ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ РОССИИ 5
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА 5
1.1 Состояние культуры до революции и периода революции 5
1.2 Культура Советской России в годы НЭПА и в 1920-х - 1930-е гг. 8
1.3 Культура в СССР в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы (1945-1955) 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ КУЛЬТУРЫ РОССИИ 14
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В. 15
2.1.Особенности культура в СССР в эпоху "оттепели" 15
2.2 Культура в СССР в эпоху "развитого социализма" 17
2.3 Культура в СССР в эпоху перестройки 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 26
XX век – особый век русской истории. Он настолько трагичен, динамичен, насыщен социальными революциями (начало века) и социальными и иными катастрофами (включая в последние десятилетия техногенные и экономические), как ни один из периодов российской истории. Создаётся такое впечатление, что российская история в этот период специально подобрала весь набор событий ужасных и трагических, и в то же время героических: три революции, свержение самодержавия, гражданская война, коллективизация и индустриализация, отечественная война, освоение космоса, развал СССР – всё в этом наборе так взаимосвязано и переплетено, что тяжело однородно оценить каждое их этих событий.
Особенно это ощутимо на фоне спокойного и классического XIX века российской истории.
Актуальность темы исследования. XX столетие в мировой истории было самым трагическим. Человечество перенесло две мировые войны. Революционное разрушение Российской империи породило мощные волны насилия, закреплённые в государственных формах и в Европе, и в Азии, которые, так или иначе, сказались на судьбах всего человечества. В предельно обобщённом виде события минувшего века — суть следствия столкновения противоположных по смысложизненным ориентирам цивилизаций. Американские геополитики относят Россию к православной цивилизации и заявляют, что Запад будет пытаться сохранить своё высокое положение и защищать свои интересы, называя их интересами «мирового сообщества». С. Хантингтон откровенно признаёт, что «Запад завоевал мир не из-за превосходства своих идей, ценностей или религии., но скорее превосходством в применении организованного насилия». Известный геополитик здесь же отметил тот факт, что русская цивилизация «смогла противостоять бешеной атаке Запада и поддерживать самодостаточное независимое существование». Ещё одна его принципиально важная констатация, которая должна бы сконцентрировать защитные силы русской нации: «Внутрицивилизационное столкновение политических идей, порождённое Западом, сейчас вытесняется межцивилизационным столкновением культур и религий».
В условиях XX века стремительно возрастала роль образования в воспроизводстве культуры. В составе системообразующих оснований культуры образование есть самый массовый, мощный, полифункциональный, систематически и непрерывно воздействующий, обеспечивающий процесс становления новых поколений социокультурный институт. Эта роль образования в новейшее время является главной причиной самого энергичного вторжения в его сферу в период социальных потрясений разного рода «реформ», фактически по ряду признаков являющихся революциями, наподобие нынешних реформ в постсоветской России.
Цель - комплексное исследование Культура России в 20 веке
Задачи:
- исследовать состояние культуры до революции;
- выполнить характеристику культуры Советской России в годы НЭПА и в 1920-х - 1930-е гг.;
- охарактеризовать культура в СССР в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы (1945-1955);
- рассмотреть особенности культура в СССР в эпоху "оттепели";
- проанализировать культура в СССР в эпоху "развитого социализма";
- показать особенности культура в СССР в эпоху перестройки.
Объект - культура России в 20 веке.
Предмет – особенности культура России в 20 веке
В культуре XX века можно выделить дореволюционную культуру “серебрянного века”, тесно связанную с культурой XIX века, и послереволюционную культуру, иногда называемую советской культурой, хотя правильнее было бы назвать её культурой Советской России или культурой советской эпохи.
В начале XX века русская культура переживает невиданный взлёт. Особенно он нагляден в литературе и изобразительном искусстве. В литературе появляется несколько новых направлений. Продолжают творить последователи реализма: А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, А.Н. Горький, появляются новые имена – А.И. Куприн, И.А. Бунин, В.Т. Короленко и другие. Продолжает развиваться символизм, о котором речь шла в теме, посвященной культуре XIX века. Появляется новое направление в русской поэзии – акмеизм. Его последователи /Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий, М.А. Кузьмин / выступили за возврат к предметности, точному значению поэтического языка. Русский футуризм был рассмотрен в теме “Мировая культура XX века ”. В объединении художников “Мир искусства XX века ” созданном А.Н. Бенда проявили себя Л.С. Бонст, Е.Е Лансере, М.В.Добужинский, К.А. Сомов, Б.Н. Кустодиев, П.К. Рерих и другие [11].
Для первых десятилетий существования советской власти (20-30-е годы ) характерны такие явления как “культурная революции” и связанная с ней новая культурная политика, направленная на формирование нового советского человека и создание пролетарской культуры, опирающейся на идеологию марксизма, считавшегося на протяжении всего периода культуры советской эпохи единственно верной формой мировоззрения.
В этот период происходит уничтожение, так называемой буржуазной и дворянской интеллигенции, искусственное выращивание новой советской пролетарской интеллигенции, необходимость в которой диктовалась экономическими и политическими причинами. К числу позитивных моментов новой культурной политики следует отнести почти полное уничтожение неграмотности в СССР (к концу 30-х годов), подъем и расцвет системы образования (как среднего так и высшего), расцвет многонациональных культур на территориях бывших окраин Российской империи (в том числе и на территории Белоруссии), бесплатный доступ народа к сокровищницам мировой и отечественной культуры.
С середины 50-х годов начинается последний этап развития советской культуры. Точной датой его начала можно считать 30 июня 1956 г., когда было принято постановление ЦК «О преодолении культа личности и его последствий». С этого момента во всех областях жизни и культуры происходят важные изменения.
