Психологический компонент гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики (Психотерапия в клинической психологии: теория и практика, Алтайский государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: КГБУЗ «Родильный дом №1» и КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства», г. Барнаул.
Выборка: 221 беременные женщины на позднем сроке гестации.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения типа психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики 9
1.1 Понятие и сущность тревожно-депрессивной симптоматики беременных женщин 9
1.2 Формирование материнской сферы беременных женщин 19
1.3 Ранние дезадаптивные схемы как предпосылки к развитию тревожно – депрессивной симптоматики 32
Глава 2 Эмпирическое исследование типа психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики 47
2.1 Программа и методы эмпирического исследования 47
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования типа психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики 53
Заключение 86
Список использованной литературы 89
Приложения 100
База исследования: КГБУЗ «Родильный дом №1» и КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства», г. Барнаул.
Выборка: 221 беременные женщины на позднем сроке гестации.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения типа психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики 9
1.1 Понятие и сущность тревожно-депрессивной симптоматики беременных женщин 9
1.2 Формирование материнской сферы беременных женщин 19
1.3 Ранние дезадаптивные схемы как предпосылки к развитию тревожно – депрессивной симптоматики 32
Глава 2 Эмпирическое исследование типа психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики 47
2.1 Программа и методы эмпирического исследования 47
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования типа психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики 53
Заключение 86
Список использованной литературы 89
Приложения 100
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что беременность и рождение ребенка - короткий, но очень важный этап в жизни женщины. В то же время, психологию и физиологию беременной женщины и будущего ребенка необходимо рассматривать не отдельно, а как единую систему. Часто, психологические нарушения, выявленные у детей и преследующие их на протяжении всей жизни, связаны с особенностями перинатального развития ребенка.
На современном этапе в условиях увеличения уровня социально-психологического дистресса, ухудшение демографического кризиса и снижение показателей здоровья населения, вопросы охраны психического здоровья женщин и детей, безусловно, один из самых актуальных в психологии. Исследованиями в течение последнего десятилетия установлено широкое распространение аффективной патологии, в частности депрессивных и тревожных расстройств у женщин во время беременности и в постнатальном периоде. Частота возникновения постнатальных депрессий согласно проведенным исследованиям составляет от 3,6 до 19%. Несмотря на то, что депрессивные расстройства являются объектом постоянного внимания ученых, до сих пор недостаточно изучены ассоциированные с беременностью и послеродовым периодом у женщин перинатальные и постнатальные депрессивные расстройства, и их влияние на психологические состояние матери и развитие ребенка.
Поскольку данная проблема стоит так остро и мало освещена, то она требует новых исследований, путей решений, которые могли бы использоваться в практике психологических служб родильных домов и женских консультаций.
Также, в современном мире особую значимость приобретает проблема психологической готовности женщины к беременности, к родам и материнству особенно на поздних этапах, поскольку готовность является одним из важных факторов, влияющих на сам процесс родов, здоровье матери и ребенка, а также на благополучие его дальнейшей жизни.
Беременность - очень специфический и сложный период в жизни женщины. Как указывалось выше, сопутствующие изменения наблюдаются не только в биологическом, физиологическом плане, но и в ее психологическом и социальном функционировании. Изменения психологического функционирования могут происходить с самого начала и до конца беременности, включая послеродовой период. Во время беременности происходят видимые изменения во внешнем виде, а также в женской идентичности, привязанностях и сексуальности, статус и роль женщины приобретают новые качества. В большей или меньшей степени каждая будущая мама испытывает психологическую амбивалентность, частые смены настроения от истощения до экзальтации, эмоциональные нарушения и смешанные тревожно-депрессивные расстройства. Кроме того, беременность вызывает ряд специфических опасений относительно ее течения и исхода, что делает женщину особенно уязвимой и требует адекватного лечения в зависимости от адаптационных возможностей ее личности. В психосоциальном аспекте беременность можно рассматривать как специфическое высокоэмоциональное состояние, которое может быть мощным стрессовым фактором. Перинатальный и постнатальный материнский стресс может привести к различным осложнениям, которые могут иметь негативные последствия, как для соматического, так и для психического состояния ребенка.
