Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА И ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1. Проблема профессионального выгорания в исследованиях отечественных и зарубежных авторов 9
1.2. Профессиональное выгорание педагога, факторы выгорания 12
1.3. Профессиональное выгорание и ответственность 17
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1. Организация метода исследования, описание выборки (данные, возраст, стаж, семейное положение, пол) 31
2.2. Результаты экспериментального исследования профессионального выгорания у школьных педагогов и ответственного отношения их к трудовой деятельности 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ВЫВОДЫ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Одной из задач современной теории и практики профессиональной деятельности является выявление, изучение и описание факторов, негативно влияющих на ее успешность и продуктивность. Решение этой задачи существенно скажется в целом на образовательном процессе в нашей стране и вооружит педагогов технологиями, средствами и приемами как профилактики, так коррекции профессионального выгорания.
Это, несомненно, скажется на физическом и психологическом здоровье педагогов, а в конечном итоге на продуктивности их деятельности. При поиске и выявлении профилактических мер и технологий коррекции и психологического сопровождении специалистов-педагогов в первую очередь следует знать и иметь точные представления об феномене выгорания, этиологических факторах его возникновения и протекания.
Изменения социальных отношений на производстве, в учебной и профессиональной деятельности, состоящие в трансформировании условий труда, условий обучения, условий быта вызывают трудности в приспособлении к ним, и особенно у молодого населения, когда вступают в противоречия процессы социализации и социально-психологической адаптации.
Известно, что накопление профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций, т.е. опыта, ведет не только к развитию профессиональных способностей, но и к формированию адаптационных механизмов: физиологических, психологических, социально-психологических, которые позволяют преодолеть адаптационные барьеры, свойственные той или иной профессии, и тем самым не только повышают эффективность профессиональной деятельности, но и являются источником адекватных профилактических мер и основой коррекционной работы при возникновении профессионального выгорания.
В современных исследованиях (Никифоров Г.С., Водопьянова Н.Е., Бойко В.В. и др.) подчеркивается, что успешность в формировании психологических и педагогических технологий, препятствующих профессиональному выгоранию приведет к накоплению, а в дальнейшем и присвоению специалистами профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, т.е. опыта и готовности, которые приведут к развитию не только профессиональных способностей, но и к формированию адаптационных механизмов: физиологических, психологических, социально-психологических, которые, в свою очередь, позволят преодолеть адаптационные барьеры, свойственные той или иной профессии. Это же обеспечит повышение эффективности профессиональной деятельности.
Однако, формирование этих же механизмов с целью адаптации и более экономного расходования ресурсов субъекта может вести к снижению продуктивности ряда профессиональных видов деятельности, развитию негативного стресса, а позднее эмоциональному «сгоранию».
В качестве одного из частных проявлений этой тенденции может рассматриваться феномен профессионального выгорания (Никифоров Г.С.). Одними из первых в отечественной психологии здоровья и психологии профессиональной деятельности на это обратили внимание Г.С. Никифоров, Н.Е. Водопьянова, В.В. Бойко.
Г.С. Никифоровым высказано суждение, что профессиональное выгорание объясняется «выработкой» профессиональных ресурсов и снижением в результате этого трудоспособности у специалистов. Однако такое суждение нуждается в проверке и выявлении рисков, возмущений, ведущих к профессиональному выгоранию.
Большинство ученых, исследовавших проблему эмоционального и профессионального выгорания, считает, что этот недуг присущ любой профессии. Поэтому важно знать социально-психологические, личностные и профессиональные условия и факторы, влияющие на профессиональное выгорание с целью предупреждения, профилактики и оказания психологической поддержки.
Однако, большинство же ученых подчеркивает мысль, что профессиональное выгорание свойственно тем профессиям, в которых происходит интенсивное, продолжительное взаимодействие между субъектами деятельности. Это касается профессий «человек - человек», к которым относится и профессия педагога.
Среди таких профессий называют в первую очередь деятельность педагога. Большая часть исследований в отечественной и зарубежной психологии и педагогике направлена на изучение вопросов выгорания именно в этой профессии.
