Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственной культуры у младших школьников во внеурочной деятельности 12
1.1 Психолого-педагогический анализ понятия «нравственная
культура» 12
1.2 Особенности воспитания нравственной культуры в младшем
школьном возрасте 22
1.3 Условия воспитания нравственной культуры у младших школьников 25
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию нравственной культуры у младших школьников во внеурочной деятельности 34
2.1 Выявление первоначального уровня воспитанности
нравственной культуры у младших школьников 34
2.2 Опытно-экспериментальная работа по воспитанию
нравственной культуры у младших школьников во внеурочной деятельности 53
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по воспитанию нравственной культуры у младших школьников во внеурочной деятельности 63
Выводы по второй главе 75
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Приложения 8
На сегодняшний день существует большое количество документы государственной образовательной политики (Национальная доктрина образования РФ, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2010 года по разделу «Образование», Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы и др.), в которых поднимается проблема перехода российского образования на принципиально новый уровень.
Согласно данным положениям, современное образование должно быть направлено на формирование культурного и деятельного человека, который способен свободно реализовывать себя в быстро развивающемся и меняющемся мире. Такой личности, которая будет обладать высоким духовным потенциалом и способностью преобразовывать действительность. Так в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы одним из решений данной проблемы является развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования [27].
В Национальной доктрине образования РФ акцент делается на «утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики» [34]. Решением данной задачи выступает индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия образовательных учреждений и образовательных программ, которые учитывают способности и интересы воспитанника. Принятие этих нормативных документов оказало непосредственное влияние на сложившуюся педагогическую ситуацию с требованием качественно нового, личностного подхода к образовательному процессу.
Одной из актуальной проблемы современного общества является размытость нравственных ориентиров подрастающего поколения . В средствах массовых информация регулярно появляются сведения о проявлении безнравственного и бескультурного поведения. Об этом свидетельствуют такие происшествия как стрельба в школе, нападение на педагогов, их оскорбление, возросшее количество случаев изнасилования в нетрезвом состоянии. Все это говорит о недостаточном нравственном воспитании подрастающего поколения. Данный факт определяет научный аспект актуальности нашего исследования.
Практический аспект актуальности данной проблемы связан с необходимостью обогащения содержания деятельности современной школы, совершенствование методики нравственного воспитания и формирования нравственной культуры учащихся. Для успешного решения поставленной проблемы требуется ее всестороннее изучение и научное обоснование на основании преобразований, происходящих в обществе. Актуальность исследования заключается в том, что современная система образования большое внимание обращает на приобретение школьниками знаний, их добывание и т.д. Однако компонент нравственного воспитания ребенка остается нетронутым, что сказывается на последующем формировании и становлении личности. Помимо этого, компонент нравственного содержания является неотъемлемой частью каждой личности, взаимодействующей в обществе. Нравственное воспитание является важнейшим средством формирования и активизации морального фактора личности.
Из данного контекста вытекает третье направление актуальности данного магистерского исследования - социальное. Современное общество испытывает крайнюю необходимость формирования личности, обладающей высокими нравственными качествами и моральной культурой.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, в период смены ценностных ориентиров нарушается нравственное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Таким образом, данный факт обуславливает необходимость прививания нравственности младшим школьникам, а также осуществление их воспитания в духе ненасилия, мира, уважения, доброжелательности и толерантности, что является одной из важнейших проблем современной педагогической науки.
Младший школьный возраст, в данном случае, является наиболее эффективным периодом воспитания нравственной культуры. Согласно исследованиям некоторых психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), возраст младших школьников является сензитивным для усвоения общепринятых нравственных норм и воспитании необходимых моральных качеств. Очень важно именно в данный момент осуществлять целенаправленную работу по развитию таких нравственных качеств, как сопереживание, принятие чувств другого, эмоциональный отклик на переживания друга, что в будущем будет способствовать становлению личности, обладающей высокой нравственной культурой.
Значимость развития нравственной сферы личности в аспекте проявлений высоких моральных качеств определяли крупнейшие педагоги, философы и психологи (Р. Берне, А. Бэн, Я. Корчак, И.Г. Песталоцци, Т. Рибо, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, Э. Фромм, П.М. Якобсон).
