Развитие светского образования в Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв. (Югорский Государственный Университет)
|
Работа сделана на примере Тобольской губернии.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Формирование системы светского образования в Западной Сибири...10
1.1 Общее и профессиональное образование в регионе……………………...10
1.2 Ценностно-воспитательные установки в преподавании…………………26
Глава 2. Светский образовательный процесс в Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв.39
2.1 Характеристика светских учебных заведений конца XIX-начала XX вв.39
2.2 Организация светского образования в Западной Сибири……………..…47
2.3 Преподавательский состав светских учебных заведений.……………..…55
Глава 3. Светское образование Тобольской губернии в конце XIX-начале XX вв.: проблемы и перспективы…………63
3.1 Особенности светского образования в Западной Сибири………………..63
3.2 Итоги развития светского образования в Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв.70
Заключение………………………………………………………………………75
Список использованных источников и литературы…………………………..79
Приложения
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Формирование системы светского образования в Западной Сибири...10
1.1 Общее и профессиональное образование в регионе……………………...10
1.2 Ценностно-воспитательные установки в преподавании…………………26
Глава 2. Светский образовательный процесс в Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв.39
2.1 Характеристика светских учебных заведений конца XIX-начала XX вв.39
2.2 Организация светского образования в Западной Сибири……………..…47
2.3 Преподавательский состав светских учебных заведений.……………..…55
Глава 3. Светское образование Тобольской губернии в конце XIX-начале XX вв.: проблемы и перспективы…………63
3.1 Особенности светского образования в Западной Сибири………………..63
3.2 Итоги развития светского образования в Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв.70
Заключение………………………………………………………………………75
Список использованных источников и литературы…………………………..79
Приложения
Актуальность. В период XVIII века система образования в России подверглась большому количеству преобразований. Так, в первой половине XVIII века впервые появилась светская школа в России. Развитие реформ образования происходило не только в центральной части России, но и на отдаленных её территориях.
Активное открытие первых школ в и учебных заведений было, как и в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве, так и в столице Сибири – Тобольске. Тобольск был основным городом всего Зауралья, и чаще всего его значение по стране приравнивали к Санкт-Петербургу.
На сегодняшний день российская система образования переживает непростой период. После смены советской системы обучения на российскую, во многом заимствованную из западных образцов, еще не удалось выработать твердых базовых принципов образовательной деятельности. В связи с этим особо актуальным является обращение к традициям, существовавшим в образовании ранее. Традиции имперского образования примечательны тем, что в них были учтены многие характерные черты российского характера и менталитета, внимание уделялось не только передаче знаний, но и духовному развитию и воспитанию учеников. Поэтому изучение, систематизация и обобщение опыта образования в Российской империи не утратило своей значимости и сегодня, поскольку в нем мы можем найти столь необходимые современной системе образования подходы и методы педагогической деятельности.
Благодаря историческому прошлому можно изменить настоящее осуществив преобразования в сфере воспитания учащихся учебных заведений данного региона. Более того, исследуемый регион имел специфические особенности, которые более подробно могут раскрыть и охарактеризовать светское образование Тобольской Губернии в намеченный рубеж веков.
Объектом исследования является система светского образования в Западной Сибири.
Предметом исследования является процесс развития светского образования Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв.
Цель исследования – выявить характерные черты развития светского образования в Тобольской губернии в конце XIX-начале XX вв.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать общее и профессиональное образование в Западной Сибири;
2. определить ценностно-воспитательные установки в преподавании;
3. рассказать про организацию светского образования в Западной Сибири;
4. рассмотреть преподавательский состав светских учебных заведений Тобольской губернии в конце XIX-начале XX в.;
5. выявить особенности развития светского образования в Тобольской губернии;
6. подвести итоги развития светского образования в Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв.
Территориальные рамки исследования ограничены Тобольской губернией до первой половины 20 в. В нее входили следующие округа: Тобольский, Тюкалинский, Березовский, Ишимский, Курганский, Сургутский, Тарский, Туринский, Тюменский, Ялуторовский. Тобольская губерния по территории являлась крупнейшим субъектом Западной Сибири и вторым, но населению, уступая Томской губернии. Тобольская Губерния - достаточно крупный регион, изучая который можно проследить тенденции развития народного образования в Сибири.
