Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внешнеэкономическая политика России в современных условиях (Волгоградский Государственный Университет)

Работа №118810

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

международные отношения

Объем работы43
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен анализ статистических данных по 2021 год включительно

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы внешнеэкономической политики государства 5
1.1 Понятие и сущность внешнеэкономической политики 5
1.2 Основные составляющие внешнеэкономической политики государства 11
Глава 2. Внешнеэкономическая политика Российской Федерации на современном этапе 18
2.1 Особенности внешнеэкономической политики РФ 18
2.2 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути их решения 24
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Актуальность темы исследования. Санкции отрезали Россию от наиболее технологически развитых секторов мировой экономики, а это означает, что любые планы будущего экономического развития вновь должны будут основываться на торговле энергоносителями. Тем не менее, российский ВВП упал всего на 2,1 процента в 2022 году, и даже осторожный МВФ прогнозирует его рост в 2023 году – в отличие, например, от экономики Великобритании. Это позволяет Кремлю утверждать, что санкции неэффективны, но есть как качественный, так и количественный эффект. Санкции радикально изменили методы работы экономического блока российского правительства – хотя, опять же, не в лучшую сторону.
Экономическая политика России до начала конфликта с Украиной была в значительной степени сосредоточена на технологическом развитии, диверсификации экспорта, устранении зависимости страны от ископаемого топлива и относительно свободном перемещении капитала. Теперь эти элементы были заменены контролем за движением капитала, обозначением стран как дружественных или враждебных, юанизацией платежей и милитаризацией бюджетных расходов. И нет никакой перспективы, что это изменится в течение длительного времени. Парадоксально, но санкции укрепили крепость России в краткосрочной перспективе, изолировав ее от глобальных потрясений, в то же время ослабив ее в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Геополитические соображения будут по-прежнему определять российскую торговую политику, включая производственные цепочки, в обозримом будущем. Связанные с этим издержки лягут на плечи потребителей в виде повышения цен и снижения качества товаров. Цены на нефть и газ в настоящее время являются более или менее единственным каналом, по которому внешние потрясения могут достичь России. Если произойдет глобальная рецессия, которая приведет к значительному падению этих цен, то для российской экономики не все будет гладко. Но это все еще далеко от наиболее вероятного исхода. Кроме того, страны ОПЕК+, включая Россию, договорились сократить добычу нефти с мая по октябрь, чтобы избежать резкого падения цен. Россия сделала еще один шаг вперед и изменила формулу расчета налогов на нефть и газ, чтобы минимизировать потери для бюджета.
Степень разработанности проблемы. Проблема внешнеэкономической политики РФ нашла свое отражение в трудах отечественных и зарубежных учёных-экономистов, таких как В.Е. Рыбалкина, Трояна И.А., Акашевой В. В., Матвиенко Г.В., Набирушкиной И.С., Гориной М.С., Кондратьева Е.М. и др.
Цель исследования – анализ внешнеэкономической политики РФ на современном этапе.
Для реализации, поставленной задачи необходимо решение следующих задач:
 рассмотреть понятие и сущность внешнеэкономической политики государства;
 изучить основные составляющие внешнеэкономической политики государства;
 выявить особенности внешнеэкономической политики РФ;
 определить проблемы внешнеэкономической политики России и пути их решения.
Объект исследования – внешнеэкономическая политика РФ.
Предметом исследования является экономические отношения, складывающиеся в процессе реализации внешнеэкономической политики РФ.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической основой исследования послужили концепции и гипотезы, представленные в трудах ведущих отечественных и зарубежных специалистов. В процессе написания работы были использованы следующие методы в рамках системного подхода: историко-логический; функционально-структурный; компаративный.
