Введение 4
Глава 1 Теоретико-правовой анализ экстремизма и терроризма как социально-правового феномена современного общества 8
1.1 Понятие и сущность экстремизма и терроризма 8
1.2 Формы и методы проявления экстремизма и терроризма 15
Глава 2 Организационно-правовые основы противодействия экстремизму и терроризму 28
2.1 Международно-правовые основы противодействия экстремизму и
терроризму 28
2.2 Система субъектов противодействия экстремизму и терроризму 37
Глава 3 Вопросы совершенствования форм и методов противодействия экстремизму и терроризму 47
3.1 Меры противодействия экстремистской и террористической
деятельности в Российской Федерации 47
3.2 Совершенствование способов противодействия экстремизму и
терроризму 57
Заключение 66
Список используемой литературы и используемых источников 71
Актуальность темы исследования. Одним из факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку на территории Российской Федерации и создающие угрозу национальной безопасности, продолжают оставаться проявления терроризма и экстремизма во всех их проявлениях. Связано это, прежде всего, с многочисленными реформами конца XX столетия и международными отношениями сегодняшнего дня на фоне которых обострились политические, национальные и религиозные разногласия.
В современных условиях террористическая деятельность характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, высоким уровнем организации, наличием значительных финансовых средств, технической оснащенностью. Использование террористами новейших технологий позволяет им проводить операции, сопоставимые с военными, что позволяет относить терроризм к новому виду войны. В силу высокого потенциала воздействия и скрытости источника терроризм в условиях напряженности международных отношений является катализатором международных конфликтов, способный подорвать всю сложившуюся систему международных отношений.
Исходящие от терроризма угрозы оказывают негативное воздействие не только на экономическую ситуацию в мире, но и подрывают государственную целостность отдельных стран, авторитет государственной власти, сея страх и панику среди граждан. Не является исключением и Российская Федерация. По данным глобального индекса терроризма, охватывающего 135 стран мира, на 2020 год Российская Федерация занимает 39 место с индексом 4,542. Более негативные индексы терроризма имеют Франция - 4,614, Украина - 4,692, Великобритания - 5,161, США - 5,260. Самый высокий индекс имеют Афганистан (9,592), Ирак (8,682) и Нигерия (8,314). У ряда стран глобальный индекс терроризма равен нулю (Беларусь, Куба, Хорватия и др.) [81].
Экстремизм, основывающийся на разделении индивидов по политическим, культурным, социальным, этническим, расовым и другим признакам ведет к их (индивидов) разобщению и нарушению социальных контактов, коммуникаций и связей, Все это, в конечном счете, приводит к дезорганизации и расколу социума.
Действенным механизмом противодействию терроризму и экстремизму являются меры уголовно-правового характера. При этом законодатель постоянно дополняет действующий уголовный закон новыми видами преступлений террористической и экстремистской направленности, ужесточает наказания за данные виды преступлений.
Однако несмотря на наличие уголовно-правовых мер, противодействующих преступлениям террористической и экстремистской направленности, социально-правовая ситуация остается напряженной, что подтверждается официальными статистическими данными Министерства внутренних дел РФ.
Так, в период с 2010 года по 1 января 2021 года количество зарегистрированных преступлений террористической направленности увеличилось без малого в 4 раза с 581 (2010 г.) до 2136 преступлений за 2021 год [62] и за три месяца текущего 2022 году уже - 619 преступлений [94].
Что касается преступлений экстремисткой направленности, то в последнее время также наблюдается их увеличение. Так, в 2019 году было зарегистрировано 534 преступлений экстремистской направленности [91], в 2020 году - 833 преступления [92], в 2021 году - 1057 преступлений [93] и за январь-март 2022 года - 340 преступлений [94]. Более того, по прогнозам некоторых исследователей, ожидается в последующие годы также увеличение количества преступлений экстремистской направленности [122].
