Совершенствование правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности
|
Введение 2
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.1 «Правовая культура педагога» как предмет научного анализа 13
1.2. Особенности совершенствования правовой культуры педагога в
условиях перехода на Профессиональный стандарт педагога 29
1.3. Модель совершенствования правовой культуры педагога в
профессиональной деятельности 36
II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
СОВЕРШЕНСТОВВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА 50
2.1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы по
формированию правовой культуры педагогов 50
2.2. Педагогические условия и особенности реализации модели совершенствования правовой культуры педагогов в условиях перехода
на Профессиональный стандарт педагога 73
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы, их интерпретация и перспективы развития 82
Заключение 102
Список используемой литературы 105
Приложение 115
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.1 «Правовая культура педагога» как предмет научного анализа 13
1.2. Особенности совершенствования правовой культуры педагога в
условиях перехода на Профессиональный стандарт педагога 29
1.3. Модель совершенствования правовой культуры педагога в
профессиональной деятельности 36
II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
СОВЕРШЕНСТОВВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА 50
2.1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы по
формированию правовой культуры педагогов 50
2.2. Педагогические условия и особенности реализации модели совершенствования правовой культуры педагогов в условиях перехода
на Профессиональный стандарт педагога 73
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы, их интерпретация и перспективы развития 82
Заключение 102
Список используемой литературы 105
Приложение 115
Социально-экономические преобразования конца ХХ - начала XXI века привели к серьезным изменениям в общественной жизни. Необходимость в формировании гражданского общества и правового государства в Российской Федерации способствовало изменениям в российском законодательстве.
Во всех сферах общества начался процесс социальной модернизации. Качественные изменения затронули образовательную сферу: проведен ряд реформ, сформировались новые требования к личности учителя и системе профессиональной подготовки работника педагогических профессий.
Успешность современного педагога зависит от самообразования, получения непрерывного образования и совершенствования своих педагогических навыков на протяжении всей профессиональной деятельности.
Актуальность темы на теоретическом уровне состоит в законодательной деятельности государства, государственном заказе в повышении правовой культуры педагогов. В соответствии и действующим Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования для специальности 050100 Педагогическое образование (бакалавр), выпускник вуза должен знать основные международно-правовые акты, знать и использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности, знать основы социальной политики, а также соблюдать права и интересы обучающихся [7]. Таким образом, Федеральный государственный стандарт рассматривает формирование у выпускника вуза по педагогической профессии целого комплекса профессиональных компетенций, но правовая, как таковая, отдельно не выделяется. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного среднего общего образования), среди основных знаний педагога, указывает на необходимость владеть нормативной документацией по вопросам обучения и воспитания ребенка, а также Трудовое законодательство и Конвенцию о правах ребенка[5].
Анализ должностных обязанностей работника образования и их практической деятельности показывает, что педагог должен обладать определенными правовыми знаниями, уметь применять их в профессиональной деятельности. Так, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н определено: «Учитель должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка»[6].
Требования, предъявляемые к теоретическому уровню правовой грамотности педагога, не конкретизированы, обобщены, не имеют практической основы и навыков, позволяющих законно действовать в различных нестандартных (проблемных) ситуациях. Современный учитель, это не только учитель - предметник, это и кризисный менеджер, который должен защитить себя, и в тоже время - должен уметь представлять интересы свои, учеников и родителей. Зачастую учитель, не владеющий необходимыми правовыми знаниям, уязвим, не защищен.
Заметим, что проблема формирования правовой культуры в педагогической деятельности является одной из приоритетных задач профессионального образования.
В настоящее время, государственная политика в сфере правовой грамотности направлена на повышение уровня правовой культуры населения, юридической грамотности, преодоление правового нигилизма в первую очередь в образовательной среде. В этих условиях педагог становится участником правовой политики государства. С правовой грамотностью педагога связана реализация потребностей общества в становлении правовой культуры обучающихся.
Актуальность темы на практическом уровне связана с затруднениями педагогов в реализации государственных правоприменительных актов. Анализ материалов периодической печати, судебной практики свидетельствуют о многочисленных правонарушениях в сфере образования[50]. Часто педагоги не знают правовых норм, действуют интуитивно, не осознавая противоправности своих поступков. В этих условиях необходимо повышение правовой культуры педагога для преодоления противоправности педагогических решений и защиты собственных законных интересов. Знание педагогом основ законодательной политики в сфере образования позволит избежать конфликтных ситуаций между участниками учебно-образовательного процесса и владеть правовой базой для цивилизационного разрешения в рамках правового поля. Знание основ образовательного законодательства необходимо руководителям и сотрудникам органов управления образования, администрации образовательных учреждений, учителям, ведь именно на их плечах лежит необходимость формирования личности, гражданской ответственности, отношения к нашей стране и обществу у подростков, в том числе и основам правовых знаний.
