Введение 5
Глава 1 Функциональное моделирование системы сетевого обучения АО
ИВК 8
1.1 Технико-экономическая характеристика системы сетевого обучения
АО ИВК 8
1.2 Описание уровня информационных технологий предприятия 11
1.3 Концептуальное моделирование системы сетевого обучения АО ИВК 14
1.3.1 Разработка и анализ бизнес-процессов «Как есть» 14
1.3.2 Обоснование необходимости автоматизации 17
1.4 Анализ существующих разработок 18
1.5 Постановка задачи и требования к разработке проекта АИС в АО ИВК 25
Глава 2 Логическое проектирование системы сетевого обучения АО ИВК ..30
2.1 Логическая модель системы сетевого обучения АО ИВК и ее
описание 30
2.1.1 Разработка модели прикладных объектов конфигурации в
виде диаграммы классов 31
2.2 Информационное обеспечение системы сетевого обучения АО ИВК 33
2.2.1 Используемые классификаторы и системы кодирования 33
2.2.2 Характеристика нормативно-справочной и входной
оперативной информации 36
2.2.3 Характеристика выходной информации 37
2.3 Проектирование базы данных системы сетевого обучения 38
2.3.1 Выбор технологии проектирования базы данных системы сетевого обучения 38
2.3.2 Разработка концептуальной базы данных системы сетевого
обучения 40
2.3.3 Разработка логической модели данных системы сетевого обучения 42
2.4 Требования к аппаратно -программному обеспечению системы сетевого обучения 43
Глава 3 Физическое проектирование АИС 45
3.1 Выбор технологии и платформы разработки программного
обеспечения АИС 45
3.2 Описание выбранной платформы разработки 49
3.3 Разработка физической модели данных АИС 51
3.4 Разработка программного обеспечения 56
3.4.1 Схема взаимосвязи модулей приложения ССО и их описание 56
3.4.2 Разработка прикладных объектов 59
3.4.3 Разработка запросов и отчетов 69
3.5 Тестирование и описание функциональности системы сетевого
обучения 72
3.5.1 Выбор методики и критериев тестирования 72
3.5.2 Тестирование системы сетевого обучения 73
Заключение 87
Список используемой литературы и используемых источников 89
Приложение А Текст программных модулей справочников 93
Приложение Б Текст общих программных модулей 95
Приложение В Текст программных модулей документов и регистров 102
Темой работы является разработка информационной системы поддержки сетевого обучения сотрудников АО ИВК. На предприятии существует учебный центр, в котором все сотрудники предприятия периодически проходят обучение с целью повышения уровня своей квалификации. Разрабатываемая система сетевого обучения (ССО) позволит организовать процесс доведения до сотрудников теоретического материала по изучаемым курсам повышения квалификации, а также позволит объективно оценить их знания и навыки по различным компетенциям при помощи практических занятий и тестов.
Интерактивные средства представления учебного материала давно используются в преподавании курсов повышения квалификации. Состав их очень широк - от простых текстовых файлов, до видео и интерактивных презентаций. Разрабатываемая ССО позволит хранить в себе разрозненные теоретические материалы, созданные при помощи различных программных инструментов, в едином хранилище.
Но преподнесение теоретического материала - только часть процесса повышения квалификации. Контроль усвоения материала, умение выполнять практические задания по изученному теоретическому материалу являются второй важнейшей составляющей образовательного процесса. Современные информационные технологии также успешно применяются в процессе контроля знаний. В основном это выражается в системах тестирования знаний, когда сотруднику, проходящему курсы повышения квалификации, предлагается выбрать правильный ответ на вопрос из списка возможных ответов. Но современные системы контроля знаний имеют различные формы от простого тестирования до интерактивного взаимодействия с виртуальным преподавателем.
Разработка такой системы и является целью данной работы. При этом разрабатываемая система должна стать не просто системой тестирования, а комплексной системой автоматизации процесса обучения по всем преподаваемым курсам повышения квалификации в учебном центре предприятия. Отличительной ее особенностью станет возможность обратной связи с преподавателями центра.
Актуальность работы состоит в автоматизации некоторой рутинной части образовательного процесса, которую возможно выполнить без личного общения с преподавателем. Тем самым высвобождается время для творческой разработки содержания теоретического материала, интересных и сложных практических заданий.
Немаловажным преимуществом разрабатываемой системы должна стать возможность ее удаленного применения как обучающимися, так и преподавателями. Это позволяет иметь доступ к образовательному процессу вне стен учебного центр а, планировать прохождение материла индивидуально, разносить изучение материала во времени. При этом важнейшей особенностью системы будет обратная связь с преподавателем, что даст возможность заниматься с каждым обучающимся индивидуально, что практически невозможно при обычных аудиторных занятиях.
Цель исследования - разработка информационной системы поддержки процессов сетевого обучения сотрудников АО ИВК.
Объектом исследования является процесс организации сетевого обучения сотрудников.
Предмет исследования - автоматизация процесса преподнесения теоретического материала обучающимся сотрудникам и прохождения ими практических занятий.
