Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации 8
1.1 Характеристика нарушений моторики и координации у детей 8
1.2 Особенности речевого развития детей с нарушениями моторики и координации 14
Глава 2 Практические аспекты развития речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации 21
2.1 Обследование речи детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 21
2.2 Содержание работы по развитию речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации 27
2.3 Динамика развития речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации 39
Заключение 47
Список используемых источников 51
Приложение 54
Актуальность исследования. Проблема развития речи детей с нарушениями моторики и координации выступает как одна из важных проблем в дошкольной общей и специальной педагогике, так как речь - это один из важных компонентов в структуре психических и эмоционально - волевых процессов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин). Речь является не только основным средством общения, она еще является орудием мышления, важной частью культуры человека.
Нарушения моторики и координации движений возникают в связи с врожденными или рано приобретенными заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата и у большинства детей имеют сходную клиническую картину, в основе которой лежит двигательный дефект. Причем двигательные расстройства влекут за собой отклонения в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, а больше всего в речевом развитии, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения.
При выявлении заболевания опорно-двигательного аппарата у детей на ранних этапах развития родители все силы направляют коррекцию нарушенных двигательных функций. Родители замечают некоторые особенности речевого недоразвития у ребенка, но они не торопятся обращаться к специалистам для развития речевой функции. Это связано с тем, что они считает, что речевое развитие может прийти в норму после того, как у ребенка разовьется двигательная сфера. Другая категория родителей считает, что болезнь сказывается на психике и поведении ребенка, что в целом невозможно изменить. Кроме этого очень часто родители не знают, как устранить выявленные недостатки в речи ребенка и к кому обратиться за помощью.
Между тем, основные направления и пути логопедической коррекции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата уже несколько последних десятилетий разрабатываются и успешно применяются на практике. Отечественные ученые Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова считают, что дети с церебральным параличом нуждаются в специальном обучении и воспитании уже с первых месяцев жизни. Своевременно оказанная помощь коррекционного характера позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных нарушений, снизить степень социальной дезадаптации детей с нарушениями моторики и координации, максимально повысить уровень общего развития ребенка исходя из его возможностей.
Развитие речи детей с нарушениями моторики и координации будет проходить эффективно только в условиях коррекционно-логопедической работы, которая включает в себя различные направления. Многими исследователями глубоко изучены вопросы развития и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов, формирования лексических средств и грамматических категорий у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата. Однако анализ литературы свидетельствуют о том, что еще не в полной мере рассмотрен вопрос коррекционно-логопедической работе по развитию звуковой культуры речи в аспекте ее интонационной выразительности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Потому дети с нарушениями моторики и координации нуждаются в логопедической помощи не только по звукопроизношению, но и по созданию психолого-педагогических условий и отбору приемов и методов развития речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации. Такая логопедическая работа обеспечит им эффективное развитие всех сторон речи, позволит своевременно включиться в процесс обучения в школе, расширить круг своего общения.
Таким образом, в практической деятельности возникает противоречие между потребностью общества в новых возможностях речевого развития и социальной адаптации детей с опорно -двигательными нарушениями, а, с другой стороны, недостатком эффективных приемов и методов логопедической помощи детям 6-7 лет с нарушениями моторики и координации, неэффективным использованием возможностей уже имеющихся средств решения этой проблемы.
Следовательно, выбранная тема исследования является актуальной для дальнейшей практической деятельности учителей-логопедов, педагогов- дефектологов, так как постоянно стимулирует их к поиску эффективных приемов и методов развития речи детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата.
Цель исследования: выявить эффективные приемы и методы работы по развитию речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации.
Объект исследования: процесс развития речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические аспекты развития речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации.
2) Проанализировать особенности развития речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации.
3) Выявить уровень развития речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации.
4) Разработать и апробировать приемы и методы работы по развитию речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации.
5) Выявить эффективность проделанной работы по развитию речи у детей 6- 7 лет с нарушениями моторики и координации.
