Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

Работа №119265

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Проблема развития воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе в процессе театрализованной игры в психолого-педагогических исследованиях 10
1.1 Специфика развития воображения у детей 5-6 лет 10
1.2 Организация театрализованной игры как педагогическое
условие развития воображения у детей 5-6 лет 19
Глава 2. Экспериментальная проверка путей и средств развития творческого воображения детей у 5-6 лет в процессе организации театрализованной игры 27
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения у детей 5-6 лет 27
2.2 Экспериментальная работа по реализации педагогических условий развития творческого воображения детей 5-6 лет в процессе организации театрализованной игры 37
2.3 Выявление динамики развития творческого воображения у детей 5-6 лет 51
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение 64

В настоящее время вопрос о развитии творческого потенциала ребенка является актуальным. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что одной из задач, на решение которой должно быть ориентировано дошкольное образование, является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [37].
Отметим, что проблема творчества не является новой для педагогической теории и практики. Уже накоплен значительный опыт в решении проблемы развития творчества детей разного возраста [8, 10, 14, 48].
Однако на современном этапе развития дошкольного образования определяются различия при разработке педагогических концепций творчества, которые отражены в работах отдельных авторов и принимаются практикой. В основу положены концептуальные идеи психологов: о воображении как самостоятельном психическом процессе и его месте в творчестве (Л.С. Выготский); о «действии восприятия» (А.В. Запорожец); о способностях и раннем включении детей в процесс творчества, который доступен дошкольникам и отвечает их интересам и потребностям (Б.М. Теплов).
По мнению Л.С. Выготского, воображение, «являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребенка» [38]. Рассматривая роль воображения в творческой деятельности ребенка, Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что «неверно будет рассматривать воображение как особую функцию и ряд других функций, это более сложная форма психологической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях» [38].
Проблеме детского творчества, так же как и проблеме развития воображения в детском возрасте уделяется большое внимание в исследованиях ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов (О.М. Дьяченко, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Я. Дудецкий и др.).
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, Н.Н. Палагиной утвердили возможность формирования воображения на самых ранних стадиях онтогенеза. В трудах этих авторов воображение рассматривается как форма активности, выражающаяся в изменении и гибком использовании элементов опыта. Являясь высшей психической функцией, воображение складывается в совместных действиях ребенка и взрослого, а ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра.
Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются, прежде всего, характером действий и их направленностью - это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные и др.
А.Н. Леонов отмечал, что «развитая театрализованная игра является одной из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности» [36].
Л.С. Фурмина говорит о нравственном развитии детей в процессе театрализованных игр [48].
Таким образом, театрализованная игра, как одна из разновидностей игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.
Театрализованная игра - это игровая деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т. п.
О.В. Артамонова (Дыбина), предлагая способы овладения детьми сценическими умениями и навыками, разработала план работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Дети и театр» [48 ].
Т.Н. Доронова на основе отечественного и зарубежного опыта обосновывает необходимость широкого введения в образовательный процесс еженедельных детских театрализованных представлений. Предлагаемая ею система работы с детьми нацелена на развитие способностей каждого ребенка, формирование творческого воображения и развитие коммуникативности [5].
Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры, но возникают следующие противоречия:
- театрализованная игра способствует всестороннему развитию ребенка дошкольного возраста, но не во всех дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) созданы условия для полноценной организации театрализованных игр (нет специального места в группе, оборудования и т. п.);
- совместная творческая деятельность детей и взрослых способствует развитию творческого потенциала детей, создает условия для приобретения новых представлений, умений, навыков, но педагоги ДОО не владеют приемами руководства этой деятельностью;
- театрализованная игра оказывает существенное влияние на развитие творческого воображения дошкольника, но многие дети не умеют играть в театрализованные игры, потому что у них слабо развито воображение. 
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческого воображения детей у 5-6 лет в процессе театрализованной игры.
Объектом исследования является процесс развития творческого воображения у детей 5-6 лет.
Предмет исследования - педагогические условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет в процессе театрализованной игры.
Гипотеза исследования - мы предположили, что процесс развития творческого воображения у детей 5-6 лет будет протекать эффективно, если реализовать следующие педагогические условия:
- организация театрализованных занятий, развивающих у детей сценические навыки и умения, ассоциативное мышление;
- организация игр, способствующих формированию у детей умения использовать предметы-заместители;
- проведение развивающих упражнений, направленных на развитие у детей воображения, фантазии, внимания и других элементов театральной культуры в образовательной деятельности в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические исследования по проблеме развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей 5-6 лет.
3. Разработать и апробировать Программу развития творческого воображения детей 5-6 лет средствами театрализованной игры, включающую в себя: серию театрализованных занятий, игры с предметами заместителями и комплекс развивающих упражнений .
