Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие светского образования в Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв. (Югорский Государственный Университет)

Работа №119066

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы94
Год сдачи2020
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Тобольской губернии.
Есть приложения.

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Формирование системы светского образования в Западной Сибири...10
1.1 Общее и профессиональное образование в регионе……………………...10
1.2 Ценностно-воспитательные установки в преподавании…………………26
Глава 2. Светский образовательный процесс в Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв.39
2.1 Характеристика светских учебных заведений конца XIX-начала XX вв.39
2.2 Организация светского образования в Западной Сибири……………..…47
2.3 Преподавательский состав светских учебных заведений.……………..…55
Глава 3. Светское образование Тобольской губернии в конце XIX-начале XX вв.: проблемы и перспективы…………63
3.1 Особенности светского образования в Западной Сибири………………..63
3.2 Итоги развития светского образования в Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв.70
Заключение………………………………………………………………………75
Список использованных источников и литературы…………………………..79
Приложения

Актуальность. В период XVIII века система образования в России подверглась большому количеству преобразований. Так, в первой половине XVIII века впервые появилась светская школа в России. Развитие реформ образования происходило не только в центральной части России, но и на отдаленных её территориях.
Активное открытие первых школ в и учебных заведений было, как и в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве, так и в столице Сибири – Тобольске. Тобольск был основным городом всего Зауралья, и чаще всего его значение по стране приравнивали к Санкт-Петербургу.
На сегодняшний день российская система образования переживает непростой период. После смены советской системы обучения на российскую, во многом заимствованную из западных образцов, еще не удалось выработать твердых базовых принципов образовательной деятельности. В связи с этим особо актуальным является обращение к традициям, существовавшим в образовании ранее. Традиции имперского образования примечательны тем, что в них были учтены многие характерные черты российского характера и менталитета, внимание уделялось не только передаче знаний, но и духовному развитию и воспитанию учеников. Поэтому изучение, систематизация и обобщение опыта образования в Российской империи не утратило своей значимости и сегодня, поскольку в нем мы можем найти столь необходимые современной системе образования подходы и методы педагогической деятельности.
Благодаря историческому прошлому можно изменить настоящее осуществив преобразования в сфере воспитания учащихся учебных заведений данного региона. Более того, исследуемый регион имел специфические особенности, которые более подробно могут раскрыть и охарактеризовать светское образование Тобольской Губернии в намеченный рубеж веков.
Объектом исследования является система светского образования в Западной Сибири.
Предметом исследования является процесс развития светского образования Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв.
Цель исследования – выявить характерные черты развития светского образования в Тобольской губернии в конце XIX-начале XX вв.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать общее и профессиональное образование в Западной Сибири;
2. определить ценностно-воспитательные установки в преподавании;
3. рассказать про организацию светского образования в Западной Сибири;
4. рассмотреть преподавательский состав светских учебных заведений Тобольской губернии в конце XIX-начале XX в.;
5. выявить особенности развития светского образования в Тобольской губернии;
6. подвести итоги развития светского образования в Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв.
Территориальные рамки исследования ограничены Тобольской губернией до первой половины 20 в. В нее входили следующие округа: Тобольский, Тюкалинский, Березовский, Ишимский, Курганский, Сургутский, Тарский, Туринский, Тюменский, Ялуторовский. Тобольская губерния по территории являлась крупнейшим субъектом Западной Сибири и вторым, но населению, уступая Томской губернии. Тобольская Губерния - достаточно крупный регион, изучая который можно проследить тенденции развития народного образования в Сибири.
Хронологические рамки работы - рубеж XIX-XX вв. 1894-1917 гг. - период правления Николая II. В данный период наиболее активно происходит развитие капитализма в России, способствующее развитию светского школьного образования в Тобольской губернии. В 1894 г была проведена школьная перепись, по которой мы можем достоверно судить о состоянии народного образования в регионе Основное внимание уделяется 1908-1917 IT., когда наблюдается существенное увеличение числа светских школ в Тобольской губернии.
