Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №119201

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы108
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования исследовательской культуры обучающихся 9-х классов посредством «case-study» 12
1.1 Понятие «исследовательская культура» в психолого-педагогической литературе 12
1.2 Возрастные особенности обучающихся 9 классов 21
1.3 Педагогические условия формирования исследовательской культуры обучающихся 29
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательской культуры обучающихся в общеобразовательном учреждении 36
2.1 Определение уровня сформированности исследовательской культуры обучающихся 9-х классов 36
2.2 Организация экспериментальной работы по формированию исследовательской культуры обучающихся посредством технологии «case-study» 56
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 64
Заключение 86
Список используемой литературы 88
Приложение А Примеры кейсов для работы над изложениями 99
Приложение Б Примеры кейсов для работы над сочинениям 9.1 101
Приложение В Примеры кейсов для работы над сочинениям 9.2 104
Приложение Г Примеры кейсов для работы над сочинениям 9.3 106

Для современного общества важно развитие, которое характеризуется своей непрерывностью. Изменения касаются все сторон жизни. Образование, конечно, тоже не может этого избежать.
2010 год - год принятия федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для основного общего образования. В этом документе обуславливаются три группы результатов обучения - личностные, метапредметные и предметные. Таким образом, образование получило критерии для установления качественного подхода, который бы отвечал запросам и потребностям общества. Первые две группы результатов позволяют прийти к выводу, что их достижение требует формирования у учащихся навыков, направленных на выработку собственной деятельности, стремления к развитию и самосовершенствованию, навыков в сфере работы с информацией, создания целостного мировоззрения. Более конкретными представляются предметные результаты, которые устремлены к изучению отдельных дисциплин. Однако и они помогают обучающимся изучить предмет, выработать способность творческого подхода к решению проблемных ситуаций, изучать имеющиеся данные и делать выводы.
Учитывая все это, нельзя отрицать необходимость нового подхода технологиям обучения, которые бы помогали выпускникам школ «найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми» [31]. На этом строится Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Можно сделать вывод, что образование XXI века невозможно без исследовательской деятельности обучающихся. И деятельность эта обязана носить прикладной характер. Мало, чтобы школьники получали только теоретические знания, нужно, чтобы они умели деятельно использовать их. Умение делать это даст возможность обучающимся почувствовать себя успешными, а это, в свою очередь, приведет к значительной заинтересованности в процессе образования и в выборе профессии. Принципиальная задача школы сейчас - создание лучших условий для формирования исследовательской деятельности обучающихся. В этом случае школе следует обращать внимание одновременно на несколько составляющих. Во-первых, исследовательская деятельность невозможна без понимания, что вообще понимается под этим термином, чем исследование отличается от других видов деятельности, какие понятия, методы, технологии его наполняют. Во-вторых, учащиеся не смогут эффективно заниматься исследовательской деятельностью, если не будут считать ее ценностью, то есть не будут видеть в ней необходимости для развития собственных внутренних качеств, таких, как стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Для плодотворного занятия исследовательской деятельностью необходимы также побуждение к действию, внутренние факторы, которые заставляют обучающегося стремиться к достижению цели. То есть эффективно осуществлять исследовательскую деятельность невозможно без мотивации. В-третьих, для полноценного занятия учебными исследованиями необходимо, чтобы учащиеся могли сами выстраивать для себя исследовательский процесс, уметь ставить цель, находить способы решения проблемы исследования. То есть важным становится применение теоретических сведений на практике. Освоение всех этих составляющих позволит включить учащихся в пространство исследования.
Федеральный закон «Об образовании» утверждает гуманистический характер образования. То есть основным признается свободное развитие личности, ее собственная позиция и права на самоопределение в процессе образования. Предполагается, что образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы учитывать индивидуальные способности обучающихся к обучению. Важнейшей составляющей становится направленность на развитие личности, а объектом педагогики с практической точки зрения - «культура личности».
Нацеленность школ одновременно на исследовательскую деятельность и развитие культуры личности позволяет говорить об исследовательской культуре как ведущей в познании личностью окружающего мира. Исследовательская деятельность - один из компонентов понятия «исследовательская культура». Для обучающихся исследование - один из способов познания мира. Понимание того, что такое исследование, осознание его как ценности, развитие мотивации к исследовательской деятельности, приобретение навыков и умений, связанных с ней - все это станет мощной основой для формирования исследовательской культуры обучающихся.