Хронологические рамки работы - рубеж XIX-XX вв. 1894-1917 гг. - период правления Николая II. В данный период наиболее активно происходит развитие капитализма в России, способствующее развитию светского школьного образования в Тобольской губернии. В 1894 г была проведена школьная перепись, по которой мы можем достоверно судить о состоянии народного образования в регионе Основное внимание уделяется 1908-1917 IT., когда наблюдается существенное увеличение числа светских школ в Тобольской губернии.
Степень изученности. Существует не так много литературы по истории светского образования Тобольской губернии в период ХIХ-ХХ вв.
Можно выделить несколько групп изучения истории светского образования Тобольской губернии. К первой группе можно причислить дореволюционную литературу. К такой литературе относятся труды Н.И. Палопеженцева, А.П. Лысова, Е.Ф. Соколова и Г.Я. Маляревского. В них детально рассматриваются вопросы состояния школьного дела в Зауралье .
В своей работе А.П. Лысов анализирует развитие народного образования на рубеже XVIII-XIX вв. в Тюменском округе. Также, приводит данные по образованию инородческого населения, уделяя особое внимание состоянию начального образования среди русского населения конца XIX века.
Исследователь прослеживает историю образования и преобразования школ и училищ в Тюменском округе на протяжении нескольких веков, уделяя внимание и внешкольному народному образованию, на примере работы бесплатных народных библиотек-читален.
В начале XX века появляется большое количество статей , авторы которых занимались историей системы образования в сибирских губерниях. К примеру, С. Чудновский представил статистику общего числа учебных заведений, количества и социального состава учащихся в Западной и Восточной Сибири.
Также появился ряд статей с обвинением местных властей в бездействии в развитии просвещения на территории Сибири. По словам М. Ангарского, - «сибирская администрация душила всякую инициативу общества, в какой бы области она не проявлялась, по с особым усердием она воздвигала гонения на общества образования и разного рода просветительные учреждения. Еще не так давно - уже при «конституционном режиме» - мы были, например, свидетелями закрытия целого ряда просветительных обществ в Сибири» . Нельзя уверенно заявить, что подобное утверждение корректно, так как в начале XX в., местные власти приложили усилия по развитию просвещения, в ожидании введения всеобщего обучения в Сибири.
Безоговорочно сложно назвать работы данного периода исследовательскими, так как для них было характерно фактическое описание событий без научного анализа.
Также необходимо выделить группу работ посвященных истории образования в России в целом , авторы которых пытались проследить общий ход истории развития образования, начиная с петровских времен и до современности.
В начале XX в. появляются работы, связанные с анализом взаимоотношений между школой и обществом. Это стал новый этап развития системы образования, который заключался в преобразовании школ изнутри.
Ко второй группе трудом можно причислить литературу 20-30-х гг. Одним из первых, кто заинтересовался историей дореволюционного образования был Н.С. Юрцовский. В своей монографии 1923 г. он проследил историю развития школьного дела в Сибири с 1703 по 1917 гг . Н.С. Юрцовский рассматривал типы школ, делая акцент на школе Западной Сибири, использовав широкий статистический материал. Н.С. Юрцовский пришел к выводу, что образование Сибири имеет одинаковые тенденции развития с Центральной частью России, и история просвещения Сибири несомненно связана с историей просвещения России в целом. Однако ему удалось выделить специфические особенности развития школы в Сибири.
Они были определены миграцией населения. Переселенцы испытывали большой интерес к образованию. Также за счёт строительства железной дороги оживилась и экономика Сибири.
По мнению Н.С. Юрцовского, причиной большого внимания правительства к этому региону послужила русско-японская война на Дальнем Востоке. В отличие от других регионов Российской империи, в Сибири процветало развитие школьной сети. Тем не менее, отставание развития образования в Сибири по сравнению с земскими губерниями России не было особенностью данного региона. Такая же разница просматривалась между земскими и неземскими губерниями в Европейской России.
Выводы из монографии Н.С. Юрцовского актуальны и в наши дни. Труд строится на статистическом материале, при этом не затрагиваются дополнительные процессы развития образования в Сибири.
