Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному надзору (Дальневосточный государственный университет путей сообщения)

Работа №119223

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

таможенное дело

Объем работы79
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ КАРАНТИННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО НАДЗОРА ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС 6
1.1. Нормативно – правовые документы в сфере карантинного фитосанитарного контроля…6
1.2. Понятие, назначение и правовые основы карантинного фитосанитарного надзора….19
1.3. Порядок проведения карантинного фитосанитарного надзора………28
2. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ КАРАНТИННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО НАДЗОРА В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС.38
2.1. Анализ показателей перемещения подконтрольных товаров через таможенную границу ЕАЭС..38
2.2. Оценка результатов проведения карантинного фитосанитарного надзора товаров в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС…………..49
2.3 Проблемы перемещения товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному надзору, пути их решения……………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………72

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что большинство товаров растительного происхождения и сами растения подлежат особому вниманию, потому что надзор за данной продукцией важен не только с экономической точки зрения государств – членов ЕАЭС, но и с точки зрения безопасности таможенной территории Союза. Также необходимо осуществлять контроль за вредными организмами, которые могут нанести значительный экономический ущерб странам. Такие товары, как правило, относятся к высокому уровню риска и обосновывается это тем, что, если товары будут ненадлежащего качества, то это может нанести большой ущерб жизни и здоровью, благополучию граждан, в том числе, окружающей среде. Это привело к созданию института карантинного фитосанитарного надзора, предусматривающего оценку контроля качества растений и растительной продукции.
Охрана территории РФ и таможенной территории ЕАЭС от проникновения и распространения карантинных объектов, а также предотвращение ущерба от распространения как вредных организмов, так и карантинных объектов являются основными целями карантинного фитосанитарного надзора. Еще одной не менее важной целью является контроль за соблюдением законодательства в области карантина растений. Вопрос улучшения системы карантинного фитосанитарного надзора в ходе перемещения товаров через таможенную границу Союза весьма актуальный для Российской Федерации и остальных государств – членов ЕАЭС. Особую важность он приобретает в условиях сложившейся социально-экономической и политической ситуации. Указы Президента РФ о применении отдельных специальных экономических мер представляю высокие требования к вопросам безопасности нашей страны, в том числе в сфере карантина растений.
Объект исследования выпускной квалификационной работы – федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы – особенности перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному надзору.
Цель работы – исследование проблем перемещения товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному надзору, через таможенную границу Союза, предложение путей решения данных проблем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать нормативно – правовые документы в сфере карантинного фитосанитарного контроля;
2. изучить понятие, назначение и правовые основы карантинного фитосанитарного надзора;
3. раскрыть порядок проведения карантинного фитосанитарного надзора;
4. провести анализ показателей перемещения подконтрольных товаров через таможенную границу ЕАЭС;
5. дать оценку результатов проведения карантинного фитосанитарного надзора товаров в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС;
6. выявить проблемы перемещения товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному надзору и предложить пути их решения.
При написании выпускной квалификационной работы применены следующие научные методы: анализ литературы, анализ нормативно – правовой документации, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнение, синтез, группировка и сводка, обобщение, статистический анализ.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды таких авторов, как: Александровой Л.И., Енза Э.К., Ильиной Е.Г., Кириллова Ю.Г., Коновалова И.А., Кузнецова В.В., Кудрешовой Е.П., Мыльникова А.С., Мельникова А.В., Мостовой Ю.В., Романенко А.Н., Строева В.П., Световой Л.Н., Ташлыковой А.И., Хмельницкая А.А.
