Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Международно-правовое регулирование социального обеспечения (Нижегородский Государственный Университет)

Работа №118806

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы53
Год сдачи2023
Стоимость900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Рассмотрено правовое регулирование социального обеспечения в Нижегородской области.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕИСТИКА МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 6
1.1. Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения 6
1.2. Источники международно-правового регулирования социального обеспечения 11
1.3. Принципы международно-правового регулирования социального обеспечения 15
2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 19
2.1. Понятие и виды международных стандартов социального обеспечения в Нижегородской области 19
2.2. Международные стандарты социального обеспечения в договорах, заключенных в границах межгосударственных объединении и международных организаций Нижегородской области 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 51

Актуальность темы исследования. Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.
Сущность международно-правового регулирования социального обеспечения составляют прежде всего идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере социального обеспечения.
Принимая во внимание, что система социального обеспечения является национальной, строится с учетом уровня экономического развития государства, специфики социально-демографического состава населения, исторических и национально-культурных традиций и функционирует на основе внутригосударственного правопорядка, нельзя игнорировать тот факт, что само право на социальное обеспечение, его базисные условия должны соответствовать международным стандартам социального обеспечения, которые призваны, гарантировать достойную жизнь каждому человеку при наступлении соответствующих социальных рисков.
Вступление России в Совет Европы, ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Европейской социальной хартии предопределяют необходимость формирования теоретической конструкции международных стандартов в области прав человека, в том числе в сфере социально-трудовых отношений, включая социальное обеспечение.
Одним из важнейших направлений международного регулирования является устранение коллизии правовых актов. Международные конвенции прямо указывают на применимое законодательство, чтобы избежать случаев, когда одновременно могут быть использованы правовые акты нескольких стран либо не может быть применено законодательство ни одной страны. Не принято оставлять решение этого вопроса на усмотрение заинтересованных сторон.
Усилившаяся трудовая миграция на территориях государств, ранее входивших в состав, Союза ССР, реформы в сфере социального обеспечения со всей остротой обозначили проблему реализации прав граждан разных государств в области социального обеспечения и выступили дополнительным аргументом в пользу рассмотрения требований международных стандартов в качестве ориентиров в правовом регулировании национальных систем социального обеспечения.
Актуальность выбранной темы в первую очередь обусловлена тем, что проблема социального обеспечения в международном праве получила отражение в учебной литературе. Так, во всех учебниках по праву социального обеспечения, изданных за последнее десятилетие, содержится раздел, посвященный международно-правовому регулированию социального обеспечения. Вместе с тем исследований, специально посвященных вопросам международно-правового регулирования социального обеспечения и международных стандартов, не проводилось ни в науке международного права, ни в науке права социального обеспечения. Не выработано также единое определение международно-правового регулирования социального обеспечения, не сформировано понятие международных стандартов в указанной сфере.
Степень разработанности темы. Тема использования международных стандартов социальной защиты населения в Российской Федерации получила широкое распространение в научной литературе. Для написания дипломной работы использовались труды И.А. Алебастровой, М.О. Буяновой, О.И. Ильинской, М.В. Корниловой, Э.К. Наберушкиной, Д.С. Накипелова, Я.М.Фогеля, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.
Целью исследования настоящей работы будет являться - анализ международно-правового регулирования в системе социального обеспечения.
Задачи исследования:
- дать понятие международно-правового регулирования социального обеспечения;
- рассмотреть источники международно-правового регулирования социального обеспечения;
- выявить основные принципы международно-правового регулирования социального обеспечения;
- проанализировать понятие и виды международных стандартов социального обеспечения;
- проанализировать Международные стандарты социального обеспечения в договорах, заключенных в рамках межгосударственных объединении и международных организаций.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из первого параграфа первой главы можно сделать вывод о том, что международно-правовое регулирование социального обеспечения - это создание соответствующих международных соглашений, координация и приведение в соответствие им национальных нормативно-правовых актов по вопросам соблюдения прав на социальное обеспечение при переезде в другие страны, сохранение имеющихся прав на конкретный вид пособия или пенсии при изменении основного места жительства.
Далее, во втором параграфе, были рассмотрены источники международно-правового регулирования социального обеспечения. Анализ межгосударственных договоров и соглашений в области социального обеспечения позволяет сделать вывод, что государства-участники этих договоров не только реализуют зафиксированные в Конвенциях МОТ, пересмотренной Европейской социальной хартии и Европейском кодексе социального обеспечения международные стандарты, в частности, относительно установления принципа равноправия при осуществлении социального обеспечения, сохранения приобретаемых и приобретенных прав в социальной сфере, но и формируют свои взаимоприемлемые стандарты, касающиеся условий предоставления видов социального обеспечения, круга лиц, подлежащих обеспечению.
