Рассмотрен город Москва.
Проведен анализ статистики о транспорту в г. Москва за 2019-2021 годы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования транспортной безопасности 6
1.1 Понятие транспортной безопасности и ее назначение 6
1.2 Виды и формы транспортной безопасности 23
1.3 Правовые основы обеспечения транспортной безопасности 27
Глава 2. Правовое регулирование в сфере обеспечения транспортной безопасности в г. Москве 43
2.1 Государственно-правовые механизмы обеспечения транспортной безопасности в г. Москве 43
2.2 Проблемы в сфере обеспечения транспортной безопасности в г. Москве 54
2.3 Основные направления развития законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в г. Москве 62
Заключение 72
Список использованных источников 78
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время транспортная систем выступает в качестве оного из ключевых элементов внешней и внутренней политики РФ, что в свою очередь лежит в основе формирования стратегии транспортной безопасности государства, а также разработки мероприятий по минимизации угроз и вызовов по данному направлению.
Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и пассажирские перевозки на территории России, является транспортная система, к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования по качеству, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозка пассажиров, сроков и стоимости доставки. В соответствии с этим состояние транспортных коммуникаций России должно соответствовать требованиям мировой интеграции.
Транспортная составная часть играет большую роль в цене продукта, естественно, выгодно налаживать связи с соседями, что дает возможность обеспечить снижение транспортных расходов и увеличение прибыли. В этом случае Россия имеет преимущества из-за большого количества государств-соседей, но вышеупомянутое не будет иметь соответствующей реализации без соответствующего уровня транспортной безопасности.
Транспортное расположение России ‒ одна из немногих черт привлекательности национального рынка России для зарубежных инвесторов и производителей, потому что западноевропейские государства не могут не считаться с таким государством, расположенным на перекрестке торговых путей. Поэтому важнейшим фактором усиления роли транспорта во внешней экономической деятельности государства является трансграничность России и транспортная безопасность.
Возникает острая необходимость анализировать проблемы транспортной безопасности на концептуальном уровне с использованием общенаучных и новейших прикладных методов познания, ориентированных в целом на теоретико-прикладное обоснование концепции обеспечения транспортной безопасности России. Для обеспечения безопасности государство должно выработать и принять ряд мер, направленных на совершенствование (реформирование) транспортной безопасности с целью повышения эффективности всего транспортного комплекса устойчивого функционирования экономики и повышения национальной безопасности России.
Вопросам обеспечения транспортной безопасности в Росси пока уделяется мало внимания. А принимаемые меры, как правило, отличаются невысокой эффективностью. Вместе с тем обеспечение надлежащего уровня транспортной безопасности является одной из основных задач современного государства. Это подтверждается вниманием, уделяемым ныне в развитых странах мира вопросам безопасности, в частности транспортной, а также предопределено огромным значением транспорта для любой современной страны.
Степень изученности вопроса. Проблемы, касающиеся транспортной безопасности, учета на транспорте, приоритетных интересов обеспечения национальной безопасности, транспортной стратегии в морском, воздушном и наземном просторах, рассматривались в работах: В.И. Голованова, А.А. Рапацевич, С.А. Семенова, А.В. Федякина, А А. Горбунова и др.
Хотя отдельные вопросы, которым посвящены эти работы, рассмотренные в работах вышеупомянутых и других авторов, требуют дальнейшего обсуждения и совершенствования, что и обусловило актуальность дальнейшего исследования.
Целью работы является изучение правового регулирования в сфере обеспечения транспортной безопасности в г. Москве.
Поставленная цель достигается решением таких задач:
рассмотреть понятие транспортной безопасности и ее назначение;
охарактеризовать виды и формы транспортной безопасности;
изучить правовые основы обеспечения транспортной безопасности;
проанализировать государственно-правовые механизмы обеспечения транспортной безопасности в г. Москве;
выявить проблемы в сфере обеспечения транспортной безопасности в г. Москве;
определить основные направления развития законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в г. Москве.
Объектом исследования является транспортная безопасность г. Москвы.
Предметом исследования выступает правовое регулирование транспортной безопасности мегаполиса.
Теоретическо-информационной основой для подготовки настоящей работы выступили современные труды различных ученых в сфере права, транспортной безопасности. Также для написания настоящей работы привлекалась периодическая литература и российские законодательные акты, связанные с рассматриваемыми вопросами, информация, опубликованная на официальных сайтах.
