Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Технологический Университет)

Работа №119275

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы52
Год сдачи2023
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основания для назначения пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф 7
1.1. Правовое регулирование назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, в СССР 7
1.2. Источники, регулирующие социальное обеспечение лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС 12
Глава 2. Проблемы и перспективы развития законодательства по обеспечению пособиями лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС 28
2.1. Практика получения государственной поддержки лицам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС 28
2.2. Актуальные проблемы в сфере социальной защиты граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 39
Заключение 46
Список использованной литературы и интернет - ресурсов 50

Одним из приоритетных направлений в сфере социальной поддержки граждан является обеспечение прав и свобод лиц, которые пострадали в ходе аварии на Чернобыльской АЭС, подвергшись негативному радиационному воздействию. На важность поддержки данной категории населения неоднократно обращал внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин, который 5 декабря 2022 года в очередной раз подписал Федеральный Закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [4], вносящий дополнения направленные на защиту прав детей первого и последующих поколений чернобыльцев, если они страдают генетическими или иными заболеваниями, обусловленными радиоактивными излучениями. Принятие данной нормы говорит о серьезности последствий радиоактивных загрязнений и о необходимости пристального внимания к рассматриваемой проблеме.
Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года вызвала крупнейшую по масштабам радиоактивного загрязнения биосферы экологическую катастрофу, стала общенародным бедствием, затронувшим судьбы миллионов людей, проживающих на огромных территориях. Возникли новые социальные и экономические условия в районах, где сформировались зоны повышенного радиоактивного загрязнения вследствие аварии, особое положение для граждан, вынужденных эвакуироваться или переселиться из загрязненных радионуклидами территорий либо продолжающих на них проживать, работать и проходить воинскую службу, а также для граждан, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии.
Государственная политика СССР в данной сфере стала предпосылкой для государственной политики России в данной сфере. На основе нормативно-правовой базы СССР и РСФСР была сформирована новая и дополненная версия Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 N 1244-1.
Актуальность правовых основ пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, как и любой темы в сфере государственного обеспечения всегда на высоком уровне. Судьбы множества людей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, зависят от уровня государственного обеспечения данного вопроса, ведь проблемы возникают не только у людей, получивших облучение (в результате ликвидации аварии или просто потому, что они оказались рядом), но и их детей и внуков. Задача государства – оказать государственную помощь и поддержку данной категории людей, которые понесли серьезные и необратимые лишения не по своей вине.
Необходимо отметить, что вопрос о совершенствовании пенитенциарного надзора на сегодняшний день вызывает большие дискуссии и остается открытым. Одним из них является отсутствие единого подхода к объему прокурорского надзора в пенитенциарной сфере.
Актуальность темы обуславливают приведенные выше факты, а также необходимость систематизации информации в сфере пенсионного обеспечения лиц, пострадавших в ходе ЧАЭС. Законодателю сегодня необходимо обратить внимание на низкие пенсии лиц, пострадавших в ходе ЧАЭС, а также на психологическую незащищенность данной категории населения. Действующее законодательство не решает перечисленные проблемы.
Разработанность проблемы. Изучению различных аспектов пенсионного обеспечения лиц, пострадавших в ходе ЧАЭС, посвящено значительное число работ. Так, о данном вопросе писал ряд таких авторов, как Л.В. Топчив, И.В. Григорьева, М.В. Воронцова, В.Е. Макаров, Е.Е. Мачульская и др.
Однако, несмотря на значительное число работ, посвященных данной теме, данный вопрос пока что изучен не в полном объеме, а выводы многих ученых вызывают немало дискуссий, что обуславливает актуальность темы работы.
Нормативная база включает Конституцию РФ, общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры, Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральный закон «О страховых пенсиях», Федеральный закон «О государственной социальной помощи», а также разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда РФ.
Объектом дипломной работы является изучение института государственной помощи лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Предметом исследования является нормативно-правовая база, регулирующая вопрос социального обеспечения лиц, пострадавших на Чернобыльской АЭС.
Цель работы – анализ правового регулирования пенсионного обеспечение граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Исходя из цели дипломной работы сформулированы следующие задачи:
1. Анализ оснований для назначения пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф в СССР.
2. Изучение состояния нормативно-правовых актов РФ, регулирующих вопрос назначения пенсий гражданам, пострадавшим в ходе радиационных и техногенных катастроф.
3. Обобщение проблем и перспективы развития законодательства по обеспечению пособиями лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС.
4. Анализ перспектив развития законодательства по обеспечению пособиями лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС.
Методологической основой исследования являются теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ действующего законодательства, исторический, сравнительно-правовой, статистический, описание, прогнозирование, обобщение.
Теоретическое значение дипломной работы заключается в обобщении информации по вопросу пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, изучении нормативных актов по рассматриваемому вопросу на предмет выявления недостатков, новые теоретические подходы к рассматриваемому вопросу. Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов, сделанных в работе, для изучения темы «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в рамках предмета «Право социального обеспечения», а также иных смежных предметов.
С учетом характера и специфики темы, а также степени разработанности затрагиваемых в ней проблем, построена и структура работы, которая, в соответствии с предъявляемыми требованиями, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, который, в свою очередь, представлен нормативно - правовыми актами и научной литературой. Первая глава включает в себя теоретическое изучение вопроса, разбор нормативно-правовой базы СССР и Российской Федерации, относящейся к этой теме. Вторая глава состоит из конкретного разбора практического получения помощи от государства и актуальные проблемы этой сферы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Законодательство в сфере пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, состоит из норм Конституции РФ и основного закона в данной сфере – Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1. Он устанавливает базовые установки в сфере защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данный нормативно-правовой акт был во многом перенят у СССР и является результатом работы с нормативно-правовой базой СССР.