В конце XX в., несмотря на повышенный интерес к дореволюционной школе Тобольской губернии, монографии по данному исследованию отсутствуют.
Светское образование Тобольской губернии также рассматривается в публикациях Г.К. Скачковой, Ю.П. Прибыльского, Г.Т. Бонифатьевой, Л.Г. Улыбиной, A.M. Невского, В.Н. Меныцикова .
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринимается попытка комплексного исследования светского образования в Тобольской губернии за хронологический период с конца XIX по начало XX вв. Помимо этого, работа отличается наличием прикладных выводов относительно того, какие из использованных методов и подходов в системе образования Тобольской губернии конца XIX-начала XX вв. можно было бы использовать сегодня.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в научных трудах и образовательной практике, в учебных пособиях по истории Сибири, истории светского образования, краеведении, при подготовке учебно-методических пособий, спецкурсов и семинаров.
Методология исследования основана на принципах системности, историзма и объективности – все факты и явления рассматриваются во взаимосвязи и развитии, с учётом специфики изучаемого исторического периода.
На основе принципа историзма рассматривается процесс становления светского образования в Тобольской губернии, развитие деятельности светских школ в контексте исторической обстановки и стоящих перед российским обществом и государством политических и идеологических задач в конце XIX - начале XX в.
Активное открытие первых школ в и учебных заведений было, как и в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве, так и в столице Сибири – Тобольске. Тобольск был основным городом всего Зауралья, и чаще всего его значение по стране приравнивали к Санкт-Петербургу.
На сегодняшний день российская система образования переживает непростой период. После смены советской системы обучения на российскую, во многом заимствованную из западных образцов, еще не удалось выработать твердых базовых принципов образовательной деятельности. В связи с этим особо актуальным является обращение к традициям, существовавшим в образовании ранее. Традиции имперского образования примечательны тем, что в них были учтены многие характерные черты российского характера и менталитета, внимание уделялось не только передаче знаний, но и духовному развитию и воспитанию учеников. Поэтому изучение, систематизация и обобщение опыта образования в Российской империи не утратило своей значимости и сегодня, поскольку в нем мы можем найти столь необходимые современной системе образования подходы и методы педагогической деятельности.
Благодаря историческому прошлому можно изменить настоящее осуществив преобразования в сфере воспитания учащихся учебных заведений данного региона. Более того, исследуемый регион имел специфические особенности, которые более подробно могут раскрыть и охарактеризовать светское образование Тобольской Губернии в намеченный рубеж веков.
Объектом исследования является система светского образования в Западной Сибири.
Предметом исследования является процесс развития светского образования Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв.
Цель исследования – выявить характерные черты развития светского образования в Тобольской губернии в конце XIX-начале XX вв.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать общее и профессиональное образование в Западной Сибири;
2. определить ценностно-воспитательные установки в преподавании;
3. рассказать про организацию светского образования в Западной Сибири;
4. рассмотреть преподавательский состав светских учебных заведений Тобольской губернии в конце XIX-начале XX в.;
5. выявить особенности развития светского образования в Тобольской губернии;
6. подвести итоги развития светского образования в Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв.
Территориальные рамки исследования ограничены Тобольской губернией до первой половины 20 в. В нее входили следующие округа: Тобольский, Тюкалинский, Березовский, Ишимский, Курганский, Сургутский, Тарский, Туринский, Тюменский, Ялуторовский. Тобольская губерния по территории являлась крупнейшим субъектом Западной Сибири и вторым, но населению, уступая Томской губернии. Тобольская Губерния - достаточно крупный регион, изучая который можно проследить тенденции развития народного образования в Сибири.
Хронологические рамки работы - рубеж XIX-XX вв. 1894-1917 гг. - период правления Николая II. В данный период наиболее активно происходит развитие капитализма в России, способствующее развитию светского школьного образования в Тобольской губернии. В 1894 г была проведена школьная перепись, по которой мы можем достоверно судить о состоянии народного образования в регионе Основное внимание уделяется 1908-1917 IT., когда наблюдается существенное увеличение числа светских школ в Тобольской губернии.