Традиционно в России педагог является образцом поведенческого стандарта, транслирующим обществу социальные нормы и правила через культуру общения, поведения и профессиональную деятельность. Через взаимодействие с педагогом обучающиеся осваивают опыт участия в правоотношениях, осознают личностный смысл правового поведения, приобретают социально значимые правовые ориентации.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости расширения границ правовой культуры в профессиональной деятельности работников образования.
Актуальность данной темы на социальном уровне обусловлена потребностью общества в педагогах, как специалистах, знающих и соблюдающих права детей, способных защитить свои права обладающих правовой информацией и юридической грамотностью, умеющих ориентироваться в многочисленных юридических источниках, применять правовые нормы в конкретных практических ситуациях, защищать свои гражданские права, знать и защищать права ребенка.
Степень разработанности проблемы исследования. Анализ фундаментальных положений педагогической, психологической и юридической наук показал, что для решения научных и практических задач, связанных с формированием правовой культуры педагога, в науке уже накоплен определенный теоретический базис.
В частности, вопросы, связанные со структурой, содержанием профессиональной правовой составляющей и условиями ее формирования и развития в процессе профессиональной деятельности специалистов в области образования, освещаются в работах отечественных исследователей: В.И. Байденко[14], В.А. Болотова[20], A.A. Вербицкого[23], Э.Ф. Зеера[30], A.M. Митяевой[46], В.В. Серикова[62], A.B. Хуторского [72], B.fl,. Шадрикова[76] и др.
Отдельные вопросы формирования профессионально-правовой культуры педагогов рассматриваются в исследованиях Ю.Ю. Ветютнева[22], А.Г. Кислова[37], Е.М. Кропанёвой[38], Е.А. Певцовой[54].
Некоторые аспекты формирования правовой компетенции студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях неюридического профиля освещаются в работах A.C. Аникиной[12], С.С. Воеводиной [24], A.B. Молчановой[48], O.A. Панова[53], B.B. Потомахина[56], А.А. Родионова[58] и др.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды ученых в области общей и профессиональной педагогики (A.C. Белкин [16], Э.Ф. Зеер[30], Г.М. Романцев[60], В.А. Сластенин[64] и др.), работы по профессионально-правовой компетентности педагогов (O.A. Панова[53], A.A. Черемисина[74], и др.), по правовому воспитанию (Е.А. Певцова[54], Л.И. Пертражицкий[55] и др.); исследования правовой культуры личности и общества (А.Г. Кислов[38], B.C. Нерсесянц[49], Е.В. Е.Я. Тищенко[70] и др.), среды как фактора формирования, развития и самореализации личности (А.И. Артюхина[13], Л.В. Моисеева[47], В.И. Слободчиков[65] и др.); технологии обучения в вузе (В.А. Сластенин[64], В.А. Якунин[78] и др.).
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г. с изм.)[1], Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с последующими изменениями и дополнениями [2], Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. [3], ФГОС ВПО по направлению подготовки «050100 — Педагогическое образование» (бакалавр) [7], Письмо Министерства образования РФ «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ» №391/11 от 19.03.1996 г.[4] и другие.
При неоспоримой теоретической и практической значимости исследований указанных авторов следует отметить, что выделенная нами проблема формирования правовой культуры педагогов недостаточно разработана что обусловлено рядом причин:
- отсутствием четкого определения правовой культуры педагога и ее компонентов;
- неразработанностью критериев и уровней сформированности правовой культуры педагогов на практике ;
- необходимости соответствия нормам Профессионального стандарта при недостаточном уровне сформированности правовой культуры педагогов. Выявленные недостатки определили следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне между возрастающей потребностью общества в юридически компетентных педагогических кадрах и сложившейся традиционной системой подготовки работников педагогических профессий, не обеспечивающей формирования правовой культуры в процессе обучения;
- на научно-теоретическом уровне между необходимостью формирования правовой культуры в деятельности работников образования и недостаточной разработанности, отсутствия единства научных подходов к данной проблеме;
- на нормативно-правовом уровне между необходимостью введения нормативно-правовой документации, профессиональных стандартов, новых видов договоров и отсутствия системы обучения педагогических кадров;
- на научно-методическом уровне между потребностью формирования правовой культуры в профессиональном обучении работников образования и отсутствием в педагогической теоретической науке модели процесса формирования правовых качеств, а также неразработанностью педагогических условий формирования модели.
