Введение
1 Современное состояние диагностики и ремонта длительно
эксплуатируемых газопроводов
1.1 Сведения о состоянии и дефектах магистральных
газопроводов
1.2 Сведения о материале магистрального газопровода. . . . . . . . . . . . . 11
1.3 Базовый процесс контроля и исправления дефектов
на магистральном газопроводе
1.4 Анализ научных работ по вопросу ремонтной
сварки магистральных газопроводов
1.5 Формулировка задач выпускной квалификационной работы
2 Проектная технология сварки паропровода перегретого пара
2.1 Обзор методов диагностики состояния магистральных
трубопроводов.
2.2 Сущность метода дальнодействующего ультразвукового
контроля состояния трубопровода.
2.3 Чувствительность предлагаемого метода
2.4 Методика комплексного контроля трубопровода. . . . . . . . . . . . . . . 29
3 Безопасность и экологичность проектного технологического процесса
3.1 Технологическая характеристика объекта
3.2 Идентификация профессиональных рисков
3.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков
3.4 Обеспечение пожарной безопасности
3.5 Обеспечение экологической
4 Оценка экономической эффективности проектной технологии
4.1 Исходная информация для выполнения экономической оценки предлагаемых технических решений
4.2 Расчёт фонда времени работы оборудования
4.3 Расчет штучного времени
4.4 Заводская себестоимость базового и проектного вариантов
технологии
4.5 Капитальные затраты по базовому и проектному вариантам
технологии
4.6 Показатели экономической эффективности
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Стабильное развитие современного общества требует неуклонного роста добычи энергоносителей - природного газа и нефти. Поставка энергоносителей на мировой рынок в этих условиях становится рычагом не только экономического, но и политического влияния. Самым эффективным энергоносителем является природный газ, поставки которого позволяют удовлетворить потребности домохозяйств и промышленности. Применение природного газа повышает эффективность передачи теплоты и позволяет использовать высокоэкономичные тепловые агрегаты, отвечающие последним требованиям экологических стандартов.
Магистральный газопровод – это ответственная металлическая конструкция, ошибки эксплуатации конторой неминуемо приведут к повышению техногенных рисков. Безаварийная эксплуатация магистрального газопровода обеспечивается при условии правильно проведённых строительных работ, а также своевременным выполнением ремонтных работ.
Постоянный контроль состояния линейной части магистрального трубопровода является основой его безопасной эксплуатации. При этом методики контроля должны постоянно совершенствоваться, чтобы отвечать современным экологическим и технологическим требованиям [3], [12]. При контроле состояния длительно эксплуатируемых трубопроводов применяется большое число разнообразных методик: вихревые токи, магнитные поля, ультразвуковое исследование, рентгеновский контроль, оптические методы, мягкое и жёсткое радиоактивное излучение и т.д. [12].
Основной причиной аварий на трубопроводах можно считать развитие коррозионных дефектов на её линейной части. Поскольку большая часть трубопроводов построена 15 и более лет назад, произошло разрушение из изоляционного покрытия, что вызывает ускорение коррозионных процессов в теле трубы. В период с 1991 года по 1996 год аварии по причине коррозионного растрескивания составляли 25 % от общего числа аварий на трубопроводе. В период с 1998 года по 2003 год доля таких аварий увеличилась до 30 %. Начиная с 2008 года доля аварий по причине коррозионного растрескивания неизменно повышается и сейчас составляет 50 % от общего числа аварий.
В процессе сварки происходит кратковременный нагрев металла до температур плавления и кипения, по причине неравномерности нагрева развиваются пластические деформации и остаточные напряжения. Сварные стыки в трубопроводе представляют собой концентратор напряжений, поэтому в зоне термического влияния наблюдается усиленное коррозионное растрескивание под напряжением [22].
Под действием остаточных растягивающих напряжений от выполнения сварных швов существенно снижается коррозионная стойкость трубопровода. Также остаточные растягивающие напряжения способствуют концентрации вредных примесей в металле, которые уменьшают сопротивление трубопровода знакопеременным нагрузкам [17], [18].
В начальный период эксплуатации трубопровода влияние сварных швов и дефектов в них на аварийность незначительна. В ходе продолжительной эксплуатации трубопровода в нём происходят процессы разрушения, игнорирование которых может привести к возникновению внештатных ситуаций. Это делает актуальным исследования в области повышения эффективности диагностики и оценки состояния длительно эксплуатируемых трубопроводов [14].
