Объект исследования - Государственное учреждение «Тульской психоневрологический интернат» (Тульская область, Ленинский район, д. Прудное).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ В РФ5
1.1. Значение и роль социальной защиты населения в современной России 5
1.2. Люди с особыми потребностями как объект социальной работы 10
1.3. Методические и правовые основы социальной работы с инвалидами в условиях стационарного учреждения 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РА БОТЫ С ИНВАЛИДАМИ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ГУ ТО ТУЛЬСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ» 23
2.1. Общая характеристика «ГУ ТО Тульский психоневрологический интернат» 23
2.2. Оценка социальной работы с инвалидами в ГУ ТО «Тульский психоневрологический интернат» 29
2.3. Анализ взаимосвязи социальной работы с инвалидами и их жизнеспособности 35
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ГУ ТО ТУЛЬСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ» 42
3.1. Мероприятия по повышению эффективности социальной работы с инвалидами 42
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что инвалидность – это проблема не только отдельного человека, но и всего общества в целом. Говоря о проблеме инвалидности, мы подразумеваем проблему отношения общества к конкретному человеку с ограниченными возможностями, отношения инвалидности как к социальному явлению, поддержки и социальной защиты инвалидов.
В течение последних двух десятилетий число инвалидов в России неуклонно растет – в среднем на 8-9 %, что, бесспорно, является негативным явлением. Неуклонный рост инвалидности вызван совокупностью причин, среди которых можно выделить причины мирового (глобальный экологический кризис), местного (социально-экономические факторы проживания на конкретной территории), личностного (отсутствие навыков заботы о здоровье) характера. Если не предпринимать срочных мер, то в ближайшие десятилетия количество инвалидов среди населения страны может увеличиться до опасных пределов. Учитывая вышесказанное, инвалиды как социальная категория людей нуждаются в постоянной социальной защите, помощи и поддержке[38, с.11].
Таким образом, выявление причин социального неравенства и способов его преодоления – важное условие социальной политики, превратившееся на современном этапе в насущный вопрос, связан с перспективами развития всего российского общества.
В рамках исследования интерес представляют методические и правовые основы социальной работы с инвалидами в условиях стационарного учреждения, а также социальная работа с инвалидами на примере стационарного учреждения – ГУ ТО «Тульский психоневрологический интернат».
Объект исследования – ГУ ТО «Тульский психоневрологический интернат».
Предмет исследования – социальная работа с инвалидами в условиях стационарного учреждения как средство повышения их жизнеспособности.
Цель исследования – провести комплексный анализ социальной работы с инвалидами в условиях стационарного учреждения на примере ГУ ТО «Тульский психоневрологический интернат», выявить проблемы и разработать мероприятия по повышению эффективности социальной работы с инвалидами.
Основные задачи:
1. Определить значение и роль социальной защиты населения в современной России;
2. Охарактеризовать людей с особыми потребностями как объект социальной работы;
3. Проанализировать методические и правовые основы социальной работы с инвалидами в условиях стационарного учреждения;
4. Провести характеристику «ГУ ТО Тульский психоневрологический интернат»;
5. Оценить социальную работу с инвалидами в ГУ ТО «Тульский психоневрологический интернат»;
6. Сделать анализ взаимосвязи социальной работы с инвалидами и их жизнеспособности;
7. Разработать мероприятия по повышению эффективности социальной работы с инвалидами;
8. Оценить эффективность предложенных мероприятий.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка источников и литературы.
Важнейшим элементом государственной системы социального обеспечения в России является социальное обслуживание инвалидов. Данный элемент включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данной категории лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие.
Инвалиды являются социальной группой, которым необходимо повышенное внимание со стороны общества, особая охрана их прав со стороны государства. Медико-социальная экспертиза - основополагающая услуга в жизни инвалида. Только после ее прохождения и установления факта инвалидности определяется объем и номенклатура предоставляемых реабилитационных услуг. В тоже время потребность в реабилитации может возникнуть у человека и до признания его инвалидом. Например, лица, не являющиеся инвалидами, при наличии соответствующих медицинских показаний к ортезированию, нуждаются в протезно-ортопедической помощи и проведении реабилитационных мероприятий[27, с.18]. Это неотъемлемая часть комплекса мероприятий по профилактике развития инвалидности. И каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полноценной. Системы социальной защиты инвалидов в настоящее время представляют собой нормативно закрепленные права инвалидов и соответствующие им обязанности государственных органов, общественных и благотворительных организаций, формы и методы их деятельности в этой сфере. Наличие у человека определенных физических недостатков не должно быть причиной, тормозящей полноценную работу личности.
