Проведен анализ статистических данных по 2021 год включительно
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы внешнеэкономической политики государства 5
1.1 Понятие и сущность внешнеэкономической политики 5
1.2 Основные составляющие внешнеэкономической политики государства 11
Глава 2. Внешнеэкономическая политика Российской Федерации на современном этапе 18
2.1 Особенности внешнеэкономической политики РФ 18
2.2 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути их решения 24
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Актуальность темы исследования. Санкции отрезали Россию от наиболее технологически развитых секторов мировой экономики, а это означает, что любые планы будущего экономического развития вновь должны будут основываться на торговле энергоносителями. Тем не менее, российский ВВП упал всего на 2,1 процента в 2022 году, и даже осторожный МВФ прогнозирует его рост в 2023 году – в отличие, например, от экономики Великобритании. Это позволяет Кремлю утверждать, что санкции неэффективны, но есть как качественный, так и количественный эффект. Санкции радикально изменили методы работы экономического блока российского правительства – хотя, опять же, не в лучшую сторону.
Экономическая политика России до начала конфликта с Украиной была в значительной степени сосредоточена на технологическом развитии, диверсификации экспорта, устранении зависимости страны от ископаемого топлива и относительно свободном перемещении капитала. Теперь эти элементы были заменены контролем за движением капитала, обозначением стран как дружественных или враждебных, юанизацией платежей и милитаризацией бюджетных расходов. И нет никакой перспективы, что это изменится в течение длительного времени. Парадоксально, но санкции укрепили крепость России в краткосрочной перспективе, изолировав ее от глобальных потрясений, в то же время ослабив ее в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Геополитические соображения будут по-прежнему определять российскую торговую политику, включая производственные цепочки, в обозримом будущем. Связанные с этим издержки лягут на плечи потребителей в виде повышения цен и снижения качества товаров. Цены на нефть и газ в настоящее время являются более или менее единственным каналом, по которому внешние потрясения могут достичь России. Если произойдет глобальная рецессия, которая приведет к значительному падению этих цен, то для российской экономики не все будет гладко. Но это все еще далеко от наиболее вероятного исхода. Кроме того, страны ОПЕК+, включая Россию, договорились сократить добычу нефти с мая по октябрь, чтобы избежать резкого падения цен. Россия сделала еще один шаг вперед и изменила формулу расчета налогов на нефть и газ, чтобы минимизировать потери для бюджета.
Степень разработанности проблемы. Проблема внешнеэкономической политики РФ нашла свое отражение в трудах отечественных и зарубежных учёных-экономистов, таких как В.Е. Рыбалкина, Трояна И.А., Акашевой В. В., Матвиенко Г.В., Набирушкиной И.С., Гориной М.С., Кондратьева Е.М. и др.
Цель исследования – анализ внешнеэкономической политики РФ на современном этапе.
Для реализации, поставленной задачи необходимо решение следующих задач:
рассмотреть понятие и сущность внешнеэкономической политики государства;
изучить основные составляющие внешнеэкономической политики государства;
выявить особенности внешнеэкономической политики РФ;
определить проблемы внешнеэкономической политики России и пути их решения.
Объект исследования – внешнеэкономическая политика РФ.
Предметом исследования является экономические отношения, складывающиеся в процессе реализации внешнеэкономической политики РФ.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической основой исследования послужили концепции и гипотезы, представленные в трудах ведущих отечественных и зарубежных специалистов. В процессе написания работы были использованы следующие методы в рамках системного подхода: историко-логический; функционально-структурный; компаративный.
Информационно-эмпирическая база исследования. Информационная база исследования представлена материалами научными статьями, публикациями отечественных и зарубежных авторов в периодических изданиях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Экономические санкции нанесли значительный ущерб российской экономике. Экономическая ситуация в стране будет медленно улучшаться по мере переориентации цепочек поставок на другие рынки, особенно в Азии. Но настойчивость в принятии мер западными странами по-прежнему имеет решающее значение. Измерение влияния западных санкций на российскую экономику не является точной наукой. В сопроводительной статье к этой статье предполагается, что к началу 2023 года реальный ВВП страны был на 7-10% ниже того, каким он был бы, если бы санкции не были применены после начала конфликта с Украиной. Этот расчет основан на сравнении прогнозов роста ВВП России до и после конфликта. Существуют и другие способы выполнения этого «контрфактического» вычисления, которые дают аналогичный ответ.
Это снижение темпов роста ВВП, вероятно, продолжится до 2023 года и начала 2024 года. То, что произойдет после этого, будет зависеть от развития военной деятельности России и западных санкций. Но Россия сможет разработать альтернативные схемы торговли, которые ослабят любое будущее воздействие этих мер. Таким образом, экономические перспективы России зависят от того, что происходит с экспортом нефти и газа, а также от того, в какой степени страна сможет найти новые рынки для экспорта и новых поставщиков основных импортных товаров и уменьшить свою зависимость от западных цепочек поставок. Финансовые потоки также будут зависеть от мер, принимаемых в отношении российских финансовых учреждений и частных лиц, некоторые из которых связаны со сложными офшорными соглашениями и постоянной угрозой обжалования в суде.
