Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственно-правовое регулирование аттестации научных кадров в Российской Федерации

Работа №118850

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-правовые основы государственно-правового регулирования аттестации научных кадров 8
1.1 История развития системы аттестации научных кадров
в России 8
1.2 Основные понятия в сфере аттестации научных кадров 14
1.3 Исследование зарубежного опыта аттестации научных кадров 21
Глава 2 Особенности современного государственно-правового регулирования аттестации научных кадров 25
2.1 Органы исполнительной власти, осуществляющие
регулирование аттестации научных кадров 25
2.2 Государственно-правовое регулирование присуждения ученых
степеней 33
2.3 Государственно-правовое регулирование присвоения ученых
званий 47
Глава 3 Некоторые проблемы современного государственно-правового регулирования аттестации научных кадров 52
3.1 Особенности регулирования аттестации научных кадров в
организациях, получивших право самостоятельного присуждения ученых степеней 52
3.2 Некоторые проблемы проведения заседаний диссертационных
советов в удаленном интерактивном режиме 57
Заключение 68
Список используемой литературы и используемых источников 72


Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что действующее нормативно-правовое регулирование в сфере управления наукой и образованием неоднократно менялось, вызывая к жизни новые институты и нормы в сфере обеспечения соответствующей сферы общественных отношений. Подобного года реформы затронули и систему организации государственной системы аттестации научных кадров в последние годы часто и, иногда, довольно существенным образом менялось, а также тем, что существующие нормативно-правовые акты в этой сфере имеют недостатки и нуждаются в совершенствовании. Правительство Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, к ведению которого отнесены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию государственной системы научной аттестации, постоянно предпринимают попытки модернизации этой системы. Так, совсем недавно некоторые организации высшего образования были наделены правом самостоятельного присуждения ученых степеней, в апреле прошлого года вступила в действие новая номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, внесены изменения в Положение о порядке присуждения ученых степеней, Положение о присвоении ученых званий, документы, регламентирующие создание и деятельность диссертационных советов, и так далее.
Однако многие из уже действующих и планируемых нововведений специалистам в сфере государственного регулирования представляются весьма спорными. Вызывает вопросы также качество нормативно-правового регулирования, неопределенность формулировок, содержащихся в действующих нормативно-правовых актах, неконкретность требований, предъявляемых к участникам системы научной аттестации разных уровней.
В связи с этим, современные проблемы государственно-правового регулирования аттестации научных кадров нуждаются в дополнительном теоретическом осмыслении.
Следующим фактором, влекущим повышение актуальности рассматриваемой проблематики, выступает то обстоятельство, что также совсем недавно - в 2020 году - наша страна, как и весь мир, столкнулась с проблемой распространения коронавирусной инфекции, повлекшей необходимость принятия экстренных мер во многих сферах жизнедеятельности общества. В связи с этим Правительством Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации были разработаны специальные нормативно -правовые акты, регулирующие порядок изменения деятельности образовательных организаций в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции. Эти изменения затронули и вопросы аттестации научных кадров, в частности, порядок проведения заседаний диссертационных советов по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
Позднее, некоторые из предусмотренных этими экстренными временными нормативными актами мер были закреплены в постоянно действующих нормативно-правовых актах, регламентирующих процедуру аттестации научных кадров: в Положении о присуждении ученых степеней и Положении о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
В частности, в несколько измененном виде сохранилась возможность проведения заседаний диссертационных советов в удаленном интерактивном режиме, что вызвало необходимость принятия организациями, на базе которых созданы диссертационные советы, дополнительных мер в целях обеспечения реализации изменившегося законодательства.
В связи с тем, что предусмотренные вышеупомянутыми нормативно - правовыми актами регламентирующие процедуры носят общий характер, на организации, обеспечивающие деятельность созданных на их базе диссертационных советов, возложена большая работа по конкретизации этих процедур. На практике в процессе этой конкретизации возникают сложности. Кроме того, некоторые вопросы вызывает реализация и прямо предусмотренных регулирующими нормативно -правовыми актами аспектов организации деятельности диссертационных советов в новых условиях.
