Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование транспортной безопасности в мегаполисе

Работа №118814

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы80
Год сдачи2023
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Рассмотрен город Москва.
Проведен анализ статистики о транспорту в г. Москва за 2019-2021 годы.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования транспортной безопасности 6
1.1 Понятие транспортной безопасности и ее назначение 6
1.2 Виды и формы транспортной безопасности 23
1.3 Правовые основы обеспечения транспортной безопасности 27
Глава 2. Правовое регулирование в сфере обеспечения транспортной безопасности в г. Москве 43
2.1 Государственно-правовые механизмы обеспечения транспортной безопасности в г. Москве 43
2.2 Проблемы в сфере обеспечения транспортной безопасности в г. Москве 54
2.3 Основные направления развития законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в г. Москве 62
Заключение 72
Список использованных источников 78

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время транспортная систем выступает в качестве оного из ключевых элементов внешней и внутренней политики РФ, что в свою очередь лежит в основе формирования стратегии транспортной безопасности государства, а также разработки мероприятий по минимизации угроз и вызовов по данному направлению.
Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и пассажирские перевозки на территории России, является транспортная система, к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования по качеству, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозка пассажиров, сроков и стоимости доставки. В соответствии с этим состояние транспортных коммуникаций России должно соответствовать требованиям мировой интеграции.
Транспортная составная часть играет большую роль в цене продукта, естественно, выгодно налаживать связи с соседями, что дает возможность обеспечить снижение транспортных расходов и увеличение прибыли. В этом случае Россия имеет преимущества из-за большого количества государств-соседей, но вышеупомянутое не будет иметь соответствующей реализации без соответствующего уровня транспортной безопасности.
Транспортное расположение России ‒ одна из немногих черт привлекательности национального рынка России для зарубежных инвесторов и производителей, потому что западноевропейские государства не могут не считаться с таким государством, расположенным на перекрестке торговых путей. Поэтому важнейшим фактором усиления роли транспорта во внешней экономической деятельности государства является трансграничность России и транспортная безопасность.
Возникает острая необходимость анализировать проблемы транспортной безопасности на концептуальном уровне с использованием общенаучных и новейших прикладных методов познания, ориентированных в целом на теоретико-прикладное обоснование концепции обеспечения транспортной безопасности России. Для обеспечения безопасности государство должно выработать и принять ряд мер, направленных на совершенствование (реформирование) транспортной безопасности с целью повышения эффективности всего транспортного комплекса устойчивого функционирования экономики и повышения национальной безопасности России.
Вопросам обеспечения транспортной безопасности в Росси пока уделяется мало внимания. А принимаемые меры, как правило, отличаются невысокой эффективностью. Вместе с тем обеспечение надлежащего уровня транспортной безопасности является одной из основных задач современного государства. Это подтверждается вниманием, уделяемым ныне в развитых странах мира вопросам безопасности, в частности транспортной, а также предопределено огромным значением транспорта для любой современной страны.
Степень изученности вопроса. Проблемы, касающиеся транспортной безопасности, учета на транспорте, приоритетных интересов обеспечения национальной безопасности, транспортной стратегии в морском, воздушном и наземном просторах, рассматривались в работах: В.И. Голованова, А.А. Рапацевич, С.А. Семенова, А.В. Федякина, А А. Горбунова и др.
Хотя отдельные вопросы, которым посвящены эти работы, рассмотренные в работах вышеупомянутых и других авторов, требуют дальнейшего обсуждения и совершенствования, что и обусловило актуальность дальнейшего исследования.
Целью работы является изучение правового регулирования в сфере обеспечения транспортной безопасности в г. Москве.
Поставленная цель достигается решением таких задач:
 рассмотреть понятие транспортной безопасности и ее назначение;
 охарактеризовать виды и формы транспортной безопасности;
 изучить правовые основы обеспечения транспортной безопасности;
 проанализировать государственно-правовые механизмы обеспечения транспортной безопасности в г. Москве;
 выявить проблемы в сфере обеспечения транспортной безопасности в г. Москве;
 определить основные направления развития законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в г. Москве.
Объектом исследования является транспортная безопасность г. Москвы.
Предметом исследования выступает правовое регулирование транспортной безопасности мегаполиса.
Теоретическо-информационной основой для подготовки настоящей работы выступили современные труды различных ученых в сфере права, транспортной безопасности. Также для написания настоящей работы привлекалась периодическая литература и российские законодательные акты, связанные с рассматриваемыми вопросами, информация, опубликованная на официальных сайтах.
