Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Особенности изменения пищевой промышленности в Российской Федерации 7
1.1 История мирового фаст-фуда, как основная часть предприятий общественного питания 7
1.2 Исторический опыт развития общественного питания в Российской Федерации 15
Глава 2 Современное состояние отрасли общественного питания на примере ООО «Макдоналдс» 25
2.1 Процесс обслуживания и производства на предприятии быстрого обслуживания ООО «Макдоналдс» 25
2.2 Изменения структуры персонала и характеристика системы оплаты труда на предприятии ООО «Макдоналдс» 32
Заключение 37
Список используемой литературы и используемых источников 40
Приложение А Адреса подразделений 43
Приложение Б Общий анализ качества обслуживания 44
Приложение В Схема управлений 45
Приложение Г Интервью с А. Маштаковым 46
Приложение Д Контрольный лист наблюдений 48
Актуальность темы исследования связана со значительным распространением организаций общественного питания и заключается в изучении истории появления предприятий быстрого питания и развития на территории Российской Федерации. Посещение предприятий быстрого обслуживания в современном мире является потребностью людей, которые не готовы жертвовать свободным временем в пользу приготовления пищи дома или делать выбор в пользу авторских блюд. В связи с этим возникает необходимость подробного изучения индустрии общественного питания в условиях развития пищевой промышленности.
Объект исследования - история пищевой промышленности Российской Федерации (1991-2019 г.)
Предмет исследования - условия развития пищевой промышленности.
Хронологические рамки исследования охватывают 1991-2019гг. Именно этот период начинается со значимого события распада СССР и заканчивается всероссийской переписью населения в 2019 г. В этот промежуток времени происходит видный скачок в развитии индустрии общественного питания.
Вклад в изучение проблемы истории развития общественного питания в России внесли Е.А. Малышкина, Е.В. Долгих, А.В. Заздравных, И.И. Захарова, Р.В. Крылова, М.Д. Магомедов, Е.В. Михалева, Г.С. Парыгина, Д.А. Попов, Е.А. Ренев. Но остается потребность в более подробном анализе истории развития предприятий общественного питания в Российской Федерации компании «Макдоналдс».
Целью исследования являются направление развития пищевой промышленности в Российской Федерации.
В целях достижения поставленной цели были сформулированы задачи работы:
• рассмотреть процесс образования и формирования предприятий быстрого питания в мире на примере компании «Макдоналдс», а также в Российской Федерации;
• проанализировать современное состояние отрасли общественного питания на примере ООО «Макдоналдс»;
• изучить специфику организации процесса обслуживания и производства предприятия ООО «Макдоналдс»;
• освоить информацию изменения структуры персонала и характеристику оплаты труда на предприятии общественного питания ООО «Макдоналдс».
Источниковой базой исследования послужили «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и их требования» [3], «ГОСТ Р 55889-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Система менеджмента безопасности продукции общественного питания» [4]. Статистические данные, использованные в данной работе - сборники Народное хозяйство в СССР [15]-[16]-[17]-[18]-[19], Регионы России. Социально-экономические показатели: статистический сборник 2012 г. [24], Российский статистический ежегодник. 2020 г. [25], Публицистское издание Крок, Р. Андерсон, «McDonald's. Как создавалась империя» [10], которое указано в работе, является ресурсом для изучения истоков появления понятия «фаст-фуд» и зарождения одной из крупной компании «Макдоналдс».
Методы исследования. Исследование опирается на основные принципы исторического исследования:
• принцип историзма используется при анализе экономического, социального развития пищевой промышленности с 1991-2019 года. Этот период связан со становлением предприятий быстрого обслуживания. Проанализированы составляющие и последствия возникновения лидера в индустрии общественного питания компании Макдоналдс» на территории Российской Федерации;
• принцип объективизма содействует рассмотрению разносторонних точек зрения, позволяет взглянуть на тему исследования с различных сторон и на этой основе сделать необходимые выводы;
• принцип системности дает возможность анализировать общественное питание и его изменения в Российской Федерации как составную часть социальных и экономических процессов.
Статистический метод анализа источников разрешает отразить объем количественных показателей предприятий общественного питания на территории Российской Федерации.
Новизна работы заключается в том, что данная исследовательская работа дает не только глобальное и представление об истории общественного питания, но и более широкое об организации конкретного предприятия быстрого обслуживания.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Исследование развития пищевой промышленности в Российской Федерации в период с 1991 г. по 2019 г. на основе источников и соответствующей литературы позволило прийти к следующим выводам и наблюдениям.
При решении задачи рассмотрения процесса образования и формирования предприятий быстрого питания на примере компании «Макдоналдс» в работе был проведен анализ возникновения сначала в США компании «Макдоналдс», во главе которой находился Рей Крок. Именно с этим именем связана идея создания единой сети ресторанов с едой высокого качества и одинаковыми методами ее приготовления. Концепция работы, которая заключалась в преимуществах компании «Макдоналдс» - улучшение продукции, налаживание определенной системы работы с поставщиками, совершенствование зданий ресторанов, создание штата для обучения франчайзи и осуществления контроля за деятельностью ресторанов на местах.
Важным для исследования является открытие первого ресторана «Макдоналдс» в Москве на Пушкинской площади 30 января 1990 года. Московский ресторан в первый же год работы обслужил 50 миллионов человек - американский ресторан обслуживает столько народу за тридцать лет. Никто не знал, что 26 декабря 1991 года рухнет коммунистическая система, СССР прекратит существование и страну поразит серьезный дефицит продовольствия. Все это время московский «Макдоналдс» продолжал обслуживать своих клиентов. Компания развивается, в Российской Федерации распахивают свои двери рестораны с обслуживанием «Макавто», в 1995 году создается благотворительный фонд «Дом Роналда Макдоналда», который оказывает помощь нуждающимся детям.