В целом, противодействие терроризму и экстремизму целесообразно рассматривать в контексте государственной правовой политики противодействия данным негативным социально-правовым явлениям, что обуславливает актуальность и важность темы настоящей выпускной квалификационной работы - «Государственное регулирование в сфере противодействия терроризму и экстремизму».
Степень научной разработанности темы исследования.
Вопросам государственного регулирования противодействия терроризму и экстремизму посвящено множество работ монографического и публицистического характера. Терроризм и экстремизм как негативные социально-правовые явления исследуются учеными в социально-философском (К.В. Геворкова [16], Х.Ш. Килясханов [33]) и политико-правовом (И.В. Воронов [11]) аспектах. Научному анализу подвергаются проблемы противодействия терроризму и экстремизму (П.В. Агапов [123], О.В. Кнительпот [34], Д.И. Махник [46], А.А. Хумигов [119].
Несмотря на обилие научных публикаций в части теоретико-правового осмысления государственного регулирования деятельности в сфере противодействия терроризму и экстремизму, данный правовой институт нуждается в комплексном исследование его содержательных элементов в их взаимообусловленности и взаимодействии. Все это еще раз подчеркивает важность и насущность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере государственного регулирования деятельности, направленной на противодействие терроризму и экстремизму.
Предмет исследования - совокупность норм международного и национального законодательства, регулирующих деятельность в сфере противодействия терроризму и экстремизму, доктринальные источники и также материалы юридической практики, позволяющие раскрыть тему исследования.
Цель исследования - комплексный научно-правовой анализ государственного регулирования деятельности в сфере противодействия терроризму и экстремизму.
Задачи исследования:
- определить понятие и сущность экстремизма и терроризма как социально-правового феномена современного общества;
- рассмотреть понятие и методы проявления экстремизма и терроризма;
- проанализировать международно-правовые основы
противодействия экстремизму и терроризму;
- исследовать систему субъектов противодействия экстремизму и терроризму;
- выявить меры, направленные на противодействие экстремистской и террористической деятельности в Российской Федерации;
- наметить пути совершенствования способов противодействия экстремизму и терроризму.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания, а также были использованы общенаучные и частно-научные методы исследования, среди которых методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, системно-структурный, статистический аксиологический и другие методы. Исследование основано на концептуальных положениях конституционного, административного, уголовного права, криминологии, а также на научных трудах по философии, социологии, политологии, государственному управлению.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: Е.Ю. Алхутовой, Н.Н. Афанасьева, А.А. Бочкова, С.А. Буткевич, И.В. Воронова, К.В. Геворковой, В.Ю. Голубовского, Ю.С. Горбунова, О.В. Ищенко, В.Г. Кокорева, С.В. Михайлова, Д.Б. Петрова, Д.С. Савочкина, И.И. Синякина, А.Е. Юрицина, А.В. Юрковского, М.А. Яровского и др.
Нормативная база исследования представлена комплексом норм международного и отечественного законодательства, составляющие правовую базу государственного регулирования деятельности в сфере противодействия терроризму и экстремизму.
Структура работы: введение, три главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Обобщая изложенное в настоящей выпускной квалификационной работе, необходимо сформулировать выводы и предложения.
Во-первых, экстремизм является достаточно сложным явлением особенности в части оценки взглядов и идей. В связи с чем, ключевым в его понятии, а именно первоосновой содержательной его составляющей является приверженность к крайним взглядам и мерам в политических и общественных вопросах, непримиримость и нетерпимость к иному мнению, иной культуре, к другим людям или группам людей по признакам национальной, этнической, расовой, политической, мировоззренческой или религиозной принадлежности. При этом, определенные взгляды выражаются посредством таких мер, как пропаганда ненависти и розни, а также насильственных действий в отношении индивидов или группы по указанным выше признакам.
Экстремизм и терроризм являются двумя взаимосвязанными социально-политическими явлениями, в основе которых лежит идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями посредством применения насилия либо угрозы его применения, запугивания населения и иных форм противоправных насильственных действий, для достижения своих целей националистического, религиозного, идеологического характера.
