ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АППАРАТА ФЕДЕРАЛЬНОГО СУДА 7
1.1. Понятие и функции аппарата суда 7
1.2. Правовое положение работников аппарата суда 14
1.3. Организация работы аппарата суда 22
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В АППАРАТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ 29
2.1. Правовые основы государственной службы в аппаратах судов 29
2.2. Должность государственной службы в аппарате суда 39
2.3. Принципы государственной службы и их реализация в деятельности аппарата суда 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Актуальность данной работы заключается в том, что роль и значение государственной службы в аппарате судебной власти в Российской Федерации возрастает в органической связи с повышением роли и значения самой судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти, призванной путем осуществления правосудия обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина.
В последние годы были осуществлены серьезные шаги по укреплению судебной власти и дальнейшему углублению судебной реформы. Принципиальные изменения были внесены в Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и ряд других законодательных актов в данной области.
Можно схематично выделить три основных взаимосвязанных направления деятельности судебной власти:
1) охрана прав и законных интересов граждан;
2) охрана правопорядка от преступных и иных правонарушений;
3) контроль за тем, чтобы деятельность государственных органов не выходила за правовые рамки.
Каждой из трех ветвей государственной власти присущи: а) своя особая система органов, призванная выполнять ее функции; б) свои особые формы осуществления возложенных на нее функций.
У судебной власти таковыми являются:
а) суды, составляющие в совокупности судебную систему. Эта жестко структурированная система создается и изменяется только в законодательном порядке, а ее деятельность происходит в рамках столь же строго и детально регламентированной законом процедуры. Ее кадровый состав – судьи – образует особый профессиональный слой, так называемый судейский корпус, который как таковой, равно как и составляющие его судьи, имеет особый правовой статус;
б) правосудие как особая форма деятельности, имеющая целью разрешение на основе действующего права экономических, политических и иных конфликтов и споров, участниками которых становятся граждане, их объединения, юридические лица, муниципальные государственные органы и даже само государство.
Изменение законодательства примени¬тельно к работникам аппаратов феде¬ральных судов в связи с принятием ФЗ «О государственной гражданской службе Рос¬сийской Федерации» привело к закреплению основ правового статуса данной категории работ¬ников, ранее традиционно именовавшихся «техни¬ческими работниками судов». В связи с этим про¬изошло законодательное оформление их правового положения как государственных гражданских слу¬жащих, занимающих должности федеральной го¬сударственной гражданской службы в судебной си¬стеме России. Однако с момента принятия закона в 2004 году в судебной системе до сих пор не сня¬ты возникающие на практике проблемные вопро¬сы кадрового обеспечения в аппаратах районных судов, укомплектования должностей и регламента¬ции деятельности помощников судей и секретарей судебных заседаний.
Именно аппарат суда обеспечивает непре¬рывную и бесперебойную деятельность судей по отправлению правосудия, тем самым государ-ственные служащие аппаратов судов участвуют в осуществлении судопроизводства.
По определенному порядку основные процес¬суальные и организационные отношения работников аппарата федеральных судов установлены непосредственно с судьями. Поэтому постоянное возрастание нагрузки у судей влечет за собой и увеличение объема работы у со-трудников аппарата судов, в том числе в послед¬ние годы в связи с реализацией ФЗ «Об обеспече¬нии доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Это вызывает, с одной стороны, необходимость повышения професси¬онализма кадрового состава аппарата, а с дру¬гой – потребность четкого определения правового статуса сотрудников аппарата.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе организации и правового регулирования деятельности судов.
Предметом исследования – нормы права, регламентирующие правовой статус работников аппарата судей.
Цель данной работы – исследовать правовой статус работников аппарата федеральных судов.
Осуществление поставленной цели вызвало необходимость решения следующих задач:
– описать нормативные основы функционирования аппарата федерального суда;
– осветить государственную службу в аппаратах федеральных судов.