Изученность проблемы исследования: исследования адаптации женщины к беременности, психологической подготовки к родам, онтогенетических и филогенетических аспектов становления материнства и других вопросов психологии беременности и материнства можно найти в работах таких ученых, как О.В. Баженова, О.А. Копыл, Л.Л. Баз, В.В. Бойко, Н.В. Боровикова, В.И. Брутман, А.Я. Варга, А.С. Васильева, Ж. В. Завьялова, С.Ю. Мещерякова, М.Г. Панкратова, М.С. Радионова, Г.Г. Филиппова и др. Теоретические и практические исследования глубинно-психологических аспектов беременности, особенностей ее переживания как фактора влияния на развитие личности матери и ребенка рассмотрены представителями зарубежной психологии (Э. Бадинтер, Д. Боулби, Д. Винникотт, С. Гроф, М. Кляйн, М.Марконе, М. Мид, Д. Пайнз и др.).
В исследованиях В.В. Абрамченко, В.М. Астахова, В.И. Брутмана, М.С. Радионовой, И.В. Добрякова, С.Ю. Мещеряковой, М.С. Радионовой, Г.Г. Филипповой, Н.П. Коваленко и др. установлено, что аффективная область беременной женщины оказывает непосредственное влияние на мать и ребенка, как в перинатальном, так и в постперинатальном периоде.
Развитие знаний в области психологии материнства и перинатальной психологии раскрывает целый ряд научных перспектив. Ведь нерешенными остаются вопросы теоретико-методологической базы, терминологического аппарата, возрастают требования к построению новых стратегий развития ее прикладной части. В России только начался процесс становления системы психологической помощи беременным женщинам и семейным парам, ожидающим рождения ребенка, что требует повышенного внимания ученых к разработке адекватных методов работы.
Цель исследования – исследовать тип психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики.
Объект исследования: тревожно-депрессивная симптоматика беременных женщин.
Предмет исследования: особенности типов психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания изучения типа психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики.
2. Изучить основания формирования материнской сферы беременных женщин.
3. Разработать и реализовать программу эмпирического исследования типа психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики.
4. Сравнить показатели тревожно-депрессивной симптоматики женщин на поздних сроках беременности с различными социально-демографическими характеристиками (возраст, семейное положение, количество родов в анамнезе).
5. Предложить программу психотерапии беременных женщин по профилактике тревожно-депрессивной симптоматики.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, для женщин с высоким уровнем тревожно-депрессивной симптоматики будет более характерен тревожный и гипогестогнозический тип психологического компонента гестационной доминанты.
2. Вероятно, существуют различия в показателях тревожно-депрессивной симптоматики у женщин на поздних сроках беременности с различными социально – демографическими характеристиками.
Теоретико-методологические основания исследования: психологическая теория отношений личности В.Н. Мясищева, когнитивно-поведенческий подход А. Бека, схема-терапия Дж. Янга, концепция Ухтомского-Аршавского о материнской доминанте, исследования в области перинатальной психологии Г.Г. Филипповой, И.В. Добрякова.
Методы исследования:
Теоретические методы анализа текста - абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Эмпирические методы – тестирование и анкетирование.
Психологическая диагностика с использованием психологических методик.
Методики исследования: госпитальная Шкала Тревоги и Депрессии (HADS); схемный опросник Дж. Янга; опросник когнитивных ошибок (ОКО), в адаптации на русский язык А. Бобровым и Е. В Файзрахмановой; тест отношений беременной – ТОБ(б) И. В. Добрякова.
Эмпирическая база: в исследовании приняли участие 221 беременная женщина на позднем сроке гестации, которые являлись пациентками КГБУЗ «Родильный дом №1» и КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства», г. Барнаул. Из выборочной совокупности были исключены женщины, имеющие перинатальные и постнатальные потери (выкидыши, замершие беременности), имеющие в анамнезе аборты, и более 3 детей. Также исключены женщины, имеющие психические и хронические соматические заболевания.
На современном этапе в условиях увеличения уровня социально-психологического дистресса, ухудшение демографического кризиса и снижение показателей здоровья населения, вопросы охраны психического здоровья женщин и детей, безусловно, один из самых актуальных в психологии. Исследованиями в течение последнего десятилетия установлено широкое распространение аффективной патологии, в частности депрессивных и тревожных расстройств у женщин во время беременности и в постнатальном периоде. Частота возникновения постнатальных депрессий согласно проведенным исследованиям составляет от 3,6 до 19%. Несмотря на то, что депрессивные расстройства являются объектом постоянного внимания ученых, до сих пор недостаточно изучены ассоциированные с беременностью и послеродовым периодом у женщин перинатальные и постнатальные депрессивные расстройства, и их влияние на психологические состояние матери и развитие ребенка.