Во-вторых, рассмотрение форм и методов экстремистской и террористической деятельности показывает разнообразие подходов к их осуществлению. Однако оно не исчерпывает, а включает лишь основные и наиболее распространенные проявления. Их учет позволяет эффективно выбрать определенные антитеррористические и контртеррористические мероприятия и тактику действий правоохранительных органов и специальных служб в каждом отдельном случае.
В-третьих, международные правовые акты и законодательные акты содержат принципы, общие правовые нормы, рекомендации в сфере противодействия финансирования экстремистской деятельности и терроризма, которые находят свое дальнейшее отражение и детализацию в подзаконных правовых актах: указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Росфинмониторинга и организационно-распорядительных актах Генерального прокурора Российской Федерации. Кроме того, правовую основу противодействия экстремизму и терроризму составляют нормативно-правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В-четвертых, в противодействии экстремизму и терроризму задействованы все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная. Противодействие любым формам преступлений предполагает не только борьбу с ними, но также профилактическую работу, работу по устранению причин и условий правонарушений, а также деятельность по устранению (либо минимизации) вреда, причиненного правонарушениями. Поэтому, противодействие экстремизму и терроризму предполагает не только координацию усилий деятельности правоохранительных органов, но и иные направления межведомственного взаимодействия, со всеми без исключения элементами государственного аппарата, а также с институтами гражданского общества и населением. На региональном уровне создаются межведомственные комиссии, консультативные органы по координации деятельности в сфере профилактики правонарушений, в том числе экстремистской и террористической направленности.
В-пятых, одной из основных мер противодействия экстремизму и терроризму являются меры уголовной и административной ответственности. В работе было обращено внимание на недостатки ст. 20.3 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за распространение пропаганды и
публичного демонстрирования нацистской символики и атрибутики. В частности ряд трудности в правоприменительной практике вызвано отсутствием легального определения нацистской символики и атрибутики. Исходя из имеющихся материалов судебной практики было предложено под нацистской атрибутикой и символикой понимать «значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты, использовавшиеся организациями, признанными Нюрнбергским международным трибуналом преступными».
Много споров в правоприменительной практике возникает по вопросу возможности признания правонарушением факт публичного демонстрирования нацистской символики или атрибутики, совершенного без умысла пропаганды идей нацизма. Обоснованной представляется позиция, согласно которой пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики или атрибутики являются двумя разными действиями, предусмотренными объективной стороной статьи 20.3 КоАП. Публичное демонстрирование может быть сопряжено с пропагандой, а может и не быть сопряжено. В правоприменительной деятельности следует ориентироваться именно на положения федерального законодательства. Конечно, эти положения нуждаются в изменении на законодательном уровне посредством введения закрытого перечня исключений из запрета использования нацистской символики или атрибутики. Но на данный момент по смыслу федерального законодательства, в том числе и диспозиции ст. 20.3 КоАП РФ, необходимо четко различать пропаганду и публичное демонстрирование нацистской символики или атрибутики. Публичное демонстрирование - это более широкое понятие. Оно может быть сопряжено с пропагандой идей нацизма, а может и не быть сопряжено. В таком случае умысел на пропаганду не имеет значения, а сам факт публичного демонстрирования является основанием для привлечения к административной ответственности.
В целом было отмечено, что эффективность противодействия экстремистской деятельности может быть достигнута путем активного комплексного применения существующих мер по противодействию экстремизму всеми субъектами противодействия экстремистской деятельности, а также разработкой новых мер противодействия экстремизму информационно-аналитического, нормотворческого, правоприменительного, культурно-просветительского, воспитательно-образовательного, пропагандистского характера. Вместе с тем, на данном этапе существует ряд факторов, способных стать основой для экстремистских проявлений. Поэтому процесс их предупреждения должен реализовываться интенсивно, последовательно, системно и комплексно.