4. Выявить динамику в уровне развития творческого воображения детей 5-6 лет.
Методы исследования:
- изучение и анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседа, наблюдение;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
- концептуальные положения Л.С. Выготского о воображении как самостоятельном психическом процессе и его месте в творчестве;
- теоретические положения о способностях и раннем включении детей в процесс творчества, который доступен дошкольникам и отвечает их интересам и потребностям Б.М. Теплова;
- концептуальные положения о развития творческого воображения О.М. Дьяченко;
- концептуальные положения В.В. Давыдова о том, что театрализованная игра является основой для развития воображения, как новообразования дошкольного возраста.
Новизна исследования: определены и экспериментальным путем проверены педагогические условия развития творческого воображения детей 5-6 лет в процессе организации театрализованной игры.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
- обоснованы показатели и описана характеристика уровней развития творческого воображения детей 5-6 лет;
- обоснованы обосновании возможности театрализованной игры как педагогического условия развития творческого воображения детей 5 -6 лет.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что разработанную нами Программу по развитию творческого воображения детей 5-6 лет в процессе организации театрализованной игры могут использовать в своей работе воспитатели и педагоги-психологи ДОО при решении задач, связанных с развитием творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МАОУ № 210 «Ладушки» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 15 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (5 0 наименований), 3 приложения. Работу иллюстрируют 15 таблиц и 3 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития детского воображения на сегодняшний день остается актуальной. Этой проблеме уделяется достаточно внимания со стороны как отечественных, так и зарубежных педагогов и психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Чистякова, О.М. Дьяченко,
А.И. Буренина и др.). Воображение строится из элементов, взятых из действительности, поэтому находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия опыта ребенка. В связи с этим одним из путей развития воображения является расширение детского опыта. Развитие творческого воображения предполагает не только опознание и осознание образа, но и его самостоятельное построение и воплощение, а этому способствует театрализованная деятельность.
Нами была проведена констатирующая работа, в ходе которой выяснилось, что дети исследуемой группы имеют средний (46,7% детей) и низкий уровень (53,3% детей) развития творческого воображения. У детей слабо развито воссоздающее и творческое воображение, у некоторых детей недостаточно хорошо развита фантазия, слабо развита способность к перекомбинированию образов.
Чтобы повысить уровень творческого воображения, нами была разработана Программа развития творческого воображения детей 5-6 лет средствами театрализованной игры, в которую вошли: серия театрализованных занятий, игры с предметами-заместителями и комплекс развивающих упражнений.
Театрализованные занятия способствовали развитию сценических умений и навыков, формированию творческого «Я» и других элементов театральной культуры.
Игры с предметами-заместителями способствовали закреплению у детей приобретенных на занятиях умений и навыков.
Развивающие упражнения способствовали развитию творческого воображения, фантазии внимания и других элементов театральной культуры.
Побуждали детей к активности, эмоциональности, выразительности. Способствовали их участию в свободной импровизированной театрализованной игре.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику развития творческого воображения детей 5-6 лет и подтвердить выдвинутую нами гипотезу исследования. Показатель высокого уровня творческого воображения повысился на 20%, показатель среднего уровня развития творческого воображения повысился на 20%, показатель низкого уровня развития творческого воображения снизился на 40%.
Разработанная нами Программа по развитию творческого воображения детей 5-6 лет средствами театрализованной деятельности может быть использована воспитателями и педагогами-психологами ДОО, работающими с детьми старшего дошкольного возраста при решении задач, связанных с развитием творческого воображения.



1. Алянский, Ю. Азбука театра. Детская литература [Текст] / Ю. Алянский. - М., 1990. - С. 40-41.
2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии [Текст] / Е.А. Антипина. - М. : ТЦ «Сфера», 2013. - С. 45.
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. - С. 32.
4. Анфисова, С.Е. Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности [Текст] / С.Е. Анфисова, Т.А. Киселева // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов; под ред. О.В. Дыбиной, О.А. Еник - Тольятти : изд-во фонда «Развитие через образование», 2004. - С. 35¬38.
5. Баряева, Л. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии [Текст] : Учеб.-метод. пособие / Л. Баряева [и др.]. - СПб. : Издательство «Союз», 2001. - С. 54.
6. Боровик, О. Развитие воображения [Текст] : Методические
рекомендации / О.Боровик. - М. : ООО «ЦГЛ «РОН», 2000. - С. 3-30.
7. Буренина, А.И. От игры до спектакля [Текст] : учебно-методическое пособие / А.И. Буренина. - СПб., 1995. - С. 12-18.
8. Буренина, А.И. Театр всевозможного. Вып. 1: От игры до спектакля [Текст] : Учеб.-метод. пособие / А.И. Буренина. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб., 2002. - С. 56.
9. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии. - М. : ИПП., 1996. - С. 28.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - С. 47.
