Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками

Работа №119333

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению современного духовно-нравственного воспитания школьников в Западной Европе 11
1.1. Сущность понятия «духовно-нравственное воспитание» в зарубежных
исследованиях 11
1.2. Закономерности и принципы духовно-нравственного воспитания
личности в странах Западной Европы 27
1.3 Современное состояние духовно-нравственного воспитания в странах Западной Европы 37
Вывод по 1 главе 45
ГЛАВА 2. Опыт реализации духовно-нравственного воспитания
школьников в Западной Европе 48
2.1. Опыт организации духовно-нравственного воспитания в
Великобритании 48
2.2. Практика реализации духовно-нравственного воспитания в
Нидерландах 62
2.3. Основные тенденции развития духовно-нравственного воспитания
школьников во Франции 65
Вывод по 2 главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73


Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия отечественное и зарубежное образование занимались построением системы духовно-нравственного воспитания,
способствующей духовному оздоровлению общества, укреплению нравственности подрастающего поколения, входящего в жизнь, формированию важнейших нравственных категорий; ознакомлению учеников с духовными истоками их традициями и культурой. Широкому развитию духовно-нравственного воспитания способствует государственная образовательная политика, направленная на обеспечение культурной и духовной самобытности, возрождение ее духовности, нравственности. В «Конвенции духовно-нравственного развития и воспитания личности в странах Западной Европы, принятой 10 февраля 2007 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, говорится: «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации любого общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» [61].
Проблема духовно-нравственного воспитания школьников за последние десятилетия в педагогике претерпела ряд качественных и количественных изменений. С одной стороны, духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема не теряет своей актуальности в силу универсальных, и, одновременно, базисных потребностей общества в максимально полном и адекватном развитии подрастающего поколения. С другой стороны, духовно-нравственное воспитание как современная педагогическая категория изменилась под воздействием социальных и политических трансформаций последнего времени, что привело к некоторой утрате привычного содержания духовно - нравственного воспитания» [5]. Немалую роль в этом сыграло усиление процессов технократизма и бездуховности, отмечающееся в обществе.
В настоящее время в Западной Европе ведется поиск теоретической модели создания духовно-нравственного воспитания на всех его уровнях и во всех его аспектах. Однако до сих пор в современной педагогической науке нет разработок, направленных на полное изучение этого процесса.
В научной литературе существует множество трудов, посвященных этой теме (Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, И.С. Кона и др.).
Изучение зарубежных трудов (Dzh.G, Carr, D, De Lamar, Jensen и др.), позволило выявить, что главная тенденция проявляется сегодня в интеграции усилий государственных и социальных институтов в сохранении духовного здоровья школьников [45].
Изучение зарубежной теории и практики дает возможность современным исследователям изучать и прогнозировать условия, которые обеспечивали бы духовно-нравственное воспитание школьников, процесса воспитания путем внесения изменений в планы работы школы, классных руководителей, социальных педагогов и психологов, внешкольных учреждений.
Однако, тенденции и современные достижения зарубежных педагогов мысли в этом направлении недостаточно представлены в отечественной педагогической литературе. Это позволило определить проблему, которая сформулирована следующим образом: каковы особенности теории и практики духовно-нравственного воспитания в странах Западной Европы.
В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Духовно-нравственное воспитание школьников в странах Западной Европы начала XXI века».
Цель исследования теоретически обосновать и выявить особенности теории и практики духовно-нравственного воспитания Западной Европы.
Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания как составная часть общего образования.
Предмет исследования - теория и практика современного духовно-нравственного воспитания в странах Западной Европы;
Задачи исследования:
- охарактеризовать сущность понятия «духовно-нравственное воспитание» в зарубежных исследованиях;
- проанализировать закономерности и принципы духовно-нравственного воспитания личности в странах Западной Европы;
- раскрыть опыт духовно-нравственного воспитания личности в странах Западной Европы на примере Великобритании Нидерландов и Франции;
- обосновать основные направления и современное состояние духовно-нравственного воспитания в странах Западной Европы.
