Демографическая политика в субъекте Российской Федерации: современное состояние, проблемы и пути их решения (Московский Государственный Университет Технологий и Управления)
Работа сделана на примере Нижегородской области.
Проведен анализ населения за 2012-2022 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 7
1.1. Сущность, понятия и методология осуществления демографической политики России 7
1.2. Темпы роста России 15
1.3. Социально-демографическая политика в современной России 19
1.4. Естественное движение населения: экономический аспект 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТА – НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) 30
2.1. Общая социально-экономическая характеристика субъекта 30
2.2. Анализ демографической ситуации региона 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что современное правовое государство ставит в приоритет формирование и реализацию комплексной социально—экономической и демографической политики.
Властная вертикаль системы государственного управления на разных территориальных уровнях создаёт механизмы эффективного осуществления национальных целей развития нашего государства в сфере демографических процессов, обозначенных в Стратегии демографической политики Российской Федерации и национальном проекте «Демография», утверждённым указом Президента Российской Федерации.
Реализация этого национального проекта требует скоординированных действий системы государственной и муниципальной власти, новых управленческих моделей решения ключевых индикаторов развития, специализированных знаний, умений и навыков, универсальных компетенций служащих государственного и муниципального сектора управления, а также своевременных, выверенных управленческих решений. Согласно нормам основного закона страны Конституции Российской Федерации , по форме государственного устройства Российской Федерации является демократическим, правовым, федеративным государствам с республиканской формой правления. Этот основной постулат, прописанный в первой статье высшего правового акта России.
В соответствии с этим, государство придерживается демократических принципов, соблюдает нормы закона и морали, гарантирует приоритет прав и свобод человека и гражданина, выстраивает систему государственного управления власти в соответствии с утверждёнными социальными нормами. Всё это способствует слаженному взаимодействию органов власти в реализации государственной политики, в том числе создания благоприятных экономических и социальных условий для совершенствования демографических показателей. Распад Союза советских социалистических республик ознаменовал кризис в социально-экономическом, политическом и духовном плане, общество оказалось на пороге новых вызовов, а государственная система не смогла справиться с демографическими процессами, которые существенно изменили свою динамику, спровоцировав социально—демографический спад. Всё происходящее требовало осмысления и изменения вектора развития системы государственного устройства, а также переформатирования общественного сознания.
Система осуществления демографической политики требовала кардинальных преобразований, формирования прямого взаимодействия ключевых политических сил, органов управления на различных территориальных уровнях, а также институтов гражданского общества для выхода из демографической ямы середины девяностых годов.
Наше государство по территориальным масштабам является самой большой страной в мире. Но, к сожалению, по показателям демографического развития ситуация наиболее сложная, стабильно идёт процесс сокращения численности населения (депопуляции). По данным показателям наше государство антилидер, обгоняя в этом антирейтинге все страны мира с развитой экономикой.
В современных условиях развития нашего государства грамотно выстроенная демографическая политика ставится в приоритет всей государственной системы властной вертикали, так как демографическая ситуация в современной России становится проблемной, ключевым фактором социально—экономического и политического развития государства и затрагивает национальные интересы в области безопасности. Автором выпускной квалификационной работы отмечается общероссийская тенденция, как высокий уровень смертности и низкая рождаемость в ряде субъектов Российской Федерации и Федеральных округах, вот основная причина такой неблагоприятной ситуации, которая вызывает опасения. Всё это приводит к тому, что нет прироста населения, но даже не обеспечивается его воспроизводство, а это глобального масштаба проблема для нашего государства.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в необходимости переосмыслении государственной демографической политики и более детальному государственному регулированию демографических процессов через создание комфортных условий жизни для граждан Российской Федерации, качество социального и медицинского обслуживания.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в анализе современного состояния демографической политики в субъекте РФ, ее проблем и путей решения.
Объектом исследования выступает государственная демографическая политика Нижегородской области.
Предметом исследования является современное состояние государственной демографической политики в Нижегородской области, её проблемы и пути их решения.
Теоретическая основа выпускной квалификационной работы . В теме исследования ВКР проанализированы проблемы осуществления демографической политики, освещены ключевые показатели по рождаемости, смертности, выявлены факторы способствующие снижению или увеличению показателей, а также проведен анализ этих показателей по количественным характеристикам и по годам.
Тема исследования носит междисциплинарный характер, находится на стыке государственного управления,социологии, политологии, менеджмента, теории управления, статистики, экономики, это свидетельствует о многоаспектности темы.
Методологическая основа выпускной квалификационной работы.Тема ВКР требовала применения множества специализированных методов, таких как: анализ ситуации, анализ правовых актов, математическая статистика, наблюдение, сбор и обработка показателей. Информационная база исследования. В рамках ВКР были проанализированы действующие законодательные, правовые акты и документы органов федерального значения, статистические данные Росстата Российской Федерации, Министерств, ведомств и органов власти и управления Российской Федерации.