Гипотеза: если в ходе работы с детьми 6-7 лет с нарушениями моторики и координации использовать разнообразные методы и приемы работы исходя из специфики их нарушения, проводить работу поэтапно, расширяя словарный запас детей, то можно повысить уровень развития их речи.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация психолого-педагогической литературы по теме исследования; практические: тестирование, анализ продуктов деятельности детей 6-7 лет.
База исследования: МДОО «Солнышко» г. Сенгилея.
Теоретическую основу исследования составили работы Е.Ф.Архиповой, Л.А. Даниловой, М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой, И.И. Мамайчук, Н.Н. Малофеева, И.А. Панченко, Г.В. Кузнецовой, Е.Н. Винарской, В.В. Ткачевой. Л.В. Лопатиной, О.Г. Приходько, И.А.Смирновой, Л.Б.Халиловой.
Практическая значимость исследования заключается в отборе наиболее эффективных методов и приемов работы по развитию речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации, которые могут использовать учителя-логопеды, воспитатели в дошкольных учреждениях при организации работы с детьми данной категории.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Содержание коррекционной работы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом, речевом и психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию.
Поэтому проведенное исследование посвящено проблеме развития речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации. На основе поставленной цели и задач исследования в работе рассмотрены теоретические аспекты развития речи у детей с нарушениями моторики и координации, представлены практические аспекты развития речи у детей данной категории.
В первой главе дана характеристика нарушений моторики и координации, рассмотрены особенности развития речи детей с данным нарушением.
Нарушения моторики и координации - это заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата врожденного и приобретенного характера, которые наблюдаются у 5-8% детей дошкольного возраста. Степень тяжести нарушений двигательных функций и сформированность двигательных навыков позволяют выделить три группы детей с нарушениями моторики и координации.
Первая группа включает в себя детей с тяжелыми нарушениями. У детей данной группы не сформированы такие движения как ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания. Такие дети могут передвигаться с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.
Вторая группа - это дети, которые имеют среднюю степень нарушения двигательных функций. Эти дети могут самостоятельно передвигаться, но на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, но они недостаточно автоматизированы.
Третью группу составляют дети, которые имеют легкие двигательные нарушения. Эти дети самостоятельно передвигаются, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.
Наибольшее количество детей с нарушениями моторики и координации составляют дети с церебральным параличом. Двигательные расстройства в этом случае сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности. Нарушения движений и координации влекут за собой речевые нарушения, имеющие органическую природу, которые усугубляются дефицитом общения.
Одним из факторов отставания в развитии речи при ДЦП является ограниченный объем знаний и представлений об окружающем, недостаточная предметно-практическая деятельность, ограниченность социальных контактов. Дети с детским церебральным параличом имеют небольшой жизненный опыт, общаются с ограниченным кругом людей, как сверстников, так и взрослых.
У всех детей с церебральным параличом в раннем возрасте медленно увеличивается активный словарь, дети формулируют короткие предложения, чаще всего их речь неразборчива. Пассивный словарь преобладает над активным словарем. С задержкой происходит развитие мелодико-интонационной стороны речи, восприятия и воспроизведения ритма. Речевая активность детей носит пассивный характер. В речи чаще всего используются отдельные слова, очень редко простые короткие предложения. Формирование связей между словами, предметами и простейшими действием затруднено. С особой сложностью усваиваются слова, которые обозначают действия. Часто они заменяются словами, обозначающими предметы. Дети с ДЦП часто в речи не дифференцируют слов.
Таким образом, у детей с детским церебральным параличом отмечается задержка речевого развития всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической.
Вторая глава носит практический характер, где отражена система работы по развитию речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации на базе МДОО «Солнышко» г. Сенгилея. В данной главе представлены результаты исследования развития речи детей 6-7 лет, имеющими детский церебральный паралич в форме спастической диплегии с дизартрическим расстройством речи. Методы диагностики были подобраны в соответствии с методическими рекомендациями, которые составлены Л.И. Беляковой, Л.В. Бондарко, Л.В. Лопатиной.
Полученные результаты позволили нам сделать следующие выводы.
