ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы хореографического обучения детей дошкольного возраста 11
1.1 Теоретико-исторический анализ развития хореографического
образования 11
1.2 Возрастные особенности физического и психологического развития
детей среднего дошкольного возраста 20
1.3 Здоровьесберегающие технологии как средство обучения хореографии
детей среднего дошкольного возраста в системе дополнительного образования 23
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обучению хореографии детей среднего дошкольного возраста посредством
здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования 36
2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня здоровья детей
среднего дошкольного возраста в системе ДО 36
2.2 Содержание работы в системе ДО по применению
здоровьесберегающих технологий в обучении хореографии детей среднего дошкольного возраста 48
2.3 Выявление динамики в уровне здоровья детей среднего дошкольного
возраста 73
Выводы по второй главе 82
Заключение 84
Список используемой литературы 86
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы хореографического обучения детей дошкольного возраста 11
1.1 Теоретико-исторический анализ развития хореографического
образования 11
1.2 Возрастные особенности физического и психологического развития
детей среднего дошкольного возраста 20
1.3 Здоровьесберегающие технологии как средство обучения хореографии
детей среднего дошкольного возраста в системе дополнительного образования 23
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обучению хореографии детей среднего дошкольного возраста посредством
здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования 36
2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня здоровья детей
среднего дошкольного возраста в системе ДО 36
2.2 Содержание работы в системе ДО по применению
здоровьесберегающих технологий в обучении хореографии детей среднего дошкольного возраста 48
2.3 Выявление динамики в уровне здоровья детей среднего дошкольного
возраста 73
Выводы по второй главе 82
Заключение 84
Список используемой литературы 86
Приложение
Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом в современной действительности. Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его здоровья. Состояние здоровья детей на сегодняшний день волнует многих специалистов, в том числе и педагогов дополнительного образования.
Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые. В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.
В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Решение этой задачи регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст. 51); "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ" и другими.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется заказом общества на обучение детей дошкольного возраста хореографии. Танец - искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного не только духовного, но и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования исходит из научного осмысления таких понятий, как «хореографическое обучение», «хореографическое обучение детей дошкольного возраста»
«здоровьесберегающие технологии» и обоснования их содержания.
Важнейшим фактором обучения детей является создание таких условий, при которых здоровье детей не ухудшится, а в лучшем случае - «окрепнет». Т.е. на научно-методическом уровне актуальность проявляется в обосновании возможностей здоровьесберегающих технологий оказывать положительное влияние на уровень здоровья детей дошкольного возраста в процессе хореографического образования в системе дополнительного образования.
Врачи, педагоги и психологи разрабатывают различные подходы внедрения здоровьесберегающих технологий в практику. Были определены принципы здоровьесбережения (М.В. Аносова и др.); требования к оснащению кабинетов (Н.Д. Дзятковская и др.); подходы по повышению двигательной активности детей (Г.К. Зайцев и др.).
М.М. Безруких разработана система построения здоровьесбережения в общеобразовательных учреждениях. Однако организация работы педагогов-хореографов в учреждениях дополнительного образования по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста никак не регламентирована. Такая ситуация позволила выделить наиболее важные противоречия исследования:
- между необходимостью сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и недостаточно эффективным использованием возможностей здоровьесберегающих технологий при обучения хореографии в системе дополнительного образования;
- между необходимостью применения здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста в системе дополнительного образования и отсутствием программ обучения хореографии детей дошкольного возраста с использованием технологий здоровьесбережения.
На основе выделенных противоречий была определена проблема исследования: какое влияние на уровень здоровья детей дошкольного возраста могут оказать здоровьесберегающие технологии при обучении их хореографии в системе дополнительного образования?
Необходимость разрешения выделенных противоречий и актуальность рассмотренной проблемы определили тему исследования: «Использование здоровьесберегающих технологий в хореографическом образовании детей среднего дошкольного возраста в системе дополнительного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике возможность эффективного влияния здоровьесберегающих технологий на уровень здоровья детей среднего дошкольного возраста при обучении их хореографии в системе дополнительного образования.
