Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты совершенствования методов управления качеством 8
1.1 Качество продукции как объект управления 8
1.2 Классификация показателей и методов управления качеством
продукции 17
1.3 Методы оценки управления показателями качества продукции 38
Глава 2. Анализ методов управления качеством на предприятии ООО «ВСР» 48
2.2 Оценка методов управления качеством на ООО «ВСР» 56
2.3 Анализ причин возникновения брака продукции 64
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию методов управления качеством 77
3.1 Рекомендации по управлению несоответствующей продукцией 77
Заключение 98
Список используемых источников
Актуальность совершенствования методов управления качеством на предприятиях объясняется тем, что последние годы современные прогрессирующие предприятия направлены на повышение качества продукции и услуг при помощи внедрения в организацию инструментов и методов по качеству. Управление качеством является рычагом для экономического развития организации, совершенствование методов управления качеством непосредственно влияет на повышение производительности деятельности предприятия, приводит к оптимизации издержек производства. Совершенствование методов управления качеством повышает один из важнейших критериев оценки организации - её конкурентоспособность. Управление качеством является одним из главных направлений деятельности предприятия, так как оно позволяет не только производить высококачественную продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, но и быстро реагировать на новые требования рынка. Следовательно, совершенствования методов управления качеством позволит выпускать актуальную, имеющую высокий спрос продукцию с новейшими технологиями изготовления и высоким качеством продукции. При совершенствовании методов управления качеством происходит интеграция работ всех отделов, что повышает уровень знаний по качеству у сотрудников, приводит к общей вовлеченности и улучшению работы всех отделов организации. Таким образом, совершенствование методов управления качеством прямым образом влияет на социально-экономические показатели предприятия и его нишу, занимаемую в отрасли.
Научная новизна выбранной темы объясняется тем, что:
- впервые исследованы и классифицированы актуальные методы управления качеством на ООО «ВСР» для определения путей их совершенствования и оптимизации технико-экономических показателей организации при помощи управления качеством процессов и продуктов;
- разработана совершенно новая внутренняя процедура по качеству
(процедура по выставлению финансовых претензий поставщику с фиксированными сроками выполнения своих стадий для ответственных лиц), являющаяся продолжением применения регламентирующего метода управления качеством;
- разработана методика по оценке поставщиков с учётом уровня брака поставляемой продукции для выбора наиболее оптимального поставщика.
Так как влияние предприятий на внешнюю среду минимизировано, определенная организация должна ставить в приоритет совершенствование внешней среды для увеличения влияния на внешнюю среду. При влиянии на внутреннюю среду с помощью технологических методов работы организации необходимы большие капиталовложения и долгий срок окупаемости внедренных технологий. Наиболее оптимальным и эффективным в данном случае является влияние на внутреннюю среду организации с помощью управления качеством производимого продукта и управление качеством производственной системы в целом, которые не требуют больших капиталовложений, но приносят быструю окупаемость и повышают конкурентоспособность действующей организации.
Влияние качества на конкурентоспособность выпускаемого продукта доказывается оптимизацией затрат на производство продукта, непрерывным совершенствованием производственного процесса с повышением производительности, и, вследствие, со снижением цены на выпускаемый продукт при проведенных модификациях. Снижение цены, в свою очередь, приводит к расширению доли рынка, занимаемой в определенной отрасли, удержанием данной доли и увеличением производственной мощности. Данный прогресс приводит к возврату капиталовложений и постоянно возрастающей прибыли организации при условии непрерывного совершенствования системы менеджмента качества.
В общих вопросах, относящихся к методам управления качеством, прославились труды знаменитых иностранных ученых - А. Фейгенбаума, Дж. Джурана, Г. Тагути, Э. Деминга, K. Исикава, Ф. Кросби, Дж. ДеФео, Х. Дж. Харрингтона, Дж. Шоттмиллера, В. Мазинга.