Таким образом, выявлена группа противоречий, которая затрагивает теоретические и практические проблемы в формировании исследовательской культуры обучающихся:
• между современными требованиями федерального государственного образовательного стандарта, по которому во главу угла ставится гуманистический характер образования, где главной признается личность ребенка, а следовательно, и культура личности, и недостаточно проработанным и развитым научно-методическим обоснованием, оснащением процесса формирования исследовательской культуры.
• между существующей необходимостью формирования исследовательской культуры обучающихся и отсутствием программ, которые направлены на преобладание эффективной деятельности.
Сформулированные противоречия выявили проблему исследования: каковы условия формирования исследовательской культуры обучающихся на уроках русского языка?
Таким образом, важной задачей видится формирование исследовательской культуры обучающихся, усиление внимания к их исследовательской деятельности, повышение мотивации обучающихся к учебе, осознанию ими исследовательской деятельности как ценности.
В связи со всем вышеизложенным следует определить тему исследования: «Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках русского языка».
Объект исследования: образовательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования исследовательской культуры обучающихся на уроках русского языка.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить на основе разработанной серии уроков эффективность формирования исследовательской культуры с помощью технологии «case-study».
Гипотеза исследования: формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках русского языка будет эффективным, если:
• выявлена сущность и содержание понятий «культура», «исследовательская культура», «исследовательская деятельность»;
• разработана серия уроков с использованием технологии «case-study», способствующая формированию исследовательской культуры обучающихся на уроках русского языка;
• адаптирован под систему основного общего образования диагностический инструментарий, который содержит критерии и показатели сформированности исследовательской культуры обучающихся.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования сделали возможной постановку следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую и философскую литературу, выявить сущность и смысл понятий «культура», «исследовательская культура», «исследовательская деятельность».
2. Установить критерии, показатели и уровни сформированности исследовательской культуры обучающихся.
3. Разработать и экспериментально доказать эффективность серии уроков русского языка с использованием технологии «case-study», которая способствует формированию исследовательской культуры обучающихся.
4. Доказать эффективность педагогических условий формирования исследовательской культуры обучающихся на уроках русского языка.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• исследования зарубежных и отечественных авторов по проблемам формирования исследовательской культуры: Е.Д. Андреева, Е.А. Фирсова, Г.В. Макотрова, А. Фукс, С.В. Шмачилина-Цыбенко, Т.И. Яловенко., Н.Н. Сластя, D.R. Everett, T.C. Ahern и другие;
• труды исследователей личностных ценностей, среди которых важное место занимает исследовательская деятельность: М.С. Каган, К. Ясперс, Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, Д.И. Фельдштейн, А.В. Леонтович и другие.
Методы исследования: анализ, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этап), наблюдение, анкетирование, тестирование, рефлексия, систематизация.
Этапы исследования:
Исследование формирования исследовательской культуры обучающихся на уроках русского языка проводилось в несколько этапов с 2019 по 2021 годы.
На первом этапе (сентябрь 2019 г. - январь 2020 г.) происходил анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Написан параграф 1.1 магистерской диссертации, в котором проводился подробный анализ основных понятий исследования: «культура», «исследовательская культура», «исследовательская деятельность», установлен научный аппарат исследования - обнаружены противоречия, актуальность исследования, его цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, теоретико-методологическая основа, методы исследования, база исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
На втором этапе (февраль 2020 г. - июнь 2020 г.) были написаны параграфы 1.2 и 1.3 первой главы магистерской диссертации, в которых определились психолого-педагогические основы и педагогические условия проблемы формирования исследовательской культуры обучающихся 9-х классов на уроках русского языка.
На этом этапе был определен комплекс методик констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Методики подобраны таким образом, чтобы отвечать целям исследования и отражать логику исследования формирования исследовательской культуры обучающихся. Проведен последующий анализ результатов.
На третьем этапе (сентябрь 2020 г. - январь 2021 г.) были оформлены результаты констатирующего этапа эксперимента в двух классах - 9 «Б» (контрольная группа) и 9 «А» (экспериментальная). План методики формирующего эксперимента был рассмотрен после обсуждения с научным руководителем данных констатирующего эксперимента. В конце декабря проводился сбор фактического материала, включающего разработку методологии сбора данных, методов обработки результатов, оценку их достоверности и достаточности для завершения работы над диссертацией. На этом этапе подвелись общие итоги. По результатам исследования в мае 2021 года в соавторстве с научным руководителем была подготовлена к публикации статья «Кейс-технология как средство формирования исследовательской культуры обучающихся на уроках русского языка» в журнале перечня ВАК «Балтийский гуманитарный журнал».