Законодательство ССРСР в сфере социального обеспечения лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, достаточно номинально и не учитывает всех вредных последствий радиации. Так, например, данное законодательство не учитывает возможность передачи ряда генных заболеваний (вплоть до 6-7 поколения), которые могут иметь место, не содержит положений о пенсионном обеспечении лиц, пострадавших от мутации генов своих предков вследствие воздействия радиации. Более того, законодательство СССР, как и России, направлено на пенсионное обеспечение лиц, пострадавших от конкретных случаев радиации.
Законодательство в сфере радиационного облучения развивалось долгое время. Основные положения о социальной защите граждан, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, содержатся в Конституции РФ, Законе РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 N 1244-1, иных нормативно-правовых актах. Основная задача данных нормативно-правовых актов заключается в установлении социальных гарантий лицам, как непосредственно пострадавшим в ЧАЭС, так и последующим поколения лиц, которые пострадали в результате воздействия радиации на геном и наследственные показатели, потеряли кормильца и т.д. Законодательство в сфере социального обеспечения является достаточно прогрессивными по данному вопросу, однако имеется ряд недостатков, которые касаются как низких размеров пенсий и пособий для лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС, так и отсутствия систематизации норм права по вопросу радиационной защищенности и социального обеспечения лиц, пострадавших от любых техногенных аварий, связанных с радиоактивным облучением.
Таким образом, анализ мер социальной поддержки позволяет сделать вывод о том, что государство давно не предпринимало серьезных мер в вопросе урегулирования данной сферы, социального обеспечения данного вопроса. Суммы компенсации за воздействие радиоактивных веществ в настоящее время очень малы. Анализ официальной статистики также позволяет сделать вывод о том, что далеко не все граждане пользуются теми правами и мерами социальной поддержки, которые им предоставлены. Подобное может быть связано с непривлекательностью мер социальной поддержки в данной сфере. Выплаты в несколько тысяч руб. не способны решить те проблемы, к которым приводит воздействие радиоактивными веществами на организм человека. Воздействие радиации вызывает сильнейшие геномные преобразования, воздействует на человека на клеточном уровне, приводит к увеличению риска развития рака и моих сопутствующих заболеваний. В тоже время компенсации и меры, существующие в действующем законодательстве, не способны закрыть потребности вышеуказанной категории лиц.
Вопросы вызывает и отсутствие единого законодательства в данной сфере. В настоящее время имеются законы, которые регламентируют выплаты лишь по отдельным техногенным катастрофам, не устанавливая стандарты выплат по всем техногенным катастрофам в целом.
Основная задача государства – это защита граждан, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф, оказавшихся под воздействием вредных химических веществ, непосредственно участвовавших в ликвидации аварии или пострадавших от её последствий.
В настоящее время законодательство в сфере пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от ЧАЭС, нуждается в совершенствовании. Оно должно коснуться не только создания единого нормативного акта в данной сфере, но и ликвидации пробелов и неточностей. Не урегулирован вопрос индексации выплат чернобыльцам и урезание льгот. Кроме того, неурегулированным остается вопрос оказания психологической помощи данной категории лиц и заботы об их психологическом здоровье. Алгоритмы урегулирования данного вопроса в РФ в настоящее время отсутствуют.
социальными гарантиями должны обладать не только первые поколения лиц, пострадавших в ходе радиационных аварий, но и последующие. Однако государство пока что не пришло к алгоритму защиты последующих поколений и их пенсионному, иному социальному обеспечению, помощи и поддержки.
в России отсутствует единый нормативно-правовой акт, который регламентировал бы правовое положение всех лиц, подвергшихся воздействию радиации. Существуют лишь несколько законов (№175 от 1998 г., №1244-1 от 1991 г.), которые регламентируют отдельные случаи техногенных аварий и катастроф в сфере радиации, однако отсутствует единый нормативно-правой акт, который позволил бы не только полностью регламентировать данную сферу, но и установить достойные гарантии лицам, которые подверглись негативному воздействию радиации.
Проведенный в работе анализ показывает, что по отдельным направлениям, таким как жилищное обеспечение, медицинское обслуживание и др., объем социальной поддержки чернобыльцев уменьшился В этой связи необходимо усовершенствовать правовой механизм социальной защиты граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, путем внесения существенных положительных изменений в законодательство, регламентирующее, порядок предоставления отдельных социальных услуг чернобыльцам - Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 N 1244-1 либо путем принятия нового нормативного акта в даннйо сфере.
Необходимо в большей степени учитывать социальные интересы инвалидов-чернобыльцев при выделении путевок в специализированные санатории и медицинские центры. Также следует своевременно и регулярно проводить индексацию сумм возмещения вреда чернобыльцам и не допускать законодательных изменений, ущемляющих их права. Все это позволит государству выполнить свой долг перед людьми, потратившими здоровье на преодоление последствий крупнейшей радиационной катастрофы и в полной мере обеспечить реализацию их конституционных прав.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 N 1244-1
3. Закон СССР от 12 мая 1991 г. № 2146-I «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».
4. Федеральный закон от 28.12.2022 N 569-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 05.12.2022 N 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»
6. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция)
7. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ (последняя редакция)
8. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 N 122-ФЗ (последняя редакция)
9. Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» // "Собрание законодательства РФ", 30.11.1998, N 48, ст. 5850.
10. Модельный закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате радиационных аварий, ядерных испытаний и инцидентов (Принят в г. Санкт-Петербурге 18.11.2005 Постановлением 26-12 на 26-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)
11. Соглашение о социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний (Заключено в г. Москве 09.09.1994)
12. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года»