Информационно-эмпирическая база исследования. Информационная база исследования представлена материалами научными статьями, публикациями отечественных и зарубежных авторов в периодических изданиях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экономические санкции нанесли значительный ущерб российской экономике. Экономическая ситуация в стране будет медленно улучшаться по мере переориентации цепочек поставок на другие рынки, особенно в Азии. Но настойчивость в принятии мер западными странами по-прежнему имеет решающее значение. Измерение влияния западных санкций на российскую экономику не является точной наукой. В сопроводительной статье к этой статье предполагается, что к началу 2023 года реальный ВВП страны был на 7-10% ниже того, каким он был бы, если бы санкции не были применены после начала конфликта с Украиной. Этот расчет основан на сравнении прогнозов роста ВВП России до и после конфликта. Существуют и другие способы выполнения этого «контрфактического» вычисления, которые дают аналогичный ответ.
Это снижение темпов роста ВВП, вероятно, продолжится до 2023 года и начала 2024 года. То, что произойдет после этого, будет зависеть от развития военной деятельности России и западных санкций. Но Россия сможет разработать альтернативные схемы торговли, которые ослабят любое будущее воздействие этих мер. Таким образом, экономические перспективы России зависят от того, что происходит с экспортом нефти и газа, а также от того, в какой степени страна сможет найти новые рынки для экспорта и новых поставщиков основных импортных товаров и уменьшить свою зависимость от западных цепочек поставок. Финансовые потоки также будут зависеть от мер, принимаемых в отношении российских финансовых учреждений и частных лиц, некоторые из которых связаны со сложными офшорными соглашениями и постоянной угрозой обжалования в суде.
Экономический рост в России был слабым в период, когда цены на нефть упали после 2015 года, но он был выше в более ранний период, когда цены на нефть обычно составляли в среднем около 80-100 долларов за баррель, а реальный ВВП страны составлял в среднем около 4% в год – так совпало, что уровень, которого цены на нефть достигли в конце 2021 года, несколько выше, чем в прошлом году. за несколько месяцев до того, как начался конфликт с Украиной. Таким образом, рост на 4% – это приблизительный показатель того, каким мог бы быть рост ВВП России в 2022 году, если бы не вторжение. Учитывая сообщения об отрицательном росте в 2022 году примерно от -2% до -4,5% и низкий прогноз на 2023 год, этот очень простой расчет снова предполагает минимальные затраты на ВВП в размере 7-9% ВВП к началу 2023 года.
Трудно поверить, что издержки прямого режима санкций, введенных в отношении России, в процентах от ВВП будут меньше, чем издержки Brexit в процентах от ВВП; на самом деле, они, вероятно, будут значительно больше. Важно учитывать несколько характеристик российской экономической деятельности после введения санкций. С начала 2022 года произошел переход к «командной экономике», при которой большая доля ВВП прямо или косвенно производится государством. Эта доля увеличится еще больше, если, как обещает В. В. Путин, производство военных материалов будет ускорено в 2023 году. Анализ государственного бюджета России на 2023 год показывает, что по сравнению с 2022 годом расходы на безопасность увеличатся на 50%, расходы на здравоохранение сократятся на 9%, расходы на образование сократятся на 2%, а сокращение расходов на инфраструктуру на 24% и сокращение расходов на промышленность на 19%. Все это происходит в условиях резко растущего дефицита бюджета.
Таким образом, практически невозможно сравнить текущее номинальное значение ВВП в России с прошлыми значениями. Существует большая вероятность того, что номинальные значения ВВП России завышены по сравнению с прошлыми оценками. Отвлечение ресурсов на виды деятельности, которые оцениваются на основе затрат, а не на основе выпуска, которые недоступны для конечного потребления, и неспособность измерить дополнительную надбавку к потребительским ценам, связанную с переориентацией на поставщиков более низкого качества или более дорогих товаров, вероятно, сохранятся в течение 2023 года и далее.



1. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ // Система «КонсультантПлюс». -URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182902 (дата обращения: 11.11.2022)
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 28.06.2022 г. №213-ФЗ / Система «Гарант» – Текст электронный https:// www.garant.ru/hotlaw/federal/1551615/ (дата обращения: 11.11.2022)
3. О внешней торговле в 2021 году. // Официальный сайт «РОССТАТ РФ» – Текст электронный https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/26_23-02-2022.html (дата обращения 06.01.2023)
4. О Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р/ Система «КонсультантПлюс». -Текст электронный http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601 (дата обращения: 7.11.2022)
Научная и учебная литература
5. Акашева, В. В. Правовое регулирование таможенно-тарифной системы / В. В. Акашева, Е. В. Аниськина; Молодой ученый; 2013. – Текст электронный https:// moluch.ru/archive/52/6937/ (дата обращения 06.01.2023)
6. Артеев, С. П. Внешняя политика России:«мягкая сила» регионов // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. – 2021. – Т. 13. – №. 1. – С. 32-57.
7. Балашова, К. С., Ахмедзянов Р. Р. Оценка состояния международного таможенного сотрудничества в России и перспективы его развития // Modern Economy Success. – 2020. – №. 3. – С. 86-90.
8. Воронкова, О. Н. Внешнеэкономическая деятельность предприятий в современных условиях: риски vs возможности // Инновации и инвестиции. – 2021. – №. 1. – С. 40-43.
9. Евсеева, А. Г., Евсеев, П. В. Коррупция как составляющая угроза экономической безопасности современной России, в условиях рыночной экономики // Концепция развития и эффективного использования научного потенциала общества. – 2020. – С. 128-130.
10. Зенкина, Е. В. К вопросу об изменении силы воздействия мировой экономики на финансовую сферу России // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2020. – №. 1. – С. 27-38.
11. Иванова, М. А., Александрова Н. В. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия // Россия-2035: наука и практика в фокусе инновационного развития. – 2020. – С. 235-239.
12. Ивановская, Д. Р., Ваулина, О. А. Внешнеэкономическая деятельность как фактор социально-экономического развития страны // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. – 2020. – С. 152-154.
13. Карпунина, Е. К. и др. Внешнеэкономическая деятельность как детерминант экономической безопасности России: оценка угроз и перспектив развития в условиях санкционных ограничений // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2023. – Т. 12. – №. 5. – С. 10-26.
14. Коновалова, Ю. А., Ушанов С. А., Зарубин И. С. Торговое сотрудничество США и ЕС в контексте изменения американской внешнеэкономической политики // Вестник МГИМО Университета. – 2020. – №. 5 (74). – С. 31-54.
15. Косикова, Ю. А. и др. Анализ внешнеторговой политики Российской Федерации и предложения по увеличению ее эффективности // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. – 2020. – №. 3. – С. 5-10.
16. Лычагин, А. И., Семенов, А. В., Семенов, И. А. Внешняя политика России в условиях развития коронавирусной пандемии // Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. – 2021. – №. 1. – С. 55-71.
17. Мамин, А. Ш. Особенности осуществления внешнеэкономической протекционистской политики России в современных условиях // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». – 2020. – №. 3. – С. 394-404.
18. Муренцева, В. А., Сыроижко, В. В. Регулирование внешнеэкономической деятельности на уровне государства // Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития. – 2020. – С. 150-154.
19. Разинкина, И. В. Проблемы реализации внешнеэкономической политики России в условиях противоречивых тенденций в глобальной экономике // Вестник Московского университета имени СЮ Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2020. – №. 1 (32). – С. 16-22.
20. Савин, Л. В. Многополярность и внешняя политика России // Постсоветские исследования. – 2020. – Т. 3. – №. 1. – С. 9-18.
21. Сильнягина, Т. А., Федосенко А. В., Хлопяникова Г. В. Влияние запретов и ограничений на внешнеэкономическую деятельность России в условиях санкций // Современная антимонопольная политика России: правоприменительная практика в Брянской области. – 2019. – С. 207-210.
22. Терелецкова, Е. В., Ягафарова И. М. Внешнеэкономическая деятельность регионов России в современных условиях // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2019. – №. 4 (148). – С. 4.
23. Ivanova V. N. et al. Economic policy for country’s digitalization: A case study //Entrepreneurship and sustainability issues. – 2019. – Т. 7. – №. 1. – С. 649.
24. Razumovskaia E. et al. The effectiveness of Russian government policy to support smes in the COVID-19 pandemic //Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. – 2020. – Т. 6. – №. 4. – С. 160.
25. Sergi B. S. et al. Central Asia and China: financial development through cooperation with Russia //Asia-Pacific contemporary finance and development. – Emerald Publishing Limited, 2019. – Т. 26. – С. 141-164.
Электронные ресурсы
26. Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика: учебное пособие / Б.Т. Кузнецов: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – Текст электронный // https:// institutiones.com/download/books/2182-makroekonomika-kuznecov.html (дата обращения 06.01.2023)
27. Матвиенко, Г.В. Проблемы правового регулирования внешней торговли товарами в условиях интеграции / Г.В. Матвиенко; 2014 г. – Текст электронный https:// law-journal.ru/files/pdf/201401/201401_31.pdf (дата обращения 06.01.2023)
28. Набирушкина, И.С. Таможенные пошлины и механизм их распределения в Таможенном союзе (финансово-правовой аспект) / И.С. Набирушкина; 2014 г. – Текст электронный http:// www.brokert.ru/article/tamojennyi-kontrol?page=6 (дата обращения: 09.11.2022)
29. Рыбалкин, В.Е и др. Международные экономические отношения. учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям: учебник/, Рыбалкин В.Е., Мантусов В.Б., Грибанич В.М., Дрыночкин А.В., Кутовой В.М., Поспелов В.К., Толмачев П.И., Щербанин Ю.А., Щетинин В.Д., Георг Фишер, Логинов Б.Б., Руднева А.О., Фролов С.В, ЮНИТИ-ДАНА, 9-е изд., 2012. – Текст электронный // https:// www.iprbookshop.ru/81659.html (дата обращения 06.01.2023)
30. Троян, И.А. Особенности управления внешнеторговой деятельностью страны через призму политики протекционизма и либерализма/И.А. Троян, 2015. – Текст электронный // https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upravleniya-vneshnetorgovoy-deyatelnostyu-strany-cherez-prizmu-politiki-protektsionizma-i-liberalizma/viewer (дата обращения 06.01.2023)
31. Фалина, Н. В. Особенности и направления совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России в современных условиях // Вестник Академии знаний. – 2020. – №. 5 (40). – С. 430-436.
32. Федеральная служба государственной статистики Торговля в России 2021 – статистический сборник/ Торговля в России 2021 – Текст электронный https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Torgov_2021.pdf (дата обращения 06.01.2023)
33. Холодова, К. С., Сыроижко, В. В. Развитие внешнеэкономической деятельности России на современном этапе // Человеческий капитал как фактор инновационного развития общества. – 2020. – С. 94-99.
34. Цвир, Д. П., Титова, А. Ю. Внешнеторговая политика РФ в современных условиях // Наука и образование сегодня. – 2019. – №. 6-1 (41). – С. 46-51.
35. Цыганков, А. П. Внешняя политика России: к комплексному осмыслению // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2020. – Т. 20. – №. 3. – С. 441-448.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