С помощью межгосударственных договоров стороны устанавливают взаимные обязательства, которые направлены на устранение коллизий в правовом регулировании социального обеспечения. В данном случае под иностранным элементом следует понимать трудящихся-мигрантов и лиц, переселившихся на постоянное место жительства в другую страну, поскольку именно данные категории населения являются основными получателями социальных пособий в соответствии с положениями двухсторонних соглашений. Вместе с тем, по нашему мнению, вопросы структуры и системы социального обеспечения не могут быть предметом данных соглашений, поскольку это является суверенным правом самого государства и не может определяться в таких договорах.
В третьем параграфе были рассмотрены принципы международно-правового регулирования в системе социального обеспечения. Все принципы можно объединить в три большие группы:
1. Принцип равноправия в области социального обеспечения. Он установлен Конвенцией № 118 (1962).
2. Принцип сохранения приобретаемых прав в области социального обеспечения. В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пенсии или пособия довольно сильно отличаются.
3. Принцип сохранения приобретенных прав.
Исходя из проведенного анализа международно-правового регулирования в системе социального обеспечения, сделанного во второй главе, можно сформулировать следующие выводы:
Право на социальное обеспечение в универсальных и региональных международно-правовых актах относится к числу основных прав человека и реализуется с учетом принципов, закрепленных в данных документах. Так, в соответствии со статьей 22 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Формируя систему социального обеспечения в соответствии с внутренним законодательством, используя при этом, как правило, собственные материальные и организационные ресурсы, государство устанавливает и обеспечивает функционирование системы социального обеспечения с учетом собственных условий исторического, политического и экономического характера. В свете указанного, система социального обеспечения каждого государства является национальной, и, устанавливая ее с учетом своей специфики, государство реализует свою социальную функцию.
Поскольку государство является ведущим субъектом социального обеспечения, то оно должно в какой-то мере себя «дисциплинировать», устанавливать пределы, минимальные гарантии прав граждан в области социального обеспечения.
Проведение классификации международных стандартов социального обеспечения возможно по различным основаниям. В зависимости от характера и степени детализации международные стандарты социального обеспечения могут подразделяться на общие и специальные. Критериями классификации также могут являться сферы социальной политики, в которых реализуются те или иные международные стандарты, а также уровень правового регулирования (универсальный, региональный, межгосударственный).
Основные специальные стандарты социального обеспечения зафиксированы в актах МОТ. Анализ конвенций МОТ в области социального обеспечения, позволяет сделать вывод, что в них устанавливаются:
1. общие принципы построения, управления и финансирования национальной системы социального обеспечения, организационно-правовые формы социальной защиты населения;
2. виды социальных рисков;
3. виды социального обеспечения, размеры, объем и условия их назначения. При этом система социального обеспечения Российской Федерации в целом согласуется с международными стандартами, установленными в Конвенциях МОТ, в частности, в Конвенции № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Ратификация Конвенций МОТ послужит дополнительной гарантией сохранения уровня социального обеспечения, не ниже предусмотренного в ратифицированных международных документах.
Европейская доктрина исходит из признания тесной взаимосвязи прав и свобод человека, а, следовательно, и международных стандартов, сформулированных применительно к различным правам и свободам. Поэтому несмотря на то, что право на социальное обеспечение не закреплено в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейский суд по правам человека, принимая по жалобам российских граждан на неисполнение судебных решений по делам о различных выплатах социального характера постановления о нарушении права на справедливое судебное разбирательство и на уважение собственности, осуществляет тем самым косвенную защиту права на социальное обеспечение, основываясь на европейских стандартах в области прав человека.
Заключенные в рамках СНГ соглашения в области социального обеспечения практически утратили свою актуальность и в настоящее время подлежат существенному пересмотру с учетом внутригосударственных правопорядков стран Содружества. Получившее развитие в рамках СНГ модельное законодательство, носящее рекомендательный характер, позволит государствам-участникам совершенствовать свои национальные законодательства в сфере социальной защиты населения путем принятия на их основе внутригосударственных нормативных правовых актов либо внесения изменений и дополнений в действующее внутреннее законодательство. Значительную роль в применении соглашений о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в сфере социального обеспечения играет Экономический Суд СНГ.
