Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность функций государства 8
1.1 Сущность понятия «функции государства» 8
1.2 Эволюция взглядов на функции государства 22
Глава 2. Классификация функций государства 42
2.1 Классификация функций по сферам государственной деятельности (объектам воздействия) 42
2.2 Иные классификации функций государства 61
Глава 3. Формы и методы осуществления функций государства 76
3.1 Формы осуществления функций государства 76
3.2 Методы осуществления функций государства 96
Заключение 110
Список используемой литературы и источников 114
Приложение 126
Приложение 1. Основные классификации функций государства 126
Приложение 2. Основные формы осуществления функций государства 128
Актуальность исследования. Выбор темы исследования обусловлен ее несомненной актуальностью в современный период.
Государство, как важнейший институт, организующий жизнь общества, появилось в ходе развития человечества. С течением времени оно эволюционировало, происходило усложнение механизма осуществления власти над обществом. В разные периоды развития в соответствии с различными общественными потребностями формировались ключевые направления государственной деятельности, то есть, функции государства. В зависимости от условий, в которых происходила эволюция человеческого общества и государства формировалась определенная система функций, выделялись приоритетные элементы, обновлялась государственная система в целом.
Продолжительные процессы постижения людьми окружающей действительности привели к пониманию функций как важнейших направлений деятельности государства, в которых заключается его сущность и значение. Эти процессы имеют место и в настоящее время.
Вопрос о функциях государства и формах их реализации является одним из важнейших в теории государства и права. Это определяется тем, что в функциях проявляется сущность и значение государства.
Любое государство отличается большим разнообразием наблюдаемых и воспринимаемых проявлений, связанных с жизнью общества. Это объясняется широким спектром выполняемых задач в различных социальных сферах, а также множеством форм и методов реализации государственных функций. Соответственно, понимание основ существования и развития государства основывается на понимании его функций. Кроме того, структура государства также определяется функциями.
Структура деятельности государства напрямую зависит от системы отношений, на которые оно воздействует. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры. Проблема функций государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. С помощью функций представляется возможным определить характер политики, разумность государственных приоритетов на данном этапе существования, степень организованности государства и эффективности его деятельности. Появляется возможность рассматривать государство не только со стороны формы, строения и содержания, но и с точки зрения его разносторонней деятельности и функционирования.
Изучение функций способствует адекватному оцениванию возможностей государства, позволяет понять сущность и особенности его взаимосвязей с различными социальными институтами в целях общественного прогресса. Гармоничный и адекватный набор функций и форм определяет степень эффективности организации государства. Сами формы тесно связаны с сущностью и деятельностью государства. Они динамичны и трансформируются вместе с изменениями в сферах жизни общества и государства. Благодаря верному сочетанию форм, способствующих реализации тех или иных функций, возможно наиболее стабильное и гармоничное развитие.
К настоящему времени многогранные процессы в государственно - правовой жизни общества потребовали пересмотра основной массы привычных представлений. Преобразования, происходящие в российском обществе в последние десятилетия, отразились и на функциях, осуществляемых государством, которые обрели новый вид и содержание.
В настоящее время вопрос о функциях государства остается сложным и спорным. В юриспруденции имеют место разнообразные взгляды на определение функций, виды их классификации и особенности реализации.
Дискуссионный характер вопроса о функциях, формах и методах их осуществления в юриспруденции и других науках сохраняет свою актуальность и будет значим, пока государство играет важнейшую роль в организации общества. Актуальность этого вопроса характерна и для Российского государства, где происходят глобальные преобразования во всех сферах общественной жизни, результатом которых должно стать развитие правовое государство и гражданское общество.
Всестороннее исследование вопроса о функциях государства является крайне важным для эффективной эволюции государственности на современном этапе. Это предполагает выявление перспективных путей развития органов власти, концентрация внимания на важнейших задачах и проблемах, максимально возможное сокращение ошибок и недоработок в государственной деятельности.
Вышесказанное обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы в рамках данного исследования.
Цель исследования - проведение комплексного общетеоретического анализа функций государства, раскрытие форм и методов их осуществления с учетом различных научных подходов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, содержание, признаки и назначение функций государства с учетом тенденций его трансформации на современном этапе.
2. Рассмотреть основные классификации функций государства и проследить их генезис.
3. Охарактеризовать формы и методы осуществления функций государства
4. Проанализировать функции, формы и методы их реализации в современном Российском государстве.
Объект исследования - общественные отношения, регулируемые государством.
Предмет исследования - понятие и сущность функций государства, классификация, формы и методы их осуществления.
