Механизмы взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров (Омский Государственный Технический Университет)
Введение 3
1. Теоретические основы взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров 7
1.1 Понятие и структура системы таможенных органов 7
1.2 Понятие и структура системы налоговых органов 16
1.3 Нормативно-правовая база регулирования межведомственного взаимодействия при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров 19
2. Аспекты взаимодействия таможенных и налоговых органов 34
2.1 Анализ компетенции таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля 34
2.2 Информационный обмен между таможенными и налоговыми органами, как одно из важнейших направлений взаимодействия ФТС и ФНС 41
3 Основные проблемы и перспективы взаимодействия таможенных и налоговых органов в целях повышения эффективности таможенного контроля 50
3.1 Проблемы взаимодействия ФТС и ФНС, возникающие при проведении таможенного контроля после выпуска товаров 50
3.2 Перспективы совершенствования способов и методов взаимодействия таможенных и налоговых органов 58
Заключение 73
Список использованных источников 76
Основная часть доходов бюджетной системы Российской Федерации формируется посредством обязательных платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами Российской Федерации, в связи с чем их взаимодействие представляет особую значимость для выполнения указанными органами общегосударственных задач и осуществления финансовой деятельности.
Неисполнение либо ненадлежащее исполнение субъектами внешнеэкономической деятельности обязанностей по уплате таможенных и иных пошлин, налога на добавленную стоимость либо акциза при перемещении товара через таможенную границу Евразийского экономического союза, неисполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о валютном регулировании и валютном контроле, безусловно, оказывают негативное воздействие на финансовую безопасность государства, в связи с чем значительную актуальность приобретают организация эффективного взаимодействия налоговых и таможенных органов РФ и совершенствование основных форм их совместной финансовой деятельности.
Вступление в 2018 г. в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), реформирование национального законодательства о таможенном регулировании, а также законодательства о налогах и сборах оказали влияние на правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением взаимодействия налоговых и таможенных органов РФ, что подтверждает заинтересованность государства в совершенствовании совместной деятельности указанных финансовых органов.
Чрезвычайно важным является и то обстоятельство, что в Российской Федерации в настоящее время организован процесс последовательного внедрения информационно-электронных технологий в основные сферы государственного управления и экономики в качестве одного из главных национальных векторов движения Российской Федерации, установленных указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В связи с осуществлением цифровизации экономической сферы общественной жизни проводится трансформация правового регулирования отношений, связанных с осуществлением управления публичными финансами, налоговым, таможенным контролем.
В настоящее время Федеральной таможенной службой (далее – ФТС России) реализуется Комплексная программа развития на период до 2030 г., в которой ключевыми направлениями развития ведомства признаны формирование «электронной таможни» и использование электронного взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности по вопросам представления и получения информации, необходимых документов и сведений, услуг.
Одной из основ развития таможенной службы является также создание бесперебойной системы электронного межведомственного взаимодействия и обеспечение оперативного обмена информацией в сфере таможенной службы, что предусмотрено Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года.
Аналогичные меры по укреплению электронного межведомственного взаимодействия проводятся также налоговыми органами.
Деятельность, связанная с созданием и функционированием систем электронного межведомственного взаимодействия налоговых и таможенных органов, отличается комплексностью и потребует от государства значительных вложений в целях преодоления имеющихся проблем взаимодействия: несвоевременности и нерегулярности обмена информацией, отсутствия единообразия формата передаваемых сведений и полного доступа к базам данных каждого из органов, несовершенного программного обеспечения и надлежащих средств его защиты от сбоев и т.п.
Изложенное обусловливает особую значимость предварительной подготовки и выработки теоретических подходов и практических предложений по совершенствованию взаимодействия налоговых и таможенных органов Российской Федерации, в том числе посредством внесения изменений в действующее законодательство, закрепляющее нормативно-правовое регулирование общественных отношений по взаимодействию налоговых и таможенных органов Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы рассмотрение взаимодействия таможенных органов с федеральной налоговой службой.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров;
провести анализ компетенции таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля;
проанализировать систему информационного обмена между таможенными и налоговыми органами, как одно из важнейших направлений взаимодействия ФТС и ФНС;
выявить проблемы взаимодействия ФТС и ФНС возникающие при проведении таможенного контроля после выпуска товаров;
представить перспективы совершенствования способов и методов взаимодействия таможенных и налоговых органов.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает федеральная таможенная служба и федеральная налоговая служба.