Посредством заключения межгосударственных договоров и соглашений в области социального обеспечения их участники реализуют зафиксированные в Конвенциях МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (принцип равноправия граждан договаривающихся государств) и № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (учет трудового (страхового) стажа, полученного на территориях договаривающихся государств, при назначении пенсий и пособий), а также в пересмотренной Европейской социальной хартии (статья 12), международные стандарты социального обеспечения, а также формируют свои взаимоприемлемые стандарты, касающиеся условий предоставления видов социального обеспечения, круга лиц, подлежащих обеспечению.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Организация Объединенных Наций, 1994.
3. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т.Н. Женева: Международное бюро труда, 1991.
4. Соглашение стран СНГ от 6 июля 1992 года «О статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств» // Бюллетень международных договоров. 1994. № 9.
5. Федеральный закон от 30 марта 1998 года «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.
6. Федерального закона от 24 июля 1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». [Электронный ресурс] //Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.04.2016 г.). (дата обращения: 11.01.2017 г.).
7. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215.
8. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от б октября 2008 года № 1022-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 и пункта 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Документ опубликован не был. Содержится в ИПС «КонсультантПлюс».
9. Бюллетень международных договоров. 2020. № 4.С. 17-67.

Литературные источники:
10. Васильева Ю.В. Пенсионное право Российской Федерации. Пермь: ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», 2021. – 286 с.
11. Действующее международное право.Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 2020.С. 7-33.
12. Лукашук И.И., Лукашук О.И. Толкование норм международного права: Учебное пособие для вузов. М., 2022. - 511 с.
13. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Т. 1. М.: Волтерс Клувер, 2006. - 299 с.
14. Лушникова М.В., Лушников A. M. Курс права социального обеспечения. М.: Юстицинформ, 2022. – 422 с.
15. Мазитова И.Р. Некоторые вопросы системы национальных докладов по Европейской социальной хартии // Право и политика. 2021. № 5. С.12-21
16. Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов (по изданию 1904 года). Том 1 /Под ред.Л.Н. Шестакова. М., 2022. - 400 с.
17. Международное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. М.: Международные отношения, 2020. - 398 с.
18. Международное право: Словарь-справочник / Под ред.В.Н. Трофимова. М.: Инфра-М, 2022. - 229 с.
19. Международное право: Дипломатическая академия МИД России: Учебник/ Под ред.А. А. Ковалева, СВ. Черниченко. М.: Омега-Л, 2020. – 516 с.
20. Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. М.: БЕК, 2020. – 320 с.
21. Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Юрист, 2019. – 425 с.
22. Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебное пособие. М.: Юрист, 2022. – 501 с.
23. Тиунов О.И., Каширкина А.А., Морозов А.Н. Влияние норм международного права на развитие национального законодательства // Журнал российского права. 2020. № 6. С.22-29.
24. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. Общая часть. М.: БЕК, 2022. - 419 с.
25. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М.: Инфра-М, 2022. – 290 с.
26. Тихомиров Ю.А. Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права // Журнал российского права. №11.2022. - с.50-58.
27. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Издательство НОРМА, 2020. – 418 с.
28. Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Государство и право. 2019. № 12. - С. 98-104.
29. Ушаков Н.А., Энтин М.Л. Современный международный правопорядок // Международный порядок: политико-правовые аспекты / Под ред. Г.Х. Шахназарова. М.: Наука, 2022. - С. 77-83
30. Черняева Д.В. Международные стандарты труда (международное публичное трудовое право). М.: КНОРУС, 2020. – 409 с.
31. Чирков С.А. К вопросу о сохранении пенсионных прав работников-мигрантов, выехавших в государства - участники территориальных международных договоров // Трудовое право. 2022. №11. – С.56-64.
32. Чирков С.А. К вопросу о праве иностранных граждан и лиц без гражданства на Российскую пенсию // Трудовое право, 2022. № 8. - С.40-49.
33. Чирков С.А. Правовое регулирование пенсионного обеспечения лиц, выехавших на постоянное жительство за границу: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Москва, 2022. – 127 с.
34. Чумаков А.В. Европейские стандарты в области прав человека в российском уголовном процессе: Дис. канд. юрид. наук. СПб., 2022. – 200 с.
35. Федосеева Н.Н. Глобализация как общенаучный феномен: проблемы определения // Международное публичное и частное право. 2019. № 11. С.98-105.
36. Фрик О.В. Накопительный механизм в обязательном пенсионном страховании: правовые вопросы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Пермь, 2022. - 198 с.
37. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск: Изд-во ОмГУ, 2020. – 401 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