Анализ и проектирование процесса оценки кредитоспособности заемщиков юридических лиц (Национальный исследовательский университет «МЭИ»)
|
Проведен анализ кредитных портфелей коммерческих банков России: АО «Альфа-Банк», АО «ОТП банк» за 2020-2022 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика юридического лица 7
1.1 Понятие и виды кредитоспособности заемщика юридического лица 7
1.2 Определение кредитоспособности юридического лица как основной элемент управления кредитными рисками банка 15
1.3 Проблемы в области процессов оценки кредитоспособности заемщика юридического лица 22
Глава 2. Анализ процессов оценки кредитоспособности заемщика банковского рынка 30
2.1 Оценка состояния рынка кредитования юридических лиц в России 30
2.2 Анализ кредитных портфелей коммерческих банков России: АО «Альфа-Банк», АО «ОТП банк» 38
Глава 3. Разработка рекомендаций по улучшению процесса оценки кредитоспособности заемщика 47
3.1 Разработка процесса оценки кредитоспособности заемщика 47
3.2 Технология реализации процесса кредитоспособности заемщика посредством применения программных средств 53
3.3 Тестирование разработанных средств, руководства, рекомендации пользователям 61
Глава 4. Эффективность разработанных мероприятий 64
4.1 Технико-экономическое обоснование улучшения процесса 64
4.2 Экономическая оценка и расчеты эффективности проекта 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Приложение 1 78
Приложение 2 79
Приложение 3 80
Приложение 4 81
Приложение 5 82
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика юридического лица 7
1.1 Понятие и виды кредитоспособности заемщика юридического лица 7
1.2 Определение кредитоспособности юридического лица как основной элемент управления кредитными рисками банка 15
1.3 Проблемы в области процессов оценки кредитоспособности заемщика юридического лица 22
Глава 2. Анализ процессов оценки кредитоспособности заемщика банковского рынка 30
2.1 Оценка состояния рынка кредитования юридических лиц в России 30
2.2 Анализ кредитных портфелей коммерческих банков России: АО «Альфа-Банк», АО «ОТП банк» 38
Глава 3. Разработка рекомендаций по улучшению процесса оценки кредитоспособности заемщика 47
3.1 Разработка процесса оценки кредитоспособности заемщика 47
3.2 Технология реализации процесса кредитоспособности заемщика посредством применения программных средств 53
3.3 Тестирование разработанных средств, руководства, рекомендации пользователям 61
Глава 4. Эффективность разработанных мероприятий 64
4.1 Технико-экономическое обоснование улучшения процесса 64
4.2 Экономическая оценка и расчеты эффективности проекта 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Приложение 1 78
Приложение 2 79
Приложение 3 80
Приложение 4 81
Приложение 5 82
Кредитоспособность заемщика – критически важная задача, стоящая перед множеством участников бизнес-мира, включая инвесторов, кредиторов, налоговые органы и тех, кто желает заключить выгодную сделку. Для оценки используются разнообразные методики, включая комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности. Единственный риск – невозможность рассчитаться с контрагентами в оговоренные сроки, что заставляет организации использовать заёмные средства для эффективного функционирования и улучшения своей деятельности.
Актуальность работы также обусловлена тем, что коммерческие банки в условиях жесткой конкуренции стремятся привлечь все большее количество клиентов, сталкиваясь с проблематикой управления и контроля риска возникновения просроченной задолженности.
На сегодняшний день практически не уделяется внимание психометрическим и поведенческим характеристикам заемщика при оценке его кредитоспособности, тем самым обосновывая необходимость изучения данного вопроса.
Цель выпускной квалификационной работы – разработка предложений по совершенствованию методики оценки кредитоспособности юридических лиц в Российской Федерации для минимизации риска возникновения просроченной задолженности по кредиту в связи с недобросовестным поведением заемщиков.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Дать определение кредитоспособности юридического лица, проанализировать виды кредитоспособности.
