Правовое регулирование организации и деятельности электронного правительства: административно-правовой аспект (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (северо-западный филиал))
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 6
1.1 Понятие и сущность концепции электронного государства, его содержание, основные элементы и правовая основа в Российской Федерации 6
1.2 Зарубежный опыт внедрения концепции 21
ГЛАВА 2. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 30
2.1 Нормативно-правовая база функционирования электронного правительства в Российской Федерации 30
2.2 Анализ реализации направлений развития «электронного правительства» в Российской Федерации 40
ГЛАВА 3. КОМПЛЕКС МЕР ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА И ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 48
3.1 Современные организационно-правовые проблемы деятельности «электронного правительства» 48
3.2 Проблемы и предложения по усовершенствованию услуг «электронного правительства» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 6
1.1 Понятие и сущность концепции электронного государства, его содержание, основные элементы и правовая основа в Российской Федерации 6
1.2 Зарубежный опыт внедрения концепции 21
ГЛАВА 2. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 30
2.1 Нормативно-правовая база функционирования электронного правительства в Российской Федерации 30
2.2 Анализ реализации направлений развития «электронного правительства» в Российской Федерации 40
ГЛАВА 3. КОМПЛЕКС МЕР ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА И ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 48
3.1 Современные организационно-правовые проблемы деятельности «электронного правительства» 48
3.2 Проблемы и предложения по усовершенствованию услуг «электронного правительства» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
Актуальность темы исследования. Применение электронных технологий в сфере государственного управления зародилось еще до появления концепций «электронного правительства», поскольку и до этого разрабатывались проекты, способствующие научно-техническому прогрессу, принимались федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее - РФ) и другие нормативные правовые акты, которые послужили правовой основой для формирования и функционирования «электронного правительства».
Тем не менее, теоретические аспекты концепции такого правительства еще недостаточно проработаны в науке, что связано с ее недавним появлением. Цель данной работы заключается в исследовании нормативно-правовой основы создания и развития электронного правительства в нашей стране. При написании работы использовались нормативные акты – Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, а также различные документы федеральных органов власти и субъектов федерации, которые регулируют процесс образования и жизнедеятельности «электронного правительства».
В целом, нужно признать, что исследователи обозначили свой интерес к изучению вопросов «электронного правительства» не так давно. Тем не менее, информационным технологиям и «электронному правительству» посвящено уже немало работ, в т.ч. монографического характера, в которых рассматриваются такие вопросы как история зарождения электронного правительства, определение его понятия, признаки, нормативно-правовая основа, структура, цели и способы их достижения, основные направления деятельности электронного правительства. В работе С.А. Олейника и М.А. Мельничука особое внимание уделено сравнительному анализу нормативной базы функционирования электронного правительства в России и за рубежом.
Степень разработанности темы. Общетеоретические основы электронного правительства, государственное управление в условиях информационного общества изучались в работах И.Ю. Богдановской, И.Л. Бачило, П.У. Кузнецова, М.М. Рассолова, С.Н. Шевердяева и ряда других исследователей; правовые аспекты оказания публичных общественных услуг современным государством изучались в работах Н.В. Путило, Э.В. Талапиной, Ю.А. Тихомирова,Л.К. Терещенко; проблема информационной безопасности государства рассматривалась в работах Е.К. Волчинской, Н.Н. Куняева, В.Н. Лопатина, Т.А. Поляковой, О.А. Степанова; правовой режим электронного документа в публичной сфере исследовался в работах О.А. Городова, С.И. Семилетова.
Также право на доступ к информации о деятельности государственных органов, законодательное регулирование доступа к информации, механизмы защиты права на доступ к информации исследовались в работах А.В. Малько, А.В. Нестерова, В.Н. Монахова, М.А. Федотова.
Объект исследования – правовые аспекты отношений в области функционирования электронного правительства.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие деятельность электронного правительства, в условиях развития информационно коммуникационных технологий.