Нормативно – правовой базой исследования являются: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза; Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии; Указы Президента Российской Федерации; Постановления Правительства Российской Федерации; Приказы ФТС России.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что на основе иссле¬дования международных актов, а также законодательства РФ и практики проведения карантинного фитосанитарного надзора при перемещении товаров через таможенную границу Союза были выявлены про¬блемы, связанные с осуществлением карантинного фитосанитарного надзора при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также были разработаны пути решения на основе предложений по совершенствованию карантинного фитосанитарного надзора и внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассматриваются нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере карантинного фитосанитарного надзора, а также акты, регулирующие порядок и правила осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при перемещении подкарантинных товаров через таможенную границу ЕАЭС и государственную границу РФ. Также рассмотрены понятие, цели и задачи карантинного фитосанитарного контроля.
Во второй главе проведены анализ показателей перемещения подкарантинной продукции через таможенную границу ЕАЭС, а также оценка результатов проведения карантинного фитосанитарного надзора подкарантинных товаров в пунктах пропуска через таможенную границу Союза. Также в данной главе описаны проблемы, связанные с перемещением подкарантинной продукции через таможенную границу ЕАЭС, подлежащей карантинному фитосанитарному надзору и предложены пути решения данных вопросов.
Апробация работы. По данной теме была представлена научно – исследовательская работа, а также основные положения ВКР, в виде доклада, на VI Всероссийской студенческой научно – практической конференции на тему: «Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела», данное мероприятие проводилось в ДВГУПС.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров растительного происхождения, а также растений, необходимо осуществление карантинного фитосанитарного надзора. Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) необходим для того, чтобы не допустить возможности возникновения заражения растений и растительной продукции вирусами, а также обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, путем предотвращения завоза некачественных продуктов и окружающей среды от занесения и распространения подкарантинных объектов и вредных организмов.
Сфера карантинного фитосанитарного контроля регулируется достаточно обширной нормативно – правовой базой. Основой для создания нормативно – правовых актов по карантинному фитосанитарному контролю (надзору) является Международная конвенция по карантину и защите растений. В ней содержатся базовые элементы по осуществлению карантинного фитосанитарного контроля. В нормативных актах РФ, а также ЕАЭС в области карантина растений в полной мере определены правила, нормы, требования и порядок по проведению карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу РФ и на её территории, а также через таможенную границу ЕАЭС и на территории государств – членов Союза.
Итак, следует сказать, что при перемещении через таможенную границу ЕАЭС растений, а также товаров растительного происхождения требуется проведение федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора. Данный вид государственного контроля необходим в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ, государств-членов ЕАЭС и международного законодательства в области карантина растений, для осуществления экономической безопасности, а также предотвращения завоза на таможенную территорию Союза и территорию России, и распространения по ней карантинных объектов и вредных организмов.
Карантинный фитосанитарный контроль проводится Таможенными органами России и Россельхознадзором в соответствии с технологической картой межведомственного взаимодействия при реализации государственной функции по осуществлению государственного документального карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. В соответствии с нормативными документами осуществляется категорирование деятельности юридических лиц и ИП по уровням фитосанитарного риска с учетом тяжести потенциальных негативных последствий несоблюдения обязательных требований, а также осуществляемых ими видов работ, выделяют уровни фитосанитарного риска: 1) значительный; 2) средний; 3) умеренный; 4) низкий. В случае если контролируемые лица осуществляют деятельность по выполнению работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию и возможно отнесение указанных работ к нескольким категориям фитосанитарного риска, то определение такой категории риска осуществляется по более значимому критерию.
Проанализировав показатели перемещения через таможенную границу ЕАЭС отдельно выбранных товарных групп, которые подлежат карантинному фитосанитарному надзору было выявлено то, что динамика внешнеторгового оборота подкарантинной продукции изменилась после введения продовольственного эмбарго на ввоз некоторых товаров овощей, корнеплодов, клубнеплодов, а также фруктов, орехов. Эмбарго стало причиной для развития внутреннего производства продукции. Еще одним весьма сильным фактором, который влияет на динамику внешней торговли подконтрольными товарами в 2020 году, является пандемия COVID – 19 и введение ограничительных (карантинных мер). В данных условиях активно развивались экспортные поставки зерновых культур (злаков), а также плодовоовощной продукции из России. Находясь в тяжелой политической ситуации (2022 год), Россия осталась лидером по поставкам зерна и плодовоовощных товаров в зарубежные страны. Таким образом можно сказать, что зарубежные страны, для которых доступ ко многим привычным поставщикам оказался закрыт из-за больших затрат на логистику и проблем с перевозкой грузов, вынуждены были искать аналоги в других странах — и многие из них удалось найти в РФ.
