Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Проблема формирования ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных ученых 9
1.1 Компетентностно-ориентированный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий 9
1.2 Использование метода проектов в практике дошкольных образовательных организаций 18
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирования у детей 6-7 лет информационной компетентности 29
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет информационной компетентности 29
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет информационной компетентности в процессе реализации метода проектов 45
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет информационной компетентности 53
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложения 71
В настоящее время Россия переживает базисные изменения в социально-экономической сфере, и в частности - в образовании. Важной составляющей этих изменений является вхождение России в современную информационную цивилизацию.
В такой ситуации принципиально меняются цели образования. От знаниевого обучения, которое базируется на получении теоретических знаний, осуществляется переход к компетентностно-ориентированному образованию. Идея компетентностно-ориентированного образования является одним из ответов системы образования на современный социальный заказ общества - выпускника образовательной организации, имеющего сформированные ключевые компетентности.
Компетентностно-ориентированный подход разрабатывается в нашей стране с 1996 года. У истоков находятся такие отечественные педагоги, как С.Е. Шишов, В.А. Болотов, А.Г. Каспржак, В.В. Башев, Г.С. Ковалева, Л.М. Долгова и другие.
С.Е. Шишов ввел в отечественную педагогику следующее понятие компетенции: это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению; это способность установить связь между знанием и ситуацией найти процедуру (знания и действия), подходящую для решения проблемы.
Компетентностно-ориентированный подход в образовании с 2004 года является приоритетным направлением образовательной политики Самарского региона. 19 мая 2004 г. постановлением Правительства Самарской области была одобрена Концепция компетентностно-ориентированного образования в Самарской области. Положения данной Концепции соответствуют с основными положениями Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы:
• компетенция - это результат образования, она едина и единственна и проявляется в готовности субъекта эффективно соорганизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Внутренними ресурсами субъекта являются знания, навыки, умения, ценности, психологические особенности. Внешними ресурсами выступают - информация и социум;
• компетентность рассматривается также как результат образования, выражающийся в овладении обучающимися определенным набором социально востребованных способов деятельности; в опыте присвоения деятельности;
• в образовательном процессе мы формируем ключевые компетентности обучающихся - персональные «ресурсные пакеты», позволяющие им оказываться адекватными типичным ситуациям;
• информационная компетентность является одной из ключевых компетентностей и представляет собой готовность субъекта принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Одним из условий формирования информационной компетентности у детей старшего дошкольного в условиях дошкольной образовательной организации (далее ДОО) является применение в педагогической практике специальных методов. Одним их таких методов является метод проектов, где обучающийся занимает активную позицию проектировщика, а педагог - роль консультанта.
В исследованиях Е.С. Полат, В.М. Монахова, Н.Ю. Пахомовой, Л.С. Киселевой, Л.В. Загрековой, В.В. Николиной утверждается, что в основе метода проектов лежит развитие у детей познавательных навыков и самостоятельных умений.
По мнению Е.С. Полат, проект - это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по достижению дидактической цели через детальную разработку проблемы, завершающихся созданием творческого продукта - реального результата, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.
На сегодняшний день метод проектов довольно активно внедряется в практику дошкольного образования на этапе формирования ключевых компетентностей воспитанников.
Но наряду с теоретической и практической разработкой вопроса формирования ключевых компетентностей детей старшего дошкольного - в частности, формирования информационной компетентности, можно выделить противоречия в его решении, важнейшими из которых выступают:
• современное общество предъявляет особые требования к результату образования, качество современного дошкольного образования определяется тем, насколько у выпускников дошкольных образовательных организаций сформированы ключевые компетентности, но многие ДОО до сих пор ориентированы на «знаниевый» подход в образовании, базирующийся на получении теоретических знаний;
• педагоги ДОО видят и осознают необходимость формирования ключевых компетентностей воспитанников, но не владеют методами осуществления данного процесса.
Выявленные противоречия обусловили постановку ключевой проблемы исследования - как можно эффективно осуществлять формирование информационной компетентности детей старшего дошкольного?
Цель исследования - теоретически изучить и экспериментально проверить возможность использования метода проектов в процессе формирования у детей 6-7 лет информационной компетентности.
Объект исследования - процесс формирования у детей 6-7 лет информационной компетентности.
Предмет исследования - формирование у детей старшего дошкольного информационной компетентности в ходе применения метода проектов.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет информационной компетентности должен быть специально организован. К числу условий, повышающих эффективность данного процесса, мы относим:
• внедрение метода проектов в процесс формирования информационной компетентности детей старшего дошкольного возраста;
• изменение роли педагога, который должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом;
• разработка методического обеспечения применения метода проектов: технологических карт и методических портфолио проектов;
• наличие информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность ребенка в ходе работы над проектом.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогические исследования по проблеме формирования информационной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить уровень сформированности у детей 6-7 лет информационной компетентности.
3. Организовать процесс формирования у детей 6-7 лет информационной компетентности в ходе применения метода проектов с использование разработанного методического обеспечения.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет информационной компетентности.
В соответствии с предметом, целью, задачами и гипотезой были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение теоретических исследований по обозначенной проблеме исследования; эмпирические: беседа с детьми и педагогами, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, моделирование, проектирование, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы количественной и качественной обработки полученных результатов.
Теоретической основой исследования являются: основные положения личностно-ориентированного и компетентностно-ориентированного подходов в образовании В.В. Серикова и С.Е. Шишова; теоретические положения по разработке метода проектов Д. Дьюи, У. Килпатрика, С.Т. Шацкого.