В работах С.А. Баклушинского, А.П. Вардомацкого, Н.А. Волковой, Т.В. Дробышевой, И.В. Дубровиной и Б.С. Круглова, Т.Н. Мальковской определяется значимость влияния образовательного учреждения в целом на развитие нравственных качеств личности.
Проблема, поднятая в нашем диссертационном исследовании, находит свое отражение в трудах таких теоретиков, как Л.Е. Балашова, B. П. Беспалько, А.А. Реана, которые определяют основные понятия в теории и практики нравственного воспитания, а также определяют и рассматривают различные формы, методы, содержание и принципы реализации методы нравственного воспитания
Научные исследования О.С. Богдановой, Б.И. Додонова, В.А. Панферова свидетельствует об особом значении становлении сферы гуманных чувств детей младшего школьного возраста, что в свою очередь является своеобразным механизмом трансформации нравственного знания в личностный поступок, переживаемый индивидом.
Несмотря на наличие большого количества теоретико-практических работ по выявленной проблеме, отмечается недостаточная разработанность методических идей, направленных на воспитание нравственной культуры младших школьников в контексте современной системы образования. Программы начального общего образования и методические разработки не обладают достаточным количеством разнообразных методов, приемов и средств, способствующих решению и преодолению поставленной проблемы.
Анализ современной педагогической науки в области теории и практики нравственного воспитания детей младшего школьного возраста позволяет выделить противоречия между:
- пониманием важности процесса воспитания нравственной культуры в младшем школьном возрасте и отсутствием целенаправленной работы по ее развитию;
- недостаточным использованием возможностей нравственного воспитания в учебном процессе образовательных учреждений;
- необходимостью организации целенаправленного и эффективного процесса воспитания нравственной культуры младших школьников и отсутствием методики для его реализации в ходе внеурочной деятельности.
- возможностью использования потенциала внеурочной деятельности для воспитания нравственной культуры младших школьников и неэффективной реализацией этого потенциала в воспитательной работе.
Эти противоречия позволили сформулировать проблему исследования, требующей своего разрешения: каковы педагогические условия воспитания нравственной культуры младших школьников в ходе внеурочной деятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий, способствующих воспитанию нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс воспитания нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия, направленные на воспитание нравственной культуры учащихся начальной школы во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс воспитания нравственной культуры младших школьников будет эффективным, если:
- использовать групповую форму деятельности «Философский стол» и «Дискуссионные качели» для развития познавательной активности;
- воспитывать нравственное поведение с помощью нравственно-ориентированных игр и КТД;
- использовать групповую форму работы «Час тихого чтения» для воспитания эмоционально-ценностного отношения к нравственной культуре.
Достижению поставленной цели будут способствовать следующие задачи исследования:
1) осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) выявить уровень воспитанности нравственной культуры у учащихся второго класса;
3) выявить педагогические условия, методы и формы работы, обеспечивающие успешное воспитание нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности;
4) опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий воспитания нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности;
5) сформулировать выводы о проведенном опытно-экспериментальном исследовании и разработать методические рекомендации для учителей начальных классов.
Теоретической основой исследования стали: труды зарубежных и отечественных педагогов и психологов:
- научные труды по психологии воспитания и педагогике детства (Г.Н. Козлова, И.Н. Кузнецов, А.М. Новиков «Методология образования», П.И. Пидкасистый «Педагогика» и др.);
- исследования возрастных особенностей младших школьников (Э.А. Голубева «Комплексное исследование способностей», В.В. Давыдов «Теория развивающего обучения», Т.А. Данилина «В мире детских эмоций» и др.);
- концепции отечественных педагогов и психологов в области гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, В.С. Библер «Диалог культур», Н.Ю. Ерофеева «Гендерная педагогика», В.А. Сухомлинский);
- научные труды по нравственной культуре личности (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова «Нравственное формирование личности», И.С. Марьенко «Нравственное становление личности»).
Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы с целью уточнения понятия нравственной культуры детей младшего школьного возраста и выявления эффективных условий ее развития; диагностические методы: наблюдение, беседа; экспериментальные: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение «Лицей №51» г. о. Тольятти.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов.
Первый этап (2016) - анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определялась цель, уточнялась исходная гипотеза, формулировались задачи исследования, проводилось исследование современного состояния проблемы.