В качестве информационной базы исследования были статистические данные основных демографических показателей, таблицы и материалы сайтов и порталов информационной и телекоммуникационной сети Интернет.
Теоретическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы выпускной квалификационной работы могут быть использованы при дальнейшем изучении научных и практических проблем, связанных с процессом применения новых подходов к государственному управлению демографической политики современного государства.
Материалы исследования могут быть использованы в преподавании экономических, управленческих и общественных дисциплин при отражении основных тенденций развития эффективного управления органов государственного и регионального значения.
Практическая значимость исследования. Предложения по совершенствованию системы осуществления государственной демографической политики будут способствовать слаженной и эффективной работе властной вертикали современного государства. Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, использованных источников и литературы.
Демография - это такая отрасль науки, которая изучает население и закономерности его развития; показатели численного состава населения, его изменения, размещение, перемещение, Перемещение, миграция и эмиграция и т.д. Демография - это область науки, которая изучает население и закономерности его развития; показатели численного состава населения, его изменения, размещение, перемещение, это наука о модели развития и воспроизводства населения, тесно связанных с экономическими и социальными факторами в конкретных условиях местности и времени. В системе социальных наук демография-это изучение социальных закономерностей рождения и смерти представителей общества, бракосочетание или расторжение брака, супружеских пар и семей и, как следствие, воспроизводства всего населения.
Демография изучает и анализирует исследования в области сексуальных, возрастных и социальных структур общества, взаимодействия и взаимосвязи демографических процессов в системе познания сущности человеческого существования. Развитие науки, техники и технологий позволяет современному обществу улучшать и улучшать качество жизни своих членов, разрабатывать программы социально-экономического, демографического и политического развития, которые способствуют естественному росту населения и борьбе со смертностью. Государство становится главным регулятором этих процессов, поощряя научные центры в области здравоохранения и медицины разрабатывать новые лекарства и методы лечения заболеваний, которые приводят к максимальным показателям смертности. Демографические процессы современного государства должны объединять систему взаимодействия ключевых общественных институтов, граждан и вертикали власти. Разработка, общественное обсуждение и координация, реализация концептуальных программ и проектов, направленных на достижение определенных количественных и качественных целей в области воспроизводства и динамики численности населения, улучшения показателей рождаемости и смертности. Такие программы и проекты должны улучшить показатели на нынешнем этапе развития нашей страны и стать ориентирами на долгосрочную перспективу. В рамках окончательной квалификационной работы следует отметить, что население как объект научного знания заинтересовано во многих областях естественных и гуманитарных знаний, что свидетельствует о том, что население является универсальным и универсальным объектом исследования для многих наук. Однако уникальность этого явления заключается в том, что при изучении населения каждая научная область рассматривает его в центре своих целей и задач.
Демография в этом отношении заботится об их естественном размножении, то есть рассматривает вопросы рождаемости и смертности, их естественного населения.
На основании результатов анализа был сделан вывод о многообразии угроз, влияющих на экономическую безопасность Нижегородской области. Основными рисками для экономического благополучия Нижегородской области являются: безработица; расслоение населения на богатых и бедных. Все эти угрозы могут иметь негативные последствия для региона, поэтому экономическая безопасность региона может быть снижена с соответствующими последствиями.
На динамику изменения численности населения большую роль оказывает миграция. Поскольку для Нижегородской области характерна естественная убыль населения, то дополнительный миграционный поток дает возможность региону сохранить общую численность. Миграционный положительный прирост в регионе формируется по нескольким направлениям: межрегиональной и международной миграции. По статистическим данным больше всего мигрантов прибывают из стран ближнего зарубежья: Армении, Таджикистана, Украины, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и других стран СНГ. В 2018 году правительство Нижегородской области присоединилось к программе переселения соотечественников, которая позволит частично восполнить острую нехватку профессиональных кадров. В контексте этой программы предполагается принять около 2 тыс. медиков, учителей и технических специалистов. Таким образом, численность населения Нижегородской области снижается в связи с отрицательным естественным и миграционным приростом. И, по всей видимости, это снижение в ближайшие годы продолжится. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости изменения экономической и социальной стратегии развития региона, улучшения качества жизни населения и т. д.
Для снижения рисков и повышения экономической безопасности Нижегородской области предлагается осуществить ряд мероприятий, среди которых: реализация регионального проекта «Демография Нижегородской области», более активное финансирование здравоохранения, в том числе строительство новых родильных домов, создание рабочих мест за счет государственных расходов; повышение заработной платы; сокращение расходов на здравоохранение, в том числе на охрану здоровья, в том числе на строительство новых родильных домов, создание рабочих мест за счет государственных расходов; повышение заработной платы; сокращение расходов на здравоохранение, в том числе на охрану здоровья, в том числе на строительство новых родильных домов, создание рабочих мест заработной платы; сокращение расходов на здравоохранение, затрат на производство и формирование основных фондов за счет внедрения новых технологий и инноваций; повышение инвестиционной привлекательности региона.
