Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни на уроках ОБЖ (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №119476

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 учащихся 5-го класса составили экспериментальную группу, из них 11 девочек и 9 мальчиков; 20 учащихся 7-го класса составили контрольную группу, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы воспитания ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни на уроках ОБЖ 6
1.1 Сущность понятия «здоровый образ жизни» 6
1.2 Возрастные особенности к здоровому образу жизни у учащихся 5-7 классов 10
1.3 Методы и приемы воспитания ценностного отношения школьников здоровому образу жизни на уроках ОБЖ 15
Выводы по первой главе 26
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по воспитанию ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» 27
2.1 Анализ ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся 27
2.2 Система воспитания ценностного отношения школьников здоровому образу жизни на уроках ОБЖ 36
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 41
Выводы по второй главе 53
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения 63

Актуальность исследования. Забота о здоровье учащихся актуализирует необходимость поиска новых средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни, поведенческих стратегий здоровьесбережения. Отношение учащихся к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя, как человека и личность. Отношение школьников к здоровью зависит напрямую от сформированности в его сознании этого понятия.
Проблема формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) занимают особое место, так как в настоящее время отмечается недостаточное знание учащихся 5–7 классов основ здорового образа жизни. Данная проблема возникла из противоречия – на современном этапе развития нашего общества много внимания уделяется здоровому образу жизни, большое количество родителей современных учеников придерживаются такого образа жизни, но, как правило, у учащихся 5–7 классов не сформировано ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Степень разработанности проблемы. Тему здорового образа жизни изучали многие ученые и методисты: проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии – И.В. Журавлева, А.А. Овчарова и др., психологии – М.А. Якунчев и др., педагогики – Д.А. Кольцов, Л.Ф. Тихомирова и др. Теоретические аспекты формирования здоровья под влиянием социальных и биологических факторов представлены в работах В.Г. Игнатович, И.М. Новиковой и др. Вопросы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в курсе ОБЖ раскрыты в научных трудах В.С. Кузнецова, В.Н. Латчук и др.
Цель исследования – определить условия формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся 5-7 классов в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Объект исследования – процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся 5-7 классов в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет исследования – условия формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся 5-7 классов в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Гипотеза исследования: если создать специальные условия на уроках ОБЖ посредством применения комплекса методических приемов, то можно сформировать у учащихся 5-7 классов ценностное отношение к своему здоровью.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категорий «здоровье», «здоровый образ жизни», «ценностное отношение к здоровью».
2. Определить возрастные особенности учащихся 5-7 классов отношения к здоровому образу жизни.
3. Создать для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся 5-7 классов в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
5. Проанализировать эффективность созданных условий в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся 5-7 классов в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» в экспериментальном исследовании.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта учителей, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, изучение педагогического опыта;
- методы количественного (ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная в процессе проведения педагогического исследования методика может быть использована учителями ОБЖ для формирования у учащихся 5-7 классов ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Потребность в здоровом образе жизни вкачает в себя такие компоненты, как: систему питания, режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек, занятие спортом и закаливающие упражнения. Здоровый образ жизни для учащихся должен основываться на принципах нравственности, быть рационально организованным, активным и закаливающим, и в то же время защищающим от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Соблюдение принципов здорового образа жизни является необходимым условием в современном обществе.
Отношение к здоровому образу жизни у учащихся 5-7 классов находится в зависимости от их личностного роста, уровня личностной зрелости, особенностей ценностного отношения.
Курс ОБЖ направлен на развитие у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности и предполагает формирование индивидуальной системы ЗОЖ, антитеррористического поведения, отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. Изучение ОБЖ должно способствовать развитию личностных качеств школьников, обеспечивающих их защищенность от внешних и внутренних угроз, формирование потребности соблюдать нормы ЗОЖ, воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Таким образом, назначение курса ОБЖ видится не только в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а, главным образом, в укреплении их здоровья, его духовной, физической и психической составляющих.
С целью проверки выдвинутой гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа.
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы послужили основанием для разработки в курсе ОБЖ программы внеурочной деятельности, рассчитанной на 17 часов (1 час в две недели). Новизна рабочей программы «Основы здорового образа жизни» заключается в том, что составлена с учетом психовозрастных особенностей школьников 5-7-х классов. Особая роль в реализации программы отводится практической и исследовательской деятельности. В ходе реализации программы дети проводят исследовательскую работу по различным темам, оформляют плакаты по ЗОЖ, выполняют практические работы, в т.ч. и долгосрочного характера.
