Введение 5
1 Теоретические основы мерчандайзинга 7
1.1 Роль и значение мерчендайзинга в рамках коммерческой деятельности
торговой организации 7
1.2 Основные инструменты мерчендайзинга 11
2 Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности ЗАО
«Тандер» 16
2.1 Общая характеристика ЗАО «Тандер» и основные организационно-экономические показатели 16
2.2 Анализ и оценка эффективности использования мерчандайзинга
предприятия ЗАО «Тандер» 29
3 Мероприятия по повышению эффективности коммерческой деятельности
на основе применения инструментов мерчандайзинга на предприятии ЗАО «Тандер» 51
3.1 Разработка и обоснование мероприятий по повышению эффективности
коммерческой деятельности предприятия 51
3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий 55
Заключение 71
Список используемой литературы
Актуальностью данной бакалаврской работой является то, что на сегодняшний день в России существует больше 1 млн. торговых точек, которые отличаются друг от друга тем, что одни стоят на улице возле домов, парков и скверов, а другие располагаются в торговых центрах и называются супермаркетами. Каждая торговая точка держится на плаву или процветает в зависимости от того, что умеет ли она удовлетворять запросы потребителя.
На сегодняшний день мерчандайзинг использует почти каждое предприятие в продаже товаров. Не обязательно нужно тратить огромные суммы на создание рекламы, для того, чтобы потребитель приобрел какой- либо товар. Для этого необходимо создать такие условия, чтобы покупатель захотел взять и купить данный товар. Поэтому необходимо использовать мерчандайзинг для повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия.
Целью данной бакалаврской работы является повышение эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия на основе применения инструментов мерчандайзинга на примере ЗАО «Тандер».
Данную цель можно достичь, если решить следующие задачи:
- изучить теоретическую основу мерчандайзинга;
- провести анализ коммерческой деятельности предприятия ЗАО «Тандер»;
- рассмотреть использование инструментов мерчандайзинга на примере ЗАО «Тандер»;
- предложить мероприятия по повышению эффективности коммерческой деятельности на основе применения инструментов мерчандайзинга на предприятии ЗАО «Тандер»
Предметом исследования в данной бакалаврской работе являются организационно-экономические отношения по поводу использования инструментов мерчандайзинга в коммерческой деятельности.
Объектом бакалаврской работы выступает предприятие ЗАО «Тандер».
Теоретической основой исследования служат научные труды отечественных и зарубежных авторов в области маркетинга: Н.С. Загребельной; Тони Морган; Т.Н. Парамоновой; И.А. Рамазанова; Светлана Земляк; Светлана Сысоевой; Екатерина Бузуковой.
В процессе исследования использовались монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный методы, а также методы системного, экономического и статистического анализа, экспертных оценок, сравнений и др.
Практическая значимость исследования состоит в разработке мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия на основе применения инструментов мерчандайзинга. Полученные результаты исследования можно применять для формирования маркетинговых коммуникаций других предприятий . Практическая значимость работы заключается в том, что использование результатов исследования дают возможность предприятию создавать конкурентные преимущества на основе мерчандайзинга.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Использование элементов мерчандайзинга помогает городскому населению приобретать товары, в которых они нуждаются, и создает эффективную финансовую деятельность рассматриваемого предприятия. Выкладка товаров и продуктов на торговом оборудовании с использованием мерчандайзинга помогает, как повысить объемы продаж организации, так и более корректно управлять торговыми запасами.
В ходе исследования ЗАО «Тандер» было выявлено несколько плюсов данной организации: посетители говорят, что данный супермаркет является большим по площади и у него хороший торговый ассортимент. Глазами покупателей, магазин воспринимается как просторный и уютный. Но также они рассказали о недостатках: мало вывесок, люди не могут найти необходимый им товар по указателям, не соблюдается порядок на полках и стеллажах, не соответствуют ценники товару.
На основе показателей ABS - анализа, было выявлено, что большую часть доли прибыли организации приносит реализация мяса, и она составляет 43%. Данный вид категории пользуется спросом у покупателей, и именно реализация мяса создает основной покупательский поток. Так же к товарам категории А можно отнести такие виды продуктов, как молочные (25% и хлебобулочные изделия (23%). Если рассматривать категорию С, то здесь видно, что это низкие показатели, которые не пользуются спросом. К ним относятся фрукты и овощи (4%).