Степень изученности. Существует не так много литературы по истории светского образования Тобольской губернии в период ХIХ-ХХ вв.
Можно выделить несколько групп изучения истории светского образования Тобольской губернии. К первой группе можно причислить дореволюционную литературу. К такой литературе относятся труды Н.И. Палопеженцева, А.П. Лысова, Е.Ф. Соколова и Г.Я. Маляревского. В них детально рассматриваются вопросы состояния школьного дела в Зауралье .
В своей работе А.П. Лысов анализирует развитие народного образования на рубеже XVIII-XIX вв. в Тюменском округе. Также, приводит данные по образованию инородческого населения, уделяя особое внимание состоянию начального образования среди русского населения конца XIX века.
Исследователь прослеживает историю образования и преобразования школ и училищ в Тюменском округе на протяжении нескольких веков, уделяя внимание и внешкольному народному образованию, на примере работы бесплатных народных библиотек-читален.
В начале XX века появляется большое количество статей , авторы которых занимались историей системы образования в сибирских губерниях. К примеру, С. Чудновский представил статистику общего числа учебных заведений, количества и социального состава учащихся в Западной и Восточной Сибири.
Также появился ряд статей с обвинением местных властей в бездействии в развитии просвещения на территории Сибири. По словам М. Ангарского, - «сибирская администрация душила всякую инициативу общества, в какой бы области она не проявлялась, по с особым усердием она воздвигала гонения на общества образования и разного рода просветительные учреждения. Еще не так давно - уже при «конституционном режиме» - мы были, например, свидетелями закрытия целого ряда просветительных обществ в Сибири» . Нельзя уверенно заявить, что подобное утверждение корректно, так как в начале XX в., местные власти приложили усилия по развитию просвещения, в ожидании введения всеобщего обучения в Сибири.
Безоговорочно сложно назвать работы данного периода исследовательскими, так как для них было характерно фактическое описание событий без научного анализа.
Также необходимо выделить группу работ посвященных истории образования в России в целом , авторы которых пытались проследить общий ход истории развития образования, начиная с петровских времен и до современности.
В начале XX в. появляются работы, связанные с анализом взаимоотношений между школой и обществом. Это стал новый этап развития системы образования, который заключался в преобразовании школ изнутри.
Ко второй группе трудом можно причислить литературу 20-30-х гг. Одним из первых, кто заинтересовался историей дореволюционного образования был Н.С. Юрцовский. В своей монографии 1923 г. он проследил историю развития школьного дела в Сибири с 1703 по 1917 гг . Н.С. Юрцовский рассматривал типы школ, делая акцент на школе Западной Сибири, использовав широкий статистический материал. Н.С. Юрцовский пришел к выводу, что образование Сибири имеет одинаковые тенденции развития с Центральной частью России, и история просвещения Сибири несомненно связана с историей просвещения России в целом. Однако ему удалось выделить специфические особенности развития школы в Сибири.
Они были определены миграцией населения. Переселенцы испытывали большой интерес к образованию. Также за счёт строительства железной дороги оживилась и экономика Сибири.
По мнению Н.С. Юрцовского, причиной большого внимания правительства к этому региону послужила русско-японская война на Дальнем Востоке. В отличие от других регионов Российской империи, в Сибири процветало развитие школьной сети. Тем не менее, отставание развития образования в Сибири по сравнению с земскими губерниями России не было особенностью данного региона. Такая же разница просматривалась между земскими и неземскими губерниями в Европейской России.
Выводы из монографии Н.С. Юрцовского актуальны и в наши дни. Труд строится на статистическом материале, при этом не затрагиваются дополнительные процессы развития образования в Сибири.
В конце XX в., несмотря на повышенный интерес к дореволюционной школе Тобольской губернии, монографии по данному исследованию отсутствуют.
Светское образование Тобольской губернии также рассматривается в публикациях Г.К. Скачковой, Ю.П. Прибыльского, Г.Т. Бонифатьевой, Л.Г. Улыбиной, A.M. Невского, В.Н. Меныцикова .