Объектом исследования является процесс хореографического образования детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
Предметом исследования является использование
здоровьесберегающих технологий в хореографическом образовании детей среднего дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
В соответствии с целью работы была сформулирована гипотеза исследования: физическое здоровье детей среднего дошкольного возраста укрепится и разовьется в процессе хореографического образования посредством здоровьесберегающих технологий, если:
- раскрыта сущность понятия «хореографическое обучение», «хореографическое образование», «хореографическое образование детей посредством здоровьесберегающих технологий» и определена его роль для детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования;
- проанализированы теоретические аспекты особенностей обучения в системе дополнительного образования и их влияния на использование в этом процессе здоровьесберегающих технологий;
- дано опытно-экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для его объективной оценки;
- разработана и реализована программа хореографического обучения детей среднего дошкольного возраста посредством применения здоровьесберегающих технологий.
В соответствии с целью с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу и выявить степень разработанности данной проблемы в теории и практике.
2. Изучить организацию мер, направленных на здоровьесбережение в процессе обучения хореографии детей среднего дошкольного возраста в практике системы дополнительного образования.
3. Определить показатели и уровни, характеризующие уровень здоровья детей среднего дошкольного возраста.
4. Экспериментально проверить возможность повышения уровня
здоровья при обучении детей среднего дошкольного возраста хореографии в системе дополнительного образования с использованием
здоровьесберегающих технологий.
Теоретическую основу исследования составляют:
- теории ученых в области анатомии (М.Ф. Иваницкий, М.С. Миловзорова), физиологии человека (Н.В. Зимкин, Я.М. Коц), а также биомеханики движений Д.Д. Донского, Е.К. Жукова, М.Ф. Иваницкого, Д.А. Семенова;
- работы по биомеханике хореографических движений (А.Я. Вагановой, Е.А. Котиковой, М.Ф. Иваницкого, М.М. Миргаринова, Н.В. Зимкина); исследования Н.А. Бернштейна, который развил и усовершенствовал методы движения человека, разработал теорию управления движениями; исследования Е.Г. Котольниковой, которая раскрыла анатомо-биомеханическую сущность основных движений классического экзерсиса;
- теории эстетического воспитания Т.Г. Богдановой, И.Б. Буяновой, Н.В. Васиной, А.Л. Головчиц, Д.Б. Кабалевского, К. Орфа, Р. Штайнера многих др.;
- концепции личностно-ориентированного подхода в обучении (Н.А. Алексеев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);
- методика и технологии обучения и воспитания профессионального танцовщика (А.Я. Ваганова, Р.В. Захаров, В.Ю. Никитин, Н.И. Тарасов и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ методик, учебных программ и учебных программ хореографического обучения;
- изучение работ специалистов по внедрению здоровьесберегающих технологий;
- проведение педагогического эксперимента и статистическая обработка его результатов.
Эмпирическая база и основные этапы исследования.
В качестве базы исследования выступало Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г.о. Тольятти.
Исследование проводилось в три этапа с 2015 по 2017 гг.
На первом этапе (сентябрь 2015 г. - февраль 2016 г.) изучалась и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялся объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; разрабатывалась стратегия опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (февраль 2016 г.- февраль 2017г) проводилась работа, связанная с констатирующим, формирующим этапами эксперимента; разрабатывалась и апробировалась программа хореографического обучения детей дошкольного возраста посредством применения здоровьесберегающих технологий.
На третьем этапе (февраль 2017 г. - май 2017 г.) проводился сравнительный анализ результатов опытно -экспериментальной работы; формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались качественные и количественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации.
Научная новизна данного исследования заключается
в совершенствовании хореографического обучения детей среднего дошкольного возраста в системе дополнительного образования в соответствии с нормами здоровьесбережения, с нормами, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей.