Данный супермаркет ЗАО «Тандер» является магазином для самообслуживания и в недостатках было указано несоответствие ценников с товарами. Данная обязанность должна входить, как минимум одному сотруднику для проверки, контроля ценников и товаров, а также их наличия. Еще один минус данного магазина вывески и указатели. Большинство покупателей не могут найти указатели, а соответственно и товар. Поэтому необходимо создать указатели большего размера и яркого цвета, чтобы они были заметны издалека каждому покупателю.
При планировании новых мероприятий и внедрение их в супермаркет ЗАО «Тандер», рост прибыли может сильно возрасти, и это будет намного больше тех затрат, которые планируют ввести в систему мерчандайзинга. К этим затратам относятся: затраты на обучение персонала. Суммарный экономический эффект от мероприятий составил 4695,36 тыс. руб.
1. Березина Е.А. Принципы осуществления мерчандайзинговой деятельности // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 10 (28). С. 72-74.
2. Блэкуэлл, Р. Поведение потребителей / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. - М.: Питер, 2016. - 944 с.
3. Божкова В.В. Мерчандайзинг: Учебное пособие / В.В.Божкова, Т.О.Бащук. - Сумы: ВТД «Университетская книга», 2014. - 125 с.
4. Брайан, Трейси Эффективные методы продажи по Брайану Трейси / Трейси Брайан. - М.: Попурри, 2015. - 389 с.
5. В.Н. Наумов. Поведение потребителей. Учебное пособие. - М.:Инфра-М, 2015. - 248 с.
6. Е.Ю. Депутатова, С.Б. Ильяшенко. Системный подход к исследованию покупательского поведения и обслуживания в розничной торговле. Монография. - М.: Дашков и К, 2018. - 121 с.
7. Катаева Н.Н. Подходы к оценке эффективности мерчандайзинга // Экономика и социум, 2015. - № 2(11). - 610 с
8. Карпова С.В., Мхитарян С.В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: ,2017. - 404 с.
9. Наумова Л.М. Инструментарий мерчандайзинга в технологии эффективных продаж продуктового ритейла: монография / Л.М. Наумова, И.А. Сбоева. - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2015. - 212 с.
10. Н.С. Загребельная. Мерчандайзинг. Учебное пособие. - М.:МГИМО-Университет, 2015. - 188 с.
11. О.В. Чкалова. Торговое дело. Организация, технология ипроектирование торговых предприятий. Учебник. - М.: Форум, Инфра-М,
2015. - 384 с.
12. С.В. Карпова, И.К. Захаренко. Брендинг. Учебник. - М.: Юрайт,
2016. - 440 с.
13. Светлана Земляк. Управление продажами. Учебник. - М.: Инфра-М,Вузовский учебник, 2017. - 300 с.
14. Светлана Сысоева, Екатерина Бузукова. Мерчандайзинг. Курсуправления ассортиментом в рознице. - СПб.: Питер, 2017. - 240 с.
15. Т.Н. Парамонова, И.А. Рамазанов. Мерчандайзинг. Учебноепособие. - М.: КноРус, 2016. - 142 с.
16. Hakon Media AB, Stockholm, Sweden, 2015. Йенс Нордфальт- Ритейл-маркетинг: Практики и исследования - 89 c.
17. Тони Морган - Визуальный мерчандайзинг: Витрины и прилавки для розничной торговли - 44 c.
18. Пако Андерхилл - Почему мы покупаем, или как заставить покупать - 254 c.
19. Komarnitsky I. &Farat O., 2009. "Merchandizing as a condition ofsuccess enterprise commercial activity,"Bulletin of Taras Shevchenko NationalUniversity of Kyiv. Economics. В1сник Кшвського нацюнального ушверситетуiм. Тараса Шевченка. Серiя: Економжа, CyberLeninka;Издательско- полиграфический центр «Киевский университет», pages 7-9.
20. Fitzgerald J. Management. Black Cat Publishing, 2007. - 123 c.
21. Store Designand Visual Merchandising.Creating Store Space That Encourages Buying - Claus EbsterMarion Garaus 2018. Naresh Malhotra, Editor - 49 с.
22. Visual merchandising Complete Self-Assessment Guide By Gerardus Blokdyk 2018. - 84 c.
23. http: //www.atgc.ru/article 12 .htm.
24. http: //gtmarket.ru/
25. http: //www.merchandising.by
26. http: //www.trademarketing.ru/
27. http://www.visual-merch.com