11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] /
Л.С. Выготский. - М. : Эксмо, 2003. - С. 12-19.
12. Генов, Г.В. Театр для малышей [Текст] / Г.В. Генов. - М., 1968. - С. 78.
13. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М., 1996. - С. 23-43.
14. Доронова, Т.Н. Развитие детей 5-6 лет в театрализованной
деятельности [Текст] : Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» / Т.Н. Доронова. - М., 1998. - С. 5-40.
15. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества [Текст] / А.Я. Дудецкий. - Смоленск, 2004. - С. 12.
16. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] /
О.М. Дьяченко. - М. : Международный Образовательный и
Психологический Колледж, 1996. - С. 28-30.
17. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 52-59.
18. Евстигнеева, Е. Игры и упражнения для детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Евстигнеева // Обруч. - 1997. - № 6. - С. 33-34.
19. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества [Текст] / М.В. Ермолаева. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2001. - С. 8-13.
20.Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения [Текст] / Е.В. Заика // Вопросы психологии. - 1993. - № 2. - С. 14-20.
21. Иванова, Э. Творческое воображение [Текст] / Э. Иванова //
Дошкольное воспитание. - 2015. - № 3. - С. 51-53.
22. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] / Т.Г. Казакова. - М., 1985. - С. 34.
23. Караманенко, Т.Н., Кукольный театр - дошкольникам [Текст] / Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. - М. : Просвещение, 1982. - С. 25.
24. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С. Карпинская. - М., 2012. - С. 56-59.
25. Кудакова, Л. Изготовление детьми игрушек для кукольных театров [Текст] / Л. Кудакова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - С. 10-15.
26. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие [Текст] /
B. Т. Кудрявцев // Психологический журнал. - 2013. - № 5. - Том 22. -
C. 24-30.
27. Куревина, О.А. Концепция образования: современный взгляд [Текст] / О.А. Куревина, О.Г. Петерсон. - М., 1999. - С. 40.
28. Ляшко, Т. Игра, творчество, развитие [Текст] / Т. Ляшко // Дошкольное воспитание. 2014. - № 8. - С. 7-10.
29. Марцинковская, Г.Д. История детской психологии [Текст] /
Г.Д. Марцинковская. - М. : Прогресс, 1998. - С. 12-24.
30. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] : Пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. - С. 4 - 36.
31. Миллаярова, Г. Развитие детей в театрализованной деятельности [Текст] / Г. Миллаярова, Н. Гафурова // Ребенок в детском саду. - 2013.
- № 3. - С. 7-13.
32. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 1985. - С. 17.
33. Неменова, Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр [Текст] / Т. Неменова // Дошкольное воспитание.
- 2012. - № 1. - С. 3-7.
34. Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. - М., 1981. - С. 25.
35. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. - М., 2016. - С. 8-10.
36. Петровский, А.В. Воображение [Текст] / А.В. Петровский // Общая психология. - М., 1977. - С. 39.
37. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265). // Режим доступа:http://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html
38. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред.
А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина - М. : Просвещение, 1964. - С. 45-56.
39. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст] / Т. Рибо. - СПб., 1901. - С. 23.
40. Родари, Д. Грамматика фантазии [Текст] / Д. Родари. - М., 1978. - С. 27.
41. Рубина, Ю.И. Основы педагогического руководства школьной
театральной деятельностью [Текст] / Ю.И. Рубина. - М., 2013. - С. 10¬19.
42. Селли, Дж. Очерки по психологии детства [Текст] / Дж. Селли. - М., 1909. - С. 56.
43. Соловьева, Н.И. Встреча в гостиной театра [Текст] / Н.И. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 2-8.
44. Стрелкова, М.П. Уроки-сказки [Текст] / М.П. Стрелкова. - М., 2009. - С. 27.
45. Стрелкова, Л.Г. Диагностические и формирующие функции игры- драматизации [Текст] / Л.Г. Стрелкова // Педагогические проблемы руководства игрой дошкольника: СПб. научн. труд; под ред. А.В. Запорожца. - М., 1979. - С. 15-35.
46. Стуль, М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в школьном классе [Текст] / М.П. Стуль. - Челябинск, 2014. - С. 47.
47. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей [Текст] /
Л.Ю. Субботина. - Ярославль : Академия развития, 2007. - С. 17-39.
48. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста [Текст] : Пособие для воспитателей / Автор-составитель О.В. Артамонова. - Тольятти, 1995. - С. 3-7.
49. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] : пособие для студентов педагогических институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М. : Просвещение-Владос, 1995. - С. 37.
50. Фольклор - музыка - театр [Текст] : программы и конспекты занятий
для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: программно-методическое пособие / Под ред.
С.И. Мерзляковой. - М., 1999. - С. 19-34.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