Международно-правовое регулирование социального обеспечения (Нижегородский Государственный Университет)
|
Рассмотрено правовое регулирование социального обеспечения в Нижегородской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕИСТИКА МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 6
1.1. Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения 6
1.2. Источники международно-правового регулирования социального обеспечения 11
1.3. Принципы международно-правового регулирования социального обеспечения 15
2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 19
2.1. Понятие и виды международных стандартов социального обеспечения в Нижегородской области 19
2.2. Международные стандарты социального обеспечения в договорах, заключенных в границах межгосударственных объединении и международных организаций Нижегородской области 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 51
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕИСТИКА МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 6
1.1. Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения 6
1.2. Источники международно-правового регулирования социального обеспечения 11
1.3. Принципы международно-правового регулирования социального обеспечения 15
2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 19
2.1. Понятие и виды международных стандартов социального обеспечения в Нижегородской области 19
2.2. Международные стандарты социального обеспечения в договорах, заключенных в границах межгосударственных объединении и международных организаций Нижегородской области 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 51
Актуальность темы исследования. Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.
Сущность международно-правового регулирования социального обеспечения составляют прежде всего идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере социального обеспечения.
Принимая во внимание, что система социального обеспечения является национальной, строится с учетом уровня экономического развития государства, специфики социально-демографического состава населения, исторических и национально-культурных традиций и функционирует на основе внутригосударственного правопорядка, нельзя игнорировать тот факт, что само право на социальное обеспечение, его базисные условия должны соответствовать международным стандартам социального обеспечения, которые призваны, гарантировать достойную жизнь каждому человеку при наступлении соответствующих социальных рисков.
Вступление России в Совет Европы, ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Европейской социальной хартии предопределяют необходимость формирования теоретической конструкции международных стандартов в области прав человека, в том числе в сфере социально-трудовых отношений, включая социальное обеспечение.
Одним из важнейших направлений международного регулирования является устранение коллизии правовых актов. Международные конвенции прямо указывают на применимое законодательство, чтобы избежать случаев, когда одновременно могут быть использованы правовые акты нескольких стран либо не может быть применено законодательство ни одной страны. Не принято оставлять решение этого вопроса на усмотрение заинтересованных сторон.
Усилившаяся трудовая миграция на территориях государств, ранее входивших в состав, Союза ССР, реформы в сфере социального обеспечения со всей остротой обозначили проблему реализации прав граждан разных государств в области социального обеспечения и выступили дополнительным аргументом в пользу рассмотрения требований международных стандартов в качестве ориентиров в правовом регулировании национальных систем социального обеспечения.
Актуальность выбранной темы в первую очередь обусловлена тем, что проблема социального обеспечения в международном праве получила отражение в учебной литературе. Так, во всех учебниках по праву социального обеспечения, изданных за последнее десятилетие, содержится раздел, посвященный международно-правовому регулированию социального обеспечения. Вместе с тем исследований, специально посвященных вопросам международно-правового регулирования социального обеспечения и международных стандартов, не проводилось ни в науке международного права, ни в науке права социального обеспечения. Не выработано также единое определение международно-правового регулирования социального обеспечения, не сформировано понятие международных стандартов в указанной сфере.
Степень разработанности темы. Тема использования международных стандартов социальной защиты населения в Российской Федерации получила широкое распространение в научной литературе. Для написания дипломной работы использовались труды И.А. Алебастровой, М.О. Буяновой, О.И. Ильинской, М.В. Корниловой, Э.К. Наберушкиной, Д.С. Накипелова, Я.М.Фогеля, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.
Целью исследования настоящей работы будет являться - анализ международно-правового регулирования в системе социального обеспечения.
Задачи исследования:
- дать понятие международно-правового регулирования социального обеспечения;
- рассмотреть источники международно-правового регулирования социального обеспечения;
- выявить основные принципы международно-правового регулирования социального обеспечения;
- проанализировать понятие и виды международных стандартов социального обеспечения;
- проанализировать Международные стандарты социального обеспечения в договорах, заключенных в рамках межгосударственных объединении и международных организаций.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
Сущность международно-правового регулирования социального обеспечения составляют прежде всего идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере социального обеспечения.
Принимая во внимание, что система социального обеспечения является национальной, строится с учетом уровня экономического развития государства, специфики социально-демографического состава населения, исторических и национально-культурных традиций и функционирует на основе внутригосударственного правопорядка, нельзя игнорировать тот факт, что само право на социальное обеспечение, его базисные условия должны соответствовать международным стандартам социального обеспечения, которые призваны, гарантировать достойную жизнь каждому человеку при наступлении соответствующих социальных рисков.
Вступление России в Совет Европы, ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Европейской социальной хартии предопределяют необходимость формирования теоретической конструкции международных стандартов в области прав человека, в том числе в сфере социально-трудовых отношений, включая социальное обеспечение.