Степень изученности. Существует не так много литературы по истории светского образования Тобольской губернии в период ХIХ-ХХ вв.
Можно выделить несколько групп изучения истории светского образования Тобольской губернии. К первой группе можно причислить дореволюционную литературу. К такой литературе относятся труды Н.И. Палопеженцева, А.П. Лысова, Е.Ф. Соколова и Г.Я. Маляревского. В них детально рассматриваются вопросы состояния школьного дела в Зауралье .
В своей работе А.П. Лысов анализирует развитие народного образования на рубеже XVIII-XIX вв. в Тюменском округе. Также, приводит данные по образованию инородческого населения, уделяя особое внимание состоянию начального образования среди русского населения конца XIX века.
Исследователь прослеживает историю образования и преобразования школ и училищ в Тюменском округе на протяжении нескольких веков, уделяя внимание и внешкольному народному образованию, на примере работы бесплатных народных библиотек-читален.
В начале XX века появляется большое количество статей , авторы которых занимались историей системы образования в сибирских губерниях. К примеру, С. Чудновский представил статистику общего числа учебных заведений, количества и социального состава учащихся в Западной и Восточной Сибири.
Также появился ряд статей с обвинением местных властей в бездействии в развитии просвещения на территории Сибири. По словам М. Ангарского, - «сибирская администрация душила всякую инициативу общества, в какой бы области она не проявлялась, по с особым усердием она воздвигала гонения на общества образования и разного рода просветительные учреждения. Еще не так давно - уже при «конституционном режиме» - мы были, например, свидетелями закрытия целого ряда просветительных обществ в Сибири» . Нельзя уверенно заявить, что подобное утверждение корректно, так как в начале XX в., местные власти приложили усилия по развитию просвещения, в ожидании введения всеобщего обучения в Сибири.
Безоговорочно сложно назвать работы данного периода исследовательскими, так как для них было характерно фактическое описание событий без научного анализа.
Также необходимо выделить группу работ посвященных истории образования в России в целом , авторы которых пытались проследить общий ход истории развития образования, начиная с петровских времен и до современности.
В начале XX в. появляются работы, связанные с анализом взаимоотношений между школой и обществом. Это стал новый этап развития системы образования, который заключался в преобразовании школ изнутри.
Ко второй группе трудом можно причислить литературу 20-30-х гг. Одним из первых, кто заинтересовался историей дореволюционного образования был Н.С. Юрцовский. В своей монографии 1923 г. он проследил историю развития школьного дела в Сибири с 1703 по 1917 гг . Н.С. Юрцовский рассматривал типы школ, делая акцент на школе Западной Сибири, использовав широкий статистический материал. Н.С. Юрцовский пришел к выводу, что образование Сибири имеет одинаковые тенденции развития с Центральной частью России, и история просвещения Сибири несомненно связана с историей просвещения России в целом. Однако ему удалось выделить специфические особенности развития школы в Сибири.
Они были определены миграцией населения. Переселенцы испытывали большой интерес к образованию. Также за счёт строительства железной дороги оживилась и экономика Сибири.
По мнению Н.С. Юрцовского, причиной большого внимания правительства к этому региону послужила русско-японская война на Дальнем Востоке. В отличие от других регионов Российской империи, в Сибири процветало развитие школьной сети. Тем не менее, отставание развития образования в Сибири по сравнению с земскими губерниями России не было особенностью данного региона. Такая же разница просматривалась между земскими и неземскими губерниями в Европейской России.
Выводы из монографии Н.С. Юрцовского актуальны и в наши дни. Труд строится на статистическом материале, при этом не затрагиваются дополнительные процессы развития образования в Сибири.
В конце XX в., несмотря на повышенный интерес к дореволюционной школе Тобольской губернии, монографии по данному исследованию отсутствуют.
Светское образование Тобольской губернии также рассматривается в публикациях Г.К. Скачковой, Ю.П. Прибыльского, Г.Т. Бонифатьевой, Л.Г. Улыбиной, A.M. Невского, В.Н. Меныцикова .