Теоретическая значимость исследования:
- раскрыта сущность хореографического обучения и определена его роль для детей среднего дошкольного возраста;
- предложено конструктивное решение научно -педагогической
проблемы использования здоровьесберегающих технологий
в хореографическом образовании детей среднего дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
- теоретически обоснована программа обучения хореографии, содержащая упражнения и задания, ориентированные на здоровьесбережение детей среднего дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
Практическая значимость исследования. Материалы
экспериментальной работы могут быть использованы педагогами, хореографами в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях для хореографического образования детей с использованием здоровьесберегающих технологий.
Достоверность результатов и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается опорой на концептуальные положения педагогики и психологии; комплексным характером используемых методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования и их внедрение осуществлялось через публикации материалов и выступления на научно-практических конференциях.
По теме диссертации имеются 3 публикации: в научном журнале «Вестник магистратуры» (№4-3(55), 2016) опубликована статья
«Хореографическое образование детей в системе дополнительного образования и здоровьесберегающие технологии»; статья «Особенности методологии и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» опубликована в сборнике материалов X Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017); статья «Разработка и применение комплекса здоровьесберегающих технологий при обучении хореографии детей среднего дошкольного возраста» опубликована в сборнике статей «Проблемы образования на современном этапе: материалы всероссийской студенческой научной конференции» (3-15 апреля 2017, выпуск IV).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Уточненные понятия: «хореографическое обучение -
целенаправленный педагогический процесс, ориентированный на организацию, стимулирование культурно-познавательной деятельности детей, на развитие танцевальных способностей ребёнка» и «хореографическое образование детей - процесс совершенствования и развития здоровой творческой личности ребенка через его хореографическую деятельность».
2. Хореографическое образование детей дошкольного возраста
посредством здоровьесберегающих технологий, это процесс, направленный на укрепление и развитие физического здоровья детей (физического развитие; функциональное состояние организма; физическая
работоспособность; эмоциональное благополучие и отсутствие
тревожности) при обучении их хореографии.
3. Показатели и уровни, характеризующие здоровье детей дошкольного возраста, определяются его физическим развитием; функциональным состоянием организма; физической работоспособностью ребенка, его эмоциональным благополучием и выраженной тревожностью.
4. Процесс обучения хореографии детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования будет оказывать существенное влияние на здоровье ребенка, если разработать дополнительную образовательную программу хореографической направленности для детей дошкольного возраста, включающую комплекс уроков с использованием здоровьесберегающих технологий.
Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые. В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.
В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Решение этой задачи регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст. 51); "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ" и другими.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется заказом общества на обучение детей дошкольного возраста хореографии. Танец - искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного не только духовного, но и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования исходит из научного осмысления таких понятий, как «хореографическое обучение», «хореографическое обучение детей дошкольного возраста»
«здоровьесберегающие технологии» и обоснования их содержания.
Важнейшим фактором обучения детей является создание таких условий, при которых здоровье детей не ухудшится, а в лучшем случае - «окрепнет». Т.е. на научно-методическом уровне актуальность проявляется в обосновании возможностей здоровьесберегающих технологий оказывать положительное влияние на уровень здоровья детей дошкольного возраста в процессе хореографического образования в системе дополнительного образования.
Врачи, педагоги и психологи разрабатывают различные подходы внедрения здоровьесберегающих технологий в практику. Были определены принципы здоровьесбережения (М.В. Аносова и др.); требования к оснащению кабинетов (Н.Д. Дзятковская и др.); подходы по повышению двигательной активности детей (Г.К. Зайцев и др.).
М.М. Безруких разработана система построения здоровьесбережения в общеобразовательных учреждениях. Однако организация работы педагогов-хореографов в учреждениях дополнительного образования по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста никак не регламентирована. Такая ситуация позволила выделить наиболее важные противоречия исследования:
- между необходимостью сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и недостаточно эффективным использованием возможностей здоровьесберегающих технологий при обучения хореографии в системе дополнительного образования;
- между необходимостью применения здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста в системе дополнительного образования и отсутствием программ обучения хореографии детей дошкольного возраста с использованием технологий здоровьесбережения.
