Введение 2
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.1 «Правовая культура педагога» как предмет научного анализа 13
1.2. Особенности совершенствования правовой культуры педагога в
условиях перехода на Профессиональный стандарт педагога 29
1.3. Модель совершенствования правовой культуры педагога в
профессиональной деятельности 36
II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
СОВЕРШЕНСТОВВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА 50
2.1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы по
формированию правовой культуры педагогов 50
2.2. Педагогические условия и особенности реализации модели совершенствования правовой культуры педагогов в условиях перехода
на Профессиональный стандарт педагога 73
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы, их интерпретация и перспективы развития 82
Заключение 102
Список используемой литературы 105
Приложение 115
Социально-экономические преобразования конца ХХ - начала XXI века привели к серьезным изменениям в общественной жизни. Необходимость в формировании гражданского общества и правового государства в Российской Федерации способствовало изменениям в российском законодательстве.
Во всех сферах общества начался процесс социальной модернизации. Качественные изменения затронули образовательную сферу: проведен ряд реформ, сформировались новые требования к личности учителя и системе профессиональной подготовки работника педагогических профессий.
Успешность современного педагога зависит от самообразования, получения непрерывного образования и совершенствования своих педагогических навыков на протяжении всей профессиональной деятельности.
Актуальность темы на теоретическом уровне состоит в законодательной деятельности государства, государственном заказе в повышении правовой культуры педагогов. В соответствии и действующим Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования для специальности 050100 Педагогическое образование (бакалавр), выпускник вуза должен знать основные международно-правовые акты, знать и использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности, знать основы социальной политики, а также соблюдать права и интересы обучающихся [7]. Таким образом, Федеральный государственный стандарт рассматривает формирование у выпускника вуза по педагогической профессии целого комплекса профессиональных компетенций, но правовая, как таковая, отдельно не выделяется. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного среднего общего образования), среди основных знаний педагога, указывает на необходимость владеть нормативной документацией по вопросам обучения и воспитания ребенка, а также Трудовое законодательство и Конвенцию о правах ребенка[5].
Анализ должностных обязанностей работника образования и их практической деятельности показывает, что педагог должен обладать определенными правовыми знаниями, уметь применять их в профессиональной деятельности. Так, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н определено: «Учитель должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка»[6].
Требования, предъявляемые к теоретическому уровню правовой грамотности педагога, не конкретизированы, обобщены, не имеют практической основы и навыков, позволяющих законно действовать в различных нестандартных (проблемных) ситуациях. Современный учитель, это не только учитель - предметник, это и кризисный менеджер, который должен защитить себя, и в тоже время - должен уметь представлять интересы свои, учеников и родителей. Зачастую учитель, не владеющий необходимыми правовыми знаниям, уязвим, не защищен.
Заметим, что проблема формирования правовой культуры в педагогической деятельности является одной из приоритетных задач профессионального образования.
В настоящее время, государственная политика в сфере правовой грамотности направлена на повышение уровня правовой культуры населения, юридической грамотности, преодоление правового нигилизма в первую очередь в образовательной среде. В этих условиях педагог становится участником правовой политики государства. С правовой грамотностью педагога связана реализация потребностей общества в становлении правовой культуры обучающихся.
Актуальность темы на практическом уровне связана с затруднениями педагогов в реализации государственных правоприменительных актов. Анализ материалов периодической печати, судебной практики свидетельствуют о многочисленных правонарушениях в сфере образования[50]. Часто педагоги не знают правовых норм, действуют интуитивно, не осознавая противоправности своих поступков. В этих условиях необходимо повышение правовой культуры педагога для преодоления противоправности педагогических решений и защиты собственных законных интересов. Знание педагогом основ законодательной политики в сфере образования позволит избежать конфликтных ситуаций между участниками учебно-образовательного процесса и владеть правовой базой для цивилизационного разрешения в рамках правового поля. Знание основ образовательного законодательства необходимо руководителям и сотрудникам органов управления образования, администрации образовательных учреждений, учителям, ведь именно на их плечах лежит необходимость формирования личности, гражданской ответственности, отношения к нашей стране и обществу у подростков, в том числе и основам правовых знаний.