На основании вышеизложенного следует признать актуальной цель выпускной квалификационной работы – повышение производительности и достоверности контроля состояния длительно эксплуатируемых магистральных газопроводов.
В настоящей выпускной квалификационной работе поставлена цель – повышение производительности и достоверности контроля состояния длительно эксплуатируемых магистральных газопроводов.
Объектом исследования в рассматриваемом случае выступает длительно эксплуатируемый магистральный газопровод диаметром 1024 мм, на всём протяжении которого следует обнаруживать и исправлять различного рода дефекты, образовавшиеся в процессе длительной эксплуатации.
Технология ремонтной сварки трубопровода предусматривает последовательное выполнение операций: зачистка дефектного участка газопровода, предварительный подогрев места ремонтной сварки, заполнение выборки при помощи ручной дуговой сварки, механическая обработка заплавленной выборки, контроль качества ремонтной сварки.
Для повышения производительности и достоверности оценки состояния длительно эксплуатируемых газопроводов предложено применить дальнодействующий ультразвуковой контроль, позволяющий обнаруживать дефекты на участке трубопровода диной несколько десятков метров.
Для уточнения площади и величины поражения стенки трубы предложено использовать комплексную методику, предусматривающую использование дальнодействующего ультразвукового контроля и ультразвуковой толщинометрии.
Изучение особенностей технологического процесса ремонтной сварки позволило идентифицировать опасные и вредные производственные факторы. На основании этих выделенных факторов предложен ряд стандартных средств и методик, позволяющих устранить опасный фактор или уменьшить его влияние на персонал до приемлемого уровня.
Годовой экономический эффект при внедрении проектной технологии составляет 5,66 млн. рублей.
1. Абакумов А. А. Магнитная диагностика газонефтепроводов. – Москва: Энергоатомиздат, 2001. 434 с.
2. Ботвина Л. Р., Кушнаренко В. М., Тютин М. Р. Стадийность процесса разрушения и остаточная прочность трубной стали после длительной эксплуатации // Физическая мезомеханика. 2021. № 3. С. 50–61.
3. Варламов Д. П., Дедешко В. Н., Канайкин В. А., Стеклов О.И. Повышение надежности магистральных газопроводов при использовании многократной внутритрубной дефектоскопии // Автоматическая сварка. 2012. № 3. С.28–34.
4. Варламов Д. П., Канайкин В. А., Матвиенко А. Ф. Мониторинг дефектности магистральных газопроводов. Екатеринбург: УрО РАН, 2008. 120 с.
5. Варламов Д. П., Канайкин В. А., Матвиенко А. Ф. Анализ стресс- коррозионной дефектности магистральных газопроводов. Екатеринбург, 2010. 190 с.
6. Великоиваненко Е. А., Розынка Г. Ф., Миленин А. С., Пивторак Н. И. Оценка работоспособности магистрального трубопровода с локальным утонением стенки при ремонте дуговой наплавкой // Автоматическая сварка. 2015. № 1. С. 22–27.
7. Горина Л. Н. Обеспечение безопасных условий труда на производстве: учебное пособие. Тольятти : ТолПИ, 2000. 68 с.
8. ГОСТ 20295-85 Трубы стальные сварные для магистральных газонефтепроводов. Технические условия
9. Икэда Т., Канэхара Р., Миядзава М. Техника контроля направленными волнами для эксплуатационного контроля заводских трубопроводов // Hinakai Kensa. – 2005. – № 11. – С. 595–599.
10. Клюев В.В., Мужицкий В. Ф., Горкунов Э. С., Щербинин В. Е. Неразрушающий контроль. Справочник в 8 томах. М. : Спектр, 2010.
11. Краснопевцева И. В. Экономическая часть дипломного проекта : метод. указания. Тольятти : ТГУ, 2008. 38 с.
12. Мазур И. И. Иванцов О. М. Безопасность трубопроводных систем. М. : ИЦ «Елина», 2004. 1104 с.
13. Махненко В. И., Бут В. С., Великоиваненко Е. А. Математическое моделирование язвенных дефектов в действующих нефте- и газопроводах и разработка численного метода оценки допустимых режимов дуговой заварки дефектов // Автоматическая сварка. 2001. № 11. С. 3–10.