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринимается попытка комплексного исследования светского образования в Тобольской губернии за хронологический период с конца XIX по начало XX вв. Помимо этого, работа отличается наличием прикладных выводов относительно того, какие из использованных методов и подходов в системе образования Тобольской губернии конца XIX-начала XX вв. можно было бы использовать сегодня.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в научных трудах и образовательной практике, в учебных пособиях по истории Сибири, истории светского образования, краеведении, при подготовке учебно-методических пособий, спецкурсов и семинаров.
Методология исследования основана на принципах системности, историзма и объективности – все факты и явления рассматриваются во взаимосвязи и развитии, с учётом специфики изучаемого исторического периода.
На основе принципа историзма рассматривается процесс становления светского образования в Тобольской губернии, развитие деятельности светских школ в контексте исторической обстановки и стоящих перед российским обществом и государством политических и идеологических задач в конце XIX - начале XX в.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате мы можем сделать вывод о том, что в 1860-е гг. были проведены образовательные реформы, которые положили начало масштабных преобразования во всей системе светского образования, причем как во всей Российской империи в целом, так и в исследуемой нами Тобольской губернии, в частности. В соответствии с указанной в работе периодизацией развития светского образования в губернии, в конце XIX – начале XX вв. число начальных школ значительно увеличилось. Начиная с 1908 г. российским правительством было принято решение о введение всеобщего начального образования, что еще больше ускорило процесс развития светского образования, в первую очередь – начальных школ. Наиболее быстро развивалось образование в сельской местности, что в дальнейшем позволяло развивать и специализированное профессиональное образование.
Однако начало Первой мировой войны несколько замедлило развитие светского образования. Например, число школ росло уже гораздо более низкими темпами. В то же время, школы играли крайне важную роль – обеспечивали патриотическое воспитание молодежи, т.е. выполняли свою ключевую, воспитательную функцию. После того, как государство своей деятельностью дало понять, что образование является одним из важнейших приоритетов, со стороны населения последовала соответствующая реакция. Все слои населения, в том числе крестьянство, которое до этого было настроено к образованию довольно скептически, стали осознавать его необходимость. В Тобольской губернии в рамках государственного курса на всеобщее начальное образование поэтапно создавалась школьная сеть. Возросшее число школ и спрос на образование породили потребность в квалифицированных педагогических кадрах, подготовка которых так же стала одним из значимых направлений реформы образования.
Помимо непосредственного роста числа школ, преобразования заключались во введении новых учебных программ. В целом весь образовательный процесс подвергся реорганизации. Так, в Тобольской губернии были созданы принципиально новые виды школ, которые позволяли учесть особенности данного региона. Несомненно, это позволило существенно повысить качество образовательно-воспитательной подготовки учащихся.
Нельзя не отметить и роль отдельной личности в данном процессе. Директор дирекции народных училищ Тобольской губернии – Г.Я. Маляревский, сыграл важную роль в развитии образования в регионе, прилагал все усилия в обеспечении светских учебных заведений всем необходимым, в том числе – преподавателями. Помогала ему в этом специальная команда инспекторов, роль которых так же нельзя умалять.
Говоря об особенностях развития светского образования в Тобольской губернии, нельзя не упомянуть некоторые особенности данного регионе, в том числе – природно-климатические, которые, помимо прочего, оказали влияние на плотность населения. На увеличение числа школ колоссальное воздействие оказала степная полоса региона, где особенно интенсивно велось земледелие. Важно понимать, что Западная Сибирь в то время еще не была столь тщательно исследована, и процесс колонизации продолжался. Колонизация, в свою очередь, провоцировала рост школ, но одновременно с этим – дефицит мест в них. Неблагоприятный климат, особенно на севере губернии, вызвали необходимость в создании передвижных школ и интернатов, которые позволяли покрыть потребность в образовании.
Нельзя не отметить, что Тобольская губерния была территорией, относящейся к зонам рискованного земледелия, в результате чего над школами постоянно висела угроза закрытия. Так же на светское образование в регионе повлияла необходимость в создании специальных курортных зон, поскольку преподавателям необходимо было поправлять свое здоровье. Зимой приходилось тщательно заботиться и о здоровье обучающихся.