Методы исследования. В ходе написания выпускной квалификационной работы были применены различные методы, это диалектический метод, метод анализа, метод синтеза, статистический метод, методы наблюдения и прогнозирования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
По данным проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры, что позволяет обеспечивать национальную безопасность и национальные интересы в отрасли транспортной деятельности и ее устойчивости, способность предотвращать причинение вреда здоровью и жизни людей, ущербу имуществу окружающей среде, минимизировать общенациональный экономический ущерб в процессе транспортной деятельности.
Реализация обеспечения транспортной безопасности на транспорте реализуется на трех уровнях: государственном, отраслевом и объектовом.
Транспортная безопасность в первую очередь подразделяется на: технико-технологическую, антитеррористическую и организационно-структурную.
Транспортную безопасность можно классифицировать по следующим критериям:
масштаб;
степень защищенности;
характер угроз;
защищаемый объем или сфера;
уровень защищенности отдельных видов деятельности;
по характеру угрозы.
В настоящее время система нормативно-правового регулирования транспортной безопасности содержит значительное количество нормативно-правовых актов. К изучению правовых основ обеспечения транспортной безопасности на уровне государства лучше всего подойти с функциональной точки зрения.
В качестве базового нормативно-правового акта, регламентирующего вопросы транспортной безопасности, выступает Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 711 в ведении Российской Федерации находится как транспорт федерального значения, так и пути сообщения, в том числе и вопросы безопасности и обороны.
Важное значение в нормативно-правовом регулировании транспортной безопасности отводится Федеральному закону Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ответственность за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры возлагается непосредственно на перевозчиков и субъектов транспортной инфраструктуры. Необходимо отметить, что в качестве субъектов транспортной инфраструктуры выступают индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также физические лица, которые непосредственно являются собственниками данных объектов транспортной инфраструктуры или же транспортного средства, или эксплуатирующие их на законных основаниях.
Инициатива по регулированию правоотношений в части транспортной безопасности принадлежит государству, что выражается посредством его нормотворчества, а также на основе Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», который непосредственно входит в состав транспортного законодательства РФ в совокупности с подзаконными ему актами.
Ключевая роль в данном вопросе отводится в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» компетентным органам федерального уровня, к которым следует отнести органы исполнительной власти, которые уполномочены непосредственно Президентом РФ выполнять функции в части оказания государственных услуг по обеспечению транспортной безопасности. К данным органам относится Минтранс России и подведомственные ему органы.
Непосредственно контроль (надзор) по соблюдению требований транспортной безопасности регламентируется Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, которое утверждено от 29 июня 2021 г. № 1051. На сегодняшний день федеральный контроль и надзор осуществляется Ространснадзором.
Транспортный комплекс мегаполиса, которым является г. Москва представлен всеми видами транспорта и включает:
– метрополитен;
– железнодорожный транспорт;
– речной транспорт;
– наземный транспорт;
– международный аэропорт Внуково;
– такси;
– каршеринг.
На протяжении анализируемого периода отмечается снижение пассажиропотока общественного транспорта г. Москвы. Если в 2019 году пассажиропоток общественного транспорта составлял 16,2 млн. поездок в рабочий день, то к 2020 году отмечается падение до отметки в 9,8 млн. поездок в рабочий день, что в основном обусловлено ограничениями, вызванными пандемией коронавируса и введением локдауна в г. Москве. В 2021 году отмечается рост пассажиропотока общественного транспорта г. Москвы до отметки в 13,4 млн. поездок в рабочий день. Однако показатель еще не достиг значений допандемийного уровня. Рост прослеживается и по уникальным пассажирам общественного транспорта. Если в 2019 году число уникальных пассажиров общественного транспорта составляло порядка 6,22 млн. чел. в день, то к 2020 году цифра снизилась до 3,83 млн. чел. в день. Далее отмечается рост числа уникальных пассажиров общественного транспорта г. Москвы до отметки в 5,29 млн. чел. в рабочий день.
На протяжении анализируемого трехлетнего периода прослеживается рост пассажиропотока личного транспорта г. Москвы. Однако тенденция изменения показателя не является однозначной. В 2020 году прослеживается снижение пассажиропотока личного транспорта г. Москвы с 8,58 млн. поездок до 8,25 млн. поездок в рабочий день. Однако в 2021 году отмечается рост показателя до отметки в 8,69 млн. поездок в рабочий день. В целом за анализируемый трехлетний период прослеживается тенденция роста уникальных машин. Если в 2019 году их число составляло 3,07 млн. ед. в день, то в 2021 году прослеживается их рост до отметки в 3,11 млн. ед. в день.