Традиционно в России педагог является образцом поведенческого стандарта, транслирующим обществу социальные нормы и правила через культуру общения, поведения и профессиональную деятельность. Через взаимодействие с педагогом обучающиеся осваивают опыт участия в правоотношениях, осознают личностный смысл правового поведения, приобретают социально значимые правовые ориентации.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости расширения границ правовой культуры в профессиональной деятельности работников образования.
Актуальность данной темы на социальном уровне обусловлена потребностью общества в педагогах, как специалистах, знающих и соблюдающих права детей, способных защитить свои права обладающих правовой информацией и юридической грамотностью, умеющих ориентироваться в многочисленных юридических источниках, применять правовые нормы в конкретных практических ситуациях, защищать свои гражданские права, знать и защищать права ребенка.
Степень разработанности проблемы исследования. Анализ фундаментальных положений педагогической, психологической и юридической наук показал, что для решения научных и практических задач, связанных с формированием правовой культуры педагога, в науке уже накоплен определенный теоретический базис.
В частности, вопросы, связанные со структурой, содержанием профессиональной правовой составляющей и условиями ее формирования и развития в процессе профессиональной деятельности специалистов в области образования, освещаются в работах отечественных исследователей: В.И. Байденко[14], В.А. Болотова[20], A.A. Вербицкого[23], Э.Ф. Зеера[30], A.M. Митяевой[46], В.В. Серикова[62], A.B. Хуторского [72], B.fl,. Шадрикова[76] и др.
Отдельные вопросы формирования профессионально-правовой культуры педагогов рассматриваются в исследованиях Ю.Ю. Ветютнева[22], А.Г. Кислова[37], Е.М. Кропанёвой[38], Е.А. Певцовой[54].
Некоторые аспекты формирования правовой компетенции студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях неюридического профиля освещаются в работах A.C. Аникиной[12], С.С. Воеводиной [24], A.B. Молчановой[48], O.A. Панова[53], B.B. Потомахина[56], А.А. Родионова[58] и др.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды ученых в области общей и профессиональной педагогики (A.C. Белкин [16], Э.Ф. Зеер[30], Г.М. Романцев[60], В.А. Сластенин[64] и др.), работы по профессионально-правовой компетентности педагогов (O.A. Панова[53], A.A. Черемисина[74], и др.), по правовому воспитанию (Е.А. Певцова[54], Л.И. Пертражицкий[55] и др.); исследования правовой культуры личности и общества (А.Г. Кислов[38], B.C. Нерсесянц[49], Е.В. Е.Я. Тищенко[70] и др.), среды как фактора формирования, развития и самореализации личности (А.И. Артюхина[13], Л.В. Моисеева[47], В.И. Слободчиков[65] и др.); технологии обучения в вузе (В.А. Сластенин[64], В.А. Якунин[78] и др.).
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г. с изм.)[1], Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с последующими изменениями и дополнениями [2], Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. [3], ФГОС ВПО по направлению подготовки «050100 — Педагогическое образование» (бакалавр) [7], Письмо Министерства образования РФ «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ» №391/11 от 19.03.1996 г.[4] и другие.
При неоспоримой теоретической и практической значимости исследований указанных авторов следует отметить, что выделенная нами проблема формирования правовой культуры педагогов недостаточно разработана что обусловлено рядом причин:
- отсутствием четкого определения правовой культуры педагога и ее компонентов;
- неразработанностью критериев и уровней сформированности правовой культуры педагогов на практике ;
- необходимости соответствия нормам Профессионального стандарта при недостаточном уровне сформированности правовой культуры педагогов. Выявленные недостатки определили следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне между возрастающей потребностью общества в юридически компетентных педагогических кадрах и сложившейся традиционной системой подготовки работников педагогических профессий, не обеспечивающей формирования правовой культуры в процессе обучения;
- на научно-теоретическом уровне между необходимостью формирования правовой культуры в деятельности работников образования и недостаточной разработанности, отсутствия единства научных подходов к данной проблеме;
- на нормативно-правовом уровне между необходимостью введения нормативно-правовой документации, профессиональных стандартов, новых видов договоров и отсутствия системы обучения педагогических кадров;
- на научно-методическом уровне между потребностью формирования правовой культуры в профессиональном обучении работников образования и отсутствием в педагогической теоретической науке модели процесса формирования правовых качеств, а также неразработанностью педагогических условий формирования модели.