Основной целью программных мероприятий в рамках демографической политики является оптимизация количественных и качественных параметров воспроизводства населения и улучшение демографической ситуации в регионе. Социальная эффективность реализации проектных мероприятий определяется улучшением демографической ситуации:
стабилизацией численности населения Нижегородской области за счет естественного прироста;
увеличением продолжительности жизни; сохранением и улучшением здоровья и качества жизни населения.
Ожидается увеличение рождаемости до 10,61 промилле, что на 2 промилле больше чем в 2022 году, смертность по отношению к 2022 году снизится на 0,6 промилле, а естественны прирост хоть и останется отрицательным, но будет выше, чем в 2020 году.
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
2. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
3. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/
4. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» — https://base.garant.ru/71296054/
5. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/
Статьи
6. Багирова, Е.М. Приоритеты демографической политики в информационную эпоху / Е.М. Багирова // Устойчивое развитие науки и образования. — 2019. — № 8. — С. 8-11.
7. Галецкий, В.Ф. Демографические аспекты устойчивого развития России — 2005 —№6. — С.161-171.
8. Городнова, Н.В., Самарская, Н.А. Повышение качества жизни населения в современных экономических условиях России — 2019— № 3 (94) — С. 48-58.
9. Жалова, И.Н. Демографическая проблема в Российской Федерации: юридический аспект / И.Н. Жалова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 5-2 (95). — С. 134-136.
10. Захарова, Е.Н. Сущность социальной политики и её демографической компоненты / Е.Н. Захарова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2020. — № 2 (44). — С. 110-117.
11. Караев, И.И. Проблемы демографии в современной России / И.И. Караев // Социально-гуманитарные знания. — 2019. – №5. – С. 117-124
12. Карпов, Д.М. Актуальные демографические проблемы в России и пути их решения / Д.М. Карпов // Проблемы социальных и гуманитарных наук. — 2020. — № 2 (23). — С. 194-199.
13. Киселёв, И.Н. Теоретико-правовые основы социальной защиты населения / И.Н. Киселёв // Вопросы российского и международного права. — 2019. — Т. 9. — № 11-1. — С. 150-163
14. Константинова Д.С. Демография как фактор влияния на рынок труда— 2019 — № 6 (97) — С. 66-75.
15. Кочепасова, А.Ю. Социально—демографическая политика в современной России: теоретические ожидания и реальная эффективность / А.Ю. Кочепасова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2020. — № 2 (70). — С. 61-63
16. Кулькова И.А. Влияние пандемии коронавируса на демографические процессы в России //2020
17. Леонтьева, А. Г. Демографические аспекты социальной защиты населения региона —2012 — № 2 (30) — С. 320-326
18. Макарычева, И.В. Естественное движение населения: экономический аспект / И.В. Макарычева // Вестник евразийской науки. — 2020. — Т. 12. — № 1. — С. 55
19. Пилюк Д.С. Взаимосвязь финансовой безопасности региона и экономической безопасности / Д.С. Пилюк // В сборнике: Проблемы экономики и права в современной России. Мельбурн. — 2021. — С. 121-125.
20. Рязанцева, С.В. Национальный демографический доклад. Демографическая ситуация в России: новые вызовы и пути оптимизации. —2019—С. 57-61.
21. Сабитова Н.И. Понятие аудита экономической безопасности и подходы к оценке уровня экономической безопасности / Н.И. Сабитова // В сборнике: Современные тенденции в государственном управлении. Материалы II всероссийской научной конференции. Астрахань. — 2021. — С. 143-147.
22. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс : учебник / под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. Москва : Дело, 2005. 896 с.
23. Скобцова А.С. Вопросы оценки экономической безопасности государства / А.С. Скобцова // Санкт-Петербургский научный вестник. — 2021. — № 1 (10). — С. 10.
24. Срибный В.И. Особенности развития российской экономики в условиях трансформации конкурентной среды / В.И. Срибный // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». — 2020. — №3. – С. 135
25. Сченснович, В.Н. Демография и миграционные процессы в современной России / В.Н. Сченснович // Россия и мусульманский мир. — 2020. — № 1 (315). — С. 5-19.
26. Уланова, О.И. Влияние демографических процессов на рынок труда в России / О.И. Уланова // Сурский вестник. — 2020. — № 2 (10). — С. 83-88.
Электронные ресурсы
27. Федеральная служба государственной статистики
28. Оценки численности населения на основе интерполяции данных взята из World Population Prospects