На четвёртом этапе (февраль 2021 г. - июнь 2021 г.) была оформлена, отправлена и принята к печати научная статья для журнала перечня ВАК, которая будет издана в сентябре 2021 года.
После апробации была скорректирована серия уроков «Я исследователь» по формированию исследовательской культуры обучающихся на уроках русского языка посредством технологии «кейс-стади». Контрольный этап педагогического эксперимента с использованием диагностических методик констатирующего этапа был проведён и оформлен. После этого были написаны выводы, заключение и приложения магистерской диссертации. В приложения были внесены примеры кейсов, используемых в ходе уроков. В конце была полностью оформлена вся магистерская диссертация в соответствии с методическими указаниями по оформлению выпускных квалификационных работ.
База исследования:
В экспериментальное исследование были включены обучающиеся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти «Школа №23 имени Пальмиро Тольятти». Два класса - 9 «А» и 9 «Б». Количество участников - 56 человек.
Научная новизна исследования:
Создана и реализована серия уроков по формированию исследовательской культуры обучающихся на уроках русского языка посредством кейс-технологии. Дополнительным мотивационным моментом для реализации этой серии уроков является необходимость сдачи обучающимися 9-х классов основного государственного экзамена по русскому языку и нацелена на отработку и понимание выполнения всех составляющих ОГЭ по русскому языку: изложение, тестовая часть, сочинение. Серия уроков построена в соответствии с логикой движения от простого к сложному: от формирования понятийного аппарата, касающегося «исследовательской культуры», к самостоятельному использованию методологии в собственных учебных исследованиях, а также от подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку к подготовке к основному государственному экзамену.
Теоретическая значимость исследования:
1. Установление сущности понятий «культура», «исследовательская культура», «исследовательская деятельность», адаптации их содержания при дальнейшем построении серии уроков по теме «Я исследователь» посредством кейс-технологии.
2. Содержание и логика построения серии уроков «Я исследователь» по формированию исследовательской культуры обучающихся.
3. Определение комплекса педагогических условий, эффективных технологий, методов и форм, используемых в серии уроков.
4. Анализ, систематизация и использование накопленного педагогического опыта по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования:
1. На базе 9-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти «Школа №23 имени Пальмиро Тольятти» разработана и апробирована серия уроков, нацеленная на формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках русского языка посредством кейс-технологии.
2. Разработанная серия уроков может быть широко использована на уроках русского языка в рамках подготовки к устному собеседованию и основному государственному экзамену.
3. Составленные подборки материалов могут быть использованы в курсах предметов гуманитарного цикла (обществознание, история), а также в других дисциплинах (подборки материалов по темам «Биографии ученых», «Научные центры», «История научных открытий») для формирования и развития исследовательской культуры обучающихся.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выполнении анализа теоретической и практической ситуации, связанной с выявленной проблемой, а также в разработке и самостоятельном внедрении серии уроков по формированию исследовательской культуры обучающихся на уроках русского языка посредством технологии «case-study».
Положения, выносимые на защиту:
1. Исследовательская культура учащихся одновременно рассматривается как прикладная совокупность способов познания реальности, освоенных человеком на определенном этапе своего развития, и как качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умений и навыков научного познания, ценностного отношения к его результатам, а также обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие.
2. Разработанная серия уроков с использованием технологии «case-study» направлена на формирование исследовательской культуры обучающихся и построена в соответствии с логикой движения от простого к сложному: от формирования понятийного аппарата, касающегося «исследовательской культуры», к самостоятельному использованию методологии в собственных учебных исследованиях.
3. Диагностический инструментарий содержит критерии и показатели сформированности исследовательской культуры обучающихся, соответствующие ее компонентам: когнитивно-гносеологический, мотивационно-ценностный, деятельностно-практический. Каждый из них является системой исследовательских знаний, умений, интересов и мотивов, характеризующих готовность обучающегося к исследовательской деятельности. То есть формирование исследовательской культуры возможно только в случае, когда оно опирается на каждый из этих компонентов и способствует формированию каждого их них.
Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка используемой литературы, состоящей из 109 наименований (из них 7 на иностранных языках) и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вопрос формирования исследовательской культуры обучающихся в наше время является исключительно актуальным. Для девятиклассников этот процесс особенно важен, так как в конце учебного года их ждет основной государственный экзамен.
