ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………..3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…7
1.1 Понятие и принципы социального обслуживания …..........................7
1.2 Формы социального обслуживания…9
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ…14
2.1 Структура и функции центров социального обслуживания…….....14
2.2 Задачи центров социального обслуживания…17
III. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………22
3.1 Основные пробелы в законодательстве Российской Федерации о социальном обслуживании граждан ……………………………………..…..22
3.2 Основные тенденции совершенствования системы социального обслуживания в Российской Федерации………………………………..……...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….....42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…50
Актуальность темы исследования. В современном российском обществе формируется система социального обслуживания семьи и детей на территории для жизнеобеспечения населения. Учреждения социальной защиты семьи, женщин и детей могут сегодня предложить широкий спектр услуг, рассчитанных на семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
В современной России социальное обслуживание населения представляется основным звеном в общей системе социальной защиты и социального обеспечения граждан, так как повешение роли и расширение сектора социальных услуг является одним из приоритетных направлений социально-экономических развитых стран.
За последнее десятилетие наблюдается значительный рост учреждений и организаций социальной направленности. Динамика развития государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, и также социально-ориентированных некоммерческих организаций связана со значительным спросом граждан на качественные социальные услуги.
Несмотря на наличие нормативно-правовых актов, регулирующих реализацию социальной политики в отношении семьи и детей, и имеющийся опыт работы специализированных социальных учреждений, проблемой остаётся слабое межведомственное взаимодействие различных структур социальной сферы на территории и координация их деятельности с органами власти. Вопросы управления социальными учреждениями нуждаются в социологическом анализе. Познавательные задачи также актуализируют необходимость социологического осмысления социальной политики в отношении семьи.
Государство обязано финансировать их деятельность, поскольку через эти учреждения оно реализует свои главнейшие социальные функции. Но в современных социально-экономических условиях бюджетное финансирование ведется по принципу необходимого минимума. Поэтому учреждения, оказывающие социальные услуги, вынуждены изыскивать дополнительные ресурсы для ведения своей деятельности. Поиск и привлечение этих ресурсов в настоящее время являются неотъемлемой и необходимой частью их функционирования.
Особую актуальность, выбранной теме исследования придает процесс продолжающейся оптимизации отечественной системы социальных служб, в том числе в связи с принятием нового федерального закона, регламентирующего их деятельность, и признанием развития благотворительности и добровольчества одним из целевых ориентиров социальной политики в Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблемы. В научной и юридической литературе данная тема рассмотрена достаточно обширно, ей посвящены труды таких ученых как: Атаманчука, В.Г. Афанасьева, В.Э. Бойкова, Н.Д. Вавилиной, В.Г. Дудченко, В.Н. Иванова, В.А. Коноплева, А.И. Кравченко, Д.А. Поспелова, А.И. Пригожина, В.А. Розановой, М.В. Удальцовой, О.Ф. Шаброва ,А.И. Антонова, И.В. Бестужев-Лада, C.B. Дармодехина, О.М. Здра-вомыслова, Е.М. Зуйкова, Л.П.Кукса, М.С. Мацковского, А.Г. Харчева.
Объектом исследования являются отношения, в рамках которых оказываются социальные услуги населению, а также реализуются механизмы сотрудничества государства и социально ориентированных организаций, выступающего как одно из направлений реализации социальной функции государства.
Предметом исследования являются теоретические подходы к пониманию деятельности по предоставлению социальных услуг, как одного из направлений реализации социальной функции государства, а также нормы законодательства о социальной политике государства, основанной на расширении перечня механизмов сотрудничества государства с социально ориентированными общественными организациями.
Целью настоящей работы является выявление пробелов в законодательстве Российской Федерации о социальном обслуживании.
