Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №119013

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2021
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития памяти у младших 7
школьников во внеурочной деятельности
1.1 Понятие памяти в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Внеурочная деятельность как средство развития памяти у
младших школьников 17
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти у младших школьников во внеурочной деятельности 26
2.1 Диагностика уровня развития памяти у младших школьников 26
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий во внеурочной
деятельности по развитию памяти у младших школьников 39
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 45
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение А Методика «Десять слов» А. Лурия 67
Приложение Б Методика «Память на образы» Э. Крис 68
Приложение В Методика «Запомни рисунки» Р.С. Немов 70
Приложение Г Методика «Оперативная память» Д. Векслер 71
Приложение Д Методика «Домик» Н.И. Гуткина 73
Приложение Е Результаты констатирующего этапа исследования 74
Приложение Ж Результаты контрольного этапа исследования 79


Актуальность темы исследования определяется необходимостью обеспечения непрерывного развития памяти ребенка в период детства, что отражено в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На сегодняшний день, как подчеркивается в образовательном стандарте общего образования, основной задачей образовательного учреждения является формирование у учеников умения учиться, а значит формировать и развивать учебные действия, в основе которых лежит развитие памяти.
Память как процесс является многоаспектной категорией и существует большое количество разных подходов по ее изучению. Вариативность исследований в изучении памяти отражается в различии ее определения. Концепция памяти в психологии интерпретируется как процесс создания и хранения прошлого опыта человека, который позволяет повторно использовать его в действии. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и представляет собой наиболее важную когнитивную функцию, лежащую в основе развития и обучения.
Некоторые исследования и наблюдения отражают тот факт, что младшим школьникам все еще трудно самостоятельно различать мнемонические задания. Отсюда следует, что для эффективного развития памяти необходимо научиться использовать различные техники запоминания.
Изучению памяти человека посвящены работы и исследования А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, Я.Л. Коломинского, Р.С. Немова, Е.А. Панько, И.М. Сеченова, А.А. Смирнова, А.Г. Асмолова, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина и многих других ученых.
Несмотря на разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе возникает противоречие между необходимостью развития памяти у младших школьников и недостаточно методическим обеспечением.
Проблема исследования: как развивать память у младших школьников во внеурочной деятельности?
Объект исследования: внеурочная деятельность.
Предмет исследования: развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель: разработать комплекс занятий по развитию памяти у младших школьников во внеурочной деятельности и проверить его эффективность.
Гипотеза исследования: процесс развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности будет происходить наиболее эффективно, если:
- выявить уровень развития памяти у младших школьников;
- разработать и внедрить комплекс занятий по развитию памяти у младших школьников;
- создать для учащихся благоприятный психологический климат, способствующий развитию памяти.
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования определили следующие задачи:
1) изучить теоретические основы проблемы развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности;
2) провести опытно-экспериментальную работу по развитию памяти у младших школьников во внеурочной деятельности;
3) разработать и внедрить комплекс занятий во внеурочной деятельности по развитию памяти;
4) проанализировать и обобщить полученные результаты исследования.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение;
- эмпирические методы, включающие в себя наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольные этапы).
Новизна исследования заключается в разработке комплекса занятий во внеурочной деятельности, направленный на развитие памяти у младших школьников.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, разработанные занятия во внеурочной деятельности могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по развитию памяти у детей младшего школьного возраста.
База исследования: МБУ «Школа № 43», 32 ученика, 1 А и 1 Б классов.
Структура: выпускная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы позволил раскрыть теоретические основы проблемы развития памяти как психологического процесса. Память человека - это познавательный процесс сохранения и воспроизведения образов и представлений, который лежит в основе всех других познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления, внимания, воображения, речи) и любой деятельности. Хорошо известно, что благодаря своей памяти и ее постоянному развитию, и совершенствованию, человек выделился из мира животных и стал венцом природы, достиг тех высот в деятельности, общении, на которых сейчас находится все человечество. В самом общем виде память (от греческого «mneme» - память) - это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта, всего того, что человек когда-то услышал, увидел, прочувствовал. Более широко память человека У. Джеймс определяет, как «психофизиологический (генетический) и культурный процессы, которые выполняют в жизни человека функции сохранения, закрепления и воспроизведения информации». Эти три функции, отмеченные в определении У. Джеймса, являются для памяти основными.
В самом широком смысле память можно определить, как механизм фиксации информации для дальнейшего ее сохранения, запоминания и воспроизведения в разных жизненных ситуациях и видах деятельности. Память присуща человеку с младенческого возраста. В психологии и педагогике память человека рассматривается как один из познавательных процессов в одном ряду с другими познавательными процессами: ощущением, восприятием, мышлением, вниманием, воображением и речью.