Наиболее опасно психическое выгорание в начале своего развития, так как чаще всего оно протекает бессимптомно и,в первую очередь, его замечают коллеги по работе.
Со времен известного российского врача А. Семашко любую патологию легче предупредить, чем лечить, поэтому уже на ранних этапах развития этого заболевания важно выявить и идентифицировать те условия и факторы, которые приводят к этому психологическому недугу.
Известно, что проблема профессионального или эмоционального выгорания состоит в различном терминологическом обрамлении и различном толковании феномена выгорания. Это и синдромом эмоционального сгорания, и синдромом эмоционального выгорания, профессионального выгорания, и психическое выгорание. Для нашей работы существенно различие понятий: «профессиональное выгорание» и «эмоциональное выгорание». Несмотря на значительные совпадения в определении этих дефиниций, следует обратить внимание на то, что в определении эмоциональное выгорание отсутствует или сглажена первопричина выгорания.
Учитывая актуальность, недостаточную разработанность проблемы и противоречия, встречающиеся в научной литературе, сформулирован научный аппарат представленного исследования.
Объект исследования: профессиональное выгорание педагога.
Предмет исследования: связь ответственности как личностного свойства с компонентами профессионального выгорания у педагогов.
Цель исследования: выявить особенности профессионального выгорания педагогов и установить связь между его компонентами и разными уровнями ответственности педагогов.
Задачи исследования:
1. В процессе теоретического анализа проблемы профессионального выгорания выявить противоречия в трактовке дефиниций выгорания и установить мало изученные вопросы для возможного их решения;
2. Выявить особенности профессионального выгорания педагогов.
3. Опытным путем выявить педагогов с развившейся симптоматикой профессионального выгорания и определить особенности их синдромов.
4. Выявить педагогов с различными уровнями ответственности и отношения к трудовой деятельности.
5. Определить связь между профессиональным выгоранием и разными уровнями ответственности педагогов к работе.
Гипотеза исследования: предполагаем, что между профессиональным выгоранием и ответственным отношением педагогов к работе существует определенная зависимость.
В проведенном исследовании принимали участие педагоги школы № 7 г. Сызрани, имевшие высшее педагогическое образование, в количестве 40 человек, средний возраст от 24 до 46 лет, стаж работы педагогической деятельности от 6 до 18 лет.
Работа была выполнена в 3 этапа.
Для доказательства гипотезы и решения, поставленных в работе задач было использовано: изучение философской, психологической литературы по теме исследования; в работе использован количественный и качественный анализ полученных результатов.
Методики изучения профессионального выгорания: «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко), «Опросник поведения и переживания, связанного с работой» (AVEM), разработан У. Шааршмидтом и А. Фишером в Германии..
При исследовании ответственности использовали «Бланковый тест ответственности» и тест «Суждений ответственности».
Американский ученый Д. Мак Клелланд полагает, что характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достижения и ответственности являются: 1) предпочтение работать в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности) 2) мотивация достижения не всегда приводит к более высоким, чем у других результатам. А высокие результаты не всегда есть следствие актуализированного мотива достижения 3) взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности 4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий 5) стремятся к поиску более эффективных, новых способов решения задач, то есть склонны к новаторству.
В ряде немногочисленных исследований, преимущественно зарубежных работах, в частности, в работе Т.И. Ронгинской, применяется для диагностики эмоционального выгорания и профессионального выгорания Опросник, разработанный немецкими исследователями У. Шааршмидтом и А. Фишером.
Его ценность состоит в том, что он направлен на диагностику профессионального выгорания, т.е. его можно трансформировать под любую профессию.
Цитируемый и использованный в нашей работе Опросник подвергнут частичной трансформации с целью приблизить его к профессиям медицинских работников. В результате таких изменений (повторяю, несущественных и незначительных) модернизированный текст вопросов - утверждений был приближен к профессиональной деятельности медицинских сестер и письменные ответы на вопросы - утверждения явились основой для последующей психологической профилактики и реабилитации медицинских сестер.