Методы исследования. В ходе написания выпускной квалификационной работы были применены различные методы, это диалектический метод, метод анализа, метод синтеза, статистический метод, методы наблюдения и прогнозирования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По данным проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры, что позволяет обеспечивать национальную безопасность и национальные интересы в отрасли транспортной деятельности и ее устойчивости, способность предотвращать причинение вреда здоровью и жизни людей, ущербу имуществу окружающей среде, минимизировать общенациональный экономический ущерб в процессе транспортной деятельности.
Реализация обеспечения транспортной безопасности на транспорте реализуется на трех уровнях: государственном, отраслевом и объектовом.
Транспортная безопасность в первую очередь подразделяется на: технико-технологическую, антитеррористическую и организационно-структурную.
Транспортную безопасность можно классифицировать по следующим критериям:
 масштаб;
 степень защищенности;
 характер угроз;
 защищаемый объем или сфера;
 уровень защищенности отдельных видов деятельности;
 по характеру угрозы.
В настоящее время система нормативно-правового регулирования транспортной безопасности содержит значительное количество нормативно-правовых актов. К изучению правовых основ обеспечения транспортной безопасности на уровне государства лучше всего подойти с функциональной точки зрения.
В качестве базового нормативно-правового акта, регламентирующего вопросы транспортной безопасности, выступает Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 711 в ведении Российской Федерации находится как транспорт федерального значения, так и пути сообщения, в том числе и вопросы безопасности и обороны.
Важное значение в нормативно-правовом регулировании транспортной безопасности отводится Федеральному закону Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ответственность за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры возлагается непосредственно на перевозчиков и субъектов транспортной инфраструктуры. Необходимо отметить, что в качестве субъектов транспортной инфраструктуры выступают индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также физические лица, которые непосредственно являются собственниками данных объектов транспортной инфраструктуры или же транспортного средства, или эксплуатирующие их на законных основаниях.
Инициатива по регулированию правоотношений в части транспортной безопасности принадлежит государству, что выражается посредством его нормотворчества, а также на основе Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», который непосредственно входит в состав транспортного законодательства РФ в совокупности с подзаконными ему актами.
Ключевая роль в данном вопросе отводится в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» компетентным органам федерального уровня, к которым следует отнести органы исполнительной власти, которые уполномочены непосредственно Президентом РФ выполнять функции в части оказания государственных услуг по обеспечению транспортной безопасности. К данным органам относится Минтранс России и подведомственные ему органы.
Непосредственно контроль (надзор) по соблюдению требований транспортной безопасности регламентируется Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, которое утверждено от 29 июня 2021 г. № 1051. На сегодняшний день федеральный контроль и надзор осуществляется Ространснадзором.
Транспортный комплекс мегаполиса, которым является г. Москва представлен всеми видами транспорта и включает:
– метрополитен;
– железнодорожный транспорт;
– речной транспорт;
– наземный транспорт;
– международный аэропорт Внуково;
– такси;
– каршеринг.
На протяжении анализируемого периода отмечается снижение пассажиропотока общественного транспорта г. Москвы. Если в 2019 году пассажиропоток общественного транспорта составлял 16,2 млн. поездок в рабочий день, то к 2020 году отмечается падение до отметки в 9,8 млн. поездок в рабочий день, что в основном обусловлено ограничениями, вызванными пандемией коронавируса и введением локдауна в г. Москве. В 2021 году отмечается рост пассажиропотока общественного транспорта г. Москвы до отметки в 13,4 млн. поездок в рабочий день. Однако показатель еще не достиг значений допандемийного уровня. Рост прослеживается и по уникальным пассажирам общественного транспорта. Если в 2019 году число уникальных пассажиров общественного транспорта составляло порядка 6,22 млн. чел. в день, то к 2020 году цифра снизилась до 3,83 млн. чел. в день. Далее отмечается рост числа уникальных пассажиров общественного транспорта г. Москвы до отметки в 5,29 млн. чел. в рабочий день.
На протяжении анализируемого трехлетнего периода прослеживается рост пассажиропотока личного транспорта г. Москвы. Однако тенденция изменения показателя не является однозначной. В 2020 году прослеживается снижение пассажиропотока личного транспорта г. Москвы с 8,58 млн. поездок до 8,25 млн. поездок в рабочий день. Однако в 2021 году отмечается рост показателя до отметки в 8,69 млн. поездок в рабочий день. В целом за анализируемый трехлетний период прослеживается тенденция роста уникальных машин. Если в 2019 году их число составляло 3,07 млн. ед. в день, то в 2021 году прослеживается их рост до отметки в 3,11 млн. ед. в день.