В-шестых, были предложены следующие пути совершенствования способов противодействия экстремизму и терроризму:
- условием эффективного противодействия идеологии экстремизма является разработка комплексной программы, включающей не только правоохранительный, но и политический, социальный, идеологический, пропагандистский, информационный и другие аспекты; принятие мер по устранению социальных условий, способствующих распространению идеологии насилия в любой ее форме, выработке у общества устойчивого и осознанного неприятия экстремизма и терроризма, а также привлечение населения к участию в противодействии терроризму;
- на уровне всех субъектов Российской Федерации противодействие экстремизму осуществляется посредством реализации целевых программ, которые обладают достаточным потенциалом.
Предлагается при подготовке и исполнении целевых программ использовать более детальный анализ результатов реализации таковых документов прошлых лет, а также опыт иных регионов России; привлекать научное сообщество, сотрудников правоохранительных структур, институты гражданского общества, получать от них экспертные оценки, размещать в открытом доступе проекты целевых документов и проводить общественные обсуждения. Следует рассмотреть возможность разработки единой методики для подготовки программ, т.е. нормативно закрепить наиболее оптимальную форму и содержание, которую, исходя из специфики региона, уполномоченные субъекты будут вправе корректировать и дополнять, тем более подобный опыт уже имеется. Важно помнить, что в целевой программе наиболее оптимальным будет учет всех основных направлений общего противодействия: предупреждение, пресечение, минимизация последствий, выявление причин и условий экстремизма с последующим их устранением, постоянный мониторинг оперативной обстановки. Именно последний компонент противодействия позволяет своевременно анализировать пути для совершенствования и вносить корректировки в целевые программы.
Изложенное в настоящей работе освещает отдельные направления по каждому вопросу проблематики, каждое из них заслуживает детализации и более полного освящения. Данное исследование носит обобщенный обзорный характер, которое раскрывает актуальность и остроту поднятых вопросов.
1. Алхутова Е. Ю. Особенности координационной деятельности современной прокуратуры // Административное и муниципальное право. 2017. № 4. С. 69-76.
2. Амирокова Р.А. Политический экстремизм: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические и гендерные проблемы современного российского общества: материалы 49-й научно-метод. конференции «Универсальная наука-региону». Ставрополь, 2004. С. 45-49.
3. Апанасюк Л.А. Анализ региональных программ преодоления ксенофобии и экстремизма в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. № 8 (124). С. 90-97.
4. Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1. С. 230-234.
5. Бахтеева А.Р. Политический терроризм как социальное явление современности: дис. ... канд. социолог. наук. М., 2010. 212 с.
6. Боровской Г.В. К понятию и сущности современного экстремизма в Российской Федерации // Ученые записки Сахалинского государственного университета. 2015. № 1 (11-12). С. 169-176.
7. Бочков А. А., Бородич В. М., Ивашкевич Е. Ф. Понятие, причины и пути борьбы с экстремизмом // Ученые записки УО ВГУ им. П. М. Машерова. 2006. Т. 5. С. 22-38.
8. Буткевич С.А., Коноплева А.А. Распространение экстремизма в Республике Крым: проблемы противодействия и пути их решения // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 1 (19). С. 76-83.
9. Верхоглядов Я.Е. Целевые программы как средство реализации государственно-правовой политики в сфере противодействия экстремизму (на примере Сибирского федерального округа Российской Федерации) // Проблемы противодействия экстремизму и терроризму: региональный формат: международный сборник научных статей / Под ред. Д.Л. Проказина. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2021. С. 39-44.
10. Вехов И.В. Экстремизм как объект социологического исследования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 111. С. 284-290.
11. Воронов И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. полит, наук. М., 2003. 30 с.
12. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 05 апреля. № 67.
13. Высоцкий К.Г., Азаров В.В. Некоторые особенности проявлений
экстремизма на современном этапе // // Проблемы противодействия
экстремизму и терроризму: региональный формат: международный сборник научных статей / Под ред. Д.Л. Проказина. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2021. 152 с.
