Введение 4
Глава 1. Теоретические основы коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе формирования пространственных представлений 8
1.1 Особенности пространственных представлений детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи 8
Глава 2. Экспериментальное исследование коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе формирования пространственных представлений 13
2.1 Выявление уровня пространственных представлений детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи 13
2.2 Организация и содержание работы по коррекции грамматического
строя речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе формирования пространственных представлений 25
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы 33
Заключение 38
Список используемой литературы 41
Приложение
Теоретически и экспериментально установлено, что специфические особенности развития речевой сферы у детей с ОНР, обусловливают и специфику формирования когнитивной сферы, включающей пространственные представления (В.К. Воробьева, Г.С. Гуменная, В.А. Ковшиков, P.E. Левина, Л.В. Лопатина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова, В.В. Юргайкин и др.).
В исследованиях обращается внимание на то, что владение пространственными представлениями определяет возможности ребенка в когнитивной и речевой деятельности, а также является важным фактором сенсорной интеграции, адаптирующей ребенка к окружающей действительности (М.М. Безруких, М.А. Еливанова, H.H. Каданкова, Л.Ф. Обухова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Н.Ю. Ченцов и др.). В связи с этим, формирование пространственных представлений рассматривается как приоритетная задача познавательного развития дошкольников, а сам процесс формирования пространственных представлений понимается как универсальная способность, активизирующая познавательную деятельность в процессе восприятия (A.B. Белошистая, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Р.И. Говорова, Л.В. Занков и др.).
Исследователями признается тот факт, что восприятие и оценка пространства формируется с прямым участием речи, которая, включаясь в уровневую структуру пространственных представлений, выступает с одной стороны, как средство выражения сложной системы пространственных знаний, а с другой - как организатор ориентировки в категориях пространства. При этом доказано, что степень вербализованности пространственных представлений отражает уровень речевого развития ребенка (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, А.М. Леушина, A.A. Люблинская, А.Р. Лурия, Т.А. Мусейибова, Л.С. Цветкова и др.). Особую актуальность, в связи с этим, приобретает проблема освоения пространства детьми с ОНР, у которых не сформированы все компоненты речевой системы.
Аналитический обзор литературы по проблеме изучения общего недоразвития речи показал, что сформированность пространственных представлений у дошкольников с ОНР изучалась в связи с исследованием грамматического строя речи (Е.А. Афанасьева, Л.В. Ковригина, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Е.Л. Малиованова, Е.В. Назарова, Л.Г. Парамонова, Н.П. Рудакова, Н.В. Серебрякова, М.Ф. Фомичева и др.), готовности детей с ОНР к обучению в школе (Т.В. Ахутина, A.B. Лагутина, Н.Е. Новгородская и др.), готовности к обучению математике (Т.В. Ахутина, Л.Ф. Обухова, Л.Е. Томме) профилактики дискалькулии (А. Гермаковска, С.Ю. Кондратьева, Р.И. Лалаева, О.В. Степкова, Л.С. Цветкова, С.Б. Яковлев и др.). Исследователи отмечают, что однотипность речевой и неречевой симптоматики у детей с ОНР, вызванная несформированностыо пространственных представлений, как и сами эти представления, имеет стойкий характер.
Анализ литературных данных дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме , на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостного видения проблемы формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Отсутствует научно обоснованная методика, которая обеспечила бы формирование у детей с ОНР способности к восприятию, воспроизведению, преобразованию и оречевлению категорий пространства в наиболее сензитивный дошкольный период. В тоже время владение пространственными представлениями играет исключительную роль в построении ребенком целостной картины мира и осознании своего места в нем. Учитывая это, возникает потребность в создании модели формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР, исходя из их индивидуально-типологических особенностей и адаптационных возможностей.
Таким образом, значимость проблемы, недостаточная разработанность научно обоснованных методических рекомендаций по формированию пространственных представлений у детей 6-7 лет с ОНР, позволяет считать тему исследования актуальной.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с ОНР в процессе формирования пространственных представлений.
Объект исследования: процесс коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с ОНР в процессе формирования пространственных представлений.
Предмет исследования: содержание коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных представлений у 6-7 лет с ОНР.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:
- нарушения формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР обусловлены дефицитарностью процессов переработки пространственной информации на невербальном и вербальном уровнях;
- коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у старших дошкольников в условиях единой коррекционно-образовательной среды будет способствовать практическому освоению категорий пространства и их вербализации детьми с ОНР.
Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
1) анализ научно-теоретических основ изучения пространственных представлений в структуре целостного развития ребенка дошкольного возраст с ОНР;
2) выявление уровня сформированности пространственных представлений у детей 6-7 лет с ОНР;
4) апробация содержания работы по коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с ОНР в процессе формирования пространственных представлений.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент); биографические (изучение и анализ психолого -педагогической документации); интерпретационные (метод логического анализа).
Теоретическую основу исследования составили положения о положения о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л.С. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн); о генезисе пространственных представлений у детей (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, А.М. Леушина, A.A. Люблинская, Е.Ф. Рыбалко, Н.Ю. Ченцов и др.);
Новизна исследования заключается в разработке содержания работы по коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с ОНР в процессе формирования пространственных представлений.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями для коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с ОНР в процессе формирования пространственных представлений.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников), приложения
Анализ изученной нами литературы по проблеме позволил сделать вывод: исследователями признается факт, что восприятие и оценка пространства формируется с прямым участием речи, которая, включаясь в уровневую структуру пространственных представлений, выступает с одной стороны, как средство выражения сложной системы пространственных знаний, а с другой - как организатор ориентировки в категориях пространства. При этом доказано, что степень вербализованности пространственных представлений отражает уровень речевого развития ребенка (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, А.М. Леушина, A.A. Люблинская, А.Р. Лурия, Т.А. Мусейибова, Л.С. Цветкова и др.). Особую актуальность, в связи с этим, приобретает проблема освоения пространства детьми с ОНР, у которых не сформированы все компоненты речевой системы.