Можно выделить несколько направлений государственной политики в области защиты прав инвалидов. Так, одни Законы и нормативно правовые акты определяют размер, условия и порядок назначения и выплат государственной социальной помощи инвалидам, вторые реализуют государственные и региональные программы оказания социальной помощи в виде набора социальных услуг, субсидий и пособий, третьи оказывают помощь в трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями и улучшении социального статуса, четвертые регулируют назначение пенсий и пособий нетрудоспособной части населения, пятые оказывают поддержку детям-инвалидам и другие.
ГУ ТО «Тульский психоневрологический интернат» осуществляет социальное обслуживание совершеннолетних граждан с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности (для престарелых и инвалидов), а также социальное обслуживание совершеннолетних граждан с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности (для престарелых и инвалидов страдающих психическими расстройствами).
Деятельность социального учреждения ГУ ТО «Тульский психоневрологический интернат» в целом направлена на предотвращение и предупреждение ситуаций, ухудшающих или способных ухудшить нормальное жизнеобеспечение граждан и семей, активизировать их социальный потенциал, а также обеспечить законные права граждан.
Наличие в социальной структуре общества такой доли инвалидов, а также тенденция к инвалидизации населения определяют социальную работу с данной категорией одним из приоритетов в системе социальной защиты населения.
Государство придаёт большое значение вопросам социальной защиты пожилых людей и инвалидов: сложился механизм предоставления социальных услуг и пожилым и престарелым инвалидам, выработаны специфические технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми инвалидами.Участие специалистов по социальной работе в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомлённость в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей.
Эффективность деятельности определяется с помощью конкретных критериев. Социальная защита – явление многоуровневое, невозможно определить его эффективность благодаря одному критерию.
В целях повышения уровня правовой защиты инвалидов необходимо принять следующие меры:
1) Необходимо разработать систему оценки деятельности работы органов социальной защиты в следующих целях улучшения качества работы учреждений, оказывающих социальных услуги; повышения качества социальных услуг в Российской Федерации; создания условий гражданами и организациями оценки качества услуг.
Оценка качества работы учреждений, предоставляющих социальные услуги должна строиться на таких принципах, как: законность, добровольность, независимость мнений, открытость и публичность.
Оценка работы учреждений должна проводиться в несколько этапов:
I. Определение перечня учреждений для независимой оценки, установление критериев эффективности качества работы учреждений.
II. Анкетирование потребителей и персонала учреждений о качестве предоставляемых услуг, сбор статистических данных, расчет оценочного балла качества работы организации.
III. Составление отчета по независимой оценке качества предоставляемых услуг организациями социальной защиты, формирование предложений по улучшению работы организаций.
IV. Изучение полученной информации, работа по выявлению и обобщению общественного мнения, составление публичных рейтингов деятельности учреждений; подготовка предложений по улучшению качества предоставляемых социальных услуг.
2) Обоснована необходимость принятия Социального кодекса на федеральном уровне выражается в следующих основных направлениях развития страны, что способствует единообразному и эффективному применению социального законодательства во всей стране, устранению пробелов и коллизий правовых норм, действующих на региональном и федеральном уровне, достижению целей и нормализации материального состояния населения, путем поддержки инвалидов, оказавшихся в трудном положении в связи с пандемией COVID-19.
1) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ // Российская газета. – №7. – 21 января 2009 г.; №144. – 04 июля 2020 г.
2) Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г., подписана от имени Российской Федерации 24 сентября 2008 г., ратифицирована Федеральным законом № 46-ФЗ от 03.05.2012) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
3) Федеральный закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ (с изм.и доп.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
4) Федеральный закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 № 122-ФЗ (с изм.и доп.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
5) Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (с посл.изм.и доп.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
6) Федеральный закон Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (с посл.изм.и доп.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
7) Федеральный закон Российской Федерации «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (с посл.изм.и доп.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
8) Федеральный закон Российской Федерации «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 324 -ФЗ (с посл.изм.и доп.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
9) Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (с посл.изм.и доп.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
10) Указ Президента РФ от 06.05.2008 № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» (с посл.изм.и доп.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
11) Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 (с посл.изм.и доп.) «О признании лица инвалидом» (вместе с «Правилами признания лица инвалидом») // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
12) Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 №363 (с посл.изм.и доп.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
13) Постановление Министерства труда и социального развития РФ «О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждении социальной защиты населения» от 29 октября 1998 № 44 (с посл.изм.и доп.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
14) Приказ Министерства труда и социального развития «Об утверждении Примерного устава государственного (муниципального) стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения от 4 ноября 1997 № 283 (с посл.изм.и доп.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
15) Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», принят Постановлением № 6/160 Тульской областной Думой от 27 декабря 2004 года (с посл.изм.и доп.) // Справочно-правовая система «Гарант».