14. Галяшина Е. И., Подкатилина М. Л. Ответственность за демонстрацию нацистской атрибутики или символики либо обозначений, сходных с ними до степени смешения // Lex Russia. 2012. Т. LXXI. № 4. С. 766¬773.
15. Ганаева Е.Э. Молодежный экстремизм как тип девиации // Молодой ученый. 2012. № 12. С. 13-17.
16. Геворкова К. В. Экстремизм: универсальные черты и спектр формообразований: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2011. 179 с.
17. Головин А. Ю., Аристархова Т. А. Сущность экстремизма и особенности его проявления в молодежной среде // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013. № 3. С. 5-8.
18. Голубовский В.Ю. О совершенствовании деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних: материалы междунар. научно-практической конференции 26-27 августа 2005 г. М.: ДООП МВД России; ВНИИ МВД России, 2006. С. 6-9.
19. Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему: монография / Юрий Горбунов. М.: Молодая гвардия, 2008. 460 с.
20. Гулягин А.Ю. Эффективность координации деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2009. № 6(14). С. 44-48.
21. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (Принята 25.11.1981 Резолюцией 36/55 на 73-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
22. Дерюгина Ю.Н. Терроризм: уголовно-правовой и
криминологический аспекты : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 220 с.
23. Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (Подписан в г. Душанбе 05.10.2007) // СЗ РФ. 2010. № 24. Ст. 2940.
24. Дорская А. А Понятие светского государства в России: историко-правовой анализ // История государства и права. 2014. № 7. С. 30-34.
25. Духовные основы противодействия идеологии экстремизма и терроризма / Под ред. А.Л. Анисина. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2019. 99 с.
26. Европейская конвенция о пресечении терроризма (ETS № 90) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 27.01.1977) (с изм. от 15.05.2003) // СЗ РФ. 2003. № 3. Ст. 202.
27. Забарчук Е.Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности // Журнал российского права. 2008. № 6. С 12-17.
28. Зинуров Р.Н. Координационная деятельность российской прокуратуры: тенденции и закономерности. Уфа: Гилем, 2002. С. 224-229.
29. Ищенко О.В., Фазлутдинова Г.И. Совершенствование программ по профилактике экстремизма в ХМАО - Югре // Современные проблемы, тенденции и перспективы социально-экономического раз-вития: сб. науч. тр. по мат-лам VIII междунар. науч.-практ. конф-ции. М., 2018. С. 81-88.
30. Ищенко С.А. Административно-правовые и другие аспекты экстремизма в современном обществе (история, становление и развитие) // Административное право и процесс. 2018. № 5. С. 13 - 22.
31. Каркач П.М. Координационная функция прокуратуры Украины: уч.- метод. пособие. Харьков: Право, 2005. 340 с.
32. Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.07.2021 г. № 88А-11391/2021 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлю с.
33. Килясханов Х.Ш. Социально-философский анализ феномена политического экстремизма в условиях реформирования российского общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тверь, 2006. 36 с.
34. Кнительпот О.В. Система противодействия политическому экстремизму в современном российском обществе: автореф. дис. . канд. социол. наук. Саратов, 2006. 30 с.
35. Кобзарев Ф.М. Оценка эффективности координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью // Законность. 2014. № 11. С. 20-23.
36. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.
37. Козаченко А.И. Организованные преступные группировки экстремистской направленности / А.И. Козаченко, М.О. Гелемей // Борьба с организованной преступностью и коррупцией (теория и практика). 2012. № 1 (27). 24-30.
38. Кокорев В.Г. Соотношение понятий: «терроризм» и «экстремизм» // Социально-экономические и процессы. Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2013. №1 (047). С. 239-244.
39. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (Заключена в г. Варшаве 16.05.2005) // СЗ РФ. 2018. № 8. Ст. 1091.
40. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
41. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Президентом РФ 30.05.2018) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
42. Корнилов Т.А. Возникновение, развитие и понятие экстремизма // Российский следователь. 2011. № 17. С. 23-25.