Важная роль в развитии светского образования была отведена и учителям. Квалифицированные педагогические кадры были особенно нужны в условиях введения всеобщего начального образования. Ответственность за столь нелегкую их подготовку взяла на себя дирекция народных училищ. Эффективным инструментом оказалось использование краткосрочных педагогических курсов, где преподаватели могли повысить свою квалификацию.
Ученикам светских учебных заведений Тобольской губернии преподавали различные сельскохозяйственные дисциплины с целью их дальнейшего внедрения в сельском хозяйстве региона. После начала Первой мировой войны педагоги вплотную занялись патриотическим воспитанием учеников. Помимо этого, они проводили воспитательно-просветительскую работу с населением. Так же учительство многих учебных заведений выделяло часть своего жалование на помощь ветеранам боевых действий.
В конце XIX – начале XX вв. светские учебные заведения Тобольской губернии по-прежнему имели в своих программах много религиозных элементов. Так, массово отмечались религиозные праздники, обязательным было соблюдение церковных канонов, изучение Закона Божьего. Можно сказать, что церковь сохраняла серьезное влияние на светские учебные заведения. Однако это влияние, помимо прочего, отражалось и в сотрудничестве между светскими и церковными учебными заведениями.
За рассматриваемый период в Российской империи сохранялась идеология официальной народности (православие, самодержавие, народность). Одним из основных проводников данной идеологии в массы были светские учебные заведения. По сути, школы выполняли задачу по монархическому воспитанию населения, привитию им чувств верноподданничества по отношению к монарху и его семье. Стоит отметить пышные празднества по случаю 300-летия правления династии Романовых на российском престоле и 50-летия отмены крепостного права. В рамках празднования во многих городах и селах Тобольской губернии были открыты светские учебные заведения в честь монархов. Особая роль отводилась литературе, которая была посвящена истории императорского дома и России в целом. Помимо этого, монархические взгляды прививались в рамках всевозможных мероприятий: конкурсов, концертов, пьес, спектаклей, исполнения гимна и т.д.
На регулярной основе ученики светских учебных заведений принимали участие в благотворительных мероприятиях, организованных соответствующими организациями. После поражения в русско-японской войне особое внимание стало уделяться военно-патриотическому воспитанию в школах. Так, были введены классы военного строя и гимнастики, усилилось изучение истории Отечества, стали чаще отмечаться памятные исторические даты, которые были приурочены либо к военным победам России, либо к юбилеям великих российских деятелей.
Таким образом, можно сказать, что в конце XIX – начале XX вв. был сформирован образовательный комплекс в Тобольской губернии, который позволял учитывать ряд ее специфических особенностей. Роль учительства той эпохи в жизни людей была колоссальной. Воспитание детей в светских учебных заведениях велось по военно-патриотическому, монархическому и нравственному направлению с доминированием первого из них в военное время.



1. Высочайшее повеление об учреждении в Тобольской и Томской губерниях должностей инспекторов народных училищ // Тобольские губернские ведомости, 1899. №43.
2. Копия с журнала педагогического совета Тобольской гимназии, состоявшегося 9 августа 1862 г. //Тобольские губернские ведомости, 1863. № 4.
3. Копия с журнала педагогического совета Тобольской гимназии, состоявшегося 15 августа 1862 г. // Тобольские губернские ведомости, 1863. № 12.
4. Народное образование в Тобольской губернии // Тобольские губернские ведомости, 1895. № 87.
5. Открытие Тобольской низшей сельскохозяйственной школы 1-го разряда 23 января 1900 г. Тобольск, 1900. 24 с.
6. Отчет о состоянии Тобольской гимназии за 1880-81 учебный год. Тобольск, 1882. 22 с.
7. Отчет по краткосрочным педагогическим курсам для учителей и учительниц Тобольской губернии, бывшим в городе Тюмени с 1 по 28 июня 1911 года. Тобольск, 1911. 18 с.
