СЕНСОРНО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством дидактических игр 8
1.1 Проблема сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет
с нарушениями зрения 8
1.2 Дидактические игры как средство сенсорно-моторного
развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения 14
Глава 2 Экспериментальная работа по сенсорно-моторному развитию детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством дидактических игр 22
2.1 Выявление уровня сенсорно-моторного развития детей
6-7 лет с нарушениями зрения 22
2.2 Содержание и организация работы по сенсорно-моторному
развитию детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством дидактических игр 31
2.3 Оценка динамики сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет
с нарушениями зрения 35
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложение А Список детей экспериментальной выборки 45
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатирующего эксперимента 46
Приложение В Результаты исследования на этапе контрольного эксперимента 47
Приложение Г Стимульные материалы к диагностическим заданиям 48
Глава 1 Теоретические основы сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством дидактических игр 8
1.1 Проблема сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет
с нарушениями зрения 8
1.2 Дидактические игры как средство сенсорно-моторного
развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения 14
Глава 2 Экспериментальная работа по сенсорно-моторному развитию детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством дидактических игр 22
2.1 Выявление уровня сенсорно-моторного развития детей
6-7 лет с нарушениями зрения 22
2.2 Содержание и организация работы по сенсорно-моторному
развитию детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством дидактических игр 31
2.3 Оценка динамики сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет
с нарушениями зрения 35
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложение А Список детей экспериментальной выборки 45
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатирующего эксперимента 46
Приложение В Результаты исследования на этапе контрольного эксперимента 47
Приложение Г Стимульные материалы к диагностическим заданиям 48
Актуальность исследования. Самый большой процент информации об окружающем мире человек получает с помощью зрительного анализатора. При участии и под контролем зрения ребенок осуществляет все движения и предметно-практические действия почти с самого рождения. Полная слепота или глубокое поражение зрения обуславливают существенные ограничения чувственного познания.
Разнообразные нарушения зрения накладывают свой характерный след на развитие детей, так как они осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире и усвоение детьми предметно-практической деятельностью.
Трудно переоценить важность сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве. Именно этот возраст большинством исследователей (Л.С. Выготский А.В. Запорожец, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.П. Усова) считает наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтессори, Ф. Фрёбель), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и другие) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
У слабовидящих детей, посещающих группы компенсирующей направленности, к старшему дошкольному возрасту наблюдается сенсорная неподготовленность, отсутствие представлений об окружающем мире, отсутствие навыков использования сохраненных анализаторов.
Недостаточные знания детей с нарушениями зрения о своих сенсорных возможностях, специальных навыках ориентации в окружающем мире во многом предопределяют трудности предметно-практических действий и трудности ориентировки в окружающей действительности.
Моторика также играет большую роль в различных видах деятельности, в приобретении навыков самообслуживания, в адаптации ребенка с нарушениями зрения к окружающей среде, в обеспечении саморегуляции и самоконтроля движений.
Общепризнанным в тифлопедагогике коррекционным средством в работе с детьми дошкольного возраста считается игра. Разработаны и активно применяются в коррекционно-развивающей работе игры- упражнения на подвижность глаз, на зрительно-моторную координацию, игры на обогащение зрительных ощущений и развитие зрительного восприятия. Однако, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил нам сделать вывод: несмотря на то, что использование игровых приемов является традиционным, требуется обновление их содержания в аспекте сенсорно-моторного развития.
Таким образом, анализ научных исследований и дефектологической практики позволил выявить противоречие между необходимостью обновления содержания дидактических игр по сенсорно-моторному развитию детей и недостаточным внедрением нетрадиционных средств и оборудования, повышающих эффективность дидактических игр.
В связи с выявленным противоречием возникает проблема исследования: каким должно быть содержание дидактических игр с нетрадиционным оборудованием для совершенствования работы по сенсорно-моторному развитию детей 6-7 лет с нарушениями зрения?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Сенсорно-моторное развитие детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством дидактических игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и организацию работы по сенсорно-моторному развитию детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Объект исследования: процесс сенсорно-моторного развития детей 6¬7 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: дидактические игры как средство сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что повышение качества показателей сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством дидактических игр возможно, если:
- подобраны дидактические игры в соответствии с показателями сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения;
- разработана и апробирована совместная деятельность учителя- дефектолога и детей по сенсорно-моторному развитию с применением дидактических игр;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы материалами для самостоятельной игровой деятельности детей.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа проблемы сенсорно-моторного развития детей с нарушениями зрения раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить понятийно-категориальное поле исследования, охарактеризовать процесс развития сенсомоторики у детей с нарушениями зрения.
