Роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности
|
Введение 5
Глава 1 Сущность и актуальные проблемы национальной безопасности 8
1.1 Генезис понятия национальной безопасности 8
1.2 Факторы, угрожающие национальной безопасности и ее
обеспечению 18
Глава 2 Общая характеристика роли и места прокуратуры России в системе обеспечения национальной безопасности 25
2.1 Прокуратура России как субъект обеспечения национальной
безопасности 25
2.2 Правовое регулирование обеспечения прокуратурой национальной
безопасности 31
Глава 3 Роль прокуратуры по противодействию ключевым угрозам национальной безопасности 40
3.1 Задачи прокуратуры по противодействию экстремизму и
терроризму 40
3.2 Роль прокуратуры в реализации антикоррупционной деятельности 50
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 66
Глава 1 Сущность и актуальные проблемы национальной безопасности 8
1.1 Генезис понятия национальной безопасности 8
1.2 Факторы, угрожающие национальной безопасности и ее
обеспечению 18
Глава 2 Общая характеристика роли и места прокуратуры России в системе обеспечения национальной безопасности 25
2.1 Прокуратура России как субъект обеспечения национальной
безопасности 25
2.2 Правовое регулирование обеспечения прокуратурой национальной
безопасности 31
Глава 3 Роль прокуратуры по противодействию ключевым угрозам национальной безопасности 40
3.1 Задачи прокуратуры по противодействию экстремизму и
терроризму 40
3.2 Роль прокуратуры в реализации антикоррупционной деятельности 50
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 66
Для каждого государства важной задачей является обеспечение его безопасности, которая находится в тесной взаимосвязи с безопасностью на международном и региональном уровнях. Хотя данная взаимосвязь разных уровней безопасности не имеет четко выраженного характера, само ее наличие представляется несомненным. В условиях постоянного развития процессов взаимодействия на экономическом и политическом уровнях происходит взаимное усиление проникновения связей между разными уровнями обеспечения национальной безопасности.
Так, наиболее рельефно это выражается на примере угрозы ядерной войны в мировом масштабе. Снижению данной угрозы значительно способствовали действия разных государств, в том числе России и США, но само по себе снижение данной угрозы не привело к автоматическому повышению уровня общей мировой безопасности. Это проявляется в сохранении и развитии множества региональных военных конфликтов и кризисов, которые, как правило, носят непредсказуемый характер, оказывая существенное отрицательное влияние на мировую безопасность как таковую. В последнее время военные конфликты и кризисы возникают на территории Европы.
Среди главных факторов такой ситуации называют разрушение биполярной системы мира, вследствие чего стали возникать и развиваться центробежные процессы в разных регионах, где в основе находятся национальные интересы не только разных государств, но и наций. Включение этих регионов в мировые экономические и политические процессы способствует тому, что идущие в них кризисные явления и процессы существенно и негативно влияют на общий уровень безопасности как таковой. В свете этого можно утверждать, что купирование различных конфликтов, стремление к их разрешению всегда будет одной из основных задач в рамках партнерских отношений между государствами, целью которых остается
обеспечение социального прогресса как отдельных государств, так и мира в
целом.
Изучение складывающихся тенденций в мировых экономических и политических процессах позволяет констатировать, что в настоящее время сложилась весьма сложная ситуация, обладающая значительными фактическими и потенциальными рисками для национальных интересов разных государств. Даже при наличии различных механизмов снижения таких рисков, главной проблемой в этом свете остается конечный выбор тех путей, которые на необходимом уровне гарантировали бы защиту как национальных интересов отдельных государств, так и интересов человечества в целом.
В условиях сложной геополитической ситуации, а также фактически осуществляемой изоляции России как в экономической сфере, так и в многих иных сферах, проблемы национальной безопасности имеют важное значение.
Помимо угроз, носящих внешний характер, в России остро стоят разного рода внутренние проблемы, как, например, социальное неравенство, коррупция, разрушение или умаление политических и общественных институтов, кризис доверия к органам власти.