Поскольку данная проблема стоит так остро и мало освещена, то она требует новых исследований, путей решений, которые могли бы использоваться в практике психологических служб родильных домов и женских консультаций.
Также, в современном мире особую значимость приобретает проблема психологической готовности женщины к беременности, к родам и материнству особенно на поздних этапах, поскольку готовность является одним из важных факторов, влияющих на сам процесс родов, здоровье матери и ребенка, а также на благополучие его дальнейшей жизни.
Беременность - очень специфический и сложный период в жизни женщины. Как указывалось выше, сопутствующие изменения наблюдаются не только в биологическом, физиологическом плане, но и в ее психологическом и социальном функционировании. Изменения психологического функционирования могут происходить с самого начала и до конца беременности, включая послеродовой период. Во время беременности происходят видимые изменения во внешнем виде, а также в женской идентичности, привязанностях и сексуальности, статус и роль женщины приобретают новые качества. В большей или меньшей степени каждая будущая мама испытывает психологическую амбивалентность, частые смены настроения от истощения до экзальтации, эмоциональные нарушения и смешанные тревожно-депрессивные расстройства. Кроме того, беременность вызывает ряд специфических опасений относительно ее течения и исхода, что делает женщину особенно уязвимой и требует адекватного лечения в зависимости от адаптационных возможностей ее личности. В психосоциальном аспекте беременность можно рассматривать как специфическое высокоэмоциональное состояние, которое может быть мощным стрессовым фактором. Перинатальный и постнатальный материнский стресс может привести к различным осложнениям, которые могут иметь негативные последствия, как для соматического, так и для психического состояния ребенка.
Изученность проблемы исследования: исследования адаптации женщины к беременности, психологической подготовки к родам, онтогенетических и филогенетических аспектов становления материнства и других вопросов психологии беременности и материнства можно найти в работах таких ученых, как О.В. Баженова, О.А. Копыл, Л.Л. Баз, В.В. Бойко, Н.В. Боровикова, В.И. Брутман, А.Я. Варга, А.С. Васильева, Ж. В. Завьялова, С.Ю. Мещерякова, М.Г. Панкратова, М.С. Радионова, Г.Г. Филиппова и др. Теоретические и практические исследования глубинно-психологических аспектов беременности, особенностей ее переживания как фактора влияния на развитие личности матери и ребенка рассмотрены представителями зарубежной психологии (Э. Бадинтер, Д. Боулби, Д. Винникотт, С. Гроф, М. Кляйн, М.Марконе, М. Мид, Д. Пайнз и др.).
В исследованиях В.В. Абрамченко, В.М. Астахова, В.И. Брутмана, М.С. Радионовой, И.В. Добрякова, С.Ю. Мещеряковой, М.С. Радионовой, Г.Г. Филипповой, Н.П. Коваленко и др. установлено, что аффективная область беременной женщины оказывает непосредственное влияние на мать и ребенка, как в перинатальном, так и в постперинатальном периоде.
Развитие знаний в области психологии материнства и перинатальной психологии раскрывает целый ряд научных перспектив. Ведь нерешенными остаются вопросы теоретико-методологической базы, терминологического аппарата, возрастают требования к построению новых стратегий развития ее прикладной части. В России только начался процесс становления системы психологической помощи беременным женщинам и семейным парам, ожидающим рождения ребенка, что требует повышенного внимания ученых к разработке адекватных методов работы.
Цель исследования – исследовать тип психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики.
Объект исследования: тревожно-депрессивная симптоматика беременных женщин.
Предмет исследования: особенности типов психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания изучения типа психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики.
2. Изучить основания формирования материнской сферы беременных женщин.
3. Разработать и реализовать программу эмпирического исследования типа психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики.
4. Сравнить показатели тревожно-депрессивной симптоматики женщин на поздних сроках беременности с различными социально-демографическими характеристиками (возраст, семейное положение, количество родов в анамнезе).
5. Предложить программу психотерапии беременных женщин по профилактике тревожно-депрессивной симптоматики.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, для женщин с высоким уровнем тревожно-депрессивной симптоматики будет более характерен тревожный и гипогестогнозический тип психологического компонента гестационной доминанты.
2. Вероятно, существуют различия в показателях тревожно-депрессивной симптоматики у женщин на поздних сроках беременности с различными социально – демографическими характеристиками.