43. Кочергин Р.О. Некоторые аспекты криминологического обоснования существования молодежного экстремизма, основанного на национальном или религиозном признаках: Criminological foundation of young people extremizm based on national and religious notes // Человек. 2008. № 1. С. 117-120.
44. Кочесоков З., Арипшев А. Факторы, влияющие на развитие религиозного фундаментализма на современном этапе // Научный портал МВД России. 2013. № 3(23).
45. Кочои С.М. Терроризм и экстремизм: уголовно-правовая
характеристика. М., 2005. 277 с.
46. Махник Д.И. Конституционно-правовые средства противодействия экстремизму при реализации гражданами права на объединение в политические партии // Журнал российского права. 2011. № 6. С. 13-14.
47. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Заключена в г. Нью-Йорке 15.12.1997) // СЗ РФ. 2001. № 35. Ст. 3513.
48. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма
(Заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1999) // Бюллетень международных
договоров. 2003. № 5.
49. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Заключена 21.12.1965) (с изм. от 15.01.1992) // Ведомости ВС СССР. 1969. № 25. Ст. 219.
50. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // БВС РФ. 1994. № 12.
51. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // БВС РФ. 1994. № 12.
52. Мещерякова Э.И., Бочаров А.В. Контент-анализ взаимосвязей культурно-средовых идеологических факторов с понятием «экстремизм» в информационном поле рунета // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 211-216
53. Михайлов С.В. Юридический анализ дефиниции экстремизма // Судья. 2019. № 4. С. 50 - 63.
54. Морозов И.Л. Построение эмпирической модели структуры власти в экстремистской группировке (на основе адаптированной методики Эрика Берна) // Полис (Политические исследования). 2009. № 5. С. 32-40
55. Нетаньяху Б. Война с терроризмом: как демократии могут нанести поражение сети международного терроризма: пер. с англ. М., 2002. 190 с.
56. Никитин А.В. Терроризм как форма девиантного поведения (криминологический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. 205 с.
57. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2007. 996 с.
58. Определение Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 г. № 1053-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кочемарова Владислава Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 статьи 1 и части третьей статьи 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» // ВКС РФ. 2014. № 2.
59. Определение Конституционного Суда РФ от 23.10.2014 г. № 2480-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мурашова Владимира Алексеевича на нарушение его конституционных прав статьей 6 Федерального закона «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», статьей 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
60. Пестрецов М.А. Особенности проявления молодежного экстремизма и меры противодействия // Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики: монография / Под общ. ред. С.А. Буткевича. Симферополь: Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2015. С. 274-282.
61. Петров Д.Б. Профилактика религиозного экстремизма: теория и практика. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2018. 86 с.
62. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской
Федерации: Зарегистрировано преступлений террористической
направленности [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://crimestat.ru/offenses_chart(дата обращения: 30.04.2022).
63. Постановление администрации Алтайского края от 31.12.2014 № 602
«Об утверждении государственной программы Алтайского края «Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/423904743(дата обращения: 30.04.2022).
64. Постановление Администрации городского округа Самара от 23.06.2021 г. № 417 «Об утверждении муниципальной программы городского округа Самара «Профилактика терроризма и экстремизма на территории городского округа Самара» на 2021 - 2023 годы» // Самарская Газета. 2021. 24 июня. № 129 (6854).
65. Постановление Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 26.09.2019 г. № 2579-п/1 (ред. от 02.02.2022) «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика терроризма, экстремизма и иных правонарушений на территории городского округа Тольятти на 2020 - 2024 годы» // Городские ведомости. 2019. 01 октября. № 73 (2235).
66. Постановление Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 14.01.2022 г. № 32-п/1 «О мерах по профилактике экстремизма и терроризма на территории городского округа Тольятти, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений на территории городского округа Тольятти» // Городские ведомости. 2022. 18 января. № 3 (2456).
67. Постановление Калининского районного суда г. Новосибирска № 5-197/2017 от 13.07.2017 г. по делу № 5-197/2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/df6IfptUwAon(дата обращения: 20.04.2022).
68. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал», международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной» // ВКС РФ. 2015. № 2.