Указанные факторы в совокупности с усугубляющейся экономической обстановкой, ставят под угрозу дальнейшее существование и развитие Российской Федерации как независимого и суверенного государства.
Осуществление внешней и внутренней каждого государства основывается всегда на его собственных интересах, формирование которых осуществляется вне зависимости от такого рода факторов как, например, складывающиеся условия функционирования государства, процессы, происходящие в различных сферах общественной и государственной жизни. И именно вследствие формирования государством определенной политики безопасности на каждом возможном уровне обеспечивается подлинное достижение таких интересов и их фактическая реализация.
Среди различных институтов государства далеко не последнюю роль в обеспечении государственной безопасности имеют органы прокуратуры.
Любые мероприятия, направленные на обеспечение национальной безопасности в той или иной мере, обязательно находят свое выражение в принимаемых правовых нормах. Прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законов, неизбежно оказывается одним из основных гарантов обеспечения национальной безопасности.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые реализуются в рамках системы национальной безопасности России.
Предметом исследования выступает обеспечение национальной безопасности РФ средствами прокурорского надзора.
Цель исследования - изучение теоретических основ национальной безопасности России и средств ее обеспечения органами прокуратуры.
Задачами исследования являются:
- определение ключевых закономерностей функционирования
национальной безопасности;
- исследование разновидностей национальной безопасности и классификация ее видов;
- уяснение факторов, представляющих значимую угрозу национальной безопасности, а также исследование мер ее обеспечения;
- выявление проблем обеспечения безопасности государства;
- определение основных понятий, касающихся обеспечения национальной безопасности;
- изучение роли прокуратуры России в обеспечении национальной безопасности.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Так, наиболее рельефно это выражается на примере угрозы ядерной войны в мировом масштабе. Снижению данной угрозы значительно способствовали действия разных государств, в том числе России и США, но само по себе снижение данной угрозы не привело к автоматическому повышению уровня общей мировой безопасности. Это проявляется в сохранении и развитии множества региональных военных конфликтов и кризисов, которые, как правило, носят непредсказуемый характер, оказывая существенное отрицательное влияние на мировую безопасность как таковую. В последнее время военные конфликты и кризисы возникают на территории Европы.
Среди главных факторов такой ситуации называют разрушение биполярной системы мира, вследствие чего стали возникать и развиваться центробежные процессы в разных регионах, где в основе находятся национальные интересы не только разных государств, но и наций. Включение этих регионов в мировые экономические и политические процессы способствует тому, что идущие в них кризисные явления и процессы существенно и негативно влияют на общий уровень безопасности как таковой. В свете этого можно утверждать, что купирование различных конфликтов, стремление к их разрешению всегда будет одной из основных задач в рамках партнерских отношений между государствами, целью которых остается
обеспечение социального прогресса как отдельных государств, так и мира в
целом.
Изучение складывающихся тенденций в мировых экономических и политических процессах позволяет констатировать, что в настоящее время сложилась весьма сложная ситуация, обладающая значительными фактическими и потенциальными рисками для национальных интересов разных государств. Даже при наличии различных механизмов снижения таких рисков, главной проблемой в этом свете остается конечный выбор тех путей, которые на необходимом уровне гарантировали бы защиту как национальных интересов отдельных государств, так и интересов человечества в целом.
В условиях сложной геополитической ситуации, а также фактически осуществляемой изоляции России как в экономической сфере, так и в многих иных сферах, проблемы национальной безопасности имеют важное значение.
Помимо угроз, носящих внешний характер, в России остро стоят разного рода внутренние проблемы, как, например, социальное неравенство, коррупция, разрушение или умаление политических и общественных институтов, кризис доверия к органам власти.
Указанные факторы в совокупности с усугубляющейся экономической обстановкой, ставят под угрозу дальнейшее существование и развитие Российской Федерации как независимого и суверенного государства.
