КОРРЕКЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе формирования пространственных представлений 8
1.1 Особенности пространственных представлений детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи 8
Глава 2. Экспериментальное исследование коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе формирования пространственных представлений 13
2.1 Выявление уровня пространственных представлений детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи 13
2.2 Организация и содержание работы по коррекции грамматического
строя речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе формирования пространственных представлений 25
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы 33
Заключение 38
Список используемой литературы 41
Приложение
Глава 1. Теоретические основы коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе формирования пространственных представлений 8
1.1 Особенности пространственных представлений детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи 8
Глава 2. Экспериментальное исследование коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе формирования пространственных представлений 13
2.1 Выявление уровня пространственных представлений детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи 13
2.2 Организация и содержание работы по коррекции грамматического
строя речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе формирования пространственных представлений 25
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы 33
Заключение 38
Список используемой литературы 41
Приложение
Теоретически и экспериментально установлено, что специфические особенности развития речевой сферы у детей с ОНР, обусловливают и специфику формирования когнитивной сферы, включающей пространственные представления (В.К. Воробьева, Г.С. Гуменная, В.А. Ковшиков, P.E. Левина, Л.В. Лопатина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова, В.В. Юргайкин и др.).
В исследованиях обращается внимание на то, что владение пространственными представлениями определяет возможности ребенка в когнитивной и речевой деятельности, а также является важным фактором сенсорной интеграции, адаптирующей ребенка к окружающей действительности (М.М. Безруких, М.А. Еливанова, H.H. Каданкова, Л.Ф. Обухова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Н.Ю. Ченцов и др.). В связи с этим, формирование пространственных представлений рассматривается как приоритетная задача познавательного развития дошкольников, а сам процесс формирования пространственных представлений понимается как универсальная способность, активизирующая познавательную деятельность в процессе восприятия (A.B. Белошистая, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Р.И. Говорова, Л.В. Занков и др.).
Исследователями признается тот факт, что восприятие и оценка пространства формируется с прямым участием речи, которая, включаясь в уровневую структуру пространственных представлений, выступает с одной стороны, как средство выражения сложной системы пространственных знаний, а с другой - как организатор ориентировки в категориях пространства. При этом доказано, что степень вербализованности пространственных представлений отражает уровень речевого развития ребенка (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, А.М. Леушина, A.A. Люблинская, А.Р. Лурия, Т.А. Мусейибова, Л.С. Цветкова и др.). Особую актуальность, в связи с этим, приобретает проблема освоения пространства детьми с ОНР, у которых не сформированы все компоненты речевой системы.
Аналитический обзор литературы по проблеме изучения общего недоразвития речи показал, что сформированность пространственных представлений у дошкольников с ОНР изучалась в связи с исследованием грамматического строя речи (Е.А. Афанасьева, Л.В. Ковригина, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Е.Л. Малиованова, Е.В. Назарова, Л.Г. Парамонова, Н.П. Рудакова, Н.В. Серебрякова, М.Ф. Фомичева и др.), готовности детей с ОНР к обучению в школе (Т.В. Ахутина, A.B. Лагутина, Н.Е. Новгородская и др.), готовности к обучению математике (Т.В. Ахутина, Л.Ф. Обухова, Л.Е. Томме) профилактики дискалькулии (А. Гермаковска, С.Ю. Кондратьева, Р.И. Лалаева, О.В. Степкова, Л.С. Цветкова, С.Б. Яковлев и др.). Исследователи отмечают, что однотипность речевой и неречевой симптоматики у детей с ОНР, вызванная несформированностыо пространственных представлений, как и сами эти представления, имеет стойкий характер.
Анализ литературных данных дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме , на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостного видения проблемы формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Отсутствует научно обоснованная методика, которая обеспечила бы формирование у детей с ОНР способности к восприятию, воспроизведению, преобразованию и оречевлению категорий пространства в наиболее сензитивный дошкольный период. В тоже время владение пространственными представлениями играет исключительную роль в построении ребенком целостной картины мира и осознании своего места в нем. Учитывая это, возникает потребность в создании модели формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР, исходя из их индивидуально-типологических особенностей и адаптационных возможностей.