Выявленные противоречия способствовали выявлению проблемы исследования: при каких педагогических условиях повышение правовой культуры педагогов будет наиболее эффективным?
Актуальность проблемы расширения границ правовой культуры в профессиональной деятельности работников образования и недостаточная ее изученность в научной литературе определили тему диссертационного исследования: «Совершенствование правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности».
Цель исследования: повышение правовой культуры педагогов на основе разработанной программы в условиях внедрения Профессионального стандарта педагога.
Объект исследования: процесс повышения правовой культуры профессиональной деятельности педагогов в системе повышения квалификации.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие повышение правовой культуры в профессиональной деятельности работников образования.
Гипотеза исследования: повышение уровня правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности будет успешным, а педагоги будут мотивированы в повышении уровня правовой культуры если:
- определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность повышения правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности;
- спроектирована модель совершенствования правовой культуры педагогов;
- сформирован критериально-измерительный инструментарий для определения эффективности повышения правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования сформулированы его задачи:
1. Провести анализ научно-педагогической литературы с целью изучения теоретико-методологических основ повышения правовой культуры педагогов.
2. Обосновать педагогические условия совершенствования правовой культуры педагогов и обосновать сущность правовой культуры педагога.
3. Спроектировать модель совершенствования правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности
4. Разработать программу профессионального развития педагогов «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога» и проверить ее эффективность
Опытно-экспериментальная база исследования:
Муниципальные общеобразовательные учреждения г.о. Тольятти Самарской области
МБУ «Лицей №76 имени В.Н. Полякова» - 23 педагога
МБУ «Гимназия №38» - 12 педагогов
МБУ «Гимназия №77» - 13 педагогов
МБУ «Школа №56» - 16 педагогов
ИТОГО 64 педагога
Исследование проводилось в три этапа в течение двух лет:
На первом (поисково-подготовительном) этапе (2015 год) изучалась философская, психолого-педагогическая литература. Отслеживались публикации по теме исследования, анализировалась нормативно-правовая документация и программные документы федерального и регионального значения, уточнялась проблема, осуществлялся выбор темы, определялись предмет, гипотеза, этапы, задачи и направления исследования . Разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой проводились анкетирование и тестирование, используемые в последующей опытно-экспериментальной работе.
На втором (теоретико-проектировочном) этапе (2016 год) изучалась научно-педагогическая литература по проблеме исследования, уточнялись основные теоретические положения, составляющие основу диссертационного исследования, проверялась гипотеза исследования; разрабатывалась и внедрялась модель совершенствования правовой культуры педагогов, публиковались материалы исследования.
На третьем (экспериментально-обобщающем) этапе (2016-2017 годы) проводилась опытно-экспериментальная работа, оценивались результаты педагогического эксперимента, проводились анализ и обобщение результатов исследования, проверялись экспериментальные данные, уточнялись положения, выносимые на защиту; формулировались выводы, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов, выявлялись перспективы исследования проблемы.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:
- разработана модель совершенствования правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности, включающая в себя целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-аналитический и результативный компоненты; реализация предложенной модели повышения правовой культуры педагогов призвана обеспечить высокое качество повышения профессиональной правовой культуры
- разработана программа повышения квалификации профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога»
- экспериментально доказана эффективность совершенствования правовой культуры учителя в условиях реализации Профессионального стандарта педагога.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что уточнено понятие «правовая культура педагога». Оно определено как сложная, многогранная система знаний, социально-значимых ценностных ориентиров, регуляторов общественной жизни, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативно-правовых актов для решения профессиональных задач.