69. Постановление Новоуренгойского городского суда Ямало¬
Ненецкого автономного округа № 5-320/2017 от 07.06.2017 г. по делу № 5-320/2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://sudact.ru/regular/doc/JkzSX4GDc55J(дата обращения: 20.04.2022).
70. Постановление Правительства РФ от 27.01.2014 г. № 58 (ред. от 01.02.2022) «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы» // СЗ РФ. 2014. № 5. Ст. 509.
71. Постановление Советского районного суда г. Липецка № 5-461/2017 от 22.05.2017 г по делу № 5-461/2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/RX2ziCApb1b8(дата обращения: 20.04.2022).
72. Постановление СФ ФС РФ от 15.04.2015 г. № 139-СФ «О мерах по противодействию экстремизму и обеспечению общественной безопасности» // СЗ РФ. 2015. № 16. Ст. 2322.
73. Приказ Генпрокуратуры России от 16.01.2012 г. № 7 «Об
организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» // Законность. 2012. № 3.
74. Приказ Генпрокуратуры России от 21.03.2018 г. № 156 «Об
организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности» // Законность. 2018. № 6.
75. Приказ МВД России от 17.01.2006 г. № 19 (ред. от 28.12.2021) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по
предупреждению преступлений») [Электронный ресурс] // СПС
КонсультантПлю с.
76. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму : учебное пособие / Под ред. А.В. Юрковского. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. 183 с.
77. Профилактика (предупреждение) экстремизма и терроризма: методическое пособие для пропагандистов / Под общ. ред. Л.Н. Панковой, Ю.В. Таранухи. М.: Университетская книга, 2010. 312 с.
78. Разъяснение Федеральной службы по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций от 15.04.2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news31736
(10.04.2022).
79. Распутин Н.В. Особенности определения религиозного экстремизма // Научные тенденции: юриспруденция: сб. науч. трудов по материалам междунар. науч. конф. г. Самара, 20 окт. 2016 г. Самара: Изд-во: ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2016. С. 11-13.
80. Рашковский Е. Сикхизм: «воинствующая церковь» // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 5.
81. Рейтинг стран мира по уровню терроризма [Электронный ресурс] //
Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/global-terrorism-index (дата
обращения: 30.01.2022).
82. Решение Московского городского суда от 17.02.2022 г. по делу № 7¬2722/2022[Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
83. Римский А.В., Артюх А.В. Экстремизм и терроризм: понятие и основные формы проявления // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. № 16 (71). С. 244-249.
84. Савочкин Д.С. Транснациональный терроризм как угроза национальной безопасности Украины // Борьба с организованной преступностью и коррупцией (теория и практика). 2010. № 23. С. 60-66.
85. Савочкин Д.С. Формы и методы террористической деятельности // Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики: монография / Под общ. ред. С.А. Буткевича. Симферополь: Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2015. 328 с.
86. Сенин И.Н. Экстремизм: понятие и виды // Инновационное образование и экономика. 2008. № 2. С. 80-84.
87. Синякин И.И. Терроризм с использованием оружия массового
уничтожения: вопросы международно-правового противодействия:
монография. М.: Норма, 2012. 192 с.
88. Скворцова Т.А. Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. 196 с.
89. Смушкин А. Б. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля
2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
(постатейный) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
90. Сокол В.Ю. Современный экстремизм: сущность, проблемы противодействия. Краснодар: Академия МВД России, 2005. 190 с.
91. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 года. - М.,
2020. [Электронный ресурс] // Режим доступа: ййрз://мвд.рф. (дата обращения: 17.04.2022).
92. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2020 года. - М.,
2021. [Электронный ресурс] // Режим доступа: ййрз://мвд.рф. (дата обращения: 17.04.2022).
93. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2021 года. - М.,
2022. [Электронный ресурс] // Режим доступа: ййрз://мвд.рф. (дата обращения: 17.04.2022).