Цель исследования – анализ правовых основ деятельности электронного правительства и разработка рекомендаций по правовому регулированию деятельности электронного правительства в этом направлении.
Задачи исследования:
1. Выявить предпосылки формирования и развития электронного правительства;
2. Дать определение термину «электронное правительство»;
3. Изучить правовые механизмы обеспечения информационной безопасности электронного правительства;
4. Выявить и сравнить электронного правительство и его правовой статус в государственном управлении зарубежных стран и РФ;
5. Подготовить рекомендации по правовому регулированию деятельности электронного правительства.
Методология исследования. Для достижения целей, поставленных, использовались следующие методы.
Формально-логический метод. Данный метод применялся с целью анализа нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты электронного правительства.
Сравнительно-правовой метод использовался с целью сопоставить зарубежное законодательство об электронном правительстве, выявления общих и особенных черт.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Тем не менее, теоретические аспекты концепции такого правительства еще недостаточно проработаны в науке, что связано с ее недавним появлением. Цель данной работы заключается в исследовании нормативно-правовой основы создания и развития электронного правительства в нашей стране. При написании работы использовались нормативные акты – Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, а также различные документы федеральных органов власти и субъектов федерации, которые регулируют процесс образования и жизнедеятельности «электронного правительства».
В целом, нужно признать, что исследователи обозначили свой интерес к изучению вопросов «электронного правительства» не так давно. Тем не менее, информационным технологиям и «электронному правительству» посвящено уже немало работ, в т.ч. монографического характера, в которых рассматриваются такие вопросы как история зарождения электронного правительства, определение его понятия, признаки, нормативно-правовая основа, структура, цели и способы их достижения, основные направления деятельности электронного правительства. В работе С.А. Олейника и М.А. Мельничука особое внимание уделено сравнительному анализу нормативной базы функционирования электронного правительства в России и за рубежом.
Степень разработанности темы. Общетеоретические основы электронного правительства, государственное управление в условиях информационного общества изучались в работах И.Ю. Богдановской, И.Л. Бачило, П.У. Кузнецова, М.М. Рассолова, С.Н. Шевердяева и ряда других исследователей; правовые аспекты оказания публичных общественных услуг современным государством изучались в работах Н.В. Путило, Э.В. Талапиной, Ю.А. Тихомирова,Л.К. Терещенко; проблема информационной безопасности государства рассматривалась в работах Е.К. Волчинской, Н.Н. Куняева, В.Н. Лопатина, Т.А. Поляковой, О.А. Степанова; правовой режим электронного документа в публичной сфере исследовался в работах О.А. Городова, С.И. Семилетова.
Также право на доступ к информации о деятельности государственных органов, законодательное регулирование доступа к информации, механизмы защиты права на доступ к информации исследовались в работах А.В. Малько, А.В. Нестерова, В.Н. Монахова, М.А. Федотова.
Объект исследования – правовые аспекты отношений в области функционирования электронного правительства.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие деятельность электронного правительства, в условиях развития информационно коммуникационных технологий.
Цель исследования – анализ правовых основ деятельности электронного правительства и разработка рекомендаций по правовому регулированию деятельности электронного правительства в этом направлении.
Задачи исследования:
1. Выявить предпосылки формирования и развития электронного правительства;
2. Дать определение термину «электронное правительство»;
3. Изучить правовые механизмы обеспечения информационной безопасности электронного правительства;
4. Выявить и сравнить электронного правительство и его правовой статус в государственном управлении зарубежных стран и РФ;
5. Подготовить рекомендации по правовому регулированию деятельности электронного правительства.
Методология исследования. Для достижения целей, поставленных, использовались следующие методы.
Формально-логический метод. Данный метод применялся с целью анализа нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты электронного правительства.
Сравнительно-правовой метод использовался с целью сопоставить зарубежное законодательство об электронном правительстве, выявления общих и особенных черт.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Развитие цифровой сферы объявлено в России одним из важнейших направлений развития страны. Основными целями государственной информатизации являются улучшение качества жизни граждан, создание условий для повышения уровня открытости власти, ликвидация цифрового неравенства.
