Основы профессиональной этики и этикета государственного служащего (Государственный гуманитарно-технологический университет)
|
Текст имеет шрифт размером 12 пунктов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной этики и этикета 6
1.1 Понятие этики и этикета, категории и специфика этики 6
1.2 Этика в профессиональной деятельности 11
Глава 2. Исследование регулирования этики государственного служащего 17
2.1 Профессиональная этика и этикет государственного служащего 17
2.2 Правовое регулирование этики и этикета государственного служащего 22
2.3 Рекомендации по повышению этического уровня государственных служащих в России27
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной этики и этикета 6
1.1 Понятие этики и этикета, категории и специфика этики 6
1.2 Этика в профессиональной деятельности 11
Глава 2. Исследование регулирования этики государственного служащего 17
2.1 Профессиональная этика и этикет государственного служащего 17
2.2 Правовое регулирование этики и этикета государственного служащего 22
2.3 Рекомендации по повышению этического уровня государственных служащих в России27
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Обращение к основным этапам развития этики обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История этических идей демонстрирует, как складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как углубляется понимание природы морали, ее назначение, функции в жизни и закономерность развития.
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики. Это открывает возможности для выработки научных подходов к анализу состояния кадров государственных служб: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований, предъявляемых государственному служащему. Однако в государственных органах власти и управления до сих пор отсутствуют технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.
Этика как разновидность духовно-теоретической деятельности отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс и становиться способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной жизни: что есть добро и зло? как следует жить? К чему следует стремиться и чего избегать? в чем состоит назначение человека и имеет ли жизнь смысл? Практические жизненные вопросы осмысляются этикой как учением о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека, назначения и смысла его жизни.
Одной из важнейших движущих сил многочисленных реформ государственной службы, проводившихся в западных странах в последние десятилетия, стали возросшие требования со стороны общества к эффективности работы государственных органов и качеству предоставляемых ими услуг. Растущее недоверие населения к власти, сомнения в необходимости государственного управления отдельными областями экономики вынуждали, с одной стороны, к использованию в государственном управлении принципов и методов коммерческого менеджмента, а с другой – к внедрению мер, направленных на улучшение имиджа государственных служащих в глазах граждан.
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики. Это открывает возможности для выработки научных подходов к анализу состояния кадров государственных служб: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований, предъявляемых государственному служащему.
Однако в государственных органах власти и управления до сих пор отсутствуют технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.
На сегодняшний день вопросам этики и поведения государственных служащих уделяется большее значение. Целостность имиджа государственного служащего, состоит из высоких профессиональных и личностных компетенций, морально-нравственных качеств и этичного поведения. На наш взгляд, важнейшие качества, которые должны быть присущи государственному служащему, являются: корректность, культура, порядочность, объективность, творческий подход к работе, противостояние стрессу, знания в области политики, социологии, психологии.
Можно сказать, что этика государственного служащего, есть «кодекс чести и морали». Руководствуясь им, государственный служащий реализует свои основные задачи.
Но также есть порядок определенных обязательных норм в поведении государственного служащего, которых он должен придерживаться в своей практике, в соответствии с профессиональной этикой.
Этика государственного служащего должна служить примером для других профессий, в идеале для всех граждан. Но, в отличии от них, к чиновнику применяются требования, которые он должен соблюдать, в противном случае его могут привлечь к ответственности перед государством и гражданами.
Актуальность данной темы исследования определяется потребностью в изучении этики и этикета государственного служащего как одного из важнейших обстоятельств, влияющих на эффективность работы государственной службы. Значительную роль в становлении нового этапа государственной службы выполняет так называемый мотивационный ресурс государственного служащего – нравственные взгляды и принципы поведения, которые будут способствовать вырабатыванию и воспитанию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.
Объектом исследования являются государственные служащие.
Предметом исследования выступают этика и этикет государственного служащего.
Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1) Проанализировать научную литературу по теме работы;
2) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3) Проанализировать принципы профессиональной компетентности государственного служащего.
4) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего.
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Методологической основой исследования послужили научные труды специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры. Исторический контекст становления этики, в работах В.П. Безобразова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского, Б.Н. Чичерина и др.