Исследователи отмечают, что однотипность речевой и неречевой симптоматики у детей с ОНР, вызванная несформированностыо пространственных представлений, как и сами эти представления, имеет стойкий характер. Вместе с тем, по мнению исследователей, эффективность коррекции не очень высокая. В связи с этим, изучение данного вопроса имеет большое практическое значение, так как трудности формирования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи сказываются на овладении многими учебными предметами: письмо, чтение, математика, ручной труд, физкультура, рисование и обуславливают возникновение новых проблем в обучении ребенка (проявлению специфических ошибок на письме). Эти трудности могут переноситься на следующую ступень и проявляться при изучении геометрии, географии, истории и т.д.
Нами была составлена методика обследования сформированности пространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Данная методика состоит из 15 заданий на исследование функций зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений, зрительно-моторных координаций. Методика включала задания, разработанные Е.А. Стребелевой (2001), А.Н. Корневым (1997).
Задания предъявлялись 10 детям подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, имеющих ОНР. Форма предъявления заданий индивидуальная. Предполагалось разовое выполнение всех предъявленных заданий.
В результате проведенного констатирующего эксперимента выяснилось, что у 50% обследуемых детей 6-7 лет с ОНР формирование пространственных функций (пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации) замедленно и неполно. Учитывая важность уровня сформированности пространственных функций для коррекции речевых нарушений, мы организовали экспериментальную коррекционно-развивающую работу. Основным коррекционным средством мы определили конструирование из конструктора «ЛЕГО». Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у у детей 6-7 лет с ОНР осуществлялась в условиях единой коррекционно-образовательной среды и способствовала практическому освоению категорий пространства и их вербализации детьми с ОНР.
Содержание коррекционной работы на основе конструирования использовалось как часть занятия учителя-логопеда, воспитателя, а также при проведении режимных моментов (в утренние и вечерние часы) для индивидуальной работы с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Эффективность содержание коррекционной работы мы определяли в ходе контрольного эксперимента. Уровень пространственных представлений детей 6-7 лет с ОНР на этапе констатирующего эксперимента характеризовался выраженными нарушениями зрительно-моторной координации и пространственного восприятия. На этапе контрольного среза отмечена положительная динамика в развитии компонентов пространственных представлений детей 6-7 лет с ОНР.
Следовательно, коррекционная работа с этими детьми по формирование пространственных представлений с помощью конструирования оказалась эффективной.
1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М. : Просвещение, 1964. - 305 с.
2. Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева. - М. : Просвещение, 1993.
3. Башаева, Т.Н. Развитие восприятия у детей [Текст] / Т.Н. Башаева. - Ярославль : «Академия развития», 1997.
4. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - М. : «Академия», 1998.
5. Безруких, М.М. Ступеньки к школе [Текст] / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М. : «Дрофа», 2000.
6. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. - М. : Просвещение, 1989.
7. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова [и др.] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 1998.
8. Выготский, Л.С. Лекции по психологии. Восприятие [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: «Союз», 1997.
9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2 [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика., 1982.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991.
11. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает? Для воспитателей детских садов и родителей [Текст] / О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева. - М. : Просвещение, 1991.
12. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова - М. : Просвещение, 1992.
13. Ильина, М.Н. Педагогика к школе [Текст] / М.Н. Ильина. - СПб. : «Дельта», 1999.
14. Липакова, В.И. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / В.И. Липакова, Е.А. Логинова, Л.В. Лопатина. - СПб., 2000.
15. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р. Лурия. - М. : Издательство МГУ, 1973. - 212 с.
16. Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка [Текст] / А.А. Люблинская. - М. : Просвещение, 1971. - 318 с.
17. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - М. : Просвещение, 1977.
18. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова. - М. : Просвещение, 1990.
19. Моргачева, К.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений [Текст] / К.Н. Моргачева. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 212 с.
20. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : Учебное пособие для логопедов. - М., 2005.
21. Парамонова, Л.Г. Подготовка к школе [Текст] / Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. - СПб. : «Дельта», 1999.
22. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике [Текст] / М.Н. Перова. - М. : Просвещение, 1996.
23. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева. - Ростов-на-Дону, 2001.
24. Семаго, Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы [Текст] / Н.Я. Семаго // Дефектология. - 2000. - №1.
25. Столяр, А.А. Давайте поиграем [Текст] / А.А. Столяр. - М. : Просвещение, 1991.
26. Хватцев, М.Е. Алексия и дислексия [Текст]. Хрестоматия по логопедии. Т.2 / М.Е. Хватцев. - М. : «Владос», 1997.
27. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. - М. : Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
28. Градова, Г.Н. Формирование пространственных представлений у
дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Н. Градова. - СПб., 2010 // Режим доступа :
http ://www.dissercat.com/content/formirovanie -prostranstvennykh-predstavlenii-u-doshkolnikov-s-obshchim-nedorazvitiem-rechi#ixzz4idoY38IZ