Внедрение технологий электронного правительства предоставляет гражданам, а также субъектам малого и среднего предпринимательства доступ к высококачественным услугам государственных органов и одновременно уменьшает стоимость данных услуг. Кроме того, внедрение электронного правительства является решением конкретных проблем, существующих сегодня в практике государственного управления (необходимость повышения уровня прозрачности государственных услуг, предотвращение коррупции, повышение эффективности государственного управления на всех уровнях), и способом открытия новых каналов политической коммуникации для государства и общества, а также способствует повышению уровня доверия граждан к власти.
С начала века Россия прошла большой путь становления «электронного правительства», от полного отсутствия, до 32 места в списке стран лидеров по рейтингу ИРЭП, составленному ООН в 2018 году. Каждый год увеличивается число граждан России, зарегистрированных на портале Госуслуги, количество предоставляемых и получаемых услуг, постепенно растет процент граждан, удовлетворенных качеством услуг, достаточно эффективно работает портал «Санкт-Петербург госуслуги». Однако, есть определенные проблемы получения госуслуг гражданами с ограниченными возможностями здоровья.
Первая глава настоящей работы раскрывает понятие и сущность, концепции электронного государства и открытого правительства, зарубежный опыт ее внедрения, правовые основы функционирования в Российской Федерации и опыт внедрения электронного правительства в Санкт- Петербурге.
Не существует четкого и общепринятого понятия «электронного правительства», его можно рассматривать, как средство, обеспечивающее государству историческую перспективу и необходимый уровень конкурентоспособности среди институтов общества информационной эпохи; как модель деятельности государства в условиях «новой экономики» и фактор становления «новой экономики»; как способ поддержки экономического, правового, политического, административного и гражданского единства страны и инструмент обеспечения единства и неразрывности государственного управления в федеративном государстве; как новая организационно-управленческая культура государственного аппарата; как инструмент модернизации системы государственного управления и метод преодоления «информационного разрыва» между уровнями и ветвями государственной власти, средство обеспечения гибкости и адаптивности системы государственного управления.
Ученые выделяют четыре модели электронного правительства: контитентально-европейскую, англо-американскую, азиатскую и, вобравшую в себя влияние предыдущих, русскую модель.
В России «электронное правительство» начало свое развитие в 2002 году, портал Госуслуги является достаточно эффективно работающим сервисом с 86 млн. зарегистрированных пользователей. В настоящее время бюджет национальной программы «Цифровая экономика» до 2024 г. составляет 1,8 трлн. руб., из них 1 трлн. – бюджетные средства. Выделено шесть основных направлений нацпрограммы – регулирование, IT- инфраструктура, кадры, кибербезопасность, технологии, госуправление. Кроме того, чиновники утвердили перечень из 25 суперсервисов –комплексных госуслуг, которые нужны в самых распространенных жизненных ситуациях: для граждан – от рождения ребенка и получения пенсии до оформления европротокола при ДТП, а для бизнеса – от оформления земли под строительство до безбумажных перевозок грузов.
Санкт-Петербург занимает второе место среди субъектов Российской Федерации в рейтинге по уровню развития информационного общества, его опыт и действующая модель развития информационного общества могут служить примером для других субъектов Российской Федерации по созданию качественных условий для жизни в регионе.
Вторая глава посвящена анализу сервиса Госуслуги, как элемента концепции электронного государства в Российской Федерации. Также рассматриваются особенности функционирования сервиса Госуслуги для граждан с ограниченными возможностями здоровья на примере Санкт- Петербурга и выявляются существующие проблемы.
Единый портал государственных и муниципальных услуг (Единый портал) это часть электронного правительства Российской Федерации и инфраструктуры, которая обеспечивает информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, через который в 2020 году пользователи отправили более 230 млн. электронных заявлений на получений госуслуг, а объем платежей составил 85 млн. руб.