2. Определить показатели и уровни сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по сенсорно-моторному развитию детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством дидактических игр.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- положения исследований о взаимосвязи интеллектуального, речевого развития и развития мелкой моторики рук (Л.В. Антакова-Фомина, Е.Н. Исенина, М.М. Кольцова);
- учение о роли перцептивных действий рецепторных аппаратов в формировании образа предмета (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец);
- исследования в области познавательного развития детей дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения (В. П. Ермаков, М. И. Земцова, Л. А. Ремезова, Л. И. Солнцева).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 173 «Василёк» г. о. Тольятти. В исследование приняли участие 10 детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Новизна исследования заключается в том, что подобраны дидактические игры с нетрадиционным оборудованием для развития показателей сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации положений отечественной дошкольной дефектологии относительно использования дидактических игр как средства сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированные дидактические игры могут быть использованы учителями- дефектологами, воспитателями для решения задач сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников), 4 приложений. В тексте представлены 2 рисунка и 13 таблиц. Основной текст работы изложен на 44 страницах.
Разнообразные нарушения зрения накладывают свой характерный след на развитие детей, так как они осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире и усвоение детьми предметно-практической деятельностью.
Трудно переоценить важность сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве. Именно этот возраст большинством исследователей (Л.С. Выготский А.В. Запорожец, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.П. Усова) считает наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтессори, Ф. Фрёбель), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и другие) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
У слабовидящих детей, посещающих группы компенсирующей направленности, к старшему дошкольному возрасту наблюдается сенсорная неподготовленность, отсутствие представлений об окружающем мире, отсутствие навыков использования сохраненных анализаторов.
Недостаточные знания детей с нарушениями зрения о своих сенсорных возможностях, специальных навыках ориентации в окружающем мире во многом предопределяют трудности предметно-практических действий и трудности ориентировки в окружающей действительности.
Моторика также играет большую роль в различных видах деятельности, в приобретении навыков самообслуживания, в адаптации ребенка с нарушениями зрения к окружающей среде, в обеспечении саморегуляции и самоконтроля движений.
Общепризнанным в тифлопедагогике коррекционным средством в работе с детьми дошкольного возраста считается игра. Разработаны и активно применяются в коррекционно-развивающей работе игры- упражнения на подвижность глаз, на зрительно-моторную координацию, игры на обогащение зрительных ощущений и развитие зрительного восприятия. Однако, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил нам сделать вывод: несмотря на то, что использование игровых приемов является традиционным, требуется обновление их содержания в аспекте сенсорно-моторного развития.
Таким образом, анализ научных исследований и дефектологической практики позволил выявить противоречие между необходимостью обновления содержания дидактических игр по сенсорно-моторному развитию детей и недостаточным внедрением нетрадиционных средств и оборудования, повышающих эффективность дидактических игр.
В связи с выявленным противоречием возникает проблема исследования: каким должно быть содержание дидактических игр с нетрадиционным оборудованием для совершенствования работы по сенсорно-моторному развитию детей 6-7 лет с нарушениями зрения?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Сенсорно-моторное развитие детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством дидактических игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и организацию работы по сенсорно-моторному развитию детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Объект исследования: процесс сенсорно-моторного развития детей 6¬7 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: дидактические игры как средство сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что повышение качества показателей сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством дидактических игр возможно, если:
- подобраны дидактические игры в соответствии с показателями сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения;
- разработана и апробирована совместная деятельность учителя- дефектолога и детей по сенсорно-моторному развитию с применением дидактических игр;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы материалами для самостоятельной игровой деятельности детей.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа проблемы сенсорно-моторного развития детей с нарушениями зрения раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить понятийно-категориальное поле исследования, охарактеризовать процесс развития сенсомоторики у детей с нарушениями зрения.
2. Определить показатели и уровни сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по сенсорно-моторному развитию детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством дидактических игр.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- положения исследований о взаимосвязи интеллектуального, речевого развития и развития мелкой моторики рук (Л.В. Антакова-Фомина, Е.Н. Исенина, М.М. Кольцова);
- учение о роли перцептивных действий рецепторных аппаратов в формировании образа предмета (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец);
- исследования в области познавательного развития детей дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения (В. П. Ермаков, М. И. Земцова, Л. А. Ремезова, Л. И. Солнцева).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 173 «Василёк» г. о. Тольятти. В исследование приняли участие 10 детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Новизна исследования заключается в том, что подобраны дидактические игры с нетрадиционным оборудованием для развития показателей сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации положений отечественной дошкольной дефектологии относительно использования дидактических игр как средства сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированные дидактические игры могут быть использованы учителями- дефектологами, воспитателями для решения задач сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников), 4 приложений. В тексте представлены 2 рисунка и 13 таблиц. Основной текст работы изложен на 44 страницах.