Задачи исследования:
- обоснование необходимости разработки сетевой системы обучения, обеспечивающей сотрудников, проходящих обучение в центре, как теоретическими материалами для подготовки к занятиям, так и позволяющей выполнять практические задания;
- формализация задачи, постановка задачи на разработку программного продукта;
- выбор платформы разработки;
- разработка структуры системы;
- разработка программного обеспечения задачи;
- тестирование разработанного программного продукта, устранение ошибок и недостатков.
Для реализации функциональных возможностей системы использована платформа «1С:Предприятие 8.3». Ее широкие возможности позволили реализовать все необходимые функции системы [10].
Теоретический материал, практические задания и тесты должны составляться квалифицированными специалистами учебного центра, полностью владеющими предметом и способными подать материал наиболее емко и полезно.
Результатом работы будет являться готовая система, которую можно использовать для обеспечения сотрудников, проходящих обучение в центр е, теоретическими материалами для подготовки к занятиям, а также проверки их практической подготовки. Проверка практической подготовки осуществляется путем выставления сотрудникам практических заданий, которые они должны выполнить или тестов, которые они должны пройти.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения разработанной системы сетевого обучения в образовательном процессе учебного центра.
В результате выполнения работы были изучены особенности процесса обучения и контроля знаний, полученных обучающимися сотрудниками в ходе образовательного процесса. Был сделан вывод о возможности применения ССО как одного из лучших инструментов системы контроля знаний.
Сделан вывод о необходимости разработки автоматизированной информационной системы, позволяющей вводить теоретический материал, практические задания и тесты, а также изучать этот материал, выполнять задания и проходить тесты.
Были сформулированы требования к разрабатываемой системе, определены ее задачи и цели.
Система сетевого обучения позволит организовать процедуру обучения на порядок лучше, чем традиционный вариант.
В качестве среды разработки системы выбрана платформа «1С:Предприятие 8.3», как наиболее подходящая для целей системы. Рассмотрены основные особенности архитектуры этой системы, ее функциональность и механизмы, при помощи которых строятся прикладные решения. Найдены способы использования основных механизмов системы «1С :Предприятие 8.3» для целей проекта.
В среде разработки «1С:Предприятие 8.3» была реализована конфигурация, выполняющая поставленную задачу. Были созданы объекты конфигурации, определена их структура, реквизиты, экранные формы, написаны программные модули, реализующие заданную функциональность этих объектов. Особое внимание уделено разработке структуры объектов информационной базы: справочников, перечислений, документов.
Проведенное тестирование разработанной конфигурации показывает, что она полностью удовлетворяет поставленной задаче, работает стабильно и без ошибок, обладает большой функциональностью и удобным интерфейсом.
Разработанную конфигурацию можно внедрять в учебном центр е для организации процесса обучения.
Разработанная система может быть использована как для дистанционного, так и для смешанного обучения. В случае полностью дистанционного варианта обучения система выступает как платформа общения преподавателей и обучающихся через сеть Интернет.
В случае смешанного варианта обучения предполагается, что обучающиеся сотрудники посещают очные занятия и прослушивают изложение теоретического материала от преподавателя; учебные и методические материалы, загруженные в систему, выступают в этом случае как справочные материалы. Характер учебных и методических материалов, которые могут быть загружены в систему, как и форма их представления, могут быть любыми. В зависимости от изучаемого курса и темы, преподаватель, разрабатывающий учебные материалы, может использовать для их создания любое программное обеспечение.
Отличительной особенностью разработанной системы является планирование обучения. Предусмотрена возможность записи обучающегося (группы обучающихся) на учебный курс и средства контроля прохождения обучающимися занятий учебного курса.
Проведенное тестирование разработанной конфигурации показывает, что она полностью удовлетворяет поставленной задаче, работает стабильно и без ошибок, обладает большой функциональностью и удобным интерфейсом. Разработанную конфигурацию можно внедрять в Учебном центре для организации процесса подготовки слушателей кур сов повышения квалификации.
Внедрение разработанной системы должно резко увеличить эффективность процесса подготовки сотрудников, проходящих обучение в учебном центре, и контроля их знаний.
1. 1С:Предприятие 8. Система программ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://v8.1c.ru.- Заглавие с экрана. - (дата обращения 15.05.2022).
2. Ажеронок, В. А. Профессиональная разработка в системе «1С: Предприятие 8» (+DVD-ROM) / В. А. Ажеронок, А. П. Габец, Д. И. Гончаров, Д. В. Козырев, Д. С. Кухлевский, А. В. Островерх, М. Г. Радченко, Е. Ю. Хрусталева. - Москва: 1С-Паблишинг, 2013. - 870 с.
3. Ажеронок, В. А. Разработка управляемого интерфейса (+CD). Серия «1С: Профессиональная разработка» / В. А. Ажеронок, А. В. Островерх, М. Г. Радченко, Е. Ю. Хрусталева. - Москва: 1С-Паблишинг, 2015. - 740 с.
4. Айзенк, Г. Классические IQ тесты / Г. Айзенк. - Москва: Эксмо, 2012.