Экономический рост в России был слабым в период, когда цены на нефть упали после 2015 года, но он был выше в более ранний период, когда цены на нефть обычно составляли в среднем около 80-100 долларов за баррель, а реальный ВВП страны составлял в среднем около 4% в год – так совпало, что уровень, которого цены на нефть достигли в конце 2021 года, несколько выше, чем в прошлом году. за несколько месяцев до того, как начался конфликт с Украиной. Таким образом, рост на 4% – это приблизительный показатель того, каким мог бы быть рост ВВП России в 2022 году, если бы не вторжение. Учитывая сообщения об отрицательном росте в 2022 году примерно от -2% до -4,5% и низкий прогноз на 2023 год, этот очень простой расчет снова предполагает минимальные затраты на ВВП в размере 7-9% ВВП к началу 2023 года.
Трудно поверить, что издержки прямого режима санкций, введенных в отношении России, в процентах от ВВП будут меньше, чем издержки Brexit в процентах от ВВП; на самом деле, они, вероятно, будут значительно больше. Важно учитывать несколько характеристик российской экономической деятельности после введения санкций. С начала 2022 года произошел переход к «командной экономике», при которой большая доля ВВП прямо или косвенно производится государством. Эта доля увеличится еще больше, если, как обещает В. В. Путин, производство военных материалов будет ускорено в 2023 году. Анализ государственного бюджета России на 2023 год показывает, что по сравнению с 2022 годом расходы на безопасность увеличатся на 50%, расходы на здравоохранение сократятся на 9%, расходы на образование сократятся на 2%, а сокращение расходов на инфраструктуру на 24% и сокращение расходов на промышленность на 19%. Все это происходит в условиях резко растущего дефицита бюджета.
Таким образом, практически невозможно сравнить текущее номинальное значение ВВП в России с прошлыми значениями. Существует большая вероятность того, что номинальные значения ВВП России завышены по сравнению с прошлыми оценками. Отвлечение ресурсов на виды деятельности, которые оцениваются на основе затрат, а не на основе выпуска, которые недоступны для конечного потребления, и неспособность измерить дополнительную надбавку к потребительским ценам, связанную с переориентацией на поставщиков более низкого качества или более дорогих товаров, вероятно, сохранятся в течение 2023 года и далее.
1. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ // Система «КонсультантПлюс». -URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182902 (дата обращения: 11.11.2022)
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 28.06.2022 г. №213-ФЗ / Система «Гарант» – Текст электронный https:// www.garant.ru/hotlaw/federal/1551615/ (дата обращения: 11.11.2022)
3. О внешней торговле в 2021 году. // Официальный сайт «РОССТАТ РФ» – Текст электронный https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/26_23-02-2022.html (дата обращения 06.01.2023)
4. О Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р/ Система «КонсультантПлюс». -Текст электронный http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601 (дата обращения: 7.11.2022)
Научная и учебная литература
5. Акашева, В. В. Правовое регулирование таможенно-тарифной системы / В. В. Акашева, Е. В. Аниськина; Молодой ученый; 2013. – Текст электронный https:// moluch.ru/archive/52/6937/ (дата обращения 06.01.2023)
6. Артеев, С. П. Внешняя политика России:«мягкая сила» регионов // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. – 2021. – Т. 13. – №. 1. – С. 32-57.
7. Балашова, К. С., Ахмедзянов Р. Р. Оценка состояния международного таможенного сотрудничества в России и перспективы его развития // Modern Economy Success. – 2020. – №. 3. – С. 86-90.
8. Воронкова, О. Н. Внешнеэкономическая деятельность предприятий в современных условиях: риски vs возможности // Инновации и инвестиции. – 2021. – №. 1. – С. 40-43.
9. Евсеева, А. Г., Евсеев, П. В. Коррупция как составляющая угроза экономической безопасности современной России, в условиях рыночной экономики // Концепция развития и эффективного использования научного потенциала общества. – 2020. – С. 128-130.
10. Зенкина, Е. В. К вопросу об изменении силы воздействия мировой экономики на финансовую сферу России // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2020. – №. 1. – С. 27-38.
11. Иванова, М. А., Александрова Н. В. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия // Россия-2035: наука и практика в фокусе инновационного развития. – 2020. – С. 235-239.
12. Ивановская, Д. Р., Ваулина, О. А. Внешнеэкономическая деятельность как фактор социально-экономического развития страны // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. – 2020. – С. 152-154.
13. Карпунина, Е. К. и др. Внешнеэкономическая деятельность как детерминант экономической безопасности России: оценка угроз и перспектив развития в условиях санкционных ограничений // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2023. – Т. 12. – №. 5. – С. 10-26.