Методологическую основу составляют всеобщий метод познания, отражающий диалектическую взаимосвязь теории и практики; системный подход; а также такие методы познания как наблюдение, описание, сравнение и моделирование.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Аппарат суда – работники соответствующего суда, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы, а также должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, призванные осуществлять мероприятия по организационному обеспечению деятельности суда, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Правовые основы государственной службы в аппаратах судов общей юрисдикции можно рассматривать в двух аспектах. Первый из них касается положений принципиального характера, общих в целом для всех видов государственной службы, имея в виду общие принципы государственной службы и общий правовой статус государственных служащих. Второй аспект – особенности государственной службы в системе судебной власти. В настоящем параграфе рассматриваются общие вопросы государственной службы, и, прежде всего, ее законодательное регулирование.
Статус работника аппарата суда – совокупность законодательно определенных прав, обязанностей и иных правовых институтов, определяющих их правовое положение как государственных гражданских служащих.
Правовое положение (статус) работника суда как государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ определено Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Работники аппаратов федеральных судов, которые занимают федеральные государственные гражданские должности, являются государственными гражданскими служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания (ст. 32 ФКЗ «О судебной системе РФ»).
Работники аппарата судов, занимающие должности, не относящиеся к государственным должностям, не являются государственными гражданскими служащими. Права и обязанности этих работников, как уже отмечалось, устанавливаются трудовым законодательством.
Конкретные обязанности каждого работника аппарата суда определяются в должностном регламенте. Структура и содержание должностного регламента работника аппарата суда определены Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
При наделении сотрудников аппарата суда теми или иными конкретными обязанностями председателю суда следует учитывать содержание работы, объем управленческой информации, степень самостоятельности выполнения работ и характер дополнительной ответственности, масштаб сложности организационных и руководящих функций.
Конкретные задачи, функции и направления деятельности структурных подразделений аппарата суда – отделов определяются Положением «Об аппарате федерального суда общей юрисдикции», соответствующими положениями об отделах федерального суда общей юрисдикции, утверждаемыми председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции.
В федеральных судах общей юрисдикции, где соответствующие структурные подразделения не созданы, конкретные задачи, функции и направления деятельности аппарата суда определяются соответствующими должностными регламентами (инструкциями) работников аппарата суда.
Непосредственное руководство структурными подразделениями аппарата суда осуществляют начальники отделов, а в период их временного отсутствия – их заместители.
В случае временного отсутствия заместителя начальника отдела либо отсутствия должности заместителя начальника отдела обязанности начальника отдела приказом председателя суда возлагаются на одного из работников аппарата суда.
Распределение функциональных обязанностей между работниками структурного подразделения осуществляется начальником соответствующего отдела или его заместителем в соответствии с возложенными на структурное подразделение аппарата суда задачами и функциями, а также в зависимости от его численного состава. В случае отсутствия начальника отдела и его заместителя указанные обязанности приказом председателя суда возлагаются на одного из работников аппарата суда.
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (с изменениями от 16 апреля 2022 г.) // СЗ РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1.
3. О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ (с изменениями от 16 апреля 2022 г.) // СЗ РФ. – 1998. – № 2. – Ст. 223.
4. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ (с изменениями от 8 декабря 2020 г.) // СЗ РФ. – 2002. – № 11. – Ст. 1022.
5. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (с изменениями от 5 декабря 2022 г.) // СЗ РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
6. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (с изменениями от 28 декабря 2022 г.) // СЗ РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
7. О статусе судей в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 (с изменениями от 19 декабря 2022 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 30. – Ст. 1792.
8. Об утверждении Типового должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 06.11.2014 № 232 // БВС РФ. – 2015. – № 2.
9. Об утверждении типовых должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы администраторов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.04.2017 № 60 (с изменениями от 17 мая 2019 г.) // Бюллетень актов по судебной системе. – 2017. – № 4.