На основе выделенных противоречий была определена проблема исследования: какое влияние на уровень здоровья детей дошкольного возраста могут оказать здоровьесберегающие технологии при обучении их хореографии в системе дополнительного образования?
Необходимость разрешения выделенных противоречий и актуальность рассмотренной проблемы определили тему исследования: «Использование здоровьесберегающих технологий в хореографическом образовании детей среднего дошкольного возраста в системе дополнительного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике возможность эффективного влияния здоровьесберегающих технологий на уровень здоровья детей среднего дошкольного возраста при обучении их хореографии в системе дополнительного образования.
Объектом исследования является процесс хореографического образования детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
Предметом исследования является использование
здоровьесберегающих технологий в хореографическом образовании детей среднего дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
В соответствии с целью работы была сформулирована гипотеза исследования: физическое здоровье детей среднего дошкольного возраста укрепится и разовьется в процессе хореографического образования посредством здоровьесберегающих технологий, если:
- раскрыта сущность понятия «хореографическое обучение», «хореографическое образование», «хореографическое образование детей посредством здоровьесберегающих технологий» и определена его роль для детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования;
- проанализированы теоретические аспекты особенностей обучения в системе дополнительного образования и их влияния на использование в этом процессе здоровьесберегающих технологий;
- дано опытно-экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для его объективной оценки;
- разработана и реализована программа хореографического обучения детей среднего дошкольного возраста посредством применения здоровьесберегающих технологий.
В соответствии с целью с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу и выявить степень разработанности данной проблемы в теории и практике.
2. Изучить организацию мер, направленных на здоровьесбережение в процессе обучения хореографии детей среднего дошкольного возраста в практике системы дополнительного образования.
3. Определить показатели и уровни, характеризующие уровень здоровья детей среднего дошкольного возраста.
4. Экспериментально проверить возможность повышения уровня
здоровья при обучении детей среднего дошкольного возраста хореографии в системе дополнительного образования с использованием
здоровьесберегающих технологий.
Теоретическую основу исследования составляют:
- теории ученых в области анатомии (М.Ф. Иваницкий, М.С. Миловзорова), физиологии человека (Н.В. Зимкин, Я.М. Коц), а также биомеханики движений Д.Д. Донского, Е.К. Жукова, М.Ф. Иваницкого, Д.А. Семенова;
- работы по биомеханике хореографических движений (А.Я. Вагановой, Е.А. Котиковой, М.Ф. Иваницкого, М.М. Миргаринова, Н.В. Зимкина); исследования Н.А. Бернштейна, который развил и усовершенствовал методы движения человека, разработал теорию управления движениями; исследования Е.Г. Котольниковой, которая раскрыла анатомо-биомеханическую сущность основных движений классического экзерсиса;
- теории эстетического воспитания Т.Г. Богдановой, И.Б. Буяновой, Н.В. Васиной, А.Л. Головчиц, Д.Б. Кабалевского, К. Орфа, Р. Штайнера многих др.;
- концепции личностно-ориентированного подхода в обучении (Н.А. Алексеев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);
- методика и технологии обучения и воспитания профессионального танцовщика (А.Я. Ваганова, Р.В. Захаров, В.Ю. Никитин, Н.И. Тарасов и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ методик, учебных программ и учебных программ хореографического обучения;
- изучение работ специалистов по внедрению здоровьесберегающих технологий;
- проведение педагогического эксперимента и статистическая обработка его результатов.
Эмпирическая база и основные этапы исследования.
В качестве базы исследования выступало Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г.о. Тольятти.
Исследование проводилось в три этапа с 2015 по 2017 гг.
На первом этапе (сентябрь 2015 г. - февраль 2016 г.) изучалась и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялся объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; разрабатывалась стратегия опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (февраль 2016 г.- февраль 2017г) проводилась работа, связанная с констатирующим, формирующим этапами эксперимента; разрабатывалась и апробировалась программа хореографического обучения детей дошкольного возраста посредством применения здоровьесберегающих технологий.