Базой исследования послужили: материалы официальных и специальных статистических источников, в том числе материалы социальной статистики, официальные материалы государственных органов и ведомственных изданий Российской Федерации; информация, опубликованная в разовых и периодических изданиях, в том числе научных.
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики. Это открывает возможности для выработки научных подходов к анализу состояния кадров государственных служб: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований, предъявляемых государственному служащему. Однако в государственных органах власти и управления до сих пор отсутствуют технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.
Этика как разновидность духовно-теоретической деятельности отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс и становиться способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной жизни: что есть добро и зло? как следует жить? К чему следует стремиться и чего избегать? в чем состоит назначение человека и имеет ли жизнь смысл? Практические жизненные вопросы осмысляются этикой как учением о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека, назначения и смысла его жизни.
Одной из важнейших движущих сил многочисленных реформ государственной службы, проводившихся в западных странах в последние десятилетия, стали возросшие требования со стороны общества к эффективности работы государственных органов и качеству предоставляемых ими услуг. Растущее недоверие населения к власти, сомнения в необходимости государственного управления отдельными областями экономики вынуждали, с одной стороны, к использованию в государственном управлении принципов и методов коммерческого менеджмента, а с другой – к внедрению мер, направленных на улучшение имиджа государственных служащих в глазах граждан.
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики. Это открывает возможности для выработки научных подходов к анализу состояния кадров государственных служб: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований, предъявляемых государственному служащему.
Однако в государственных органах власти и управления до сих пор отсутствуют технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.
На сегодняшний день вопросам этики и поведения государственных служащих уделяется большее значение. Целостность имиджа государственного служащего, состоит из высоких профессиональных и личностных компетенций, морально-нравственных качеств и этичного поведения. На наш взгляд, важнейшие качества, которые должны быть присущи государственному служащему, являются: корректность, культура, порядочность, объективность, творческий подход к работе, противостояние стрессу, знания в области политики, социологии, психологии.
Можно сказать, что этика государственного служащего, есть «кодекс чести и морали». Руководствуясь им, государственный служащий реализует свои основные задачи.
Но также есть порядок определенных обязательных норм в поведении государственного служащего, которых он должен придерживаться в своей практике, в соответствии с профессиональной этикой.
Этика государственного служащего должна служить примером для других профессий, в идеале для всех граждан. Но, в отличии от них, к чиновнику применяются требования, которые он должен соблюдать, в противном случае его могут привлечь к ответственности перед государством и гражданами.
Актуальность данной темы исследования определяется потребностью в изучении этики и этикета государственного служащего как одного из важнейших обстоятельств, влияющих на эффективность работы государственной службы. Значительную роль в становлении нового этапа государственной службы выполняет так называемый мотивационный ресурс государственного служащего – нравственные взгляды и принципы поведения, которые будут способствовать вырабатыванию и воспитанию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.
Объектом исследования являются государственные служащие.
Предметом исследования выступают этика и этикет государственного служащего.
Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1) Проанализировать научную литературу по теме работы;
2) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3) Проанализировать принципы профессиональной компетентности государственного служащего.
4) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего.
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Методологической основой исследования послужили научные труды специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры. Исторический контекст становления этики, в работах В.П. Безобразова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского, Б.Н. Чичерина и др.
Базой исследования послужили: материалы официальных и специальных статистических источников, в том числе материалы социальной статистики, официальные материалы государственных органов и ведомственных изданий Российской Федерации; информация, опубликованная в разовых и периодических изданиях, в том числе научных.
Развитие российского общества на современном этапе характеризуется, прежде всего, изменениями в социально-стратификационной структуре, обусловленными не только распределением материально-финансовых и престижных ресурсов, но и формированием новых мотивационных и ценностных систем в контексте профессионального потенциала общества в целом и его отдельных профессиональных групп в частности. В социально-политической сфере подобные трансформации статусных позиций и ценностных приоритетов наиболее ярко проявляются и имеют наибольший социальный резонанс в тех профессиональных группах, которые в первую очередь становятся частью и активным субъектом реализации общественных изменений, претворяя в жизнь реформы на локальном уровне, обеспечивая жизнедеятельность местных сообществ – это государственные и муниципальные служащие.
