Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения послевузовской адаптации студентов 7
1.1 Послевузовская адаптация как объект социологического анализа 7
1.2. Модели и этапы послевузовской адаптации 11
Глава 2. Особенности послевузовской адаптации выпускников-гуманитариев 19
2.1. Эмпирический анализ трудовой послевузовской адаптации выпускников-гуманитариев 19
2.2 Изучение особенностей трудовой послевузовской адаптации выпускников-гуманитариев 37
Заключение 51
Список используемой литературы и источников 54
Приложение 58
Актуальность темы исследования. Адаптивный процесс представляет собой сложный и многогранный процесс, включающий в себя приспособление самого человека к требованиям социума, а также собственным желаниям. На пути к заветной профессии молодой специалист несомненно испытывает трудности в период послевузовской адаптации, что в результате может привести к разочарованию не только в профессии, а также у молодого специалиста появляется желание сменить род своей профессиональной деятельности.
Актуальность данного исследования обусловлена тем фактом, что программы по адаптации выпускников малоэффективны или же вовсе не применяются, что в последующем сказывается на процессе адаптации выпускников: для молодых специалистов становится труднее «вливаться» в новый коллектив, возникает чувство тревоги из-за возложенных на них новых обязанностей и предъявляемых к ним требованиям, а также это способствует снижению их профессиональной самооценки, понижается мотивация в получении новых профессиональных знаний, снижается интерес к совершенствованию в своей профессии.
Эта проблема особенно становится актуальной для выпускников- гуманитариев, начинающих свою профессиональную деятельность вне учебного заведения.
Степень научной разработанности проблемы. В социологии представлен значительный объем материалов в области послевузовской адаптации выпускников.
Проблемы адаптации личности в общем и адаптации студентов в процессе профессионального обучения в частности были освещены в исследованиях зарубежных ученых. Стоит отметить исследования Г.Селье, Р.Мертона, Л.Фестингера. Теоретические проблемы социальной адаптации рассматривались в трудах Л.Бристола, Э.Гюан, А.Дьюссера, Л.Тарда, У.Томаса, Дж.Томсона и др.
Накопленный опыт теоретических разработок в области исследования структуры обществ, связи социально-профессиональной адаптации с воспроизводством отдельных слоев и классов (Э.Гидденс,Э.Дюркгейм, П.Сорокин), рассмотрение социализации как функции деятельности социальных институтов общества (М.Вебер, Т.Парсонс, Г.Спенсер, Н.Дж.Смелзер, Я.Щепаньский) являются фундаментальной методологической основой для изучения проблемы социально-профессиональной адаптации выпускников вузов в условиях трансформирующегося общества.
Вопросы социальной адаптации в контексте социологических теорий затрагивались в работах М.Вебера, Э.Дюркгейма, Т.Парсонса. В контексте функционального подхода рассматривали адаптацию Р.К.Мертон, Т.Парсонс. Они, описывая разные формы приспособления к состоянию кризиса, анализируют явление фиксируемое, внешнее, не духовные искания субъектов адаптации.
Цель бакалаврской работы - изучение процесса адаптации выпускников-гуманитариев.
Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать отечественные и зарубежные теоретические подходы к проблеме адаптации молодых специалистов;
2. Выявить факторы, определяющие процесс адаптации молодых специалистов/выпускников;
3. Проанализировать механизмы адаптации выпускников-гуманитариев.
4. Сформулировать рекомендации, направленные на оптимизацию процесса адаптации выпускников-гуманитариев.
Теоретико-методологическая база исследования. Первый подход - функциональный (Р.К.Мертон, Т.Парсонс). Изучаются разные формы приспособления к состоянию кризиса, а также анализируется внешнее влияние происходящего на субъекты адаптации.
При помощи системного подхода (Р.К.Мертон, Т.Парсонс) процесс адаптации рассматривается как равновесие между потребностями, интересами и ценностями индивида и окружающей его социальной среды.
При помощи комплексного подхода изучается влияние внешних и внутренних характеристик адаптанта на процесс адаптации, рассматриваются факторы, которые могут влиять на процесс адаптации.
Объектом исследования бакалаврской работы является процесс адаптации выпускников вузов (на примере гуманитарных специальностей).
Предмет исследования - особенности послевузовской адаптации выпускников-гуманитариев.
Методы исследования: анкетирование и нарративное интервью.
Выборка исследования: тип выборки - целевая, в ходе исследования изучается выборочная совокупность (n=100 человек), выпускники гуманитарных вузов, которые уже работают в организации.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав (каждая из которых состоит из двух параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников и приложения.
Процесс адаптации является основным процессом во взаимоотношениях человека с окружающим миром, который выражается в приспособлении к изменяющимся условиям этой среды. Данный процесс неоднозначен, и зависит от многих факторов и критериев. Факторы адаптации бывают внешние и внутренние. К внутренним относятся ряд психологических свойств личности, ценностные ориентации, социально-демографические характеристики (семейное положение, наличие детей, возраст, пол). К внешним факторам относятся специфические характеристики деятельности и особенности социальной организации коллектива. На практике довольно редко в компаниях уделяется внимание адаптационным процессам, «акклиматизации» новых сотрудников. Как правило, происходит стихийная адаптация нового сотрудника на рабочем месте, без каких-либо адаптационных программ.