Исследование позволяет дополнить теорию и методику повышения правовой культуры педагогов новой программой повышения квалификации профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога», а также определить организационные, содержательные и методические основы профессиональной подготовки и обучения.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- результаты исследования и разработанная на их основе программа повышения квалификации профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций позволяют дополнить существующую практику повышения квалификации педагогических работников;
- разработанная и апробированная программа повышения квалификации профессионального развития педагогов позволила повысить мотивацию педагогов к совершенствованию собственной правовой культуры;
- материалы диссертационного исследования могут быть использованы при организации системы повышения квалификации педагогических работников специальностей в учреждениях различных ступеней образования.
В настоящее время существуют реальные возможности для исследования в области правовой защищенности педагогов и сформированности правовой культуры в их профессиональной деятельности: открыты базы научно-правовой и научно-педагогической литературы, в большом объеме представлены источники для изучения данной проблемы, выбрана опытно-экспериментальная база исследования. Исследование планируется проводить на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №76 имени В.Н. Полякова городского округа Тольятти Самарской области.
Правовая неграмотность профессионального педагога грозит сегодня большим количеством правонарушений в сфере образования, правовым нигилизмом педагогов и, как следствие - несформированными представлениями о правовых механизмах, способах правовой защиты среди детей и повышением преступности в подростковой среде.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сущность правовой культуры педагога заключается в понимании ее как
сложной, многогранной системы знаний, социально-значимых ценностных ориентиров, регуляторов общественной жизни, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативно-правовых актов для решения профессиональных задач.
2. Модель совершенствования правовой культуры педагога, представленная целевым, содержательным, деятельностным, оценочно-аналитическим, компонентами, раскрывающая теоретическую сущность, внутреннюю структуру и логику рассматриваемого комплексного процесса, единство всех его элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости, дает возможность создавать правовое образовательное пространство и обеспечивает процесс формирования правовой культуры в условиях реализации Профессионального стандарта педагога.
3. Разработанная программа повышения квалификации внедрена в комплекс мер по профессиональному развитию педагогов, которая качественно повысит уровень правовой культуры педагогического коллектива.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, приложения, содержит таблицы и рисунки.
Одной из важнейших целей профессионального образования, отраженной в концепции его модернизации и Профессиональном стандарте педагога, является формирование у педагогических работников высокого уровня правовой культуры, знания прав и обязанностей всех участников образовательного пространства, нормативно -правовой базы международного и российского образования, умения отстаивать свои права (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства), нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Поэтому перед авторами диссертационной работы ставилась цель по разработке и обоснованию содержания модели совершенствования правовой культуры педагогов, а также организационно-педагогических условий формирования их правовой культуры.
Для достижения данной цели на основе изучения научной литературы о феномене «правовая культура», а также анализе современных требований к педагогу образовательной организации было сформулировано основное понятие исследования - «правовая культура педагога». Выявлены и проанализированы условия формирования правовой культуры, спроектирована модель совершенствами правовой культуры педагога в профессиональной деятельности. Определены направления, механизмы достижения результатов по формированию правовой культуры педагогов. Разработана и обоснована программа повышения квалификации профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога» отражающая необходимые организационно-педагогические условия формирования правовой культуры.
Разработанные теоретические положения и, проведенная опытно-экспериментальная работа исследования позволяют сделать следующие выводы.
Правовая культура личности педагога представляет собой качество, формирующееся на основе имеющихся правовых знаний, представлений, взглядов, убеждений, интересов и идеалов, потребностей, мотивов, морально - волевых качеств, правовых умений, навыков и привычек, и выражающееся в правовых отношениях учащегося к обществу, к коллективу, к другому человеку, к себе самому.
Формирование правовой культуры осуществляется в целостном, специально организованном, систематическом, целенаправленном педагогическом процессе школы при взаимодействии субъектов в различных видах правовоспитательной деятельности и правовых отношений.
Следует отметить, что спроектированная теоретическая модель совершенствования правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности включает в себя взаимосвязанные компоненты: целевой, определяющий мотивационные, целевые установки личности педагога, социальный заказ общества и государства; содержательный, представленный как системообразующее звено, включающее теоретическую основу права, основные законы педагогической юстиции, представления о современном законодательстве; деятельностный, определяющий значение деятельности педагога по совершенствованию правовой культуры, а также непосредственно содержание деятельности по повышению уровня правовых знаний педагогов; оценочно-аналитический включает самооценку результатов деятельности педагога, аналитическую работу по некоторым факторным показателям обучения, анализ средств и методов деятельности для достижения адекватных результатов работы по совершенствованию правовой культуры педагога и результативный компонент предполагает наличие условий для сформированности профессионально-педагогических качеств педагога.
