Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности

Работа №118880

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Сущность и актуальные проблемы национальной безопасности 8
1.1 Генезис понятия национальной безопасности 8
1.2 Факторы, угрожающие национальной безопасности и ее
обеспечению 18
Глава 2 Общая характеристика роли и места прокуратуры России в системе обеспечения национальной безопасности 25
2.1 Прокуратура России как субъект обеспечения национальной
безопасности 25
2.2 Правовое регулирование обеспечения прокуратурой национальной
безопасности 31
Глава 3 Роль прокуратуры по противодействию ключевым угрозам национальной безопасности 40
3.1 Задачи прокуратуры по противодействию экстремизму и
терроризму 40
3.2 Роль прокуратуры в реализации антикоррупционной деятельности 50
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 66


Для каждого государства важной задачей является обеспечение его безопасности, которая находится в тесной взаимосвязи с безопасностью на международном и региональном уровнях. Хотя данная взаимосвязь разных уровней безопасности не имеет четко выраженного характера, само ее наличие представляется несомненным. В условиях постоянного развития процессов взаимодействия на экономическом и политическом уровнях происходит взаимное усиление проникновения связей между разными уровнями обеспечения национальной безопасности.
Так, наиболее рельефно это выражается на примере угрозы ядерной войны в мировом масштабе. Снижению данной угрозы значительно способствовали действия разных государств, в том числе России и США, но само по себе снижение данной угрозы не привело к автоматическому повышению уровня общей мировой безопасности. Это проявляется в сохранении и развитии множества региональных военных конфликтов и кризисов, которые, как правило, носят непредсказуемый характер, оказывая существенное отрицательное влияние на мировую безопасность как таковую. В последнее время военные конфликты и кризисы возникают на территории Европы.
Среди главных факторов такой ситуации называют разрушение биполярной системы мира, вследствие чего стали возникать и развиваться центробежные процессы в разных регионах, где в основе находятся национальные интересы не только разных государств, но и наций. Включение этих регионов в мировые экономические и политические процессы способствует тому, что идущие в них кризисные явления и процессы существенно и негативно влияют на общий уровень безопасности как таковой. В свете этого можно утверждать, что купирование различных конфликтов, стремление к их разрешению всегда будет одной из основных задач в рамках партнерских отношений между государствами, целью которых остается
обеспечение социального прогресса как отдельных государств, так и мира в
целом.
Изучение складывающихся тенденций в мировых экономических и политических процессах позволяет констатировать, что в настоящее время сложилась весьма сложная ситуация, обладающая значительными фактическими и потенциальными рисками для национальных интересов разных государств. Даже при наличии различных механизмов снижения таких рисков, главной проблемой в этом свете остается конечный выбор тех путей, которые на необходимом уровне гарантировали бы защиту как национальных интересов отдельных государств, так и интересов человечества в целом.
В условиях сложной геополитической ситуации, а также фактически осуществляемой изоляции России как в экономической сфере, так и в многих иных сферах, проблемы национальной безопасности имеют важное значение.
Помимо угроз, носящих внешний характер, в России остро стоят разного рода внутренние проблемы, как, например, социальное неравенство, коррупция, разрушение или умаление политических и общественных институтов, кризис доверия к органам власти.
Указанные факторы в совокупности с усугубляющейся экономической обстановкой, ставят под угрозу дальнейшее существование и развитие Российской Федерации как независимого и суверенного государства.
Осуществление внешней и внутренней каждого государства основывается всегда на его собственных интересах, формирование которых осуществляется вне зависимости от такого рода факторов как, например, складывающиеся условия функционирования государства, процессы, происходящие в различных сферах общественной и государственной жизни. И именно вследствие формирования государством определенной политики безопасности на каждом возможном уровне обеспечивается подлинное достижение таких интересов и их фактическая реализация.
Среди различных институтов государства далеко не последнюю роль в обеспечении государственной безопасности имеют органы прокуратуры.
Любые мероприятия, направленные на обеспечение национальной безопасности в той или иной мере, обязательно находят свое выражение в принимаемых правовых нормах. Прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законов, неизбежно оказывается одним из основных гарантов обеспечения национальной безопасности.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые реализуются в рамках системы национальной безопасности России.
Предметом исследования выступает обеспечение национальной безопасности РФ средствами прокурорского надзора.
Цель исследования - изучение теоретических основ национальной безопасности России и средств ее обеспечения органами прокуратуры.