Предметом выпускной квалификационной работы является процесс взаимодействия ФТС и ФНС.
Методологическую основу исследования составили основные законы и принципы рыночной экономики, методы системного и сравнительного анализа.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили работы ведущих ученых в области теории государства и права, финансового права, налогового права, таможенного права и других отраслей научного знания. Вопросы, составляющие объект исследования, изучены посредством обращения к работам в области общей теории права С.С. Алексеева, С.В. Бошно, С.А. Комарова, В.Л. Кулапова, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца, В.Ю. Панченко, О.Ю. Рыбакова, И.Н. Сенякина и др.
Нормативно-правовую базу выпускной квалификационной работы составили Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс ЕАЭС и иные международные правовые акты, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные акты, Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы, а также иные совместные правовые акты ФТС России и ФНС России, регулирующие взаимодействие налоговых и таможенных органов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Таможенные органы являются федеральным органом исполнительной власти, наделенным особыми полномочиями в таможенном деле. Он выполняет соответствующие финансовые, контрольные и правоохранительные функции для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, экономической безопасности ЕАЭС и создания условий для ускорения прохождения через границы территорий Российской Федерации.
Структура таможенных органов, как и структура налоговых органов, построена на основании принципов законности, централизации, взаимодействия, синтеза отраслевых и территориальных концептов управления. Таким образом, можем сделать вывод о том, что содержание характеристики принципов структуры налоговых и таможенных органов в части законности, единства и централизации, аналогично.
Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства. В системе таможенного регулирования при перемещении товаров через таможенную границу страны взиманием установленных налоговым законодательством налогов и сборов занимается Федеральная таможенная служба. Таможенные органы России пользуются правом контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов при таможенном оформлении товаров, могут привлекать к ответственности лиц за нарушение налогового законодательства. Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ.
Взаимодействие налоговых и таможенных органов в РФ основано на принципах законности их совместной деятельности, гласности и конфиденциальности, взаимности, безвозмездности и оперативности.
Анализ особенностей проведения таможенного контроля после выпуска товаров, содержания и результатов взаимодействия таможенных и налоговых органов позволил сформулировать актуальную и важную научно-исследовательскую задачу по совершенствованию механизмов взаимодействия таможенных и налоговых органов в интересах повышения эффективности таможенного контроля на этапе после выпуска товаров.
Поскольку информационный обмен выделен как ключевой элемент взаимодействия, влияющий на выбор объекта ТКПВТ и организацию проведения контрольно-проверочных мероприятий, для определения обстоятельств перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и условий возникновения рисков необходимо постоянное обновление, дополнение и анализ имеющейся информации в базах данных взаимодействующих таможенных и налоговых органов. Требуется выработка обновленных подходов к развитию межведомственного взаимодействия в сфере внешнеэкономической деятельности с целью повышения эффективного администрирования. Важность информационного обмена на всех этапах ТКПВТ обуславливает необходимость обеспечения доступа должностных лиц подразделений ТКПВТ к информации из баз данных ФНС России с рабочего места в режиме реального времени. Это способствует как совершенствованию оценки последствий и прогнозирования правонарушений в области налогового и таможенного законодательства, так и разработке продуктивных мер их пресечения. Существующая организация информационного обмена между ведомствами такой оперативности не дает.
Для повышения эффективности деятельности, связанной с налоговым и таможенным администрированием, необходима разработка правил и алгоритмов, которые будут способствовать укреплению взаимоотношений, указанных государственных служб в части проведения таможенного контроля после выпуска товаров.
Таможенные и налоговые органы должны совместно решать вопросы, связанные с администрированием товаров после их выпуска товаров с таможенной территории. Динамичная обратная связь, оперативный обмен данными, возможность использовать единые базы данных позволит повысить объем собираемых налогов и таможенных платежей, а также систематизирует сам процесс указанной работы, в основе которой будет лежать полноценное сотрудничество указанных ведомств.
Взаимодействие налоговых и таможенных органов в РФ основывается на ряде ключевых правовых принципов (законность, конфиденциальность, гласность, оперативность, безвозмездность и взаимность), которые требуют нормативного закрепления.
Необходимо осуществить сопряжение информационных систем налоговых и таможенных органов, использовать общие стандарты документов и перейти к наиболее высокому уровню внедрения электронного документооборота.