Выявленные противоречия способствовали выявлению проблемы исследования: при каких педагогических условиях повышение правовой культуры педагогов будет наиболее эффективным?
Актуальность проблемы расширения границ правовой культуры в профессиональной деятельности работников образования и недостаточная ее изученность в научной литературе определили тему диссертационного исследования: «Совершенствование правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности».
Цель исследования: повышение правовой культуры педагогов на основе разработанной программы в условиях внедрения Профессионального стандарта педагога.
Объект исследования: процесс повышения правовой культуры профессиональной деятельности педагогов в системе повышения квалификации.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие повышение правовой культуры в профессиональной деятельности работников образования.
Гипотеза исследования: повышение уровня правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности будет успешным, а педагоги будут мотивированы в повышении уровня правовой культуры если:
- определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность повышения правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности;
- спроектирована модель совершенствования правовой культуры педагогов;
- сформирован критериально-измерительный инструментарий для определения эффективности повышения правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования сформулированы его задачи:
1. Провести анализ научно-педагогической литературы с целью изучения теоретико-методологических основ повышения правовой культуры педагогов.
2. Обосновать педагогические условия совершенствования правовой культуры педагогов и обосновать сущность правовой культуры педагога.
3. Спроектировать модель совершенствования правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности
4. Разработать программу профессионального развития педагогов «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога» и проверить ее эффективность
Опытно-экспериментальная база исследования:
Муниципальные общеобразовательные учреждения г.о. Тольятти Самарской области
МБУ «Лицей №76 имени В.Н. Полякова» - 23 педагога
МБУ «Гимназия №38» - 12 педагогов
МБУ «Гимназия №77» - 13 педагогов
МБУ «Школа №56» - 16 педагогов
ИТОГО 64 педагога
Исследование проводилось в три этапа в течение двух лет:
На первом (поисково-подготовительном) этапе (2015 год) изучалась философская, психолого-педагогическая литература. Отслеживались публикации по теме исследования, анализировалась нормативно-правовая документация и программные документы федерального и регионального значения, уточнялась проблема, осуществлялся выбор темы, определялись предмет, гипотеза, этапы, задачи и направления исследования . Разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой проводились анкетирование и тестирование, используемые в последующей опытно-экспериментальной работе.
На втором (теоретико-проектировочном) этапе (2016 год) изучалась научно-педагогическая литература по проблеме исследования, уточнялись основные теоретические положения, составляющие основу диссертационного исследования, проверялась гипотеза исследования; разрабатывалась и внедрялась модель совершенствования правовой культуры педагогов, публиковались материалы исследования.
На третьем (экспериментально-обобщающем) этапе (2016-2017 годы) проводилась опытно-экспериментальная работа, оценивались результаты педагогического эксперимента, проводились анализ и обобщение результатов исследования, проверялись экспериментальные данные, уточнялись положения, выносимые на защиту; формулировались выводы, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов, выявлялись перспективы исследования проблемы.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:
- разработана модель совершенствования правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности, включающая в себя целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-аналитический и результативный компоненты; реализация предложенной модели повышения правовой культуры педагогов призвана обеспечить высокое качество повышения профессиональной правовой культуры
- разработана программа повышения квалификации профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога»
- экспериментально доказана эффективность совершенствования правовой культуры учителя в условиях реализации Профессионального стандарта педагога.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что уточнено понятие «правовая культура педагога». Оно определено как сложная, многогранная система знаний, социально-значимых ценностных ориентиров, регуляторов общественной жизни, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативно-правовых актов для решения профессиональных задач.
Исследование позволяет дополнить теорию и методику повышения правовой культуры педагогов новой программой повышения квалификации профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога», а также определить организационные, содержательные и методические основы профессиональной подготовки и обучения.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- результаты исследования и разработанная на их основе программа повышения квалификации профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций позволяют дополнить существующую практику повышения квалификации педагогических работников;
- разработанная и апробированная программа повышения квалификации профессионального развития педагогов позволила повысить мотивацию педагогов к совершенствованию собственной правовой культуры;
- материалы диссертационного исследования могут быть использованы при организации системы повышения квалификации педагогических работников специальностей в учреждениях различных ступеней образования.