Складывающаяся сегодня в сфере российского государственного и муниципального управления ситуация характеризуется высоким уровнем сложности по причине частого отсутствия всеобъемлющих, внятных, четких, непротиворечивых и однозначно интерпретируемых документально зафиксированных инструкций, регламентирующих права и обязанности государственных и муниципальных служащих. Эта проблема требует быстрого разрешения, поскольку, с одной стороны, достижение стабильности и обеспечение устойчивого развития общества связаны, прежде всего, с формированием эффективной системы управления на федеральном, региональном и местном уровнях, с другой – эффективное местное самоуправление является ключевым элементом качественной трансформации всей российской политической системы.
Важнейшей характеристикой развития личности, обеспечивающей ее способность к продуктивному, творчески-созидательному труду, является профессионализм как соответствие знаний, умений, навыков и, что принципиально важно, ценностно-нормативной системы человека уровню общественных ожиданий от его профессии. Профессионализм зарождается с возникновением и институционализацией профессиональной дифференциации труда, и на ранних стадиях своего развития формируется, прежде всего, знаниево-умельческими элементами работы; в современном обществе основой профессионализма, наряду с соответствующими знаниями, умениями и навыками, становятся ценностно-нормативные, этические приоритеты личности, позволяющие ей выбирать оптимальные форматы выполнения своих профессиональных обязанностей.
Явление профессионализма в истории человечества расширялось вслед за усложнением социальной структуры, созданием новых условий для самореализации, человека, изменением отношения к труду и его субъектам в различных общественных системах. Итогом пройденного профессионализмом исторического пути стало то, что в современном обществе он представляет собой многоаспектный феномен, социологическая интерпретация которого на теоретическом и эмпирическом уровнях затруднена наличием в его структуре все более активно проявляющих себя социокультурных и нравственных компонентов.
В каждой профессии, связанной с взаимодействием людей, проявляются свои морально-нравственные успехи и неудачи, возникают определенные противоречия, вырабатываются свои специфические способы их разрешения. Как только профессиональные отношения приобретают качественную устойчивость, начинают складываться особые нравственные установки, соответствующие характеру труда, возникает профессиональная мораль. Как элемент общественного сознания она существует на двух основных уровнях: как набор определенных моральных требований.
Профессиональная этика – совокупность определенных нравственных обязанностей, принципов и норм поведения, которые реализуются во взаимоотношениях работников в процессе трудовой деятельности. Она призвана прививать моральные принципы и правила долга, чести, воспитывать человека. Профессиональная этика базируется на общечеловеческой этике, поэтому в ней выражаются моральные принципы руководителей и специалистов. Ее основа – добросовестный труд, умножение личного и общественного достояния, высокое сознание общественного долга, коллективизма и товарищеская взаимопомощь, гуманные отношения между людьми и взаимное уважение, честность, гласность, демократизм, скромность, непримиримость к несправедливости, взяточничеству, бюрократизму, волоките
Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства.
Теоретическое осмысление темы исследования позволило сделать ряд выводов:
1. Основные принципы и правила поведения формируются сегодня в этических кодексах. Профессиональный этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.
2. Развитие социальной и профессиональной компетентности государственных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики государственной службы.
3. Проведенные серьезные реформы в сфере управления, изменили стиль и методы работы государственного сектора. Однако, важно обеспечить, чтобы выигрыш в действенности и эффективности работы не достигался в ущерб этике поведения. Новые методы работы государственной службы приводят к возникновению таких ситуаций, при которых необходимо самым серьезным образом учитывать возникающие этические проблемы при том, что, возможно, существует слишком мало директив и руководящих указаний по поводу того, как следует вести себя в таких ситуациях.
Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств, специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих.
Государственные служащие должны знать, что этический кодекс должен быть эталоном, поэтому им следует требовательно относится к себе. 5Государственные служащие должны оставаться независимыми от влияния профессиональных или социальных групп, а также финансовых факторов, соблюдать политическую нейтральность и нормы профессиональной этики.
В организации госслужбы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри.
Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий – это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. В связи с этим право играет решающую роль в организации государственной службы.