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринимается попытка комплексного исследования светского образования в Тобольской губернии за хронологический период с конца XIX по начало XX вв. Помимо этого, работа отличается наличием прикладных выводов относительно того, какие из использованных методов и подходов в системе образования Тобольской губернии конца XIX-начала XX вв. можно было бы использовать сегодня.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в научных трудах и образовательной практике, в учебных пособиях по истории Сибири, истории светского образования, краеведении, при подготовке учебно-методических пособий, спецкурсов и семинаров.
Методология исследования основана на принципах системности, историзма и объективности – все факты и явления рассматриваются во взаимосвязи и развитии, с учётом специфики изучаемого исторического периода.
На основе принципа историзма рассматривается процесс становления светского образования в Тобольской губернии, развитие деятельности светских школ в контексте исторической обстановки и стоящих перед российским обществом и государством политических и идеологических задач в конце XIX - начале XX в.
В результате мы можем сделать вывод о том, что в 1860-е гг. были проведены образовательные реформы, которые положили начало масштабных преобразования во всей системе светского образования, причем как во всей Российской империи в целом, так и в исследуемой нами Тобольской губернии, в частности. В соответствии с указанной в работе периодизацией развития светского образования в губернии, в конце XIX – начале XX вв. число начальных школ значительно увеличилось. Начиная с 1908 г. российским правительством было принято решение о введение всеобщего начального образования, что еще больше ускорило процесс развития светского образования, в первую очередь – начальных школ. Наиболее быстро развивалось образование в сельской местности, что в дальнейшем позволяло развивать и специализированное профессиональное образование.
Однако начало Первой мировой войны несколько замедлило развитие светского образования. Например, число школ росло уже гораздо более низкими темпами. В то же время, школы играли крайне важную роль – обеспечивали патриотическое воспитание молодежи, т.е. выполняли свою ключевую, воспитательную функцию. После того, как государство своей деятельностью дало понять, что образование является одним из важнейших приоритетов, со стороны населения последовала соответствующая реакция. Все слои населения, в том числе крестьянство, которое до этого было настроено к образованию довольно скептически, стали осознавать его необходимость. В Тобольской губернии в рамках государственного курса на всеобщее начальное образование поэтапно создавалась школьная сеть. Возросшее число школ и спрос на образование породили потребность в квалифицированных педагогических кадрах, подготовка которых так же стала одним из значимых направлений реформы образования.
Помимо непосредственного роста числа школ, преобразования заключались во введении новых учебных программ. В целом весь образовательный процесс подвергся реорганизации. Так, в Тобольской губернии были созданы принципиально новые виды школ, которые позволяли учесть особенности данного региона. Несомненно, это позволило существенно повысить качество образовательно-воспитательной подготовки учащихся.
Нельзя не отметить и роль отдельной личности в данном процессе. Директор дирекции народных училищ Тобольской губернии – Г.Я. Маляревский, сыграл важную роль в развитии образования в регионе, прилагал все усилия в обеспечении светских учебных заведений всем необходимым, в том числе – преподавателями. Помогала ему в этом специальная команда инспекторов, роль которых так же нельзя умалять.
Говоря об особенностях развития светского образования в Тобольской губернии, нельзя не упомянуть некоторые особенности данного регионе, в том числе – природно-климатические, которые, помимо прочего, оказали влияние на плотность населения. На увеличение числа школ колоссальное воздействие оказала степная полоса региона, где особенно интенсивно велось земледелие. Важно понимать, что Западная Сибирь в то время еще не была столь тщательно исследована, и процесс колонизации продолжался. Колонизация, в свою очередь, провоцировала рост школ, но одновременно с этим – дефицит мест в них. Неблагоприятный климат, особенно на севере губернии, вызвали необходимость в создании передвижных школ и интернатов, которые позволяли покрыть потребность в образовании.
Нельзя не отметить, что Тобольская губерния была территорией, относящейся к зонам рискованного земледелия, в результате чего над школами постоянно висела угроза закрытия. Так же на светское образование в регионе повлияла необходимость в создании специальных курортных зон, поскольку преподавателям необходимо было поправлять свое здоровье. Зимой приходилось тщательно заботиться и о здоровье обучающихся.