94. Состояние преступности в России за январь-март 2022 года. М., 2022. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://мвд.рф/reports/item/29705686/ (дата обращения: 30.04.2022).
95. Сукиасян С.Г. Иллюзии и реальность современной цивилизации: уроки терроризма // NB: Психология и психотехника. 2013. № 3. С. 40-163
96. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
97. Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации»// СЗ РФ. 2021. № 27 (Ч. II). Ст. 5351.
98. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии
экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.
99. Указ Президента РФ от 13.06.2012 г. № 808 (ред. от 05.03.2022) «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу») // СЗ РФ. 2012. № 25. Ст. 3314.
100. Указ Президента РФ от 17.02.2016 г. № 64 (ред. от 15.06.2020) «О некоторых вопросах Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 8. Ст. 1098.
101. Указ Президента РФ от 17.06.2003 г. № 680 «О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» // СЗ РФ. 2003. № 25. Ст. 2514.
102. Указ Президента РФ от 18.04.1996 г. № 567 (ред. от 31.12.2019) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958.
103. Указ Президента РФ от 18.11.2015 г. № 562 (ред. от 18.11.2021) «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма» (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма») // СЗ РФ. 2015. № 47. Ст. 6576.
104. Указ Президента РФ от 22.01.2001 г. № 61 (ред. от 29.07.2017) «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» // Российская газета. 2001. 23 января. № 14
105. Указ Президента РФ от 26.07.2011 г. № 988 (ред. от 17.02.2016) «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации») // СЗ РФ. 2011. № 31. Ст. 4705.
106. Указ Президента РФ от 26.12.2015 г. № 664 (ред. от 29.01.2022) «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете») // СЗ РФ. 2015. № 52 (Ч. I). Ст. 7591.
107. Указ Президента РФ от 29.05.2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // СЗ РФ. 2020. № 22. Ст. 3475.
108. Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об участии граждан в охране общественного порядка» // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
109. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
110. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001. № 33 (Ч. I). Ст. 3418.
111. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
112. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 80-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1928.
113. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
114. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
115. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
116. Фридинский С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности // Обзор. НЦТПИ. 2015. № 5. С. 12-16.
117. Хлебушкин А.Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. 32 с.
118. Хоровинников А.А. Экстремизм как социальное явление
(философский анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2007. 33 с.
119. Хумигов А.А. Базовое понятие системы противодействия
терроризму // Современное право. 2013. № 2. С. 100-102.
120. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15.06.2001) // СЗ РФ. 2003. № 41. Ст. 3947.
121. Шинкевич В.Е. Молодежный экстремизм как фактор возникновения террористических угроз в обществе: социально-философский аспект // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 3. С. 22-26.
122. Шогенов А.М. Современное состояние преступлений экстремистской направленности в России и проблемы доказывания // В сборнике: ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 2019 сборник статей XXVIII Международного научно-исследовательского конкурса. 2019. С. 60-64.
123. Экстремизм: стратегия противодействия и прокурорский надзор: монография / П.В. Агапов и др.; Академия Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М, 2016. 432 с.
124. Юрицин А. Е. Взаимодействие полиции с органами государственной власти и местного самоуправления в сфере противодействия экстремизму // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 2. С. 92-97.
125. Юрковский А. В. Право как ценность и ценности в праве // Социология и право. 2016. № 2 (32). С. 93-98.
126. Юрковский А.В. Ценностные ориентиры в конституционном праве стран Северо-Восточной Азии // Проблемы права. 2014. № 4 (47). С. 56¬66.
127. Юрковский А.В., Сараев А.В., Кузьмин И.А. Борьба с терроризмом в России и Республике Корея: сравнительный анализ особенностей организации и деятельности сил специального назначения // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века. Counter-Terrorism. 2016. № 1. С. 50-57.
128. Яковлев А.Ю. И вновь о терроризме: еще одна попытка найти его дефиницию // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С. 118-119
129. Яровский М.А. Причины и условия религиозного экстремизма в современной России // Юридический мир. 2008. № 8. С. 17-20.