10. Об утверждении правил поведения работников аппарата судов: Постановление Совета судей РФ от 27.04.2006 № 156 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
Судебная практика
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. № 14-П // Вестник КС РФ. – 2011. – № 9.
Специальная литература
12. Бондарев В.Г. Подготовка работников системы правосудия в условиях преобразований в современной России / В.Г. Бондарев, Е.П. Цыплакова // Теория и практика общественного развития. – 2022. – № 7(173). – С. 112-116.
13. Бурдина Е.В. Стандартизация деятельности аппарата суда как способ повышения эффективности власти и доверия к суду / Е.В. Бурдина, М.В. Чижов // Администратор суда. – 2019. – № 2. – С. 19-23.
14. Васильева Е.В. Проблемы организации работы аппарата суда / Е.В. Васильева // Российская юстиция. – 2021. – № 2-9(70). – С. 117-119.
15. Васильева Е.В. Меры по оптимизации работы аппарата суда / Е.В. Васильева // Российская юстиция. – 2021. – № 2-9(70). – С. 120-122.
16. Вьюгова В.Д. Проблема кадрового состава и материального обеспечения работников аппарата суда / В.Д. Вьюгова // Российская юстиция. – 2021. – № 24-3(152). – С. 54-55.
17. Глушков В.В. К вопросу об организации деятельности районных судов в Российской Федерации / В.В. Глушков // Вестник КГУ. – 2018. – № 1. – С. 219-223.
18. Глушков В.В. К вопросу о статусе помощника судьи и секретаря судебного заседания районных судов / В.В. Глушков // Вестник КГУ. – 2019. – № 4. – С. 170-174.
19. Горбунова А.О. Аппарат мирового судьи в Российской Федерации / А.О. Горбунова, Н.В. Федоренко // StudNet. – 2022. – Т. 5, № 5. – С. 118.
20. Гришковец А.А. К вопросу о правоохранительной службе / А.А. Гришковец // Российская юстиция. – 2017. – № 7. – С. 59-63.
21. Даутия Т.В. Проблемные аспекты апелляционного и кассационного судопроизводства в рамках проводимой судебной реформы 2019 года / Т.В. Даутия [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – 2019.
22. Дудко И.А. Содержание принципа единства судебной системы Российской Федерации / И.А. Дудко // Российская юстиция. – 2018. – № 2. – С. 38-44.
23. Душа В.В. Судебная власть России: генезис и эволюция / В.В. Душа // Закон и право. – 2018. – № 7. – С. 123-127.
24. Ермаков К.В. К вопросу об унификации требований, предъявляемых к кандидату на должность администратора суда в судах общей юрисдикции / К.В. Ермаков // Право и политика. – 2019. – № 11. – С. 76-83.
25. Ермаков К.В. Администратор суда: стандарт «двойного» подчинения / К.В. Ермаков // МНИЖ. – 2021. – № 2-2 (104). – С. 113-116.
26. Захаренко М.С. Органы судейского сообщества как неотъемлемый компонент судебной деятельности / М.С. Захаренко // Современное право. – 2017. – № 4. – С. 122-126.
27. Збарацкий Б.А. Участие органов судебной власти в законотворческом процессе на федеральном уровне: дискуссионные вопросы / Б.А. Збарацкий // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2019. – № 4. – С. 427-434.
28. Изотов Д.М. Организация профессионального развития работников аппаратов судов в сфере противодействия коррупции / Д.М. Изотов, Е.В. Рябцева // Российское правосудие. – 2022. – № 7. – С. 50-62.
29. Капустин О.А. Цифровые компетенции как элемент профессиональных статусов судей и работников аппарата суда / О.А. Капустин // Администратор суда. – 2021. – № 2. – С. 17-20.
30. Колоколов Н.А. Администратор суда vs председатель суда: изучаем реалии и законопроекты / Н.А. Колоколов // Администратор суда. – 2018. – № 1. – С. 42-48.