Задачами исследования являются:
- определение ключевых закономерностей функционирования
национальной безопасности;
- исследование разновидностей национальной безопасности и классификация ее видов;
- уяснение факторов, представляющих значимую угрозу национальной безопасности, а также исследование мер ее обеспечения;
- выявление проблем обеспечения безопасности государства;
- определение основных понятий, касающихся обеспечения национальной безопасности;
- изучение роли прокуратуры России в обеспечении национальной безопасности.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для современной системы национальной безопасности присуще единство основных движущих сил, состоящее из национальных ценностей, интересов и целей. За счет сочетания названных элементов формируются отдельные элементы системы национальной безопасности - ее характер, построение, содержание и направления функционирования. К центральным элементам названной триады следует отнести систему национальных ценностей, формирование которых длилось на протяжении тысячелетнего развития российского общества и государства.
Национальную безопасность следует понимать как совокупность средств и способов поддержания состояния защищённости государства от внутренних и внешних угроз.
Результаты анализа угроз национальной безопасности, их истоков, характера, силы воздействия имеют определяющее значение при разработке эффективных мер, направленных на их предупреждение, ликвидацию негативного воздействия на разного рода политические, экономические и общественные процессы.
Существующие или потенциальные риски при этом рассматриваются в качестве предпосылок негативного воздействия на возможность достижения национальных целей или значимых национальных интересов, обеспечение должного уровня национальной безопасности.
В осуществлении стратегических национальных приоритетов, указанных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, участвуют самые разные органы государственной и муниципальной власти, но при этом в отношении каждого из них установлен надзор прокуратуры РФ в части законности осуществляемой ими деятельности.
При этом надзирающий прокурор не только отвлеченно «следит» за деятельностью каждого поднадзорного органа, но и при констатации ненадлежащего исполнения этими органами установленных для них предписаний в пределах имеющихся широких средств прокурорского реагирования самостоятельно принимает исчерпывающие меры по восстановлению состояния законности, обеспечивая тем самым должную реализацию стратегических национальных приоритетов.
Охраняемые законом национальные интересы в современных условиях выступают неизменными приоритетами правозащитной деятельности российской прокуратуры, осуществляющей в соответствии с Законом о прокуратуре прокурорский надзор и «иные функции»: координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, являющейся угрозой национальной безопасности; проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; участие в производстве по делам об административных правонарушениях и административном судопроизводстве; международное сотрудничество.
Так, в частности, прокуратура наделена важнейшей функцией координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Можно констатировать, что прокуроры наделены широкими и действенными полномочиями, направленными на обеспечение должного взаимодействия между различными правоохранительными органами, что несомненно положительным образом сказывается на обеспечении уровня национальной безопасности.
В настоящее время прокуратура является органом публичной власти, осуществляющим реализацию стратегических национальных приоритетов, направленных на защиту национальных интересов от внешних и внутренних угроз и создание условий для достижения национальных целей социально-экономического развития Российской Федерации.
Законотворческая практика последних лет характеризуется введением новых правовых институтов, значительно корректирующих статус и задачи прокуратуры. Они направлены на усиление роли российской прокуратуры в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которое сопровождается расширением круга прокурорских полномочий и правовых средств (инструментов), в том числе по объединению и координации антикриминальных усилий различных государственных органов и органов местного самоуправления, призванных бороться с экстремизмом и терроризмом.
В комплексе мероприятий, осуществляемых множеством государственных органов по противодействию экстремизму и терроризму органам прокуратуры принадлежит совершенно особая роль. Связано это с тем, что в соответствии с действующим законодательством именно на прокуратуру возложен надзор за законностью с целью поддержания ее верховенства, дальнейшего укрепления, а также надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Для этого у прокуратуры имеются все необходимые средства и методы, заключающиеся в круге установленных законом мер прокурорского реагирования.
Надзор за законностью в сфере противодействия экстремизму и терроризму требует от органов прокуратуры систематического проведения проверок исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами требований соответствующего законодательства, в первую очередь, в части принятия мер, направленных на предупреждение проявлений экстремизма и терроризма.
Антикоррупционная деятельность органов прокуратуры - одно из признанных приоритетных и традиционных направлений ее деятельности, прямо вытекающее из целого ряда положений законодательства, в частности, статьи 9.1 Закона о прокуратуре, устанавливающей требования производства органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы проектов нормативно - правовых актов.
Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов,
организаций, их должностных лиц.