После анализа письменных ответов (фактически анкет) нами были проведены беседы с педагогами с целью получения дополнительной информации о состоянии психического напряжения, отношения к своей профессиональной деятельности, выяснения обстоятельств плохого самочувствия на работе и быту, описания симптоматики, сопровождающей стрессовое состояние.
Такой дополнительный подход при диагностической работе с педагогами позволил сделать более объективными результаты письменного опроса. Причины неблагополучия психологического здоровья кроются как во внешних обстоятельствах (рейтинг профессии, межличностные отношения в коллективе, заработная плата и др.), так и внутренних - психологических (отношении к профессии, стремлении к личностному росту и достижения в деятельности и др.).
Причины неблагополучия в физическом и психологическом здоровье кроются, прежде всего, в личностных особенностях специалистов, нацеленных на получение материальных и духовные благ в профессиональной деятельности. Сюда следует отнести социально обусловленное личностное качество - направленность (мотивы, ценности, идеалы и др.), индивидуально - типологические особенности личности (осознание ответственности, а для медицинского работника это очень важная особенность и др.), особенности «Я» - концепции, характеризующие уровень самооценки собственных возможностей, достижений в профессиональной деятельности медицинских работников.
При анализе научной литературы мы столкнулись с рядом противоречий, которые и направили нас на исследование заявленной проблемы.
Таким образом, выбор темы исследования был обусловлен:
1. Недостаточной разработанностью этой проблемы и востребованностью понимания содержания понятия «профессиональное выгорание» и познанием признаков, этиологии и механизмов его с целью их профилактики и адекватной коррекции в случае развития профессионального выгорания.
2. Существование в научной литературе противоречий в описании критериев этого синдрома и недостаточным обоснованием таковых для их связи с личностными качествами педагогов.
3. Недостаточной изученность патогенеза этого синдрома и необходимостью оказывать эффективную психологическую поддержку и помощь при обращении клиентов в психологические консультации.
Данной проблеме посвящено достаточно много исследований, и авторы этих работ указывают на то, что появление симптомов выгорания связано с многими причинами, такими, как: удовлетворенность работой, заработная плата, межличностные отношения в коллективе с коллегами, отношения с клиентами и другие.
В развитии профессионального выгорания достаточно важная роль принадлежит качествам, связанным с отношением к работе (ответственность, дисциплинированность, организованность) и удовлетворенностью работой. Эти факторы сказываются на эмоциональных переживаниях медицинских работников.
Примененный в исследовании Опросник имел преимущества перед другими методическими средствами. В частности, с помощью его можно выяснить о тех психологических качествах, которые определяют отношение к профессиональной деятельности и переживаниях, отражающих это отношение. Это важно для нашей работы.
Важными задачами современной теории профессиональной психологии является выявление и описание совокупности и природы условий и факторов, снижающих продуктивность профессиональной деятельности специалистов, даже при возрастании профессионального стажа и опыта.
Их выявление у специалистов разных профессий необходимо для разработки адекватных мероприятий по их коррекции и повышению качества выполнения профессиональной деятельности. Решение этих задач предполагает анализ причин двух противоположно направленных тенденций. С одной стороны, накопление профессионального опыта должно вести и, как правило, фактически ведет к выработке механизмов повышения эффективности профессиональной деятельности. С другой стороны, формирование механизмов более экономного расходования ресурсов субъекта может вести к снижению результативности деятельности. В качестве одного из частных проявлений этой тенденции может рассматриваться феномен профессионального выгорания. Указанное противоречие не может быть объяснено только за счет снижения возрастного потенциала трудоспособности. Требуется более конкретный и содержательный анализ самой деятельности в ее специфике.
Существует определенная проблема в области терминологии и определения феномена выгорания, который в работах разных авторов называется, то синдромом эмоционального сгорания, то синдромом эмоционального выгорания, то профессиональным выгоранием, то психическим выгоранием, то эмоциональным перегоранием. Это разнообразие касается, в основном, работ наших соотечественников. За рубежом означенный выше феномен изучается давно и имеет название «burnout» - в буквальном переводе - вырождение.