Анализ теоретических основ проблемы и экспериментальное исследование позволили сделать следующие выводы.
У детей с нарушениями зрения наблюдается сенсорная неподготовленность, отсутствие представлений об окружающем мире, отсутствие навыков использования сохраненных анализаторов. Недостаточные знания детей с нарушениями зрения о своих сенсорных возможностях, специальных навыках ориентации в окружающем мире во многом предопределяют трудности предметно-практических действий и трудности ориентировки в окружающей действительности. Моторика также играет большую роль в различных видах деятельности, в приобретении навыков самообслуживания, в адаптации ребенка с нарушениями зрения к окружающей среде, в обеспечении саморегуляции и самоконтроля движений. В решении данной проблемы огромную роль играет коррекционно - развивающая работа.
Целью данного исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания и организации работы по сенсорно-моторному развитию детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
На этапе констатирующего эксперимента для выявления уровня сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения были выделены показатели и подобраны диагностические задания, с помощью которых было выявлено, что у 30% детей экспериментальной выборки низкий уровень сенсорно-моторного развития. Средний уровень характерен для 40% детей. У 30% детей был выявлен высокий уровень. Таким образом, нами было зафиксировано, что уровень сенсорно-моторного развития у детей исследуемой группы недостаточный
В процессе формирующего эксперимента осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы. Для решения задач сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения были подобраны дидактические игры в соответствии с показателями сенсорно-моторного. Разработана и апробирована совместная деятельность учителя-дефектолога и детей по сенсорно-моторному развитию с применением дидактических игр. Развивающая предметно-пространственная среда группы обогащена материалами для самостоятельной игровой деятельности детей.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику среднего уровня сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения. Она составила 10%. Хотя динамика невысокая из-за ограниченного периода формирующего эксперимента, ее можно рассматривать как стартовую, а также в качестве индикатора результативности проведенной нами работы по сенсорно-моторному развитию детей 6-7 лет с нарушениями зрения. Проведенное исследование позволило установить, что использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми 6-7 лет с нарушениями зрения является продуктивным методом сенсорно-моторного развития.
Цель исследования достигнута, задачи решены, положения гипотезы доказаны.
У детей с нарушениями зрения наблюдается сенсорная неподготовленность, отсутствие представлений об окружающем мире, отсутствие навыков использования сохраненных анализаторов. Недостаточные знания детей с нарушениями зрения о своих сенсорных возможностях, специальных навыках ориентации в окружающем мире во многом предопределяют трудности предметно-практических действий и трудности ориентировки в окружающей действительности. Моторика также играет большую роль в различных видах деятельности, в приобретении навыков самообслуживания, в адаптации ребенка с нарушениями зрения к окружающей среде, в обеспечении саморегуляции и самоконтроля движений. В решении данной проблемы огромную роль играет коррекционно - развивающая работа.
Целью данного исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания и организации работы по сенсорно-моторному развитию детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
На этапе констатирующего эксперимента для выявления уровня сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения были выделены показатели и подобраны диагностические задания, с помощью которых было выявлено, что у 30% детей экспериментальной выборки низкий уровень сенсорно-моторного развития. Средний уровень характерен для 40% детей. У 30% детей был выявлен высокий уровень. Таким образом, нами было зафиксировано, что уровень сенсорно-моторного развития у детей исследуемой группы недостаточный
В процессе формирующего эксперимента осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы. Для решения задач сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения были подобраны дидактические игры в соответствии с показателями сенсорно-моторного. Разработана и апробирована совместная деятельность учителя-дефектолога и детей по сенсорно-моторному развитию с применением дидактических игр. Развивающая предметно-пространственная среда группы обогащена материалами для самостоятельной игровой деятельности детей.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику среднего уровня сенсорно-моторного развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения. Она составила 10%. Хотя динамика невысокая из-за ограниченного периода формирующего эксперимента, ее можно рассматривать как стартовую, а также в качестве индикатора результативности проведенной нами работы по сенсорно-моторному развитию детей 6-7 лет с нарушениями зрения. Проведенное исследование позволило установить, что использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми 6-7 лет с нарушениями зрения является продуктивным методом сенсорно-моторного развития.
Цель исследования достигнута, задачи решены, положения гипотезы доказаны.
Подобные работы
- Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет средствами Монтессори-педагогики
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СИСТЕМЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021