Важная роль в развитии светского образования была отведена и учителям. Квалифицированные педагогические кадры были особенно нужны в условиях введения всеобщего начального образования. Ответственность за столь нелегкую их подготовку взяла на себя дирекция народных училищ. Эффективным инструментом оказалось использование краткосрочных педагогических курсов, где преподаватели могли повысить свою квалификацию.
Ученикам светских учебных заведений Тобольской губернии преподавали различные сельскохозяйственные дисциплины с целью их дальнейшего внедрения в сельском хозяйстве региона. После начала Первой мировой войны педагоги вплотную занялись патриотическим воспитанием учеников. Помимо этого, они проводили воспитательно-просветительскую работу с населением. Так же учительство многих учебных заведений выделяло часть своего жалование на помощь ветеранам боевых действий.
В конце XIX – начале XX вв. светские учебные заведения Тобольской губернии по-прежнему имели в своих программах много религиозных элементов. Так, массово отмечались религиозные праздники, обязательным было соблюдение церковных канонов, изучение Закона Божьего. Можно сказать, что церковь сохраняла серьезное влияние на светские учебные заведения. Однако это влияние, помимо прочего, отражалось и в сотрудничестве между светскими и церковными учебными заведениями.
За рассматриваемый период в Российской империи сохранялась идеология официальной народности (православие, самодержавие, народность). Одним из основных проводников данной идеологии в массы были светские учебные заведения. По сути, школы выполняли задачу по монархическому воспитанию населения, привитию им чувств верноподданничества по отношению к монарху и его семье. Стоит отметить пышные празднества по случаю 300-летия правления династии Романовых на российском престоле и 50-летия отмены крепостного права. В рамках празднования во многих городах и селах Тобольской губернии были открыты светские учебные заведения в честь монархов. Особая роль отводилась литературе, которая была посвящена истории императорского дома и России в целом. Помимо этого, монархические взгляды прививались в рамках всевозможных мероприятий: конкурсов, концертов, пьес, спектаклей, исполнения гимна и т.д.
На регулярной основе ученики светских учебных заведений принимали участие в благотворительных мероприятиях, организованных соответствующими организациями. После поражения в русско-японской войне особое внимание стало уделяться военно-патриотическому воспитанию в школах. Так, были введены классы военного строя и гимнастики, усилилось изучение истории Отечества, стали чаще отмечаться памятные исторические даты, которые были приурочены либо к военным победам России, либо к юбилеям великих российских деятелей.
Таким образом, можно сказать, что в конце XIX – начале XX вв. был сформирован образовательный комплекс в Тобольской губернии, который позволял учитывать ряд ее специфических особенностей. Роль учительства той эпохи в жизни людей была колоссальной. Воспитание детей в светских учебных заведениях велось по военно-патриотическому, монархическому и нравственному направлению с доминированием первого из них в военное время.
Однако начало Первой мировой войны несколько замедлило развитие светского образования. Например, число школ росло уже гораздо более низкими темпами. В то же время, школы играли крайне важную роль – обеспечивали патриотическое воспитание молодежи, т.е. выполняли свою ключевую, воспитательную функцию. После того, как государство своей деятельностью дало понять, что образование является одним из важнейших приоритетов, со стороны населения последовала соответствующая реакция. Все слои населения, в том числе крестьянство, которое до этого было настроено к образованию довольно скептически, стали осознавать его необходимость. В Тобольской губернии в рамках государственного курса на всеобщее начальное образование поэтапно создавалась школьная сеть. Возросшее число школ и спрос на образование породили потребность в квалифицированных педагогических кадрах, подготовка которых так же стала одним из значимых направлений реформы образования.
Помимо непосредственного роста числа школ, преобразования заключались во введении новых учебных программ. В целом весь образовательный процесс подвергся реорганизации. Так, в Тобольской губернии были созданы принципиально новые виды школ, которые позволяли учесть особенности данного региона. Несомненно, это позволило существенно повысить качество образовательно-воспитательной подготовки учащихся.
