Изучение двигательных способностей детей с детским церебральным параличом с применением фитболов в дошкольном возрасте
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 7
1.1. Характеристика детского церебрального паралича 7
1.2. Современные методики физической реабилитации при ДЦП 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Методы исследования 22
2.2. Организация исследования 23
2.3. Методы математической статистики 24
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 25
3.1. Средства лечебной физической культуры, применяемые для развития двигательных способностей детей с детским церебральным параличом 25
3.2. Результаты собственных исследований 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 7
1.1. Характеристика детского церебрального паралича 7
1.2. Современные методики физической реабилитации при ДЦП 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Методы исследования 22
2.2. Организация исследования 23
2.3. Методы математической статистики 24
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 25
3.1. Средства лечебной физической культуры, применяемые для развития двигательных способностей детей с детским церебральным параличом 25
3.2. Результаты собственных исследований 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Актуальность исследования. Заболевания и повреждения опорно-двигательной системы у детей в последние десятилетия стойко занимают первое место в структуре заболеваемости детского населения в Российской федерации. Ведущие отечественные педиатры констатируют непреложный факт: частота ортопедической патологии у детей школьного возраста неуклонно растет и значительно превышает частоту соматических заболеваний. Спектр проявлений патологии опорно-двигательной системы у детей чрезвычайно широк - от незначительных функциональных отклонений до грубых пороков развития и прогрессирующих калечащих деформаций. По данным всероссийской диспансеризации детского населения, распространенность патологии опорно-двигательной системы у детей имеет тенденцию к росту в последние годы составила 903,0 на 10000 детского населения. Значительную долю среди этих детей составляют дети с врожденными пороками развития опорно-двигательной системы, частота которых составляет 227,9 на 10000 детского населения. Инвалидность вследствие заболеваемости костно-мышечной системы у детей составила в 2007 году по Российской Федерации 7,3 на 10000 детского населения [1,2,45].
Неуклонный рост числа инвалидов в мире представляет собой глобальный социальный процесс. В мире насчитывается более 500млн. инвалидов. За последние годы значительно возросло число детей, которым в первые месяцы жизни ставится диагноз ДЦП, церебральная энцефалопатия. По данным различных авторов, на 1000 рожденных детей приходится 1,5-2,5 ребенка с ДЦП. И это вызывает общемировую тенденцию усиления внимания общества к проблемам инвалидов [3,5].
В Российской Федерации их около 11млн., что составляет более 7% населения. При сохраняющихся темпах роста, через 10-15 лет российское общество на четверть или более будет состоять из людей, имеющих те или иные ограничения жизнедеятельности. Поэтому с начала 90-х годов в России значительно вырос научный интерес к проблеме реабилитации инвалидов. Реабилитация получила статус государственной задачи первостепенной важности [4,9].
Рассматривая инвалидность как явление, в первую очередь, социального порядка, а затем уже как самостоятельную проблему медицины, экологии, статистики, демографии и т.д., возникает необходимость в поиске новых методов реабилитации инвалидов и путей решения проблем, связанных с адаптацией инвалида в обществе [16,18].
Шамарина Т.Г. пишет: "Поиск наиболее эффективных средств, методов, методик и технологий коррекционного физического воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ является весьма актуальным. В настоящее время существует противоречие между необходимостью эффективной коррекции нарушений развития ежегодно растущего количества детей с ДЦП и недостаточной научной обоснованностью физкультурных методик, способствующих комплексной коррекции двигательных и функциональных нарушений школьников данной категории" [53].
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является всегда актуальной. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был крепким, сильным, а главное, здоровым. Укрепление здоровья детей с ДЦП зависит от разных факторов, в том числе и от повышения уровня двигательной активности таких детей. Поэтому актуальность исследования заключается в оптимизации двигательной деятельности детей с ДЦП посредством занятий фитболами для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования ценностей здорового образа жизни [20,21].
Новизна комплекса игровых занятий заключается в рациональном сочетании различных направлений детского фитнеса, оказывающие влияние на развитие двигательных способностей детей, правильное формирование опорно-двигательной системы детского организма [15,16].
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предлагаемые в программе игры и упражнения оптимизируют процесс формирования правильной осанки и укрепление сводов стопы, развитие двигательных способностей, физической работоспособности
Гипотеза. Предполагалось, что применение специально разработанной методики с использованием фитболов позволит улучшить двигательные способности детей с ДЦП.
Объект исследования - педагогический процесс, направленный на комплексную коррекцию двигательных способностей детей с ДЦП.
Предмет исследования - методика комплексной коррекции двигательных способностей детей с ДЦП в процессе занятий лечебной физической культурой с применением фитболов.
Цель исследования - коррекция двигательных способностей детей с ДЦП в процессе занятий лечебной физической культурой.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние двигательных способностей детей 5-6 лет с ДЦП.