Одним из важнейших направлений международного регулирования является устранение коллизии правовых актов. Международные конвенции прямо указывают на применимое законодательство, чтобы избежать случаев, когда одновременно могут быть использованы правовые акты нескольких стран либо не может быть применено законодательство ни одной страны. Не принято оставлять решение этого вопроса на усмотрение заинтересованных сторон.
Усилившаяся трудовая миграция на территориях государств, ранее входивших в состав, Союза ССР, реформы в сфере социального обеспечения со всей остротой обозначили проблему реализации прав граждан разных государств в области социального обеспечения и выступили дополнительным аргументом в пользу рассмотрения требований международных стандартов в качестве ориентиров в правовом регулировании национальных систем социального обеспечения.
Актуальность выбранной темы в первую очередь обусловлена тем, что проблема социального обеспечения в международном праве получила отражение в учебной литературе. Так, во всех учебниках по праву социального обеспечения, изданных за последнее десятилетие, содержится раздел, посвященный международно-правовому регулированию социального обеспечения. Вместе с тем исследований, специально посвященных вопросам международно-правового регулирования социального обеспечения и международных стандартов, не проводилось ни в науке международного права, ни в науке права социального обеспечения. Не выработано также единое определение международно-правового регулирования социального обеспечения, не сформировано понятие международных стандартов в указанной сфере.
Степень разработанности темы. Тема использования международных стандартов социальной защиты населения в Российской Федерации получила широкое распространение в научной литературе. Для написания дипломной работы использовались труды И.А. Алебастровой, М.О. Буяновой, О.И. Ильинской, М.В. Корниловой, Э.К. Наберушкиной, Д.С. Накипелова, Я.М.Фогеля, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.
Целью исследования настоящей работы будет являться - анализ международно-правового регулирования в системе социального обеспечения.
Задачи исследования:
- дать понятие международно-правового регулирования социального обеспечения;
- рассмотреть источники международно-правового регулирования социального обеспечения;
- выявить основные принципы международно-правового регулирования социального обеспечения;
- проанализировать понятие и виды международных стандартов социального обеспечения;
- проанализировать Международные стандарты социального обеспечения в договорах, заключенных в рамках межгосударственных объединении и международных организаций.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
Исходя из первого параграфа первой главы можно сделать вывод о том, что международно-правовое регулирование социального обеспечения - это создание соответствующих международных соглашений, координация и приведение в соответствие им национальных нормативно-правовых актов по вопросам соблюдения прав на социальное обеспечение при переезде в другие страны, сохранение имеющихся прав на конкретный вид пособия или пенсии при изменении основного места жительства.
Далее, во втором параграфе, были рассмотрены источники международно-правового регулирования социального обеспечения. Анализ межгосударственных договоров и соглашений в области социального обеспечения позволяет сделать вывод, что государства-участники этих договоров не только реализуют зафиксированные в Конвенциях МОТ, пересмотренной Европейской социальной хартии и Европейском кодексе социального обеспечения международные стандарты, в частности, относительно установления принципа равноправия при осуществлении социального обеспечения, сохранения приобретаемых и приобретенных прав в социальной сфере, но и формируют свои взаимоприемлемые стандарты, касающиеся условий предоставления видов социального обеспечения, круга лиц, подлежащих обеспечению.
С помощью межгосударственных договоров стороны устанавливают взаимные обязательства, которые направлены на устранение коллизий в правовом регулировании социального обеспечения. В данном случае под иностранным элементом следует понимать трудящихся-мигрантов и лиц, переселившихся на постоянное место жительства в другую страну, поскольку именно данные категории населения являются основными получателями социальных пособий в соответствии с положениями двухсторонних соглашений. Вместе с тем, по нашему мнению, вопросы структуры и системы социального обеспечения не могут быть предметом данных соглашений, поскольку это является суверенным правом самого государства и не может определяться в таких договорах.
В третьем параграфе были рассмотрены принципы международно-правового регулирования в системе социального обеспечения. Все принципы можно объединить в три большие группы:
1. Принцип равноправия в области социального обеспечения. Он установлен Конвенцией № 118 (1962).
2. Принцип сохранения приобретаемых прав в области социального обеспечения. В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пенсии или пособия довольно сильно отличаются.
3. Принцип сохранения приобретенных прав.
Исходя из проведенного анализа международно-правового регулирования в системе социального обеспечения, сделанного во второй главе, можно сформулировать следующие выводы:
Право на социальное обеспечение в универсальных и региональных международно-правовых актах относится к числу основных прав человека и реализуется с учетом принципов, закрепленных в данных документах. Так, в соответствии со статьей 22 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Формируя систему социального обеспечения в соответствии с внутренним законодательством, используя при этом, как правило, собственные материальные и организационные ресурсы, государство устанавливает и обеспечивает функционирование системы социального обеспечения с учетом собственных условий исторического, политического и экономического характера. В свете указанного, система социального обеспечения каждого государства является национальной, и, устанавливая ее с учетом своей специфики, государство реализует свою социальную функцию.