Проблема эмоционального выгорания педагога имеет существенные слабости в области терминологии и определения феномена выгорания, который в работах разных авторов называется, то синдромом эмоционального сгорания, то синдромом эмоционального выгорания, то профессиональным выгоранием, то психическим выгоранием, то эмоциональным перегоранием. Это разнообразие касается, в основном, работ наших соотечественников. За рубежом означенный выше феномен изучается давно и имеет название «burnout» - в буквальном переводе - вырождение.
Профилактика эмоционального выгорания педагогов предполагает принятие мер, направленных на устранение отрицательного стресса и сохранения психического здоровья педагога. Теоретической основой профилактики выгорания, согласно исследованиям отечественных и зарубежных авторов (К. Маслач, Джексон, Т.И. Ронгинская, М.В. Борисова), являются концепции, направленные на выявление детерминант психического здоровья в педагогической среде. К ним в первую очередь следует отнести адекватную оценку своих возможностей, чувство собственной значимости и осознания эффективности своих действий, чувство соответствия между своими возможностями и требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности педагога.
По мнению большинства авторов, исследующих проблему профессионального выгорания, восприятие среды как доброжелательной и значимой мотивации к достижению полезного результата в своей деятельности не только формируют опыт специалиста, но и снижают вероятность развития симптомов выгорания.
Из 66 вопросов Опросника были отобраны десять вопросов, характеризовавших высокую ответственность или очень высокую ответственность у педагогов. При этом были выделены вопросы, характеризовавшие организационное отношение к работе (пять вопросов и мотивационное отношение к работе (пять вопросов).
В первом случае примером может служить ответ на утверждение: «когда требуется, я работаю до изнеможения», во втором случае - «я стремлюсь к более высоким профессиональным целям, чем большинство других».
Низкую ответственность из 66 вопросов характеризовали 9 вопросов - утверждений.
Примерно половина педагогов, имевших высокий и очень высокий уровень ответственности, были отнесены в предупреждающую фазу Опросника, которая характеризовалась чрезмерно повышенной активностью, как в профессиональной деятельности, так и в бытовых условиях. Кроме этого для этой части педагогов с очень высокой ответственностью было характерно чрезмерное участие в профессиональной деятельности, выражавшееся в проявлениях взаимодействия с коллегами (увеличение функциональных обязанностей за счет педагогов не стремящихся к высоким производственным достижениям и др.), чрезмерной опеке школьников и лишения таким образом их самостоятельности.
У педагогов с высокой и очень высокой ответственностью намечалась тенденция ограничивать свои контакты с педагогами молодого поколения и, особенно отмечалось педагогами ограничение контактов, согласно беседам с педагогами, вне профессиональной деятельности.
Такие возрастные изменения в личностных и субъектных характеристиках приведены Л.М. Митиной.
Таким образом, у половины педагогов, имеющих высокую и очень высокую степень ответственности наблюдалась непосредственно и диагностировалась фаза чрезмерного участия в профессиональной деятельности. Это проявлялось в чрезмерной активности, чувстве незаменимости, отказе от потребностей, не связанных с работой и в ограничении социальных контактов. В таблице 1 представлены фазы развития синдрома профессионального выгорания и показатели утверждений, которые характеризуют профессиональную активность, стратегию преодоления проблемных ситуаций и эмоциональный настрой на профессиональную деятельность.
Общую картину профессионального выгорания (6 педагогов) дополняют утверждения, получившие наиболее низкие баллы по сравнению с педагогами, у которых не было отмечено профессиональное выгорание.
К таковым утверждениям следует отнести: чувство усталости, потеря положительного восприятия коллег, приписывание вины за собственные неудачи другим людям, уход с работы раньше времени. Эти утверждения характеризовали снижение уровня собственного участия в профессиональной деятельности, то есть профессиональную активность.
Для педагогов, у которых было выявлено профессиональное выгорание, были характерны утверждения, позволявшие оценить эмоциональные реакции и настрой на профессиональную деятельность. К ним можно отнести: постоянное чувство вины, снижение самооценки, апатию, бессознательные страхи, конфликты с сотрудниками.
Со стороны стратегии преодоления проблемных ситуаций у педагогов с синдромом профессионального выгорания отмечены: тенденции отказа от дальнейшего выполнения профессиональных заданий, избегания активного решения проблем, неудовлетворенность собой , чувство собственной неполноценности.