На третьем этапе (февраль 2017 г. - май 2017 г.) проводился сравнительный анализ результатов опытно -экспериментальной работы; формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались качественные и количественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации.
Научная новизна данного исследования заключается
в совершенствовании хореографического обучения детей среднего дошкольного возраста в системе дополнительного образования в соответствии с нормами здоровьесбережения, с нормами, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей.
Теоретическая значимость исследования:
- раскрыта сущность хореографического обучения и определена его роль для детей среднего дошкольного возраста;
- предложено конструктивное решение научно -педагогической
проблемы использования здоровьесберегающих технологий
в хореографическом образовании детей среднего дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
- теоретически обоснована программа обучения хореографии, содержащая упражнения и задания, ориентированные на здоровьесбережение детей среднего дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
Практическая значимость исследования. Материалы
экспериментальной работы могут быть использованы педагогами, хореографами в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях для хореографического образования детей с использованием здоровьесберегающих технологий.
Достоверность результатов и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается опорой на концептуальные положения педагогики и психологии; комплексным характером используемых методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования и их внедрение осуществлялось через публикации материалов и выступления на научно-практических конференциях.
По теме диссертации имеются 3 публикации: в научном журнале «Вестник магистратуры» (№4-3(55), 2016) опубликована статья
«Хореографическое образование детей в системе дополнительного образования и здоровьесберегающие технологии»; статья «Особенности методологии и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» опубликована в сборнике материалов X Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017); статья «Разработка и применение комплекса здоровьесберегающих технологий при обучении хореографии детей среднего дошкольного возраста» опубликована в сборнике статей «Проблемы образования на современном этапе: материалы всероссийской студенческой научной конференции» (3-15 апреля 2017, выпуск IV).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Уточненные понятия: «хореографическое обучение -
целенаправленный педагогический процесс, ориентированный на организацию, стимулирование культурно-познавательной деятельности детей, на развитие танцевальных способностей ребёнка» и «хореографическое образование детей - процесс совершенствования и развития здоровой творческой личности ребенка через его хореографическую деятельность».
2. Хореографическое образование детей дошкольного возраста
посредством здоровьесберегающих технологий, это процесс, направленный на укрепление и развитие физического здоровья детей (физического развитие; функциональное состояние организма; физическая
работоспособность; эмоциональное благополучие и отсутствие
тревожности) при обучении их хореографии.
3. Показатели и уровни, характеризующие здоровье детей дошкольного возраста, определяются его физическим развитием; функциональным состоянием организма; физической работоспособностью ребенка, его эмоциональным благополучием и выраженной тревожностью.
4. Процесс обучения хореографии детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования будет оказывать существенное влияние на здоровье ребенка, если разработать дополнительную образовательную программу хореографической направленности для детей дошкольного возраста, включающую комплекс уроков с использованием здоровьесберегающих технологий.
Магистерская диссертация была направлена на хореографическое образование детей дошкольного возраста посредством применения здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования.
Цель первой главы данного исследования - анализ системы обучения взрослых и детей хореографии, а также основных понятий исследования, таких как: «хореография», «хореографическое образование», «обучение хореографии», «здоровьесберегающие технологии» и «хореографическое образование детей посредством здоровьесберегающих технологий»; выявить основные направления и особенности обучения танцам детей среднего дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
В процессе исследования были уточнены некоторые понятия, важные для нашего исследования. Под «здоровьесберегающими технологиями ДО» понимаем направления деятельности учреждения образования по созданию условий обучения детей, положительно влияющих на его здоровье и способствующих развитию у них культуры здоровья. А под хореографическим образованием детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий - процесс, направленный на укрепление и развитие физического здоровья детей (физическое развитие; функциональное состояние организма; физическая работоспособность; эмоциональное благополучие и отсутствие тревожности) при обучении их хореографии
Выявлена возможность обучения хореографии детей уже с 4-5 летнего возраста, в связи с их подготовленностью (сформированность структуры и функций мозга). Осуществлять обучение детей этого возраста лучше в системе дополнительного образования, которое способствует самоопределению детей, развитию у них физических и эмоциональных качеств, вовлечению в различные виды творческой деятельности
(хореография, пение, рисование и т.п.), и воспитывает отношение к ценностям здоровья.