Методологической основой исследования для решения поставленных задач в диссертации стали: концепции о всеобщей связи и взаимодействии; дидактический метод познания как основа научной педагогики духовно-нравственного воспитания; теория системного и деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов; метод этнических, личностных ценностей, согласно которому человек является высшей ценностью развития.
Теоретической основой исследования явились концептуальные идеи зарубежных и отечественных авторов, в числе которых:
- концепции (Новиков В.С., Соловьёв А.П., Царьков П.Е.) и зарубежный опыт нравственного воспитания молодёжи;
- научные взгляды J.G. Smetana, Бауэр Э.А., Вульфсон Б.Л., раскрывающие принципы и методы духовно-нравственного воспитания школьников в Западной Европе.;
- научные труды Ахтамзян Н.А, базирующиеся на особенностях педагогики духовно-нравственного воспитания;
Методы исследования: для достижения поставленной цели и решения задач был использован комплекс взаимодополняющих друг друга теоретических методов, среди которых сравнительно- сопоставительный анализ фактов, документов, научных концепций и программ, источниковедческий анализ по духовно-нравственному воспитанию в Западной Европе. Выбор конкретных методов исследования определялся логикой исследования и задачами, рассматриваемыми на каждом этапе.
Организация и основные этапы исследования.
Работа обобщает результаты исследования, проведенного автором с 2017-2019 гг.
I этапе (2017г.) осуществлял теоретическое осмысление выбранной темы, анализ зарубежной духовно-нравственной литературы и научно-методической литературы отечественных и зарубежных психологов, педагогов с целью ознакомления с фактами
характеризующими историю развития и современное состояние исследуемой проблемы. Определились теоретические основы исследования, объект, предмет и цель.
II этапе (2017-2018гг.) был связан с дальнейшем уточнением и определением основных направлений программных документов, изданий ХХ1 века. Исследовалась теоретическая преемственная континуальность в получении прогрессивного опыта духовно- нравственного воспитания в Западной Европе, выявились условия, обеспечивающие эффективность реализации идей в практике и обучении духовно-нравственного воспитания.
III этап (2018-2019гг.) заключительно-обобщающий, связан с обработкой материала, анализом результатов и оформлением диссертации.
Хронологические рамки исследования. Выбор в качестве хронологического периода духовно-нравственного воспитания школьников Западной Европы является начало ХХ1 в. Именно в этот период обсуждались не только организационные условия, но и концептуальные аспекты развития теории духовно-нравственного воспитания в соответствии с современными вызовами.
Источниковая база исследования. Труды по педагогике, психологии выдающихся зарубежных и отечественных педагогов ХХ- ХХ1 вв. Работы современных авторов, обозначивших проблему духовно-нравственного воспитания школьников (Бауэр Э.А., Вульфсон Б.Л., Кайзер А., Гудионс Х., Dzh.G. Carr, D., De Lamar, Jensen); периодическая литература и журналы.
Научная новизна исследования.
- выполнено комплексное исследование, раскрывающие основные тенденции духовно-нравственного воспитания школьников Западной Европы;
-определены возможности использования конструктивных идей и опыта стран Западной Европы в отечественной практике
Апробация результатов исследования. Осуществлялась на всех этапах исследования в ходе участия в научно-практических конференциях "Студенческие "Дни науки" в ТГУ" (2017,2018), а также в 4 публикациях; выступления на семинарах с докладом в ТГУ.
Практическая значимость обусловлена получением новых знаний об организации духовно-нравственного воспитания в образовании, учебно-воспитательном процессе школьников в странах Западной Европы начала ХХ1 века.
Положения, выносимые на защиту.
1. Развитие зарубежных педагогических идей о духовно-нравственном воспитании школьников базируется на представлении о том, что данный процесс представляет собой целенаправленную деятельность по формированию духовного мира подрастающего человека, включающую все составляющие компоненты структуры личности, в том числе ценности религиозной культуры.