Таким образом, значимость проблемы, недостаточная разработанность научно обоснованных методических рекомендаций по формированию пространственных представлений у детей 6-7 лет с ОНР, позволяет считать тему исследования актуальной.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с ОНР в процессе формирования пространственных представлений.
Объект исследования: процесс коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с ОНР в процессе формирования пространственных представлений.
Предмет исследования: содержание коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных представлений у 6-7 лет с ОНР.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:
- нарушения формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР обусловлены дефицитарностью процессов переработки пространственной информации на невербальном и вербальном уровнях;
- коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у старших дошкольников в условиях единой коррекционно-образовательной среды будет способствовать практическому освоению категорий пространства и их вербализации детьми с ОНР.
Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
1) анализ научно-теоретических основ изучения пространственных представлений в структуре целостного развития ребенка дошкольного возраст с ОНР;
2) выявление уровня сформированности пространственных представлений у детей 6-7 лет с ОНР;
4) апробация содержания работы по коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с ОНР в процессе формирования пространственных представлений.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент); биографические (изучение и анализ психолого -педагогической документации); интерпретационные (метод логического анализа).
Теоретическую основу исследования составили положения о положения о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л.С. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн); о генезисе пространственных представлений у детей (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, А.М. Леушина, A.A. Люблинская, Е.Ф. Рыбалко, Н.Ю. Ченцов и др.);
Новизна исследования заключается в разработке содержания работы по коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с ОНР в процессе формирования пространственных представлений.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями для коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с ОНР в процессе формирования пространственных представлений.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников), приложения
В исследованиях обращается внимание на то, что владение пространственными представлениями определяет возможности ребенка в когнитивной и речевой деятельности, а также является важным фактором сенсорной интеграции, адаптирующей ребенка к окружающей действительности (М.М. Безруких, М.А. Еливанова, H.H. Каданкова, Л.Ф. Обухова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Н.Ю. Ченцов и др.). В связи с этим, формирование пространственных представлений рассматривается как приоритетная задача познавательного развития дошкольников, а сам процесс формирования пространственных представлений понимается как универсальная способность, активизирующая познавательную деятельность в процессе восприятия (A.B. Белошистая, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Р.И. Говорова, Л.В. Занков и др.).
Исследователями признается тот факт, что восприятие и оценка пространства формируется с прямым участием речи, которая, включаясь в уровневую структуру пространственных представлений, выступает с одной стороны, как средство выражения сложной системы пространственных знаний, а с другой - как организатор ориентировки в категориях пространства. При этом доказано, что степень вербализованности пространственных представлений отражает уровень речевого развития ребенка (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, А.М. Леушина, A.A. Люблинская, А.Р. Лурия, Т.А. Мусейибова, Л.С. Цветкова и др.). Особую актуальность, в связи с этим, приобретает проблема освоения пространства детьми с ОНР, у которых не сформированы все компоненты речевой системы.
Аналитический обзор литературы по проблеме изучения общего недоразвития речи показал, что сформированность пространственных представлений у дошкольников с ОНР изучалась в связи с исследованием грамматического строя речи (Е.А. Афанасьева, Л.В. Ковригина, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Е.Л. Малиованова, Е.В. Назарова, Л.Г. Парамонова, Н.П. Рудакова, Н.В. Серебрякова, М.Ф. Фомичева и др.), готовности детей с ОНР к обучению в школе (Т.В. Ахутина, A.B. Лагутина, Н.Е. Новгородская и др.), готовности к обучению математике (Т.В. Ахутина, Л.Ф. Обухова, Л.Е. Томме) профилактики дискалькулии (А. Гермаковска, С.Ю. Кондратьева, Р.И. Лалаева, О.В. Степкова, Л.С. Цветкова, С.Б. Яковлев и др.). Исследователи отмечают, что однотипность речевой и неречевой симптоматики у детей с ОНР, вызванная несформированностыо пространственных представлений, как и сами эти представления, имеет стойкий характер.