Анализ показателей проведения карантинного фитосанитарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации показал, что количество ввозимых подкарантинных товаров, в отношении которых был проведен карантинный фитосанитарный контроль, за 2020 – 2022 гг. уменьшился. В 2021 - 2022 гг. количество проконтролированной продукции уменьшилось. Но при этом количество задержанной продукции имеет положительную динамику. За 2021 г. и 2022 г. количество задержанных товаров значительно увеличилось. В наибольшем объеме при ввозе карантинному фитосанитарному надзору подлежала товарная группа «злаки». В наибольшем объеме задерживались «фрукты». В основном карантинному фитосанитарному надзору подвергались зерна сои и продукты переработки зерна. За исследуемый период задержанию в наибольшем объеме подверглись в 2021 году зерна сои и продукты переработки зерна. В 2022 году в рамках карантинного фитосанитарного надзора на таможенной территории ЕАЭС было выявлено 11772 административных правонарушений и наложено штрафов на сумму 37214,0 тысяч рублей.
Несмотря на то, что результаты проведения карантинного фитосанитарного контроля имеют положительную тенденцию, должностные лица таможенных органов, инспекторы Россельхознадзора и участники ВЭД сталкиваются с тем, что с проблемами электронного взаимодействия, в работе программных средств, с трудностями перемещения и перевалки подкарантинной продукции в морских пунктах пропуска, а также таможенные органы и Россельхознадзор часто сталкиваются с несоблюдением законодательства в области карантина растений. Для решения проблем, возникающих при перемещении подкарантинной продукции через таможенную границу ЕАЭС необходимо осуществлять постоянную техподдержку и обновление системы электронного взаимодействия, а также ужесточить меры наказания за нарушения законодательства в сфере карантина растений и улучшать во всех направлениях логистику и инфраструктуру пунктов пропусков государств – членов ЕАЭС.



1. По карантину и защите растений: международная конвенция от 06.12.1951, в ред. от 02.10.2005 г. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru. – Дата обращения 01.02.2023.
2. Фитосанитарные сертификаты: международные стандарты по фитосанитарным мерам № 12, в ред. от 21.06.2022 г. – Режим доступа: https://fsvps.gov.ru/ru. – Дата обращения 24.02.2023.
3. Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе: решение КТС от 18.06.2010 № 318 // СПС «Гарант». – Дата обращения 06.02.2023.
4. Соглашение о сотрудничестве в области карантина растений: международное соглашение от 28.10.2016. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru. – Дата обращения 01.02.2023.
5. Об утверждении Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза: решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 157, в ред. от 15.02.2023. – Режим доступа: www.eaeunion.org. – Дата обращения 01.02. 2023.
6. Об утверждении Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза: решение Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 года № 159. – Режим доступа: www.eaeunion.org. – Дата обращения 01.02. 2023.
7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017, в ред. от 29.05.2019 // СПС «КонсультантПлюс». - Дата обращения 06.02.2023.
8. Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии: решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80, в ред. от 07.03.2023 // СПС «КонсультантПлюс». – Дата обращения: 23.03.2023.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в ред. от 28.04.2023 // СПС «КонсультантПлюс». – Дата обращения 27.03.2023.
10. О карантине растений: федеральный закон от 21.07.2014 № 206 – ФЗ, в ред. от 11.06.2021// СПС «КонсультантПлюс». – Дата обращения 02.02.2023.
11. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.2020 № 248 – ФЗ, в ред. от 05.12.2022// СПС «КонсультантПлюс». – Дата обращения: 02.02.2023.
12. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, в ред. от 11.10.2022. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru. – Дата обращения: 02.02.2023.
13. О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 13.08.2016 № 792 // СПС «Гарант». – Дата обращения 06.02.2023.
14. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: www.consultant.ru. - Дата обращения: 30.04.2023.
15. Об утверждении Положения о федеральном государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре): постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 995. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru. – Дата обращения: 02.02.2023.
16. Об информационном взаимодействии Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной таможенной службы при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ: приказ ФТС России от 3.07.2014 № 1281 и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору № 356 // СПС «Гарант»–Дата обращения: 28.02.2023.
17. Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата: приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.01.2022 № 7 // СПС «КонсультантПлюс». – Дата обращения 18.02.2023. – Ст. 2
18. Александрова Л.И. Цифровизация в таможенной сфере деятельности. Модернизация российского законодательства в условиях конституционной реформы. / Л.И. Александрова. - Кострома: КГУ, 2021 г. - С. 411-417.
19. Боброва, В.В., Рожкова, Ю.В., Попов, В.В. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Учебное пособие / В. В. Боброва, Ю. В. Рожкова, В. В. Попов. — Оренбург: ОГУ, 2019. — С. 134.
20. В 2020 г. впервые экспорт российского продовольствия превысил импорт // Альта - Софт. - Режим доступа: https://www.alta.ru - Дата обращения: 25.03.2023.
21. Вывоз зерна приблизился к рекорду. Экспортный потенциал в сезоне-2020/21 был реализован почти полностью // Агроинвестор. Журнал. – Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru. - Дата обращения: 25.03.2023.
22. Доклад о деятельности Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям за 2020 год. // Управление Россельхознадзора. – Режим доступа: https://27.fsvps.gov.ru. - Дата обращения 26.03.2023.
23. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» Таможенная статистика. // Федеральная таможенная служба. - Режим доступа: https://customs.gov.ru. - Дата обращения 28.03.2023.
24. Изъятый на таможне центнер санкционного чая из Германии будет уничтожен // КИЧ. Журнал. – Режим доступа: https://coffeetea.ru. – Дата обращения: 24.03.2023.
25. Ильина, Е. Г., Кудрешова, Е. П., Мельников, А. В., Мостовая, Ю. В., Романенко, А. Н., Хмельницкая , А. А. Проблемы организации ввоза и досмотра импортной подкарантинной продукции на территории Астраханской области. Порты, портовое хозяйство и транспортная логистика. / Е. Г. Ильина, Е. П. Кудрешова, А. В. Мельников, Ю. В. Мостовая, А. Н. Романенко, А. А. Хмельницкая. – Астрахань: Вестник АГТУ, 2022. - №3. - С. 91.
26. Итоги деятельности Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям за 2020-2022 гг. Доклады. // Управление Россельхознадзора. - Хабаровск. - Режим доступа: https://27.fsvps.gov.ru. - Дата обращения 26.03.2023.
27. Итоги работы Россельхознадзора в области фитосанитарного контроля при экспортно-импортных операциях за 2021 год // ТКС. Российский таможенный портал. - Режим доступа: https://www.tks.ru. - Дата обращения 26.03.2023.
28. Кириллов, Ю. Г., Енза, Э. К., Коновалов, И. А., Кузнецов, В. В. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. Учебное пособие. / Ю.Г. Кириллов, Э.К. Енза, И.А.Коновалов, В.В.Кузнецов. - Омск: ОмГТУ, 2020. - С. 156 – 157
29. Котельникова, О.Б. Карантин растений. Курс лекций. / О.Б. Котельникова. – Курск: Курск гос. с.-х.ак., 2022. – С. 36.
30. Логистические тренды 2020–2021 года: влияние пандемии COVID-19 на перевозки // Retail.ru. Бизнес портал. – Режим доступа: https://www.retail.ru. – Дата обращения: 26.03.2023.