31. Коршунова П.В. Единство судебной практики и правовые средства ее обеспечения / П.В. Коршунова // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. – 2019. – № 2 (50). – С. 25-35.
32. Корякин И.И. Особенности механизма правового регулирования организационного обеспечения деятельности судов / И.И. Корякин // Административное право и процесс. – 2018. – № 5. – С. 66-72.
33. Кочанова Т. Изменения в судебной системе в 2019 году / Т. Кочанова // Административное право. – 2019. – № 4. – С. 99-104.
34. Кузин С.А. Проблемы снижения нагрузки на аппарат судов общей юрисдикции в Российской Федерации / С.А. Кузин // Закон и власть. – 2022. – № 3. – С. 25-30.
35. Кузин С.А. Оптимизация деятельности аппарата судов общей юрисдикции в Российской Федерации с учетом внедрения систем «Электронное правосудие» / С.А. Кузин // Закон и власть. – 2023. – № 1. – С. 49-53.
36. Курченко В.Н. Организационно-управленческая деятельность в судебных органах: Учебник / В.Н. Курченко. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2023. – 288 с.
37. Ларькина А.П. Правовая регламентация федеральной гражданской службы в органах судебной власти России / А.П. Ларькина, А.М. Тумайкина // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2021. – № 6. – С. 20-24.
38. Латышева Н.А. Суд в суде / Н.А. Латышева // Российский судья. – 2019. – № 1. – С. 37-41.
39. Латышева Н.А. Принципы ведения архивного дела в судах: необходимость разработки и варианты возможных нормативных правовых формулировок // Администратор суда. – 2019. – № 3. – С. 3-6.
40. Латышева Н.А. Экспертиза ценности документов в федеральных судах общей юрисдикции: теоретические и практические аспекты // Администратор суда. – 2019. – № 4. – С. 10-13.
41. Латышева Н.А. Влияние актов высших судов Российской Федерации на содержание деятельности государственных гражданских служащих – работников аппарата судов / Н.А. Латышева, Е.А. Колесов // Вестник Поволжского института управления. – 2022. – Т. 22, № 2. – С. 31-39.
42. Лебедев В.М. Гарантии независимости судебной власти в Российской Федерации: концепция, история становления и современное состояние / В.М. Лебедев // Журнал российского права. – 2019. – № 11. – С. 5-24.
43. Лесных Е.А. Административно-правовые традиции организационного обеспечения деятельности российских судов / Е.А. Лесных // БГЖ. – 2018. – № 1 (22). – С. 365-369.
44. Лесных Е.А. Отдельные вопросы формирования административно-правового статуса Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации / Е.А. Лесных // Государственная служба. – 2020. – № 3 (125). – С. 70-76.
45. Мельник В.В. Судебная защита. Научно-практическое пособие / В.В. Мельник. – М.: НОРМА-М, 2019. – 590 с.
46. Меренкова П.С. Аппарат мирового судьи / П.С. Меренкова // Перо науки. – 2022. – № 47. – С. 17-20.
47. Мехренцева Н.А. К вопросу о понятийном аппарате российского судоустройства / Н.А. Мехренцева, З.А. Папулова // Lex Russica (Русский закон). – 2022. – Т. 75, № 7(188). – С. 148-159.
48. Милохова А.В. Развитие примирительных процедур урегулирования споров в контексте судебной реформы / А.В. Милохова // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2018. – № 8. – С. 36-41.
49. Миронова А.А. Правовой статус секретаря судебного заседания как государственного гражданского служащего / А.А. Миронова. – Новосибирск: Сибирский институт управления – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2022. – С. 106-108.
50. Михайлов В.В. Подготовка и рекрутирование специалистов для судебной системы в российской федерации / В.В. Михайлов, Т.К. Кириллова, О.С. Великая // Закон. Право. Государство. – 2022. – № 2(34). – С. 36-44.