2. Освоение духовно-нравственных и национальных ценностей успешно осуществляется в соответствии с закономерностями обусловленности и эффективности, которые детермированы возрастными особенностями школьников; условиями и ценностям конкретной страны, конкретной организации.
3. Практическое воплощение прогрессивных идей зарубежной педагогики, соотносится со стадиями формирования мировоззрения личности школьника: адаптация - знания, индивидуализация - убеждения интеграция - практическая личностно-значимая и социально - полезная деятельность.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников Западной Европы позволил рассмотреть сущность, содержание и основные понятия духовно-нравственного воспитания, а также их характеристики, раскрыть особенности формирования духовно- нравственных качеств школьников, изучить методы, формы и приемы формирования духовно-нравственных качеств в учебной деятельности, произведён анализ, а затем и обобщить различные взгляды на данную проблему в литературе и сделаны следующие выводы:
Формирование духовно-нравственных качеств - это целенаправленный двухсторонний процесс становления морального сознания, развития духовно-нравственных чувств и выработки навыков и привычек духовно- нравственного поведения. Оно включает формирование духовно- нравственного сознания, воспитание и развитие духовно-нравственных чувств.
Важнейшим средством для формирования духовно-нравственных качеств является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития духовно-нравственных идеалов, то есть образцов духовно-нравственного поведения, к которому стремится человек.
Основными критериями духовной нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Таким образом, духовно нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
современного состояния духовно-нравственного воспитания школьников являются педагогические условия: закономерности обусловленности и эффективности, которые показывают зависимость продуктивности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников для надлежащего осуществления психологических и педагогических механизмов, лежащих в основе образования и обучения этих моделей.
Основа исследования: позволяет сочетать науку; условия единства, религии и образования. Западные науки в духовно-педагогической традиции выражаются в их плодотворном взаимодействии и взаимообогащении.
Теоретические основы диссертации разработаны на основе трудов, направленных на развитие интегрированной системы образования и традиционного духовно-нравственного воспитания.
Важнейшее значение для духовно-нравственного воспитания имеет самоуправление учащихся. Преимущественными направлениями воспитания являются - вовлечение обучаемых в текущую общественную жизнь, развитие в молодых людях самостоятельности, способности отстаивать свои взгляды и убеждения, воспитание культуры общения в целом.
Ввиду этого мы определила духовность как стремление и опыт связи с самим собой, связи с другими людьми, природы и связи с трансцендентным. Кроме того, духовность как универсальный человеческий опыт, определяют духовность с точки зрения связанности или родства.
Цель исследования достигнута, задачи исследования решены, тема является актуальной и требует дальнейшего изучения.



1. Аверкиева Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир / Г.В. Аверкиева - Архангельск, 2001. - С. 55-60.
2. Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи. Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике [Текст] / В.С. Агапов - М.: Педагогика, 2001. - С. 31-35.
3. Алиева Л.В. Воспитание как объект познания: современные научные
представления о данном феномене / Л.В. Алиева // Наука, образование и спорт: история, современность, перспективы. Материалы и статьи
Международной н-п конференции. 28 июня 2013 / Под ред. А.Г.
Мухаметшина, Р.Ш. Маликова. - Казань: Отечество. - 2013 - С.3-5.
4. Ахметжанова Г.В. Магистерская диссертация по педагогике: учеб. -метод. Пособие / Г.В. Ахметжанова, И.В. Груздова, И.В. Руденко. - Тольятти: ТГУ, 2011. - 70 с.
5. Ахтамзян Н.А. Система государственно-общественного управления образованием в Европе. // Педагогика, 2014, № 6, С. 85 -93.
6. Белов В.И. Система профессионального воспитания в современных социально-экономических условиях развития образования: дис. д-ра пед. Наук / В.И. Белов. - СПб., 2006. - 385 с.