31. Медведев утвердил правила уничтожения попавших под эмбарго продуктов // Профиль. Российский деловой и аналитический еженедельный журнал. - Режим доступа: https://profile.ru. - Дата обращения 20.03.2023.
32. Основные проблемы, возникающие при регистрации и электронном извещении, во ФГИС «Аргус-фито» // РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР. – Режим доступа: https://www.rsn.tomsk.ru. - Дата обращения: 02.05.2023.
33. Поставщики кофе предупредили о риске перебоев в поставках // РБК. Российский мультимедийный холдинг. - Режим доступа: https://www.rbc.ru. - Дата обращения: 25.03.2023.
34. Потребление овощей продолжит расти // Агроинвестор. Журнал. – Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru. – Дата обращения: 24.03.2023
35. Россельхознадзор нашел в кофе сорняки // Agrotrend. Информационно – аналитический портал. – Режим доступа: https://agrotrend.ru. - Дата обращения 24.03.2023.
36. Россельхознадзор обнаружил вирусное заболевание в турецких помидорах // РИА Новости. Сетевое издание. – Режим доступа: https://ria.ru. - Дата обращения: 21.03.2023.
37. Российский агробизнес покоряет Азию и Ближний Восток // Короваинфо. Информационный портал промышленного скотоводства. - Режим доступа: https://www.korovainfo.ru. - Дата обращения: 25.03.2023.
38. Российский рынок из-за логистических проблем стал экономически невыгодным для многих иностранных поставщиков // Spark. Платформа для общения бизнеса с бизнесом. – Режим доступа: https://spark.ru. – Дата обращения 20.03.2023.
39. Россия в 2022 году сократила импорт тепличных овощей почти на 13% // Интерфакс. Информационная группа. – Режим доступа: https://www.interfax.ru. – Дата обращения: 24.03.2023.
40. Россия продлила продовольственное эмбарго до конца 2021 года // Ведомости. Рекламно-информационное приложение к газете. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru. - Дата обращения: 20.03.2023.
41. Сад для крепкого орешка // Коммерсантъ. Сетевое издание. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru. - Дата обращения 20.03.2023.
42. Светова, Л. Н. Краткий терминологический словарь по внешнеэкономической деятельности. / Л.Н. Светова. – М: МИРЭА – Российский технологический университет, 2022. – С. 18
43. Сойко, А. И., Мифтахутдинова, Ф. Р., Галимов, Ф. М. Подтверждение соответствия. Учебное пособие / А. И. Сойко, Ф. Р. Мифтахутдинова, Ф. М. Галимов. - Казань: КНИТУ-КАИ, 2020. - С. 132.
44. Статистика внешней и взаимной торговли товарами. Аналитика Евразийской экономической комиссии. – Режим доступа: http://eec.eaeunion.org. – Дата обращения 27.03.2023.
45. Статистика внешней торговли России // StatImEx. Сайт. – Режим доступа: https://statimex.ru. - Дата обращения 23.03.2023.
46. Статистика внешней торговли. По данным ФТС России. Импорт в Россию // Ru – Stat. – Режим доступа: https://ru-stat.com. - Дата обращения: 24.03.2023.
47. Строев, В.П. Органы надзора и контроля в сфере безопасности. Хрестоматия. / В.П. Строев. – Иваново.: ФГБОУВО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», 2021. – С.11.
48. Ташлыкова, А.И., Мыльников, А.С. Технология таможенного контроля в пунктах пропуска. Учебное пособие. / А.И. Ташлыкова, А.С. Мыльников. – Хабаровск: ДВГУПС, 2019. - С. 97.
49. Федеральная государственная информационная система: ФГИС «Аргус-Фито» // РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР. – Режим доступа: https://fsvps.gov.ru. - Дата обращения: 01.05.2023.
50. Якубова, О. С., Бекешева, А. А., Жебелева, И. А. Таможенная экспертиза: практикум. Учебное пособие / О. С. Якубова, А. А. Бекешева, И. А. Жебелева. — Астрахань: АГТУ, 2021. - С. 13.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