Следует осуществить перевод на единый лицевой счет всех организаций и индивидуальных предпринимателей (являющихся одновременно налогоплательщиками и плательщиками таможенных платежей) и обеспечения за счет его использования возможности для уплаты, возврата (зачета) установленных законодательством налогов, сборов, таможенных и иных обязательных платежей.
Сформулированные предложения по совершенствованию взаимодействия налоговых и таможенных органов в условиях развития цифровой экономики, при их надлежащем внедрении субъектами нормотворчества будут способствовать более эффективному исполнению обязанностей по уплате обязательных платежей, предотвращению имущественных и материальных потерь в указанной сфере.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) [Текст] // КонсультантПлюс : офиц. сайт.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) : текст с изм. и доп. от 29.05.2019 г. [принят 11 апр. 2017 г.] // КонсультантПлюс : офиц. сайт. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 11.02.2023).
3. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 03.08.2018 г. N 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022 г.) : [принят Государственной Думой 03 августа 2018 г.] // КонсультантПлюс : офиц. сайт. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 21.02.2023).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп. от 28.12.2022) [Текст] // СЗ РФ. – 1998. – № 31, ст. 3824; 2019. – № 31, ст. 4428.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (с изм. и доп. от 17.02.2023) [Текст] // СЗ РФ. – 2000. – № 32, ст. 3340. 2019. – № 39, ст. 5375.
6. Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 (с изм. и доп. от 28.12.2022) «О налоговых органах Российской Федерации» [Текст] // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 15, ст. 492; СЗ РФ. – 2018. – № 53 (ч. I), ст. 8449.
7. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года от 23 мая 2020 г. N 1388-р [принят Распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2020 г.] : КонсультантПлюс : офиц. сайт. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (дата обращения: 24.02.2023).
8. Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы" (Заключено в г. Москве 21.01.2010 N 01-69/1, N ММ-27-2/1) (ред. от 06.10.2021)
9. <Письмо> ФТС России N 01-11/18157, ФНС России N ММВ-20-2/25 от 18.04.2016 (ред. от 04.06.2018) "О применении Положения об организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон"
10. Агабалаев, М. И. Организационно-правовые основы деятельности и основные функции таможенных органов Российской Федерации [Текст] / М.И. Агабалаев. – М.: Экономика. 2021. – 253 с.
11. Арзамасов, Ю. Г. Нормотворческая компетенция министерств и ведомств в обеспечении конституционных прав граждан [Текст] / Ю.Г. Арзамасов // Юрист. – 2022. – № 1. – С. 8-12.
12. Арзуманова, Л. Л. К вопросу о понятии и принципах валютного регулирования [Текст] / Л. Л. Арзуманова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2021. – № 3 (7). – С. 126-132.
13. Арсланбекова, А. З. Финансово-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности [Текст] / А.З. Арсланбекова, Н.Г. Идрисова // Юридический вестник ДГУ. – 2022. – Т. 17. –№ 1. – С. 53-57.
14. Бакаева, О.Ю. Политико-правовые вопросы финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации (на примере Саратовской области) [Текст] / О.Ю. Бакаева, Н.И. Землянская, Д.Г. Штенберг; под общ. ред. О.Ю. Бакаевой. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. социал.-экон. ун-та, 2022. – 122 с.
15. Бакаева, О. Ю. Правовые аспекты таможенного администрирования: понятие и признаки [Текст] / О.Ю. Бакаева // Государство и право. – 2021. – № 11. – С. 94-98.
16. Бакаева, О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование: монография [Текст] / О.Ю. Бакаева. – М.: Статут, 2022. – 185 с.
17. Боброва, О.Г. Администрирование таможенных платежей: международные стандарты взаимодействия налоговых и таможенных органов [Текст] / О.Г. Боброва, Н.В. Еремеева, А.Ю. Кожанков, М.А. Рыльская, С.О. Шохин // Финансы: теория и практика. – 2022. – № 1. – С. 117-118.
18. Белых, В.С. Налоговое право России: краткий учебный курс [Текст] / В.С. Белых, Д.В. Винницкий. — М.: Норма, 2021. — 320 с.
19. Боженок, С.Я. Оптимизация инструментов финансового контроля: информационные системы [Текст] / С.Я. Боженок // Журнал российского права. – 2022. – № 2 (230). – С. 83-93.
20. Болтинова, О.В. Системность в налоговом и бюджетном праве Российской Федерации [Текст] / О.В. Болтинова // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – № 7 (68). – С. 57–67.
21. Верстова, М.Е. Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов [Текст] / М.Е. Верстова // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 18-21.