Во-первых, 30% детей имеют высокий уровень интонационной выразительности речи. Они владеют навыками понимания интонационных конструкций, однако у них недостаточно выражены показатели употребления интонационных конструкций в собственной речи. При этом эти дети имеют высокие показатели развития связной речи, грамматического строя, лексических средств и звукопроизношения.
Во-вторых, 60% детей имеют средний уровень развития интонационной выразительности речи. У них возникают трудности в воспроизведении интонационных компонентов, в употреблении интонационных конструкций в собственной речи. У детей затруднена передача звуковысотных отношений, нарушен баланс резонирования, а также недостаточно развита связная речь, грамматический строй.
В-третьих, 10% детей имеют низкий уровень развития интонационной выразительности речи. Они не имеют представления о компонентах интонации, которая проявляется в нарушении их восприятия и воспроизведения. На низком уровне развита связная речь, грамматический строй речи, звукопроизношение.
Добиться полученных результатов нам позволила система работ по развитию речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации, которая строилась поэтапно: 1 этап - развитие понимания значений слов детьми; 2 этап - формирование активного словаря детей с нарушением моторики и координации с помощью понимания лексического значения слов посредством формирования семантического поля; развития лексико-семантических ассоциаций, антонимии и синонимии; 3 этап - активизация словаря детей 6-7 лет. Работа проводилась в группах и индивидуально с использованием следующих приемов и методов: дыхательная гимнастика, голосовые упражнения, игры и упражнения по развитию слухового восприятия, на развитие понимания значения слов.
Полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная цель - выявить эффективные приемы и методы работы по развитию речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации, и выдвинутая гипотеза: если в ходе работы с детьми 6-7 лет с нарушениями моторики и координации использовать разнообразные методы и приемы работы исходя из специфики их нарушения, проводить работу поэтапно, расширяя словарный запас детей, то можно повысить уровень развития их речи, подтвердились.
Таким образом, работа по развитию речи у детей 6-7 лет с нарушениями моторики и координации является предметно-практической и игровой, тесно связана с развитием и коррекцией сенсорных функций. Все содержание работы по активизации словаря опирается на расширение, углубление и обобщение знаний детей об окружающем, особое внимание уделяется усвоению существительных, глаголов и прилагательных.
1. Абрашина, Н.А. Двигательные церебральные нарушения [Текст] / Н.А. Абрашина. - Саратов: АНП, 2013. - 387с.
2. Акош, К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика [Текст] / К. Акош. - М.: Академия, 2011. - 204 с.
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: Просвещение, 2014. - 235с.
4. Бабалян, Л.О. Детские церебральные параличи [Текст] / Л.О. Бабалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. - М.: Академия, 2014. - 367с.
5. Ботта, Н. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения [Текст] / Н. Ботта, П. Ботта. - СПб.: феникс, 2013. - 188 с.
6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А.Волкова. - СПб.: Феникс, 2013. - 301 с.
7. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми [Текст] / И.В. Ганичева. - М.: Книголюб, 2014. - 172 с.
8. Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] / Л.А. Данилова. - М.: Медицина, 2012. - 302 с.
9. Данилова, Л.А. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе [Текст] / Л.А. Данилова, К. Стока, Г.Н. Казицына. - СПб.: Феникс, 2012. - 299 с.
10. Дедюхина Г.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком [Текст] / Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова. - М.: Техинформ МАИ, 2014. - 263 с.
11. Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций [Текст] / Под ред. М. В. Ипполитовой. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 311 с.
12. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 153 с.
13. Использование искусственной локальной гипотермии для коррекции двигательных и речевых нарушений при детском церебральном параличе: Методические рекомендации [Текст] / Сост. К.А. Семенова, О.В. Степанченко, Л.И. Виноградова. - М.: Академия, 2013. - 333 с.
14. Ипполитова, М.В., Воспитание детей с церебральным параличом в семье [Текст] / М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 283с.
15. Ипполитова, М.В. О детях с церебральным параличом [Текст] // Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Сост. Н.Д. Шматко. - М.: Академия, 2013. - С. 22-28.
...