2. Выявить проблемы в области процессов оценки кредитоспособности заемщика юридического лица.
3. Провести оценку текущего состояния рынка кредитования юридических лиц в России.
4. Сделать анализ кредитных портфелей коммерческих банков России: АО «Альфа-Банк», АО «ОТП банк».
5. Разработать процесс оценки кредитоспособности заемщика и провести тестирование разработанных средств.
6. Провести экономическую оценку и расчеты эффективности проекта.
Объект исследования – коммерческие банки Российской Федерации.
Предмет исследования – кредитоспособность юридических лиц коммерческих банков Российской Федерации.
Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные выводы, положения, концепции и гипотезы, изложенные в трудах отечественных, а также ученых в рамках теории кредитования и оценки кредитоспособности юридических лиц коммерческих банков: Алексеев К.Н., Алиев Б. Х., Ендовицкий Д.А., Захарова О.В., Лаврушин О.И., Некрылова Н.В. и другие. В качестве методического инструментария была использована совокупность современных методов оценки кредитоспособности юридических лиц, системологии, статистики и прикладных экономических дисциплин.
Информационно-эмпирическую базу исследования составляют официальные данные Банка России, информационно-аналитические материалы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных исследований по проблемам разработки эффективных методов оценки кредитоспособности юридических лиц, материалы конференций, экспертные оценки, авторские материалы исследования методик оценки кредитоспособности юридических лиц.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, содержащих теоретическую, аналитическую информацию и практические рекомендации, также заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты оценки кредитоспособности юридических лиц, раскрывается понятие кредитоспособности юридического лица, а также описываются выявляются проблемы в области процессов оценки кредитоспособности заемщика. Во второй главе представлен анализ процессов оценки кредитоспособности заемщика банковского рынка, а также проведен анализ кредитных портфелей коммерческих банков. В третьей главе приводятся рекомендации по улучшению процесса оценки кредитоспособности юридических лиц, а также проводится тестирование разработанных средств. В четвертой главе приводятся обоснования улучшения процесса, приводится построение оптимизированной скоринговой карты на основании разработанных предложений и оценивается эффективность их применения для коммерческого банка.
Все исследования и работы, описанные в выпускной квалификационной работе, сделаны, исходя из полученного практического опыта работы в проектной команде департамента развития и автоматизации розничных продуктов АО «Альфа-Банк».
Актуальность работы также обусловлена тем, что коммерческие банки в условиях жесткой конкуренции стремятся привлечь все большее количество клиентов, сталкиваясь с проблематикой управления и контроля риска возникновения просроченной задолженности.
На сегодняшний день практически не уделяется внимание психометрическим и поведенческим характеристикам заемщика при оценке его кредитоспособности, тем самым обосновывая необходимость изучения данного вопроса.
Цель выпускной квалификационной работы – разработка предложений по совершенствованию методики оценки кредитоспособности юридических лиц в Российской Федерации для минимизации риска возникновения просроченной задолженности по кредиту в связи с недобросовестным поведением заемщиков.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Дать определение кредитоспособности юридического лица, проанализировать виды кредитоспособности.
2. Выявить проблемы в области процессов оценки кредитоспособности заемщика юридического лица.
3. Провести оценку текущего состояния рынка кредитования юридических лиц в России.
4. Сделать анализ кредитных портфелей коммерческих банков России: АО «Альфа-Банк», АО «ОТП банк».
5. Разработать процесс оценки кредитоспособности заемщика и провести тестирование разработанных средств.
6. Провести экономическую оценку и расчеты эффективности проекта.
Объект исследования – коммерческие банки Российской Федерации.
Предмет исследования – кредитоспособность юридических лиц коммерческих банков Российской Федерации.
Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные выводы, положения, концепции и гипотезы, изложенные в трудах отечественных, а также ученых в рамках теории кредитования и оценки кредитоспособности юридических лиц коммерческих банков: Алексеев К.Н., Алиев Б. Х., Ендовицкий Д.А., Захарова О.В., Лаврушин О.И., Некрылова Н.В. и другие. В качестве методического инструментария была использована совокупность современных методов оценки кредитоспособности юридических лиц, системологии, статистики и прикладных экономических дисциплин.