22. Винницкий, Д.В. Субъекты налогового права [Текст] / Д.В. Винницкий. М.: Норма, 2022. – 185 с.
23. Глущенко, П.П. История зарождения и становления таможенных органов в период VII - начала XX века [Текст] / П.П. Глущенко, А.С. Хлуднева // Ученые записки Санкт-Петербургского академического университета. – 2021. – № 4 (34). – С. 64-74.
24. Голубь, А.А. Правовой статус таможенных органов на современном этапе [Текст] / А.А. Голубь // Таможенное дело. – 2022. – № 4. – С. 56–58.
25. Гриценко, В.В. Влияние цифровой экономики на правовое регулирование финансов: частноправовой аспект [Текст] / В.В. Гриценко, В.В. Мазурин // Алтайский юридический вестник. – 2021. – № 2 (26). – С. 130-138.
26. Губарева, Т.И. Финансово-правовые и институциональные проблемы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации [Текст] / Т.И. Губарева. – М.: Волтерс Клувер, 2020. – 192 с.
27. Данченков, В.И. Перспективы развития взаимодействия налоговых и таможенных органов в рамках ЕАЭС [Текст] / В.И. Данченков, Н.А. Адамов // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2020. – № 4. – С. 346-348.
28. Демин, А.В. К вопросу об общих принципах налогообложения [Текст] / А.В. Демин // Журнал российского права. – 2002. – № 4. – С. 54-62.
29. Ермилов, И.С. Передовые информационные технологии в таможенном деле [Текст] / И.С. Ермилов, Г.В. Игнатьева // Информационная безопасность регионов. – 2021. – № 1 (22). – С. 31-35.
30. Ерпылева, Н.Ю. Механизм валютного регулирования в России: новеллы правовой регламентации [Текст] / Н.Ю. Ерпылева // Законодательство и экономика. – 2022. – № 4. – С. 28-33; – № 5. – С. 29-43; – № 6. – С. 66-74.
31. Жаборовский, А.С. Административно-правовой статус таможенного поста [Текст] / А.С. Жаборовский // Вестник Российской таможенной академии. – 2021. – № 2. – С. 146-152.
32. Ильин, А.Ю. Система налоговых органов Российской Федерации и принципы ее построения [Текст] / А.Ю. Ильин // Финансовое право. – 2022. – № 11. – С. 32-37.
33. Исаев, А.К. Оптимизация организационной структуры налоговых органов [Текст] / А.К. Исаев, Р.Р. Погосян, О.К. Карпова // Финансы и кредит. – 2021. – № 10. – С. 57.
34. Карташов, Г.А. Основы таможенного дела: курс лекций [Текст] / Г.А. Карташов. – Н. Новгород: Изд-во Волж. гос. акад. вод. трансп., 2022. – 222 с.
35. Кисловский, Ю.Г. История таможни государства Российского, 907- 1995 [Текст] / Ю. Г. Кисловский. – М.: ИПО «Автор», 2022. – 286 с.
36. Козырин, А.Н. Понятие, сущность, функции и принципы финансового права [Текст] / А.Н. Козырин // Публично-правовые исследования: электрон. журнал. – 2020. – № 4. – С. 83-106.
37. Кустова, М.В. Налоговое право России: общая часть: учебник [Текст] / М.В. Кустова, О.А. Ногина, Н.А. Шевелева ; рук. авт. коллектива и отв. ред. Н. А. Шевелева ; Санкт-Петербургский гос. ун-т. Юрид. фак. - Москва : Юристъ, 2021. - 490 с.
38. Лазарев, Б.М. Компетенция органов управления [Текст] / Б.М. Лазарев. – М.: Юрид. лит., 2022. – 280 с.
39. Латыпова, Е.У. Финансово-правовые и уголовно-правовые способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов [Текст] / Е.У. Латыпова, А.В. Гриненко // Юридический мир. – 2021. – № 2. – С. 17-20.
40. Липин, Е.В. О системе оперативно-розыскных подразделений таможенных органов РФ, осуществляющих борьбу с контрабандой объектов СИТЕС [Текст] / Е.В. Липин // Закон и право. – 2021. – № 7. – С. 74-75.
41. Лобзенко, Л.А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности: монография [Текст] / Л.А. Лобзенко. – М.: РИО РТА, 2020. – 300 с.