Второй этап (2016 - 2017) - осуществлялся поиск решения проблемы исследования, проводилась экспериментальная работа, разрабатывалась и апробировалась программа внеурочной деятельности на основе выделенных ранее педагогических условиях.
Третий этап (2017 - 2018) - продолжалась опытно-экспериментальная работа, реализовалась разработанная программа внеурочной деятельности, осуществлялась качественная и количественная обработка экспериментальных данных, оценивались результаты, публиковались научные статьи, формулировались выводы и рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- определена актуальность проблемы воспитания нравственной культуры у младших школьников в процесса анализа психолого - педагогической литературы.
- выделены педагогические условия, способствующие воспитанию нравственной культуры у младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
- определены критерии, показатели и уровни воспитанности нравственной культуры у младших школьников.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:
1. Уточнено содержание понятия «нравственная культура», подразумевающее под собой опыт человечества, который позволяет принимать моральное решение в традиционной ситуации, а также нравственный разум и интуицию, которые в свою очередь, являясь творческими элементами сознания, помогают поступать нравственно.
2. Теоретически обоснованы и разработаны показатели и диагностические методики оценки уровня воспитанности нравственной культуры у учащихся второго класса.
3. Определены уровни и дана качественная характеристика воспитанности нравственной культуры у младших школьников.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанных теоретических положений и внедрения выявленных педагогических условий в реальной практике воспитания нравственной культуры: в процессе опытно-экспериментальной работы мы разработали и провели комплекс мероприятий, включающий в себя коллективную форму работы философский стол, дискуссионные качели, час тихого чтения, поход в библиотеку, организация выставочного зала, нравственно-ориентированные игры, КТД и викторина, способствующие воспитанию нравственной культуры у младших школьников во внеурочной деятельности.
Личный вклад автора заключается в активном участии на всех этапах опытно-экспериментальной работы; в изучении состояния данной проблемы в современной педагогической науке; в разработке комплекса мероприятий, а также демонстрации результатов исследования на научно-практических конференциях и публикация научных работ по изучаемой проблеме.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: использованием теоретических положений современной психолого-педагогической науки, взаимодополняющим сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватным подбором диагностических методик.
Апробация и внедрение результатов исследования. По результатам исследования автором опубликованы 2 научные работы. Основные положения и результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Понятие «нравственная культура», которое представляет собой совокупность сформированных убеждений, усвоенных знаний, пережитых эмоций и нравственных чувств, взаимоотношений с другими людьми и с обществом, способности к нравственному творчеству, а также борьбы с негуманными и аморальными явлениями. Данный термин подразумевает под собой опыт человечества, который позволяет принимать моральное решение в традиционной ситуации, а также нравственный разум и интуицию, которые в свою очередь, помогают поступать нравственно.
2. Педагогические условия, реализация которых способствует воспитанию нравственной культуры младших школьников, включает в себя: осуществление процесса воспитания нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности, полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности; использование групповых форм в воспитании нравственной культуры младших школьников.
3. Экспериментальное исследование эффективности процесса воспитания нравственной культуры учащихся начальной школы в ходе реализации комплекса мероприятий.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что нравственная культура включает в себя освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях. На основании механизма формирования нравственных качеств нами были выявлены следующие условия воспитания нравственной культуры:
- осуществление процесса воспитания нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности;
- полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;
- использование групповых форм в воспитании нравственной культуры младших школьников.
2. Был разработан диагностический инструментарий, основанный на компонентах нравственной культуры - когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Все диагностические методики были адаптированы для детей младшего школьного возраста с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.
- когнитивный компонент - методика «Что такое хорошо и что такое плохо?».
- эмоциональный компонент - методика «Незаконченные предложения» (Н.Е. Богуславская), методика «Диагностика нравственной мотивации» (М.И. Шилова).
- поведенческий компонент - наблюдение, «Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов» (Н.П. Капустиной), методика «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калининой).
3. Обобщая данные всех проведенных диагностических методик, можно сказать о том, что преобладающее количество испытуемых имеет низкий и средний уровень (86% в экспериментальной группе и 83% в контрольной группе), что не удовлетворяет потребностям общества. Наличие низкого уровня нравственной культуры будущего поколения приведет к обесцениванию человеческих ценностей.