Положения, выносимые на защиту:
1. Понятия «функция государства» и «форма осуществления функций государства» отражают социальную сущность государства, сферы общественных отношений, требующие воздействия со стороны государства и права, а также определяют важнейшие цели и задачи государства.
2. Трансформация функций зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе развития государства, а также от целей, которые оно преследует.
3. К настоящему времени не сложилось единой общепринятой классификации функций государства, а также форм их осуществления, однако, значительная часть исследователей, подчеркивая определенную условность, придерживается разграничения функций в зависимости от сфер общественных отношений на внутренние и внешние, а форм - на правовые и неправовые (организационные).
4. При осуществлении функций как правовые, так и неправовые формы взаимодействуют, сочетаются и дополняют друг друга.
В качестве теоретической основы исследования была использована научная литература по теории государства и права, а также по отдельным отраслям юриспруденции. Кроме того, анализировались соответствующие работы по истории, философии и политологии.
В частности, свои рассуждения мы основывали на трудах отечественных ученых, таких, как М.И. Байтин, Л.И. Загайнов, М.Н. Марченко, Л.А. Морозова, Ю.А. Тихомиров, Н.В. Черноголовкин и другие.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы, кодексы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, относящиеся к предмету исследования.
В основе методологии исследования находится диалектический метод познания общественных процессов и социально-правовых явлений, а также его категориальный аппарат и принципы научного познания. Использовались положения современной научной методологии теории государства и права, общенаучные (анализ, синтез, системный подход, индукция, дедукция), частные (формально-юридический) и специальные (сравнительный, исторический, структурно-функциональный) методы познания, дающие возможность изучать действительность в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности на теоретическом (системный, сравнительно-правовой, информационный, синтез, индукция, дедукция, историко-юридический метод) и эмпирическом уровнях (исследование различных источников в рамках СМИ).
Научная новизна исследования заключается в проведении комплексного анализа функций государства, форм и методов их осуществления с различных научных позиций, с учетом современных подходов и опорой на принципы объективности, системности и историзма.
Апробация исследования. По результатам работы были опубликованы две научные статьи.
Поставленные цели и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников, приложений. В первой главе раскрывается сущность и эволюция взглядов на функции государства. Во второй главе отражены основные классификации функций государства. В третьей главе рассмотрены формы и методы осуществления функций государства.
В заключение можно отметить следующее. Термин «функция», применительно к государству, считается одним из основных в теории государства и права, и характеризует активную, деятельную сторону.
Вплоть до настоящего времени в науке нет единой точки зрения по определению данного понятия, однако, обобщенно можно сказать, что функция государства - это основное направление государственной активности, которое реализуется в какой-либо сфере, отражает сущность, а также социальное значение государства, и имеет регламентацию с помощью законодательства.
Среди важнейших признаков функций можно выделить прямую связь с сущностью государства и его социальным значением, ориентацию на решение задач и достижение целей, возникающих у государства и трансформирующихся в том или ином периоде.
Развитие функций происходит в ходе становления и эволюции государства. Они зарождаются и трансформируются в зависимости от государственных целей и задач, существующих на определенном историческом этапе.
Государственные функции объективны по своей природе и осуществляются с помощью воли и сознательной деятельности общества. Они имеют системный характер, который проявляется в разнообразных взаимозависимостях, и осуществляются органами государства.
Функции не являются статичными по своей природе, сложившимися одномоментно и существующими в неизменном виде.
Особенности их осуществления и трансформация тесно связаны с задачами, которые возникают перед обществом на соответствующем этапе развития, и преследуемыми целями.
Конкретно-исторические условия во многом определяют не только значимость сформировавшихся функций, но и могут способствовать выделению из них новых, самостоятельных направлений деятельности государства. Например, к ним можно отнести появление функции охраны природы в случае наличия экологических проблем, функцию организации общественных работ при необходимости реализации крупных экономических проектов и другие примеры.
В ходе эволюции государства часть функций исчезает в силу утраты своей значимости, другая часть видоизменяется, а третья - возникает впервые в силу объективных причин. Только зарождение и существование функций в силу объективной общественной нужды позволяет говорить о эффективном функционировании государства.
В теории государства и права имеется большое количество различных классификаций государственных функций. Наиболее аргументированной является градация функций по сферам государственной деятельности с условным выделением внутренних и внешних функций. Это позволяет выявить связь функций и проследить изменения их объема и содержания, а также значимость и число с появлением новых государственных целей и задач.
Условно к функциям, осуществляемым внутри государства, относят политическую, экономическую, социальную, экологическую, защиты прав и свобод личности, поддержание законности и правопорядка, а к внешнегосударственным - оборону, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими государствами, в том числе в решении глобальных проблем современности.
