Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 9
1.1 Понятие и сущность агрессивности и агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе 9
1.2 Особенности и причины агрессивного поведения и возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Понятие, сущность и особенность сюжетно-ролевой игры как средства коррекции и профилактики агрессивного поведения старших дошкольников 22
Глава 2 Эмпирическое изучение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Использование сюжетно-ролевой игры как метода профилактики конфликтов у детей старшего дошкольного возраста 48
2.3 Аналитическое сравнение эффективности предложенного комплекса сюжетно-ролевых игр по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 57
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Актуальность и научная значимость исследования. «Агрессивное поведение детей - это предмет повышенного внимания современной дошкольной психологии, задачей которой как науки является психологическое воздействие на агрессивное поведение детей дошкольного возраста с целью его коррекции и развития умения управления им как одного из факторов развития личности» [10].
Психокоррекционный процесс в этом случае будет направлена в первую очередь на то, чтобы в конфликтной ситуации при ее возникновении не происходило перехода в острый или затяжной конфликт, где будет больше поводов для проявления агрессивного поведения, а такая ситуация разрешалась позитивными путями, способствующими формированию положительных паттернов поведения - способностью к эмпатии, умению коммуницирования, умению договариваться и решать возникший конфликт интересов.
Впоследствии у детей, с которыми проведена работа по формированию умения позитивно разрешать конфликты и управлять агрессивным поведением будет формироваться гармонически развитая личность, способная интегрироваться в современный социум и стать его полноправным членом, способным эффективно управлять агрессивным поведением, разрешать конфликты и использовать их как инструмент развития личности, группы и ситуации.
Сейчас внимание социума как никогда направлено на коммуникативную сторону личности: общение и умение коммуницировать - необходимое условие реализация и самореализации индивидуума. В таких условиях умение управления агрессивным поведением в процессе осуществления коммуникации приобретает значение важнейшего условия эффективного существования и деятельности человека в обществе.
Именно поэтому формирование развития навыка управления агрессивным поведением, конфликтами и их разрешения, а также своевременное выявление и исправление агрессивного поведения и паттернов агрессивного поведения в конфликтной ситуации от негативных к позитивным - это залог будущего ребенка как полноценного члена общества.
Дошкольная образовательная организация в своей деятельности призвана осуществлять таковое развитие, и не последнее место среди воспитательных и образовательных задач занимает подготовка детей к школе как переходу на качественно новый этап коммуникации и познания мира. Правильное взаимодействие со сверстниками, основанное на бесконфликтном поведении и умении разрешать конфликты позитивно - условие для нормализации резкого перехода ребенка в качественно новую для него среду.
На сегодняшний день можно констатировать недостаточность разработанности проблемы комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с целью коррекции агрессивного поведения.
Цель исследования: проанализировать особенности проявления и методы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, в частности - сюжетно-ролевую игру как основной метод коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников.
Объект исследования: агрессивное поведение.
Предмет исследования: агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста и его коррекция с помощью сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что разработанный комплекс сюжетно-ролевых игр будет способствовать снижению уровня агрессивных проявлений, профилактике и коррекции конфликтного поведения среди детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования планируется выполнение следующих задач:
• определить понятие и сущность агрессивности и агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе;
• охарактеризовать особенности и причины агрессивного поведения и возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста;
• описать понятие, сущность и особенность сюжетно -ролевой игры как средства коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников;
• провести диагностическое исследование агрессивного поведения и конфликтных ситуаций между детьми старшего дошкольного возраста;
• разработать рекомендации по использованию сюжетно-ролевой игры как метода коррекции и профилактики агрессивного поведения и конфликтов у детей старшего дошкольного возраста;
• провести анализ и интерпретацию полученных результатов, с применением методов качественного и количественного анализа, сделать выводы по итогам исследования.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды таких авторов, как Ф.М. Бородкин, А.В. Вишневская, И.Е. Ворожейкин, А. Дмитриев, Р. Иванкова, Н. Кайгородцева, Н.Ф. Комарова, Н.В. Краснощекова, Н.Я. Михайленко, С.В. Орлова, Е.Е. Сапогова, О.В. Солнцева и др.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; психодиагностический метод; экспериментальный метод.