Был разработан комплекс мероприятий, представленный в виде 3 модулей (разделов), каждый из которых посвящен определенному компоненту нравственной культуры - когнитивному, эмоциональному, поведенческому. В ходе формирующего эксперимента были реализованы такие методы как философский стол, дискуссионные качели, час тихого чтения, поход в библиотеку, организация выставочного зала, нравственно- ориентированные игры, КТД и викторина.
4. Эффективность разработанного комплекса мероприятий была проверена на этапе контрольного среза, проводимого на основе тех же диагностик, что и на констатирующем этапе.
В экспериментальной группе количество учащихся с высоким уровнем увеличилось на 15%, средний уровень вырос до 51%. А число младших школьников с низким уровнем уменьшилось на 21%. Полученные данные свидетельствует о положительной динамике уровня воспитанности нравственной культуры младших школьников благодаря проведенной опытно-экспериментальной работе, что доказывает гипотезу нашего исследования.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. - 2-е изд., испр. идоп. - М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. - 811 с.
2. Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - 4-е изд. - М.:Проспект, 2017. - 592 с. - (серия Классический университетский учебник).
3. Алипова Л. В. Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 38-40.
4. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [Текст] // Педагогика. - М., 2005.
- №4. - С.19-27.
5. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его
закономерные основы и методы: учеб.-метод. пособие / С.И.
Архангельский. - М.: Высш. школа, 1980. - 368 с.
6. Бачинин, В.А. Этика: энциклопедический словарь / В. А. Бачинин.-СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 2005. - 332 с.
7. Беляева, Е.В. История развития этики: курс лекций / Е.В. Беляева.
- 2-е изд. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. - 67 с.
8. Блюмкин, В.А. Этика и жизнь / В.А. Блюмкин. - М.: Издание политической литературы, 1987. - 112 с.
9. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - СПб: Изд-во Питер, 2018. - 512 с.
10. Борытко, Н.М. Педагогика: учебник для студентов высших
учебных заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - СПб: Академия, 2009. - 496 с. - (серия Высшее профессиональное
образование).
11. Бряник, Н.В. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ.ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2007. - 318 с.
12. Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет / А.Н. Веракса. - Мозаика-Синтез, 2012. - 128 с. - (Серия «От рождения до школы»).
13. Вичев, В.В. Мораль и социальная психика / В.В. Вичев. - М.: Политиздат., 1978. - 173 с.
14. Гавриловец, К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: книга для учителя / К В. Гавриловец, И.И. Казимирская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Народная асвета. - 1988. -128 с.
15. Гегель, Г. Наука логики / Г. Гегель; пер. Б. Столпнер. - М.: АСТ, 2018 - 912 с.
16. Гринберг, Л.Г. Сущность и специфика нравственной культур / Л.Г. Гринберг // Вопросы нравственной культуры / под.ред. В. Жямайтиса. - Вильнюс, 1981. - С.58-59.
17. Гусейнов, А.А. Этика: Учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарика, 1998. - 472 с.
18. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - Олма-пресс, 2002. - 1120 с.
19. Дик, Н.Ф. Современный справочник учителя начальных классов в вопросах и ответах/ Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2008. - 219 с.
20. Духовно-нравственное воспитание молодежи в современной России: Сборник научных статей / Под общ.ред. Г.И. Дзида. - М.: Издательство «Спутник+», 2013. - 320 с.
21. Емельянова, Т.В. Теоретические аспекты формирования правовой компетентности будущих педагогов в сфере инклюзивного образования: специфика профессиональной компетентности / Т.В. Емельянова// Вестник гуманитарного института ТГУ. - Тольятти, Изд-во ТГУ, 2014. -№2 (16). -С. 15-18.
22. Жямайтис, В. Этика / В. Жямайтис. -Вильнюс: АН Литвы, 2008. - 332 с.
23. Зубра, А.С. Культура умственного труда студента: пособие для студентов высших учебных заведений / А.С. Зубра. - 2-е изд., испр. и доп. -Минск: Дикта, 2007. - 228 с.
24. Кант, И. Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали / И. Кант. - М., 1985. - 127 с.
25. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - 2-е изд. - СПб.: Академия, 2005. - 176 с.