Складывающаяся сегодня в сфере российского государственного и муниципального управления ситуация характеризуется высоким уровнем сложности по причине частого отсутствия всеобъемлющих, внятных, четких, непротиворечивых и однозначно интерпретируемых документально зафиксированных инструкций, регламентирующих права и обязанности государственных и муниципальных служащих. Эта проблема требует быстрого разрешения, поскольку, с одной стороны, достижение стабильности и обеспечение устойчивого развития общества связаны, прежде всего, с формированием эффективной системы управления на федеральном, региональном и местном уровнях, с другой – эффективное местное самоуправление является ключевым элементом качественной трансформации всей российской политической системы.
Важнейшей характеристикой развития личности, обеспечивающей ее способность к продуктивному, творчески-созидательному труду, является профессионализм как соответствие знаний, умений, навыков и, что принципиально важно, ценностно-нормативной системы человека уровню общественных ожиданий от его профессии. Профессионализм зарождается с возникновением и институционализацией профессиональной дифференциации труда, и на ранних стадиях своего развития формируется, прежде всего, знаниево-умельческими элементами работы; в современном обществе основой профессионализма, наряду с соответствующими знаниями, умениями и навыками, становятся ценностно-нормативные, этические приоритеты личности, позволяющие ей выбирать оптимальные форматы выполнения своих профессиональных обязанностей.
Явление профессионализма в истории человечества расширялось вслед за усложнением социальной структуры, созданием новых условий для самореализации, человека, изменением отношения к труду и его субъектам в различных общественных системах. Итогом пройденного профессионализмом исторического пути стало то, что в современном обществе он представляет собой многоаспектный феномен, социологическая интерпретация которого на теоретическом и эмпирическом уровнях затруднена наличием в его структуре все более активно проявляющих себя социокультурных и нравственных компонентов.
В каждой профессии, связанной с взаимодействием людей, проявляются свои морально-нравственные успехи и неудачи, возникают определенные противоречия, вырабатываются свои специфические способы их разрешения. Как только профессиональные отношения приобретают качественную устойчивость, начинают складываться особые нравственные установки, соответствующие характеру труда, возникает профессиональная мораль. Как элемент общественного сознания она существует на двух основных уровнях: как набор определенных моральных требований.
Профессиональная этика – совокупность определенных нравственных обязанностей, принципов и норм поведения, которые реализуются во взаимоотношениях работников в процессе трудовой деятельности. Она призвана прививать моральные принципы и правила долга, чести, воспитывать человека. Профессиональная этика базируется на общечеловеческой этике, поэтому в ней выражаются моральные принципы руководителей и специалистов. Ее основа – добросовестный труд, умножение личного и общественного достояния, высокое сознание общественного долга, коллективизма и товарищеская взаимопомощь, гуманные отношения между людьми и взаимное уважение, честность, гласность, демократизм, скромность, непримиримость к несправедливости, взяточничеству, бюрократизму, волоките
Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства.
Теоретическое осмысление темы исследования позволило сделать ряд выводов:
1. Основные принципы и правила поведения формируются сегодня в этических кодексах. Профессиональный этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.
2. Развитие социальной и профессиональной компетентности государственных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики государственной службы.
3. Проведенные серьезные реформы в сфере управления, изменили стиль и методы работы государственного сектора. Однако, важно обеспечить, чтобы выигрыш в действенности и эффективности работы не достигался в ущерб этике поведения. Новые методы работы государственной службы приводят к возникновению таких ситуаций, при которых необходимо самым серьезным образом учитывать возникающие этические проблемы при том, что, возможно, существует слишком мало директив и руководящих указаний по поводу того, как следует вести себя в таких ситуациях.
Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств, специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих.
Государственные служащие должны знать, что этический кодекс должен быть эталоном, поэтому им следует требовательно относится к себе. 5Государственные служащие должны оставаться независимыми от влияния профессиональных или социальных групп, а также финансовых факторов, соблюдать политическую нейтральность и нормы профессиональной этики.
В организации госслужбы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри.
Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий – это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. В связи с этим право играет решающую роль в организации государственной службы.
Подобные работы
- Ценности кадровой политики государственной гражданской службы в условиях изменений
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Формирование культуры общения студентов непедагогических вузов (гуманитарные и технологические специальности)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «ДИЗАЙН-МЕБЕЛЬ»
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018