В исследовании использовались следующие методики:
• наблюдение за игровой деятельностью детей, выявление частотности агрессивного поведения, причины и способы разрешения конфликтов среди детей;
• методика А.И. Анжаровой «Наблюдение в свободной деятельности»;
• методика «Кактус» М.А. Панфиловой;
• анкета для родителей «Уровень агрессивности ребенка» (по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко).
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе ГБДОУ Детский сад №84 Красносельского района Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие 30 человек, из которых 15 детей (8 мальчиков и 7 девочек) в возрасте 6-7 лет и 15 родителей дошкольников.
Научная новизна исследования состоит в расширении психологических представлений о сюжетно-ролевой игре, как способе коррекции и профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизированном анализе данных по понятию агрессивности и агрессивного поведения, особенностям его проявления у старших дошкольников и использованию сюжетно-ролевой игры как средства их коррекции и профилактики.
Практическая значимость исследования: предложенный комплекс сюжетно-ролевых игр, способствующий снижению агрессивных проявлений и конфликтов у старших дошкольников, может быть востребована среди педагогов дошкольных образовательных организаций, практикующих педагогов-психологов, родителей для коррекции и профилактики агрессивного поведения и конфликтности детей старшего дошкольного возраста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались подбором и использованием валидных методик.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в подборе методик, проведении исследования, обработке результатов.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Материалы диссертационного исследования были опубликованы в научном журнале «Студенческий форум» №13(149) в апреле 2021 года [10].
На защиту выносятся следующие положения.
Сюжетно-ролевая игра - это основная форма деятельности дошкольников. Старший дошкольник в игре познает не только мир, но и основы социальных взаимоотношений, тонкостей коммуникации, формирует первый опыт в процессе согласования игры с партнерами по ней. В сюжетно - ролевой игре развивается восприятие социума, проводится моделирование социальной реальности, в игре дети учатся строить отношения в разных социальных ситуациях - в семье или кругу друзей, на работе или в обществе. Психолог может использовать комплексную систему сюжетно-ролевых игр для оказания того или иного воспитательного, профилактического и коррекционного воздействия, например, в целях коррекции и профилактики агрессивного поведения. Создание такой системы подразумевает предварительную работу по мотивации детей к играм на предложенную тематику.
Уровень конфликтности и агрессивности исследуемых детей несколько выше нормы, а способы разрешения конфликтов преимущественно направлены на указание, аргументирование также распространено, но его процент не выше, чем совокупные показатели других способов разрешения конфликтов.
Разработанный комплекс игр способствует профилактике конфликтов, поскольку уровень агрессивности и враждебности детей достоверно снизился, снизилась частотность конфликтов, они стали возникать преимущественно по поводу распределения ролей, а методом решения конфликтов стало аргументирование - наиболее позитивная тактика.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов, заключения, списка используемой литературы, включающего 45 источников. Объем основного текста составляет 72 страницы. В тексте представлены 12 таблиц и 6 графических изображений.
В первой главе проводится теоретический обзор литературы по вопросу изучения конфликтного поведения, конфликтов у старших дошкольников и сюжетно-ролевой игры как средства коррекции агрессивного поведения.
Во второй главе представлено сравнительное экспериментальное исследование особенностей агрессивного поведения до и после разработанной системы сюжетно-ролевых игр, направленных на его коррекцию.
Выводы, сделанные в ходе работы, представлены в заключении.
Понятие агрессивности в отечественных и зарубежных исследованиях разнится, но обобщенное определение А. Реан говорит о том, что агрессивность - это готовность к действиям, к проявлению агрессии. Проблема детской агрессивности также рассматривается в психолого - педагогической литературе, и выявлено, что детская агрессивность имеет либо нападающий, либо защитный характер. В старшем дошкольном возрасте агрессивное поведение может быть разным по формам и видам, но в любом случае оно деструктивно воздействует на личность ребенка, его психическое развитие и психологическое состояние.
Агрессивное поведение и конфликты в старшем дошкольном возрасте могут быть связаны с различными причинами: особенностями детско- родительских отношений в семье, индивидуальными особенностями ребенка, стрессами или заболеваниями, агрессивное поведение может быть связано с завышенной самооценкой ребенка, и чаще всего агрессивное поведение у старших дошкольников проявляется в основном в игровой деятельности как основной деятельности детей этого возраста. Они могут иметь внешний или внутренний характер, и могут быть средством позитивного развития личности при соответствующем управлении со стороны психолога, педагогов и семьи.