14. Коновалова, Ю. А., Ушанов С. А., Зарубин И. С. Торговое сотрудничество США и ЕС в контексте изменения американской внешнеэкономической политики // Вестник МГИМО Университета. – 2020. – №. 5 (74). – С. 31-54.
15. Косикова, Ю. А. и др. Анализ внешнеторговой политики Российской Федерации и предложения по увеличению ее эффективности // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. – 2020. – №. 3. – С. 5-10.
16. Лычагин, А. И., Семенов, А. В., Семенов, И. А. Внешняя политика России в условиях развития коронавирусной пандемии // Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. – 2021. – №. 1. – С. 55-71.
17. Мамин, А. Ш. Особенности осуществления внешнеэкономической протекционистской политики России в современных условиях // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». – 2020. – №. 3. – С. 394-404.
18. Муренцева, В. А., Сыроижко, В. В. Регулирование внешнеэкономической деятельности на уровне государства // Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития. – 2020. – С. 150-154.
19. Разинкина, И. В. Проблемы реализации внешнеэкономической политики России в условиях противоречивых тенденций в глобальной экономике // Вестник Московского университета имени СЮ Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2020. – №. 1 (32). – С. 16-22.
20. Савин, Л. В. Многополярность и внешняя политика России // Постсоветские исследования. – 2020. – Т. 3. – №. 1. – С. 9-18.
21. Сильнягина, Т. А., Федосенко А. В., Хлопяникова Г. В. Влияние запретов и ограничений на внешнеэкономическую деятельность России в условиях санкций // Современная антимонопольная политика России: правоприменительная практика в Брянской области. – 2019. – С. 207-210.
22. Терелецкова, Е. В., Ягафарова И. М. Внешнеэкономическая деятельность регионов России в современных условиях // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2019. – №. 4 (148). – С. 4.
23. Ivanova V. N. et al. Economic policy for country’s digitalization: A case study //Entrepreneurship and sustainability issues. – 2019. – Т. 7. – №. 1. – С. 649.
24. Razumovskaia E. et al. The effectiveness of Russian government policy to support smes in the COVID-19 pandemic //Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. – 2020. – Т. 6. – №. 4. – С. 160.
25. Sergi B. S. et al. Central Asia and China: financial development through cooperation with Russia //Asia-Pacific contemporary finance and development. – Emerald Publishing Limited, 2019. – Т. 26. – С. 141-164.
Электронные ресурсы
26. Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика: учебное пособие / Б.Т. Кузнецов: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – Текст электронный // https:// institutiones.com/download/books/2182-makroekonomika-kuznecov.html (дата обращения 06.01.2023)
27. Матвиенко, Г.В. Проблемы правового регулирования внешней торговли товарами в условиях интеграции / Г.В. Матвиенко; 2014 г. – Текст электронный https:// law-journal.ru/files/pdf/201401/201401_31.pdf (дата обращения 06.01.2023)
28. Набирушкина, И.С. Таможенные пошлины и механизм их распределения в Таможенном союзе (финансово-правовой аспект) / И.С. Набирушкина; 2014 г. – Текст электронный http:// www.brokert.ru/article/tamojennyi-kontrol?page=6 (дата обращения: 09.11.2022)
29. Рыбалкин, В.Е и др. Международные экономические отношения. учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям: учебник/, Рыбалкин В.Е., Мантусов В.Б., Грибанич В.М., Дрыночкин А.В., Кутовой В.М., Поспелов В.К., Толмачев П.И., Щербанин Ю.А., Щетинин В.Д., Георг Фишер, Логинов Б.Б., Руднева А.О., Фролов С.В, ЮНИТИ-ДАНА, 9-е изд., 2012. – Текст электронный // https:// www.iprbookshop.ru/81659.html (дата обращения 06.01.2023)
30. Троян, И.А. Особенности управления внешнеторговой деятельностью страны через призму политики протекционизма и либерализма/И.А. Троян, 2015. – Текст электронный // https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upravleniya-vneshnetorgovoy-deyatelnostyu-strany-cherez-prizmu-politiki-protektsionizma-i-liberalizma/viewer (дата обращения 06.01.2023)
31. Фалина, Н. В. Особенности и направления совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России в современных условиях // Вестник Академии знаний. – 2020. – №. 5 (40). – С. 430-436.
32. Федеральная служба государственной статистики Торговля в России 2021 – статистический сборник/ Торговля в России 2021 – Текст электронный https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Torgov_2021.pdf (дата обращения 06.01.2023)
33. Холодова, К. С., Сыроижко, В. В. Развитие внешнеэкономической деятельности России на современном этапе // Человеческий капитал как фактор инновационного развития общества. – 2020. – С. 94-99.
34. Цвир, Д. П., Титова, А. Ю. Внешнеторговая политика РФ в современных условиях // Наука и образование сегодня. – 2019. – №. 6-1 (41). – С. 46-51.
35. Цыганков, А. П. Внешняя политика России: к комплексному осмыслению // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2020. – Т. 20. – №. 3. – С. 441-448.