Одним из наиболее известных ученых в области качества является Э. Деминг, в своих учениях он предложил 14 принципов управления качеством. Его подход к управлению качеством делится на 4 важнейшие составляющие:
- статистическое управление процессами;
- научные основы управления;
- психология управления;
- системный подход [1].
Основываясь на его постулаты, «любая работа - это процесс, в ходе которого люди трансформируют полученное от поставщиков сырьё, материалы, информацию в результаты, предлагаемые потребителю» [2].
А. Фейгенбаум является автором системы всеобщего контроля качества TQC (Total Quality Control). Данная система представляет качество как метод видения бизнеса - решение проблемы по качеству и её цены в соотношении с выгодой потребителя. Данная система предполагает качество не только на конечном результате производства продукта, но и результат качества на каждом этапе его создания:
- контроль проектирования;
- входной контроль;
- контроль технологических процессов;
- контроль произведенного продукта и его доставки потребителю.
Обобщая вышеизложенное, А. Фейгенбаум определял контроль качества как «эффективную систему для координации работ по качеству всех отделов организации, непрерывного улучшения данных работ с минимизацией вложенных усилий и затрат для удовлетворения требований потребителя» [3].
Ф. Кросби в своих трудах доказал возможность оптимизации затрат при управлении качеством. Основным смыслом, который вложил в свои учения Ф. Кросби, является то, что продукция должна производиться сразу качественной без доработок и переделок, т.к. любая доработка и переделка являются дополнительными «бесполезными» затратами [4].
Рассматривая экономические трактовки понятия качества, американский профессор Х. Д. Харрингтон пишет, что «качество - это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а высокое качество - это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает» [5]. Следовательно, превышение ожиданий потребителя является инструментом для возрастания спроса на производимый продукт и повышением доли, занимаемой в отрасли, что влечет за собой рост прибыли. А это, в свою очередь, является главной целью любой действующей организации.
В российской экономике акцент приходится на более узкоспециализированные вопросы: вопросы планирования, контроля, учета и анализа затрат на качество, вопросы непосредственного влияния показателей качества на технико-экономические показатели предприятия. В исследованиях отечественных ученых Ю. П. Адлера, С. Е. Щепетовой, K. М. Рахлина, Л. Е. Скрипко, В. В. Окрепилова, Ю. Л. Голина, В. Е. Кушкина, В. И. Середкина рассматриваются проблемы качества общего и экономического характера.
Большой вклад в развитие качества как в России, так и за её пределами, внёс российский учёный В.В. Бойцов. Для эффективного управления качеством он выдвигал такие требования, как: необходимость создания стратегии и критериев управления, существование эффективной обратной связи (которая обеспечивает надзор за жизненным циклом стратегии управления качеством), наличие необходимых резервов и важность учёта роли человеческого фактора [6].
Нельзя не отметить огромный вклад трудов российских учёных о проблемах автоматизации, информационного обеспечения процессов управления и их моделирования, проектирования организационных структур, надежности, квалиметрии и труды по статистическим методам.
Но, при существующей экономической обоснованности прямого влияния качества выпускаемого продукта на экономические показатели организации, некоторые вопросы по совершенствованию качества для оптимизации экономических показателей остаются раскрытыми не до конца. В настоящее время большая часть организаций не до конца понимает важность управления качеством, а ведь именно оно позволяет выживать организации в определенной сфере отрасли в существующих условиях рыночной экономики. Следовательно, управление качеством необходимо рассматривать как рычаг к глобальному совершенствованию системы организации, к её модернизации для соответствия новейшим технологиям и постоянно изменяющемуся спросу на производимый продукт.
Но даже при понимании всей важности системы менеджмента качества на предприятии, её необходимо непрерывно совершенствовать и оптимизировать затраты на качество, фокусируясь на максимально эффективные затраты.