Сюжетно-ролевая игра - это основная форма деятельности дошкольников. Старший дошкольник в игре познает не только мир, но и основы социальных взаимоотношений, тонкостей коммуникации, формирует первый опыт в процессе согласования игры с партнерами по ней. В сюжетно - ролевой игре развивается восприятие социума, проводится моделирование социальной реальности, в игре дети учатся строить отношения в разных социальных ситуациях - в семье или кругу друзей, на работе или в обществе. Ребенок принимает определенные позиции, чтобы понять, насколько они соответствуют его ожиданиям и склонностям, понять, каково место такой роли в обществе. Психолог может направлять и управлять сюжетно -ролевой игрой, но не должен ее навязывать и ставить рамки. Игра должна быть творческой инициативой детей, а роль педагога - наблюдение, совет и использование мягких приемов коррекции, косвенных приемов влияния на игру, если это нужно. Психолог может использовать комплексную систему сюжетно-ролевых игр для оказания профилактического и коррекционного воздействия, например, в целях коррекции и профилактики агрессивного поведения.
Уровень конфликтности и агрессивности исследуемых детей несколько выше нормы, а способы разрешения конфликтов преимущественно направлены на указание, аргументирование также распространено, но его процент не выше, чем совокупные показатели других способов разрешения конфликтов. Поэтому мы поставили задачу разработки и применения игр, в процессе которых дети снизят уровень агрессии и конфликтности, и будут направлены на аргументирование как наиболее позитивную тактику разрешения конфликтных ситуаций [10].
Во время формирующего этапа эксперимента мы апробировали комплекс сюжетно-ролевых игр, проводимых как коррекционная деятельность под руководством психолога по профилактике агрессивного поведения по темам «Моя семья», «Поликлиника», «Гараж/Ателье», что способствовало профилактике агрессивного поведения и развитию навыка бесконфликтного общения и позитивного разрешения конфликтов.
Разработанный комплекс игр способствует развитию навыка бесконфликтного общения и позитивного разрешения конфликтов, поскольку уровень агрессивности и враждебности детей достоверно снизился, снизилась частотность конфликтов, они стали возникать преимущественно по поводу распределения ролей, а методом решения конфликтов стало аргументирование - наиболее позитивная тактика.
1. Анастази А. Психологическое тестирование. СПб. : Питер, 2018. 688 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология : Учебник. СПб. : Питер, 2018. 320 с.
3. Батенова Ю.В. Психолого-педагогический анализ факторов формирования информационного пространства современного дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. №9. С. 141-146.
4. Богатырова М.Н. Педагогические условия снижения агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Мир науки, культуры, образования. 2018. [Электронный ресурс] URL: https:.cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-snizheniya- agressivnogo-povedeniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 27.04.2021)
5. Вишневская А.В. Конфликтология. Курс лекций. М .: АСТ, 2020. 400 с.
6. Возможности смеха в профилактике и коррекции детской агрессии. И.А. Николаева, С А. Котова. Вестник Курганского Государственного Университета. 2019. № 3. С. 54-61.
7. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. М. : Академия, 2019. 401 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Избранные труды: в 6 т. Т.2. М. : Книга по требованию, 2020. 504 с.
9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М. : АСТ, 2018. 300 с.
10. Гузанова П.С. Коррекция агрессивного поведения и конфликтов старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры // Студенческий форум. 2021. № 13-1 (149). С. 48-51.
11. Данченкова С.Н. Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. Режим доступа: https:.cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-povedenie-starshih-doshkolnikov-kak- faktor-dezadaptatsii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 27.04.2021)
12. Детская психология. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск : Университетское, 2018. 339 с.
13. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. СПб .: ДЕТСТВО. ПРЕСС, 2019. 352 с.
14. Диль-Илларионова Т.В., Чикова И.В. Психологические особенности детской агрессивности и варианты ее социализации. Азимут научных исследования: педагогика и психология. 2016. [Электронный ресурс] URL: https:.cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-detskoy- agressivnosti-i-varianty-eyo-sotsializatsii (дата обращения: 27.04.2021)
15. Дмитриев А.В. Конфликтология. М. : Гардарика, 2014. 318 с.
...