ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей с нарушением слуха 10
1.2 Виды и причины нарушений слуха у детей 18
1.3 Организация учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей 24
Выводы по главе 33
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Задачи исследования 35
2.2. Методы исследования 35
2.3. Организация исследования 41
Выводы по главе 43
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 44
3.1. Обоснование комплекса исследования 44
3.2. Обоснование эффективности подобранного комплекса мероприятий по совершенствованию организации учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей 56
Выводы по главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
Актуальность исследования. В настоящее время постоянно растет интерес и важность проблемы образования детей с нарушениями слуха. В России необходимо создать систему специального образования по физической культуре и спорту, которая бы сформировала цивилизованный способ решения проблем воспитания детей с ограниченными физическими возможностями. Основной задачей государственной политики является развитие здоровья подрастающего поколения, ведь именно здоровье детей определяет уровень благосостояния, стабильность общества и его будущее развитие. Направления развития образования в стране поставили перед учителями задачу разработать новые пути и средства укрепления физического здоровья детей. «В связи с тем, что в процессе занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом интегрируются процессы реабилитации, социализации и воспитания подрастающего поколения, очень актуальной проблемой является определение содержания занятий: подбор теоретических сведений, физических упражнений и их дозировку, технических средств. Усилия педагогов должны быть направлены, главным образом, на гуманизацию, социальную адаптацию и поиск новых форм и методов обучения. Необходимо направлять ресурсы на интеграцию в общество детей с нарушениями функции слуха» [3].
Было установлено, что в 62% случаев, дети, которые потеряли слух, имеют дисгармоничное физическое развитие, в 43% случаев - дефекты опорно-двигательного аппарата, таких как сколиоз, плоскостопие и т.д., а также с задержкой развития моторики - 80% случаев. Кроме того, 70% глухих детей имеют сопутствующие заболевания. Слабослышащие дети отличаются соматической ослабленностью от своих слышащих сверстников и недостаточной двигательной активностью. Было установлено, что в психофизическом развитии, слабослышащие дети отстают от своих сверстников на 1-3 года.
В настоящее время имеется обширная учебная и учебно-методическая литература по физическому воспитанию, физической реабилитации, лечебной физической культуре, а по организации учебно-тренировочного процесса необходимой литературы не хватает. Ведь для организации адаптивного спорта необходимо знать не только содержание основных компонентов методики АФК, но и важнейшие составляющие педагогического «инструментария». Специалисту важно формировать знания, умения и навыки по адаптивному спорту, которые пригодятся ему в практической работе. Основные опорные теоретические концепции, функции и принципы данного вида деятельности, также необходимы для организации учебно-тренировочного процесса.
К сожалению, проблема определения и структурирования содержания занятий, ее основной направленности, до сих пор не решена даже теоретически, не только для детей с ограниченными возможностями, но и для здоровых детей.
Перед планированием и организацией учебно-тренировочного процесса необходимо изучить материалы по организации адаптивной физической культуры, а также разделов ФГОС, в которых рассматриваются проблемы обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья (в данном случае слабослышащих). Материалы должны конкретизировать необходимые для учебно-тренировочного процесса средства, методы и формы организации деятельности занимающихся.
Обучение и тренировка - единый неразрывный процесс, который строится в соответствии с общими педагогическими принципами. На всем протяжении учебно-тренировочного процесса решаются задачи воспитания, образования и физического совершенствования занимающихся.
В первую очередь важна постановка педагогических задач, так как они определят подбор методов, средств и приемов организации процесса адаптивной физической культуры. Выбор методов, приемов и организации обучения и тренировочного процесса обусловлен сохранностью сенсорных систем речи, интеллекта, но компенсация слухового дефекта осуществляется предпочтительно за счет зрительного восприятия, вибрационной чувствительностью и тактильно-кинестетическими средствами общения.
Основная задача обучения, воспитания и организации учебно- тренировочного процесса слабослышащих детей — это максимальное преодоление недостатков аудиальной, эмоциональной и двигательной сфер.
Одной из важнейших задач организации учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей является создание необходимых условий. Согласно образовательным программам занятия по адаптивному спорту должны реализовываться не менее двух раз в неделю в форме физкультурных занятий.