В настоящее время существуют реальные возможности для исследования в области правовой защищенности педагогов и сформированности правовой культуры в их профессиональной деятельности: открыты базы научно-правовой и научно-педагогической литературы, в большом объеме представлены источники для изучения данной проблемы, выбрана опытно-экспериментальная база исследования. Исследование планируется проводить на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №76 имени В.Н. Полякова городского округа Тольятти Самарской области.
Правовая неграмотность профессионального педагога грозит сегодня большим количеством правонарушений в сфере образования, правовым нигилизмом педагогов и, как следствие - несформированными представлениями о правовых механизмах, способах правовой защиты среди детей и повышением преступности в подростковой среде.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сущность правовой культуры педагога заключается в понимании ее как
сложной, многогранной системы знаний, социально-значимых ценностных ориентиров, регуляторов общественной жизни, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативно-правовых актов для решения профессиональных задач.
2. Модель совершенствования правовой культуры педагога, представленная целевым, содержательным, деятельностным, оценочно-аналитическим, компонентами, раскрывающая теоретическую сущность, внутреннюю структуру и логику рассматриваемого комплексного процесса, единство всех его элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости, дает возможность создавать правовое образовательное пространство и обеспечивает процесс формирования правовой культуры в условиях реализации Профессионального стандарта педагога.
3. Разработанная программа повышения квалификации внедрена в комплекс мер по профессиональному развитию педагогов, которая качественно повысит уровень правовой культуры педагогического коллектива.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, приложения, содержит таблицы и рисунки.
Во всех сферах общества начался процесс социальной модернизации. Качественные изменения затронули образовательную сферу: проведен ряд реформ, сформировались новые требования к личности учителя и системе профессиональной подготовки работника педагогических профессий.
Успешность современного педагога зависит от самообразования, получения непрерывного образования и совершенствования своих педагогических навыков на протяжении всей профессиональной деятельности.
Актуальность темы на теоретическом уровне состоит в законодательной деятельности государства, государственном заказе в повышении правовой культуры педагогов. В соответствии и действующим Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования для специальности 050100 Педагогическое образование (бакалавр), выпускник вуза должен знать основные международно-правовые акты, знать и использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности, знать основы социальной политики, а также соблюдать права и интересы обучающихся [7]. Таким образом, Федеральный государственный стандарт рассматривает формирование у выпускника вуза по педагогической профессии целого комплекса профессиональных компетенций, но правовая, как таковая, отдельно не выделяется. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного среднего общего образования), среди основных знаний педагога, указывает на необходимость владеть нормативной документацией по вопросам обучения и воспитания ребенка, а также Трудовое законодательство и Конвенцию о правах ребенка[5].
Анализ должностных обязанностей работника образования и их практической деятельности показывает, что педагог должен обладать определенными правовыми знаниями, уметь применять их в профессиональной деятельности. Так, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н определено: «Учитель должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка»[6].
Требования, предъявляемые к теоретическому уровню правовой грамотности педагога, не конкретизированы, обобщены, не имеют практической основы и навыков, позволяющих законно действовать в различных нестандартных (проблемных) ситуациях. Современный учитель, это не только учитель - предметник, это и кризисный менеджер, который должен защитить себя, и в тоже время - должен уметь представлять интересы свои, учеников и родителей. Зачастую учитель, не владеющий необходимыми правовыми знаниям, уязвим, не защищен.
Заметим, что проблема формирования правовой культуры в педагогической деятельности является одной из приоритетных задач профессионального образования.
В настоящее время, государственная политика в сфере правовой грамотности направлена на повышение уровня правовой культуры населения, юридической грамотности, преодоление правового нигилизма в первую очередь в образовательной среде. В этих условиях педагог становится участником правовой политики государства. С правовой грамотностью педагога связана реализация потребностей общества в становлении правовой культуры обучающихся.
Актуальность темы на практическом уровне связана с затруднениями педагогов в реализации государственных правоприменительных актов. Анализ материалов периодической печати, судебной практики свидетельствуют о многочисленных правонарушениях в сфере образования[50]. Часто педагоги не знают правовых норм, действуют интуитивно, не осознавая противоправности своих поступков. В этих условиях необходимо повышение правовой культуры педагога для преодоления противоправности педагогических решений и защиты собственных законных интересов. Знание педагогом основ законодательной политики в сфере образования позволит избежать конфликтных ситуаций между участниками учебно-образовательного процесса и владеть правовой базой для цивилизационного разрешения в рамках правового поля. Знание основ образовательного законодательства необходимо руководителям и сотрудникам органов управления образования, администрации образовательных учреждений, учителям, ведь именно на их плечах лежит необходимость формирования личности, гражданской ответственности, отношения к нашей стране и обществу у подростков, в том числе и основам правовых знаний.