В качестве обеспечения транспортной безопасности мегаполиса понимаются действия и процессы, которые направлены на рациональное применение социальных, экономических, нормативно-правовых, образовательных, а также технико-технологических методов, направленных непосредственно на локализацию и профилактику угроз. Это дает в свою очередь возможность снизить травматизм и повысить уровень качества жизни населения посредством повышения уровня культуры поведения на транспорте транспортной грамотности. Вопросы транспортной безопасности в г. Москве возложены на Департамент транспорта Москвы. В качестве ключевой задачи Департамент транспорта Москвы выступает обеспечение защиты пассажиров от возможных противоправных действий, в том числе и тех, которые носят террористический характер.
На сегодняшний день важная роль в обеспечении транспортной безопасности принадлежит внедрению и дальнейшему развитию информационных технологий. Важное значение в данном случае принадлежит интеллектуальным ресурсам. Посредством «умных» ресурсов в мегаполисе планируется значительно упростить процессы жизнедеяльности города, а также в разы повысить уровень безопасности его населения посредством ИТ-технологий, а также применения систем управления новейшего поколения.
В настоящее время разработана и реализуется на практике концепция умного города Москвы, достижение запланированного результата по которой планируется к 2030 году. Данный проект предусматривает обеспечение оптимального взаимодействия систем ресурсов городской службы с целью обеспечения населению максимально комфортных условий жизнедеятельности.
Проектом предусмотрена тесная взаимосвязь между основными элементами:
– предоставление государственных услуг цифрового типа;
– организация уличного видеонаблюдения;
– внедрение интеллектуальных транспортных систем и т.д.
Если анализировать нормативно-правовое регулирование транспортной безопасности, то можно выделить следующие недочеты:
 нет полного раскрытия в ключевых нормативно-правовых актах термина «транспортная безопасность;
 нет ясности в определении понятия ««подразделения транспортной безопасности»;
 также имеют место противоречия в части применения норм различных нормативно-правовых актов, которые не всегда согласуются между собой.
Важное место в обеспечении транспортной безопасности отводится вопросам цифровизации, что требует привлечения инвестиций по схеме государственно-частого партнерства. Но изменения в Земельном кодексе РФ стали одним из препятствий в части реализации данных сделок, что также требует дальнейшей проработки.
Для разрешения проблем в части нормативно-правового регулирования транспортной безопасности можно предложить следующие мероприятия:
1. С целью более широкого и полного раскрытия термина «транспортная безопасность» предлагается расширить его трактовку. В данном случае предлагается следующая трактовка термина: под транспортной безопасностью следует понимать состояние, которое обеспечивает защищенность транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры от возможных актов вмешательства, носящих незаконный характер с помощью реализации комплекса мер технического, информационного, охранного характера, направленных на обеспечение безопасности различных видов транспорта и общественного порядка.
2. Что касается трактовки термина «подразделение транспортной безопасности», то в контексте Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. от 28 февраля 2023 г. № 53-ФЗ) требуется расширить, систематизировать и закрепить систему субъектов, посредством которых обеспечивается транспортная безопасность. Защиту транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуру могут осуществлять юридические лица, которые были для этой цели аккредитованы в специальном порядке и прошли аттестацию соответствующих органов.
3. В части разрешения проблем с досмотром требуется более четко раскрыть, в каком случае проводится определенный вид досмотра. Также будет необходимым утвердить перечень субъектов, которые могут его непосредственно осуществлять досмотр.
Ключевыми направлениями совершенствования механизма ГЧП в рамках развития цифровой транспортной инфраструктуры региона являются:
 разработка узконаправленной модели государственно-частного сотрудничества отдельно по цифровым проектам;
 модернизация экономического и организационно-правового регулирования, учитывая специфику ЦТИ;
 акцентирование внимания на инновациях при достижении сотрудничества;
 сотрудничество не только с крупным капиталом, но и малым бизнесом (проекты городского благоустройства, в моногородах и т.п.);
 совершенствование государственно-частного сотрудничества, способствующее равномерному (в силу необходимости) распределению проектов по отрасли (все виды транспорта).



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 4 октября 2022 г. № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Кодекс торгового мореплавания (КТМ РФ) от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (в ред. от 28 февраля 2023 г. № 51-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. № 18 ст. 2207.
3. Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ РФ) от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (в ред. от 28 февраля 2023 г. № 53-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 марта 2001 г., № 11, ст. 1001.
4. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 18 марта 2023 г. № 57-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 18 марта 2023 г. № 77-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147.
6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. от 4 ноября 2022 г. № 427-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. № 1 (часть I) ст. 16.
7. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. от 28 февраля 2023 г. № 53-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. № 7. Ст. 837.
8. Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1051 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (в ред. от 14 декабря 2021 г. № 2293) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2021 г. № 27 (часть III) ст. 5429.