Успешность формирования правовой культуры будет обеспечиваться соблюдением таких педагогических условий, как профессиональная мобильность педагога, системность правовой подготовки, информативность образовательной среды, а также индивидуализация образования.
На основе определенных педагогических условий формирования правовой культуры педагогов определено, что правовое образование педагогических работников должно носить непрерывный характер и продолжать совершенствоваться на протяжении всей профессионально-педагогической деятельности.
Для успешной реализации требований Профессионального стандарта педагога, в целях повышения правовой культуры педагогов необходимо разработать единство требований к соблюдению всеми субъектами правовоспитательного процесса профессионального обучения, построенного на взаимоуважении и толерантности. С этой целью необходимо организовать нравственно-правовое пространство образовательного процесса, способствующее формированию и развитию устойчивых, позитивных, общественно направленных правовых отношений, активной правовой позиции каждого участника образовательного процесса, организовать курсы повышения квалификации педагогов по теме «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога», проводить научно-методические семинары и конференции, посвященные проблемам формирования правовой культуры педагогов.
Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу исследования, выявили перспективы дальнейшего изучения проблемы формирования правовой культуры педагогов в условиях реализации Профессионального стандарта педагога.
1. Конституция российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ.//Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, №15.
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-
ФЗ от 29 декабря 2012 г. с последующими изменениями и дополнениями// ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум. Вся
Россия/НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 03.07.2013
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. //
ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум. Вся
Россия/НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 03.07.2013
4. Письмо Министерства образования РФ «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ» №391/11 от 19.03.1996 г. // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ- Максимум. Вся Россия/НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 03.07.2013
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября
2013 г. N 544н. ."Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"// ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум. Вся
Россия/НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 03.07.2013
6. Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального
развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих// ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ- Максимум. Вся Россия/НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 03.07.2013
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия/НПП «ГАРАНТ- СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 03.07.2013
8. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2014. С. 10-18.
9. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. С. 18-19.
10. Акимова А.П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Вып. 1. - 2013. - с 115-119.
11. Алексеев С. С. Теория права. - М. - 1994. - С. 87-89.
12. Аникина A.C. К вопросу о содержании правовой компетентности будущего учителя/А.С. Аникина // Вестник Орловского государственного университета, серия: новые гуманитарные исследования. - 2010. - №5 - С.124 - 128.
13. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Педагогика: учебно -методическое пособие для студентов. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ - 2014.
14. Байденко В.И. Болонский процесс: современный этап // Высшее образование в России. - 2015. - №10. - С. 52-59.
15. Балюк Г. И. Взаимосвязь правовой культуры и политической демократии. Киев, 1984. С. 6-14.
16. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия» - 2000.
- с.192-194
17. Белякова Н. В. Профессиональная мобильность педагогических кадров как показатель их успешности в условиях перехода на стандарты нового поколения// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшеговозраста» - 2013 - № 2 - С.42-46
18. Белянкова Е. И. Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1074-1076.
19. Бобылева Я. В., Борисова С. В., Гриценко Л. А. Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей // Молодой ученый.
- 2014. — №17. — С. 452-454.
20. Болотова Е. Л. Правовая подготовка педагога в условиях формирования гражданского общества Педагогическое образование и наука, № 2, 2012,C. 4-9.
21. Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. - 2014. Т. 19. - № 3. - С. 32-40.
22. Ветютнев Ю.Ю. Коммуникативные формы правового
признания//Принцип формального равенства и взаимное признание права/Под ред. В. В. Лапаевой, А. В. Полякова, В. В. Денисенко. - М., 2016. - С.94-103.
23. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. Методологические основы реализации новой образовательной парадигмы // Педагогика. - 2014. № 2. - С. 3-14
24. Воеводина С.С. Правовая культура как инструмент менеджмента высшей школы//Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2013 - №6
- с. 36-42.
25. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Интер - Диалект+, 1997.
26. Гранат Н.Л., Панасюк В.В. Правосознание и правовая культура // Юрист.
- 1998. - № 11/12. - С. 2-8.
27. Гуляихин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // NB: Вопросы права и политики. — 2013. - № 4. - С.135-158.
28. Евплова Е.В. Профессионально значимые качества будущих педагогов профессионального обучения // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 2. - С. 62-65.
29. Жарылгасова П.Е., Кокшеева З.Т. Профессиональная компетентность педагога // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7-2. - С. 142-143.
30.ЗеерЭ.Ф. Дискуссионные аспекты инновационного развития профессионально-педаго гического образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2013. - № 5. -С. 67 -79.
31.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013.
32.Злобин Н. С. Проблемы теории культуры. М. : Наука, 1977. С. 35.
33. Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: моногр. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. 201 с.
34. Исаев И.Ф. Культурологический подход к исследованию проблем профессионализма педагога//Сибирский педагогический журнал, 2016 - №4.
35. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности педагога в контексте социокультурной образовательной политики региона: диссертация д-ра пед. наук. СПб., 2001.
36. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1974. - С. 39-67.
37. Кислов А.Г. , Кропанева Е.М. О роли образования в процессе реализации права на достойное человеческое существование/ //Образование и наука. 2012. - N 5. - С. 3-24.
38. Кислов, А. Г. Идея права на достойное человеческое существование: социально-философский анализ: монография / А. Г. Кислов, Е. М. Кропанева, М. Р. Москаленко; [рец. Ю. Г. Ершов, Н. В. Бряник, С. З. Гончаров] - Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ - 2013. - с. 166 -178.
39. Клейменова, Е. В., Моралева, К. А.Правовая культура и ее стандарты в конституциях Российской Федерации //Правоведение. -2003. — № 1. — С. 50 — 56.
40. Копылова И. А. Самообразование педагога как условие
профессионального роста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 51-54.
41. Кузьмина Н.В. Понятие педагогической системы и критерии ее оценки//Н.В. Кузьмина Методы системного педагогического исследования; Под ред. Н.В. Кузьминой. 2-е изд. - М. - Народное образование, 2012. - С. 11-12.
42. Культурология : хрестоматия / сост. Гуревич.М. : Гардарика - 2000. - С. 49-53.
43. Куликова А.В. Правовая культура в рамках социологического подхода: содержание понятия, его особенности //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. Выпуск 1 (5). - Н. Новгород - 2006.
44. Лазарев В. В. Общая теория права и государства. М., 2016. С. 251-254.
45. Методика для анализа собственной педагогической деятельности: учебно-методическое пособие для преподавателей /Е. А. Лебедева, Н. И. Лыгина, Е. Ю. Чернова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.
46. Митяева А. М. Индивидуализация учебной деятельности студентов в образовательном процессе вуза: монография//А. М. Митяева. Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Орлов. гос. ун - т". - Орел: ОГУ, - 2014.
47. Моисеева Л.В. Экологический подход в психолого-педагогическом
образовании как основа достижения устойчивого
развития//Педагогическое образование в России - 2012 - №2 - С. 49-54.
48. Молчанова А.В. Диссеминация инновационных ресурсов в условиях модернизации педагогического образования // А.В. Молчанова, Л.В. Соколова. - М., Человеческий капитал. - 2015. - № 4 (73). - с. 36-39.
49. Нерсесянц В. С. Философия права - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М - 2016.
50.Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г.) // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия/НПП «ГАРАНТ- СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 03.07.2013
51. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, Обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-Х книгах/ Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд- Во Брянского государственного университета, 2013. - Кн.1 - 12 с.
52. Панов О.А. К вопросу о механизме самореализации правовой личности в
российском правовом пространстве://О.А.Панов/Современное
законодательство: теория и практика применения: сб. материалов
региональной научно-практической конференции (30 ноября 2012 года). - Ростов -на-Дону: Ростовский-на-Дону филиал Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы, 2012.-С. 127-132.