В настоящей работе рассмотрены некоторые проблемы, связанные с функционированием инфраструктуры э-правительства в России, а также предложены возможные пути их решения. Упрощение процесса оказания сопутствующих услуг предлагается осуществить путем внедрения суперсервисов комплексного оказания услуг в соответствии с жизненной ситуацией. Для минимизации количества документов на бумажном носителе предлагается перевести большинство публичных услуг, имеющих своим результатом выдачу заявителю документа, на реестровую модель. В целях ликвидации проблемы разрозненности государственного интернет-пространства требуется создать единую точку доступа ко всем государственным ресурсам, унифицировать дизайн и форму организации публичных данных. Оптимизировать внутриведомственный документооборот и обмен информацией между различными органами публичной власти можно путем создания единой облачной цифровой платформы данных, к которой имели бы оперативный доступ органы государственной власти и местного самоуправления. В целях повышения удобства в процессе идентификации и аутентификации пользователей на Едином портале государственных услуг следует, во-первых, предоставить возможность дистанционного подтверждения личности при регистрации новых пользователей в ЕСИА; во-вторых, внедрять средства биометрической идентификации и аутентификации. Однако в этой области политика государства должна иметь просветительско-информационный характер: принудительное насаждение биометрии недопустимо по конституционно-правовым и морально-этическим соображениям. Перечисленные предложения поспособствуют повышению качества как внутрисистемных взаимодействий (Government-to-Government и Governmentto-Employee), так и взаимодействий государства с гражданами, бизнесом и некоммерческими организациями (Government-to-Citizen, Government-to Business и Government-to-NGO). Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что Россия достигла существенного прогресса в сфере построения работоспособной инфраструктуры э-правительства, хотя по мере усложнения государственно-управленческих задач возникают новые вызовы, на которые необходимо отвечать инновационными решениями.
Внедрение технологий электронного правительства предоставляет гражданам, а также субъектам малого и среднего предпринимательства доступ к высококачественным услугам государственных органов и одновременно уменьшает стоимость данных услуг. Кроме того, внедрение электронного правительства является решением конкретных проблем, существующих сегодня в практике государственного управления (необходимость повышения уровня прозрачности государственных услуг, предотвращение коррупции, повышение эффективности государственного управления на всех уровнях), и способом открытия новых каналов политической коммуникации для государства и общества, а также способствует повышению уровня доверия граждан к власти.
С начала века Россия прошла большой путь становления «электронного правительства», от полного отсутствия, до 32 места в списке стран лидеров по рейтингу ИРЭП, составленному ООН в 2018 году. Каждый год увеличивается число граждан России, зарегистрированных на портале Госуслуги, количество предоставляемых и получаемых услуг, постепенно растет процент граждан, удовлетворенных качеством услуг, достаточно эффективно работает портал «Санкт-Петербург госуслуги». Однако, есть определенные проблемы получения госуслуг гражданами с ограниченными возможностями здоровья.
Первая глава настоящей работы раскрывает понятие и сущность, концепции электронного государства и открытого правительства, зарубежный опыт ее внедрения, правовые основы функционирования в Российской Федерации и опыт внедрения электронного правительства в Санкт- Петербурге.
Не существует четкого и общепринятого понятия «электронного правительства», его можно рассматривать, как средство, обеспечивающее государству историческую перспективу и необходимый уровень конкурентоспособности среди институтов общества информационной эпохи; как модель деятельности государства в условиях «новой экономики» и фактор становления «новой экономики»; как способ поддержки экономического, правового, политического, административного и гражданского единства страны и инструмент обеспечения единства и неразрывности государственного управления в федеративном государстве; как новая организационно-управленческая культура государственного аппарата; как инструмент модернизации системы государственного управления и метод преодоления «информационного разрыва» между уровнями и ветвями государственной власти, средство обеспечения гибкости и адаптивности системы государственного управления.