Советский Союз постепенно поднимает так называемый «железный занавес», который отделял его от остального мира, и становится все более открытым для других стран и народов. Ярким примером тому стал Московский международный фестиваль молодежи, состоявшийся в 1957 г. и позволивший советским людям увидеть живых людей разного цвета кожи со всех уголков нашей планеты.
Внутри страны происходит оздоровление нравственного климата. Восстанавливаются добрые имена деятелей науки, литературы и искусства, ставших невинными жертвами незаконных репрессий. Реабилитируются тысячи других людей и целые народы, пострадавшие от сталинского произвола. Отношения между советскими людьми становятся гораздо более открытыми, доверительными, по-человечески теплыми. Все это дало основание назвать это время «Оттепелью».
Главным событием данного периода стало вступление СССР в эпоху научно-технической революции. Можно сразу сказать, что это вступление было не просто успешным, но поистине триумфальным.
В 1985 г. в СССР начинается Перестройка. Новое руководство во главе с М.С. Горбачевым пытается с помощью демократизации и гласности придать социализму новое дыхание. Совершается отход от прежних жестких классовых позиций. Универсальные общечеловеческие ценности становятся выше классовых и национальных. Радикально меняется отношение к культуре русского зарубежья. Возникает широкий «возвращенной» художественной и философской литературы. Русская культура воссоединяется со своей зарубежной частью и вновь становится единой. В духовной и культурной жизни утверждается дух свободы.
Что касается советской культуры, то она не уходит в прошлое. При всей ее противоречивости и неоднозначности, и несмотря на имеющиеся в ней крайности идеологизации классового подхода, она имеет положительные результаты и бесспорные достижения. Общественное устройство и политические режимы могут глубоко изменяться, сменять друг друга или исчезать совсем. Однако народ остается и продолжает жить. Вместе с ним продолжают жить лучшие достижения культуры, созданные во все исторические эпохи, через которые пролегает судьба народа
1. Абелюк, Е.С. История русской литературы XX в. Книга для просвещенных учителей и учеников. Кн. 1. Начало XX в / Е.С. Абелюк, К.М. Поливанов. - М.: НЛО, 2009. - 296 c.
2. Березовая, Л. Г. История русской культуры XVIII — начала XX века: учебник для академического бакалавриата / Л. Г. Березовая. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 453 с.
3. Воронкова, Л. П. Культурология: учебник для академического бакалавриата / Л. П. Воронкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 202 с.
4. Галин С.А. Отечественная культура ХХ века: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 479 c.
5. Деготь Е. Русское искусство ХХ века. – М.: Трилистник, 2002. – 224 с.
6. Дианова, В. М. История культурологии: учебник для академического бакалавриата / В. М. Дианова, Ю. Н. Солонин. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 471 с.
7. Колыхалов Д.В. Введение всеобщего обязательного начального обучения в Советской России в 1923–1941 гг.// «Палладиум», 2010. – с. 320
8. Пономарев В.А. Советская культура и российская действительность. М., Дрофа, 1997. – с. 240
9. Рекун Т.А. Особенности архитектуры России в довоенный период (20-30-е годы Xx-го века) // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6
10. Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 2. XX век: учебное пособие для СПО / Г. И. Романова [и др.]; под ред. Г. И. Романовой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 232 с.
11. Сапронов П.А. Русская культура IX-ХХ вв.: Опыт осмысления. - СПб.: Паритет, 2005. - 702с.
12. Селунская Н.Б. Зарождение демократической культуры: Россия в начале XX в. / Селунская Н., Тоштендаль Р. - М.: РОССПЭН, 2005. - 335с.
13. Снигирева, Т. А. Век XIX и век XX русской литературы: реальности диалога: учебное пособие для вузов / Т. А. Снигирева, А. В. Подчиненов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 198 с.
14. Соколова М.В. Советская литература 20-30-х годов XX века. Режим доступа: https://gallerix.ru/lib/sovetskaya-literatura-20-30-x-godov-xx-veka/
15. Соскин В.Л. Российская советская культура (1917-1927 гг.): очерки социальной истории. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - 452с.
16. Спивак Д.Л. Метафизика Петербурга: Французская цивилизация. - СПб.: Алетейя, 2005. - 527с.
17. Традиции и новации в духовной культуре Сибири XII-XX вв.: сборник научных трудов / Рос. акад. наук, Сибирское отд-ние, Ин-т истории; под ред. Покровского Н.Н. - Новосибирск, 2003. - 193с.
18. Традиции отечественной духовной культуры в нарративных и документальных источниках ХI-ХХI вв.: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.К.Ромодановская. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. - 307с. - (Археография и источниковедение Сибири; вып.29).
19. Традиционное и нетрадиционное в культуре России: сборник / отв. ред. Кондаков И.В. - М.: Наука, 2008. - 605с. - (Россия на перекрестке культур).
20. Трофимова, Р. П. История культурологии в России: учебник для вузов / Р. П. Трофимова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 460 с.
21. Тульчинский, Г. Политическая культура России: источники, уроки, перспективы / Г. Тульчинский. - М.: Алетейя, 2018. - 293 c.
22. Федоркин, Н.С. Политическая культура современной России: состояние, проблемы, пути трансформации."Материалы круглого стола"Монография / Н.С. Федоркин. - М.: КДУ, 2009. - 168 c.
23. Чумаков, А.Н. Культура в условиях глобализации. взгляд из россии / А.Н. Чумаков. - М.: КноРус, 2018. - 640 c.
28. Шафажинская, Н.Е. Монастырская просветит.культура России: Монография / Н.Е. Шафажинская. - М.: Инфра-М, 2016. - 608 c.
24. Фельдман М.А. Культурные ценности рабочих России в первые десятилетия ХХ века // Обществ. науки и современность. - 2007. - N 6. - С.111-124.