7. Благина С. О нравственном воспитании молодежи: опыт
Европы/С.Благина. URL:
http://www.relga.ru/Environ/WebObj ects/tguwww.woa/wa/Main?textid=3534&level1=main&level2=articles(дата обращения: 10.09.2018 г.).
8 Божович Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович. - М., 2005. - С. 468.
9. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1979 г.
10. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. - №3. - с 37-43.
11. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009. - 298с.
12. Вальцев С.В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 6 (6). С. 16-19.
13. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н. Васильева. - М.: Просвещение, 1978. - 354 с.
14. Вербицкий А.А. Психология развития. Словарь / А.А. Вербицкий / Под ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / - М.: ПЕР СЭ, 2000.
15. Воробьёв Н.Е., Бабашев А.Э. Школьное образование в США и Западной Европе: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических заведений. Волгоград - Луганск: Альма матер., 2003. - 176с.
16. Вульфсон Б.Т. Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешённые проблемы // Педагогика, №6, - 1999г.
17. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кодаков, В.А. Тишков. - Москва: «Просвещение», 2009. - С. 234.
18. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики / А.Н. Джуринский. - М.: 1998. - С.241-259.
19. Еленский В. Религиозное обучение и воспитание в законодательствах и образовательных системах западноевропейских стран // Человек и мир. № 11¬12 2001. С. 32-36.
20. Захарченко М.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как
ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ. URL: http://www.spbda.ru/news/a-551 .html(дата обращения:
19.04.2019 г.).
21. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников / А.А. Калюжный. М.: 2008.- С. 205.
22. Келле В. Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры / В.Ж. Келле // Проблема двух измерений культуры в философии нового времени. Понятие "духовное" в советской философии. Вопросы философии. 2005. № 10. С. 38-54.
23. Колдунов Я.И. Нравственное воспитание личности школьника / Я.И.Колдунова. - СПб., 2007. - С. 197.
24. Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И. Латыш. - Минск: НИО РБ, 1994. - 157 с.
25. Лихачев Б.Т. Философия воспитания [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М.: 1995
26. Лоскутова И.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] / И. В. Лоскутова // Молодой ученый. 2012. №5. С. 298-315.
27. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика, 1999. № 4.
28. Мелконян А.А. Воспитательный потенциал межкультурной коммуникации / А.А. Мелконян // ALY Y111 MEZINARODNI VEDECKO- PRAKTICKA KONFER- ENCE DNY VERY- 2012 Dil 24 pedagogika.- Praha: Education and Science, 2012. - С. 103-107.
29. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
30. Новиков В.С., Соловьёв А.П., Царьков П.Е. Зарубежный опыт нравственного воспитания молодёжи посредством культурного и природного наследия: теоретические походы.
31. Нравственность современного общества. URL:
http://truemoral.ru/morals.php.(дата обращения: 30.04.2019 г.).
32. Потаповская О.М. О методологических подходах к духовно-нравственному воспитанию детей / О.М. Потаповская // Педагогика. 2013. № 6. С. 72-82.
33. Потаповская О.М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции / О.М. Потаповская // Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология». 2013. № 1. C. 53- 77. 1,5 п.л. 4. Потапов.
34. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.:2010. - 211с.
35. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. М.:2009. - 200с.
36. Сингх Р.Р. Образование в условиях меняющегося мира / Р.Р. Сингх // Перспективы. - 1993. - Т. 1. - С. 32 - 38.
37. Степанов Е.Н. Воспитание в начале XXI века: тенденции
развития. Воспитание школьника / Е. Н. Степанов - М.: 2000, №2. - С.16.
38. Хазанов С., Арри, Б. 1985. Современные подходы к нравственному образованию: анализ альтернативных теорий. Европа: издательство Teachers College Press.
39. Хофман Ф., Мудрость воспитания. Очерк второй / Пер. с нем. М., 1999.
40. Шилина О.А. Проблема воспитания ценностных ориентаций у учащихся / О.А. Шилина // Российский научный журнал. - 2009. -№ 2(9). С. 214 - 218.
