Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты формирования языковой функциональной грамотности младшего школьника 7
1.1 Содержание понятия «функциональная грамотность» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Сущность понятий языковая личность и функционально грамотная языковая личность 13
1.3 Возможности уроков русского языка в формировании функциональной языковой грамотности в условиях реализации ФГОС НОО 20
2 Экспериментальная работа по формированию функциональной языковой грамотности младших школьников 27
2.1 Диагностика уровня сформированности функциональной языковой грамотности младших школьников 27
2.2 Проектирование работы по формированию функциональной языковой грамотности младших школьников на уроках русского языка 33
2.3 Результаты формирования функциональной грамотности младших школьников 39
Заключение 46
Список используемых источников 48
Приложение А Результаты констатирующего этапа исследования 53
Приложение Б Результаты контрольного этапа исследования 57
Актуальность исследования. «В России создается новая система образования с целью вхождения в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является внедрение международных стандартов в области образования, в которых развитие функциональной грамотности является одним из приоритетов. Закон об образовании и другие нормативные документы рассматривают развитие функциональной грамотности как необходимое условие для развития динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности» [1].
«Высокий уровень функциональной грамотности включает способность эффективно функционировать в обществе, самоопределяться, саморазвиваться и самореализовываться. Поэтому обществу нужны люди с функциональной грамотностью, способные работать на результат и добиваться чего-то социально значимого. Однако ряд исследований показал, что устная и письменная речь обучающихся и коммуникативные процессы развиты недостаточно, что делает функциональную коммуникативную грамотность особой проблемой» [1].
В зависимости от содержания предмета и организации учебной деятельности обучающихся, каждый предмет предлагает конкретные возможности для развития функциональной коммуникативной грамотности у обучающихся начальной школы.
Выбранная нами тема актуальна потому, что в условиях перестройки мышления мы как никогда осознаем необходимость уделять больше внимания процессу формирования личности и давать ей возможность развиваться свободно и творчески. Развитие функциональной коммуникативной грамотности у обучающихся начальной школы способствует многогранному развитию личности и преобразованию окружающего мира. Обращение к концепции начального образования подтверждает актуальность проблемы, так как в ней говорится, что основным смыслом педагогического процесса является развитие обучающегося. Основная цель школы - способствовать интеллектуальному развитию личности, развивать ее творческий потенциал и обеспечить множество условий, необходимых для развития индивидуальности ребенка с учетом особенностей возрастной группы.
Вопросы функциональной грамотности изучали Б.С. Гершунский, С.А. Крупник, В.В. Мацкевич и др.
И.А. Колесникова, А.А. Леонтьев, С.А. Тангян рассматривали функциональную грамотность как один из аспектов обучения на протяжении всей жизни.
О.Е. Лебедев и А.А. Хуторской исследовали проблему развития функциональной грамотности с точки зрения компетентностного подхода.
Особенности развития научной грамотности можно найти в материалах М.Ю. Демидовой, У.З. Ешимовой, Е.Н. Иванченковой, Г.С. Ковалевой, Г.Г. Никифорова, Е.А. Никишовой, А.Я. Пентина и др.
Теоретическое и практическое изучение функциональной грамотности отражено в работах Т.И. Акатовой, В.А. Ермоленко, О.Е. Лебедева, Л.М. Перминова, Р.Л. Перченок, Л.Н. Полищук; Н.Н. Сметанникова, С.Ю. Черноглазкина.
Объект исследования: языковая функциональная грамотность.
Предмет исследования: особенности формирования языковой функциональной грамотности младшего школьника.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему формирования языковой функциональной грамотности младших школьников в процессе обучения русскому языку.
Гипотеза исследования: процесс формирования функциональной языковой грамотности младших школьников на уроках русского языка будет эффективным, если:
• реализовывать функционально-семантический подход;
• проводить работу по формированию понятий «форма слова», «состав слова», «словообразование», «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «антонимы», «омонимы»;
• развивать коммуникативные навыки вести диалог, полилог, позволяющие результативно общаться со сверстниками и взрослыми.
Для реализации цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа методической и педагогической литературы раскрыть содержание понятий «функциональная грамотность», «языковая личность», «функционально грамотная языковая личность».
2. Выявить возможности уроков русского языка в формировании функциональной языковой грамотности в условиях реализации ФГОС НОО.