Таким образом, анализ литературы показал, что память - это психический процесс, суть которого состоит в сохранении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта, всего, что он видел, слышал, ощущал, всего, что с ним происходило в прошлом.
Мы определили условия развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности: выявить уровень развития памяти у младших школьников; разработать и внедрить комплекс занятий по развитию памяти у младших школьников; создать для учащихся благоприятный психологический климат, способствующие развитию памяти.
Экспериментальное исследования было проведено в МБУ «Школа № 43», в исследовании принимали участие 16 учеников 1 «А» класса и 16 учеников 1 «Б» класса. В процессе исследования, дети были разделены на 2 группы:
- 1 группа - 16 учеников 1 «А» класса - контрольная группа (КГ);
- 2 группа - 16 учеников 1 «Б» класса - экспериментальная группа (ЭГ).
Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти состояла из трех этапов исследования:
Первый этап исследования - констатирующий. На констатирующем этапе исследования были определены методы исследования для первичной диагностики уровня развития памяти детей младшего школьного возраста, проведение первичной диагностики учеников КГ и ЭГ. Для выявления уровня развития памяти детей младшего школьного возраста, были использованы следующие методики - «Десять слов» А. Лурия, «Память на образы» Э. Крис, «Запомни рисунки» Р.С. Немова, «Оперативная память» Д. Векслера, методика «Домик» Н.И. Гуткиной, данные методики предназначены для диагностики памяти детей 6-7 лет.
Обобщая результаты исследования, можно прийти к выводу, что у большинства детей КГ 50% и ЭГ 43,75%, отмечен низкий уровень развития памяти. У детей имеются следующие недостатки в развитии памяти:
- недостаточный объем (запоминают 2-3 элемента);
- замедленная скорость запоминания (5-6 повторений);
- неточность воспроизведения;
- быстрое забывание;
- отсутствие умения дифференцировать воспроизведенный материал от не воспроизведённого (частое повторение того, что уже было названо ребенком).
Второй этап исследования - формирующий. На данном этапе исследования был разработан и реализован комплекс занятий во внеурочной деятельности по развитию памяти детей младшего школьного возраста.
Реализация занятий по внеурочной деятельности была проведена с учениками 1 «Б» класса (ЭГ). Для развития памяти младших школьников используют специальные мнемические приемы («повторение», «группировка», «смысловое соотнесение», «самопроверка») они направлены на развитие процессов памяти запоминания, сохранения и воспроизведения необходимого материала. Программа включает 11 занятий, они проходят 1 раз в неделю.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика учеников ЭГ с целью оценки эффективности комплекса занятий во внеурочной деятельности по развитию памяти детей, а также доказать или опровергнуть гипотезу исследования. Так на констатирующим этапе исследования, средний уровень был выявлен у 5 человек (31,25%), а на контрольном этапе он увеличился и составил 7 человек (43,75%). Высокий уровень выявлен у 5 детей (31,25%). Низкий уровень отмечен у 4 учащихся.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.



1. Баддли А. Память; под ред. Т. Н. Резниковой. Санкт-Петербург : Питер, 2017. 560 с.
2. Батенева Е. В. Дидактическая игра как метод развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения». 2018. С. 102-109.
3. Бине А. Измерение умственных способностей. СПб. : Союз, 1998. 84 с.
4. Блонский П. П. Память и мышление. М. : Гос. соц.-экон. изд-во, 1995. 213 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург : Питер, 2016. 398 с.
7. Бозиева С. К., Ногерова М. Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста // Научно-методический журнал «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». 2019. С. 26-30.
8. Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов. Санкт-Петербург : Питер, 2018. 512 с.
9. Букреева А. А. Коррекция памяти младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. С. 121-125.
10. Веракса Н. Е. Детская психология: учебник для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 446 с.
11. Войтов В. К., Косихин В. В., Ушаков Д. В. Рабочая память как перспективный конструкт когнитивной психологии и методы его измерения // Научно-методический журнал «Моделирование и анализ». 2017. № 1. С. 57-78.
12. Денисова О.П. Психология и педагогика: учебное пособие. М. : Флинта, 2019. 422 с.
13. Долгова В. И., Клочева Г. М., Тавобилова И. Д. Исследование видов памяти первоклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 131-135.
14. Долгова В. И., Крыжановская Н. В., Ратаева В. В. Влияние памяти на успеваемость младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 96-100.
15. Дорощук С. В., Нестерова А. Г. Развитие памяти у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Статья в сборнике «Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества». Омск : «Омская гуманитарная академия». 2016. С. 21-25.
16. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников. М. : 2012. 228 с.
17. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо, 2010. С. 371-379.