8. Отчет о краткосрочных педагогических курсах для учителей и учительниц начальных училищ 1, 3, 5 и 8 районов Тобольской губернии, бывших в Ишиме с 9 июля по 5 августа 1913 года. Тобольск, 1914. 59 с.
9. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа, заключающая в себе список учебных заведений, с указанием времени открытия, источников содержания, числа учащихся и личного состава служащих. Томск, 1892. 238 с.
10. Положение начального народного образования в Тобольской губернии за 1896-97 уч.г. // Сибирская торговая газета, 1898. 24-29 ноября.
11. Положение о стипендии имени Его Величества Императора Александра II при Тобольской губ. гимназии //Тобольские губернские ведомости, 1880. № 51.
Литература

12. Алешипцев И. История гимназического образования в России (в XVIII и XIX веке). СПб., 1912. 346 е.; Он же. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий в XIX в. СПб., 1908. 86 е.
13. Ангарский М. Нужды начального образования в Сибири // Молодая Сибирь. 1909. № 9. С. 53-66.
14. Арефьев Н. За пределами Европейской России. Земская школа как просветительница Сибири // Северный Вестник. 1896. №7. С. 331-365.
15. Бакиева Г.Т. Реформы в системе образования у сибирских татар во второй половине XIX начале XX в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. – 2008. – с. 97-108.
16. Батурина М.Н. Женское образование в тобольской губернии как социокультурный феномен (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Вагановские чтения. Материалы IX региональной научно-практической конференции. – 2018. – с. 22-25.
17. Болтунова Г.М. История педагогики (общей и дошкольной) и образования. Учебное пособие для студентов. — Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова. - 2013. – 56 с.
18. Бонифатьева Г.Т., Солодова Т.И. Учительские династии // В Сб. Педагогика и школа. Тобольск, 1994. С. 30¬34.
19. Былда Л. М. Система образования в Российской Федерации [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 77-80. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2155/ (дата обращения: 13.11.2019).
20. Былугина М.В. Учительство светских школ Зауралья // Педагогическое образование в России. – 2008 - № 3. – с. 91-98.
21. Волынская А.В. Светское школьное образование тобольской губернии конца XIX - начала XX вв. // Науки и образование: проблемы и перспективы. – 2015. – с. 60.
22. Голодников К. Несколько слов о педагогическом съезде в г. Тобольске // Тобольские губернские ведомости, 1865. № 33.
23. Голодников К. О 83-й годовщине Тобольской гимназии // Тобольские губернские ведомости, 1871. № 49.
24. Головнева Н.М. Развитие народного образования в Тобольской губернии в дореволюционный период (сер. XIX - нач. XX века) // Ершовские чтения: Тезисы докладов межвузовской конференции (22-24 ноября 1990). Тобольск, 1990. С. 20¬22.
25. Гончаров Ю.М. Население г. Тобольска второй половины XIX - начала XX в. // Материалы III Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири: Русские старожилы». Тобольск; Омск, 2000. С. 463-467.
26. Гончаров 10. М., Чутчев B.C. Мещанские сословия Западной Сибири второй половины XIX - начала XX в. Барнаул, 2004. 206 с.
27. Гончаров Ю.М., Журавлева H.H. Развитие женского образования в городах Алтая во второй половине XIX - начале XX в. // Образование и социальное развитие региона, 2003. № 3. С. 188-197.
28. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. М., 1900, 587 е.; Зинчепко Н. Женское образование в России. СПб., 1903. 46 с.
29. Дворяшип Ю.А. У истоков народного образования г. Ишима // Западносибирское краеведение: научно-информативный сборник. Ишим, 1993. С.144-150. День школьника // Известия Тобольского комитета общественного спокойствия, 1917.22 авг.
30. Дергачев А.Ю. Образование и власть. (Роль правящей элиты Сибири в развитии науки и просвещения. Конец XIX - начало XX вв.) // Регион в новой хозяйственной системе. Вып. 1. Новосибирск, 1994.
31. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999. 432 с.