Объект исследования - урегулированные административно-правовыми нормами общественные отношения, складывающиеся в процессе аттестации научных кадров в Российской Федерации.
Предмет исследования - нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы аттестации научных кадров, исторические особенности отечественной системы аттестации научных кадров, опыт других странах в регулировании рассматриваемой сферы.
Цель исследования - анализ проблем, возникающих в ходе реализации современного государственно-правового регулирования аттестации научных кадров в Российской Федерации, и предложение возможных путей их разрешения.
Задачи исследования:
- выявление понятия аттестации научных кадров и других понятий в рассматриваемой сфере;
- изучение исторического развития государственно -правового регулирования аттестации научных кадров в России;
- изучение опыта нормативно-правового регулирования аттестации научных кадров в зарубежных странах и сравнение его с отечественным опытом;
- исследование системы органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование аттестации научных кадров;
- исследование особенностей современного нормативно-правового регулирования аттестации научных кадров;
- выявление недостатков правового регулирования аттестации научных кадров;
- предложение вариантов совершенствования нормативно-правового регулирования аттестации научных кадров.
Степень разработанности темы. Государственно -правовому регулированию аттестации научных кадров посвящено достаточно большое количество работ современных авторов, в которых анализируются имеющиеся достоинства и недостатки отечественной системы аттестации научных кадров.
Теоретической основой диссертации стали работы по данной теме таких правоведов, как Бибик И.Е., Габова А.В., Гордеева В.Н., Грудцына Л.Ю. , Мацкевича М.И., Пахомова С.И., Якушева А.Н., и других, а также специалистов других научных направлений Едроновой В.Н., Овчаровой А.О., Савиной А.К., Тищенко Т.А. В этих исследованиях большое внимание уделено определению понятий, связанных с аттестацией научных кадров, историческому анализу, зарубежному опыту и выявлению проблем правового регулирования, действовавшего на момент проведения исследования.
Как уже упоминалось выше, в последние годы в нормативно-правовом регулировании рассматриваемой сферы произошли серьезные изменения.
Вопросами государственно-правового регулирования аттестации научных кадров на современном этапе занимаются Абалакин К.С., Белоусов С.В., Васильев С.А., Гуртов В. А., Заугольников Е.И., Мацкевич И.М., Мелех Н.В., Нарутто С.В., Николаев В.Е., Пахомов С.И., Петров М.П., Соколов А.Ю., Солдаткина О.Л., Скобликов П.А., Шерстобитов А.Е. Их работы посвящены анализу современных проблем государственно-правового регулирования аттестации научных кадров и поиску путей его совершенствования.
В работе используется философские методы, позволяющие выявить природу и сущность государственно-правового регулирования государственной научной аттестации; сравнительно-правовой метод, позволяющий сопоставить сходных правовые явления (например, сравнить особенности государственно-правового регулирования аттестации научных кадров в России и в зарубежных странах); исторический метод, позволяющий рассмотреть историческое развитие отечественной системы научной аттестации; социологический метод, позволяющий оценить эффективность действующего нормативно-правового регулирования; формально-логический метод и другие. Существующие отношения рассматривались в их диалектическом взаимодействии и развитии, использовались такие общенаучные методы научного познания, как анализ и синтез, индукция и декуция.
Структура исследования. Единству целей и задач исследования подчинена и структура работы, последовательность изложения материала, состоящего из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении представляется полезным перечислить основные выводы, которые были сделаны в ходе изучения государственно -правового регулирования аттестации научных кадров.
Представляется, что содержащиеся в нормативно-правовых актах понятия, связанные с государственной аттестацией научных кадров, содержат некоторую неопределенность. Сам термин «аттестация» в законодательстве и в научной литературе используется в разных значениях, им обозначаются разные процедурные отношения.
