Внешнеэкономическая политика России в современных условиях (Волгоградский Государственный Университет)
|
Проведен анализ статистических данных по 2021 год включительно
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы внешнеэкономической политики государства 5
1.1 Понятие и сущность внешнеэкономической политики 5
1.2 Основные составляющие внешнеэкономической политики государства 11
Глава 2. Внешнеэкономическая политика Российской Федерации на современном этапе 18
2.1 Особенности внешнеэкономической политики РФ 18
2.2 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути их решения 24
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы внешнеэкономической политики государства 5
1.1 Понятие и сущность внешнеэкономической политики 5
1.2 Основные составляющие внешнеэкономической политики государства 11
Глава 2. Внешнеэкономическая политика Российской Федерации на современном этапе 18
2.1 Особенности внешнеэкономической политики РФ 18
2.2 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути их решения 24
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Актуальность темы исследования. Санкции отрезали Россию от наиболее технологически развитых секторов мировой экономики, а это означает, что любые планы будущего экономического развития вновь должны будут основываться на торговле энергоносителями. Тем не менее, российский ВВП упал всего на 2,1 процента в 2022 году, и даже осторожный МВФ прогнозирует его рост в 2023 году – в отличие, например, от экономики Великобритании. Это позволяет Кремлю утверждать, что санкции неэффективны, но есть как качественный, так и количественный эффект. Санкции радикально изменили методы работы экономического блока российского правительства – хотя, опять же, не в лучшую сторону.
Экономическая политика России до начала конфликта с Украиной была в значительной степени сосредоточена на технологическом развитии, диверсификации экспорта, устранении зависимости страны от ископаемого топлива и относительно свободном перемещении капитала. Теперь эти элементы были заменены контролем за движением капитала, обозначением стран как дружественных или враждебных, юанизацией платежей и милитаризацией бюджетных расходов. И нет никакой перспективы, что это изменится в течение длительного времени. Парадоксально, но санкции укрепили крепость России в краткосрочной перспективе, изолировав ее от глобальных потрясений, в то же время ослабив ее в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Геополитические соображения будут по-прежнему определять российскую торговую политику, включая производственные цепочки, в обозримом будущем. Связанные с этим издержки лягут на плечи потребителей в виде повышения цен и снижения качества товаров. Цены на нефть и газ в настоящее время являются более или менее единственным каналом, по которому внешние потрясения могут достичь России. Если произойдет глобальная рецессия, которая приведет к значительному падению этих цен, то для российской экономики не все будет гладко. Но это все еще далеко от наиболее вероятного исхода. Кроме того, страны ОПЕК+, включая Россию, договорились сократить добычу нефти с мая по октябрь, чтобы избежать резкого падения цен. Россия сделала еще один шаг вперед и изменила формулу расчета налогов на нефть и газ, чтобы минимизировать потери для бюджета.
Степень разработанности проблемы. Проблема внешнеэкономической политики РФ нашла свое отражение в трудах отечественных и зарубежных учёных-экономистов, таких как В.Е. Рыбалкина, Трояна И.А., Акашевой В. В., Матвиенко Г.В., Набирушкиной И.С., Гориной М.С., Кондратьева Е.М. и др.
Цель исследования – анализ внешнеэкономической политики РФ на современном этапе.
Для реализации, поставленной задачи необходимо решение следующих задач:
рассмотреть понятие и сущность внешнеэкономической политики государства;
изучить основные составляющие внешнеэкономической политики государства;
выявить особенности внешнеэкономической политики РФ;
определить проблемы внешнеэкономической политики России и пути их решения.
Объект исследования – внешнеэкономическая политика РФ.
Предметом исследования является экономические отношения, складывающиеся в процессе реализации внешнеэкономической политики РФ.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической основой исследования послужили концепции и гипотезы, представленные в трудах ведущих отечественных и зарубежных специалистов. В процессе написания работы были использованы следующие методы в рамках системного подхода: историко-логический; функционально-структурный; компаративный.