Специальная литература:
13. Топчий Л.В. «Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика», 2020г.
14. Григорьев И. В «Право социального обеспечения», 2023г.
15. Воронцова М. В., Макаров В. Е. «Социальная защита и социальное обслуживание населения», 2023г.
16. Афтахова А. В. «Пенсионное обеспечение», 2023г.
17. Мачульская Е. Е. «Право социального обеспечения», 2023г.
18. Анбрехт Т. А. «Социальная защита отдельных категорий граждан», 2022г.
19. Комкова Г. Н., Торосян Р. А. «Право социального обеспечения», 2023г.
20. Петрухина А.Н., Петрухин М.В. Проблемы реализации законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации // Вопросы российского и международного права. 2022. Т. 12. № 7-1. С. 61-66.
21. Черепанцева Ю.С. Судебная практика по делам о социальной защите граждан, пострадавших вследствие воздействия радиации на Чернобыльской АЭС // В сборнике: Правоприменение в публичном и частном праве. материалы Международной научной конференции. Омск, 2021. С. 313-317.
22. Турчина О.В. Советская система социальной защиты: взгляд в прошлое // В сборнике: Молодые учёные России. сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 188-190.
23. Черепанцева Ю.С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как основа развития системы социальной защиты граждан, пострадавших от воздействия радиации // В сборнике: За права трудящихся! Защита социально-трудовых прав работников в изменяющемся мире: возможности и ограничения. Материалы Шестой Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Ю.В. Иванчиной, Е.А. Истоминой. Екатеринбург, 2021. С. 169-173.
24. Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С. Роль цифровых технологий в совершенствовании правового регулирования социальной защиты пострадавших от радиации // Российский юридический журнал. 2022. № 5 (146). С. 116-130.
25. Колесникова С.В. Социальная защита граждан, пострадавших вследствие радиационных и техногенных катастроф // В сборнике: Мой выбор - наука!. сборник материалов VI Региональной молодежной конференции, XLVI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. 2020. С. 2396-2399.
26. Галиулина А.В. Гражданско-правовые средства защиты прав лиц, пострадавших от противоправных действий государства // Уральский журнал правовых исследований. 2022. № 1 (18). С. 11-17.

Интернет-источники
27. Иностранным жертвам бомбардировок Хиросимы разрешено получать пенсии по месту жительства. URL: https://lenta.ru/news/2005/10/08/abomb/. Режим доступа: 15.06.2023.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