Информационно-эмпирическую базу исследования составляют официальные данные Банка России, информационно-аналитические материалы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных исследований по проблемам разработки эффективных методов оценки кредитоспособности юридических лиц, материалы конференций, экспертные оценки, авторские материалы исследования методик оценки кредитоспособности юридических лиц.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, содержащих теоретическую, аналитическую информацию и практические рекомендации, также заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты оценки кредитоспособности юридических лиц, раскрывается понятие кредитоспособности юридического лица, а также описываются выявляются проблемы в области процессов оценки кредитоспособности заемщика. Во второй главе представлен анализ процессов оценки кредитоспособности заемщика банковского рынка, а также проведен анализ кредитных портфелей коммерческих банков. В третьей главе приводятся рекомендации по улучшению процесса оценки кредитоспособности юридических лиц, а также проводится тестирование разработанных средств. В четвертой главе приводятся обоснования улучшения процесса, приводится построение оптимизированной скоринговой карты на основании разработанных предложений и оценивается эффективность их применения для коммерческого банка.
Все исследования и работы, описанные в выпускной квалификационной работе, сделаны, исходя из полученного практического опыта работы в проектной команде департамента развития и автоматизации розничных продуктов АО «Альфа-Банк».
Выпускная квалификационная работа посвящена разработке предложений по совершенствованию методик оценки кредитоспособности юридических лиц коммерческих банков Российской Федерации.
В ходе исследования выявлено, что огромное значение при кредитовании юридических лиц отводится процедурам оценки кредитоспособности заемщиков. Суть кредитоспособности юридического лица сводится к его возможности своевременно осуществлять платежи по кредиту, не допуская возникновения просроченной задолженности.
В первой главе было дано определение кредита, а также кредитоспособности юридических лиц, рассмотрены основные законы, регулирующие процесс кредитования юридических лиц, а также представлены методологические особенности оценки кредитоспособности юридических лиц. Необходимо отметить, что оценка кредитоспособности заемщиков играет очень важную роль для любого коммерческого банка, особенностью данного сектора является то, что на сегодняшний день отсутствует единая методика оценки кредитоспособности заемщиков. Каждый коммерческий банк разрабатывает собственную методику на основании действующего законодательства Российской Федерации, а также собственной политики кредитования юридических лиц.
Вторая глава основана на исследовании банковской отрасли в части кредитования юридических лиц и анализе розничных кредитных портфелей таких коммерческих банков, как АО «Альфа Банк» и АО «ОТП Банк». Анализ производился на основании официальных данных, предоставленных Банком России и официальными сайтами банков.
При анализе современного состояния рынка розничного кредитования в Российской Федерации было установлено, что банки усиливают свои позиции в части предоставления кредитов юридическим лицам. При этом остаются важными вопросы управления просроченной задолженностью, а также организации процедур оценки кредитоспособности юридических лиц. При анализе розничных кредитных портфелей коммерческих банков АО «Альфа Банк», а также АО «ОТП банк» установлено, что оба банка имеют в своем портфеле просроченную задолженность по кредитам, предоставляемым юридическим лицам.
Для анализа кредитных портфелей коммерческих банков были использованы данные оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета, данные отчета о финансовых результатах, данные о собственных средствах (капитале) исследуемых банков.
В третьей главе настоящей работы были предложены мероприятия по решению сложившихся проблем в отрасли за счёт оптимизации текущей скоринговой карты в АО «Альфа-Банк», направленной на решение проблем, связанных с риском роста объема просроченной задолженности в корпоративных кредитных портфелях коммерческих банков. В первой части главы были предложены модели оценки кредитоспособности юридичеких лиц, основанные на анализе психологических характеристик поведения клиента: скоринг мобильного оператора, позволяющий оценивать платежное поведение клиента по анализу SMS-сообщений, психоскоринг, а также социальный скоринг.