Информационно-эмпирическая база исследования. Информационная база исследования представлена материалами научными статьями, публикациями отечественных и зарубежных авторов в периодических изданиях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Экономическая политика России до начала конфликта с Украиной была в значительной степени сосредоточена на технологическом развитии, диверсификации экспорта, устранении зависимости страны от ископаемого топлива и относительно свободном перемещении капитала. Теперь эти элементы были заменены контролем за движением капитала, обозначением стран как дружественных или враждебных, юанизацией платежей и милитаризацией бюджетных расходов. И нет никакой перспективы, что это изменится в течение длительного времени. Парадоксально, но санкции укрепили крепость России в краткосрочной перспективе, изолировав ее от глобальных потрясений, в то же время ослабив ее в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Геополитические соображения будут по-прежнему определять российскую торговую политику, включая производственные цепочки, в обозримом будущем. Связанные с этим издержки лягут на плечи потребителей в виде повышения цен и снижения качества товаров. Цены на нефть и газ в настоящее время являются более или менее единственным каналом, по которому внешние потрясения могут достичь России. Если произойдет глобальная рецессия, которая приведет к значительному падению этих цен, то для российской экономики не все будет гладко. Но это все еще далеко от наиболее вероятного исхода. Кроме того, страны ОПЕК+, включая Россию, договорились сократить добычу нефти с мая по октябрь, чтобы избежать резкого падения цен. Россия сделала еще один шаг вперед и изменила формулу расчета налогов на нефть и газ, чтобы минимизировать потери для бюджета.
Степень разработанности проблемы. Проблема внешнеэкономической политики РФ нашла свое отражение в трудах отечественных и зарубежных учёных-экономистов, таких как В.Е. Рыбалкина, Трояна И.А., Акашевой В. В., Матвиенко Г.В., Набирушкиной И.С., Гориной М.С., Кондратьева Е.М. и др.
Цель исследования – анализ внешнеэкономической политики РФ на современном этапе.
Для реализации, поставленной задачи необходимо решение следующих задач:
рассмотреть понятие и сущность внешнеэкономической политики государства;
изучить основные составляющие внешнеэкономической политики государства;
выявить особенности внешнеэкономической политики РФ;
определить проблемы внешнеэкономической политики России и пути их решения.
Объект исследования – внешнеэкономическая политика РФ.
Предметом исследования является экономические отношения, складывающиеся в процессе реализации внешнеэкономической политики РФ.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической основой исследования послужили концепции и гипотезы, представленные в трудах ведущих отечественных и зарубежных специалистов. В процессе написания работы были использованы следующие методы в рамках системного подхода: историко-логический; функционально-структурный; компаративный.
Информационно-эмпирическая база исследования. Информационная база исследования представлена материалами научными статьями, публикациями отечественных и зарубежных авторов в периодических изданиях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Экономические санкции нанесли значительный ущерб российской экономике. Экономическая ситуация в стране будет медленно улучшаться по мере переориентации цепочек поставок на другие рынки, особенно в Азии. Но настойчивость в принятии мер западными странами по-прежнему имеет решающее значение. Измерение влияния западных санкций на российскую экономику не является точной наукой. В сопроводительной статье к этой статье предполагается, что к началу 2023 года реальный ВВП страны был на 7-10% ниже того, каким он был бы, если бы санкции не были применены после начала конфликта с Украиной. Этот расчет основан на сравнении прогнозов роста ВВП России до и после конфликта. Существуют и другие способы выполнения этого «контрфактического» вычисления, которые дают аналогичный ответ.
Это снижение темпов роста ВВП, вероятно, продолжится до 2023 года и начала 2024 года. То, что произойдет после этого, будет зависеть от развития военной деятельности России и западных санкций. Но Россия сможет разработать альтернативные схемы торговли, которые ослабят любое будущее воздействие этих мер. Таким образом, экономические перспективы России зависят от того, что происходит с экспортом нефти и газа, а также от того, в какой степени страна сможет найти новые рынки для экспорта и новых поставщиков основных импортных товаров и уменьшить свою зависимость от западных цепочек поставок. Финансовые потоки также будут зависеть от мер, принимаемых в отношении российских финансовых учреждений и частных лиц, некоторые из которых связаны со сложными офшорными соглашениями и постоянной угрозой обжалования в суде.
Экономический рост в России был слабым в период, когда цены на нефть упали после 2015 года, но он был выше в более ранний период, когда цены на нефть обычно составляли в среднем около 80-100 долларов за баррель, а реальный ВВП страны составлял в среднем около 4% в год – так совпало, что уровень, которого цены на нефть достигли в конце 2021 года, несколько выше, чем в прошлом году. за несколько месяцев до того, как начался конфликт с Украиной. Таким образом, рост на 4% – это приблизительный показатель того, каким мог бы быть рост ВВП России в 2022 году, если бы не вторжение. Учитывая сообщения об отрицательном росте в 2022 году примерно от -2% до -4,5% и низкий прогноз на 2023 год, этот очень простой расчет снова предполагает минимальные затраты на ВВП в размере 7-9% ВВП к началу 2023 года.