41. Acintyre M., Lasdai, R., 1981. After virtue. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press.
42. Berkowit Z., Marvin, W., and Oser, Fritc, eds. 1995. Moral Education: Theory and Application. Hillsdale, N.J: Lawrence Erlbaum.
43. Berly E., Don E., ed. 1995. Характер Европы: Lanham, MD:M3gncon.
44. Clark F., Higgins, A.N; and Kohlberg, T., Lawrence. 1989. Lawrence Kohlberg's Approach to Moral Education. New York: Columbia University Press.
45. Dzh G. Scientific education and moral education [Text] / Gryuzk J.// in the book: Psychological problems of moral education of children. Europe 2017. p 58-73.
46. Elkind D., The cosmopolitan school, Educational Leadership, 2013, December/2001, January,58, р.12-17.
47. Gruesk J. Spiritual and Moral Education: A Social Analysis of the Region, in:
J. Gryuzk, L. Kuzzynski (Editors): Education and Internalization of Values, Western Europe: Wiley, 2018, pp. 162-192.
48. Grusec J.E, Goodness J.J., Impact of Parental Discipline Methods on The Child ‘s Internalization of Values: A Reconceptualization of Current Points of View, Developmental Psychology, 1998, 30: р. 4-19.
49. Hayes B. Grant O., and Hagedorn, W., BRYCE. 2000. "A Case for Character Education." Journal of Humanistic Counseling, Education and Development 39 (1):2-4.
50. HimmelI F., Ertrude G., 2005. Spiritual and moral education. Western Europe: p 24-69.
51. Keller M., and Edelstein, Wolofgant T. 1993. "The Development of the Moral Self from Childhood to Adolescence." In The Moral Self, ed. Gill G. Noam and Thomas E. Wren. Cambridge, MA: MIT Press.
52. Kohlber G, LAWRENCE. 1981. Essays on Moral Development: Vol. 1, The Philosophy of Moral Development. San Francisco: Harper and Row.
53. Lickona Т., Character education: seven crucial issues, Action in Teacher Education, 1999, 20, р.77-84.
54. Lukoza L., Thomas K. 1991. Educating for Character: How Our Schools Can Teach Respect and Responsibility. New York: Bantam.
55. Nucci O., Larry P., 1989. Moral Development and Character Education: Dialogue, A. Berkeley, CA: McCutchan.
56. Clark F., Iggins H., Ohlberg K., Awrence L., 1989. Lawrence Kolberg's approach to moral education. New York: Columbia University Press.
57. Patriceg K., William K., 1992. Why Johnny Can't Tell Right from Wrong: Moral Literacy and the Case for Character Education. New York: Simonand Schuster.
58. Power F., Lark C., Iggins Р., A NN; and Kohberg, L., AWRENCE. 1989. Lawrence Kolberg's approach to moral education. New York: Columbia University Press.
59. Ritchard P., 1998. Good education: the virtues of learning. Norwalk, CT: Judd.
60. Smetyna J.G., spiritual and moral education: the social analysis of area, in: Gryuzk J., Kutszynsky L. (Editors).: Education and Veluyes's Internalization, Western Europe: Wiley, 2018, p 162-192.
61. Wilson K., James Q. 1993. The Moral Sense. New York: Free Press.
62. Williams M., 2000. "Models of Character Education: Perspectives and Developmental Issues." Journal of Humanistic Counseling.
63. Wright, R., 1994. Moral animal: why we are what we are. New York: Pantheon.
64. Yan R., Aren K., 1999. Shaping character in schools: practical ways to bring moral instruction to life. San Francisco: Josie-Bass.
65. Youngberg P., John B. (1994). Transmitting the religious heritage: A history of religious education. Berrien Springs, Michigan: The Department of Teaching and Learning.
66. Zuber G., Spiritual and Moral Education: A Social Analysis of the Region, in: J. Gruesk, L. Kuzzynski (Editors): Education and Internalization of Values, Western Europe: Willy, 2018, pp. 162-192.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