Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у младших школьников творческих музыкальных способностей во внеурочной деятельности

Работа №119388

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2021
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у младших школьников творческих музыкальных способностей во внеурочной деятельности 7
1.1 Проблемы развития творческих музыкальных способностей 7
1.2 Условия развития творческих музыкальных способностей
младших школьников во внеурочной деятельности 12
Глава 2 Опытно-экспериментальное изучение развития у младших школьников творческих музыкальных способностей во внеурочной деятельности 18
2.1 Исследование уровней творческих музыкальных способностей
младших школьников 18
2.2 Организация работы по развитию творческих музыкальных
способностей у младших школьников во внеурочной деятельности 24
2.3 Результат опытно-экспериментальной работы, направленной на
развитие творческих музыкальных способностей у младших
школьников во внеурочной деятельности 28
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Приложение А Результаты диагностик констатирующего и контрольного этапов 43
Приложение Б Список произведений, используемых для теста «Музыкальная палитра» 45


В настоящее время обществу нужны разносторонние личности, способные к активной творческой деятельности, способные к нестандартному творческому мышлению. Поэтому необходимо найти условия, которые позволяют развивать творческие способности, которыми обладает каждый человек.
Развитие творческих способностей детей является главной целью музыкальной педагогики XX и XXI веков. Многочисленные современные методики обучения подтверждают это. Различные фортепианные школы и системы обучения Ф. Либенштейн, З. Кодаи, К. Орфа, Ш. Сузуки, французской фортепианной школы М. Мартено, Л. Баренбойма ставили своей основной задачей воспитать в ребенке творческий подход к любому виду деятельности.
Важно с раннего детства прививать детям любовь к музыке, чтобы они относились к музыкально-творческой деятельности, как к важному проявлению духовной культуры.
В общеобразовательных учреждениях творческие музыкальные способности наиболее эффективно будут развиваться на занятиях во внеурочной деятельности. По ФГОС Начального общего образования (2018 г.) внеурочная деятельность определяется как деятельность, обладающая достаточным потенциалом для создания среды, где развиваются различные сферы личности детей, удовлетворяются их познавательные потребности, а также развиваются творческие способности.
Также, ФГОС НОО среди целей, которые должны достигаться на начальном этапе обучения, обозначает цель развития у обучающихся «опыта осуществления разнообразных видов деятельности». Поэтому внеурочная деятельность может способствовать развитию не просто творческих способностей, а творческих музыкальных способностей.
Основой нашего исследования служат идеи психологии и педагогической мысли о развитии музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста, которые изложены в работах Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, Б.Л. Яворского, а также работы зарубежных психологов Г. Ревеш, К. Сишор.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих музыкальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности?
Цель исследования: разработать содержание педагогических условий развития творческих музыкальных способностей во внеурочной деятельности и проверить их эффективность опытно-экспериментальным путём.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческих музыкальных способностей во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие творческих музыкальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности будет осуществляться более эффективно, если:
- накапливать опыт восприятия высокохудожественных произведений как эталонов для творчества;
- внедрить творческие задания, вызывающие интерес к музыке;
- активизировать самостоятельные инициативные творческие действия в форме импровизации;
- применять приемы драматизации художественных образов музыкальных произведений.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы развития творческих музыкальных способностей с целью выявления условий развития творческих музыкальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности;
2) выявить уровень развития творческих музыкальных способностей младших школьников;
3) разработать содержание педагогических условий развития творческих музыкальных способностей младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности;
4) доказать эффективность реализации педагогических условий развития творческих музыкальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы, изучение, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Новизна исследования заключается в выявлении наиболее эффективных педагогических условий развития творческих музыкальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности музыкально-художественного содержания.
Практическая значимость исследования: разработанные педагогические условия развития творческих музыкальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности могут быть использованы в практике педагогов начального образования для повышения качества образовательного процесса во внеурочной деятельности.
Структура работы: Объем работы составляет 42 страницы.
Дипломная работа включает введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе изучены теоретические основы развития творческих музыкальных способностей младших школьников, а также педагогические условия развития творческих музыкальных способностей во внеурочной деятельности. Рассмотрено понятие творческих музыкальных способностей младших школьников в психолого-педагогической литературе.
Особой значимостью в условиях школьного образования являются вопросы развития творческого потенциала школьников. Именно в младшем школьном возрасте закладываются базовые знания, которые в будущем будут определять творческую направленность личности.
В качестве основного педагогического условия развития творческих музыкальных способностей младших школьников можно выделить развитие атмосферы творчества и побуждение детей к интересным, разнообразным творческим заданиям.
Внеурочная деятельность предоставляет большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет внеурочную деятельность школьников, как деятельность, которая помогает ребенку развивать свои интересы на основе свободного выбора, расширяет образовательное пространство школьников, помогает осваивать новый вид деятельности, а также духовно-нравственные ценности и культурные традиции.