Трудно поверить, что издержки прямого режима санкций, введенных в отношении России, в процентах от ВВП будут меньше, чем издержки Brexit в процентах от ВВП; на самом деле, они, вероятно, будут значительно больше. Важно учитывать несколько характеристик российской экономической деятельности после введения санкций. С начала 2022 года произошел переход к «командной экономике», при которой большая доля ВВП прямо или косвенно производится государством. Эта доля увеличится еще больше, если, как обещает В. В. Путин, производство военных материалов будет ускорено в 2023 году. Анализ государственного бюджета России на 2023 год показывает, что по сравнению с 2022 годом расходы на безопасность увеличатся на 50%, расходы на здравоохранение сократятся на 9%, расходы на образование сократятся на 2%, а сокращение расходов на инфраструктуру на 24% и сокращение расходов на промышленность на 19%. Все это происходит в условиях резко растущего дефицита бюджета.
Таким образом, практически невозможно сравнить текущее номинальное значение ВВП в России с прошлыми значениями. Существует большая вероятность того, что номинальные значения ВВП России завышены по сравнению с прошлыми оценками. Отвлечение ресурсов на виды деятельности, которые оцениваются на основе затрат, а не на основе выпуска, которые недоступны для конечного потребления, и неспособность измерить дополнительную надбавку к потребительским ценам, связанную с переориентацией на поставщиков более низкого качества или более дорогих товаров, вероятно, сохранятся в течение 2023 года и далее.
Это снижение темпов роста ВВП, вероятно, продолжится до 2023 года и начала 2024 года. То, что произойдет после этого, будет зависеть от развития военной деятельности России и западных санкций. Но Россия сможет разработать альтернативные схемы торговли, которые ослабят любое будущее воздействие этих мер. Таким образом, экономические перспективы России зависят от того, что происходит с экспортом нефти и газа, а также от того, в какой степени страна сможет найти новые рынки для экспорта и новых поставщиков основных импортных товаров и уменьшить свою зависимость от западных цепочек поставок. Финансовые потоки также будут зависеть от мер, принимаемых в отношении российских финансовых учреждений и частных лиц, некоторые из которых связаны со сложными офшорными соглашениями и постоянной угрозой обжалования в суде.
Экономический рост в России был слабым в период, когда цены на нефть упали после 2015 года, но он был выше в более ранний период, когда цены на нефть обычно составляли в среднем около 80-100 долларов за баррель, а реальный ВВП страны составлял в среднем около 4% в год – так совпало, что уровень, которого цены на нефть достигли в конце 2021 года, несколько выше, чем в прошлом году. за несколько месяцев до того, как начался конфликт с Украиной. Таким образом, рост на 4% – это приблизительный показатель того, каким мог бы быть рост ВВП России в 2022 году, если бы не вторжение. Учитывая сообщения об отрицательном росте в 2022 году примерно от -2% до -4,5% и низкий прогноз на 2023 год, этот очень простой расчет снова предполагает минимальные затраты на ВВП в размере 7-9% ВВП к началу 2023 года.
Трудно поверить, что издержки прямого режима санкций, введенных в отношении России, в процентах от ВВП будут меньше, чем издержки Brexit в процентах от ВВП; на самом деле, они, вероятно, будут значительно больше. Важно учитывать несколько характеристик российской экономической деятельности после введения санкций. С начала 2022 года произошел переход к «командной экономике», при которой большая доля ВВП прямо или косвенно производится государством. Эта доля увеличится еще больше, если, как обещает В. В. Путин, производство военных материалов будет ускорено в 2023 году. Анализ государственного бюджета России на 2023 год показывает, что по сравнению с 2022 годом расходы на безопасность увеличатся на 50%, расходы на здравоохранение сократятся на 9%, расходы на образование сократятся на 2%, а сокращение расходов на инфраструктуру на 24% и сокращение расходов на промышленность на 19%. Все это происходит в условиях резко растущего дефицита бюджета.
Таким образом, практически невозможно сравнить текущее номинальное значение ВВП в России с прошлыми значениями. Существует большая вероятность того, что номинальные значения ВВП России завышены по сравнению с прошлыми оценками. Отвлечение ресурсов на виды деятельности, которые оцениваются на основе затрат, а не на основе выпуска, которые недоступны для конечного потребления, и неспособность измерить дополнительную надбавку к потребительским ценам, связанную с переориентацией на поставщиков более низкого качества или более дорогих товаров, вероятно, сохранятся в течение 2023 года и далее.
Подобные работы
- Внешнеэкономическая политика России в сфере таможенного дела
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Механизм таможенно-тарифного регулирования в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Противодействие коррупции на государственной службе как приоритетное направление административной реформы России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКСТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ АПХ «МИРАТОРГ»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2016 - ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС Омский государственный университет
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2022