Традиционно в России педагог является образцом поведенческого стандарта, транслирующим обществу социальные нормы и правила через культуру общения, поведения и профессиональную деятельность. Через взаимодействие с педагогом обучающиеся осваивают опыт участия в правоотношениях, осознают личностный смысл правового поведения, приобретают социально значимые правовые ориентации.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости расширения границ правовой культуры в профессиональной деятельности работников образования.
Актуальность данной темы на социальном уровне обусловлена потребностью общества в педагогах, как специалистах, знающих и соблюдающих права детей, способных защитить свои права обладающих правовой информацией и юридической грамотностью, умеющих ориентироваться в многочисленных юридических источниках, применять правовые нормы в конкретных практических ситуациях, защищать свои гражданские права, знать и защищать права ребенка.
Степень разработанности проблемы исследования. Анализ фундаментальных положений педагогической, психологической и юридической наук показал, что для решения научных и практических задач, связанных с формированием правовой культуры педагога, в науке уже накоплен определенный теоретический базис.
В частности, вопросы, связанные со структурой, содержанием профессиональной правовой составляющей и условиями ее формирования и развития в процессе профессиональной деятельности специалистов в области образования, освещаются в работах отечественных исследователей: В.И. Байденко[14], В.А. Болотова[20], A.A. Вербицкого[23], Э.Ф. Зеера[30], A.M. Митяевой[46], В.В. Серикова[62], A.B. Хуторского [72], B.fl,. Шадрикова[76] и др.
Отдельные вопросы формирования профессионально-правовой культуры педагогов рассматриваются в исследованиях Ю.Ю. Ветютнева[22], А.Г. Кислова[37], Е.М. Кропанёвой[38], Е.А. Певцовой[54].
Некоторые аспекты формирования правовой компетенции студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях неюридического профиля освещаются в работах A.C. Аникиной[12], С.С. Воеводиной [24], A.B. Молчановой[48], O.A. Панова[53], B.B. Потомахина[56], А.А. Родионова[58] и др.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды ученых в области общей и профессиональной педагогики (A.C. Белкин [16], Э.Ф. Зеер[30], Г.М. Романцев[60], В.А. Сластенин[64] и др.), работы по профессионально-правовой компетентности педагогов (O.A. Панова[53], A.A. Черемисина[74], и др.), по правовому воспитанию (Е.А. Певцова[54], Л.И. Пертражицкий[55] и др.); исследования правовой культуры личности и общества (А.Г. Кислов[38], B.C. Нерсесянц[49], Е.В. Е.Я. Тищенко[70] и др.), среды как фактора формирования, развития и самореализации личности (А.И. Артюхина[13], Л.В. Моисеева[47], В.И. Слободчиков[65] и др.); технологии обучения в вузе (В.А. Сластенин[64], В.А. Якунин[78] и др.).
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г. с изм.)[1], Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с последующими изменениями и дополнениями [2], Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. [3], ФГОС ВПО по направлению подготовки «050100 — Педагогическое образование» (бакалавр) [7], Письмо Министерства образования РФ «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ» №391/11 от 19.03.1996 г.[4] и другие.
При неоспоримой теоретической и практической значимости исследований указанных авторов следует отметить, что выделенная нами проблема формирования правовой культуры педагогов недостаточно разработана что обусловлено рядом причин:
- отсутствием четкого определения правовой культуры педагога и ее компонентов;
- неразработанностью критериев и уровней сформированности правовой культуры педагогов на практике ;
- необходимости соответствия нормам Профессионального стандарта при недостаточном уровне сформированности правовой культуры педагогов. Выявленные недостатки определили следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне между возрастающей потребностью общества в юридически компетентных педагогических кадрах и сложившейся традиционной системой подготовки работников педагогических профессий, не обеспечивающей формирования правовой культуры в процессе обучения;
- на научно-теоретическом уровне между необходимостью формирования правовой культуры в деятельности работников образования и недостаточной разработанности, отсутствия единства научных подходов к данной проблеме;
- на нормативно-правовом уровне между необходимостью введения нормативно-правовой документации, профессиональных стандартов, новых видов договоров и отсутствия системы обучения педагогических кадров;
- на научно-методическом уровне между потребностью формирования правовой культуры в профессиональном обучении работников образования и отсутствием в педагогической теоретической науке модели процесса формирования правовых качеств, а также неразработанностью педагогических условий формирования модели.
