Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Задачи и полномочия органов дознания

Работа №118764

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

уголовное процесс

Объем работы51
Год сдачи2020
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 История становления и развития органов дознания в России 8
1.1 Возникновение и эволюция органов дознания в дореволюционной России и в советский период Российской государственности 8
1.2 Система органов дознания в России на современном этапе 14
Глава 2 Компетенция органов дознания в российском уголовном процессе 22
2.1 Полномочия органов дознания при производстве дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно 22
2.2 Полномочия органов дознания при производстве дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно 33
Глава 3 Проблемы процессуальной деятельности органов дознания и пути их решения 37
Заключение 44
Список используемой литературы и используемых источников 48

Актуальность данной темы вызвана необходимостью изучения процессов, связанных с развитием, изменением, усовершенствованием деятельности органов дознания. По-прежнему одними из важнейших задач государства остаются обеспечение общественной безопасности, охрана общественного порядка, защита прав и свобод лиц, пострадавших от преступлений. Данные задачи помогают исполнять органы дознания. В настоящее время законодательная практика идет по пути сохранения и расширения деятельности органов дознания, появляются отдельные формы производства дознания, вносятся изменения в уголовно процессуальный кодекс.
Стоит отметить о влиянии Федеральных законов Российской Федерации от 5 июня 2007 г. No 87-ФЗ, от 6 июня 2007 г. No 90-ФЗ и от 24 июля 2007г. No 214-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ, которые стали наиболее эффективными для правоприменительной деятельности, были увеличены сроки производства дознания, введены новые субъекты судопроизводства- начальник подразделения дознания и начальник органа дознания, конкретизирована возможность окончания производства дознания в предусмотренные для него сроки и т.д. Эти изменения благоприятным образом отразились на статистических показателях расследуемых уголовных дел.
В тоже время возникает множество споров и вопросов относительно эффективности деятельности органов дознания. Можно также говорить о недостаточной проработанности и несовершенстве норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующего порядок, производство предварительного расследования в форме дознания.
Таким образом, основные направления деятельности органов дознания еще нуждаются в нормативном совершенствовании, что делает научные разработки по данным вопросам более актуальными.
Особенности процессуальной деятельности органов дознания изучали: О.В. Батищев, Д.В. Костин.
Огромный вклад в изучение института дознания внесли: А.А. Квачевский, С.В. Бородин, И.Я. Фойницкий, С.П. Щерба, Ю.Н. Белозеров, Р.М. Готлиб, Сергеев А.Б.
После принятия УПК РФ проблемой дознания занимались такие ученые как: А.В. Победкин, С.Н. Бурцев, А.В. Ковтун, В.М. Лукин, С.Л. Маслёнков.
Дознание в сокращенной форме анализировали следующие авторы: И.А. Попов, И.Г. Хисматуллин, А.Л. Аристархов, Д.В. Осипов, В.Н. Парфенов, Дворянкина Т.С., Качалова О.В.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства, возникающие в деятельности органов дознания.
Предметом исследования выступают нормы уголовно-процессуального права, регулирующие деятельность органов дознания.
Цель исследовательской работы заключается в исследовании задач и полномочий органов дознания, общей характеристике органов дознания, определении проблем, возникающих в деятельности органов дознания и путей их решения.
Для достижения заявленной цели поставлены следующие задачи:
- исследовать возникновение и эволюцию органов дознания в дореволюционной России и в советский период Российской государственности;
- рассмотреть систему органов дознания в России на современном этапе;
- проанализировать полномочия органов дознания при производстве дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно;
- проанализировать полномочия органов дознания при производстве дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
- выявить проблемы процессуальной деятельности органов дознания и пути их решения.
Методологической основой работы явилось сочетание общенаучных (анализ, синтез) и частно-научных: сравнительно-правового, историко-правового методов исследования.
Нормативную правовую основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, иные законодательные акты.
Теоретической основой исследования стали общие положения теории государства и права, уголовно-процессуального права, а также исследования ученых в области уголовно-процессуального права.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении исследования можно сделать следующее выводы.
Становление органов дознания прошло длинный путь. На сегодняшний день УПК РФ определяет органы дознания как государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
В соответствии с ч. 2 статьи 40 УПК РФ на органы дознания возлагаются: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, а также осуществление иных предусмотренных УПК РФ полномочий.
Органы дознания по делам, производство предварительного следствия по которым необязательно, возбуждают уголовное дело и проводят его дальнейшее расследование с особенностями, регламентированными гл. 32 и 32.1 УПК РФ. Данная форма предварительного расследования именуется дознанием. Как регламентирует УПК РФ, дознание — это упрощенная (ускоренная) форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Особенностью дознания является то, что оно осуществляется по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести. Дознание проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела.