Целью диссертационной работы является совершенствование методов управления качеством при помощи оптимизации управления несоответствующей продукцией и совершенствования экономических методов управления качеством на предприятии.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты методов управления качеством и их показателей;
2. провести анализ методов управления качеством на выбранном для исследования предприятии;
3. разработать мероприятия по совершенствованию методов управления качеством.
Объектом исследования является ООО «ВСР».
Предметом исследования будут являться инструменты управления качеством, показатели качества на предприятии.
Теоретической и методологической основой диссертационной работы будут являться научные работы зарубежных и отечественных учёных, в которых рассмотрены проблемы повышения качества продукции на предприятиях.
При диссертационном исследовании использовались труды в области качества и экономики как отечественных, так и зарубежных авторов. В ходе изучения обозреваемой проблемы использовались экономико-статистический, аналитический, расчетно-математический и сравнительный методы.
Результаты исследования будут заключаться в разработке комплекса методических положений и практических предложений по совершенствованию методов управления качеством продукции на предприятии.
В диссертационной работе будут представлены актуальные методы управления качеством, основанные на трудах как иностранных, так и российских ученых. При проведении исследования будут рассмотрены новые подходы и предложения по методам управления качеством, направленные на совершенствование методов управления качеством и показателей качества в организации.
Основные положения, выводы и результаты диссертационного исследования будут изложены в научных статьях и применены для оптимизации технико-экономических показателей ООО «ВСР».
Структура диссертации будет определена на основе цели и задач, поставленных в диссертации. Магистерская диссертационная работа содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы, 15 таблиц, 12 формул и 24 рисунка. Список использованных источников включает 30 наименований. Объем диссертации составляет 107 страниц.
Во введении будет обоснована актуальность темы диссертационного исследования, дана характеристика степени изученности проблемы, сформулированы цель и задачи, определены объект, предмет и методы исследования, структура, научная новизна и практическая значимость работы.
В первом разделе будут рассмотрены теоретические аспекты управления качеством в организации. В нем будут представлены методы управления качеством продукции, их показатели и классификация. Также первый раздел будет содержать теоретические основы оценки управления показателями качества производимого продукта и методы, применяемые для данной оценки.
Второй раздел будет акцентирован на анализе системы управления качеством в сфере автомобилестроения, на применяющихся на предприятиях методах для оценки качества производимых сцеплений. Во втором разделе будут представлены показатели качества, оценивающие не только производимый продукт, но и функционирование производственной системы в целом. Также будет проведен анализ причин возникновения бракованной продукции и оценка методов управления качеством, применяемых для минимизации уровня бракованной продукции и затрат на брак.
В третьем разделе будут предложены рекомендации по совершенствованию методов управления качеством, основанные на исследованиях, представленных в двух первых разделах. Третий раздел будет содержать мероприятия по совершенствованию управлением несоответствующей продукцией, а также по совершенствованию экономических методов управления качеством на ООО «ВСР». После изложения рекомендаций будет рассчитана их экономическая эффективность.
Заключение будет обобщать результаты проведенных исследований и подводить итоги по теоретическому анализу, выводам и рекомендациям практического значения.
Актуальность совершенствования методов управления качеством на предприятиях объясняется тем, что последние годы современные прогрессирующие предприятия направлены на повышение качества продукции и услуг при помощи внедрения в организацию инструментов и методов по качеству. Совершенствование методов управления качеством повышает один из важнейших критериев оценки организации - её конкурентоспособность.
При совершенствовании методов управления качеством происходит интеграция работ всех отделов, что повышает уровень знаний по качеству у сотрудников, приводит к общей вовлеченности и улучшению работы всех отделов организации. Таким образом, совершенствование методов управления качеством прямым образом влияет на социально-экономические показатели предприятия и его нишу, занимаемую в отрасли.