32. Дмитриев Г.П. и др. Связь школы е жизиыо. Томск, 1978.
33. Ермачкова Е.П. Сельские воскресные школы Западной Сибири // Русские. Материалы VII Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск, 2004. С. 91 - 93.
34. Журавлева Н.Н. Социальный состав учащихся женских гимназий Сибири во второй половине XIX - начале XX в. // Население, управление, экономика, культурная жизнь Сибири XVII - начала XX в. Барнаул, 2003. С. 244-253.
35. Журавлева H.H. Повседневная жизнь женской школы Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв. // Города Сибири XVII - начала XX в. Вып. 2: история повседневности. Барнаул, 2004. С. 176-195.
36. Журавлева H.H. Женское образование в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX в.: Автореф. дис. ... к.и.н. Барнаул, 2005.
37. Журавлева H.H. Общество и «женский вопрос» в Томской губернии во второй половине XIX-XX в. // Актуальные вопросы истории Сибири. Пятые научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина: Сборник научных трудов / Под ред. В.А. Скубпевского и Ю.М. Гончарова. Барнаул, 2005. С.137-140.
38. Журавлева H.H. Начальные школы в округах Томской губернии в конце XIX - начале XX в.: планы и реалии // III Научные чтения памяти Ю.С. Булыгина: Сборник научных трудов / Под ред. Ю.М. Гончарова, В.Н. Владимирова. Барнаул, 2005. С. 165-167.
39. Загородшок H.H. Особенности формирования школьного образования в Сибири // Исторический опыт народного образования Тюменского края: Тез. докл. обл. науч. копф. Тобольск, 1992. С. 6-10.
40. Каллаш В.В. Очерки по истории школы и просвещения. М., 1902. 272.; Овцын Вл. Развитие женского образования. СПб., 1897. 42 с.
41. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. М., 2003. 224 с.
42. Константинов H.A. Очерки по истории средней школы. М., 1947. 247 с.
43. Константинов H.A., Струмипский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953. 272 с.
44. Коптелов В.Т. История железной дороги Екатеринбург - Тюмень - Омск в конце XIX - начале XX века // Ежегодник ТОКМ.1992. Тюмень, 1994. С.72-89.
45. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII- начала XIX вв. - Новосибирск. 1974. - с. 80.
46. Копылов Д.И. Движение учащихся Тобольской губернии за обновление школы в 1905-1907 гг. // Тобольский архив: Прошлое и настоящее Тюменского края: Материалы научной конференции. Тобольск, 1994. С.38-42.
47. Корнилов И.П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем. СПб., 1902.441 с.
48. Курочкина И.Н. Русская педагогика. М., 2002.
49. Латышина Д.И. История педагогики. М., 1998.
50. Леи К.В. Деятельность городских самоуправлений Томской губернии (в 70¬90-е гг. XIX в.) в сфере народного образования // Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 1999. № 3-4. С. 193-199.
51. Лен K.B. Особенности западносибирского городского самоуправления // Актуальные вопросы истории Сибири: II научные чтения памяти проф. А.П. Бородавкипа. Барнаул, 2000. С. 147-150.
52. Леи К.В. Роль городских самоуправлений Западной Сибири в развитии социальной сферы // Актуальные вопросы истории Сибири: III научные чтения памяти проф. А.П. Бородавкипа. Барнаул, 2002. С. 198-199.
53. Лисичпикова A.B. Образ жизни учительской интеллигенции Иркутска II половины XIX века // Сибирский город XVIII - начала XX в. Вып. 2. Иркутск, 2000. С. 98-110.
54. . Лисичпикова A.B. Учителя Иркутска (вторая половина XIX в.) // Педагогика, 2000. № 6.
55. Лысов А. П. Народное образование в Тюменском округе в 1897 году. Тюмень, 1898. 25 с.
56. Лысов А.П. Народное образование в Тюменском округе в 1898 году. Тюмень, 1899.25 с.
57. Макарова П.А. Начальная школа в период между двумя революциями 1905— 1907гг. и февральской революцией 1917 г.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1953. 21 с.