Поскольку государство является ведущим субъектом социального обеспечения, то оно должно в какой-то мере себя «дисциплинировать», устанавливать пределы, минимальные гарантии прав граждан в области социального обеспечения.
Проведение классификации международных стандартов социального обеспечения возможно по различным основаниям. В зависимости от характера и степени детализации международные стандарты социального обеспечения могут подразделяться на общие и специальные. Критериями классификации также могут являться сферы социальной политики, в которых реализуются те или иные международные стандарты, а также уровень правового регулирования (универсальный, региональный, межгосударственный).
Основные специальные стандарты социального обеспечения зафиксированы в актах МОТ. Анализ конвенций МОТ в области социального обеспечения, позволяет сделать вывод, что в них устанавливаются:
1. общие принципы построения, управления и финансирования национальной системы социального обеспечения, организационно-правовые формы социальной защиты населения;
2. виды социальных рисков;
3. виды социального обеспечения, размеры, объем и условия их назначения. При этом система социального обеспечения Российской Федерации в целом согласуется с международными стандартами, установленными в Конвенциях МОТ, в частности, в Конвенции № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Ратификация Конвенций МОТ послужит дополнительной гарантией сохранения уровня социального обеспечения, не ниже предусмотренного в ратифицированных международных документах.
Европейская доктрина исходит из признания тесной взаимосвязи прав и свобод человека, а, следовательно, и международных стандартов, сформулированных применительно к различным правам и свободам. Поэтому несмотря на то, что право на социальное обеспечение не закреплено в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейский суд по правам человека, принимая по жалобам российских граждан на неисполнение судебных решений по делам о различных выплатах социального характера постановления о нарушении права на справедливое судебное разбирательство и на уважение собственности, осуществляет тем самым косвенную защиту права на социальное обеспечение, основываясь на европейских стандартах в области прав человека.
Заключенные в рамках СНГ соглашения в области социального обеспечения практически утратили свою актуальность и в настоящее время подлежат существенному пересмотру с учетом внутригосударственных правопорядков стран Содружества. Получившее развитие в рамках СНГ модельное законодательство, носящее рекомендательный характер, позволит государствам-участникам совершенствовать свои национальные законодательства в сфере социальной защиты населения путем принятия на их основе внутригосударственных нормативных правовых актов либо внесения изменений и дополнений в действующее внутреннее законодательство. Значительную роль в применении соглашений о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в сфере социального обеспечения играет Экономический Суд СНГ.
Посредством заключения межгосударственных договоров и соглашений в области социального обеспечения их участники реализуют зафиксированные в Конвенциях МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (принцип равноправия граждан договаривающихся государств) и № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (учет трудового (страхового) стажа, полученного на территориях договаривающихся государств, при назначении пенсий и пособий), а также в пересмотренной Европейской социальной хартии (статья 12), международные стандарты социального обеспечения, а также формируют свои взаимоприемлемые стандарты, касающиеся условий предоставления видов социального обеспечения, круга лиц, подлежащих обеспечению.
Далее, во втором параграфе, были рассмотрены источники международно-правового регулирования социального обеспечения. Анализ межгосударственных договоров и соглашений в области социального обеспечения позволяет сделать вывод, что государства-участники этих договоров не только реализуют зафиксированные в Конвенциях МОТ, пересмотренной Европейской социальной хартии и Европейском кодексе социального обеспечения международные стандарты, в частности, относительно установления принципа равноправия при осуществлении социального обеспечения, сохранения приобретаемых и приобретенных прав в социальной сфере, но и формируют свои взаимоприемлемые стандарты, касающиеся условий предоставления видов социального обеспечения, круга лиц, подлежащих обеспечению.
С помощью межгосударственных договоров стороны устанавливают взаимные обязательства, которые направлены на устранение коллизий в правовом регулировании социального обеспечения. В данном случае под иностранным элементом следует понимать трудящихся-мигрантов и лиц, переселившихся на постоянное место жительства в другую страну, поскольку именно данные категории населения являются основными получателями социальных пособий в соответствии с положениями двухсторонних соглашений. Вместе с тем, по нашему мнению, вопросы структуры и системы социального обеспечения не могут быть предметом данных соглашений, поскольку это является суверенным правом самого государства и не может определяться в таких договорах.
В третьем параграфе были рассмотрены принципы международно-правового регулирования в системе социального обеспечения. Все принципы можно объединить в три большие группы:
1. Принцип равноправия в области социального обеспечения. Он установлен Конвенцией № 118 (1962).