53. Панова О. А. Формирование правовой компетентности педагогов современной школы: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Панова; Акад. повышения квалификации и переподготовки работников образования. — М., 2002. — с.22-25
54. Певцова Е.А. Правовое регулирование труда и занятости молодежи. - М.: «Академия», 2012. - с.216-218
55. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности - СПб. - Издательство «Лань» - 2000.
56. Потомахин В.В. Анализ опыта экспериментального исследования путей и педагогических условий эффективности формирования правовой культуры студентов неюридических профилей подготовки В.В.Потомахин//Вестник Тамбовского университета Серия: гуманитарные науки. - 2009. - Вып. 10.(78). - С. 274-277
57. Пулина А. А. Профессиональная мобильность педагога как условие инновационного развития современной школы / А. А. Пулина // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 224-230.
58. Радионов А. А., Рулевский А. Д.// Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8. - № 1. - С. 87 - 93.
59. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. С. 84-86
60. Романцев Г.М., Ронжина Н.В. Философско-матодологические аспекты профессиональной педагогики//Казанский педагогический журнал - 2013 - №6 (101). - с. 36 - 44.
61. Саламаткин С.Н. «Правовое воспитание личности». - Красноярск, КГПУ - 2012.
62. Сериков В.В. Педагогическое исследование: в происках путей
повышения качества//Образование и наука. - 2015 - №7 (126) - с. 4-5.
63. Синюкова Т. В. Правовая культура. Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов, 2015.
64. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013.
65. Слободчиков В. И., Е. И. Исаев. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие: ПСТГУ - Москва - 2013.
66. Станченко Е. Н. Профессиональная деятельность педагога в школе // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014.
67. Степанова И.А. Профессиональная мобильность педагога как научно - педагогический феномен // Образование и наука. - 2009. - №5 (62). - С. 38-41. Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2001.
68. Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность // П.А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов; пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992.
69. Сурикова О.В. Рефлексивный анализ профессиональной деятельности
педагога: учеб.-метод. пособие / О.В. Сурикова; ГУО «Акад.
последиплом. образования». -Минск: АПО, 2011.
70. Тищенко Е.Я. Детерминирующие проблемы осужденных в процессе подготовки к освобождению из исправительных учреждений / Е.Я.Тищенко //Педагогическое образование и наука. - 2011. - №1. - С. 91-95.
71. Уледов А. К. К определению специфики культуры как социального явления // Филос. науки.1974. № 2. С. 28.
72. Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьегопоколения. - СПб.: Питер. - 2017.
73. Халем Ф. Историко-правовые аспекты проблемы Восток - Запад // Вопр. философии. - 2002. - № 7. - С. 26-51.
74.Черемисина А.А. Реализация правового образования и воспитания старшеклассников на основе компетентностностного подхода//Реализация правового образования - М. - 2015 - №8 - С. 26-32.
75.Чесноков Д. И. Исторический материализм. 2_е изд. М., 1965. С. 346.
76. Шадриков В.Д. Эволюция мысли. Как человек научился мыслить. - М. Университетская книга. - 2016. — 222 с.
77. Шадриков В.Д., Старовойтенко Е.Б. Концепция индивидуализации воспитания // Советская педагогика. - 1987.
78. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие/Европ. ин-т экспертов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во "Полиус", 1998. - 639 с.
79. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 1991. С. 210-211.
80. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium. Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a //Secondary Education for Europe Strasburg, 2013.
81. Murray Н. Explorations in personality / Н. Murray. — New York. — 2012. — 761 p.
82. Parry, S. B. The quest for competencies: competency studies can help you make HR decision, but the results are only as good as the study / S. B. Parry. Training, 2012. —33, —P. 48-56.
83.Spencer, L. M. Competence at work : models for superior performance I L. M. Spencer, S. M. Spencer // New York : John Wiley. — 2013.
84. World Federation for Medical Education. Edinburgh Declaration. Lancet 2009, 8068, 464.
85. Weinert F.E. Concepts of Competence. (Contribution within the OECD project Definition and selection of competencies: Theoretical and conceptual foundations (DeSeCo)). Neuchatel: DeSeCo, 2015.