Осуществление внешней и внутренней каждого государства основывается всегда на его собственных интересах, формирование которых осуществляется вне зависимости от такого рода факторов как, например, складывающиеся условия функционирования государства, процессы, происходящие в различных сферах общественной и государственной жизни. И именно вследствие формирования государством определенной политики безопасности на каждом возможном уровне обеспечивается подлинное достижение таких интересов и их фактическая реализация.
Среди различных институтов государства далеко не последнюю роль в обеспечении государственной безопасности имеют органы прокуратуры.
Любые мероприятия, направленные на обеспечение национальной безопасности в той или иной мере, обязательно находят свое выражение в принимаемых правовых нормах. Прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законов, неизбежно оказывается одним из основных гарантов обеспечения национальной безопасности.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые реализуются в рамках системы национальной безопасности России.
Предметом исследования выступает обеспечение национальной безопасности РФ средствами прокурорского надзора.
Цель исследования - изучение теоретических основ национальной безопасности России и средств ее обеспечения органами прокуратуры.
Задачами исследования являются:
- определение ключевых закономерностей функционирования
национальной безопасности;
- исследование разновидностей национальной безопасности и классификация ее видов;
- уяснение факторов, представляющих значимую угрозу национальной безопасности, а также исследование мер ее обеспечения;
- выявление проблем обеспечения безопасности государства;
- определение основных понятий, касающихся обеспечения национальной безопасности;
- изучение роли прокуратуры России в обеспечении национальной безопасности.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Для современной системы национальной безопасности присуще единство основных движущих сил, состоящее из национальных ценностей, интересов и целей. За счет сочетания названных элементов формируются отдельные элементы системы национальной безопасности - ее характер, построение, содержание и направления функционирования. К центральным элементам названной триады следует отнести систему национальных ценностей, формирование которых длилось на протяжении тысячелетнего развития российского общества и государства.
Национальную безопасность следует понимать как совокупность средств и способов поддержания состояния защищённости государства от внутренних и внешних угроз.
Результаты анализа угроз национальной безопасности, их истоков, характера, силы воздействия имеют определяющее значение при разработке эффективных мер, направленных на их предупреждение, ликвидацию негативного воздействия на разного рода политические, экономические и общественные процессы.
Существующие или потенциальные риски при этом рассматриваются в качестве предпосылок негативного воздействия на возможность достижения национальных целей или значимых национальных интересов, обеспечение должного уровня национальной безопасности.
В осуществлении стратегических национальных приоритетов, указанных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, участвуют самые разные органы государственной и муниципальной власти, но при этом в отношении каждого из них установлен надзор прокуратуры РФ в части законности осуществляемой ими деятельности.
При этом надзирающий прокурор не только отвлеченно «следит» за деятельностью каждого поднадзорного органа, но и при констатации ненадлежащего исполнения этими органами установленных для них предписаний в пределах имеющихся широких средств прокурорского реагирования самостоятельно принимает исчерпывающие меры по восстановлению состояния законности, обеспечивая тем самым должную реализацию стратегических национальных приоритетов.
Охраняемые законом национальные интересы в современных условиях выступают неизменными приоритетами правозащитной деятельности российской прокуратуры, осуществляющей в соответствии с Законом о прокуратуре прокурорский надзор и «иные функции»: координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, являющейся угрозой национальной безопасности; проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; участие в производстве по делам об административных правонарушениях и административном судопроизводстве; международное сотрудничество.
Так, в частности, прокуратура наделена важнейшей функцией координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Можно констатировать, что прокуроры наделены широкими и действенными полномочиями, направленными на обеспечение должного взаимодействия между различными правоохранительными органами, что несомненно положительным образом сказывается на обеспечении уровня национальной безопасности.
В настоящее время прокуратура является органом публичной власти, осуществляющим реализацию стратегических национальных приоритетов, направленных на защиту национальных интересов от внешних и внутренних угроз и создание условий для достижения национальных целей социально-экономического развития Российской Федерации.