Научная новизна выбранной темы объясняется тем, что:
- впервые исследованы и классифицированы актуальные методы управления качеством на ООО «ВСР» для определения путей их совершенствования и оптимизации технико-экономических показателей организации при помощи управления качеством процессов и продуктов;
- разработана совершенно новая внутренняя процедура по качеству (процедура по выставлению финансовых претензий поставщику с фиксированными сроками выполнения своих стадий для ответственных лиц), являющаяся продолжением применения регламентирующего метода управления качеством.
- предложено решение о смене поставщика наиболее проблемного по качеству компонента при применении статистического и экономического методов по качеству для совершенствования процесса управления качеством в организации.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты управления качеством и методов по управлению качеством: сущность методов, их классификация и способы оценки качества. Совершенствование методов управления качеством повышает один из важнейших критериев оценки организации - её конкурентоспособность. Управление качеством является одним из главных направлений деятельности предприятия, так как оно позволяет не только производить высококачественную продукцию, но и быстро реагировать на новые требования рынка. При совершенствовании методов управления качеством происходит интеграция работ всех отделов, что повышает уровень знаний по качеству у сотрудников, приводит к общей вовлеченности и улучшению работы всех отделов организации. Таким образом, совершенствование методов управления качеством прямым образом влияет на социально-экономические показатели предприятия и его нишу, занимаемую в отрасли.
Во второй главе была проведена оценка эффективности методов управления качеством на ООО «ВСР»: экономическая характеристика деятельности предприятия, анализ методов управления качеством, обнаружение наибольших затрат на качество на предприятии.
Объектом работы выбрано ООО «ВСР», основным видом деятельности которого является производство и торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
Валео (ООО «ВСР» - Валео Сервис Россия) - это всемирная промышленная группа, деятельность которой сконцентрирована на разработке, производстве и продаже автомобильных комплектующих и запасных частей для автомобилей. Валео является одним из крупнейших поставщиков систем сцепления, освещения, охлаждения двигателя, тормозных и климатических систем, и др. автокомпонентов.
Анализируя экономические показатели, можно сделать вывод, что можно сделать вывод о том, что выручка предприятия стабильно возрастает с 2016 года. В 2017 г. выручка выросла на 1637482 тыс. руб. (45%), а в 2018 году увеличилась еще на 1138662 тыс. руб. (21%). Данное стремительное увеличение выручки связано с выходом предприятия на новый рынок во Франции, а также с увеличением производства главного потребителя рассматриваемого предприятия ПАО «АВТОВАЗ». Себестоимость продаж, при этом, пропорционально выручке повысилась в 2017 году на 53% и практически приостановила свой рост в 2018 году, повысившись всего на 5%, что связано с оптимизацией процесса производства и локализацией поставщиков автокомпонентов. В 2018 г. наблюдается рост валовой прибыли до 1434852 тыс. руб., что говорит об эффективности проведённой локализации поставщиков автокомпонентов. Рентабельность продаж в 2018 году значительно увеличилась с 2017 года на 10,92 в связи с локализацией поставщиков автокомпонентов, уменьшении себестоимости. Затраты по качеству стабильно растут с 2016 года пропорционально выручке. В 2017 году они выросли на 79,28% в связи с увеличением объёма продаж, и продолжили рост в 2018 году, увеличившись на 54,89%. Индекс NQC (Non Quality Cost) в 2016 и 2017 г.г. составил 0,42 и 0,52 соответственно, не превышая допустимого уровня затрат по качеству - 0,6% от продаж. В 2018 году индекс NQC превысил допустимый уровень и составил O, 66% от продаж.
Управление качеством на ООО «ВСР» в основе закладывается на административном методе управления качеством. Выражается он в таком виде административного метода управления качеством, как регламентирующий, и основывается на процедурах по качеству. На экономические показатели компании ежемесячно напрямую влияют такие процедуры по качеству как P. Q.05-01 (Управление несоответствующей продукцией) и P.Q.12-01 (Управление несоответствиями). Анализ затрат по качеству на ООО «ВСР» начинается с анализа забракованной продукции. Анализируя забракованную продукцию с 2016 года по 2018 год, было определено, что наибольшими затратами по качеству для ООО «ВСР» являются затраты на забракованный компонент от поставщика и затраты на бракованное литьё от ПАО «Автоваз».