Следует подчеркнуть, что среди педагогов, отнесенных к профессионально «выгоревшим», почти половина из них имела высокий уровень ответственности как по Опроснику, так и бланковому тесту ответственности.
Учитывая этот факт, результаты педагогов с высоким уровнем ответственности были тщательно проанализированы с позиции симптоматики шести динамично развивающихся при профессиональном выгорании фаз: предупреждающей, фазы снижения уровня собственного участия, фазы эмоциональных реакций, фазы деструктивного поведения, фазы психосоматических реакций, фазы разочарования. Для выполнения этой задачи был проведен письменный опрос всех, участвовавших в исследовании, педагогов.
В нашей работе выявлены особенности эмоционального выгорания педагогов с разными уровнями ответственности и изучена взаимосвязь эмоционального выгорания и ответственности.
У педагогов с низким уровнем сформированности ответственности выявлена слабая и неустойчивая сопротивляемость эмоциональному выгоранию. Системообразующая роль у этих педагогов принадлежит внешней регуляции.
У педагогов с высоким уровнем ответственности особая роль принадлежит осмысленности, психологической регуляции и позитивному эмоциональному настрою.
Следующий этап исследования состоял в выяснении фазы профессионального выгорания, согласно Опроснику, который включал изучение симптоматики шести стадийных фаз: предупреждающая фаза, фаза снижения уровня собственного участия, фаза эмоциональных реакций, фаза деструктивного поведения, фаза психосоматических реакций, фаза разочарования. Для выполнения этой задачи был проведен письменный опрос всех, участвовавших в исследовании, педагогов.
Анализ результатов, полученных при ответах на вопросы, связанных с отношением и переживаниями о работе, показал, что у педагогов ответственное отношение к работе (по методикам В.В. Бойко и Опроснику) и тесно связано с наличием или отсутствием синдрома профессионального выгорания.
Согласно полученным результатам по методике В.В. Бойко, шесть педагогов имели явные симптомы профессионального выгорания, а девятнадцать - предрасположенность к выгоранию. Результаты, полученные при опросе дали такие цифры: шесть педагогов имели симптоматику профессионального выгорания и двенадцать педагогов имели лишь предрасположенность к этому синдрому.
Некоторое различие результатов по методике Бойко В.В. и Опроснику объясняется тем, что понятие эмоционального выгорания более широкое, чем - профессиональное выгорание. Количество «выгоревших» в нашем исследовании меньше, чем у других авторов (Ронгинская Т.И. и др.), объясняется, видимо, особенностями профессии.
1. Ананьев, Б. А. Введение в психологию здоровья [Текст] / Б.А. Ананьев.- СПб.: Питер, 1999. - 123 с.
2. Абрамова, Г. С. К проблеме диагностики педагогической позиции [Текст] / Г.С. Абрамова // Психология учителя. - М., 1989.
3. Акопов, Г. В. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания [Текст] / Г.В. Акопов // Психология учителя. - М., 1989.
4. Аминов, Н. А. Психодиагностика специальных способностей социальных работников [Текст] / Н.А. Аминов // Социальная работа / Под. ред. И.А.Зимней. - М., 1992.
5. Аминов, Н. А. Исследование педагогических способностей [Текст] / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. - 1995. - №5. - С.5-17.
6. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л., 1999.
7. Анимов, Н. А. Психофизиологические и психологический предпосылки педагогических способностей [Текст] / Н.А. Анимов // Вопросы психологии. - 1986. - № 5.
8. Басов, М. Я. Личность и профессия [Текст] / М.Я. Басов. - Л., 2000.
9. Белухин, Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики [Текст] / Д.А. Белухин. - М., Воронеж, 1996.
10. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. - М.: Сфера, 1988.
11. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. - М.: Сфера, 1988.
12. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М., 1986.
13. Берулава, М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования [Текст] / М.Н. Берулава // Педагогика. - №1. - 1996.
14. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. - М., Воронеж, 1996.
15. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб., 1999.
...