Анализ литературных данных дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме , на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостного видения проблемы формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Отсутствует научно обоснованная методика, которая обеспечила бы формирование у детей с ОНР способности к восприятию, воспроизведению, преобразованию и оречевлению категорий пространства в наиболее сензитивный дошкольный период. В тоже время владение пространственными представлениями играет исключительную роль в построении ребенком целостной картины мира и осознании своего места в нем. Учитывая это, возникает потребность в создании модели формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР, исходя из их индивидуально-типологических особенностей и адаптационных возможностей.
Таким образом, значимость проблемы, недостаточная разработанность научно обоснованных методических рекомендаций по формированию пространственных представлений у детей 6-7 лет с ОНР, позволяет считать тему исследования актуальной.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с ОНР в процессе формирования пространственных представлений.
Объект исследования: процесс коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с ОНР в процессе формирования пространственных представлений.
Предмет исследования: содержание коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных представлений у 6-7 лет с ОНР.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:
- нарушения формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР обусловлены дефицитарностью процессов переработки пространственной информации на невербальном и вербальном уровнях;
- коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у старших дошкольников в условиях единой коррекционно-образовательной среды будет способствовать практическому освоению категорий пространства и их вербализации детьми с ОНР.
Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
1) анализ научно-теоретических основ изучения пространственных представлений в структуре целостного развития ребенка дошкольного возраст с ОНР;
2) выявление уровня сформированности пространственных представлений у детей 6-7 лет с ОНР;
4) апробация содержания работы по коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с ОНР в процессе формирования пространственных представлений.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент); биографические (изучение и анализ психолого -педагогической документации); интерпретационные (метод логического анализа).
Теоретическую основу исследования составили положения о положения о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л.С. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн); о генезисе пространственных представлений у детей (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, А.М. Леушина, A.A. Люблинская, Е.Ф. Рыбалко, Н.Ю. Ченцов и др.);
Новизна исследования заключается в разработке содержания работы по коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с ОНР в процессе формирования пространственных представлений.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями для коррекции грамматического строя речи детей 6-7 лет с ОНР в процессе формирования пространственных представлений.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников), приложения
Анализ изученной нами литературы по проблеме позволил сделать вывод: исследователями признается факт, что восприятие и оценка пространства формируется с прямым участием речи, которая, включаясь в уровневую структуру пространственных представлений, выступает с одной стороны, как средство выражения сложной системы пространственных знаний, а с другой - как организатор ориентировки в категориях пространства. При этом доказано, что степень вербализованности пространственных представлений отражает уровень речевого развития ребенка (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, А.М. Леушина, A.A. Люблинская, А.Р. Лурия, Т.А. Мусейибова, Л.С. Цветкова и др.). Особую актуальность, в связи с этим, приобретает проблема освоения пространства детьми с ОНР, у которых не сформированы все компоненты речевой системы.
Исследователи отмечают, что однотипность речевой и неречевой симптоматики у детей с ОНР, вызванная несформированностыо пространственных представлений, как и сами эти представления, имеет стойкий характер. Вместе с тем, по мнению исследователей, эффективность коррекции не очень высокая. В связи с этим, изучение данного вопроса имеет большое практическое значение, так как трудности формирования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи сказываются на овладении многими учебными предметами: письмо, чтение, математика, ручной труд, физкультура, рисование и обуславливают возникновение новых проблем в обучении ребенка (проявлению специфических ошибок на письме). Эти трудности могут переноситься на следующую ступень и проявляться при изучении геометрии, географии, истории и т.д.
Нами была составлена методика обследования сформированности пространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Данная методика состоит из 15 заданий на исследование функций зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений, зрительно-моторных координаций. Методика включала задания, разработанные Е.А. Стребелевой (2001), А.Н. Корневым (1997).