В выпускной квалификационной работе рассмотрена проблема послевузовской адаптации выпускников-гуманитариев.
Подводя итог проведенной работе, можно сделать следующие выводы:
1. Понятие «адаптация» - многоаспектное. Ученые, занимающиеся исследованиями в области педагогики, психологии, философии, социологии по-разному подходят к пониманию сущности понятия «адаптация».
2. В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: изучение процесса адаптации выпускников-гуманитариев.
3. Также решены задачи исследования: проанализированы отечественные и зарубежные теоретические подходы к проблеме адаптации молодых специалистов; выявлены факторы, определяющие процесс адаптации молодых специалистов/выпускников; проанализированы механизмы адаптации выпускников-гуманитариев.
Также нами были составлены рекомендации, для оптимизации процесса адаптации. Нами предлагается разделить весь процесс адаптации в организации на 3 условных адаптации - это социально-психологическая адаптация, которая включает в себя успешное вхождение адаптанта в коллектив, знакомство с культурной средой организации, а также включает в себя мотивационную составляющую к профессиональной деятельности; это профессиональная адаптация, включающая в себя полное овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также возможность успешно реализовать их в практике; это организационно-трудовая адаптация, которая знакомит адаптанта с новыми условиями труда, его обязанностями.
Социально-психологическая адаптация. Могут проводиться следующие мероприятия:
1. Рассмотреть и утвердить должность специалиста-психолога.
2. Организовать психологические консультации с новым работником.
3. При поступлении на работу провести диагностику психологического уровня адаптации (анкетирование, тестирование, беседа).
4. Разработать мероприятия, способствующие на успешное вхождение в коллектив.
Профессиональная адаптация. Могут проводиться следующие мероприятия:
1. Составление примерного плана адаптации.
2. Проведение с работником бесед, консультаций, касающихся приобретения им профессиональных навыков.
3. Составление учебного материала, а также выделение свободного времени для его изучения, консультирование по возникшим вопросом.
4. Тестирование на усвоение профессиональных навыков, знаний и умений.
Организационно-трудовая адаптация. Могут проводиться следующие мероприятия:
1. Закрепить за новым сотрудником наставника, который выбирается из опытных сотрудников организации, который обладает высоким уровнем профессиональных знаний и навыков, необходимых для успешной работы новому сотруднику.
2. Беседы с работником по вопросам, возникающим в ходе процесса адаптации.
3. Всесторонняя помощь новому сотруднику, способствующая получению необходимых профессиональных качеств и навыков.
1. Ананьева Т. Н., Илюхина Г. И., Кобелева О. В. Процессы профессиональной адаптации выпускников вузов на рынке труда в сфере обслуживания // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2015. - №1.
2. Ахмерова Д.Ф. Диагностика профессиональной адаптации выпускника образовательного учреждения // Педагогический журнал. - 2016. • Том 6. - № 6А. - С. 122-129.
3. Бавыкина Е. Н. и др. Особенности регионального рынка труда в условиях реализации компетентностного подхода //Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - №. T13. - С. 4356-4360.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. - 270 с.
5. Бондарева Т. В. К вопросу о социальной адаптации студентов в процессе планирования их профессиональной карьеры //Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании. - 2018. - С. 384-388.
6. Бондаренко В.А Социальная адаптация личности: понятие и сущность. М.: ГИТИС, 2009. - 258 с.
7. Бородулина И. В. Основные проблемы трудоустройства молодых специалистов //Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. • 2015. - С. 160-162.
8. Будякова Т. П., Полякова Т. А. Психологические аспекты трудоустройства современных выпускников вузов (Круглый стол" Партнерство в сфере подготовки кадров", Елец, 26 июня 2018) //Психолого-педагогические исследования. - 2018. - Т. 10. - №. 3. - С. 160-165.
9. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 880 с.
10. Гарькин И. Н., Медведева Л. М., Назарова О. М. Профессиональная адаптация студентов в процессе производственной практики //Вестник ПГУАС: строительство, наука и образование. - 2016. - №. 2. - С. 97-100.
11. Гильфантинова Д.Р. Психолого-педагогическая модель адаптации выпускников-психологов к профессиональной деятельности // Педагогика и психология образования. - 2018. - №1.
12. Гордон Л. А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования - 1994. - № 8/9. - С. 4-11.
13. Е. П. Александров Модели профессиональной адаптации студентов // Вестник ТИУиЭ. - 2005. - №1. - С. 13-21.
14. Зарубина Е. В., Петрова Л. Н. Технологии и методы адаптации человеческих ресурсов //Аграрное образование и наука. - 2016. - №. 4. - С. 33-39.
15. Заярская Г. В., Фомина С. Н. Особенности подготовки будущих специалистов по работе с молодежью: контекст реализации молодежной политики в условиях современной России //Педагогическое образование и наука. - 2015. - №. 2. - С. 62-68.
...