В 2013 году введен новый вид предварительного расследования - дознание в сокращенной форме. Основная особенность этого вида дознания - освобождение органов дознания не только от обязанности проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим, его представителем, но и от проведения следственных и иных процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств произошедшего, сведения о которых были получены в ходе доследственной проверки сообщения (заявления) о преступлении. Срок проведения дознания в сокращенной форме не должен превышать 15 суток.
Согласно ч. 1 ст. 157 УПК РФ орган дознания вправе возбудить уголовное дело и произвести по нему неотложные следственные действия в случае обнаружения признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, не позднее десяти суток после возбуждения уголовного дела должен направить уголовное дело руководителю следственного органа. Дальнейшие следственные действия могут проводится по данному уголовному делу органом дознания только по поручению следователя.
Возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия органы дознания вправе также с учетом правил подследственности.
Неотложные следственные действия - это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих немедленного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ).
В ходе анализа задач и полномочий органов дознания были выявлены следующие недостатки, затрудняющие их деятельность:
Во-первых, наиболее эффективным будет расширение полномочий начальника подразделения таких как: утверждение итогового документа по окончании производства дознания, предоставления ему право отстранять дознавателя, с уведомлением прокурора, от дальнейшего производства предварительного расследования, в случае нарушения им требований уголовно-процессуального закона, продление срока рассмотрения заявления или сообщения о преступлении до 10 суток, самостоятельной отмены незаконного или необоснованного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного дознавателем, принятие решения о соединении уголовных дел, дача согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, на производство следственных действий, проведение которых требует судебного решения, поскольку начальник подразделения дознания (в отличии от начальника органа дознания и прокурора) имеет более тесную связь с процессуальной деятельностью дознавателя, проверяет материалы уголовного дела в процессе и по окончании производства дознания, осуществляет процессуальный контроль за его производством, а также вправе самостоятельно осуществлять расследование по уголовному делу.
Во-вторых, с внесением в уголовно-процессуальный закон изменений, закрепивших в качестве самостоятельного субъекта уголовно-процессуальных отношений, возникающих в связи с производством дознания, начальника органа дознания, актуальность приобрел вопрос определения объема полномочий указанного субъекта и их соотношения с объемом полномочий начальника подразделения дознания. Анализ соответствующих норм УПК РФ позволяет сформулировать прямо противоположные выводы в отношении, в частности, возможности личного производства дознания начальником органа дознания. Обращает на себя внимание также отсутствие нормативно-закрепленного процессуального порядка принятия начальником органа дознания решения по уголовному делу, переданному ему для утверждения обвинительного акта (обвинительного постановления). В связи с чем целесообразным является внесение изменений в статью 40.2 УПК РФ, направленных на конкретизацию полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания.
В-третьих, согласно ч. 3 ст. 226.4 УПК РФ потерпевший или его представитель вправе заявить ходатайство о прекращении производства дознания в сокращенной форме и о продолжении производства дознания в общем порядке в любое время до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Такое ходатайство подлежит удовлетворению лицом, в производстве которого находится уголовное дело. Однако, в итоге это приводит к тому, что дознаватель до конца рассмотрения уголовного дела в суде находится под «угрозой» возвращения уголовного дела в порядке статьи 237 УПК РФ. Решением данной проблемы было бы исключение из законодательных норм процедуру согласования с потерпевшим решения о производстве дознания в сокращенной форме, оставив ему право обжаловать постановление дознавателя в порядке ст. 125 УПК РФ. В крайнем случае, в главе 32.1 УПК РФ можно предусмотреть положение, в соответствии с которым согласие потерпевшего должно быть получено в письменной форме только один раз - на стадии удовлетворения ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме, при этом необходимо разъяснение ему последствий в случае принятия данного процессуального решения, а также предупреждения потерпевшего о невозможности его изменения в будущем.
В-четвертых, необходимо предусмотреть в главе 32.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей сокращенную форму дознания, обязательность уведомления подозреваемого, его защитника, потерпевшего, его представителя об окончании предварительного расследования по уголовному делу с составлением соответствующих протоколов, один из которых рассчитан на обвиняемого и его защитника, а другой - на потерпевшего и его представителя. Указанные условия уведомления участников уголовного процесса об окончании предварительного расследования по уголовному делу могут быть изложены как в ч. 3.1, так и в ч. 4 ст. 226.7 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. При этом часть 3.1 статьи 226.7 кодекса предлагаем отразить в таком виде: «Дознаватель уведомляет об окончании следственных действий обвиняемого, защитника, потерпевшего, его представителя, назначает время, в которое они могут явиться для ознакомления с уголовным делом, и разъясняет им право ознакомиться с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела, о чем составляется протокол».