Теоретико-методологические основания исследования: психологическая теория отношений личности В.Н. Мясищева, когнитивно-поведенческий подход А. Бека, схема-терапия Дж. Янга, концепция Ухтомского-Аршавского о материнской доминанте, исследования в области перинатальной психологии Г.Г. Филипповой, И.В. Добрякова.
Методы исследования:
Теоретические методы анализа текста - абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Эмпирические методы – тестирование и анкетирование.
Психологическая диагностика с использованием психологических методик.
Методики исследования: госпитальная Шкала Тревоги и Депрессии (HADS); схемный опросник Дж. Янга; опросник когнитивных ошибок (ОКО), в адаптации на русский язык А. Бобровым и Е. В Файзрахмановой; тест отношений беременной – ТОБ(б) И. В. Добрякова.
Эмпирическая база: в исследовании приняли участие 221 беременная женщина на позднем сроке гестации, которые являлись пациентками КГБУЗ «Родильный дом №1» и КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства», г. Барнаул. Из выборочной совокупности были исключены женщины, имеющие перинатальные и постнатальные потери (выкидыши, замершие беременности), имеющие в анамнезе аборты, и более 3 детей. Также исключены женщины, имеющие психические и хронические соматические заболевания.
Проведенный теоретический анализ проблемы исследования типа психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики и эмпирическое исследование позволяют сформулировать ряд следующих выводов и обобщений:
1) Беременность – сложный и специфический период в жизни женщины. Сопутствующие изменения наблюдаются в биологическом, психологическом и социальном функционировании. Эти изменения происходят с самого начала и до конца беременности, включая послеродовой период, в котором главным фактором риска является развитие постнатальной депрессии.
2) Многочисленные исследования подтверждают значимость перинатального периода не только для развития ребёнка, но и для формирования привязанности между матерью и ребенком, становления диады «мать-дитя». Огромное значение имеет развитие материнской сферы, на которое влияет множество факторов, но в первую очередь, взаимодействие женщины с собственной матерью в раннем детстве.
3) Психологические особенности переживаний беременных женщин проявляются в следующих аспектах: состояние беременности обуславливает глубокие изменения самосознания, отношение к другим людям, к миру в целом, трансформацию ценностно-смысловых компонентов образа мира и личной идентичности женщины. В период беременности женщины склонны проявлять следующие психологические особенности: высокий уровень тревожно-депрессивной симптоматики, эмоциональную неустойчивость, повышенную чувствительность, раздражительность, слабость, мнительность, неадекватную самооценку, снижение активности. В процессе беременности формируется феноменология перинатальной привязанности к будущему ребенку. Особенности отношения женщины к беременности, особенности развития сферы материнства и психологическая готовность к материнству приобретают важное значение в процессе внутриутробного развития ребенка.
4) Для беременных женщин с выраженной тревожно – депрессивной симптоматикой характерен тревожный тип психологического компонента гестационной доминанты, который характеризуется острыми и болезненными реакциями на какие-либо осложнения, семейные проблемы и материально-бытовые трудности, постоянными предчувствиями вероятных плохих новостей, повышенным нервно-психическим напряжением. А также преобладает гипогестогнозический тип психологического компонента гестационной доминанты, характеризующийся недооцениванием важности и серьезности происходящего. Женщины не склонны менять жизненный стереотип. Для беременных с низкими показателями тревоги и депрессии характерен оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты, который выражается в адекватном отношении женщины к происходящим в ней изменениям, к предстоящим трудностям, высокой степенью ответственности за свое дитя.
5) Выраженность тревожно-депрессивной симптоматики женщин на поздних сроках беременности обусловлена тем, что: беременных женщины испытывают сильный страх одиночества, плохого обращения к ним, ощущают себя неполноценными, несовершенными, неспособными к самостоятельным действиям, испытывают страх неизбежности какой-либо плохой ситуации, угрожающей собственному здоровью или жизни ребенка, постоянно сосредотачиваются на боли, страданиях, неудачах и невзгодах жизни и преуменьшают ее положительные стороны.
6) Ранние дезадаптивные схемы и когнитивные ошибки выступают предикторами развития тревожно-депрессивной симптоматики женщин на поздних сроках беременности. А именно вносят вклад: повышенная зависимость от других, постоянное ожидание, что другие люди будут причинять боль, унижать, манипулировать, сосредоточенность в основном на негативных сторонах жизни, склонность преувеличивать значимость проблем и бурно реагировать на них, обесценивать собственное «я», принижать свои возможности и способности.
