ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 11
§ 1. Понятие фондов оценочных средств и основные требования к ним 11
§ 2. Основные цели, задачи и принципы проектирования фонда оценочных средств по дисциплине 17
§ 3. Виды и наименования различных средств формирования и оценки знаний, умений и компетенций студентов 26
Выводы по первой главе 36
Глава II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ УНИВЕРСИТЕТОВ 39
§4. Структура фонда оценочных средств по математическому анализу 39
§5. Примерное содержание оценочных средств и критерии оценок по разделам: "Введение в математический анализ", "Дифференциальное исчисление функций одной переменной" и "Дифференциальные уравнения" 45
§6. Педагогический эксперимент и его результаты 67
Выводы по второй главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
Основное требование, предъявляемое к высшему профессиональному образованию в настоящее время - ориентация его не на содержание, а на результат обучения, выраженный через компетентность специалистов. Весь учебный процесс должен быть направлен на формирование и достижение заявленного результата обучения. Грамотное и объективное оценивание помогает устанавливать соответствие между запланированными и достигнутыми результатами обучения. В процессе проектирования и реализации образовательного процесса важнейшей становится контрольно - оценочная процедура, позволяющая отслеживать, диагностировать и, при необходимости, корректировать процесс обучения. Способы и средства оценки результатов обучения, позволяющие установить достижение целей образовательных программ, планируются уже при проектировании основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) [36].
Согласно требованиям ФГОС ВО для аттестации обучающихся на соответствие их учебных достижений требованиям соответствующей ОПОП создаются фонды оценочных средств (ФОС) для проведения входного и текущего оценивания обучающихся, а также их промежуточной и итоговой аттестации. ФОС являются частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП ВО и представляют собой методические и оценочные материалы, методики и процедуры, предназначенные для определения уровня соответствия учебных достижений обучающихся запланированным результатам освоения дисциплины.
В 2014 г. Министерством образования и науки РФ утверждаются ФГОС ВО 3+, отменяющие предыдущие. В пункте 5.5 вновь утвержденного стандарта (бакалавриат) говорится: «При разработке программы бакалавриата все общекультурные, общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата» [41]. Таким образом, центр обучения смещается с преподавателя на студента, и обучение рассматривается с точки зрения освоения содержания дисциплины обучающимися, то есть результатом освоения ОПОП является то, что будет знать и уметь обучающийся после изучения дисциплины. Соответственно, эти результаты обучения должны быть конкретными и измеряемыми.
Математический анализ - общеобразовательная математическая дисциплина, изучающая большую часть математики, связанная с понятиями действительного числа, функции, производной, интеграла, ряда.
Математический анализ состоит из разделов математики, позволяющих исследовать функции с помощью дифференциального и интегрального исчислений, а также теории рядов.
Дисциплина "Математический анализ" знакомит с фундаментальными методами исследования переменных с помощью бесконечно малых - теории пределов, которая является фундаментом теорий дифференциального и интегрального исчислений. Объектами исследования выступают функции, с помощью которых, как известно, описываются законы природы, социального общества и жизни человека, различные технические и производственные процессы. Помимо всего прочего, математический анализ служит основой при изучении других разделов как самой математики, так и специальных математических дисциплин, потому требует всесторонней мыслительной, познавательной, творческой и учебной деятельности. Математический анализ является одним из самых трудных предметов для обучающихся первого курса всех специальностей. Недостаточно сформированные общие мыслительные и учебные действия первокурсников приводят к формальным знаниям, не позволяющим усваивать последующие темы. В процессе изучения курса школьное образование должно расширяться и углубляться не только содержательно, но методами, формами работы. Наблюдаемое в последнее время уменьшение аудиторных часов ведет к формализации знаний и умений обучающихся, что препятствует осознанию смысла и содержания изучаемых понятий, невозможности их различных интерпретаций и неумению ими оперировать. Процесс изучения математического анализа требуют не столько наличия формального знания основополагающих понятий, сколько раскрытия их содержательного смысла, что будет залогом успеха дальнейшего усвоения содержания как самого математического анализа, так и прочих дисциплин специализации. Таким образом, дисциплина "Математический анализ" является важнейшей составляющей естественнонаучного цикла, в следствии чего в данном курсе очень важно грамотно сконструировать объективные фонды оценочных средств.
Критериями оценки качества математической подготовки обучающихся в ВУЗах, по мнению таких ученых, как С. И. Архангельский, Л. Д. Кудрявцев, Л. М. Фридман является профессиональная позиция и устойчивая мотивация к обучению, других (А. К. Маркова, К. Р. Митрофанов, Н. Ф. Талызина) - математическая компетентность, третьих (Г. В. Дорофеев, А. Г. Мордкович, А. А. Столяр [52]) - творческое мышление. В работах последних лет (Р. М. Асланов, В. А. Далингер [16]) приведенные показатели объединяются как характеристики профессиональной математической деятельности студента.