Цель определила задачи исследования:
рассмотреть теоретические аспекты организации работы центров социального обслуживания в Российской Федерации;
рассмотреть современная система социального обслуживания населения;
рассмотреть задачи, функции, структура и направления деятельности центров социального обслуживания;
рассмотреть общие положения об организации центров социального обслуживания;
определить структуру и функции центров социального обслуживания;
определить задачи центров социального обслуживания;
выявить проблемы социального обслуживания и пути решения по законодательству Российской Федерации;
определить основные пробелы в законодательстве Российской Федерации о социальном обслуживании граждан в сфере обслуживания;
определить основные тенденции совершенствования системы социального обслуживания в Российской Федерации;
изучить содержание социальной функции государства в современных условиях и на основе полученных данных определить состояние, проблемы и перспективы исполнения государственными властными структурами функций по оказанию социальных услуг населению;
показать роль НКО в работе по обеспечению населения услугами социального характера в настоящее время;
определить главные направления, механизмы установления и последующего динамичного развития взаимоотношений публичных и общественных институтов в рассматриваемой сфере;
установить формы снабжения граждан социальными услугами, которые предоставлены в распоряжение НКО;
выявить организационно-правовые инструменты государственной протекции социально ориентированных НКО и рассмотреть характерные особенности их использования;
раскрыть специфику правовых отношений между государством и некоммерческими организациями в процессе социального обслуживания граждан РФ на основе действующего законодательства.
Методологическую основу исследования составляет системный подход, частные и специальные методы познания, способствующие глубокому рассмотрению явлений окружающей действительности в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности (сравнительно-правовой, формально-юридический, конкретно-исторический, синтез, индукция, дедукция.
Структура работы определена логикой исследования и включает в себя: введение, три раздела, объединяющие шесть параграфов, заключение и список использованных источников.
Неустойчивое материальное положение, неудовлетворительное состояние здоровья, отсутствие близких родственников являются основными причинами обращений в социальные учреждения с целью получения необходимой помощи. В связи с этим возрастает роль учреждений по организации социального обслуживания, где ключевым элементом является оказание специалистами по социальной работе широкого спектра таких социальных услуг на дому, как социально-бытовые, социально-психологические, социально-правовые, консультативные, срочные и социально-медицинские. При этом, компетентность сотрудников учреждения, методы, виды, формы, объём и качество предоставляемых услуг являются значимыми составляющими при организации социального обслуживания на дому.
Процесс организации социального обслуживания в данном случае выступает в качестве одной из организационных форм и направлений социальной работы, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности.
В настоящее время социальная функция государства сильно трансформируется в ответ на изменения, происходящие во всем мире. Существовавшая ранее цель социального государства, связанная с обеспечением публично-властными структурами права на достойную жизнь для каждого гражданина, сводится на нет.
Главным принципом социальной политики нынешнего государства стало социальное партнерство. Государство по своей политико-правовой природе является защитником интересов не только самых ущемленных групп общества, но и всех его составляющих: от крупного бизнеса до трудящихся, представителей науки и культуры, от работников корпораций в мегаполисах до сельского населения, разбросанного по регионам.
Общество должно выполнять роль социального фундамента, опираясь на который государство будет способно реализовать регламентированную им в программных документах социальную политику. В России должна быть создана комфортная среда для проживания основной (большей) части населения. Достижение этой цели возможно только через расширение круга специально уполномоченных субъектов, способных взять на себя ответственность за реализацию социальной политики. Таковыми становятся субъекты предпринимательской деятельности и некоммерческие организации. Для достижения компромисса между государством и гражданским обществом, для усиления контроля со стороны населения такие субъекты приобретают статус социальных партнеров.
Идеальный рынок социальных услуг должен быть представлен как единство, включающее в себя три взаимосвязанных компонента:
1. Правила, фиксирующие порядок предоставления социальных услуг согласно требованиям правовой модели социального содействия, приобретающей черты концепции социального сопровождения и претворяемой в жизнь разнообразным субъектным составом: государством, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами — по направлению социального обслуживания, построения социальной среды, нуждающейся в организации диспозитивного режима правового регулирования, основанного на концепции наиболее полного применения внутреннего ресурса личности, поставленной в непростые жизненные условия. Претворение в жизнь такой идеологической установки будет иметь следствием активное использование внутренних талантов, умений и навыков для эффективного преодоления барьеров, вызванных последствиями бедности, и борьбы с социальным неравенством, иждивенчеством. В том числе оно будет иметь следствием увеличение масштабов деятельности НКО и повышение качественного уровня реализуемых услуг социального характера для создания условий обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся социальными услугами, то есть создания полноценного рынка социальных услуг.