Выявленные противоречия способствовали выявлению проблемы исследования: при каких педагогических условиях повышение правовой культуры педагогов будет наиболее эффективным?
Актуальность проблемы расширения границ правовой культуры в профессиональной деятельности работников образования и недостаточная ее изученность в научной литературе определили тему диссертационного исследования: «Совершенствование правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности».
Цель исследования: повышение правовой культуры педагогов на основе разработанной программы в условиях внедрения Профессионального стандарта педагога.
Объект исследования: процесс повышения правовой культуры профессиональной деятельности педагогов в системе повышения квалификации.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие повышение правовой культуры в профессиональной деятельности работников образования.
Гипотеза исследования: повышение уровня правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности будет успешным, а педагоги будут мотивированы в повышении уровня правовой культуры если:
- определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность повышения правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности;
- спроектирована модель совершенствования правовой культуры педагогов;
- сформирован критериально-измерительный инструментарий для определения эффективности повышения правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования сформулированы его задачи:
1. Провести анализ научно-педагогической литературы с целью изучения теоретико-методологических основ повышения правовой культуры педагогов.
2. Обосновать педагогические условия совершенствования правовой культуры педагогов и обосновать сущность правовой культуры педагога.
3. Спроектировать модель совершенствования правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности
4. Разработать программу профессионального развития педагогов «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога» и проверить ее эффективность
Опытно-экспериментальная база исследования:
Муниципальные общеобразовательные учреждения г.о. Тольятти Самарской области
МБУ «Лицей №76 имени В.Н. Полякова» - 23 педагога
МБУ «Гимназия №38» - 12 педагогов
МБУ «Гимназия №77» - 13 педагогов
МБУ «Школа №56» - 16 педагогов
ИТОГО 64 педагога
Исследование проводилось в три этапа в течение двух лет:
На первом (поисково-подготовительном) этапе (2015 год) изучалась философская, психолого-педагогическая литература. Отслеживались публикации по теме исследования, анализировалась нормативно-правовая документация и программные документы федерального и регионального значения, уточнялась проблема, осуществлялся выбор темы, определялись предмет, гипотеза, этапы, задачи и направления исследования . Разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой проводились анкетирование и тестирование, используемые в последующей опытно-экспериментальной работе.
На втором (теоретико-проектировочном) этапе (2016 год) изучалась научно-педагогическая литература по проблеме исследования, уточнялись основные теоретические положения, составляющие основу диссертационного исследования, проверялась гипотеза исследования; разрабатывалась и внедрялась модель совершенствования правовой культуры педагогов, публиковались материалы исследования.
На третьем (экспериментально-обобщающем) этапе (2016-2017 годы) проводилась опытно-экспериментальная работа, оценивались результаты педагогического эксперимента, проводились анализ и обобщение результатов исследования, проверялись экспериментальные данные, уточнялись положения, выносимые на защиту; формулировались выводы, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов, выявлялись перспективы исследования проблемы.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:
- разработана модель совершенствования правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности, включающая в себя целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-аналитический и результативный компоненты; реализация предложенной модели повышения правовой культуры педагогов призвана обеспечить высокое качество повышения профессиональной правовой культуры
- разработана программа повышения квалификации профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога»
- экспериментально доказана эффективность совершенствования правовой культуры учителя в условиях реализации Профессионального стандарта педагога.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что уточнено понятие «правовая культура педагога». Оно определено как сложная, многогранная система знаний, социально-значимых ценностных ориентиров, регуляторов общественной жизни, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативно-правовых актов для решения профессиональных задач.
Исследование позволяет дополнить теорию и методику повышения правовой культуры педагогов новой программой повышения квалификации профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога», а также определить организационные, содержательные и методические основы профессиональной подготовки и обучения.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- результаты исследования и разработанная на их основе программа повышения квалификации профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций позволяют дополнить существующую практику повышения квалификации педагогических работников;
- разработанная и апробированная программа повышения квалификации профессионального развития педагогов позволила повысить мотивацию педагогов к совершенствованию собственной правовой культуры;
- материалы диссертационного исследования могут быть использованы при организации системы повышения квалификации педагогических работников специальностей в учреждениях различных ступеней образования.
