрией было выявлено, что все дети имеют нарушения звукопроизношения. У всех обследуемых было выявлено дефектное произношение звуков, связанных с тонкими движениями кончика языка: шипящих, свистящих, соноров и аффрикат. У каждого ребенка наблюдалось полиморфность нарушений: дефектное произношение группы свистящих или шипящих звуков сочетается с нарушением произношения соноров. Искажение звуков (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм) отмечалось у всех детей, замена одного звука другим – у девяти детей, смешение звуков – у восьми детей.
При обследовании состояния функций фонематического слуха у всех детей были выявлены нарушения. Наибольшее количество ошибок было отмечено при выполнении заданий с группами звуков, произношение которых нарушено: свистящие и шипящие, соноры. Некоторые дети испытывали трудности при различении фонем, близких по способу и месту образования (л-р, ш-ж). Многие обследуемые допускали ошибки при выделении звука среди слогов и слов, определении наличия звука в названиях картинок.
Все это указало на необходимость проведения коррекционной работы с использованием логоритмики, направленной на улучшение фонетико-фонематической системы у детей с дизартрией.
Таким образом, задачи, поставленные во введении, решены и цели достигнуты.
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. Москва: Издательство АСТ, 2008. 254 с.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. Москва, 2007. 205 с.
3. Белова-Давид Р. А. Клиническая характеристика детей с нарушенным звукопроизношением. Москва: ГИЦ ВЛАДОС, 2010. 370 с.
4. Бельтюков В. И. К вопросу о механизмах функциональных нарушений звукопроизношения. Москва: Грань, 2009. 244 с.
5. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. Сан -Петербург: Библиополис, 1994. 206 с.
6. Борзенкова К.С. Реализация логопедической стратегии с целью развития связной речи старших дошкольников со стертой дизартрией // Научное обозрение. – 2019. - № 6. – С. 81-85.
7. Борякова Н. Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. Москва, 1994. 254 с.
8. Веснина А. С. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф., 2018. № 5(20).
9. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. Москва: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2009. 272 с.
10. Волкова Г. А. Логоритмика. Москва, 2011. 160 с.
11. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах дошкольного образовательного учреждения для детей 5-7 лет. Москва, 2006. 200 с.
12. Гарева Т. А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). Пермь: Меркурий, 2013. С. 95 - 97.
13. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. Сан-Петербург: Сатис, 1995. 72 с.
14. Крупенчук О. И. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Сан-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2007. 96 с.
15. Лавская, Н.С. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей [Текст] / Н.С. Лавская // Молодой ученый. – 2014. – № 17 (76). – С. 512-514.
16. Лопатина Л. В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Сан-Петербург, 2000. 160 с.
17. Лопатина, Л.В. Особенности моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Л.В. Лопатина // Нарушение речи. Методы изучения и коррекции. – СПб.: Образование, 1993. - С. 3-11.
18. Лопухина И. С. Логопедия - речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. Сан-Петербург, Дельта, 2008. 90 с.
19. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Москва: Академический Проект, 2000. С 512-517.
20. Мамчур Ю.С. Педагогические условия организации работы по автоматизации свистящих (с, з) в связной речи у детей с дизартрией старшего дошкольного возраста // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2018. - Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс" (Чебоксары). – С. 217-219.
21. Монделаерс, Б.Ж. Исследование и коррекция вербальной диспраксии у детей [Текст] / Б.Ж. Монделаерс // Вопросы практической фониатрии.- М.: Материалы Международного симпозиума,1997. - 193 с.
22. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. Сан-Петербург: КОРОНА, 2005. 272 с.
23. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред. Т.В. Волосовец. Москва: Академия, 2000. 200 с.
24. Отрошко Г. В. Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи через систему подвижных игр и логоритмических упражнений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 2. С. 34 – 40.
25. Пастухова Н. В. Специфика нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(39). 2019.
26. Правдина-Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии. Москва: Просвещение, 1983. 283с.
27. Рожкова Н. М. Значение логопедической ритмики в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 3. С. 15-19.
28. Румянцева Е. Ю. Логопедическая ритмика в комплексной работе по преодолению нарушения речи у детей: На модели дизартрии // Автореферат. Сан-Петербург: Лебедь, 1999. 218 с.
29. Рыжова О.С., Митюкова К.И. Модель коррекционно-развивающей работы по формированию социально-речевой компетентности у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией // Современное состояние и перспективы развития современной науки и образования / Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021. - Издательство: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.) (Петрозаводск). – С. 46-50.
30. Серебрякова, Н.В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Н. В. Серебрякова Г.В. Гуровец, С.И. Маевская. - СПб.: Нева,1996. - 242 с.
31. Соботович Е. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. 1974. № 4. С. 150-156.
32. Талипова О.А., Гатауллина Р.Ф., Галимова Р.З. Формирование связной речи у дошкольников с дизартрией средствами художественной литературы // Педагогический вестник. – 2020. - №14. – С. 110-112.
33. Тарасова Д.С. Формирование связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией посредством использования элементов песочной терапии // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза / Материалы международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета. 2020. - Издательство: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург). – С. 479-483.
34. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно – методическое пособие. Екатеринбург. Уральский государственный педагогический университет, 1998. 51 с.
35. Федеральные государственные образовательные стандарты // Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155. – [Электронный ресурс], режим доступа: https://fgos.ru
36. Федoсова О. Ю. Особенности звукопрoизношения детей с легкой степенью дизартрии //Кoррекционная педагoгика. 2004. № 1. С. 201-207.
37. Филичева Т. Б. Оснoвы логoпедии. Москва: Просвещение, 1992. 278 с.
38. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Москва, Академия, 2009. 150 с.
39. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи. Москва: Прoсвещение, 1988. – 144 с.
40. Яровая Н. С., Ковалёва Т. П. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей // Молодой ученый. 2014. №17. С. 512-514. URL https://moluch.ru/archive/76/12952/