14. Недосека А. Я., Недосека С. А. Об оценке надёжности эксплуатирующихся конструкций // Техническая диагностика и неразрушающий контроль. 2010. № 2. С. 7–17.
15. Недосека А. Я., Об оценке надёжности эксплуатирующихся конструкций / А.Я. Недосека, С.А. Недосека // Техническая диагностика и неразрушающий контроль. – 2010. – № 2. – С. 7–17.
16. Патон Б. Е., Троицкий В. А. Основные направления работ ИЭС им. Е.О. Патона в совершенствовании неразрушающего контроля сварных соединений. Сб. материалов 8-й Национальной конференции УкрNDT. С. 828.
17. Поляков С. Г., Ныркова Л. И., Мельничук С. Л., Гапула Н. А. Диагностика коррозионного состояния внутренней поверхности магистрального нефтепровода // Автоматическая сварка. 2010. № 12. С. 24– 28.
18. Поляков С. Г., Ныркова Л. И., Мельничук С. Л. Методический подход к изучению внутренней коррозии магистральных нефтепроводов // Физ.-хим. мех. материалов. 2008. № 7. С. 756–760.
19. Салюков В. В., Харионовский В. В. Магистральные газопроводы. Диагностика и управление техническим состоянием. М. : Недра, 2016. 213 с.
20. Сараев Ю. Н., Безбородов В. П., Тютев А. В. Повышение механических свойств и структура неразъемных соединений труб нефте- и
газопроводов из низколегированных марганцовистых сталей после импульсной сварки // Технология машиностроения. 2003. № 6. С. 41−44.
21. Саража С. В. Внедрение новой концепции диагностики технологических трубопроводов в ОАО «Самотлорнефтегаз» // Территория NDT. 2013. № 4. С. 36–41.
22. Стеклов, О.И. Стойкость материалов и конструкций к коррозии под напряжением. М. : Машиностроение, 1990. 384 с.
23. Тощевиков В. М., Зембеков Н. С. Перспективы применения бесконтактной магнитометрической диагностики (БМД) нефтепромысловых трубопроводов // Промышленная экологическая безопасность. Охрана труда. 2007. № 11. С. 17–21.
24. Тощевиков В. М., Зембаков Н. С. Перспективы применения бесконтактной магнитометрической диагностики (БМД) нефтепромысловых трубопроводов // Промышленная экологическая безопасность. Охрана труда. 2007. № 11. С. 17–21.
25. Трепова С. Ю., Безбородов В. П., Тютев А. В., Никонова И. В. Влияние режима импульсной сварки на структуру и свойства сварных соединений марганцовистых сталей // Известия Томского политехнического университета. 2004. № 6. С. 102–104.
26. Троицкий В. А., Бондаренко А. И., Троицкая Н. В., Шекеро А. Л. О коллективном проекте стран Европы по мониторингу состояния объектов посредством дальнодействующего ультразвука (LRUCM) // Техническая диагностика и неразрушающий контроль. 2007. № 1. С. 17–23.
27. Троицкий В. А. Мониторинг технического состояния магистральных трубопроводов // Автоматическая сварка. 2017. № 3. С. 29–39.
28. Хариновский В. В. Работоспособность газопроводов с большими сроками эксплуатации // Газовая промышленность. 2017. № 5. С. 56–61.
29. Харионовский В. В. Надежность и ресурс конструкций газопроводов. М. : Недра, 2000. 467 с.
30. Юхимец П. С., Гарф Э. Ф., Нехотящий В. А.Экспериментальное обоснование метода расчёта остаточного ресурса трубопроводов с коррозионными повреждениями // Автоматическая сварка. 2005. № 11. С. 1721.
31. Amend B., Bruce W.A. Welding on in-service pipelines: dispelling popular myths and misconceptions // Welding Assoc. J. 2013. № 2. Р. 30–39.
32. LaMorte C.R., Boring M., Porter N. Advanced welding repair and remediation methods for in-service pipelines. Final Report. Columbus: EWI, 2007. 283 p.
33. Long Lange Ultrasonic test system // Section 1. System Overview and Principles of Operation. – Sept., 2004. 6 c.
34. Mudge P. J., Lank A. M., Allyne D. N. A long range method of the detection of corrosion under insulation in process pipework // Thepmie Project: OG474/94, 5 th European Union Hydrocarbons Symposium, Edinburg, 26–28 Nov., 1996.