18. Заика Е. В. Экспериментальные исследования памяти. Основные методики и результаты исследований. М. : ВЛАДОС, 2018. 432 с.
19. Зимин О. А. К вопросу о развитии памяти // Научно-методический журнал «Приоритетные научные направления: от теории к практике». 201 7. №18. С. 39-45.
20. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти: Хрестоматия. Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо, 2014. С. 465-476.
21. Иссматуллаева Г. Э. Развитие памяти у детей дошкольного возраста // Научно-методический журнал «Молодой ученый». 2015. № 13. С. 41-44.
22. Изард К. Э. Психология эмоций: учебник. Санкт-Петербург : Питер, 2019. 464 с.
23. Колесов В. И. Современные подходы к улучшению памяти человека // Научно-методический журнал «Мир психологии». 2016. № 2. С. 154-167.
24. Кравцов Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015. 264 с.
25. Кузьмина И. Ю., Пичкурова В. В. Развитие памяти у детей дошкольного возраста методами мнемотехники // Научно-методический журнал «Известия академии управления: теория, стратегии, инновации». 2018. № 1. С. 99-101.
26. Леонтьев А. Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия; Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо,2013. С. 626-652.
27. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. Психология памяти: Хрестоматия; Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо,2014. С. 420-436.
28. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СанктПетербург: Питер, 2007. 319 с.
29. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2015. 312 с.
30. Мазлумян В. С. Память как самоидентификация личности и её связь с мышлением // Научно-методический журнал «Мир психологии». 2018. С. 79-84.
31. Марков В. Н. Память как основа единства: многоуровневая модель памяти // Научно-методический журнал «Мир психологии». 2016. С. 22-35.
32. Матюгин И. Как развить хорошую память. Цифры, английские слова, тренировка памяти. Новейшие методики. М. : Питер, 2006. 544 с.
33. Меркулова М. М. Память и особенности её развития у детей дошкольного возраста // Научно-методический журнал «Международный студенческий научный вестник». 2017. С. 105-106.
34. Михайлова Г. А., Кафиятуллова Г. Х., Сирачова Л. Д. Приемы педагогической техники, способствующие развитию памяти детей младшего школьного возраста // Научно-методический журнал «Педагогический опыт: теория, методика, практика». 2016. № 1(6). С. 269-272.
35. Немов Р. С. Психология: учебник для бакалавров. М. : Юрайт, 2014.720 с.
36. Немов Р. С. Психология. Москва: ВЛАДОС, 2013. 688 с.
37. Никандров Н. Д. Память: размышления и воспоминания // Научно-методический журнал «Мир психологии». 2017. С. 108-116.
38. Ольхова Р. Г. Детская психология (для бакалавров). М. : КноРус,2015. 280 с.
37. Островский Э. В. Основы психологии: учебное пособие. Москва : ИНФРА-М, 2014. 267 с.
39. Петровский А. В. Общая психология: учебник для студентов пед. институтов. 2 - е изд., доп. и перераб. А. В. Петровский. М. : Просвещение, 1976. 388 с
40. Петренко С.С. Развитие памяти младших школьников. Статья в сборнике «Новые подходы в науке и образовании». М. : Академия. 2017. С. 132-136.
41. Реан А. А. Психология личности. Санкт-Петербург : Питер, 2017. 286 с
42. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие. М. : Юрайт, 2016. 412 с.
43. Рыбников Н. А. Память, ее психология и педагогика. Санкт- Петербург : Речь, 2015. 147 с.
44. Смирнов А. А. Психология запоминания. Москва : Академия, 2015. 458 с.
45. Смирнов А. А. Процессы мышления при запоминании. Москва : Академия, 2016. 88 с.
46. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для вузов. СПб. : Питер, 2017. 304 с.
47. Столяренко Л. Д. Психология: учебник для вузов. СПб. : Питер,
2016. 592 с.
48. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика: учебник для вузов. Ростов н/Д : Феникс, 2016. 636 с.
49. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для вузов. М. : Academia, 2014. 336 с.
50. Хенкок Дж. Самоучитель по развитию памяти. Москва : ЭКСМО- Пресс, 2014. 320 с.
51. Черемошкина Л. В. Развитие памяти у детей. Москва : Академия, 2018. 96 с.
52. Чуприкова Н. И. Память как аккумулятор и носитель психического развития человека // Научно-методический журнал «Мир психологии». 2017. С. 15-22.
53. Шаталова Н. А. Взаимосвязь кратковременной памяти и познавательных интересов детей дошкольного возраста // Научно-методический журнал «Актуальные направления научных исследований: от теории к практике». 2017. С. 167-169.
54. Эббингауз Г. О Психология памяти. Хрестоматия по общей психологии. М. : 1979. 9 с.
55. Эльконин Д. Б. Детская психология. Москва : Академия, 2016. 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