9. Берман Н.Д. Влияние транспортной инфраструктуры на устойчивое развитие: тенденции и проблемы // International Journal of Advanced Studies. 2020. Т. 10. № 2. С. 7-14.
10. Галицкий Р.В. Транспортная безопасность: проблемы отраслевой коммуникации // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 4 (98). С. 47-55.
11. Дугаржапова М.А., Жалсараева Е.А., Маланов В.И. Современное состояние транспортного комплекса и проблемы его развития в условиях пространственного развития России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 8(1). С. 49-57.
12. Иващенко Е.Г., Кузьмина Н.А. Интегрированные системы обеспечения транспортной безопасности // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2019. Т. 1. С. 190-196.
13. Королева Е.Г. К вопросу об обеспечении дорожно-транспортной безопасности // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2022. № 1. С. 77-79.
14. Краснопольский Б.Х. Влияние магистральной инфраструктуры на эффективность пространственно-хозяйственных образований: подходы к оценке // Регионалистика. 2021. Т. 8. № 3. С. 56-71.
15. Кусков А.Н. Основные аспекты транспортной безопасности и ее связь с экономическим потенциалом страны // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 10-4 (73). С. 139-141.
16. Лаврухин М.В. Укрепление роли транспортной безопасности в системе национальной безопасности // Транспортное право и безопасность. 2022. № 3 (43). С. 109-116.
17. Мартынюк Е.В. Методическое обеспечение экономической безопасности дорожно-транспортной системы мегаполиса (на примере г. Москвы): автореферат. Нижний Новгород, 2021. 24 с.
18. Накрохина П.В. Взаимосвязь инноваций и безопасности в области обеспечения транспортной безопасности // Новые информационные технологии и системы в решении задач инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 45-48.
19. Некрасова И.Е., Погосов В.Н., Григорян А.А. Государственно-частное партнерство в сфере транспорта // Заметки ученого. 2021. № 5-1. С. 659-662.
20. Новикова Т.Е., Шилина Е.Я. Роль и значение транспортного комплекса в обеспечении экономической безопасности России // Развитие современной науки и образования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 46-49.
21. Новикова Т.Е., Купцова Е.А. Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в сфере водного транспорта // Современные социально-экономические процессы: проблемы, тенденции, перспективы. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2022. С.9-14.
22. Рахманов А.А. Система безопасности движения при организации транспортных услуг // Вестник науки. 2022. Т. 1. № 4 (49). С. 223-227.
23. Рюмкина К.А. К вопросу цифровизации транспортной отрасли России // Глобальные тенденции развития сервиса в гражданской авиации в современном мире ‒ 2022. Сборник статей научно-практической конференции. Под редакцией Т.Н. Кошелевой, С.В. Митрофанова. Санкт-Петербург, 2023. С. 45-48.
24. Семенов С.А. Транспортная безопасность и транспортные правоотношения // Транспортное право и безопасность. 2022. № 2(42). С. 196-204.
25. Соколов Ю.И., Коришева О.В. Анализ текущего состояния и деятельности транспортного комплекса России в аспекте формирования национальной экономической безопасности // Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности). 2019. № 1 (12). С. 328-334.
26. Ткачёв И.Г. Транспортный комплекс Российской Федерации: проблемы и тенденции развития // Управленческое консультирование. 2017. № 6. С. 183-189.
27. Фотина К.В. Транспортная безопасность в структуре национальной безопасности Российской Федерации // Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2022. № 6 (95). С. 44-48.
28. Фофанова А.Ю. Транспортный комплекс и его роль в развитии регионов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 1–2 (52). C. 162-165.
29. Шкурина Л.В., Сеславина Е.А., Евдокимова Е.Н. Риски и угрозы транспортной безопасности: их оценка в системе обеспечения социально-экономической безопасности России // Экономическая безопасность. 2020. Том 3. № 2. С. 145-154.
30. Циклаури В.Ю., Афанасьева Л.В., Дмитриев Д.С. Идентификация опасностей и оценка угроз экономической безопасности транспортного комплекса Российской Федерации // Управленческий учет. 2022. № 3. С. 334-341.
31. Цыганов В.В. Модели и методы адаптации транспортной инфраструктуры России в условиях санкций // Труды 15-й межд. конф. «Управление развитием крупномасштабных систем». М., ИПУ РАН, 2022. С. 87-99.
32. Экономическая безопасность России: учебное пособие: в 3 ч. / под общ. ред. Т. А. Бондарской. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2018. 234 с.
33. Официальный сайт Госавтоинспекции «ГУОБДД МВД России». [Электронный ресурс]. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 07.04.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