По данным литературы: «Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными. Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже, чем приобретенный. Все разнообразие нарушений в развитии слабослышащего ребенка не является следствием только ограниченного доступа звуковых раздражителей» [8].
Анализ материала, связанного с темой нашего исследования, показал, что проблема организации учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей является актуальной. На социально-педагогическом уровне актуальность заключается в том, что система образования реализует заказ общества на формирование здорового будущего поколения, это является условием последующего успешного внедрения в социум. Об этом свидетельствуют обширные исследования таких мыслителей, педагогов и психологов, как Аристотель, Р.М. Боскис, А.И. Дьячков, Ф.Ф. Рау, Э.И. Леонгард и др.
На научно-теоретическом уровне обусловлена тем, что проблема организации учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей нашла своё отражение в трудах исследователей. Но, изучив научную литературу, мы можем констатировать, что исследований, посвящённых нашей проблеме, практически нет, а в имеющихся работах информация рассматривается не полно.
Таким образом, возникла потребность изучения адаптивной физической культуры и ее компонента - адаптивного спорта для слабослышащих детей и теоретического и практического обоснования возможности и необходимости организации учебно-тренировочного процесса.
Анализ научной литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между существующим вниманием к проблеме совершенствования организации учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей.
Существующее противоречие определяет актуальность темы диссертационного исследования «Организация учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей».
Актуальность и научная значимость настоящего исследования заключается в том, что имеется необходимость создания системы специального образования по физической культуре и спорту в России, которая формировала бы цивилизованный путь решения проблем воспитания детей с физическими недостатками.
Объект исследования: процесс организации учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей.
Предмет исследования: организация учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей.
Цель исследования: совершенствование организации учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей.
Гипотеза исследования предполагает, что организация учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей будет проходить эффективнее если:
- совершенствовать организацию учебно-тренировочного процесса для повышения уровня физической подготовленности слабослышащих детей;
- подобрать и внедрить комплекс мероприятий, совершенствующий организацию учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для повышения уровня физической подготовленности слабослышащих детей;
- создать благоприятные условия для организации учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей.
Для достижения поставленной цели в магистерской диссертации были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выявить на этапе подготовки к педагогическому эксперименту уровень развития физических качеств у детей с нарушениями слуха.
2. Подобрать и внедрить комплекс мероприятий по совершенствованию организации учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей.
3. Определить эффективность подобранного комплекса мероприятий по совершенствованию организации учебно-тренировочного процесса для слабослышащих детей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теоретико-методические аспекты адаптивного спорта для лиц с нарушениями слуха;
• менеджмент физической культуры и спорта;
• общие сведения о подходе к тренировкам, планирование тренировочного процесса.
Методы исследования: анализ специальной литературы по проблеме исследования, обобщение, педагогический эксперимент, наблюдение, контрольные испытания, оценивание, методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа- интернат №5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти».
Научная новизна исследования состоит в подборе комплекса мероприятий для совершенствования организации учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту, который позволит повысить уровень физической подготовленности слабослышащих детей.
Теоретическая значимость исследования заключается в: обосновании организации учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей.
Практическая значимость исследования: материалы работы могут применяться учителями, тренерами и инструкторами при подборе заданий и упражнений, а также разработке комплекса мероприятий для эффективной организации учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту и повышения уровня физической подготовленности слабослышащих детей.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: подтверждением представленной теоретической основой исследования; личным участием при проведении педагогического эксперимента; математическим анализом полученных результатов в ходе исследовательской работы.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в получении результатов исследования, которые имеют практическое значение для организации учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
- Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция «МОЛОДЕЖЬ. НАУКА. ОБЩЕСТВО», по направлению «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЗДОРОВЬЕ, ТУРИЗМ».
На защиту выносятся:
1. Теоретико-методическое обоснование организации учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей.
2. Эффективность организации учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 13 рисунков, 5 таблиц, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 71 странице.
Изучив литературу по проблеме исследования «Организация учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для слабослышащих детей», можно сказать о том, что адаптивный спорт играет очень важную роль в развитии и интеграции детей с нарушением слуха, требует привития волевых качеств.