1. Александров А.С., Сафин Р.Р., Юнусов Р.Р. К вопросу о создании сокращенной формы досудебного производства по уголовному делу // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. No 4. С. 264-265.
2. Апелляционное постановление Сызранского городского суда Самарской области No 10-7/2018 от 15 февраля 2019 г. по делу No 10-7/2018 // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 10.05.2020).
3. Аристархов А.Л. Трудности применения института дознания в сокращенной форме // Законность. 2016. No 12. С. 58-61.
4. Аширбекова. М.Т. О критериях дифференциации форм дознания // Сборник статей. Волгоград, 2013. С. 7-14.
5. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатетйный). М. : Проспект, 2017. 656 с.
6. Белоносов О.В. О современном состоянии уголовно-процессуального законодательства // Мировой судья. 2016. No 9. С. 22-27.
7. Елфимова Е.И. Пределы доказывания при производстве дознания в сокращенной форм // Сборник статей. Волгоград, 2013. С. 35-37.
8. Закон СССР от 25 декабря 1958 г. «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» // Ведомости ВС СССР. 1959. No 1, ст. 15.
9. Земскова А.В. Проблемы процессуального положения начальника органа дознания и дознавателя в Федеральной службе судебных приставов // Практика исполнительного производства. 2017. No 8. С. 60-64.
10. Карягина О.В. История становления института дознания в уголовном процессе России// Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2016. No 1. С. 65-67.
11. Кругликов А.П. Взаимодействие следователей и органов дознания по Уставу уголовного судопроизводства 1864 года // Российский следователь. 2005. No 1. С. 54-56.
12. Кругликов А.П. Начало предварительного следствия органом дознания как форма его взаимодействия со следователем // Уголовный процесс. 2006. No 2. С. 86-88.
13. Кругликов, А.П. Дополнение УПК РФ новой главой о дознании в сокращенной форме и некоторые проблемы дифференциации уголовного судопроизводства / А.П. Кругликов // Российская юстиция. 2013. No 7. С. 45-50.
14. Лазарева В.А., Ярыгина Л.А. Сокращенная форма дознания: предмет и пределы доказывания // Уголовное судопроизводство. 2017. N 3. С. 20-26.
15. Лантух Н.В. Концепция судебной реформы 1991 года и современный УПК РФ: Достижения и проблемы // Юридический вестник Самарского университета . 2016 г. С. 77-85.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