На современном этапе развития государства и общества продолжают появляться новые функции, вызванными объективной реальностью, такие как информационная, антикоррупционная и другие. Кроме того, формируются глобальные функции государства, которые отражают его функционирование в масштабных сферах, выходящими за рамки границ (например, экологическая функция) и предполагающие совместные усилия всего человечества.
Функции любого государства осуществляются с помощью специфических форм, то есть способов практической деятельности государства по решению наиболее существенных задач и достижению целей, условно подразделяемые на правовые и организационные (иначе, неправовые). Эти формы связаны между собой в единую систему, которая проявляется, например, в том, что правовые формы следуют за неправовыми, последние могут приобретать правовую форму.
При осуществлении государственных функций используются различные методы, зависящие от вышеназванных форм и подразделяющиеся в зависимости от содержания государственной деятельности и по иным критериям.
Вопрос о формах осуществления функций тесно связан с вопросом о методах. Несмотря на кажущееся терминологическое сходство и то, что некоторые исследователи отождествляют эти понятия, все же они различаются. Однако в юридической литературе до сих пор отсутствуют ясные критерии выделения форм и методов.
Сферы приложения функций государства не всегда совпадают друг с другом, поскольку в одной сфере государственной деятельности может реализовываться более одной функции и, наоборот, одна функция может проявляться в нескольких общественных сферах. Активность всех органов власти проходит в рамках осуществления государственных функций и не может им противоречить. Современное государство выступает средством интеграции общества и осуществляет общесоциальные функции, сохраняя при этом возможности подавления сопротивления своей воле и господства какой-либо социальной группы. В любом государстве, в том числе и правовом, имеет место классовая составляющая, и сочетаются общественные интересы с интересами отдельных классов или социальных групп.
Главной целью государства в современном мире является всемерное улучшение жизни общества и каждого его члена благодаря развитию экономической сферы, сохранению благоприятной окружающей среды и социальной стабильности. Это отражается в функциях современных государств, которые имеют общие тенденции своей эволюции, а именно, расширение количества и сфер охвата, сочетание внутри- и внешнегосударственных аспектов, значительное изменение содержания функций, существующих длительное время, приоритет общесоциального начала, отражение ценности государства как арбитра, источника безопасности и стабильности. Трансформация функций ускоряется и благодаря социальной информатизации, развития телекоммуникационных технологий, затрагивающих все человечество.
Одновременно имеют место эволюционные процессы, затрагивающие функции отдельных государств, ранее относящихся к развивающимся и недемократическим. Это проявляется в сфере экономики, при переходе к рыночным отношениям, а также в политической сфере при движении в сторону правового государства и гражданского общества.
Принимая во внимание постоянную эволюцию как государственных, так и общественных институтов, в обозримом будущем будет сохраняться тенденция численного увеличения государственных функций в связи с вновь появляющимися целевыми ориентирами и новыми разновидностями общественных отношений.
Все ранее рассмотренные особенности трансформаций функций государства характерны и для современной Российской Федерации. Несмотря на то, что в отечественной юриспруденции теория функций государства изучалась на протяжении нескольких десятилетий, многие вопросы сохранили дискуссионный характер. Особенности государственного функционирования остаются актуальными для юриспруденции, а новации, характерные для современного государства и общества, усиливают важность их изучения.
Система государственных функций значительно видоизменилась и продолжает существенно меняться, что требует серьезного научного изучения, в том числе объективного анализа эффективности каждой функции, ее форм и методов, а также выработки концептуальных основ взаимодействия.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) - http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.01.2019 г.).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) - http://www.consultant.ru (дата обращения: 1.02.2019 г.).
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» - http://www.consultant.ru (дата обращения: 1.02.2019 г.).
4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 29.07.2017) - http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.01.2019 г.).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.12.2017) - http://www.consultant.ru (дата обращения: 1.02.2019 г.).
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2017) - http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.01.2019 г.).
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51 -ФЗ - http://www.consultant.ru (дата обращения: 2.02.2019 г.).
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (действующая редакция от 28.12.2016) - http://www.consultant.ru (дата обращения: 2.02.2019 г.).
9. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ - http://www.consultant.ru (дата обращения: 2.02.2019 г.).
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2018) - http://www.consultant.ru (дата обращения: 1.02.2019 г.).
11. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017) - http://www.consultant.ru (дата обращения: 1.02.2019 г.).
12. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) - http://www.consultant.ru (дата обращения: 1.02.2019 г.).
13. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ - http://www.consultant.ru (дата обращения: 2.02.2019 г.).
14. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ - http://www.consultant.ru (дата обращения: 2.02.2019 г.).
15. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ - http://www.consultant.ru (дата обращения: 2.02.2019 г).
...