В качестве обеспечения транспортной безопасности мегаполиса понимаются действия и процессы, которые направлены на рациональное применение социальных, экономических, нормативно-правовых, образовательных, а также технико-технологических методов, направленных непосредственно на локализацию и профилактику угроз. Это дает в свою очередь возможность снизить травматизм и повысить уровень качества жизни населения посредством повышения уровня культуры поведения на транспорте транспортной грамотности. Вопросы транспортной безопасности в г. Москве возложены на Департамент транспорта Москвы. В качестве ключевой задачи Департамент транспорта Москвы выступает обеспечение защиты пассажиров от возможных противоправных действий, в том числе и тех, которые носят террористический характер.
На сегодняшний день важная роль в обеспечении транспортной безопасности принадлежит внедрению и дальнейшему развитию информационных технологий. Важное значение в данном случае принадлежит интеллектуальным ресурсам. Посредством «умных» ресурсов в мегаполисе планируется значительно упростить процессы жизнедеяльности города, а также в разы повысить уровень безопасности его населения посредством ИТ-технологий, а также применения систем управления новейшего поколения.
В настоящее время разработана и реализуется на практике концепция умного города Москвы, достижение запланированного результата по которой планируется к 2030 году. Данный проект предусматривает обеспечение оптимального взаимодействия систем ресурсов городской службы с целью обеспечения населению максимально комфортных условий жизнедеятельности.
Проектом предусмотрена тесная взаимосвязь между основными элементами:
– предоставление государственных услуг цифрового типа;
– организация уличного видеонаблюдения;
– внедрение интеллектуальных транспортных систем и т.д.
Если анализировать нормативно-правовое регулирование транспортной безопасности, то можно выделить следующие недочеты:
нет полного раскрытия в ключевых нормативно-правовых актах термина «транспортная безопасность;
нет ясности в определении понятия ««подразделения транспортной безопасности»;
также имеют место противоречия в части применения норм различных нормативно-правовых актов, которые не всегда согласуются между собой.
Важное место в обеспечении транспортной безопасности отводится вопросам цифровизации, что требует привлечения инвестиций по схеме государственно-частого партнерства. Но изменения в Земельном кодексе РФ стали одним из препятствий в части реализации данных сделок, что также требует дальнейшей проработки.
Для разрешения проблем в части нормативно-правового регулирования транспортной безопасности можно предложить следующие мероприятия:
1. С целью более широкого и полного раскрытия термина «транспортная безопасность» предлагается расширить его трактовку. В данном случае предлагается следующая трактовка термина: под транспортной безопасностью следует понимать состояние, которое обеспечивает защищенность транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры от возможных актов вмешательства, носящих незаконный характер с помощью реализации комплекса мер технического, информационного, охранного характера, направленных на обеспечение безопасности различных видов транспорта и общественного порядка.
2. Что касается трактовки термина «подразделение транспортной безопасности», то в контексте Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. от 28 февраля 2023 г. № 53-ФЗ) требуется расширить, систематизировать и закрепить систему субъектов, посредством которых обеспечивается транспортная безопасность. Защиту транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуру могут осуществлять юридические лица, которые были для этой цели аккредитованы в специальном порядке и прошли аттестацию соответствующих органов.
3. В части разрешения проблем с досмотром требуется более четко раскрыть, в каком случае проводится определенный вид досмотра. Также будет необходимым утвердить перечень субъектов, которые могут его непосредственно осуществлять досмотр.
Ключевыми направлениями совершенствования механизма ГЧП в рамках развития цифровой транспортной инфраструктуры региона являются:
разработка узконаправленной модели государственно-частного сотрудничества отдельно по цифровым проектам;
модернизация экономического и организационно-правового регулирования, учитывая специфику ЦТИ;
акцентирование внимания на инновациях при достижении сотрудничества;
сотрудничество не только с крупным капиталом, но и малым бизнесом (проекты городского благоустройства, в моногородах и т.п.);
совершенствование государственно-частного сотрудничества, способствующее равномерному (в силу необходимости) распределению проектов по отрасли (все виды транспорта).
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 4 октября 2022 г. № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Кодекс торгового мореплавания (КТМ РФ) от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (в ред. от 28 февраля 2023 г. № 51-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. № 18 ст. 2207.
3. Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ РФ) от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (в ред. от 28 февраля 2023 г. № 53-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 марта 2001 г., № 11, ст. 1001.
4. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 18 марта 2023 г. № 57-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 18 марта 2023 г. № 77-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147.
6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. от 4 ноября 2022 г. № 427-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. № 1 (часть I) ст. 16.
7. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. от 28 февраля 2023 г. № 53-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. № 7. Ст. 837.
8. Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1051 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (в ред. от 14 декабря 2021 г. № 2293) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2021 г. № 27 (часть III) ст. 5429.