В настоящее время существуют реальные возможности для исследования в области правовой защищенности педагогов и сформированности правовой культуры в их профессиональной деятельности: открыты базы научно-правовой и научно-педагогической литературы, в большом объеме представлены источники для изучения данной проблемы, выбрана опытно-экспериментальная база исследования. Исследование планируется проводить на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №76 имени В.Н. Полякова городского округа Тольятти Самарской области.
Правовая неграмотность профессионального педагога грозит сегодня большим количеством правонарушений в сфере образования, правовым нигилизмом педагогов и, как следствие - несформированными представлениями о правовых механизмах, способах правовой защиты среди детей и повышением преступности в подростковой среде.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сущность правовой культуры педагога заключается в понимании ее как
сложной, многогранной системы знаний, социально-значимых ценностных ориентиров, регуляторов общественной жизни, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативно-правовых актов для решения профессиональных задач.
2. Модель совершенствования правовой культуры педагога, представленная целевым, содержательным, деятельностным, оценочно-аналитическим, компонентами, раскрывающая теоретическую сущность, внутреннюю структуру и логику рассматриваемого комплексного процесса, единство всех его элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости, дает возможность создавать правовое образовательное пространство и обеспечивает процесс формирования правовой культуры в условиях реализации Профессионального стандарта педагога.
3. Разработанная программа повышения квалификации внедрена в комплекс мер по профессиональному развитию педагогов, которая качественно повысит уровень правовой культуры педагогического коллектива.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, приложения, содержит таблицы и рисунки.
Одной из важнейших целей профессионального образования, отраженной в концепции его модернизации и Профессиональном стандарте педагога, является формирование у педагогических работников высокого уровня правовой культуры, знания прав и обязанностей всех участников образовательного пространства, нормативно -правовой базы международного и российского образования, умения отстаивать свои права (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства), нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Поэтому перед авторами диссертационной работы ставилась цель по разработке и обоснованию содержания модели совершенствования правовой культуры педагогов, а также организационно-педагогических условий формирования их правовой культуры.
Для достижения данной цели на основе изучения научной литературы о феномене «правовая культура», а также анализе современных требований к педагогу образовательной организации было сформулировано основное понятие исследования - «правовая культура педагога». Выявлены и проанализированы условия формирования правовой культуры, спроектирована модель совершенствами правовой культуры педагога в профессиональной деятельности. Определены направления, механизмы достижения результатов по формированию правовой культуры педагогов. Разработана и обоснована программа повышения квалификации профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога» отражающая необходимые организационно-педагогические условия формирования правовой культуры.
Разработанные теоретические положения и, проведенная опытно-экспериментальная работа исследования позволяют сделать следующие выводы.
Правовая культура личности педагога представляет собой качество, формирующееся на основе имеющихся правовых знаний, представлений, взглядов, убеждений, интересов и идеалов, потребностей, мотивов, морально - волевых качеств, правовых умений, навыков и привычек, и выражающееся в правовых отношениях учащегося к обществу, к коллективу, к другому человеку, к себе самому.
Формирование правовой культуры осуществляется в целостном, специально организованном, систематическом, целенаправленном педагогическом процессе школы при взаимодействии субъектов в различных видах правовоспитательной деятельности и правовых отношений.
Следует отметить, что спроектированная теоретическая модель совершенствования правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности включает в себя взаимосвязанные компоненты: целевой, определяющий мотивационные, целевые установки личности педагога, социальный заказ общества и государства; содержательный, представленный как системообразующее звено, включающее теоретическую основу права, основные законы педагогической юстиции, представления о современном законодательстве; деятельностный, определяющий значение деятельности педагога по совершенствованию правовой культуры, а также непосредственно содержание деятельности по повышению уровня правовых знаний педагогов; оценочно-аналитический включает самооценку результатов деятельности педагога, аналитическую работу по некоторым факторным показателям обучения, анализ средств и методов деятельности для достижения адекватных результатов работы по совершенствованию правовой культуры педагога и результативный компонент предполагает наличие условий для сформированности профессионально-педагогических качеств педагога.
Успешность формирования правовой культуры будет обеспечиваться соблюдением таких педагогических условий, как профессиональная мобильность педагога, системность правовой подготовки, информативность образовательной среды, а также индивидуализация образования.
На основе определенных педагогических условий формирования правовой культуры педагогов определено, что правовое образование педагогических работников должно носить непрерывный характер и продолжать совершенствоваться на протяжении всей профессионально-педагогической деятельности.