Учитывая разницу в предусмотренных действующим законодательством процедурах присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий, представляется правильным, разграничить в научной литературе и нормативно-правовых актах понятия аттестации научных кадров и аттестации научно-педагогических кадров, отнеся к первой только присуждение ученых степеней, а ко второй присвоение ученых званий.
Отмечается, что содержащиеся в нормативно-правовых актах понятия диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и диссертации на соискание ученой степени доктора наук нуждаются в уточнении, поскольку вызывают сложности при практическом применении. Считаем, что законодателю необходимо учесть положительный опыт, имеющийся в этом отношении как за рубежом, так и в истории нашего государства. Все осуществляемые в данном отношении нововведения должны носить обоснованный и оправданный характер. Представляется необходимым формирование ситуации, при которой окончательное определение понятия научно-квалификационной работы было бы выработано в ходе широкого обсуждения с привлечением ведущих ученых - представителей различных областей научного знания.
На основе изучения исторических особенностей института аттестации научных кадров в России можно сделать вывод о закономерности отнесения регулирования рассматриваемой сферы к компетенции государства, что обусловлено необходимостью разработки единых требований к соискателям ученых степеней и званий в условиях огромной территории нашей страны и ее национального и образовательно-культурного разнообразия.
На основе сравнения отечественной системы аттестации научных кадров с зарубежным опытом делается вывод о том, что хотя дальнейшее реформировании системы аттестации научных кадров должно быть ориентировано на повышении конкурентоспособности отечественных ученых, создание механизмов, обеспечивающих получение перспективных научных результатов мирового уровня, любые изменения этой системы должны совершаться с осторожностью с учетом всех возможных последствий.
На основе изучения нормативно-правового регулирования аттестации научных кадров представляется, что с учетом масштабов нашей страны, а также с учетом мировых тенденций, направленных на унификацию национальных систем аттестации в мире, следует сохранить централизованную систему аттестации научных кадров, с одновременным предоставлением диссертационным советам большей самостоятельности в реализации отдельных функций.
На основе рассмотрения опыта научных и научно-образовательных организаций, получивших право самостоятельного присуждения ученых степеней, делается вывод о том, что целью любого реформирования государственной системы аттестации научных кадров должно быть повышение уровня научных исследований и качества диссертаций, однако, отмечается, что сейчас прошло недостаточно времени для того, чтобы сделать однозначные выводы о том, ведут ли рассмотренные нововведения в этом направлении.
На основе изучения опыта проведения заседаний диссертационных советов в удаленном интерактивном режиме делается вывод о том, что закрепленные в нормативно-правовых актах нововведения нередко вызывают сложности на практике.
Рассмотренные в настоящей работе вопросы указывают на необходимость продолжения работы по совершенствованию нормативно - правового регулирования аттестации научных кадров. В законодательно установленных критериях присуждения ученых степеней также имеет смысл уделить большее внимание научной деятельности и личности соискателя ученой степени, а не только анализу единственного документа - представленной на рассмотрение диссертации
В последние годы государство нередко констатировало наличие кризисов в системе аттестации научных кадров. Зачастую эти кризисы имели широкий общественный резонанс и активно освещались в средствах массовой информации. Изменению ситуации с коммерциализацией процессов подготовки диссертаций способствовало внесение изменений в Федеральный закон «О рекламе», в соответствии с которыми была запрещена реклама услуг по подготовке и написанию работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации.
Полагаем, что дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования аттестации научных кадров должно способствовать повышению как престижа ученых степеней и ученых званий, так и социального статуса научных и научно-педагогических работников, обеспечивать сохранение их общественно значимых позиций в обществе.
Представляется более удобным разделить научную и педагогическую системы профессиональной деятельности, разграничив сами понятия на аттестацию научную, к которой будет относится присуждение ученых степеней доктора и кандидата наук, и аттестацию научно-педагогическую, к которой будет относится присвоение ученых званий профессора и доцента.
По результатам исследования можно предложить следующие изменения по совершенствованию действующего нормативно-правового регулирования в сфере аттестации научных кадров.
В Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике») необходимо разделить понятия научной и научно-педагогической аттестации, посвятив каждому из указанных подвидов аттестации отдельную статью.
В Положении о присуждении ученых степеней, утверждаемом Постановлением Правительства Российской Федерации, выделить отдельный раздел с указанием минимальных требований к процедурам защиты, научной квалификации членов диссертационных советов и критериям, которым должны соответствовать диссертации на соискание ученых степеней, присуждаемые организациями, получившими право самостоятельного присуждения ученых степеней, или издать отдельное Постановление Правительства Российской Федерации, посвященное этим вопросам.
Включить в Положение о присуждении ученых степеней, утверждаемое Постановлением Правительства Российской Федерации нормы, предусматривающие оценку научной деятельности соискателя ученой степени в целом, а не только конкретной работы, представляемой на защиту.
Внести в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, утверждаемое Министерством науки и высшего образования Российской Федерации изменения, касающиеся проведения заседаний диссертационных советов в удаленном интерактивном режиме, а именно: увеличить установленную нормативами долю членов совета, которые могут принимать участие в заседании диссертационного совета в удаленном режиме, или отменить это ограничение; закрепить в централизованных нормативных документах перечень рекомендованных платформ для проведения процедуры тайного электронного голосования; включить в нормативные документы, регулирующие проведение тайного электронного голосования возможность члена диссертационного совета воздерживаться от голосования.



1. Андреев А.Ю. Возникновение системы российских ученых степеней в начале XIX в. // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. №1 (62). С.62-89.
2. Белоусов С.А., Николаев В.Е. Вопросы использования электронного голосования при проведении заседаний диссертационных советов // Правовая политика и правовая жизнь №4. 2021. С. 127-138.
3. Белоцерковский А.В. Присуждение ученых степеней в России: защита от кого и от чего. Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 37-44.
4. Бибик И.Е. Административно-правовое регулирование аттестации научных кадров в Российской Федерации // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М:. 2013. - 32 с.
5. Бибик И.Е. Аттестация научных и научно-педагогических кадров как предмет административно-правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 1 (22). - С. 25-32.
6. Бибик И.Е. Сравнительно-правовой анализ административно-правового регулирования аттестации научных кадров в России и зарубежных странах // Сборник статей II Международной научно-практической конференции «Право и проблемы функционирования современного государства». Москва, 2013. - С. 30-42
7. Васильев С.А., Зенин С.С. Тенденции развития государственной
системы научной аттестации и возникающие в связи с этим проблемы. Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории
«Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2019. № 15. С. 79-87.
8. Габов А.В. Государственная система научной аттестации как предмет правового регулирования в постсоветское время. Методологические проблемы цивилистических исследований. Том 2. Номер 2. 2020. С. 48-88.
9. Габов А.В., Мацкевич И.М. Номенклатура научных специальностей как элемент государственной системы научной аттестации: к постановке вопроса // Мониторинг правоприменения №2(35). 2020. С. 18-28.
10. Гельман В.Я., Хмельницкая Н.М. О некоторых проблемах подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Наука. Инновации. Образование. 2017. Т. 12. № 1. С. 102-119.
11. Грачева Е.Ю., Васильева Т.А. Повышение качества диссертационных исследований: новые требования, новые проблемы // Труды института государства и права РАН. 2018. Том 13. №1. С.11 -21.
12. Едронова В.Н., Овчаров А.О. Система подготовки и аттестации научных кадров // Экономический анализ: теория и практика. №8 (311). 2013. С.32-38.
13. Зайцева Л.А., Мацкевич И.М. Еще раз о двухуровневой системе присуждения ученых степеней (история и современность) // Юридическое образование и наука. №2. 2013. С. 2-13.
14. Иванов В.В., Маринина Р.А. Реформирование системы подготовки научных кадров высшей квалификации: проблемы и основные направления // Инновации. 2013. № 5 (175). С. 32-38.
