Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1. Состояние вопроса 8
1.1 Назначение подвески 8
1.2 Требования, предъявляемые к подвеске 9
1.3 Классификация конструкций подвески 10
1.4 Обзор и тенденции развития конструкции подвески 21
1.5 Выбор и обоснование выбранной конструкции 25
2. Защита интеллектуальной собственности 26
3. Инженерные вычисления 26
3.1 Вычисление тягово-динамических характеристик автомобиля 26
3.1.1 Исходные данные 26
3.1.2 Расчет полной массы исследуемого автомобиля 27
3.1.3 Вычисление статического радиуса колеса 27
3.1.4 Расчет коэффициента обтекаемости исследуемого автомобиля 27
3.1.5 Вычисление лобовой площади исследуемого автомобиля 28
3.1.6 Нахождение коэффициента сопротивления качению 28
3.1.7 Расчет внешней скоростной характеристики 28
3.1.8 Расчет передаточного числа главной передачи 30
3.1.9 Расчет передаточных отношений в коробке передач 30
3.1.10 Расчет тяговой силы и сил сопротивления воздуху 32
3.1.11 Определение динамического фактора автомобиля 34
3.1.12 Расчет ускорений автомобиля на передачах 35
3.1.13 Расчет мощностных характеристик автомобиля 37
3.1.14 Определение топливно-экономической характеристики 38
3.2 Расчет передней подвески 40
3.2.1 Исходные данные 40
3.2.2 Расчеты значений весов, частот, ходов подвески 40
3.2.3 Расчет жесткости пружин, жесткости подвески при одноименном ходе 42
3.2.4 Расчет жесткости стабилизаторов, жесткости подвески при разноименном ходе 42
3.2.5 Расчет требуемых характеристик демпфирования подвески и амортизаторов 45
4. Технологическая часть 49
4.1 Выбор и обоснование типа сборки передней подвески 49
5. Безопасность и экологичность технического объекта 52
5.1 Анализ конструктивной и утилизационной безопасности проектируемой передней подвески 52
5.2 Описание производственного участка 52
5.3 Конструктивно-технологическая и организационно-техническая характеристика рассматриваемого технического объекта 54
5.4 Определение профессиональных рисков на производстве 56
5.5 Пожарная безопасность на участке производства 59
5.6 Экологическая безопасность проекта 63
6. Экономическая эффективность объекта 65
6.1 Определение расчетной цены проектируемого изделия 65
6.2 Определение критического объема производства 73
6.3 Графический метод критического объема производства 75
6.4 Оценка экономической эффективности проекта 75
6.5 Определение общественного эффекта проекта 79
6.6 Дисконтирование денежного потока 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
В современном мире автомобиль перестал быть предметом роскоши, однако с каждым годом требования к нему становятся все жестче. При проектировании автомобиля особое внимание уделяется подвеске. Подвеска - это совокупность устройств, которые обеспечивают связь между кузовом автомобиля и дорогой. К подвеске предъявляется ряд требований, среди которых управляемость автомобиля на дороге, способность автомобиля сохранять устойчивость в сложных дорожных ситуациях, что достигается изменением жесткости подвески. Однако высокая жесткость сказывается на комфорте при езде для водителя и пассажиров. Следовательно, при проектировании подвески перед конструкторами встает вопрос, как сделать подвеску достаточно мягкой, чтобы водителю и пассажирам было комфортно при езде, вместе с тем сделать подвеску достаточно жесткой, чтобы достичь требуемой устойчивости и управляемости автомобиля. Помимо данных характеристик, подвеска должна быть максимально компактной и легкой, а также, следуя мировой тенденции - максимально дешевой. Стремление конструкторов найти «золотую середину» породило массу различных конструкций подвесок, которые будут рассмотрены ниже.
В данном дипломном проекте рассматривается модернизация передней подвески автомобиля Lada X-Ray, путем замены А-образных рычагов на L- образные с целью повышения управляемости и устойчивости автомобиля. Данная модернизация также позволит применять колеса большего диаметра.
Результатом проведенной работы является модернизация передней подвески автомобиля Lada X-RAY. Задачей проекта являлось изменение конструкции передней подвески путем замены нижних рычагов подвески с целью улучшения управляемости и устойчивости автомобиля, а также возможность установки колес большего диаметра.
Было принято решение о применении нижних рычагов подвески, которые в настоящее время используются на автомобиле Lada Vesta. При выполнении конструкторской части был проведен тяговый расчет, а также расчет узлов подвески. В частности, расчет требуемых характеристик жесткости пружин и стабилизаторов, а также демпфирующие характеристики амортизаторов. Был составлен технологический процесс сборки данных рычагов, проведен анализ безопасности и экологичности данной модернизации. Проведен анализ экономической эффективности проекта, который показал, что проект будет приносить прибыль.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод о соответствии данной модернизации заявленным требованиям.
1. Соломатин, Н.С. Конструирование и расчёт автомобиля: учебно-методическое пособие [Текст] / Н.С. Соломатин; ТГУ каф. «Автомобиля и тракторы».-ТГУ.-Тольятти: ТГУ, 2007.-18 с. М:Автополюс плюс, 2005 - 557 с.
2. Расчет тяговой динамики и топливной экономичности автомобиля: Учебн. Пособие [Текст] / Л.А.Черепанов - Тольятти: ТГУ, 2001. - 40с.
3. Лата, В.Н. Конструирование и расчет автомобиля. Ходовая часть и системы управления. Курс лекций.-125 с.
4. Раймпель, Й. Шасси автомобиля [Текст] / Й. Раймпель. - М. Машиностроение, 1983. - 356 с.
5. Лукин, П.П. Конструирование и расчет автомобиля: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Автомобили и тракторы» [Текст] / П.П. Лукин, Г.А. Гаспарянц, В.Ф.Родионов. - М. : Машиностроение, 1984. -376 с.
6. Гришкевич, А.И. Конструкция, конструирование и расчет автомобиля: учеб. пособие [Текст] / А.И. Гришкевич, В.А.Вавуло, А.В. Карпов. - Мн. : Выш. шк., 1987. - 240 с.
7. Раймпель, Й. Шины, амортизаторы [Текст] / Й. Раймпель. - М. : Машиностроение, 1986. - 320 с.
8. Родионов, В.Ф. Легковые автомобили [Текст] / В.Ф. Родионов, Б.А. Фит- терман. - М. : Машиностроение, 1973. - 490 с.
9. Горина Л.Н., Фесина М.И. Раздел выпускной квалификационной работы «Безопасность и экологичность технического объекта». Уч.-методическое пособие. - Тольятти: изд-во ТГУ, 2016. -51 с.
10. Раймпель И. Шасси автомобиля. Конструкции подвесок [Текст] / М. : «Машиностроение», 1989 - 250с.
11. Вахламов В.К.: «Автомобили. Конструкция и элементы расчета»; М. : ИЦ «Академия», 2006г.
12. Вахламов В.К.: «Автомобили. Основы конструкции»; М. : ИЦ «Академия», 2008г.
13. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К.: «Автомобиль. Анализ конструкций, эле- мен-ты расчета»; М. : «Машиностроение», 1989г.
14. Черемисин А.С.: «Разработка технологических процессов сборки в автостроении. Методические указания к технологической части дипломного проекта для студентов спец. «Автомобиле- и тракторостроение»; Тольятти: ТГУ, 2005г.
15. Михайловский Е.В., Серебряков К.Б., Тур Б.Я.: «Устройство автомобиля»; М. : «Машиностроение», 1987г.
...