Во второй главе проведено экспериментальное исследование развития творческих музыкальных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности. Мы выявили уровень развития творческих музыкальных способностей у младших школьников. Разработали темы занятий во внеурочной деятельности, с учетом педагогических условий, которые были выявлены в теоретической части нашей работы. Разработанные темы занятий способствуют развитию творческих музыкальных способностей младших школьников за период прохождения преддипломной практики. Проверили эффективность этих занятий и провели анализ и обобщение результатов исследования.
Разработанная нами гипотеза, о том, что внедрение педагогических условий на занятиях во внеурочной деятельности будет способствовать развитию творческих музыкальных способностей у младших школьников, нашла свое подтверждение.
Таким образом, можно сделать вывод, что после проведения занятий во внеурочной деятельности, которые были направлены на развитие творческих музыкальных способностей, у младших школьников в экспериментальном классе показатели стали лучше. Уровень развития творческих музыкальных способностей за период прохождения преддипломной практики приблизился к среднему.
Разработанные педагогические условия развития творческих музыкальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности могут быть использованы в практике педагогов начального образования для повышения качества образовательного процесса во внеурочной деятельности.



1. Аврамкова И. С., Клюев А. С., Слонимская Р. Н. Развитие музыкально-ритмических способностей у детей младшего школьного возраста на основе педагогической системы // Человеческий капитал. 2020. №5. С. 211-216.
2. Айкина Л. ПК вопросу о развитии музыкальных способностей школьников // Мир науки, культуры, образования. 2017. №3(64). С. 221-223.
3. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей / В. П. Анисимов. М. : Владос, 2004. 253 с.
4. Арчажникова Л. Г. Профессия-учитель музыки: Книга для учителя. М. : Просвещение, 1984. 112 с.
5. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л. : Музыка, 1973. 144 с.
6. Балдовская И. В. Музыкальное искусство как средство развития творческой активности младших школьников // Современные тенденции развития начального и эстетического образования. 2019. С. 278-279.
7. Баршай В. Н. Активные игры для детей / В. Н. Баршай. Ростов на Дону, 2001. 144 с.
8. Бодина Е. А. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников / Е. А. Бодина. М. : Просвещение, 2013. 501 с.
9. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. М. : Просвещение, 2016. 241 с.
10. Выготский Л. С. Творчество и воображение в детском возрасте / Л. С. Выготский. М. : Просвещение, 1996. 352 с.
11. Гани С. В., Константинова Н. И., Калинина Т. В. Музыкальная среда как фактор развития музыкальных способностей // Создание эффективной системы развития одаренных детей. 2018. С. 81-84.
12. Гильмидинова Т. В., Кучуривская А. Н. Понятие «музыкальные способности» в научных трудах // Человек и общество в системе религиозного и социально-гуманитарного знания. 2019. С. 170-179.
13. Головина М. Ф. Дать импульс к импровизации / М. Ф. Головина // Искусство в школе, 2014. №1. 54 с.
14. Груздова И. В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности. Тольятти : ТГУ, 2010. 203 с.
15. Дмитриева Л. Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки / Л. Г. Дмитриева. М. : Профиздат, 2014. 431 с.
16. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин // 3-е изд. Спб. : Питер, 2007. 368 с.
17. Дубровская Е. А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. // Учебное пособие для вузов под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.
18. Запорожец А. В. Об эмоциях и их развитии у ребенка / А. В. Запорожец. М. : Педагогика, 1996. 247 с.
19. Игнатьева Д. М. Проблема развития музыкальных способностей у младших школьников // Инновационные технологии научного развития. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2017. С. 82-86.
20. Исхакова Г. Р. Игровые технологии в развитии музыкально-творческих способностей младших школьников // Образовательный потенциал. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2018. С. 93-96.
21. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке / Д. Б. Кабалевский. Москва, 1989. 279 с.
22. Кирнарская Д. К. психология специальных способностей. Музыкальные способности. Москва, 2004.
23. Кирнарская Д. К., Киященко Н. И., Тарасова К. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования теория и практика : учебник для студентов музыкальных факультетов учреждений высшего педагогического профессионального образования / под ред. Г.М. Цыпина. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Академия, 2016. 383 с.
24. Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании младших школьников / Э. П. Костина, Л. Н. Комиссарова. М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2015. 351 с.
25. Лелянова И. В. Игра как метод развития музыкальных способностей у младших школьников [Электронный ресурс] : Образовательная социальная сеть. URL :https://nsportal.ru/ (дата обращения 22.10.2020)
26. Лысина Н. И. Творческая деятельность в музыкальном воспитании детей младших классов / Н. И. Лысина. М. : Просвещение, 2014. 514 с.
27. Мелик-Пашаев А. А. Трансформация детской игры в художественное творчество / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. М. : Педагогика, 2000. 120 с.