5. Ашарина, И.В. Основы программирования на языках С и С++: Курс лекций для высших учебных заведений / И. В. Ашарина. - Москва: Гор. линия-Телеком, 2018. - 208 c.
6. Бабэ Б. Просто и ясно о Borland C++: Пер. с англ. - Mосква : Бином. - 416 с.: илл.
7. Баженова, И. Ю. Языки программирования: Учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / И. Ю. Баженова; Под ред. В. А. Сухомлин. - Москва : ИЦ Академия, 2018. - 368 c.
8. Вендров, А. М. CASE технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем / А. М. Вендров. - Москва: Финансы и статистика, 2014. - 176 с.
9. Вендров, А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем / А. М. Вендров. - Москва: Финансы и статистика, 2012. - 187с.
10. Габец, А. П. Реализация прикладных задач в системе «1С: Предприятие 8.2» (+CD). Серия «1С: Профессиональная разработка» / А. П. Габец, Д. В. Козырев, Д. С. Кухлевский, Е. Ю. Хрусталева. - Москва: 1С- Паблишинг, 2014. - 830 с.
11. Гончаров, Д. И. Решение специальных прикладных задач в «1С: Предприятии 8.2». Серия «1С: Профессиональная разработка» / Д. И. Гончаров, Е. Ю. Хрусталева. - Москва: 1С-Паблишинг, 2015. - 935 с.
12. Диго, С. М. Проектирование и использование баз данных : учебник / С. М. Диго. - Москва: Финансы и статистика, 2015.
13. Дрещинский, В. А. Методология научных исследований [Электронный ресурс] : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Дрещинский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 324 с.
14. Дроздова, Г. И. Научно -исследовательская и творческая работа в семестре [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г. И. Дроздова. - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2013. - 66 с.
15. Емельянова, И. Н. Основы научной деятельности студента. Магистерская диссертация [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / И. Н. Емельянова. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 115 с.
16. Ивашина, А. С. Тестовый контроль знаний / А. С. Ивашина, Т. С. Свиридова // Специалист. - 2013. - №12.
17. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 756 с.
18. Матищев, А. Н. Эффективность р екламы / А. Н. Матищев. - Москва: Издательство «Финпресс», 2012. - 416с.
19. Мокий, М. С. Методология научных исследований [Электронный ресурс] : учебник для магистратуры / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 255 с.
20. Новости и технологии торговли [Электр онный ресурс]. - Режим доступа:http://www.torgrus.com.- Заглавие с экрана. - (дата обращения 15.05.2022).
21. Основы построения баз данных / под ред. А. Д. Хомоненко. - Санкт-Петер бург, 2014.
22. Попов, В. А. Размышление учителя над итогами тестирования /
B. А. Попов // Математика в школе. - 2013. - №3.
23. Программирование для всех [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.realcoding.net. - Заглавие с экрана. - (дата обращения 15.05.2022).
24. Радченко, М. Г. 1C: Предприятие 8.2. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы (+диск) / М. Г. Радченко, Е. Ю. Хрусталева. - Москва: 1С-Паблишинг, 2014. - 968 с.
25. Радченко, М. Г. 1С: Предприятие 8.2. Коротко о главном. Новые возможности версии 8.2 / М. Г. Радченко. - Москва: 1С-Паблишинг, 2012. - 690 с.
26. Радченко, М. Г. 1С: Предприятие 8.2. Практическое пособие р азр аботчика. Примеры и типовые приемы / М. Г. Радченко, Е. Ю. Хрусталева. - Москва: 1С-Паблишинг, 2012. - 620 с.
27. Радченко, М. Г. Архитектура и работа с данными «1С: Предприятия 8.2». Серия «1С: Профессиональная разработка» / М. Г. Радченко, Е. Ю. Хрусталева. - Москва: 1С-Паблишинг, 2013. - 650 с.
28. Титов, С. В. Недоработки централизованного тестирования /
C. В. Титов // Математика в школе. - 2012. - №7.
29. Хрусталева, Е. Ю. 101 совет начинающим разработчикам в системе «1С: Предприятие 8» / Е. Ю. Хрусталева. - Москва: 1С-Паблишинг, 2011. - 214 с.
30. Alwan, M. Automation of manufacturing processes / M. Alwan // Manufacturing, Engineering and Technology. - San Francisco, 2006. - №6. - PP. 1051-1061.
31. Automating Software Development Processes [Article] / T. Kitchens // developer.* Magazine. - Canada, 2006. - PP. 002-009.
32. Blethyn, S. G. Designing Information Systems / S. G. Blethyn, C. Y. Parker. - London: Butterworth-Heinemann, 2014 - PP. 380-382.
33. Durkovic, О. Risks in Information Systems Development Projects / O. Durkovic, L. Rakovic // Management Information Systems. - Serbia, 2009. - PP. 013-019.
34. Madhav, S. Game Programming Algorithms and Techniques / S. Madhav // Addison-Wesley. - California, 2009. - PP. 02-012.