58. Малышева М.П. Из истории формирования педагогических кадров гражданских школ городов Западной Сибири в конце XVIII - первой половине XIX в. // Города Сибири (эпоха феодализма и капитализма). Новосибирск, 1978. С. 189-211.
59. Маляревский Г. Очерк истории и современного состояния народного образования в Сибири. СПб., 1896. 85 с.
60. Менщиков В.Н. Учреждения образования и культуры Тобольской губернии накануне и в период первой мировой войны. // Образование и культура Тюменского края в XVIII - XX вв.: Материалы VII Тюменской областной научно- практической конференции, посвященной памяти П.П. Чукомина. Тобольск, 1998. С.42-48.
61. Менщиков В.Н. Школы Ишима в годы первой мировой войны // Общество, школа, педагог: Материалы шестой Тюменской областной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Указа Петра I об открытии в Тобольске первой сибирской школы. Тобольск, 1997. С.30-34.
62. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х тт. – Т. 2. – Ч. 2. – М., 1994.
63. Михайлова Л.П. Школа Тобольской губернии накануне Октября // Школа Тюменской области / Тюм.гос.пед.ин-т. Тюмень, 1968. Сб.41. Вып.8. С.6-20.
64. Михайлова М.В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX века: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. М., 1966. 20 с.
65. Палопежепцев Н.И. Народное образование в городе Ялуторовске и Ялуторовском округе: историко-статистический очерк // Ежегодник Тобольского губернского музея. Тобольск, 1893. № 1. С. 1-12; № 2. С.13-66 с прилож.
66. Пыпин А.Н. Сибирь и исследования ее. /Вестник Европы. - Т.З - Кн.5 - Спб., 1888.
67. Прибыльский Ю.П. Колыбель просвещения. К 300-летию сибирской школы. «Возрождение Тобольска»; 2001.
68. Прибыльский Ю.П. К оценке историко-педагогического наследия // Народное образование Тюменского края: историография, источниковедение: Материалы науч. копф. Тюмень, 1993. С.3-10.
69. Прибыльский Ю.П., Невский A.M. Народное образование Тюменского края XVIII-XX вв. // Исторический опыт народного образования Тюменского края. Тобольск, 1992. С.3-6.
70. Прибыльский Ю.П., Невский A.M. Народное образование в Тюменском крае в XVIII-XX вв.: Концепция развития // Западная Сибирь: Проблемы региональной культурологии. Томск, 1992. С. 66-69.
71. Резун Д.Я. Городское население Тобольской губернии на рубеже ХЕХ в. /В кн. Демографическое развитие Сибири периода феодализма. Сбор. науч. трудов. -Новосибирск, 1991.
72. Сизов Д.В. Средняя школа Тюмени в годы первой мировой войны (1914¬1917 гг.) // Профессиональное образование Тюменского края: история и современность: Тезисы докладов. Тобольск, 1996. С. 52-53.
73. Сивелева С. Ю. Проблема качества современного начального образования в условиях реализации общеобразовательных программ // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 514-517. — URL https://moluch.ru/archive/128/35511/ (дата обращения: 13.11.2019).
74. Скачкова Г.К. Тобольская Мариинская гимназия: Историческая записка о первом женском учебном заведении Тобольска. Тобольск, 1992. 37 с.
75. Скачкова Г.К. Статистические данные по народному просвещению края конца XIX - начала XX веков (по материалам сборников «Обзор Тобольской губернии») // В Сб. Народное образование Тюменского края: историография, источниковедение: Материалы науч. конф. Тюмень, 1993. С. 38-45.
76. Скачкова Г.К. Из истории первой женской школы Тобольска // Исторический опыт народного образования Тюменского края. Тобольск, 1992. С. 18-21.
77. Скачкова Г.К. Женское образование в Тобольской губернии (обзор архивных фондов) // Архив и исследователи: Сотрудничество в интересах настоящего и будущего: Материалы научной конференции, посвященной 75-летию Государственного архива Тюменской области. Тюмень, 1997. С.48-51.