51. Михайлов К.В. Администратор арбитражного суда-работник аппарата суда? / К.В. Михайлов // Администратор суда. – 2020. – № 3. – С. 3-7.
52. Михеева И.В. Администратор суда: к проблеме становления и развития / И.В. Михеева // Администратор суда. – 2017. – № 1. – С. 11-16.
53. Момотов В.В. Судебная реформа 2018 года в Российской Федерации: концепция, цели, содержание / В.В. Момотов // Журнал российского права. – 2019. – № 12. – С. 68-89.
54. Носков И.Ю. К вопросу об употреблении понятия «организационное обеспечение» применительно к деятельности судов и судей / И.Ю. Носков // Современное право. – 2018. – № 3. – С. 52-57.
55. Носков Ю.Г. К вопросу о содержании понятия «судебная система» / Ю.Г. Носков // Российский судья. – 2019. – № 3. – С. 34-38.
56. Носков Ю.Г. О многозначности употребления понятия «обеспечение» в нормативных правовых актах и в юридической литературе Российской Федерации / Ю.Г. Носков // Современное право. – 2020. – № 1. – С. 11-15.
57. Петрухин И.Л. Проблема судебной власти в современной России / И.Л. Петрухин // Государство и право. – 2019. – № 7. – С. 15-21.
58. Рябцева Е.В. Особенности проверочной деятельности по предупреждению и пресечению конфликта правовых интересов среди судей и работников аппарата суда / Е.В. Рябцева // Журнал «Безопасность дорожного движения». – 2021. – № 4. – С. 65-67.
59. Самороковская Н.В. Кадровый потенциал российской системы правосудия / Н.В. Самороковская // Российская юстиция. – 2022. – № 3(57). – С. 10-16.
60. Сиротюк А.З. Некоторые аспекты правового положения (статуса) государственного служащего аппарата суда как предпосылки создания судебной службы в Российской Федерации / А.З. Сиротюк // Администратор суда. – 2017. – № 2. – С. 53-56.
61. Смирнова Н.Н. Порядок формирования и состав органов судейского сообщества: конституционно-правовые проблемы и пути их преодоления / Н.Н. Смирнова // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 7. – С. 49-52.
62. Смирнова Н.Н. О реализации самоуправленческих начал в деятельности органов судейского сообщества / Н.Н. Смирнова // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 9. – С. 54-57.
63. Соседов Е.А. Информация о причинах отказа в назначении (переназначении) на должности судей и руководителей судов работников аппаратов судов Российской Федерации / Е.А. Соседов // Судья. – 2022. – № 5(137). – С. 29-32.
64. Фоков А.П. О государственной судебной службе Российской Федерации: полномочия и ответственность сотрудников аппаратов судов / А.П. Фоков // Администратор суда. – 2017. – № 2. – С. 3-7.
65. Харитонов Л.А. Проблемы профессионального выгорания судей и работников аппарата суда / Л.А. Харитонов, Ю.Н. Тарасова // Право и управление. – 2022. – № 9. – С. 74-81.
66. Шалумов М.С. О понятии организации работы суда / М.С. Шалумов // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 1 (74). – С. 222-229.
67. Штефан Д.И. Организация судебной деятельности в России в рамках реализации федеральной целевой программы 2013-2020 годов: проблемы и перспективы / Д.И. Штефан // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – № 1 (122). – С. 128-135.
68. Штефан Д.И. Процесс формирования институтов судебной службы, проблемы реформирования / Д.И. Штефан // Юрист. – 2021. – № 10. – С. 62-68.
69. Штефан Д.И. Кадровый аспект в обеспечении организации судебной деятельности: проблемы и перспективы / Д.И. Штефан // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – № 10 (131). – С. 144-152.
70. Штефан Д.И. Организация судебной деятельности в России в рамках реализации федеральной целевой программы 2013-2020 годов: проблемы и перспективы / Д.И. Штефан // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – Т. 16, № 1(122). – С. 128-135.