2. Объекты — то есть социальные услуги. Категория «социальная услуга» представляет собой родовое понятие, включающее в себя услуги социально-бытовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-юридической, социально-страховой и других видов деятельности, соответствующей потребительскому спросу граждан, реализуемой на основе правовых предписаний для услуг гражданско-правовой направленности, то есть деятельности, предписывающей необходимость законодательного определения договорного режима, невзирая на специфику ее предоставления и оплаты и реализуемой в отношении лиц, которые оказались в «плену» тяжелой жизненной ситуации.
3. Субъекты — большая их часть представлена некоммерческими организациями, чья деятельность связана с реализацией социальных услуг не с целью извлечения прибыли, а для воплощения зафиксированных в уставе организации задач, суть которых состоит в предоставлении помощи нуждающимся гражданам, приобретающим тем самым статус потребителей этих услуг. Введение Федерального закона от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания населения в РФ» стало фундаментом для развития кардинально нового подхода к организации рассматриваемой сферы. Важным субъектом социальной поддержки граждан выступают некоммерческие организации, особенно социально ориентированные, реализующие социальные услуги. Они становятся инструментом связи государства с обществом.
НКО — это специфическое звено рыночной экономики, включающее в себя некоммерческие общественные и религиозные объединения, бюджетные структуры, фонды, союзы, ассоциации. Работа НКО представляет собой источник инноваций социального характера. Многие из современных инструментов социального обслуживания были предложены именно рассматриваемыми субъектами, а уже затем государственные и муниципальные органы заимствовали их в свою политику.
Также и сами НКО становятся инструментом обеспечения занятости населения, формирования активной жизненной позиции на основе чувства патриотизма и личной ответственности за процессы, происходящие в обществе и государстве. Организации, оказывающие социальные услуги включаются в реестр поставщиков социальных услуг. Стимулом к развитию и расширению сфер деятельности НКО стало принятие значительного количества нормативных источников, содержание которых посвящено определению рамок деятельности некоммерческих структур общества, особенностей их правового статуса, приобретения ими имущественных выгод от государства.
Следует отметить, что законодателем не дана четкая дефиниция понятия «общественно полезная услуга». Сложность вызывает и отсутствие определенности в отношении трактовки категории «услуга»: в разных отраслях права она наделяется разным смыслом и содержанием. Часто затруднения в теории и на практике вызваны невозможностью определить, нормы какого законодательства распространяют свое действие на отношения по оказанию общественно полезных услуг.
В качестве наиболее приоритетных направлений участия некоммерческих структур в экономическом развитии страны определяются следующие:
1) Некоммерческий сектор является поставщиком социально значимых услуг, сформировавшим к настоящему времени достаточную позитивную репутацию. НКО обладают свойством оперативного реагирования на происходящие изменения в составе потребностей граждан и на возникающие в социальной сфере проблемы, неся при этом незначительные административные издержки.
2) Некоммерческому сектору отводится роль источника социальных инноваций. Применяемые образовательные, управленческие и информационные технологии, современные методы социальной работы были разработаны и предложены именно некоммерческими организациями, только потом они были восприняты в государственной и муниципальной политике.
3) НКО отражают позиции различных социальных слоев населения в вопросах развития демократии. Неправительственные организации становятся площадкой для формирования общественного мнения. Страны с развитыми демократическими началами отводят НКО значительную роль в выработке социально-экономической политики. При этом многие некоммерческие организации могут более эффективно действовать в отношении нешироких групп населения, специфических категорий общества, контроль за которыми затруднен для государственных и муниципальных органов.
Главное назначение общественных объединений социальной направленности должно сводиться к формированию прямых не институциональных способов защиты интересов граждан. В социальной сфере это воплощается в реальность через процесс передачи заранее обозначенных законодателем материальных ресурсов общества небольшим добровольным частным объединениям, которые самостоятельно, посредством личного контакта с нуждающимися будут формировать выводы об их потребностях в пособиях и иных инструментах, применяемых для удовлетворения нужд данных слоев населения.