78. Скачкова Г.К. Истоки профессионального образования в Тобольской губернии // Профессиональное образование Тюменского края: История и современность. Тобольск, 1996. С.43-47.
79. Сковородипа И.С. Развитие низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв.: Автореф. дис. к.и.н. Омск, 2003.
80. Скубневский В.А. Грамотность городского населения Сибири // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Вып. 3. Барнаул, 1994. С. 242-253.
81. Скубневский В.А. Роль купечества в развитии народного образования Барнаула во второй половине XIX - начале XX вв. // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 1994. С.46-57.
82. Славолюбова Л.Д. Размышление о Тобольске. - Свердловск, 1972.
83. Слинкин С.В., Аксарин В.В. Развитие образования в тюменском регионе: вехи истории // Вестник тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. – 2013. - № 5. – с. 4-7.
84. Соколов Е.Ф. Положение начального народного образования в Тобольской губернии за 1896-1897 учебный год (Статистический очерк) // Ежегодник Тобольского губернского музея. Тобольск, 1898. Вып.9. С. 81-112.
85. Степанова И. А. Реформирование системы образования в России: предпосылки и перспективы // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 627-630. — URL https://moluch.ru/archive/101/22957/ (дата обращения: 13.11.2019).
86. Сулимов B.C. Очерки по истории народного образования Западной Сибири. Тюмень, 1995. 56 с.
87. Сулимов B.C. Второе тюменское высшее начальное мужское училище (1910¬1919 гг.) // Русская духовная культура Западной Сибири и Урала (проблемы филологии, истории, образования). Тюмень, 1995. Т. 2. С.303-312.
88. Сулимов B.C. К проблеме открытия учительских семинарий в Западно¬Сибирском учебном округе в начале XX века // Профессиональное образование Тюменского края: История и современность. Тобольск, 1996. С.47-52.
89. Сулимов B.C. Классы гимнастики и военного строя в школах Тобольской губернии начала XX века // Научные исследования высшей школы. Тюмень, 1997. С.96-99.
90. Сулимов B.C. Церковь и светская школа Тобольской губернии в начале XX века // Материалы седьмой Тюменской областной научно-практической конференции, посвященной памяти П.П. Чукомина. Тобольск, 1998. С. 30-35.
91. Сулимов B.C. Передвижные школы в Тобольской губернии на рубеже XIX - XX веков // Русские старожилы. Материалы III Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск, 2000. С. 208-209.
92. Сулимов B.C. Активизация деятельности попечительских советов и родительских комитетов школ Тюмени в годы первой мировой и гражданской войн. Сб. науч. трудов. Сургут, 2000. Вып. 6. 4.2. С. 147-153.
93. Цветаев Г.А., Замахаев С.Н. Историческая записка о состоянии Тобольской гимназии за 100 лет её существования. 1789-1889. - Тобольск, 1889.
94. Улыбина Л.Г., Микова Е.В. Из истории народного образования в Тобольской губернии (конец XIX - начало XX вв.). Обзор литературы. // В Сб. Народное образование Тюменского края: историография, источниковедение: Материалы науч. копф. Тюмень, 1993. С. 52-57.
95. Уманец С. Общественные заботы о народном образовании в Сибири // Исторический вестник. 1899. №8. С. 614-627.
96. Чехов Н.В. Народное образование в России в 60-х гг. XIX в. М., 1912. 224с.
97. Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М., 1923. 149с.
98. Шаппсов Д.Т. К истории первой светской школы в Сибири. /Религия и церковь в Сибири. Тезисы и материалы науч. конференции. — Тюмень, 1990.
99. Шашков А.Т. К истории первой светской школы в Сибири /Религия и церковь в Сибири. Тезисы и материалы науч. конференции. - Тюмень, 1990.
100. Эйхман Т.П. Становление системы народного образования в XVIII в. (на материалах П Тобольска): Автореф. канд. дисс. - М., 2003.
101. Юрцовский Н.С. Очерки из истории просвещения в Сибири. - Новониколаевск, 1923.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