2. Принцип сохранения приобретаемых прав в области социального обеспечения. В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пенсии или пособия довольно сильно отличаются.
3. Принцип сохранения приобретенных прав.
Исходя из проведенного анализа международно-правового регулирования в системе социального обеспечения, сделанного во второй главе, можно сформулировать следующие выводы:
Право на социальное обеспечение в универсальных и региональных международно-правовых актах относится к числу основных прав человека и реализуется с учетом принципов, закрепленных в данных документах. Так, в соответствии со статьей 22 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Формируя систему социального обеспечения в соответствии с внутренним законодательством, используя при этом, как правило, собственные материальные и организационные ресурсы, государство устанавливает и обеспечивает функционирование системы социального обеспечения с учетом собственных условий исторического, политического и экономического характера. В свете указанного, система социального обеспечения каждого государства является национальной, и, устанавливая ее с учетом своей специфики, государство реализует свою социальную функцию.
Поскольку государство является ведущим субъектом социального обеспечения, то оно должно в какой-то мере себя «дисциплинировать», устанавливать пределы, минимальные гарантии прав граждан в области социального обеспечения.
Проведение классификации международных стандартов социального обеспечения возможно по различным основаниям. В зависимости от характера и степени детализации международные стандарты социального обеспечения могут подразделяться на общие и специальные. Критериями классификации также могут являться сферы социальной политики, в которых реализуются те или иные международные стандарты, а также уровень правового регулирования (универсальный, региональный, межгосударственный).
Основные специальные стандарты социального обеспечения зафиксированы в актах МОТ. Анализ конвенций МОТ в области социального обеспечения, позволяет сделать вывод, что в них устанавливаются:
1. общие принципы построения, управления и финансирования национальной системы социального обеспечения, организационно-правовые формы социальной защиты населения;
2. виды социальных рисков;
3. виды социального обеспечения, размеры, объем и условия их назначения. При этом система социального обеспечения Российской Федерации в целом согласуется с международными стандартами, установленными в Конвенциях МОТ, в частности, в Конвенции № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Ратификация Конвенций МОТ послужит дополнительной гарантией сохранения уровня социального обеспечения, не ниже предусмотренного в ратифицированных международных документах.
Европейская доктрина исходит из признания тесной взаимосвязи прав и свобод человека, а, следовательно, и международных стандартов, сформулированных применительно к различным правам и свободам. Поэтому несмотря на то, что право на социальное обеспечение не закреплено в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейский суд по правам человека, принимая по жалобам российских граждан на неисполнение судебных решений по делам о различных выплатах социального характера постановления о нарушении права на справедливое судебное разбирательство и на уважение собственности, осуществляет тем самым косвенную защиту права на социальное обеспечение, основываясь на европейских стандартах в области прав человека.
Заключенные в рамках СНГ соглашения в области социального обеспечения практически утратили свою актуальность и в настоящее время подлежат существенному пересмотру с учетом внутригосударственных правопорядков стран Содружества. Получившее развитие в рамках СНГ модельное законодательство, носящее рекомендательный характер, позволит государствам-участникам совершенствовать свои национальные законодательства в сфере социальной защиты населения путем принятия на их основе внутригосударственных нормативных правовых актов либо внесения изменений и дополнений в действующее внутреннее законодательство. Значительную роль в применении соглашений о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в сфере социального обеспечения играет Экономический Суд СНГ.
Посредством заключения межгосударственных договоров и соглашений в области социального обеспечения их участники реализуют зафиксированные в Конвенциях МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (принцип равноправия граждан договаривающихся государств) и № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (учет трудового (страхового) стажа, полученного на территориях договаривающихся государств, при назначении пенсий и пособий), а также в пересмотренной Европейской социальной хартии (статья 12), международные стандарты социального обеспечения, а также формируют свои взаимоприемлемые стандарты, касающиеся условий предоставления видов социального обеспечения, круга лиц, подлежащих обеспечению.
Подобные работы
- Социальное обеспечение сотрудников МВД РФ: вопросы правового регулирования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Актуальные проблемы социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации (Всероссийский Государственный Университет Юстиции)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Правовое регулирование государственной границы России (Севастопольский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Пособие по беременности и родам как вид социального обеспечения в Российской Федерации (Московский Финансово-Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Правовое регулирование труда педагогических работников
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Понятие пособий и их классификация по законодательству Российской Федерации (Тамбовский государственный университет)
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца по действующему законодательству РФ (Нижегородский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - СИСТЕМА ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Магистерская диссертация, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - Проблема правового статуса транснациональных корпораций: международно-правовые аспекты ( 12.00.10 )
Диссертации (РГБ), международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003