Приведенные статистические данные в работе, касающиеся организаций общественного питания в 1991 г. и 2019 г. позволяют установить, что на протяжении данного периода заведения общественного питания увеличивают с каждым годом валовую прибыль и товарооборот. Так же повышается количество сотрудников, работающих в этой сфере. Индустрия общественного питания энергично занимает свободные площадки для реализации своего объема услуг, тем самым развиваясь на территории Российской Федерации.
В советский период сложились устойчивые типы предприятий общественного питания - столовые, фабрики, кухни, чайные, закусочные, буфеты, рестораны, домовые кухни, заготовочные. Большая часть из них принадлежали государству и по функциональности это были социалистические предприятия.
В ходе исследования удалось понять, что с 1991 г. по 2019 г. сети общественного питания постепенно меняют концепцию работы. В многоликую сферу общественного питания входят предприятия отличных форматов мировых и национальных сетей с конкретными стандартами и процессом логистики, качества обслуживания и производства. Важно отметить, что повышается уровень профессиональной подготовки сотрудников общепита, укрепляется мотивация к труду и желания развиваться в данной сфере. Люди, работающие в общепите, нацелены на достижение профессиональных целей для материального блага и повышения по карьерной лестнице.
ООО «Макдоналдс» в 2019 году - это лидер быстрой еды, который оттеснил национальные предприятия быстрого питания в Российской Федерации.
Собственные наблюдения и изучение работы предприятия быстрого обслуживания «Макдоналдс» 25127 Ново-Вокзальная, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 325А, позволяют сделать следующие выводы:
• действительно большое внимание уделяют соблюдению санитарно-гигиеническим нормам при приготовлении продукции, поэтому вероятность отравления в данных условиях очень мала;
• важным приоритетом в работе «Макдоналдс» является дружелюбное и уважительное отношение к гостям;
• предприятие отслеживает уровень обслуживания по оставленным отзывам гостей, на основе которых улучшает свою работу;
• компания способствует развитию своих сотрудников, помогает вырасти до руководящей должности из начальной должности работника;
• в каждом ресторане «Макдоналдс» действующими руководящими должностями являются директор, ассистенты директора, сменный техник и специалист отдела кадров;
• в работе с кадрами компания руководствуется Трудовым кодексом Российской Федерации и Уставом ООО «Макдоналдс»;
• имя «Макдоналдс» и то, что за ним стоит, открывает множество дверей для роста компании и сотрудников, делает значительный вклад в развитие индустрии общественного питания.
Таким образом, в дипломной работе проведен исторический анализ развития пищевой промышленности в Российской Федерации с 1991 по 2019 г. Он позволяет утверждать, что появление предприятий быстрого обслуживания - это предоставление потребителям быстро приготовленных блюд хорошего качества и новый формат оптимизированного обслуживания, которое раньше не встречалось в России.
1. Антонова А. Б., Пятковская Е. Ю. Разработка методики оценки качества услуг предприятий быстрого обслуживания // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. №2. С. 137-143.
2. Богуславский И. Н. Американский успех: Люди и символы. М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. 252 с.
3. ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и их требования. М. : Стандартинформ, 2014. 13 с. [Электронный ресурс]. URL: https://gost-30389-2013-catering-services-catering- classification-and-general-requirements.pdf (дата обращения: 01.01.2022).
4. ГОСТ Р 55889-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Система менеджмента безопасности продукции общественного питания. М. : Стандартинформ, 2015. 51 с. [Электронный ресурс]. URL: 4293764775.pdf (дата обращения: 01.01.2022).
5. Джум Т. А. Современные формы обслуживания в ресторанном бизнесе: Учебное пособие. М. : Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 528 с.
6. Долгих Е. В. К истории повседневности: развитие общественного питания в России в XVI-XX вв. // Вестник Московского университета. 2019. №2. С. 17-63.
7. Захарова И. И., Крылова Р. В. История развития заведений фастфуда в России // Инновационная наука. 2016. № 3-1. С. 98-102.
8. Ильющенко Д. В. Общественное питание в СССР в 1941-1965 гг.: вектор - эволюции // Молодой ученый № 2. 2015. № 82. С. 402-406.
9. Крок Р. А. McDonald's. Как создавалась империя / Пер. с англ. С. Кривошеиной М. : Альпина Паблишер, 2012. 234 с. [Электронный ресурс]. URL: https://kniga.biz.ua/pdf/1234-McDonald's.pdf (дата обращения: 01.01.2022).
10. Лав Д. Ф. McDonalds. О чем молчит БИГМАК? / Пер. с англ. А. Куряевой. М. : Эсмо, 2007. 542 с.
11. Макдоналдс в России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://mcdonalds.ru/ (дата обращения: 01.01.2022).
12. Малышкина Е. А. Становление и развитие империи McDonalds // Социально-экономические явления и процессы.2008. № 4. С. 59-62.
13. Магомедов М. Д., Заздравных А. В., Афанасьева Г. А. Экономика пищевой промышленности: учебник. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. 232 с.
14. Михалева Е. В., Ренев Е. А. История развития технологии и техники пищевых производств: учеб. пособие для студентов вузов. Пермь : Изд-во, 2017. 125 с.
15. Народное хозяйство в СССР в 1990 г. : Статистический ежегодник. [Электронный ресурс]. URL: https://istmat.org/files/uploads/433/ narodnoe_hozyaystvo_sssr_v_1990_g.pdf (дата обращения: 01.01.2022).
...