В настоящее время достаточно полно обоснована теория педагогических измерений, с использованием, например, технологии тестирования (В. А. Аванесов [1]). Различные аспекты процедуры оценивания и формирования оценочных средств рассматриваются в работах российских [5, 8, 11, 13, 48, 51] и зарубежных [58-62] исследователей. Однако развивающая и корректирующая сторона процедуры оценивания пока представлены слабо. Обычно преподаватели ВУЗов пользуются традиционными формами контроля и оценки уровня математической подготовки обучающихся, но сейчас необходим переход к стандартизованным и технологичным формам контроля. Профессиональное педагогическое образование отсутствует у многих преподавателей высшей школы, они ориентируются только на личный опыт и неохотно воспринимают необходимость формирования и оценки компетенций обучающихся. Оценочная процедура ими рассматривается как заключительный этап обучения, присутствует негативное отношение к введению инновационных оценочных средств, нет понимания необходимости соотносить результаты оценки с самооценкой обучающихся, что практически уничтожает потенциал компетенций как результата образования, сводя обучение к традиционным формам. Необходимы научно обоснованные системы оценки компетенций, без которых переход на компетентностное обучение невозможен. Нужно учитывать все связи между знаниями, умениями, навыками для установления качества сформированных компетенций по видам деятельности, обеспечивать итоговую оценку компетенций выпускников и степень их общей готовности к профессиональной деятельности [21].
Таким образом, существуют противоречия между необходимостью:
• создания надежной системы оценки, выполняющей функции обратной связи для управления качеством образовательного процесса и тем, что пока большинство педагогов ВУЗов не понимают специфики компетенций, и поэтому не могут их формировать и оценивать;
• применения оценочных средств как инструмента доказательства достижения заявленных результатов образования (на языке компетенций) и отсутствием базы научно обоснованных показателей и критериев сформированности компетенций.
Все вышеизложенное определяет актуальность проектирования ФОС, учитывающего требования государственного образовательного стандарта и методику обучения математическим дисциплинам.
Объект исследования - процесс обучения математике бакалавров университетов.
Предмет исследования - фонд оценочных средств по математическому анализу для бакалавров университетов.
Цель исследования - разработать содержание и принципы проектирования ФОС, учитывающего требования ФГОС ВПО.
Гипотеза исследования: разработанные содержание и принципы проектирования фонда оценочных средств по математическому анализу позволят:
1. Перейти от оценки исключительно результата обучения к систематическому контролю (контролю для обучения).
2. Создавать условия максимальной приближенности системы оценки к реалиям будущей профессиональной деятельности.
3. Сместить приоритет оценивания с функции контролирующей на функцию обучающую, развивающую, воспитательную, что позволит значительно повысить успеваемость по дисциплине.
В соответствии с целью исследования и для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Обосновать содержание и основные принципы формирования ФОС, позволяющие определить соответствие учебных достижений обучающихся фиксированным результатам освоения дисциплины "Математический анализ" и общий уровень математической подготовки бакалавров вуза;
2. Разработать комплексы программно-дидактических материалов и педагогических измерительных материалов.
3. Провести педагогический эксперимент по внедрению разработанного ФОС в учебный процесс и проанализировать его результаты.
Основные этапы исследования:
1 этап (2016/2017 уч. г.): анализ исследований, проведённых по теме диссертации, анализ методических разработок, нормативных документов (стандартов, образовательных и рабочих программ), анализ научных работ по данной теме, определение основных характеристик исследования, примерного содержания диссертации и основных этапов исследования.
2 этап (2017/2018 уч. г.): определение теоретических основ исследования по теме диссертации;
3 этап (2017/2018 уч. г.): разработка собственной методики и принципов проектирования ФОС по математическому анализу для бакалавров университетов. Организация педагогического эксперимента.
4 этап (2018/2019 уч. г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, завершение эксперимента, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Новизна исследования заключается в указании эффективного пути формирования системы оценивания качества подготовки обучающегося при реализации компетентно-ориентированного подхода к образованию, сочетающего традиционные методы проверки ЗУН и инновационные подходы, ориентированные на комплексную, всестороннюю оценку формируемых компетенций.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в диссертации обоснованы содержание и принципы проектирования фонда оценочных средств по математическому анализу для бакалавров университетов, позволяющие не только диагностировать, но и совершенствовать математическую подготовку обучающихся, тем самым улучшая качество как математической, так и общепрофессиональной подготовки.
Практическую значимость составляют разработанные фонды оценочных средств по математическому анализу для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 "Экономика".
В исследовании были использованы следующие группы методов:
• теоретические: анализ литературы, моделирование общей и частных задач исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
• эмпирические: изучение педагогической документации, тестирование, педагогическое измерение, наблюдение, обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа;
• статистические: ранжирование, математическая и статистическая обработка полученных результатов.