Законотворческая практика последних лет характеризуется введением новых правовых институтов, значительно корректирующих статус и задачи прокуратуры. Они направлены на усиление роли российской прокуратуры в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которое сопровождается расширением круга прокурорских полномочий и правовых средств (инструментов), в том числе по объединению и координации антикриминальных усилий различных государственных органов и органов местного самоуправления, призванных бороться с экстремизмом и терроризмом.
В комплексе мероприятий, осуществляемых множеством государственных органов по противодействию экстремизму и терроризму органам прокуратуры принадлежит совершенно особая роль. Связано это с тем, что в соответствии с действующим законодательством именно на прокуратуру возложен надзор за законностью с целью поддержания ее верховенства, дальнейшего укрепления, а также надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Для этого у прокуратуры имеются все необходимые средства и методы, заключающиеся в круге установленных законом мер прокурорского реагирования.
Надзор за законностью в сфере противодействия экстремизму и терроризму требует от органов прокуратуры систематического проведения проверок исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами требований соответствующего законодательства, в первую очередь, в части принятия мер, направленных на предупреждение проявлений экстремизма и терроризма.
Антикоррупционная деятельность органов прокуратуры - одно из признанных приоритетных и традиционных направлений ее деятельности, прямо вытекающее из целого ряда положений законодательства, в частности, статьи 9.1 Закона о прокуратуре, устанавливающей требования производства органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы проектов нормативно - правовых актов.
Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов,
организаций, их должностных лиц.
Органы прокуратуры наделены весьма широким спектром полномочий в сфере антикоррупционной деятельности, а равно с учётом специфики статуса органов прокуратуры относительно всех иных государственных и муниципальных органов, прокуратура принимает непосредственное участие в названной деятельности на всех без исключения её этапах и на всех её направлениях, тем самым фактически обеспечивая комплексное, всестороннее и целостное противодействие коррупции, что важно в свете конституционно - правового назначения органов прокуратуры в правовом государстве.
Опубликованные статистические данные дают основания для вывода, что планомерная и последовательная работа системы органов прокуратуры, связанная с производством антикоррупционной экспертизы, имеет высокую результативность и эффективность.
Сказанное не свидетельствует об отсутствии ряда проблем в осуществлении антикоррупционной деятельности, которые негативно отражаются на результатах этой деятельности и порождают новые коррупционные проявления. Например, арбитражное процессуальное законодательство не предполагает возможность оспаривания нормативного акта, в котором выявлены коррупциогенные факторы, но при этом сам этот акт не противоречит закону. Отсутствует регламентация действий прокуроров в таком случае и в актах Генерального прокурора РФ. Следовательно, в случае отклонения требований прокурора об устранении коррупционных положений того или иного акта со стороны соответствующего органа, дальнейшие действия прокуроров по нейтрализации этих факторов практически сведены на нет.
Национальную безопасность следует понимать как совокупность средств и способов поддержания состояния защищённости государства от внутренних и внешних угроз.
Результаты анализа угроз национальной безопасности, их истоков, характера, силы воздействия имеют определяющее значение при разработке эффективных мер, направленных на их предупреждение, ликвидацию негативного воздействия на разного рода политические, экономические и общественные процессы.
Существующие или потенциальные риски при этом рассматриваются в качестве предпосылок негативного воздействия на возможность достижения национальных целей или значимых национальных интересов, обеспечение должного уровня национальной безопасности.
В осуществлении стратегических национальных приоритетов, указанных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, участвуют самые разные органы государственной и муниципальной власти, но при этом в отношении каждого из них установлен надзор прокуратуры РФ в части законности осуществляемой ими деятельности.
При этом надзирающий прокурор не только отвлеченно «следит» за деятельностью каждого поднадзорного органа, но и при констатации ненадлежащего исполнения этими органами установленных для них предписаний в пределах имеющихся широких средств прокурорского реагирования самостоятельно принимает исчерпывающие меры по восстановлению состояния законности, обеспечивая тем самым должную реализацию стратегических национальных приоритетов.