При создании работы была исследована проблема формирования исследовательской культуры обучающихся. Цель - теоретически доказать и экспериментально проверить на основе разработанной серии уроков «Я исследователь» эффективность формирования исследовательской культуры обучающихся. Обоснование для цели исследования: многие вопросы этой темы остаются неразработанными, неисследованными в полной мере, особенно это касается такого предмета, как русский язык, к которому, как представляется, кейс-технология не применима.
На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, установлены взгляды исследователей на такие определения, как «культура», «исследовательская деятельность», «исследовательская культура». Анализ определений позволил нам выяснить, что в педагогической науке исследовательская культура рассматривается как динамический процесс, в котором это понятие анализируется одновременно и как личностное качество, и как прикладная совокупность способов познания действительности. Поэтому проблему исследования целесообразно рассматривать через оценку уровней формирования исследовательской культуры обучающихся: когнитивно-гносеологического (овладение знаниями об исследовании как научном понятии и процессе), мотивационно-ценностного (мотивация для положительного отношения к исследованию и понимание исследовательской деятельности как ценности) и деятельностно-практического (овладение учебно-исследовательскими умениями). Выделенные компоненты дали возможность подобрать комплекс диагностик, отвечающих требованиям валидности и надёжности. Помимо этого, были изучены психолого-педагогические основы и педагогические условия формирования исследовательской культуры обучающихся на уроках русского языка: личность педагога как исследователя, создание исследовательской атмосферы в классе, использование для этого кейс-технологии. Таким образом, при соблюдении всех вышеуказанных требований процесс формирования исследовательской культуры обучающихся на уроках русского языка стал эффективным.
Во время экспериментальной части исследования был проведён комплекс диагностических методик, который бы оценивал формирование исследовательской культуры обучающихся эффективным в соответствии с тремя компонентами исследовательской культуры: когнитивно-гносеологическом, мотивационно-ценностном и деятельностно-практическом. Методики реализовывались в двух классах: 9 «А» количеством испытуемых в 28 человек и 9 «Б» с количеством испытуемых в 28 человек. Всего - 56 человек. Вывод по контрольному этапу: показатели формирования компонентов исследовательской культуры обучающихся в двух классах примерно одинаковы. Это позволило выбрать 9 «А» класс в качестве экспериментального и работать с ним на следующем этапе исследования.
На основе выявленных результатов констатирующего эксперимента был разработана серия уроков с использованием технологии «case-study», которая отражена в тематическом плане уроков «Я исследователь» по формированию исследовательской культуры обучающихся.
Сравнительный анализ на контрольном этапе позволил определить, что эта серия уроков выявляет положительную динамику в формировании исследовательской культуры. Это подтверждается данными, которые были получены в экспериментальной группе. Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза подтверждена. Тема исследования, нацеленная на формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках русского языка посредством технологии «case-study», актуальна и требует дальнейшего изучения.


1. Абасов З.А. Познавательная активность школьников // Советская педагогика. 1989. № 7. С. 40-43.
2. Абдуразакова Д.М., Милиев И.Х. Формирование исследовательской культуры старшеклассников: опыт и проблемы // Заметки ученого. 2018. № 7 (32). С. 24-28.
3. Абрамова И.Г. Риск в профессии учителя. СПб.: Образование, 1994. 55 с.
4. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989. 335 с.
5. Акулова О.В., Писарева С.А. Познавательная база учащихся - необходимое условие качества образования / Качество образования в современной школе/Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. С. 15 - 21.
6. Алисов Е.А. Сущность технологии исследовательского и проектного обучения // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. № 3. Т. 15. С. 41-45.
7. Аллан Ж. Вклад в будущее: приоритет образования /Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 168 с.
8. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. М.: ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 384 с.
9. Альтшуллер Г.С. Как делаются открытия. Кишинев, 1991.
10. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.
11. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд. МГУ, 1990. 367 с.
12. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростов-на- Дону, 1972. 347 с.
13. Бахтина А.С. Проблема использования кейс-стади в образовательном процессе // Векторы благополучия: экономика и социум. 2016. №2 (21). [Электронный ресурс] URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/problema-ispolzovaniya-keys-stadi-v- obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 09.06.2021).
14. Беляева Т.К., Пухова А.Г., Никишин В.Е. Формирование исследовательской культуры: от школы к вузу // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 76-78.
15. Бодалев A.A. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 188 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