В 3 главе были предложены мероприятия по совершенствованию методов по качеству на ООО «ВСР» по выявленным проблемам.
Рассматривая проблему по забракованным компонентам и их продолжительному нахождению в зоне брака было предложено совершенствование регламентирующего метода управления качеством, а именно - разработка внутренней процедуры по выставлению финансовых претензий поставщику с фиксированными сроками выполнения своих стадий для ответственных лиц. Процедура по выставлению финансовых претензий поставщику поможет перевыставлять затраты, которые понесло ООО «ВСР» по вине несоответствующего компонента от поставщика, точно в срок в течение 22 дней, что позволит не влиять на показатель NQC и избежать дополнительных затрат в связи с долговременным нахождением бракованного компонента на территории предприятия. Экономическая эффективность для ООО «ВСР при внедрении процедуры по выставлению финансовых претензий поставщикам составит 7828135 руб.
Для решения проблемы по большому количеству брака по литью от поставщика ПАО «Автоваз» была предложена разработка методики по оценке поставщика с учётом уровня брака поставляемой продукции. В результате поэтапного анализа на основе методики было выявлено, что ПАО «Автоваз» был бы наилучшим вариантом поставщика, если бы были соблюдены условия контракта, а именно соблюдение процента согласованного брака. Так как поставщик нарушает данное требование, прописанное в контракте, преимущества оказываются у другого поставщика. Наилучшим поставщиком при текущих условиях будет поставщик Ижевский Литейный Завод Сплав, находящийся в городе Ижевск, который предлагает поставки чугунного литья с не более чем 7% брака. Экономическая эффективность при смене поставщика с ПАО Автоваз на ИЗЛ Сплав составит 18148670 руб.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.
1. Агарков, А.П. Управление качеством: Учебник для бакалавров / А.П. Агарков. - М.: Дашков и К, 2015. - 208 с.
2. У.Э. Деминг - Управление качеством [Электронный ресурс] URL: https://studwood.ru/744976/menedzhment/deming (дата обращения 15.05.19).
3. А. Фейгенбаум - Концепция всеобщего управления качеством [Электронный
ресурс] URL:
https://studref.com/311660/menedzhment/feygenbaum_kontseptsiya_vseobschego_kontrolya_kachestva (дата обращения 15.05.19).
4. Экономика качества, стандартизации и сертификации : метод. указания к выполнению практ. работ / сост. Ю. Г. Малахова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2017. - 38 с.
5. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие.Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2015. 174с.
6. Вклад наиболее крупных зарубежных и отечественных ученых в формирование раздела знаний о качестве [Электронный ресурс] URL: https://studbooks.net/1182574/menedzhment/vklad_naibolee_krupnyh_zarubezhnyh_otechestvennyh_uchenyh_formirovanie_razdela_znaniy_kachestve (дата обращения 15.05.19).
7. Статья: Роль стандарта ISO 9001:2000 в повышении эффективности деятельности современной организации (Королев Д.В.) ("Юрист", 2005, N 12) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
8. Управление качеством : конспект лекций / Е.М.Белый, И.Б. Романова - Ульяновск, УлГУ, 2017. - 86 с.
9. Средства и методы управления качеством: учебное пособие / В.В. Шушерин, С.В. Кортов, А.С. Зеткин. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ - УПИ, 2016. 202 с.
10. ГОСТ Р ИСО 10005-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по планированию качества.
11. Ильенкова С. Д. Управление качеством: учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д.
Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
12. Основные концепции менеджмента качества [Электронный ресурс] URL: https://helpiks.org/9-58503.html (дата обращения 20.05.19).
13. Васин, С.Г. Управление качеством. всеобщий подход: Учебник для бакалавриата и магистратуры / С.Г. Васин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 404 c.
14. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Hewlett-Packard (дата обращения 20.06.2019).
15. Миддлтон, Д. Библиотека избранных трудов о стратегии бизнеса. Пятьдесят наиболее влиятельных идей всех времен : пер. с англ. / Джон Миддлтон. - М. : Олимп-Бизнес, 2015. - 272 с.
16. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учебное пособие / С. В. Пономарев, С. В. Мищенко, В.Я. Белобрагин, В. А. Самородов, Б. И. Герасимов, А. В. Трофимов, С.А. Пахомова, О. С. Пономарева. - М.: РИА «Стандарты и качество». 2015. - 248 с.
17. Мотивация персонала при внедрении системы менеджмента качества
[Электронный ресурс] URL:
https://studbooks.net/1177216/menedzhment/motivatsiya_personala_vnedrenii_sistemy_menedzhmenta_kachestva (дата обращения 27.06.19).
18. Качество как объект управления [Электронный ресурс] URL:
https://studwood.ru/1971818/menedzhment/kachestvo_obekt_upravleniya (дата
обращения 27.06.19).
19. Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции: Учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2016. - 336 c.
20. ГОСТ Р ИСО 9000-2001: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
21. Статистические методы в управлении качеством : учебное пособие / С. М. Бородачёв.— Екатеринбург : Издво Урал. ун-та, 2016.— 87 с.
22. ГОСТ Р 50779.42-99 (ИСО 8258-91) Статистические методы. Контрольные карты Шухарта.
23. Оценка качества при помощи диаграммы Паретто [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru/11_96616_teoreticheskaya-chast.html (дата обращения 27.06.19).
24. Классификации показателей качества продукции [Электронный ресурс] URL: https://studme.org/53652/menedzhment/klassifikatsii_pokazateley_kachestva_produktsii (дата обращения 27.06.19).
25. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения (с Изменением N 1).
26. Квалиметрия: методы количественного оценивания качества различных объектов (курс лекций и практических занятий) : учеб. пособие. / под общ. и науч. ред. д.э.н., профессора Г.В. Астратовой ; ГОУ ВПО ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». - Сургут : РИО СурГПУ, 2014 - 160 с.
27. Методология оценивания уровня качества [Электронный ресурс] URL: https://studwood.ru/1308802/ekonomika/metodologiya_otsenivaniya_urovnya_kachestva (дата обращения 27.06.19).
28. Классификация методов определения значений показателей качества
[Электронный ресурс] URL:
https://studref.com/438287/menedzhment/klassifikatsiya_metodov_opredeleniya_znacheniy_pokazateley_kachestva (дата обращения 27.06.19).
29. Управление качеством и конкурентоспособностью: учебно-методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов / Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова. - Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2016 - 73 с.
30. Алгоритм расчета комплексного показателя качества [Электронный ресурс] URL:https: //helpiks. org/3-67779. html
31. Jonova E.A. Types of normative acts regulating the personnel management in the organization / E.A. Jonova // Vestnik of modern researches. - 2019. - № 1.14 (28). - Р. 18-22.
32. Maiorino Mike. Types of HR technology systems: HRIS vs. HCM vs. HRMS [Electronic resource]. - URL: https://www.financialforce.com/blog/types-of-hr- technology-systems-hris-hcm-hrms/ (date of application: 07.11.2019 г.).
33. Mologo O.O. Personnel Management Strategy / O.O. Mologo // Scientific and Educational Problems of Civil Protection. - 2019. - № 3. - P 49-56.
34. Personnel Assessment [Electronic resource]. - URL: https://hr-
guide.com/data/G360.htm (date of application: 07.11.2019 г.).
35. Roise Margaret HRIS (human resource information system) [Electronic resource]. - URL: https://searchhrsoftware.techtarget.com/definition/HRIS (date of application: 07.11.2019 г.).