Ученые выделяют четыре модели электронного правительства: контитентально-европейскую, англо-американскую, азиатскую и, вобравшую в себя влияние предыдущих, русскую модель.
В России «электронное правительство» начало свое развитие в 2002 году, портал Госуслуги является достаточно эффективно работающим сервисом с 86 млн. зарегистрированных пользователей. В настоящее время бюджет национальной программы «Цифровая экономика» до 2024 г. составляет 1,8 трлн. руб., из них 1 трлн. – бюджетные средства. Выделено шесть основных направлений нацпрограммы – регулирование, IT- инфраструктура, кадры, кибербезопасность, технологии, госуправление. Кроме того, чиновники утвердили перечень из 25 суперсервисов –комплексных госуслуг, которые нужны в самых распространенных жизненных ситуациях: для граждан – от рождения ребенка и получения пенсии до оформления европротокола при ДТП, а для бизнеса – от оформления земли под строительство до безбумажных перевозок грузов.
Санкт-Петербург занимает второе место среди субъектов Российской Федерации в рейтинге по уровню развития информационного общества, его опыт и действующая модель развития информационного общества могут служить примером для других субъектов Российской Федерации по созданию качественных условий для жизни в регионе.
Вторая глава посвящена анализу сервиса Госуслуги, как элемента концепции электронного государства в Российской Федерации. Также рассматриваются особенности функционирования сервиса Госуслуги для граждан с ограниченными возможностями здоровья на примере Санкт- Петербурга и выявляются существующие проблемы.
Единый портал государственных и муниципальных услуг (Единый портал) это часть электронного правительства Российской Федерации и инфраструктуры, которая обеспечивает информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, через который в 2020 году пользователи отправили более 230 млн. электронных заявлений на получений госуслуг, а объем платежей составил 85 млн. руб.
В настоящей работе рассмотрены некоторые проблемы, связанные с функционированием инфраструктуры э-правительства в России, а также предложены возможные пути их решения. Упрощение процесса оказания сопутствующих услуг предлагается осуществить путем внедрения суперсервисов комплексного оказания услуг в соответствии с жизненной ситуацией. Для минимизации количества документов на бумажном носителе предлагается перевести большинство публичных услуг, имеющих своим результатом выдачу заявителю документа, на реестровую модель. В целях ликвидации проблемы разрозненности государственного интернет-пространства требуется создать единую точку доступа ко всем государственным ресурсам, унифицировать дизайн и форму организации публичных данных. Оптимизировать внутриведомственный документооборот и обмен информацией между различными органами публичной власти можно путем создания единой облачной цифровой платформы данных, к которой имели бы оперативный доступ органы государственной власти и местного самоуправления. В целях повышения удобства в процессе идентификации и аутентификации пользователей на Едином портале государственных услуг следует, во-первых, предоставить возможность дистанционного подтверждения личности при регистрации новых пользователей в ЕСИА; во-вторых, внедрять средства биометрической идентификации и аутентификации. Однако в этой области политика государства должна иметь просветительско-информационный характер: принудительное насаждение биометрии недопустимо по конституционно-правовым и морально-этическим соображениям. Перечисленные предложения поспособствуют повышению качества как внутрисистемных взаимодействий (Government-to-Government и Governmentto-Employee), так и взаимодействий государства с гражданами, бизнесом и некоммерческими организациями (Government-to-Citizen, Government-to Business и Government-to-NGO). Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что Россия достигла существенного прогресса в сфере построения работоспособной инфраструктуры э-правительства, хотя по мере усложнения государственно-управленческих задач возникают новые вызовы, на которые необходимо отвечать инновационными решениями.
Подобные работы
- Административно-правовые основы организации государственного управления имуществом Российской Федерации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (северо-западный филиал))
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Особенности совершения таможенных операций, связанных с выпуском подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2022 - Конкурсный отбор кадров на государственную гражданскую службу: правовые основы и практика
Курсовые работы, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2024 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ (НА ПРИМЕРЕ АЛЕКСЕЕВСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