Нельзя не отметить и роль отдельной личности в данном процессе. Директор дирекции народных училищ Тобольской губернии – Г.Я. Маляревский, сыграл важную роль в развитии образования в регионе, прилагал все усилия в обеспечении светских учебных заведений всем необходимым, в том числе – преподавателями. Помогала ему в этом специальная команда инспекторов, роль которых так же нельзя умалять.
Говоря об особенностях развития светского образования в Тобольской губернии, нельзя не упомянуть некоторые особенности данного регионе, в том числе – природно-климатические, которые, помимо прочего, оказали влияние на плотность населения. На увеличение числа школ колоссальное воздействие оказала степная полоса региона, где особенно интенсивно велось земледелие. Важно понимать, что Западная Сибирь в то время еще не была столь тщательно исследована, и процесс колонизации продолжался. Колонизация, в свою очередь, провоцировала рост школ, но одновременно с этим – дефицит мест в них. Неблагоприятный климат, особенно на севере губернии, вызвали необходимость в создании передвижных школ и интернатов, которые позволяли покрыть потребность в образовании.
Нельзя не отметить, что Тобольская губерния была территорией, относящейся к зонам рискованного земледелия, в результате чего над школами постоянно висела угроза закрытия. Так же на светское образование в регионе повлияла необходимость в создании специальных курортных зон, поскольку преподавателям необходимо было поправлять свое здоровье. Зимой приходилось тщательно заботиться и о здоровье обучающихся.
Важная роль в развитии светского образования была отведена и учителям. Квалифицированные педагогические кадры были особенно нужны в условиях введения всеобщего начального образования. Ответственность за столь нелегкую их подготовку взяла на себя дирекция народных училищ. Эффективным инструментом оказалось использование краткосрочных педагогических курсов, где преподаватели могли повысить свою квалификацию.
Ученикам светских учебных заведений Тобольской губернии преподавали различные сельскохозяйственные дисциплины с целью их дальнейшего внедрения в сельском хозяйстве региона. После начала Первой мировой войны педагоги вплотную занялись патриотическим воспитанием учеников. Помимо этого, они проводили воспитательно-просветительскую работу с населением. Так же учительство многих учебных заведений выделяло часть своего жалование на помощь ветеранам боевых действий.
В конце XIX – начале XX вв. светские учебные заведения Тобольской губернии по-прежнему имели в своих программах много религиозных элементов. Так, массово отмечались религиозные праздники, обязательным было соблюдение церковных канонов, изучение Закона Божьего. Можно сказать, что церковь сохраняла серьезное влияние на светские учебные заведения. Однако это влияние, помимо прочего, отражалось и в сотрудничестве между светскими и церковными учебными заведениями.
За рассматриваемый период в Российской империи сохранялась идеология официальной народности (православие, самодержавие, народность). Одним из основных проводников данной идеологии в массы были светские учебные заведения. По сути, школы выполняли задачу по монархическому воспитанию населения, привитию им чувств верноподданничества по отношению к монарху и его семье. Стоит отметить пышные празднества по случаю 300-летия правления династии Романовых на российском престоле и 50-летия отмены крепостного права. В рамках празднования во многих городах и селах Тобольской губернии были открыты светские учебные заведения в честь монархов. Особая роль отводилась литературе, которая была посвящена истории императорского дома и России в целом. Помимо этого, монархические взгляды прививались в рамках всевозможных мероприятий: конкурсов, концертов, пьес, спектаклей, исполнения гимна и т.д.
На регулярной основе ученики светских учебных заведений принимали участие в благотворительных мероприятиях, организованных соответствующими организациями. После поражения в русско-японской войне особое внимание стало уделяться военно-патриотическому воспитанию в школах. Так, были введены классы военного строя и гимнастики, усилилось изучение истории Отечества, стали чаще отмечаться памятные исторические даты, которые были приурочены либо к военным победам России, либо к юбилеям великих российских деятелей.
Таким образом, можно сказать, что в конце XIX – начале XX вв. был сформирован образовательный комплекс в Тобольской губернии, который позволял учитывать ряд ее специфических особенностей. Роль учительства той эпохи в жизни людей была колоссальной. Воспитание детей в светских учебных заведениях велось по военно-патриотическому, монархическому и нравственному направлению с доминированием первого из них в военное время.