Анализ существующих средств и форм здоровьесберегающих технологий позволил выделить те из них, которые можно использовать в практике на занятиях хореографией: подвижные музыкальные игры, партерная гимнастика, дыхательные упражнения, упражнения самомассажа.
Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровней здоровья детей 4-5 лет, посредством таких показателей, как: уровень физического развития; уровень функционального состояния организма; уровень физической работоспособности; уровень эмоционального благополучия и уровень тревожности. Анализ результатов показал у детей - средний уровень здоровья.
С учетом результатов диагностического исследования был разработан и проведен формирующий эксперимент, цель которого - разработать и апробировать методику обучения хореографии детей среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования, в основу которой положена дополнительная образовательная программа «Детский танец» с применением здоровьесберегающих технологий.
Полученные результаты контрольного среза доказали положительное влияние здоровьесберегающих технологий, используемых в процессе обучения хореографии детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования, на уровень их здоровья
Анализ результатов экспериментальной работы, свидетельствует об эффективности проведенной работы и верности выдвинутой нами гипотезы.
Цель первой главы данного исследования - анализ системы обучения взрослых и детей хореографии, а также основных понятий исследования, таких как: «хореография», «хореографическое образование», «обучение хореографии», «здоровьесберегающие технологии» и «хореографическое образование детей посредством здоровьесберегающих технологий»; выявить основные направления и особенности обучения танцам детей среднего дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
В процессе исследования были уточнены некоторые понятия, важные для нашего исследования. Под «здоровьесберегающими технологиями ДО» понимаем направления деятельности учреждения образования по созданию условий обучения детей, положительно влияющих на его здоровье и способствующих развитию у них культуры здоровья. А под хореографическим образованием детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий - процесс, направленный на укрепление и развитие физического здоровья детей (физическое развитие; функциональное состояние организма; физическая работоспособность; эмоциональное благополучие и отсутствие тревожности) при обучении их хореографии
Выявлена возможность обучения хореографии детей уже с 4-5 летнего возраста, в связи с их подготовленностью (сформированность структуры и функций мозга). Осуществлять обучение детей этого возраста лучше в системе дополнительного образования, которое способствует самоопределению детей, развитию у них физических и эмоциональных качеств, вовлечению в различные виды творческой деятельности
(хореография, пение, рисование и т.п.), и воспитывает отношение к ценностям здоровья.
Анализ существующих средств и форм здоровьесберегающих технологий позволил выделить те из них, которые можно использовать в практике на занятиях хореографией: подвижные музыкальные игры, партерная гимнастика, дыхательные упражнения, упражнения самомассажа.
Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровней здоровья детей 4-5 лет, посредством таких показателей, как: уровень физического развития; уровень функционального состояния организма; уровень физической работоспособности; уровень эмоционального благополучия и уровень тревожности. Анализ результатов показал у детей - средний уровень здоровья.
С учетом результатов диагностического исследования был разработан и проведен формирующий эксперимент, цель которого - разработать и апробировать методику обучения хореографии детей среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования, в основу которой положена дополнительная образовательная программа «Детский танец» с применением здоровьесберегающих технологий.
Полученные результаты контрольного среза доказали положительное влияние здоровьесберегающих технологий, используемых в процессе обучения хореографии детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования, на уровень их здоровья
Анализ результатов экспериментальной работы, свидетельствует об эффективности проведенной работы и верности выдвинутой нами гипотезы.
Подобные работы
- ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования средствами синтетических видов искусств
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - Социализация детей с ОВЗ средствами танцевальной терапии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2024