Механизмы государственного финансирования общественно-государственного партнерства представлены возможностью освобождения от обязанности по уплате налоговых платежей, снижения процентных ставок, предоставления налоговых скидок, грантов и т.д. Каждый вид поддержки означает для НКО обязательное соблюдение определенных процедур по формированию своей отчетности, что требует от них усилий и дополнительных затрат, оказывающихся барьером для дальнейшего функционирования слабых НКО и их ухода из сферы социального обслуживания. Распоряжением Правительства от 19 июня 2017 года №1284-р утвержден Перечень показателей, используемых для расчета рейтинга субъектов РФ по реализации механизмов поддержки СО НКО и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрению конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. В этом документе определены ключевые мероприятия по поддержке некоммерческих организаций, функционирующих в сфере социального обслуживания населения, а также показатели, реализация которых является критерием для составления рейтинга. К основным показателям, в частности, относятся: количество НКО в регионе; средняя доля работников в негосударственных структурах социального обслуживания; доля доходов НКО, а также бюджетных ассигнований, субсидий, направляемых на формирование инфраструктуры НКО и т.д.
Рейтинг создан с целью проинформировать регионы об их положении в сравнении с другими субъектами, чтобы можно было нарастить показатели имущественной и иной поддержки НКО. До сих пор во многих регионах исполнение предписаний ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» не набрало нужных оборотов. В реестр исполнителей услуг социального назначения в одних регионах включены данные только нескольких НКО, в других регионах процветает более опасная тенденция формирования системы НКО, включающей в свой состав преимущественно квазибюджетные некоммерческие структуры социальной ориентации (происходит перерегистрация учреждений-бюджетников в СО НКО).
Главная задача, на которую должны ориентироваться субъекты РФ и власти на местах, состоит в том, чтобы получатели социальных услуг от некоммерческого поставщика не ощущали ухудшения в социальном обслуживании, а открыли для себя новые горизонты удовлетворения своих потребностей путем получения качественных и доступных услуг. Также в процессе перехода на социальное обслуживание с участием НКО следует минимизировать риски, связанные с переходом работников из государственных учреждений к новым работодателям. Освобожденные средства бюджета поначалу необходимо оставлять в социальной отрасли для расширения охвата территории новыми социальными услугами либо их инновационными аналогами.
Важно сказать, что передача функции по оказанию услуг от государства к частному сектору не происходит без предварительного обдуманного анализа такого решения.
Всякие деформации относительно объема, условий предоставления услуг социального характера могут повлечь за собой недовольство и негативное отношение потребителей, поэтому решение о передаче части функций в полномочия НКО принимается с учетом мнения и позиций лиц, чьи интересы такие процессы могут затронуть. Особое значение придается формированию критериев оценки целесообразности передачи. В качестве основных из них выступают следующие: экономия бюджета; повышение уровня качества и объема социальных услуг, расширение рамок их действия, а также доступность для потребителя. До передачи функций происходят выяснение и фиксация ее целей, определение желаемого результата, а в процессе ее реализации — накопление и критический анализ негативного опыта для выработки предложения по ликвидации недоработок.
Отличие НКО, занимающихся социальным обслуживанием, от структур государственной природы видится в следующих преимуществах: оперативности и быстроте решения проблем, использовании новых механизмов оказания социальной поддержки, разнообразии реализуемых услуг. Деятельность НКО базируется на потребности государства в формировании действенных механизмов защиты населения от нестабильного социально-экономического развития, улучшении адресности социальной помощи. В связи с тем, что рассматриваемая система продолжает развиваться, вопрос о направлениях и способах совершенствования работы НКО остается обсуждаемым и нуждающимся в дальнейшем продвижении на основе взаимодействия НКО с государством, коммерческими бизнес-структурами в соответствии с принципами сотрудничества, социального партнерства на равных, социального инвестирования.