После апробации в курсе ОБЖ программы внеурочной деятельности, направленной на воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся экспериментальной группы, был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы. Анализ результатов контрольного этапа показал, что в экспериментальной группе прослеживается значительная положительная динамика в воспитании ценностного отношения к здоровому образу жизни. В контрольной группе также прослеживается положительная динамика, однако она не значительна.
Итак, в результате проводимой работы у воспитанников формируются культурно-гигиенические навыки, воспитывается ценностное отношение к своему здоровью, совершенствуется желание вести здоровый образ жизни. Таким образом, можно сделать вывод, что практическое применение программы, направленной на формирование здорового и безопасного образа жизни воспитанников, положительно влияет на отношение к своему здоровью. Тем не менее, работа должна быть продолжена, особое внимание следует уделять формированию у воспитанников готовности к принятию самостоятельных решений в пользу ценности здоровья.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Айзман, Р. И. Значение курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» в современной подготовке школьников [Текст] / Р. И. Айзман, В. А. Королев // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – №7. – С. 210–215
2. Ахкиямова, Г. Р. Обновление содержания и форм организации учебных и внеучебных занятий по ОБЖ в условиях нового ФГОС [Текст] / Г. Р. Ахкиямова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 8–11.
3. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности : учебник для бакалавров [Текст] / С. В. Белов. – Москва : Юрайт, 2013. – 682 с.
4. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Текст] / А. Г. Бермус. – Москва : Наука, 2015. – 142 с.
5. Боярчук, Е. К. Здоровье нации [Текст] / Е. К. Боярчук. – Москва : Академия, 2013. – 225 с.
6. Броневщук, С. Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания. В помощь руководителям и учителям школ [Текст] / С. Г. Броневщук. – Москва : Издательский дом «Витязь-М», 2014. – 208 с.
7. Верхорубова, О. В. Формирование «Здоровья» как ценности в образовании [Текст] / О. В. Верхорубова // ПНиО . – 2013. – №4. – С. 41-44.
8. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе [Текст] / Н. А. Горохова // ОБЖ. – 2010. – № 7. – С. 33-38.
9. Войтик, И. М. Профилактика детского травматизма в школе [Текст] / И. М. Войтик. – Новосибирск : СибАКС, 2010. – 168 с.
10. Гайсумов, А. С. Безопасность жизнедеятельности : Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования [Текст] / А. С. Гайсумов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 416 с
11. Графкина, М. В. Безопасность жизнедеятельности : учебник [Текст] / М. В. Графкина, Б. Н. Нюнин, В. А. Михайлов. – Москва : Форум, 2013. – 416 с.
12. Данченко, С. П. Современные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности [Текст] / С. П. Данченко // Педагогика высшей школы. – 2016. – №3.1. – С. 68-72.
13. Дурнев, Р. А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы : Методическое пособие [Текст] / Р. А. Дурнев. – Москва : Дрофа, 2008. – 156 с.
14. Егорова, Э. Формирование позитивного отношения к здоровью и безопасности : опыт отечественного и зарубежного образования [Текст] / Э. Егорова // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2017. – № 11. – С. 10–12.
15. Журавлева, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества [Текст] / И. В. Журавлева. – Москва : Наука, 2016. – 238 с.
16. Игнатович, В. Г. Формирование культуры здорового образа жизни [Текст] / В. Г. Игнатович // Пачатковая школа. – 2010. – № 9. – С. 45-47.
17. Иовенко, И. В. Теория и практика формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / И. В. Иовенко. – Москва : Наука, 2003. – 33 с.
18. Казакова, Т. Технология здоровьесбережения в образовательном учреждении : метод. пособие [Текст] / Т. Казакова // Здоровье детей. – 2017. – № 4 (февр.). – С. 3–30.
19. Казин, Э. М. Роль предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании безопасного и здорового образа жизни школьников [Текст] / Э. М. Казин, Н. П. Абаскалова // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее. – Казань, 2014. – С. 205–211.
20. Казин, Э. М. Социально-педагогические подходы к здоровью как базовой адаптивной и социальной ценности [Текст] / Э. М. Казин // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №9. – С. 30 – 36.
21. Картавых, М. А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст] / М. А. Картавых // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – Москва : Русский журнал. – 2009. – № 4. – С. 14—21
22. Касимов, Р. А. Подходы к единому понятию здорового образа жизни [Текст] / Р. А. Касимов // Ярославский педагогический вестник – 2010. – № 2. – С. 48-53.
23. Кольцов, Д. А. Здоровый образ жизни как ценность современного человека [Текст] / Д. А. Кольцов // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2014. – № 4. – С. 27-31.
24. Кузнецов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5–11 классы [Текст] / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий, М. И. Хабнер. – Москва : ВАКО, 2011. – 176 с.