Научная литература:
16) Антипьева, Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. – М: Проспект, 2017. – 240 с.
17) Аракчеев, В.С. О необходимости и целесообразности принятия Социального кодекса Российской Федерации. Право. Вестник Томского Государственного университета. – 2011. – №1. – С. 75-82.
18) Аристов, Е.В. Концепция проекта Социального кодекса Российской Федерации. Пермский государственный национальный исследовательский университет. – 2018. – №43. – С. 18-26.
19) Гогин, А., Липинский, Д. и др. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2020. – 210 с.
20) Гонтмахер, Е.А. Эволюция системы социальной поддержки населения: Проблемы теории и практики управления. – М: Проспект, 2022. – 313 с.
21) Иванова, Н. А. Актуальные проблемы социальной защиты инвалидов в РФ / Н. А. Иванова // Advances in Law Studies. – 2019. – Т. 7, № 4. – С. 46-50.
22) Камаха, А. А. Социальная защита инвалидов в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» / А. А. Камаха // Политика, государство и право. – 2019. – № 1. – С. 18-20.
23) Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России: - М: 2019. – С. 26-29.
24) Комплексная реабилитация инвалидов: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /. Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., Чешехина В.В. – М: Юрайт, 2017. – С.30-34.
25) Короп, Л. А. Подходы к формированию системы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / Л. А. Короп // Сборник научных работ серии "Экономика". – 2021. – № 24. – С. 217-230.
26) Манджиева, С. В. Социальная защита инвалидов в период пандемии COVID-19: международно-правовой аспект / С. В. Манджиева // Социальное и пенсионное право. – 2021. – № 2. – С. 33-37.
27) Наберушкина, Э. К. Социально – правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами / Э. К. Наберушкина. – М. : Директ-Медиа, 2020. – 150 с.
28) Официальный сайт ГУ ТО «Тульский психоневрологический интернат» [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: https://tulapni.ru/ - 10.02.2023.
29) Сидорова, Д. И. Поля и сферы жизнедеятельности инвалидов как элементы социокультурной среды и ориентиры государственной социальной политики / Д. И. Сидорова, Е. Л. Шилкина // Наука и образование: хозяйство 96 и экономика. – 2019. – № 4. – С. 143-146.
30) Социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов, находящихся на длительном стационарном лечении, средствами сенсорной комнаты / О. Г. Струкова, Е. В. Морозова, Е. В. Жукова, А. Н. Барышова // Ранняя помощь и сопровождение : материалы научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 10 сентября 2021 года. – Санкт-Петербург: ООО "ЦИАЦАН", 2021. – С. 33-42.
31) Сыртланова, Ю. Р. Финансовый механизм государственной социальной защиты инвалидов в Российской Федерации / Ю. Р. Сыртланова // Вестник науки. – 2023. – Т. 2, № 4(61). – С. 51-58.
32) Ушакова, Д. С. Основные направления социальной защиты инвалидов: зарубежный опыт / Д. С. Ушакова, Д. В. Митько // Сборник научных работ серии "Право". – 2021. – № 1(21). – С. 221-233.
33) Фирсов, М.В. Теория социальной работы. – М.: Проспект, 2019. – С. 354-356.
34) Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами. – М:, 2019. – С.89-90.
35) Чепурной, А. Г. Правовые основы социальной защиты инвалидов боевых действий : монография / А. Г. Чепурной. – Москва : ЮНИТИ, 2018. – 159 с.
36) Черненилова, Ю. С. Развитие законодательства о труде и социальной защите работников-инвалидов / Ю. С. Черненилова // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2021. – № 1. – С. 55-57.
37) Ярская-Смирнова, Е.Р., Наберушкина, Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург: Изд-во «Питер, 2019. – 316 с.
Интернет-источники:
38) Численность инвалидов. – Режим доступа: https://sfri.ru/analitika/chislennost - 07.04.2023.