Так, упор должен делаться на формирование открытого, доступного информационного пространства для транслирования работы НКО и ее итогов в части социальной политики для привлечения интереса к проблемам общества. Сегодня НКО на равном уровне с государственными учреждениями социальной защиты занимают активную позицию в социальном обслуживании граждан, добавляя свой вклад в решение социальных проблем населения. К сожалению, не во всех регионах России сформированы благоприятные условия для развития как вновь появившихся общественных инициатив, так и для уже существующих некоммерческих организаций. Представители «третьего сектора», функционирующие на рынке социального обслуживания несколько лет, отмечают, что находятся в среде самовыживания. Фундаментальным направлением, требующим особого внимания, становится развитие механизмов привлечения НКО для участия в процессе оказания услуг социального характера на уровне муниципалитетов. Здесь наблюдается пробел в восприятии главами местного самоуправления необходимости объединения усилий с НКО. Отсутствует мотивация к такому сотрудничеству, за исключением распоряжений «сверху».
Несмотря на готовность НКО войти в среду социальных услуг на местном уровне, муниципалитеты не развивают соответствующие инструменты сотрудничества в этой сфере. Необходимы комплексные меры: методическая помощь, исходящая от органов власти; формирование муниципальных и государственных заказов на разнообразные услуги, в которых нуждается общество, с учетом особенностей и возможностей НКО. Все программные документы, касающиеся обеспечительной деятельности в отношении прав граждан, должны задействовать потенциал НКО, а также определять инструменты финансовой поддержки их функционирования. Стабильное развитие направлений функционирования НКО возможно при условии одновременного применения механизмов финансового и нефинансового характера.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г.№ 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ). СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13декабря 2006 г.) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7. С. 45–67.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 8 декабря 2020 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32Ст. 3301; 2020. № 50. Ч. III. Ст. 8072.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2019 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5.Ст. 410; 2019. № 52. Ч. I. Ст. 7807.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 23 ноября 2020 г.) // Российская газета.1998. 6 авг.; 2020. 26 нояб.6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 22 декабря 2020 г.) // Российская газета. 1998. 12 авг.;2020.
7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 30 декабря 2020 г.) // Российская газета. 1995. 25 мая; 2021
8. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в ред. от 30 декабря 2020 г.) // Российская газета. 1995. 4 июля; 2021. 12 янв.232
9. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (в ред. от 8 декабря 2020 г.) // Российская газета. 1995. 17 авг.; 2020. 11 дек.10. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 8 декабря 2020 г.) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563; 2020.№ 50.Ч. III.Ст. 8074.
11. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 30 декабря 2020 г.) // СЗ РФ. 1996.№ 3. Ст. 145; 2021. № 1. Ч. I. Ст. 68.
12. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. от 8 декабря 2020 г.)
// Российская газета. 1996. 3 сент.; 2020. 11 дек.13. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 43.Ст. 4904.
14. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 5 апреля 2010 г.) // Российская газета. 1999. 19 окт.;2010. 7 апр.
15. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 5 апреля 2010 г.) // Российская газета. 2003. 8 окт.; 2010. 7 апр.16. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 5 апреля 2010 г.) // Российская газета. 2006. 27 июля;2010. 7 апр.
17. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. От 30 декабря 2020 г.) // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006; 2021. № 1. Ч. I. Ст. 33.233
18. Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» (в ред. от 27 мая 2014 г.) // Российская газета. 2010. 7 апр.; 2014. 30 мая.
19. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. От 24 февраля 2021 г.) // Российская газета. 2010. 3 дек.; 2021. 26 февр.
20. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2020 г.) // Российская газета. 2011. 23 нояб.; 2020. 28 дек.
21. Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (в ред. от 8 декабря 2020 г.) // Российская газета.2012. 23 июля; 2020. 11 дек.
22. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2020 г.) // СЗ РФ. 2013. № 52. Ч. I. Ст. 7007; 2020. № 29. Ст. 4500.
23. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (в ред. от 3 июля 2016 г.) //Российская газета. 2014. 7 мая; 2016. 6 июля.
24. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2020 г.) // СЗ РФ. 2015.№ 29. Ч. I. Ст. 4350; 2021. № 1. Ч. I. Ст. 3.
25. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации — исполнителя-общественно полезных услуг» // Российская газета. 2016. 8 июля.
26. Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 487-ФЗ «О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. 2018 28 дек.
27. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» // Российская газета. 2020. 17 июля.