3. Осуществить диагностику уровня сформированности функциональной языковой грамотности младших школьников.
4. Разработать комплекс экспериментальных планов-конспектов уроков по русскому языку, направленных на формирование функциональной языковой грамотности младших школьников
Для осуществления опытно-диагностического исследования были использованы следующие методы:
• теоретические методы: теоретические: синтез и анализ психологической, методической, педагогической, методологической литературы по вопросам исследования.
• эмпирические методы: анкетирование, тестирование, эксперимент, наблюдение; графическое представление результатов.
База исследования: МБОУ СОШ № 3 пгт. Тымовское.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста общим количеством 20 человек.
Структура исследования: Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Функциональная грамотность рассматривается как умение применять все без исключения познания, умения и конструкции, полученные на протяжении существования, с целью решения предельно обширной области актуальных вопросов в разных областях деятельности человека, общения и общественных взаимоотношений. Развитие функциональной грамотности - непростая, разносторонняя, продолжительная процедура, представляющаяся одной из значимых обстоятельств с целью эффективной социализации и приспособления обучающихся во мире, что, формируясь, изменяет самопонимание этого определения и подобным способом объясняет его значимость с целью современного образования.
Функционально грамотная языковая личность содержит в себе качества языковой личности, а функциональная грамотность считается атрибутом языковой личности, отражая ее степень обладания и использования русского языка.
Педагогическими условиями развития функциональной коммуникативной грамотности у обучающихся младших классов средней школы при изучении предмета «Русский язык» являются: раннее начало, активное обучение, дифференциация и индивидуализация обучения, развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности, использование различных методов, наличие творческого потенциала учителя, тактичность.
С целью диагностики уровня сформированности функциональной языковой грамотности младших школьников нами проведено исследование.
Для достижения цели нами использованы методики С.В. Филипьевой. В согласовании со значением определения «функциональная языковая грамотность» были определены компоненты, какие зафиксируют степень формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы: рефлексия методов и обстоятельств воздействия, надзор и анализ хода и итогов работы; самостоятельное акцентирование и построение познавательной цели; постановка и построение трудности, независимое формирование алгоритмов работы при постановлении вопросов искательского и креативного нрава; осознанное и произвольное создание речевого выражения в произносимой и письменной форме.
По результатам констатирующего эксперимента преобладающие уровни сформированности функциональной грамотности младших школьников - средний и низкий.
Поэтому нами предложен комплекс экспериментальных планов- конспектов уроков по русскому языку, направленных на формирование функциональной языковой грамотности младших школьников.
По результатам контрольного эксперимента преобладающие уровни сформированности функциональной грамотности младших школьников на контрольном этапе - средний и высокий.
Таким образом, проведенная нами работа по формированию функциональной языковой грамотности младших школьников на уроках русского языка является эффективной.
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся //Управление начальной школой. 2018. № 2. С.4-9.
2. Антонова А.В. Языковая подготовка педагога в вузе // В сборнике: Язык и актуальные проблемы образования /Материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С. 71-74.
3. Балуева А.С. Формирование функциональной грамотности чтения учебно-научного и научного текста как приоритетная задача школьного образования // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2019. № 6 (26). С. 244-246.
4. Богин, Г.И. Языковая личность школьника как формат для определения успешности его филологической подготовки. Тверь : Просвещение, 2008. 164 с.
5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Под науч. ред. А.А. Леонтьева. М.: «Баласс», 2017. 122 с.
6. Виноградов, В.В. О художественной прозе. М.: Госиздат, 2009. 190 с
7. Виноградова Н. Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования // Иностранные языки в школе. 2018. № 4. С. 11-15.
8. Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников//Начальное образование. 2017. №1 С. 3-8 (ВАК, РИНЦ)
9. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана. Граф, 2018. 288 с.
10. Воркачев, С.Г. Лингвокулътурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2011. № 1. С. 64-72.
11. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент. М.: АПК и ППРО, 2016. 160 с.
12. Государственный образовательный стандарт начального общего образования.
13. Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования // Начальная школа плюс До и После. 2019. № 12. С. 65-68.
14. Давыдов В.В. Российская Педагогическая Энциклопедия. М.: БРЭ, 2009. 780 с.
15. Даниленко В. П. Языковая картина мира в теории Л. Вайсгербера // Филология и человек. 2019. №1. с. 42-49.
...