42. Максимова, М.А. К вопросу об особенностях обмена информацией при осуществлении налогового контроля [Текст] / М.А. Максимова // Финансовое право. – 2021. – № 10. – С. 39-45.
43. Малиновская, В.М. Международно-правовое регулирование применения таможенных процедур в ЕАЭС [Текст] / В.М. Малиновская // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. – 2022. – № 4 (5). – С. 70-80.
44. Матвиенко, Г.В. Таможенное дело как правовая категория [Текст] / Г.В. Матвиенко // Современное право. – 2020. – № 11. – С. 78-80.
45. Матвиенко, Г.В. Таможенная служба на защите интересов национальной безопасности: проблемы реализации контрольно-надзорных полномочий [Текст] / Г.В. Матвиенко // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2021. – № 2 (16). – С. 75-81.
46. Мошкова, Д.М. К вопросу о субъектах финансового права [Текст] / Д.М. Мошкова // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – № 11 (72). – С. 72–79.
48. Новикова, А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации: монография [Текст] / А.Б. Новикова. – СПб.: Инфо-да, 2022. – 502 с.
49. Пешкова, Х.В. Правовое регулирование санкций за совершение правонарушений в сфере бюджетного устройства [Текст] / Х.В. Пешкова // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. –2021. – № 5 (25). – С. 18–25.
50. Покачалова, Е.В. «Система финансов» и «финансовая система», «фонды денежных средств» и «финансовые ресурсы»: проблемы их соотношения в современном финансовом праве и экономике [Текст] / Е.В. Покачалова // Ленинградский юридический журнал. – 2022. – № 3 (33). – С. 138–151.
51. Савосина, Н.Г. Формирование системы таможенных органов в дореволюционной России [Текст] / Н.Г. Савосина // Государственная власть и местное самоуправление. – 2021. – № 9. – С. 46-48.
52. Саттарова, Н.А. О принципах финансового права [Текст] / Н.А. Саттарова // Вестник Института права Башкирского государственного университета. – 2022. – № 1 (1). – С. 56-67.
53. Свистунов, А.А. История обеспечения законности и контроля за сбором налогов в России [Текст] / А.А. Свистунов, С.Л. Грибанов // История государства и права. – 2022. – № 9. – С. 29-31.
54. Сенцова (Карасева), М.В. Некоторые актуальные вопросы развития финансового права на современном этапе [Текст] / М.В. Сенцова (Карасева) // Конституционализм и государствоведение. – 2021. – № 1 (7). – С. 51-58.
55. Семенов, К.О. К вопросу об изменениях законодательства о проведении налоговыми и таможенными органами скоординированных контрольных мероприятий [Текст] / К.О. Семенов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – №1-6. – С. 18-23.
56. Семенов, К.О. К вопросу о взаимодействии налоговых и таможенных органов при осуществлении валютного контроля [Текст] / К.О. Семенов // Актуальные вопросы валютного контроля в современных условиях: сб. матер. Межд. науч.-практ. конф. (Саратов, 6 апреля 2017 г.). – Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2021. – С.175–181.
57. Соколова, Э. Д. К вопросу о понятии налоговой системы [Текст] / Э.Д. Соколова // Финансовое право. – 2021. – № 1. – С. 28–31.
58. Тимошенко, И.В. Таможенное право России: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / И. В. Тимошенко; под ред. Б. В. Россинского. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2021. – 511 с.
59. Трунина, Е.В. Актуальные вопросы административно-процессуального статуса таможенных органов [Текст] / Е.В. Трунина // Административное право и процесс. – 2022. – № 6. – С. 41-44.
60. Турчина, О.В. Проблемы повышения эффективности налогового контроля России [Текст] / О.В. Турчина // Налоги (журнал). – 2020. – № 4. – С. 3-6.
61. Фоменко, В.С. Исторические аспекты правового статуса таможенных органов Российской Федерации [Текст] / В.С. Фоменко // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2022. – № 2 (19). – С. 89-94.
62. Цинделиани, И.А. Принципы финансового права [Текст] / И.А. Цинделиани // Финансовое право. – 2020. – № 4. – С. 3-9.
63. Шохин, С.О. Электронная таможня - сегодня и завтра (правовые аспекты) [Текст] / С.О. Шохин // Таможенное дело. – 2022. – № 3. – С. 16-19.
64. Ядрихинский, С.А. О правозащитной функции налоговых органов [Текст] / С.А. Ядрихинский // Юридическая наука и практика. – 2020. – Т. 14. – № 3. – С. 32–39.