28. Модельный закон о социальной защите инвалидов (принят в г.Санкт-Петербурге 25 ноября 2008 г. Постановлением 31–19 на 31-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2009. № 43.С. 402–428.
29. Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. № 1201 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов» (вместе с «Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов») (в ред. от 27 марта 2020 г.) // СЗ РФ. 2012. № 35. Ст. 4776; 2020. № 13. Ст. 1901.
30. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1декабря 2016 г. // Парламентская газета. 2016. 8 дек.
31. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций» (вместе с «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций») (в ред. от 26 января 2021 г.) // Российская газета. 2010. 11 янв.
Учебная литература:
32. Агапов, А.Б. Административное право: учебник. М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2022. 928 с.
33. Аристотель. Политика / пер. с древнегреческого С.А. Жебелева,М.Л. Гаспарова. М.: АСТ: Астрель, 2022. 393 с.
34. Благодир, А.Л., Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Деловой двор, 2019. 271 с.
35. Вебер, М. Избранные произведения. Пер.с нем. сост., общ.ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова; предисл. П.П.Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
36. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М.: Новый юрист, 2018. 608 с.
37. Власенко, Н.А.Теория государства и права: научно-практическое
пособие. М.: Юриспруденция, 2019. 416 с.241
38. Гришаев, С.П. Социально ориентированные некоммерческие
организации. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.02.2020).
39. Демидов, А.И., Федосеев A.A. Основы политологии: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1995. 271 с.
40. Денисов, А.И. Сущность и формы государства. М.: Изд-во Московского ун-та, 1960. 67 с.240
41. Джон Ролз. Теория справедливости /пер. с англ. В.Целищев, В. Карпович, А.Шевченко. Новосибирск: Изд НГУ, 1995. 532 с.
42. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / пер. с фр.А.Б. Гофмана, примечания В.В. Сапова. М.: Канон, 1996. 432 с.
43. Жеребцов, А.Н., Помогалова Ю.В., Смоляров М.В. Комментарий к Федеральному закону от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (постатейный). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.12.2020).
44. Ивашкина, Ю. Ю. Структура и субъекты системы социального обслуживания семей с детьми // Проблемы развития территории. 2016. № 3. С. 100–118.
45. Каск, Л.И. Функции и структура государства / отв. ред. Д.А. Керимов. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1969. 64 с.
46. Карпова, Е. Ю. Новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации // Наука и современность. 2015. № 35. С. 228–232.
47. Краснова, О. В. Проблема потребностей пожилых людей в системе социального обслуживания населения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 2. С. 13 – 20.
48. Кутьева, Д.А. Особенности управления финансовыми ресурсами в некоммерческой организации. / Д.А. Кутьева, В.А. Макарова. - СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2014. 184 с.
49. Новохацкая, И. П., Кручек И. В. Платные социальные услуги в контексте проблем организации социального обслуживания в сельской местности // Вопросы российского и международного права. 2016. № 9. С. 271–282.
50. Майфат, А. В., Шипулина Л. Н. Гарантии и стандарты социальных услуг: некоторые спорные вопросы правового регулирования // Российский юридический журнал. 2012. № 3. С. 199–200
51. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения. / Е.Е. Мачульская. - 3-е изд. М.:Юрайт, 2018. 441 с.
52. Макарова, Е. Ю. Нормативно-правовое регулирование социального обслуживания инвалидов // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. 2017. Т. 6. № 1-1. C. 192–198.
53. Нуреев Р. Джеймс Бьюкенен и теория общественного выбора /Нобелевские лауреаты по экономике. М.: Таурус Альфа, 1997. 40 с.
54. Платон. Государство [пер. с древнегреческого А.Н. Егунова].М.: Академический проект, 2019. 398 с.
55. Токарева, Е. А. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения: моногр. Екатеринбург: Ажур, 2017. 121 с.
56. Усанов, В.Е. Общая теория государства и права: государство / отв.ред. В. Е. Усанов. Учебные и справочные издания. - М.: Элит, 2019. 472 с.
57. Шишкина, М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М.А. Шишкина; фак. журналистики СПбГУ. – СПб. : Паллада-медиа: РУСИЧ, 2002. – 442 с.