Задания предъявлялись 10 детям подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, имеющих ОНР. Форма предъявления заданий индивидуальная. Предполагалось разовое выполнение всех предъявленных заданий.
В результате проведенного констатирующего эксперимента выяснилось, что у 50% обследуемых детей 6-7 лет с ОНР формирование пространственных функций (пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации) замедленно и неполно. Учитывая важность уровня сформированности пространственных функций для коррекции речевых нарушений, мы организовали экспериментальную коррекционно-развивающую работу. Основным коррекционным средством мы определили конструирование из конструктора «ЛЕГО». Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у у детей 6-7 лет с ОНР осуществлялась в условиях единой коррекционно-образовательной среды и способствовала практическому освоению категорий пространства и их вербализации детьми с ОНР.
Содержание коррекционной работы на основе конструирования использовалось как часть занятия учителя-логопеда, воспитателя, а также при проведении режимных моментов (в утренние и вечерние часы) для индивидуальной работы с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Эффективность содержание коррекционной работы мы определяли в ходе контрольного эксперимента. Уровень пространственных представлений детей 6-7 лет с ОНР на этапе констатирующего эксперимента характеризовался выраженными нарушениями зрительно-моторной координации и пространственного восприятия. На этапе контрольного среза отмечена положительная динамика в развитии компонентов пространственных представлений детей 6-7 лет с ОНР.
Следовательно, коррекционная работа с этими детьми по формирование пространственных представлений с помощью конструирования оказалась эффективной.
Исследователи отмечают, что однотипность речевой и неречевой симптоматики у детей с ОНР, вызванная несформированностыо пространственных представлений, как и сами эти представления, имеет стойкий характер. Вместе с тем, по мнению исследователей, эффективность коррекции не очень высокая. В связи с этим, изучение данного вопроса имеет большое практическое значение, так как трудности формирования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи сказываются на овладении многими учебными предметами: письмо, чтение, математика, ручной труд, физкультура, рисование и обуславливают возникновение новых проблем в обучении ребенка (проявлению специфических ошибок на письме). Эти трудности могут переноситься на следующую ступень и проявляться при изучении геометрии, географии, истории и т.д.
Нами была составлена методика обследования сформированности пространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Данная методика состоит из 15 заданий на исследование функций зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений, зрительно-моторных координаций. Методика включала задания, разработанные Е.А. Стребелевой (2001), А.Н. Корневым (1997).
Задания предъявлялись 10 детям подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, имеющих ОНР. Форма предъявления заданий индивидуальная. Предполагалось разовое выполнение всех предъявленных заданий.
В результате проведенного констатирующего эксперимента выяснилось, что у 50% обследуемых детей 6-7 лет с ОНР формирование пространственных функций (пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации) замедленно и неполно. Учитывая важность уровня сформированности пространственных функций для коррекции речевых нарушений, мы организовали экспериментальную коррекционно-развивающую работу. Основным коррекционным средством мы определили конструирование из конструктора «ЛЕГО». Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у у детей 6-7 лет с ОНР осуществлялась в условиях единой коррекционно-образовательной среды и способствовала практическому освоению категорий пространства и их вербализации детьми с ОНР.
Содержание коррекционной работы на основе конструирования использовалось как часть занятия учителя-логопеда, воспитателя, а также при проведении режимных моментов (в утренние и вечерние часы) для индивидуальной работы с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Эффективность содержание коррекционной работы мы определяли в ходе контрольного эксперимента. Уровень пространственных представлений детей 6-7 лет с ОНР на этапе констатирующего эксперимента характеризовался выраженными нарушениями зрительно-моторной координации и пространственного восприятия. На этапе контрольного среза отмечена положительная динамика в развитии компонентов пространственных представлений детей 6-7 лет с ОНР.
Следовательно, коррекционная работа с этими детьми по формирование пространственных представлений с помощью конструирования оказалась эффективной.