Для успешной реализации требований Профессионального стандарта педагога, в целях повышения правовой культуры педагогов необходимо разработать единство требований к соблюдению всеми субъектами правовоспитательного процесса профессионального обучения, построенного на взаимоуважении и толерантности. С этой целью необходимо организовать нравственно-правовое пространство образовательного процесса, способствующее формированию и развитию устойчивых, позитивных, общественно направленных правовых отношений, активной правовой позиции каждого участника образовательного процесса, организовать курсы повышения квалификации педагогов по теме «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога», проводить научно-методические семинары и конференции, посвященные проблемам формирования правовой культуры педагогов.
Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу исследования, выявили перспективы дальнейшего изучения проблемы формирования правовой культуры педагогов в условиях реализации Профессионального стандарта педагога.
Для достижения данной цели на основе изучения научной литературы о феномене «правовая культура», а также анализе современных требований к педагогу образовательной организации было сформулировано основное понятие исследования - «правовая культура педагога». Выявлены и проанализированы условия формирования правовой культуры, спроектирована модель совершенствами правовой культуры педагога в профессиональной деятельности. Определены направления, механизмы достижения результатов по формированию правовой культуры педагогов. Разработана и обоснована программа повышения квалификации профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога» отражающая необходимые организационно-педагогические условия формирования правовой культуры.
Разработанные теоретические положения и, проведенная опытно-экспериментальная работа исследования позволяют сделать следующие выводы.
Правовая культура личности педагога представляет собой качество, формирующееся на основе имеющихся правовых знаний, представлений, взглядов, убеждений, интересов и идеалов, потребностей, мотивов, морально - волевых качеств, правовых умений, навыков и привычек, и выражающееся в правовых отношениях учащегося к обществу, к коллективу, к другому человеку, к себе самому.
Формирование правовой культуры осуществляется в целостном, специально организованном, систематическом, целенаправленном педагогическом процессе школы при взаимодействии субъектов в различных видах правовоспитательной деятельности и правовых отношений.
Следует отметить, что спроектированная теоретическая модель совершенствования правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности включает в себя взаимосвязанные компоненты: целевой, определяющий мотивационные, целевые установки личности педагога, социальный заказ общества и государства; содержательный, представленный как системообразующее звено, включающее теоретическую основу права, основные законы педагогической юстиции, представления о современном законодательстве; деятельностный, определяющий значение деятельности педагога по совершенствованию правовой культуры, а также непосредственно содержание деятельности по повышению уровня правовых знаний педагогов; оценочно-аналитический включает самооценку результатов деятельности педагога, аналитическую работу по некоторым факторным показателям обучения, анализ средств и методов деятельности для достижения адекватных результатов работы по совершенствованию правовой культуры педагога и результативный компонент предполагает наличие условий для сформированности профессионально-педагогических качеств педагога.
Успешность формирования правовой культуры будет обеспечиваться соблюдением таких педагогических условий, как профессиональная мобильность педагога, системность правовой подготовки, информативность образовательной среды, а также индивидуализация образования.
На основе определенных педагогических условий формирования правовой культуры педагогов определено, что правовое образование педагогических работников должно носить непрерывный характер и продолжать совершенствоваться на протяжении всей профессионально-педагогической деятельности.
Для успешной реализации требований Профессионального стандарта педагога, в целях повышения правовой культуры педагогов необходимо разработать единство требований к соблюдению всеми субъектами правовоспитательного процесса профессионального обучения, построенного на взаимоуважении и толерантности. С этой целью необходимо организовать нравственно-правовое пространство образовательного процесса, способствующее формированию и развитию устойчивых, позитивных, общественно направленных правовых отношений, активной правовой позиции каждого участника образовательного процесса, организовать курсы повышения квалификации педагогов по теме «Правовые основы педагогической деятельности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога», проводить научно-методические семинары и конференции, посвященные проблемам формирования правовой культуры педагогов.
Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу исследования, выявили перспективы дальнейшего изучения проблемы формирования правовой культуры педагогов в условиях реализации Профессионального стандарта педагога.
Подобные работы
- Формирование правовой культуры «суворовца» во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - Особенности правовой культуры руководителей учреждений общего образования (на примере школ г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2017 - Правовое просвещение педагогов в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Формирование правовой культуры обучающихся профессиональных образовательных организаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Развитие информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС общего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - САЙТ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5770 р. Год сдачи: 2017 - Формирование правовой осведомлённости учителей информатики (Тихоокеанский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
САМОМЕНЕДЖМЕНТА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017