Новизна исследования состоит в следующем: обоснованы потенциальные возможности метода проектов в формировании у детей 6-7 лет информационной компетентности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 6-7 лет информационной компетентности.
Практическая значимость исследования - заключается в том, что разработанные нами педагогические проекты могут использоваться педагогами на этапе формирования у детей 6-7 лет информационной компетентности.
Экспериментальной базой исследования является ГБОУ ООШ с. Большая Рязань СПДС «Солнышко». В экспериментальной работе принимали участие 25 детей подготовительной к школе группы.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и 8 приложений. Работа проиллюстрирована 17 таблицами и 3 рисунками.
Формирование информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста - важная задача, стоящая перед образовательными организациями разных уровней.
Перестройка системы образования в новых социально-экономических условиях России в 21 веке выдвинула новые целевые ориентиры образовательного процесса: «поворот» к личности, создание условий для ее развития; приоритет самостоятельности, самопознания и саморазвития личности, свободы выбора и поисковой активности; сформированные компетентности воспитанников: компетентность решения проблем, информационная, коммуникативная - так как ценностью становятся не знания как таковые, а самореализация личности благодаря этим знаниям.
Исследования С.Е. Шишова, В.А. Болотова, А.Г. Каспржак, В.В. Башева, Г.С. Ковалевой, Л.М. Долговой и др. подтверждают необходимость и возможность формирования информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в аспекте компетентностно-ориентированного образования.
В Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области (2004), также, как и в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, четко обозначен новый результат образования - сформированные ключевые компетентности.
Реализация Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области заставляет педагогов постоянно находиться в поисках новых методов, форм и технологий, отвечающих запросу компетентностно-ориентированного образования.
Одной из общепризнанных педагогических технологий, отвечающих запросу компетентностно-ориентированного образования, является технология метод проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Это подтверждается в работах таких отечественных ученых, как Е.С. Полат, В.М. Монахова, Н.Ю. Пахомовой, Л.С. Киселевой, Л.В. Загрековой, В.В. Николиной.
Мы в своем исследовании ставили цель - изучить возможность применения метода проектов в процессе формирования у детей 6-7 лет информационной компетентности.
Мы предположили, что процесс формирования информационной компетентности детей старшего дошкольного возраста должен быть специально организован. К числу условий, повышающих эффективность данного процесса, мы отнесли: внедрение метода проектов в процесс формирования информационной компетентности детей старшего дошкольного возраста; изменение роли педагога, который должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом; разработка методического обеспечения применения метода проектов: технологических карт и методических портфолио проектов; наличие информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в ходе работы над проектом.
Это предположение получило свое полное подтверждение в ходе экспериментального исследования: достигнута положительная динамика формирования у детей 6-7 лет информационной компетентности за счет реализации трех информационно-практико-ориентированных проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста; разработки методического обеспечения, обеспечивающего эффективность организации проектной деятельности и обогащения информационно-развивающей среды в группе. Динамика формирования информационной компетентности при реализации метода проектов значительна: количество детей, условно отнесенных к низкому уровню, снизилось на 32%, количество детей, условно отнесенных к высокому уровню, повысилось на 28%.
Проведенное нами экспериментальное исследование не исчерпывает всех возможностей осуществления процесса формирования информационной компетентности в старшего дошкольного возрасте и может быть углублено и дополнено.
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 г. N 2765-р) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/420244216
2. Анфисова, С.Е. Роль метода проектов в образовательном процессе ДОУ [Текст] / С.Е. Анфисова // В сб. Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: Материалы Всероссийской научной конференции. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2003. - С. 66-70.
3. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст] / В.В. Гузеев // Директор школы. - 1995. - № 6. - С. 39-47.
4. Демидов, В.В. Информационно-аналитическая работа в международных отношениях [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.В. Демидов. - М. : Вузовский учеб. : ИНФРА-М, 2013. - 199 с. // Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/search#p=4&q=%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%B8% D0%B4%D0%BE%D0%B2%20%D0%92.%D0%92.
5. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления [Текст] / Дж. Дьюи. - М.: «Лабиринт», 1999. - 192 с.
6. Дыбина, О.В. Компетентностный подход в практике дошкольного образования / О.В. Дыбина [и др.] // Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 114 с. // Режим доступа: http://uchebana5.ru/cont/2696451-p2.html
7. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. - М. : Высшая школа, 2004. - С. 81-91.
8. Иванов, Д.Л. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие [Текст] / Д.Л. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколов. - М. : АПКиППРО, 2005. - 101 с.
9. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М. : Прометей, 2015. - 427 с. // Режим доступа: http://www.bibliorossica.com
10. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе [Текст] / М.В. Кларин. - М., 1989. - 226 с.
11. Ковалева, Г. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной программы PISA. Общие подходы [Текст] / Г. Ковалева [и др.]. - М. : РАО, 1999. - 184с.
12. Коган, Е.Я. Технологии компетентностно-ориентированного образования [Текст] / Е.Я. Коган. - Самара, 2007. - 80 с.
13. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] : Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - СПб. : КАРО, 2006. - 368 с.
14. Краевский, В.В. Предметное и обще предметное в образовательных стандартах [Текст] / В.В. Краевский, А.В. Хуторской // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 42-50.
15. Лернер, И.Я. Внимание: технологии обучения [Текст] / И.Я. Лернер // Советская педагогика. - 1990. - № 3. - С. 138-140.
...