15. Лаптев В.В., Писарева С.С., Тряпицына А.П. Ученая степень в России: реальность и перспективы // Высшее образование в России. № 4. 2013. С.26-37.
16. Мацкевич И.М. Концепция подготовки научно-педагогических кадров (кадров высшей квалификации) // Юридическое образование и наука. 2012. № 4. С. 2-10.
17. Мацкевич И.М. Юридические проблемы экспертной деятельности
ВАК при Минобрнауки России в фокусе совершенствования
законодательства // Юридическая техника. 2022. №16. С. 20-25.
18. Нарутто С.В. Демократические тенденции в новой модели государственной системы научной аттестации и проблемы сохранения единого правового пространства // Вестник Академии права и управления. 2019. №1 (54). С.124-130.
19. Нарутто С.В., Збарацкий Б.А. Аттестация научных и научно - педагогических работников: к вопросу об ученом звании старшего научного сотрудника // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т.16 №11 (132). С.194-205.
20. Нечевин Д.К., Колодкин Л.М. Аттестация научных и научно - педагогических кадров в России: история и современность // Монография под ред. И.М. Мацкевича. Москва. РУСАЙНС. 2016. - 108 с.
21. О работе диссертационных советов в удаленном интерактивном режиме. Письмо Министерства науки и высшего образования РФ №МН- 3/8539 от 21.10.2021. // СПС «КонсультантПлюс»
22. Пахомов С.И., Мацкевич М.И., Гуртов В.А., Мелех Н.В., Заугольникова Е.И. Результативность деятельности организаций, получивших право самостоятельного присуждения ученых степеней // Интеграция образования. Т. 24. №1. 2020. С.111-143.
23. Пахомов С.И. Система государственной научной аттестации: состояние и перспективы развития // Юридическое образование и наука. №7. 2019. С.3-9.
24. План мероприятий (дорожная карта) по оптимизации сети советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденныи Минобрнауки России 23 августа 2016 г. с изменениями, внесенными 25 июня 2018 г. (й11р://агйуак.штоЬгпаиктдоу.ги/босишеп1з/10179/0/Дорожная%20карта/ееЬЬ0 137-ce25-4b45-bf29-3a451af76795?version=1.0).
25. Положение о присуждении ученых степеней, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. №842 «О порядке присуждения ученых степеней» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, №40, ст. 5074; 2016, №18, ст. 2629; №32, ст. 5125; 2017, №23, ст. 3347; 2018, №41, ст. 6260.
26. Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093 // СПС «КонсультантПлюс»
27. Положение о формировании перечня научных организаций и
образовательных организаций высшего образования, которым предоставляются права, предусмотренные абзацами вторым-четвертым пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», утвержденным постановлением
Правительства РФ от 11 мая 2017 г. № 553
28. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая
2020 года №751 «Об особенностях проведения заседаний советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в период проведения мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» // Собрание
законодательства Российской Федерации, 2020, №22, ст. 3517 // СПС
«КонсультантПлюс»
29. Постановление Правительства РФ N 237 от 26.03.2016 «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
30. Постановление Правительства РФ N 1139 от 10.12.2013 «О порядке присвоения ученых званий» // СПС «КонсультантПлюс»
31. Приказ Минобрнауки России от 22 июня 2020 г. № 734 «Об особенности порядка организации работы советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» // СПС «КонсультантПлюс»
32. Приказ Минобрнауки России от 02.03.2020 № 268 «Об утверждении Административного регламента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента» // СПС «КонсультантПлюс»
33. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ N 118 от 24.02.2021 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093» // СПС «КонсультантПлюс»
34. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации от 21 сентября 2021 г. № 714 «Об утверждении Порядка
проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников» // СПС «КонсультантПлюс»
35. Приказ Минобрнауки России № 561/нк от 3 июня 2021 г. «О советах по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» // СПС «КонсультантПлюс»
36. Распоряжение Правительства РФ № 1792-р от 23.08.2017 «Об
утверждении перечня научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которым предоставляются права, предусмотренные абзацами вторым - четвертым пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ» // СПС «КонсультантПлюс»
37. Решение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по итогам «круглого стола» на тему «О государственной политике в области подготовки и аттестации научно-педагогических кадров» от 29.10.2013 [Электронный ресурс] // URL: http://council.gov.ru/media/files/41d4c86b2c19cbb8a3a2.pdf(дата обращения 10.05.2022).