9. Берман Н.Д. Влияние транспортной инфраструктуры на устойчивое развитие: тенденции и проблемы // International Journal of Advanced Studies. 2020. Т. 10. № 2. С. 7-14.
10. Галицкий Р.В. Транспортная безопасность: проблемы отраслевой коммуникации // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 4 (98). С. 47-55.
11. Дугаржапова М.А., Жалсараева Е.А., Маланов В.И. Современное состояние транспортного комплекса и проблемы его развития в условиях пространственного развития России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 8(1). С. 49-57.
12. Иващенко Е.Г., Кузьмина Н.А. Интегрированные системы обеспечения транспортной безопасности // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2019. Т. 1. С. 190-196.
13. Королева Е.Г. К вопросу об обеспечении дорожно-транспортной безопасности // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2022. № 1. С. 77-79.
14. Краснопольский Б.Х. Влияние магистральной инфраструктуры на эффективность пространственно-хозяйственных образований: подходы к оценке // Регионалистика. 2021. Т. 8. № 3. С. 56-71.
15. Кусков А.Н. Основные аспекты транспортной безопасности и ее связь с экономическим потенциалом страны // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 10-4 (73). С. 139-141.
16. Лаврухин М.В. Укрепление роли транспортной безопасности в системе национальной безопасности // Транспортное право и безопасность. 2022. № 3 (43). С. 109-116.
17. Мартынюк Е.В. Методическое обеспечение экономической безопасности дорожно-транспортной системы мегаполиса (на примере г. Москвы): автореферат. Нижний Новгород, 2021. 24 с.
18. Накрохина П.В. Взаимосвязь инноваций и безопасности в области обеспечения транспортной безопасности // Новые информационные технологии и системы в решении задач инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 45-48.
19. Некрасова И.Е., Погосов В.Н., Григорян А.А. Государственно-частное партнерство в сфере транспорта // Заметки ученого. 2021. № 5-1. С. 659-662.
20. Новикова Т.Е., Шилина Е.Я. Роль и значение транспортного комплекса в обеспечении экономической безопасности России // Развитие современной науки и образования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 46-49.
21. Новикова Т.Е., Купцова Е.А. Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в сфере водного транспорта // Современные социально-экономические процессы: проблемы, тенденции, перспективы. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2022. С.9-14.
22. Рахманов А.А. Система безопасности движения при организации транспортных услуг // Вестник науки. 2022. Т. 1. № 4 (49). С. 223-227.
23. Рюмкина К.А. К вопросу цифровизации транспортной отрасли России // Глобальные тенденции развития сервиса в гражданской авиации в современном мире ‒ 2022. Сборник статей научно-практической конференции. Под редакцией Т.Н. Кошелевой, С.В. Митрофанова. Санкт-Петербург, 2023. С. 45-48.
24. Семенов С.А. Транспортная безопасность и транспортные правоотношения // Транспортное право и безопасность. 2022. № 2(42). С. 196-204.
25. Соколов Ю.И., Коришева О.В. Анализ текущего состояния и деятельности транспортного комплекса России в аспекте формирования национальной экономической безопасности // Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности). 2019. № 1 (12). С. 328-334.
26. Ткачёв И.Г. Транспортный комплекс Российской Федерации: проблемы и тенденции развития // Управленческое консультирование. 2017. № 6. С. 183-189.
27. Фотина К.В. Транспортная безопасность в структуре национальной безопасности Российской Федерации // Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2022. № 6 (95). С. 44-48.
28. Фофанова А.Ю. Транспортный комплекс и его роль в развитии регионов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 1–2 (52). C. 162-165.
29. Шкурина Л.В., Сеславина Е.А., Евдокимова Е.Н. Риски и угрозы транспортной безопасности: их оценка в системе обеспечения социально-экономической безопасности России // Экономическая безопасность. 2020. Том 3. № 2. С. 145-154.
30. Циклаури В.Ю., Афанасьева Л.В., Дмитриев Д.С. Идентификация опасностей и оценка угроз экономической безопасности транспортного комплекса Российской Федерации // Управленческий учет. 2022. № 3. С. 334-341.
31. Цыганов В.В. Модели и методы адаптации транспортной инфраструктуры России в условиях санкций // Труды 15-й межд. конф. «Управление развитием крупномасштабных систем». М., ИПУ РАН, 2022. С. 87-99.
32. Экономическая безопасность России: учебное пособие: в 3 ч. / под общ. ред. Т. А. Бондарской. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2018. 234 с.
33. Официальный сайт Госавтоинспекции «ГУОБДД МВД России». [Электронный ресурс]. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 07.04.2023).