В процессе написания магистерской диссертации были рассмотрены понятия адаптивного спорта и его составляющие, изучены анатомо-физиологические особенности детей с нарушением слуха, выявлены виды нарушений слуха, подобраны диагностические тесты, проведена педагогический эксперимент по теме исследования.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе ГБОУ Самарской области «Школа-интернат №5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти».
В исследовании участвовали мальчики в возрасте 8-10 лет. Констатирующий этап эксперимента был проведён с целью выявления исходного уровня двигательных способностей у слабослышащих детей и с помощью проведения подобранного тестирования. Результаты проведения данного этапа эксперимента показали необходимость проведения формирующего этапа эксперимента.
Подобрав и проведя диагностические тесты, была доказана необходимость поиска и внедрения комплекса занятий, направленного на совершенствование организации учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для детей с нарушением слуха.
Был организован учебно-тренировочный процесс по адаптивному спорту для слабослышащих детей экспериментальной группы. В содержание учебно-тренировочного процесса были включены средства общей и специальной физической подготовки, а также методы способствующие эффективному проведению занятий: видеофильмы, использование игровых технологий, занимательного материала здоровьеформирующей направленности, обсуждения, физические упражнения с использованием средств адаптивной физической культуры, использование бесед, наглядных средств обучения, оздоровительных упражнений, раздаточного материала (ярких карточек), виртуальных путешествий, а также мотивации детей к занятиям адаптивным спортом. Организация учебно-тренировочных занятий строилась с учётом возрастных особенностей детей, уровня их физической подготовленности, состояния здоровья и связанных с нарушением слуха некоторых ограничений.
Было выявлено достоверное различие (р>0,05) средних показателей, характеризующих развитие физических качеств в пользу слабослышащих детей ЭГ по всем тестовым заданиям при сравнении со средними показателями слабослышащих детей КГ и оценена эффективность применения на практике предложенного комплекса занятий.
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы подтверждена правильность выдвинутой гипотезы и доказана эффективность подобранного комплекса мероприятий, направленного на совершенствование организации учебно-тренировочного процесса по адаптивному спорту для детей с нарушением слуха. Формы, методы и приемы обучения, соответствовали возрастным возможностям детей с нарушением слуха.
1. Алексеев, С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент организации», «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С. В. Алексеев ; под ред. П. В. Крашенинников. - Электрон. текстовые данные. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 687 с.
2. Афанасьев Е.Г. Развитие координационных способностей у детей с нарушениями слуха // Актуальные вопросы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора педагогических наук, профессора, академика МАНПО Н.К. Шамаева. Киров, 2014. С.8-21.
3. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих: учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2001.- 62 с.
4. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М. : Советский спорт, 2004. 304 с.
5. Винник Д.П. Адаптивное физическое воспитание и спорт. К. : Олимпийская литература, 2010. 608 с.
6. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок. - М. : Просвещение, 2-ое изд.перераб. и доп., 2014. - С. 44 - 52.
7. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. М. : ВЛАДОС, 2004. 624 с.
8. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Электронный ресурс]: учебник / С. П. Евсеев. - Электрон. текстовые данные. - М.: Издательство «Спорт», 2016. - 616 с
9. Загорянская, М.Е., Румянцева М.Г. Значение эпидемиологических методов исследования в профилактике нарушений слуха у детей — Москва: Российская оториноларингология, 2003. - №3. - С.79-83
10. Игнатова Л.В. Программа укрепления здоровья детей. М. : Сфера, 2008. 144 с.
11. Коржова A.A. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.
12. Клименов М.Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях. М. : Ростов на Дону: Феникс, 2014. 376 с. Королева, И.В. Помощь детям с нарушением слуха [Электронный ресурс] : руководство для родителей и специалистов / И.В. Королева. - Электрон. текстовые данные. - СПб. : КАРО, 2016. - 304 с.
13. Королева, И.В. Помощь детям с нарушением слуха [Электронный ресурс] : руководство для родителей и специалистов / И.В. Королева. - Электрон. текстовые данные. - СПб. : КАРО, 2016. - 304 с.
14. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании: учебное пособие / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2010. - 272 с.
15. Лях В.И., Зданевич.А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов.- М.: Просвещение, 2003. -296 с.
...