В четвертой главе на основании предложенных методик была внедрена оптимизированная скоринговая карта, а также произведена оценка экономической эффективности от ее внедрения в АО «Альфа Банк». Для оптимизированной скоринговой карты было предложено использовать показатель мобильного скоринга, а также показатель качественного менеджмента и положительной кредитной истории. В результате качество скоринговой карты для оценки кредитоспособности клиентов банка улучшилось на 11% (основываясь на значении коэффициента GINI).
В целом, применение методик анализа поведения клиента с использованием мобильного скоринга и социального скоринга способны увеличить уровень продаж кредитов юридическим лицам коммерческими банками, а вместе с тем, увеличить объем кредитного портфеля банка.
В ходе исследования выявлено, что огромное значение при кредитовании юридических лиц отводится процедурам оценки кредитоспособности заемщиков. Суть кредитоспособности юридического лица сводится к его возможности своевременно осуществлять платежи по кредиту, не допуская возникновения просроченной задолженности.
В первой главе было дано определение кредита, а также кредитоспособности юридических лиц, рассмотрены основные законы, регулирующие процесс кредитования юридических лиц, а также представлены методологические особенности оценки кредитоспособности юридических лиц. Необходимо отметить, что оценка кредитоспособности заемщиков играет очень важную роль для любого коммерческого банка, особенностью данного сектора является то, что на сегодняшний день отсутствует единая методика оценки кредитоспособности заемщиков. Каждый коммерческий банк разрабатывает собственную методику на основании действующего законодательства Российской Федерации, а также собственной политики кредитования юридических лиц.
Вторая глава основана на исследовании банковской отрасли в части кредитования юридических лиц и анализе розничных кредитных портфелей таких коммерческих банков, как АО «Альфа Банк» и АО «ОТП Банк». Анализ производился на основании официальных данных, предоставленных Банком России и официальными сайтами банков.
При анализе современного состояния рынка розничного кредитования в Российской Федерации было установлено, что банки усиливают свои позиции в части предоставления кредитов юридическим лицам. При этом остаются важными вопросы управления просроченной задолженностью, а также организации процедур оценки кредитоспособности юридических лиц. При анализе розничных кредитных портфелей коммерческих банков АО «Альфа Банк», а также АО «ОТП банк» установлено, что оба банка имеют в своем портфеле просроченную задолженность по кредитам, предоставляемым юридическим лицам.
Для анализа кредитных портфелей коммерческих банков были использованы данные оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета, данные отчета о финансовых результатах, данные о собственных средствах (капитале) исследуемых банков.
В третьей главе настоящей работы были предложены мероприятия по решению сложившихся проблем в отрасли за счёт оптимизации текущей скоринговой карты в АО «Альфа-Банк», направленной на решение проблем, связанных с риском роста объема просроченной задолженности в корпоративных кредитных портфелях коммерческих банков. В первой части главы были предложены модели оценки кредитоспособности юридичеких лиц, основанные на анализе психологических характеристик поведения клиента: скоринг мобильного оператора, позволяющий оценивать платежное поведение клиента по анализу SMS-сообщений, психоскоринг, а также социальный скоринг.
В четвертой главе на основании предложенных методик была внедрена оптимизированная скоринговая карта, а также произведена оценка экономической эффективности от ее внедрения в АО «Альфа Банк». Для оптимизированной скоринговой карты было предложено использовать показатель мобильного скоринга, а также показатель качественного менеджмента и положительной кредитной истории. В результате качество скоринговой карты для оценки кредитоспособности клиентов банка улучшилось на 11% (основываясь на значении коэффициента GINI).
В целом, применение методик анализа поведения клиента с использованием мобильного скоринга и социального скоринга способны увеличить уровень продаж кредитов юридическим лицам коммерческими банками, а вместе с тем, увеличить объем кредитного портфеля банка.