28. Миронова М. П. Об основных педагогических концепциях развития музыкального восприятия / М. П. Миронова // Актуальные проблемы теории и методики преподавания музыки : Сборник научных работ. Саранск, 2009. 953 с.
29. Михайлова Л. А. Развитие музыкальных способностей детей / Л. А. Михайлова. М. : ИНФРА, 2015. 527 с.
30. Мухтаримова М. С. Музыкальные способности и их развитие // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. №12-5. С. 236¬239.
31. Надолинская Т. В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе. М. : Владос, 2003. 232 с.
32. Надолинская Т. В. Музыка 1-4 классы. Методические рекомендации к учебному комплекту. Книга для учителя / Т. В. Надолинская. Таганрог : Айкэн, 2001. 160 с.
33. Насырова Л. Р. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] : Образовательная социальная сеть. URL :https://nsportal.ru/ (дата обращения: 22.10.2020)
34. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии / Р. С. Немов // учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. 5-е изд. М. : Просвещение, 1970. С. 260-271.
35. Никитенок Н. А. Творческие способности учащихся начальной школы в музыкальной и изобразительной деятельности: состав, структура, диагностика // Современные тенденции развития начального и эстетического образования. 2019. С. 305-306.
36. Никифорова Е. И. Урок музыки в контексте реализации поликультурного образования младших школьников в общеобразовательной школе // Современные тенденции развития начального и эстетического образования. 2019. С. 338-339.
37. Нурдинов К. П., Умнов Д. Г. Роль музыкального образования и воспитания во всестороннем развитии личности ребенка // Вестник науки и образования. 2019. №22(76). С. 50-53.
38. Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / В. Д. Остроменский. М. : Просвещение, 2015. 329 с.
39. Павлова Е. П., Павлова В. А. Роль игровых технологий в развитии музыкальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-3. С. 45-147.
40. Половинко Э. Р. Проектирование и реализация развития музыкальных способностей младших школьников // Вестник Башкирского университета. 2015.
41. Пономарев Я. А. Психология творчества. М. : Наука, 1975.
42. Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание. Классические тексты. Москва : «Современные проблемы» Н. А. Столляр, 1924. 69 с.
43. Ригина Г. С. Уроки музыки в начальных классах : Из опыта работы в первом и втором классах / Г. С. Ригина // Под ред. Л. В. Занкова. М. : Просвещение, 1979. 160 с.
44. Сишор К. Психология музыкального таланта. Бостон ; Нью-Йорк, 1919. 313 с.
45. Способности [Электронный ресурс] : Наука. Искусство. Величие. Педагогический словарь. URL :http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogic/articles/330/sposobnosti.htm (дата обращения: 15.12.2020)
46. Стефина Н. В. Исследование развития музыкально-творческих способностей младших школьников: теоретические аспекты // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. №2-5(46). С. 175-179.
47. Сухорукова Г. Н. Развитие творческих способностей учащихся в фортепианном классе [Электронный ресурс] : Открытый урок. URL : https://open-lesson.net/5246(дата обращения: 04.11.2020)
48. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.-Л. : АПН РСФСР, 1947. 335 с.
49. Терентьева Н. А., Шитикова Р. Г. Музыка. Музыкально¬эстетическое воспитание. 1-4 классы. М. : Просвещение, 1994. 78 с.
50. Теряев О. В. О развитии музыкальных способностей в контексте современной культуры // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2020. №1. С. 91-101.
51. Тихонова Е. В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в детской школе искусств // Педагогическое образование в России. 2018. №2.
52. Топилина И. И., Карнаухова Т. И., Топилина Н. В. Психолого-педагогические особенности музыкально-творческого развития личности младшего школьника // Мир науки, культуры, образования. 2018. №3(70). С. 273-275.
53. Урсегова Н. А. Музыкальный тезаурус : понятия, определения, положения, технологии организации музыкально-эстетической деятельности : учеб. пособие. Новосибирск : НГПУ, 2019. 132 с. : ил., табл.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования // Российская газета. Федеральный выпуск №6241 от 25.11.2018.
55. Ходонович Л. С. Веселые игры с музыкальными звуками и инструментами / Л. С. Ходонович. Минск НИО, 2012. 60 с.
56. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. М. : ВЛАДОС, 2001. 160 с.
57. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. М.: Просвещение, 2015. 241 с.
58. Школяр Л. В. Музыка в жизни младших школьников / Л. В. Школяр. М. : Просвещение, 2011. 241 с.
59. Шутова Н. В. О влиянии музыки на оптимизацию творческой деятельности обучающихся // Наука и школа. 2007. №4. С. 32-34.
60. Яворский Б. Л. Избранные труды / Общ. ред. Д. Д. Шостаковича. М. : Сов. композитор, 1987. Т.2 ч.1. 366 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