7) Выявлены достоверные различия по показателям тревожно-депрессивной симптоматики в зависимости от возраста, семейного положения и количества родов беременных женщин. Так, симптомы тревоги и депрессии характерны для беременных женщин более молодого возраста, матерей-одиночек и имеющих третьи роды в анамнезе.
8) Предложенный формат применения результатов исследования в рамках когнитивно-бихевиорального подхода может быть эффективно использован для психотерапии тревожно - депрессивной симптоматики во время беременности и в послеродовом периоде. Развитие навыков регуляции эмоций, работа с убеждениями, особенностями мышления, а также расширение поведенческих стратегий являются важными мишенями психотерапевтического воздействия.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотезы исследования подтверждены.
1) Беременность – сложный и специфический период в жизни женщины. Сопутствующие изменения наблюдаются в биологическом, психологическом и социальном функционировании. Эти изменения происходят с самого начала и до конца беременности, включая послеродовой период, в котором главным фактором риска является развитие постнатальной депрессии.
2) Многочисленные исследования подтверждают значимость перинатального периода не только для развития ребёнка, но и для формирования привязанности между матерью и ребенком, становления диады «мать-дитя». Огромное значение имеет развитие материнской сферы, на которое влияет множество факторов, но в первую очередь, взаимодействие женщины с собственной матерью в раннем детстве.
3) Психологические особенности переживаний беременных женщин проявляются в следующих аспектах: состояние беременности обуславливает глубокие изменения самосознания, отношение к другим людям, к миру в целом, трансформацию ценностно-смысловых компонентов образа мира и личной идентичности женщины. В период беременности женщины склонны проявлять следующие психологические особенности: высокий уровень тревожно-депрессивной симптоматики, эмоциональную неустойчивость, повышенную чувствительность, раздражительность, слабость, мнительность, неадекватную самооценку, снижение активности. В процессе беременности формируется феноменология перинатальной привязанности к будущему ребенку. Особенности отношения женщины к беременности, особенности развития сферы материнства и психологическая готовность к материнству приобретают важное значение в процессе внутриутробного развития ребенка.
4) Для беременных женщин с выраженной тревожно – депрессивной симптоматикой характерен тревожный тип психологического компонента гестационной доминанты, который характеризуется острыми и болезненными реакциями на какие-либо осложнения, семейные проблемы и материально-бытовые трудности, постоянными предчувствиями вероятных плохих новостей, повышенным нервно-психическим напряжением. А также преобладает гипогестогнозический тип психологического компонента гестационной доминанты, характеризующийся недооцениванием важности и серьезности происходящего. Женщины не склонны менять жизненный стереотип. Для беременных с низкими показателями тревоги и депрессии характерен оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты, который выражается в адекватном отношении женщины к происходящим в ней изменениям, к предстоящим трудностям, высокой степенью ответственности за свое дитя.
5) Выраженность тревожно-депрессивной симптоматики женщин на поздних сроках беременности обусловлена тем, что: беременных женщины испытывают сильный страх одиночества, плохого обращения к ним, ощущают себя неполноценными, несовершенными, неспособными к самостоятельным действиям, испытывают страх неизбежности какой-либо плохой ситуации, угрожающей собственному здоровью или жизни ребенка, постоянно сосредотачиваются на боли, страданиях, неудачах и невзгодах жизни и преуменьшают ее положительные стороны.
6) Ранние дезадаптивные схемы и когнитивные ошибки выступают предикторами развития тревожно-депрессивной симптоматики женщин на поздних сроках беременности. А именно вносят вклад: повышенная зависимость от других, постоянное ожидание, что другие люди будут причинять боль, унижать, манипулировать, сосредоточенность в основном на негативных сторонах жизни, склонность преувеличивать значимость проблем и бурно реагировать на них, обесценивать собственное «я», принижать свои возможности и способности.
7) Выявлены достоверные различия по показателям тревожно-депрессивной симптоматики в зависимости от возраста, семейного положения и количества родов беременных женщин. Так, симптомы тревоги и депрессии характерны для беременных женщин более молодого возраста, матерей-одиночек и имеющих третьи роды в анамнезе.
8) Предложенный формат применения результатов исследования в рамках когнитивно-бихевиорального подхода может быть эффективно использован для психотерапии тревожно - депрессивной симптоматики во время беременности и в послеродовом периоде. Развитие навыков регуляции эмоций, работа с убеждениями, особенностями мышления, а также расширение поведенческих стратегий являются важными мишенями психотерапевтического воздействия.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотезы исследования подтверждены.