Органы прокуратуры наделены весьма широким спектром полномочий в сфере антикоррупционной деятельности, а равно с учётом специфики статуса органов прокуратуры относительно всех иных государственных и муниципальных органов, прокуратура принимает непосредственное участие в названной деятельности на всех без исключения её этапах и на всех её направлениях, тем самым фактически обеспечивая комплексное, всестороннее и целостное противодействие коррупции, что важно в свете конституционно - правового назначения органов прокуратуры в правовом государстве.
Опубликованные статистические данные дают основания для вывода, что планомерная и последовательная работа системы органов прокуратуры, связанная с производством антикоррупционной экспертизы, имеет высокую результативность и эффективность.
Сказанное не свидетельствует об отсутствии ряда проблем в осуществлении антикоррупционной деятельности, которые негативно отражаются на результатах этой деятельности и порождают новые коррупционные проявления. Например, арбитражное процессуальное законодательство не предполагает возможность оспаривания нормативного акта, в котором выявлены коррупциогенные факторы, но при этом сам этот акт не противоречит закону. Отсутствует регламентация действий прокуроров в таком случае и в актах Генерального прокурора РФ. Следовательно, в случае отклонения требований прокурора об устранении коррупционных положений того или иного акта со стороны соответствующего органа, дальнейшие действия прокуроров по нейтрализации этих факторов практически сведены на нет.



1. Абаев Л.Ч., Вавилов А.И. Угрозы национальной безопасности России: экспертный взгляд // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2018. Вып. 3 (806). С. 9-20.
2. Акаев У.Ю. Национальная безопасность: понятие, виды, формы обеспечения // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 3. С. 94-95.
3. Ахметов А.И., Аминов И.Р. Понятие, цели и виды национальной безопасности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. Т. 5-2 (44). С. 199-201.
4. Безуглова Е.И., Лазарева Е.Д. Основные угрозы духовной безопасности России // Символ науки. 2019. № 3. С. 60-61.
5. Бородина О.А. Правовое и организационные проблемы органов прокуратуры по проведению антикоррупционной экспертизы // Известия АлтГУ. Юридические науки. 2018. № 6 (104). С. 212-216.
6. Воронов А.М. Институты гражданского общества в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности современной России // Вестник Пермского университета. Юридические науки.
2017. Вып. 35. С. 33-41.
7. Газизова О.В. Антикоррупционная экспертиза // StudNet. 2020. № 12. С. 1402-1408.
8. Ганджин В.Г., Макаров В.Г. Метастрафологический анализ негативных состояний сверхсложных систем // Безопасность. 1997. № 7-9 (39).
9. Головщинский К.И. Диагностика коррупциогенности
законодательства: учеб. пособие. М., 2004. 201 с.
10. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими // http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
11. Елфимова О.С. Национальная безопасность в теории и законодательстве России // Lex Russica. 2016. № 10 (119). С. 15-28.
12. Ивановский Б.Г. Стратегия безопасности национальной экономики: понятие, критерии, угрозы // Экономические и социальные проблемы России.
2017. № 1. С. 10-43.
13. Иншаков С.М. Политологические основы теории национальной безопасности. М.: Русайнс, 2012. 288 c.
14. Исаева К.А., Токторов А.Э. Современные теоретические воззрения на понятие «национальная безопасность» // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2019. № 2 (79). С. 116-123.
15. Кант И. К вечному миру // Собр. соч.: в 8 т.: пер. с нем. М., 1994. Т. 7: К вечному миру; Спор факультетов; Антропология; Успехи метафизики. С. 5-57.
16. Капинус О.С. Деятельность прокуратуры по противодействию экстремизму и терроризму: состояние и проблемы // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 2017. № 3 (59). С. 5-13.
17. Карпышева Ю.О. Прокуратура России как субъект обеспечения внутренней безопасности страны // Академический юридический журнал.
2018. № 4 (74). С. 51-56.
18. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 13.01.2022) // СПС «Консультант плюс».
19. Колесникова А.М. Роль прокуратуры в осуществлении антикоррупционной деятельности // Закон и право. 2020. № 6. С. 153-154.
20. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант плюс».
21. Кудашкин А.В. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика: научно-практическое пособие. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 368 с.
22. Литвинов В.А. Основы национальной безопасности России. М.: Ленанд, 2016. 320 c.
23. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М., 1950. 760 с.
24. Майорова Е.В. Антикоррупционная экспертиза в правотворческой деятельности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 12-3 (51). С. 162-165.
25. Малько Л.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 66-77.
26. Меркурьев В.В. Задачи прокуратуры Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму в контексте обеспечения национальной безопасности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2016. № 3 (53). С. 44-53.