26. Концепции Федеральной целевой программы развития
образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. - URL:http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата
обращения: 14.11.2017)
27. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России [Электронный ресурс]. -
URL:http ://dnv.berezaklim.ru/doc/koncepcij a_dukhovno-nravstv- vospitanja.pdf(дата обращения: 17.03.2018)
28. Лаптенок, А.С. Нравственная культура личности: Условия
формирования / под. ред. А,С, Лаптенка. - Мн., 2002. - 180 с.
29. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной конструкции /Д.А. Леонтьев//Вопросы философии. - 1996.- №4. - С.16-21
30. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1993. - 528 с.
31. Маклаков, Г.А. Общая психология: учебник для вузов / Г.А. Маклаков. - СПб: Изд-во ПИТЕР, 2016. - 592 с.
32. Морозова, Т.В. Этическое воспитание младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов / Т.В. Морозова; сост. А.К. Лопаткина. - Омск: Изд-во Омскго государственного университета, 2004. - 103 с.
33. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до
2025 года [Электронный ресурс]. -
URL:http://www.karavella.nios.ru/DswMedia/nacional- nayadoktrinaobrazovaniyavrf.pdf(дата обращения: 23.01.2018)
34. Нравственно воспитание личности: учебно-методические
рекомендации / сост. З.И. Левчук [и др.] - Брест: Бел ГУ, 2002. - 43 с.
35. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - перераб. и доп. - М.: Мир и образование, 2018. - 736 с.
36. Павлов, С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Павлов. -Магнитогорск, 1999. - 23 с.
37. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. - 3-е изд. - М.:Юрайт, 2016. - 576 с. - (серия Бакалавр.Прикладной курс).
38. Рангелова, Э. Превентивная педагогика / Э. Рангелова, А.П. Сманцер. -Минск: Изд-во БГУ, 2008. - 263 с.
39. Рерих, Н.И. Малое собрание сочинений / Н.И. Рерих. - М.: Азбука, 2016. - с. 640.
40. Сверчков, А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов / Сверчков А.В. // Молодой ученый. -2009. -№4. - С. 279-282.
41. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.:
Академия, 2011. - С.608.
42. Словарь по этике / ред. И. Кон. - М.: Политиздат, 1981. - 355 с.
43. Смоленцев, Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия /
Ю.М. Смоленцев. - М.: Изд-во Московского государственного
университета, 1989. - 192 с.
44. Сухомлинский, В.А. В размышлениях современных украинских педагогов: монография / сост.: О. В. Сухомлинская, А.Я. Савченко; авт. кол. : О.В. Сухомлинская, А.Я. Савченко, В.С. Курило, И.Д. Бех и др. -Луганск : Изд-во ГУ «ЛНУ имени Тараса Шевченко», 2012. -536 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogid=959Дата обращения: 19.01.2018 г.
46. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Изд-во Гардарики, 2003. - 520 с. - (серия Disciplinae).
47. Холодкова, О.Г. Самооценка нравственных качеств личности младших школьников / О.Г. Холодкова // Вестник ТГПУ. Психология. - 2009. -№7. - С. 76-78.
48. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» / А.Х. Хушбахтов // Молодой ученый. - 2015. -№23. - С. 1020-1022.
49. Цицерон, М. Избранные сочинения / М. Цицерон. - М.:
Художественная литература, 1975. - с. 456. - (серия Библиотека античной литературы)
50. Эриксон, Э. Детство и общество / Э.Эриксон. - СПб: Речь, 2000. - 416 с
51. Baader, F. Philosophische Schriften und Aufsatze (German Edition) / F.Baader. - 2011. - 496 с.
52. Joffe, A.N. Identity today: understanding the problem and the way to becoming the all-Russian civic identity through education / A.N. Joffe // The teaching of history in schools. - 2015. - №2. - С.3-10.
53. Jones, S. M. Promoting Social and Emotional Competencies in Elementary School / Stephanie M. Jones, Sophie P. Barnes, Rebecca Bailey, and Emily J. Doolittle // The future of children. - Vol.27. - №1. - 2017. - С. 49¬71.
54. Kamilova, N.V. Psychology-pedagogical model of resotialisation pupils of specialized institutions for children with deviant behavior/ Kamilova N.V. // European journal of education and applied psychology. - 2016. - №2. - С. 61-64.
55. Karataeva T.A. Analysis of formation experience senior civil identity in modern school / T.A. Karataeva // European journal of education and applied psychology. - 2017. - №1. - С. 30-40.