Охраняемые законом национальные интересы в современных условиях выступают неизменными приоритетами правозащитной деятельности российской прокуратуры, осуществляющей в соответствии с Законом о прокуратуре прокурорский надзор и «иные функции»: координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, являющейся угрозой национальной безопасности; проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; участие в производстве по делам об административных правонарушениях и административном судопроизводстве; международное сотрудничество.
Так, в частности, прокуратура наделена важнейшей функцией координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Можно констатировать, что прокуроры наделены широкими и действенными полномочиями, направленными на обеспечение должного взаимодействия между различными правоохранительными органами, что несомненно положительным образом сказывается на обеспечении уровня национальной безопасности.
В настоящее время прокуратура является органом публичной власти, осуществляющим реализацию стратегических национальных приоритетов, направленных на защиту национальных интересов от внешних и внутренних угроз и создание условий для достижения национальных целей социально-экономического развития Российской Федерации.
Законотворческая практика последних лет характеризуется введением новых правовых институтов, значительно корректирующих статус и задачи прокуратуры. Они направлены на усиление роли российской прокуратуры в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которое сопровождается расширением круга прокурорских полномочий и правовых средств (инструментов), в том числе по объединению и координации антикриминальных усилий различных государственных органов и органов местного самоуправления, призванных бороться с экстремизмом и терроризмом.
В комплексе мероприятий, осуществляемых множеством государственных органов по противодействию экстремизму и терроризму органам прокуратуры принадлежит совершенно особая роль. Связано это с тем, что в соответствии с действующим законодательством именно на прокуратуру возложен надзор за законностью с целью поддержания ее верховенства, дальнейшего укрепления, а также надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Для этого у прокуратуры имеются все необходимые средства и методы, заключающиеся в круге установленных законом мер прокурорского реагирования.
Надзор за законностью в сфере противодействия экстремизму и терроризму требует от органов прокуратуры систематического проведения проверок исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами требований соответствующего законодательства, в первую очередь, в части принятия мер, направленных на предупреждение проявлений экстремизма и терроризма.
Антикоррупционная деятельность органов прокуратуры - одно из признанных приоритетных и традиционных направлений ее деятельности, прямо вытекающее из целого ряда положений законодательства, в частности, статьи 9.1 Закона о прокуратуре, устанавливающей требования производства органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы проектов нормативно - правовых актов.
Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов,
организаций, их должностных лиц.
Органы прокуратуры наделены весьма широким спектром полномочий в сфере антикоррупционной деятельности, а равно с учётом специфики статуса органов прокуратуры относительно всех иных государственных и муниципальных органов, прокуратура принимает непосредственное участие в названной деятельности на всех без исключения её этапах и на всех её направлениях, тем самым фактически обеспечивая комплексное, всестороннее и целостное противодействие коррупции, что важно в свете конституционно - правового назначения органов прокуратуры в правовом государстве.
Опубликованные статистические данные дают основания для вывода, что планомерная и последовательная работа системы органов прокуратуры, связанная с производством антикоррупционной экспертизы, имеет высокую результативность и эффективность.
Сказанное не свидетельствует об отсутствии ряда проблем в осуществлении антикоррупционной деятельности, которые негативно отражаются на результатах этой деятельности и порождают новые коррупционные проявления. Например, арбитражное процессуальное законодательство не предполагает возможность оспаривания нормативного акта, в котором выявлены коррупциогенные факторы, но при этом сам этот акт не противоречит закону. Отсутствует регламентация действий прокуроров в таком случае и в актах Генерального прокурора РФ. Следовательно, в случае отклонения требований прокурора об устранении коррупционных положений того или иного акта со стороны соответствующего органа, дальнейшие действия прокуроров по нейтрализации этих факторов практически сведены на нет.
Подобные работы
- «Роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности»
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Роль Прокуратуры Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Министерство обороны Российской Федерации в системе органов государственной власти, обеспечивающих национальную безопасность
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВКОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ С 2019 ПО 2023 ГГ.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2021 - Прокуратура Российской Федерации: её роль в системе правоохранительных органов
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2019 - МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ КАК ОРГАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Особенности прохождения государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021