25. Кузнецов, В. С. Методические основы формирования у учащихся практических умений и навыков [Текст] / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. (Учеба преподавателя) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2014. – № 12. – С. 34-38.
26. Кузнецов, С. А. Здоровый образ жизни как ценность общества [Текст] / С. А. Кузнецов // Современный проблемы науки и образования. – 2016. – №4. – С. 85-88.
27. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Методическое пособие [Текст] / В. Н. Латчук, В. В. Марков. – Москва : Дрофа, 2013. – 128 c.
28. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Методическое пособие [Текст] / В. Н. Латчук, В. В. Марков. – Москва : Дрофа, 2010. - 639 c.
29. Лебедева-Несевря, Н. А. Социология здоровья [Текст] / Н. А. Лебедева-Несевря, С. С. Гордеева ; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2011. – 238 с.
30. Малов-Гра, А. Г. Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс [Текст] / А. Г. Малов-Гра. – Москва : АСТ, Астрель, 2015. – 288 c.
31. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней : учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений [Текст] / В. В. Марков. – Москва : Академия, 2011. – 289 с.
32. Маслов, А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Методическое пособие. К учебнику А. Г. Маслова, В. В. Маркова, В. Н. Латчука, М. И. Кузнецова [Текст] / А. Г. Маслов, С. К. Миронов, В. Н. Смагин. – Москва : Дрофа, 2014. – 128 c.
33. Мельникова, Т. В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения : Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Т. В. Мельникова. – Санкт-Петербург , 2012. – 18 с.
34. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: практикум [Текст] / Авт.-сост. Э. А. Кузнецова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. – 110 с.
35. Михнюк, Т. Ф. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Т. Ф. Михнюк. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 341 с.
36. Мишин, Б. И. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. Обучение по учебникам под редакцией Ю. Л. Воробьева [Текст] / Б. И. Мишин, М. В. Юрьева. – Москва : АСТ, Астрель, 2014. – 224 c.
37. Мысина, Т. Ю. Формирование ценностного отношения к здоровью [Текст] / Т. Ю. Мысина // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия : Психология. – 2011. – №2. – С. 46 – 57.
38. Науменко, Ю. В. Здоровьеформирующее образование : идеи и основные понятия [Текст] / Ю. В. Науменко // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2015. – №3. – С. 52-66.
39. Новикова, И. М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей [Текст] / И. М. Новикова // Гуманитарные и социально-экономические науки. –2016. – № 8 – С. 52-55.
40. Овчарова, А. А. Философские подходы к понятию «здоровье» [Текст] / А. А. Овчарова // Вопросы философии. – 2012. – №3. – С. 74-77.
41. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Москва : Академия, 2010. – 984 с.
42. Полтавцева, Н. В. Приобщаем школьников к здоровому образу жизни [Текст] / Н. В. Полтавцева. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
43. Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы [Текст]. – Москва : Просвещение, 2011. – 742 c.
44. Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы [Текст] / Авт.-сост. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Ваногородский, М. А. Ульянова. – Москва : Дрофа, 2013. – 106 с.
45. Резер, Т. М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности [Текст] / Т. М. Резер // Педагогика. – 2016. – №5 – С. 29 – 34.
46. Сапронов, Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Ю. Г. Сапронов. – Москва : НОРМА-ИНФРА., 2012. – 336 с.
47. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-6 классы. Поурочные разработки [Текст] / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. – Москва : Просвещение, 2014. – 128 c.
48. Смирнов, А. Т. Основы здорового образа жизни. 5-11 классы (комплект из 9 демонстрационных таблиц) [Текст] / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов. – Москва : Просвещение, 2013. – 843 c.
49. Соловьев, Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г. М. Соловьев. – Ставрополь : СГУ,2017. – 111 с.
50. Соломин, В. П. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов [Текст] / Л.. Михайлов, В. П. Соломин, Т. А. Беспамятных ; под ред. Л. А. Михайлова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 461 с.
51. Сорокина, В. М. Формирование отношения к здоровому образу жизни как ценности [Текст] / В. М. Сорокин, Д. Ю. Сорокина // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – №5. – С. 63-66.
52. Тихомирова, Л. Ф. Формируем у детей отношение к своему здоровью [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Педагогика. – 2016. – №4. – С.40 – 49.
53. Топоров, И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях [Текст] / И К. Топоров. – Москва : Просвещение, 2009. – 93 с.
54. Хромов, Н. И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях : Методическое пособие [Текст]. – Москва : Айрис-пресс, 2008. – 288 с.
55. Якунчев, М. А. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте культурологического подхода к образованию [Текст] / М. А. Якунчев, С. П. Голышенков // Здоровьесберегающее образование. – 2013. – № 2. – С. 21-28.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