27. Михайлов Л.А. Основы национальной безопасности. М.: Academia, 2011. 416 c.
28. Мусаева Г.М., Абубакаров А.М. Обеспечение национальной безопасности: понятие, цель и основные методы // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2018. Т. 33. № 1. С. 83-90.
29. Общая теория национальной безопасности: учебник / под общ. ред. А.А. Прохожева. М., 2002. 344 с.
30. Паламарчук А. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд // Законность. 2019. № 1. С. 3-4.
31. Перечень общественных объединений и религиозных организаций, в
отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности» // https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822/
32. Подмаркова И.П. Оценка уровня экономической безопасности государства с учетом фактора национального богатства // Вестник Института экономических исследований. 2019. № 1 (13). С. 82-88.
33. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») // СПС «Консультант плюс».
34. Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 г. № 804 (ред. от 09.03.2022) «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц» // СПС «Консультант плюс».
35. Правовой мониторинг: науч.-практ. пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова, Д.Б. Горохова. М., 2009. 250 с.
36. Правовые акты: антикоррупционный анализ: научно-практическое пособие / отв. ред. В.Н. Найденко, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010. 176 с.
37. Приказ Генерального прокурора РФ от 17.09.2007 г. № 144 (ред. от 11.08.2020) «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» (вместе с «Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации») // СПС «Консультант плюс».
38. Приказ Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 г. № 400 (ред. от 13.03.2018) «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» // СПС «Консультант плюс».
39. Приказ Генерального прокурора РФ от 2 августа 2018 г. № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию» // СПС «Консультант плюс».
40. Приказ Генерального прокурора РФ от 14 марта 2019 г. (ред. от 19.01.2022) № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» // СПС «Консультант плюс».
41. Резолюция Совета Безопасности ООН 2354 (2017). Угрозы
международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами // https://capve.org/ru/dokumenty/rezolyutsiya-soveta-bezopasnosti-oon- 2354-2017-ugrozy-mezhdunarodnomu-miru-i-bezopasnosti-sozdavaemye- terroristicheskimi-aktami
42. Рогов А.С., Федотова Ю.Г. Государственная безопасность: элемент или содержание национальной безопасности Российской Федерации // Власть. 2013. № 12. С. 128-132.
43. Семичева А.С. Становление и сущность общей теории национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2015. № 1 (6). С. 3-7.
44. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. 3-е изд., доп. М.: ИНФРА-М, 2022. 101 с.
45. Сухарев А.Я. О роли прокуратуры в законодательном обеспечении национальной безопасности Российской Федерации // Научные основы национальной безопасности Российской Федерации: материалы семинара 24 мая 2005 г. М., 2005. С. 31-35.
46. Труханов В.А. Теоретико-методологические трактовки понятия национальной безопасности в политической науке и практике // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18. Вып. 4. С. 436-438.
47. Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. (ред. от 31.12.2019) № 567 «Об утверждении Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // СПС «Консультант плюс».
48. Указ Президента Российской Федерации от 25.05.2012 г. (ред. от 25.10.2021) № 715 «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
49. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 года № 684 «Об оценке и государственном мониторинге состояния национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
50. Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. (ред. от 21.07.2020) № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «Консультант плюс».
51. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
52. Федеральный закон от 07.08.2001 года № 115-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС «Консультант плюс».
53. Федеральный закон № 114-ФЗ от 25.07.2002 года (ред. от 01.07.2021) «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС «Консультант плюс».
54. Федеральный закон № 35-ФЗ от 06.03.2006 года (в ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» // СПС «Консультант плюс».
55. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «Консультант плюс».
56. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 06.03.2022) «О противодействии коррупции» // СПС «Консультант плюс».
57. Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СПС «Консультант плюс».
58. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности» // СПС «Консультант плюс».
59. Федеральный закон от 28.12.2012 г. № 272-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
60. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
61. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ «О
Государственном Совете Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
62. Хабриева Т.Я. Формирование правовых основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Журнал российского права. 2009. № 10. С. 5-13.
63. Шейхов М.Э. Современный подход к понятию национальной безопасности // NB: Административное право и практика администрирования. 2018. № 5. С. 15-22.
64. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. 176 с.
65. Pursiainen Ch. Russia’s Critical Infrastructure Policy: What do we Know About it? // European Journal for Security Research. 2021. Vol. 6. № 21-38 // https://doi.org/10.1007/s41125-020-00070-0


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