38. Романовская О.В. Правовой режим государственной системы научной аттестации: поиск исторических основ // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». № 2(34). 2021.Т.9. С. 30-34.
39. Романовская О.В. Проблемы становления правового режима государственной системы научной аттестации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». № 3(35). 2021.Т.9. С. 78-87.
40. Савина А.К. Ученые степени и звания в зарубежных странах: общее и особенное // Проблемы современного образования. 2015. №3. С.10 -23.
41. Скобликов П.А. Открытое голосование при защитах диссертаций как негативный эффект от COVID-19 для науки // Криминология: вчера, сегодня, завтра № 3 (58). 2020. С. 72-76.
42. Соколов А.Ю., Лакеев О.А. Возможные направления совершенствования института ученых званий в России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. №5 (136). 2020. С. 129-138.
43. Соколов А.Ю., Солдаткина О.Л. К вопросу о нормативном сопровождении порядка проведения заседаний диссертационных советов в удаленном интерактивном режиме // Вестник Саратовской государственной юридической академии № 4 (141). 2021. С. 59-66.
44. Тищенко Т.А. Повышение эффективности государственной системы аттестации научно-педагогических кадров. Автореф . на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М. : 2013. - 30 с.
45. Федеральный закон № 127-ФЗ от 23.08.1996 «О науке и
государственной научно-технической политике» // СПС «КонсультантПлюс»
46. Шарабчиев Ю.Т. Защита диссертации: элемент аттестации научных кадров или результат научной деятельности // Медицинские новости. Минск. 2018. № 2. С. 55-62.
47. Шумакова И.А., Мирошниченко Л.Н. Система научной аттестации в России и Германии: сравнительная характеристика // Вестник ВГУ. Серия: проблемы высшего образования. 2018 №1. С. 148-151.
48. Якушев А.Н. Нормативно-правовое регулирование производства в ученые степени в России (1724-1918 г.г.) // Автореферат на соискание ученой степени доктора юридических наук. Санкт-Петербург. 2011 г. 54 с.
49. Якушев А.Н. Тенденции развития системы подготовки и аттестации научных кадров // Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №6. 2013. С. 67-71.
50. BONJEAN, Dominique (21 September 2018). "The Bologna Process and the European Higher Education Area". Education and Training - European Commission. Retrieved 24 March 2020 (дата обращения 15.05.2022).
51. Forest, J.J.F., Altbach, P.G. (2007). Introduction. In: Forest, J.J.F., Altbach, P.G. (eds) International Handbook of Higher Education. Springer International Handbooks of Education, vol 18. Springer, Dordrecht. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-4012-2_1
52. Focus on Higher Education in Europe 2010: The Impact of the Bologna Process // Education, Audiovisual and Culture Executive Agency [Электронный ресурс]. Mode of access: http:// www.eurydice.org(дата обращения 15.05.2022).
53. Foresight 2020: International Forum on Higher Education Reform / Bologna process: European Higher Education Area [ Электронный ресурс]. 2010. Mode of access: http://www.ehea.info(дата обращения 15.05.2022).
54. Johanna Witte, Marijk van der Wende &Jeroen Huisman (2008)
Blurring boundaries: how the Bologna process changes the relationship between university and non-university higher education in Germany, the Netherlands and France, Studies in Higher Education, 33:3, 217-231, DOI:
10.1080/03075070802049129.
55. The Bologna Process in Higher Education in Europe. Key indicators on the social dimension and mobility // Eurostat [Электронный ресурс]. Mode of access: http://www.eurostudent.eu(дата обращения 15.05.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