Методологическую основу исследования составили:
• философия образования и методология психолого-педагогических наук (В.П. Беспалько[6] , И.Я. Лернер [24], М.Н. Скаткин);
• компетентностный подход в образовании (В.А. Адольф [2], Ю.В. Варданян, В.М. Монахов [29]); исследования по совершенствованию математической подготовки студентов (В.А.Адольф, Н.В. Аммосова, В.А. Далингер, Т.А. Табишев [31, 53]); теория и методика обучения математике (Б.В. Гнеденко, Г.В. Дорофеев, А.А. Темербекова [54], Г.К. Селевко [50] );
• исследования по проектированию методической системы обучения математике и теории педагогических технологий (Г.Л. Луканкин, В.М. Монахов [30] , Д.А. Новиков [32], А.А. Столяр).
• компетентностный подход к математическому образованию (С.Н. Дорофеев [17], В.И. Байденко [4], Е.А. Храмкова [56], И.Г. Галямина [9] ) .
Достоверность полученных результатов обусловлена
• целостным подходом к проектированию фонда оценочных средств;
• длительным характером изучения особенностей и специфики преподавания математических дисциплин в вузе;
• разнообразием источников информации;
• сочетанием количественного и качественного анализа.
На защиту выносятся:
1. Структура фонда оценочных средств по математическому анализу для бакалавров университетов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 "Экономика".
2. Примерное содержание оценочных средств и критерии оценок по разделам: введение в математический анализ, дифференциальное исчисление функции одной переменной, дифференциальные уравнения.
3. Педагогический эксперимент и его результаты.
Апробация результатов исследования осуществлялась путём выступлений на:
• XV Международной научно-практической конференции "Наука и культура России", 29-30 мая 2018 г. ( май 2018 г., СамГУПС);
• IX Международной научно-практической конференции "Современный взгляд на науку и образование" (январь 2019 г. Таганрог, НОУ "Вектор Науки").
Экспериментальная проверка проведенного исследования осуществлялась в период производственной, педагогической и преддипломной практик на базе кафедры «Высшая математика и математическое образование" Тольяттинского государственного университета.
Основные результаты диссертационного исследования отражены в 4 публикациях, в том числе в одной статье из журналов, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.
Структурно магистерская диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Основные итоги и выводы по работе.
1. Обоснованы содержание и основные принципы формирования ФОС, позволяющие определить соответствие учебных достижений обучающихся фиксированным результатам освоения дисциплины "Математический анализ" и общий уровень математической подготовки бакалавров вуза, разработаны комплексы программно-дидактических материалов и педагогических измерительных материалов.
2. Разработан фонд оценочных средств по математическому анализу для бакалавров университетов, обучающихся по направлению 38.03.01 "Экономика".
3. Проведен педагогический эксперимент по внедрению разработанного ФОС в учебный процесс и проанализированы его результаты.
4. Подтверждена выдвинутая в начале исследования гипотеза исследования.
1. Аванесов В.С. Проблема соединения тестирования с обучением // Педагогические измерения. - 2013. - № 3. - С. 16 - 28.
2. Адольф В.А. Компетенция и квалификация, их взаимосвязь: методологический аспект/Сборник материалов конференции"Методология профессионального образования". - 2018. - С. 8-14.
3. Аналитический обзор международных тенденций развития университетского образования. 2003. №6. Интернет-ресурс: http://charko. narod. ru/tekst/an6/3. html
4. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
5. Беляев А.А. Цели, структура и содержание методического проектирования//Вестник Тамбовского университета. Тамбов, 2018. Т. 23, № 172. С. 49-59.
6. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. - М.: Знание, 1971. - 71 с.
7. Богословский В.А., Караваева Е.В., Шехонин А.А. Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ высшего профессионального образования при подходе, основанном на компетенциях / Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 3-9.
8. Бушмакина Н.С. Проектирование многоуровневых оценочных средств для диагностики качества инженерно-графической подготовки студентов в техническом ВУЗе. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08/ Н.С. Бушмакина. - Казань, 2016. - 248 с.
9. Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. С. 54-56.
10. ГОСТ ISO/IEC 17000-2012. Межгосударственный стандарт. Оценка соответствия. Словарь и общие принципы: введен в действие Приказом Росстандарта от 25.01.2012 № 1962-ст. [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=586049
11. Граничина О.А. Контроль качества образовательного процесса в контексте управления вузом: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д-ра пед. наук. СПб., 2009. 373 с.
12. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №792-р. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2014).
13. Гучаева З. Х., Табишев Т. А. Фонды оценочных средств : методические рекомендации для мониторинга качества математической подготовки. Нальчик: Кабардино-Балкарский гос. ун-т им. Х. М. Бербекова, 2013.
14. Гуменникова Ю.В. Виды и формы оценочных средств по математическому анализу для бакалавров университетов //Наука и культура России. СамГУПС - 2018. - Т. 1. - С. 264-267.
15. Гуменникова Ю.В. Структура и примерное содержание фонда оценочных средств по математическому анализу для бакалавров университетов//Современный взгляд на науку и образование. Сборник научных статей. Часть 1. Москва: 2019. - С. 21-24.
...