2. Разработать и апробировать методику комплексной коррекции двигательных способностей для детей с ДЦП, основанную на применении фитболов.
З. Определение эффективности предложенной методики в сравниваемых группах.
Неуклонный рост числа инвалидов в мире представляет собой глобальный социальный процесс. В мире насчитывается более 500млн. инвалидов. За последние годы значительно возросло число детей, которым в первые месяцы жизни ставится диагноз ДЦП, церебральная энцефалопатия. По данным различных авторов, на 1000 рожденных детей приходится 1,5-2,5 ребенка с ДЦП. И это вызывает общемировую тенденцию усиления внимания общества к проблемам инвалидов [3,5].
В Российской Федерации их около 11млн., что составляет более 7% населения. При сохраняющихся темпах роста, через 10-15 лет российское общество на четверть или более будет состоять из людей, имеющих те или иные ограничения жизнедеятельности. Поэтому с начала 90-х годов в России значительно вырос научный интерес к проблеме реабилитации инвалидов. Реабилитация получила статус государственной задачи первостепенной важности [4,9].
Рассматривая инвалидность как явление, в первую очередь, социального порядка, а затем уже как самостоятельную проблему медицины, экологии, статистики, демографии и т.д., возникает необходимость в поиске новых методов реабилитации инвалидов и путей решения проблем, связанных с адаптацией инвалида в обществе [16,18].
Шамарина Т.Г. пишет: "Поиск наиболее эффективных средств, методов, методик и технологий коррекционного физического воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ является весьма актуальным. В настоящее время существует противоречие между необходимостью эффективной коррекции нарушений развития ежегодно растущего количества детей с ДЦП и недостаточной научной обоснованностью физкультурных методик, способствующих комплексной коррекции двигательных и функциональных нарушений школьников данной категории" [53].
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является всегда актуальной. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был крепким, сильным, а главное, здоровым. Укрепление здоровья детей с ДЦП зависит от разных факторов, в том числе и от повышения уровня двигательной активности таких детей. Поэтому актуальность исследования заключается в оптимизации двигательной деятельности детей с ДЦП посредством занятий фитболами для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования ценностей здорового образа жизни [20,21].
Новизна комплекса игровых занятий заключается в рациональном сочетании различных направлений детского фитнеса, оказывающие влияние на развитие двигательных способностей детей, правильное формирование опорно-двигательной системы детского организма [15,16].
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предлагаемые в программе игры и упражнения оптимизируют процесс формирования правильной осанки и укрепление сводов стопы, развитие двигательных способностей, физической работоспособности
Гипотеза. Предполагалось, что применение специально разработанной методики с использованием фитболов позволит улучшить двигательные способности детей с ДЦП.
Объект исследования - педагогический процесс, направленный на комплексную коррекцию двигательных способностей детей с ДЦП.
Предмет исследования - методика комплексной коррекции двигательных способностей детей с ДЦП в процессе занятий лечебной физической культурой с применением фитболов.
Цель исследования - коррекция двигательных способностей детей с ДЦП в процессе занятий лечебной физической культурой.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние двигательных способностей детей 5-6 лет с ДЦП.
2. Разработать и апробировать методику комплексной коррекции двигательных способностей для детей с ДЦП, основанную на применении фитболов.
З. Определение эффективности предложенной методики в сравниваемых группах.
В результате исследования можно отметить, что фитболы укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, развивают координацию и чувство равновесия, но главное - формируют, сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях, навык правильной осанки. Кроме того, происходит тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной системы, развивается выносливость, повышается подвижность и гибкость позвоночника. Упражнения на мяче способствуют развитию силы, заряжают энергией, усиливают кровообращение и обмен веществ.
В заключение исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Исследование двигательных способностей у детей с ДЦП в начале педагогического эксперимента показало довольно низкий уровень по всем подобранным тестам.
2. На основании полученных результатов в начале исследования была разработана методика, включающая в себя занятия на фитболах, элементы стретчинга и общеразвивающие упражнения.
3. Исследование двигательных способностей после занятий по разработанной методике выявило достоверно значимое (р < 0,05) увеличение двигательных умений и навыков у детей экспериментальной группы, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики с применением фитбол-гимнастики.
В заключение исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Исследование двигательных способностей у детей с ДЦП в начале педагогического эксперимента показало довольно низкий уровень по всем подобранным тестам.
2. На основании полученных результатов в начале исследования была разработана методика, включающая в себя занятия на фитболах, элементы стретчинга и общеразвивающие упражнения.
3. Исследование двигательных способностей после занятий по разработанной методике выявило достоверно значимое (р < 0,05) увеличение двигательных умений и навыков у детей экспериментальной группы, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики с применением фитбол-гимнастики.
Подобные работы
- Исследование локомоторных двигательных особенностей детей с ДЦП с использованием технологий виртуальной реальности
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Развитие силы у детей с детским церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020





